Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

«Размышления у парадного подъезда» Николай Некрасов

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти»,- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Хрестоматийное стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Николаем Некрасовым в 1858 году, став одним из многочисленных произведений, которые автор посвятил простому народу. Поэт вырос в родовом имении, однако из-за жестокости собственного отца очень рано понял, что мир делится на богатых и бедных Некрасов и сам попал в число тех, кто вынужден был влачить полунищенское существование. Так как был лишен наследства и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно с 16 лет. Понимая, каково приходится простым крестьянам в этом бездушном и несправедливом мире, поэт в своих произведениях регулярно обращался к социальной тематике. Больше всего его угнетал тот факт, что свои права крестьяне не умеют отстаивать и даже не знают, на что именно могут рассчитывать по закону. В итоге они вынуждены превращаться в просителей, судьба которых напрямую зависит даже не столько от прихоти высокопоставленной особы, сколько от настроения обычного швейцара.

В одном из домов Санкт-Петербурга просители бывают особенно часто, ведь здесь живет губернатор. Но попасть к нему – задача не из легких, так как на пути просителей, обутых « в самодельные лапти», стоит грозный швейцар. Именно он решает, кто достоин встречи с чиновником, а кого следует гнать в шею, даже несмотря на скудное подношение. Подобное отношение к просителям является нормой, хотя крестьяне, наивно веря в миф про доброго барина, винят во всем его прислужников и уходят, так и не добившись справедливости. Однако Некрасов понимает, что проблема кроется не в швейцарах, а в самих представителях власти, для которых нет ничего слаще, чем «упоение властью бесстыдною». Таких людей не страшат «громы небесные», а все земные проблемы они легко решают силой собственной власти и денег. Нужды же простых людей подобных чиновников совершенно не интересуют, и на этом пот акцентирует внимание в своем стихотворении. Автор возмущен тем, что в обществе существует подобная градация, из-за которой добиться справедливости без денег и высокого социального статуса невозможно. Более того, русский мужик является для такого чинуши постоянным источником раздражения и поводом для гнева. Никто не задумывается над тем, что именно на крестьянах и держится все современное общество, которое не в состоянии обойтись без бесплатной рабочей силы. Тот факт, что все люди по определению рождаются свободными, умышленно утаивается, и Некрасов мечтает о том, что когда-нибудь справедливость все же восторжествует.

Н. А. Некрасов — единственный русский поэт, который полностью посвятил своё творчество теме народа. Он рисовал горькую крестьянскую долю, суровую жизнь крепостных.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» относится к позднему периоду творчества поэта, когда для него стало характерно не только изображение трагической судьбы русского народа, но и размышления о способах облегчения его участи. Многие произведения Некрасова насыщены социальным подтекстом, призывающим народ бороться за своё освобождение. Это стихотворение тоже является таким примером.

  • История создания

Сюжетная основа стихотворения — реальный факт. Из окна своей петербургской квартиры на Литейном проспекте поэт однажды увидел, как от дома напротив, где жил могущественный министр М. Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян. Парадный подъезд стал для Некрасова символом российского государства, а крестьяне-ходоки — представителями всей бесправной крестьянской России. Само название произведения тяготеет к высокому жанру ломоносовской оды и является художественным обобщением.

  • Жанровые и композиционные особенности стихотворения.

Стихотворение объединяет в себе жанровые признаки элегии (стихотворение медитативного содержания, философское раздумье, проникнутое настроениями грусти, светлой печали; чаще всего написано от первого лица) и сатиры (произведение, в котором язвительно обличаются явления действительности).

Композиционно в произведении выделяются три части. В первой дается описание парадного подъезда в торжественные дни. Во второй части — описание парадного подъезда в обычные дни и изображение русских мужиков-просителей. В третьей части дан образ знатного вельможи и обращение лирического героя к « владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и ко всему русскому народу. Все эти обращения остаются без ответа, представляя собой лишь размышления лирического героя. Однако произведение включает в себя также жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и народной песни.

Картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням» представляет собой сатирическое описание:

… Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав своё имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

  • Образы мужиков у парадного подъезда

Парадный подъезд «в обычные дни» изображается уже нейтральными интонациями. Просителями здесь выступают «прожектёры» , «искатели мест», «преклонный старик », «вдовица », приходят и уходят « курьеры с бумагами ». Но однажды лирический герой увидел иных просителей — русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Вероятно, они проделали тяжелый и долгий путь, чтобы найти правду в Петербурге. За частным случаем поэт видит глубину народной трагедии. Образ крестьян — центральный образ стихотворения. Он
является собирательным, обобщённым. Не случайно автор называет крестьян « пилигримами », то есть библейскими паломниками, которые ищут правды. Этот образ усилен мотивом палящего солнца. Некрасов даёт развёрнутый портрет крестьян:

… некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Нищета и непосильный труд — главные условия их жизни. А на лицах мужиков застыло «выраженье надежды и муки». Они не осуждают швейцара, не пустившего их на порог «Суди его Бог!»), а лишь безнадёжно разводят руками и уходят. Положенный в основу композиции принцип антитезы, даёт возможность противопоставить участь крепостных крестьян и жизнь владельца роскошных палат, который «не любит оборванной черни». В то время как убогие просители стоят у дверей, он ещё спит. Персонаж этот изображён сатирически. Жизнь его — «вечный праздник».

Ценности его — волокитство, обжорство, игра. Судьба народа его нисколько не волнует. По гневным интонациям эта часть стихотворения напоминает памфлет:

… Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовёшь;
Без него проживёшь ты со славою
И со славой умрёшь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни …

  • Лексика стихотворения

Любопытна лексика, которую использует здесь автор. Щелкоперами в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступавшихся за народные интересы. Также здесь употреблено выражение « аркадская идиллия » , Аркадия — это область в Древней Греции, которая, по преданию, была населена беззаботными пастухами и пастушками.

Этот образ нужен Некрасову, чтобы подчеркнуть контраст между господской идиллией и тяжёлым положением народа. Прототипами образа «владельца роскошных палат» стали министр государственных имуществ М. Н. Муравьёв, которого впоследствии за зверства
при подавлении восстания в Польше в 1863 году прозвали Муравьёв-вешатель, и князь А. И. Чернышов,насаждавший при Николае I палочную дисциплину в армии. Именно Чернышов доживал свою жизнь «под пленительным небом Сицилии» .

От образов измученных дорогой мужиков-просителей Некрасов переходит к обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Художественное пространство стихотворения расширяется. Частный случай чиновничьего произвола перерастает в масштабную картину народных страданий: «Назови мне такую обитель, / Я такого угла не видал, / Где бы сеятель твой и хранитель, /
Где бы русский мужик не стонал?»/

Используя приём гиперболы, Некрасов сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:

Волга! Волга! .. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля …

Звучание стихотворения приобретает песенную интонацию. Здесь есть и повторы, характерные для народной песни (стонет он … стонет он), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Но и песни русского народа представляют собой один непрерывный стон: «Этот стон у нас песней зовется».

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» является программным произведением Некрасова. Ведь в нем отражается та непростая участь, которая выпадает на долю простых людей, для которых двери чиновничьих домов всегда оказываются закрытыми. Некрасов всегда был ближе к простому народу, чем другие поэты. И этот реализм выражается наиболее полно в данном стихотворении.

Форма и жанр произведения

Анализ «Размышлений у парадного подъезда» учащийся может начать с указания на жанр стихотворения. На него прямо указывает название произведения: по своему способу изложения оно представляет собой рассуждение. Однако оно является рассуждением не логическим, а художественным. Основная мысль произведения не высказана прямо, на определенные размышления читателя может натолкнуть прочтение стихотворения. Но и сами «основания» для этих выводов не даются в форме конкретных умозаключений. Читатель видит их в форме описанных поэтом художественных картин.

В анализе «Размышлений у парадного подъезда» школьник может подчеркнуть: само название произведения может вызвать в воображении читателя определенную картину. Читатель может «видеть» лирического героя произведения, который высказывает вслух наполняющие его ум размышления. Все стихотворение и построено в форме скрытого диалога. Иными словами, это разговор с «молчаливым» собеседником. Это определяет также и другие особенности произведения, к примеру его синтаксис, наличие риторических вопросов, восклицаний. Данный факт также можно указать в анализе стиха «Размышления у парадного подъезда». Непосредственные «размышления» рассказчика стихотворения предваряет описание парадного подъезда в торжественные дни. Однако уже со второй строки появляется напряженность, которая переходит в откровенную иронию лирического героя.

Анализ «Размышлений у парадного подъезда»: эпитеты и ирония поэта

Это настроение выражается эпитетом «холопский», который сочетается с метафорой «недугом». В отношении стиля данные приемы контрастируют с торжественной лексикой первой строфы. Анализ «Размышлений у парадного подъезда» показывает: ирония автора еще больше усиливается с помощью слова «гости». Ведь дальше подъезда швейцар не пускает тех, кто пришел к этой парадной. И завершается поэтическая характеристика гостей убийственным восклицанием лирического героя: «В том их призвание!». Оно заключается в том, чтобы страдать от «холопского недуга».

В анализе стихотворения «Размышления у парадного подъезда» школьник может упомянуть, что даже описание тех «убогих лиц», посещающих парадный подъезд в непраздничные дни, дается автором в слегка смягченном тоне. В нем уже нет иронии, хотя и сочувствия пока не наблюдается. В экспрессивном отношении та характеристика «убогих лиц», которую дает Некрасов, является переходом к следующей сцене. Здесь речь идет о мужиках, которых автор изображает с явным состраданием.

Вся сцена, которая имеет место у этого подъезда, толкает на горькие размышления о том, какая судьба постигла народ, и в чьих руках вообще она находится. Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» показывает: данные рассуждения оформлены поэтом в виде обращения лирического героя к вельможе, родной земле. С одной стороны, рассказчик высказывает иронию; но с другой, его произведение наполнено сочувствием. В дальнейшем сочувствие к мужикам переходит в сострадание к русскому народу.

Художественные средства

Произведение написано двумя размерами - трехстопным и четырехстопным анапестом. Рифмовка в стихотворении присутствует трех видов: перекрестная, кольцевая, а также парная. Анализ стиха Некрасова «Размышления у парадного подъезда» должен содержать в себе и перечисление тех средств художественной выразительности, которыми пользовался поэт. Это различные приемы: эпитеты («солнце пурпурное», «убогие лица»), фразеологизмы («аркадская идиллия»), риторические вопросы, обращения. Можно также найти и лексику, принадлежащую к высокому художественному стилю («пилигримы», «почил», «отчизна»).

История создания

Подготавливая анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, учащийся может указать, что основой для написания этого стихотворения послужила реальная история, которая случилась на глазах у Некрасова. Окна той петербуржской квартиры, в которой он жил, как раз выходили на парадный подъезд одного из тогдашних чиновников, министра Н. Муравьева. За кровавую расправу над польскими повстанцами в 1863 году он получил прозвище «вешатель». И во время больших праздников поэт мог наблюдать, как богатые кареты подъезжали к этой парадной. Они поздравляли Муравьева, также расписываясь в специально предназначенной для этого книжке, хранившейся у швейцара.

В будние дни же Некрасов видел, как со слезами на глазах к этой парадной приходили бедные просители - простые люди. Это были вдовы и сироты. Однажды поэт стал свидетелем ужасной сцены: дворник и городовой гнали от этого дома посетителей, прошедших, вероятно, очень долгий путь. Подробный анализ «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, проводимый школьником, может содержать в себе и эту информацию. Ходоки-просители из дальних мест были большой редкостью в то время. И лишь только очень большая потребность и совершенно беспросветная нищета могли бы заставить пройти людей огромные расстояния.

Сцена, наблюдаемая поэтом из окна

В анализе стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» можно указать: об увиденной поэтом сцене свидетельствуют воспоминания супруги поэта, А. Я. Панаевой. Она пишет о том, что в один из дождливых осенних дней явились к дому крестьяне. Швейцар, подметавший лестницу, прогнал их. Тогда крестьяне попытались укрыться от дождя за выступом подъезда. Там они стояли, переминаясь с одной ноги на другую и дрожа от холода. Супруга рассказала поэту об увиденном. Некрасов подошел к окну как раз в тот момент, когда швейцар прогонял людей. Тогда поэт быстро отошел от окна и лег на диван. Через час он уже прочел супруге свое стихотворение.

Несчастье людей, которое не могло оставить равнодушным Некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» демонстрирует еще раз, что угнетение, которое увидел поэт, потрясло его до глубины души. Так и родился замысел стихотворения. В течение длительного времени по причине цензуры напечатано оно быть не могло, и потому распространялось только лишь в рукописном виде. И в данном произведении муза поэта, которую сам Некрасов именовал «Музой гнева и печали», стала говорить без смущения уже в полный голос. Эта зарисовка стала настоящим приговором поэта действующей тогда власти. Ведь вельможа, обязанностью которого является служение людям, забота об интересах народа, спит. Его совершенно не интересует, какие несчастья и горести приходится переживать простым людям.

Безразличие чиновников

Между тем этот вельможа является, возможно, последней надеждой для этих просителей. Он абсолютно не испытывает страха перед наказанием небес, ведь в его распоряжении находится «кара земная». Его никак не трогает та безнадежность, в которой оказались его просители. Основной прием, который используется в этом произведении Некрасовым - антитеза. В анализе «Размышлений у парадного подъезда», кратко проводимом учащимся, можно подчеркнуть: поэт мастерски использует в произведении данный прием. Все стихотворения является противопоставлением идиллического существования вельможи и бедности голодных крестьян, от скромного дара которых отказывается даже швейцар.

Есть ли на Руси «вольготное» место для простого народа?

Лирический герой размышляет о том, возможно ли найти хотя бы небольшой клочок земли, где жизнь его могла бы быть «вольготной». Но такого уголка на просторах родины нет. Олицетворяет «народное горе» непосильный труд бурлаков, которым приходится тянуть по мелководью тяжелые корабли. И этот всенародный плач не может оставить равнодушным поэта. Найдет ли русский народ в себе силы сбросить это ярмо, начать новую жизнь? Некрасов не дает ответа на этот непростой вопрос в своем стихотворении.

«Размышления у парадного подъезда»: анализ по плану

Если школьник получил подобное задание по литературе, то анализ произведения Некрасова можно провести в соответствии со следующими пунктами:

  1. Автор стихотворения, название.
  2. Как было создано произведение (описать случай, увиденный Некрасовым).
  3. Тема (непростая судьба, которая постигла простых людей на Руси), основная мысль (у простого народа никогда не выйдет пройти в этот богатый подъезд).
  4. Композиция произведения (данное стихотворение состоит из трех частей).
  5. Лирический герой (у поэта он обладает такими качествами, как честность, близость к народу).
  6. Художественные средства (это антитеза, гипербола, эпитеты и другие приемы).
  7. Что думает учащийся об этом произведении.

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано Н.А. Некрасовым в 1858 году. Впервые оно было напечатано в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было. А.И. Герцен опубликовал его с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» . В официальной печати появилось лишь спустя пять лет со дня написания. Сохранилось свидетельство жены Некрасова, А.Я. Панаевой, о том, как создавалось это произведение. Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н. Муравьева, и Некрасов, вероятно, именно там мог наблюдать эти сцены. Вот как Панаева вспоминает об одном случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда» .
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его – трагическая судьба русского народа. Стихотворение включает в себя многочисленные обращения лирического героя – к одному из персонажей («владельцу роскошных палат»), к родной земле, к Волге, к русскому народу. Все они остаются без ответа, представляя собой лишь односторонний диалог, раздумья героя. Однако произведение синтезирует, кроме того, жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и песни.
В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. В первой части дана картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням». Это часть представляет собой сатирическое описание.


Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!

Вторая часть рисует парадный подъезд «в обычные дни». Здесь уже тон лирического героя становится нейтральным, ирония уступает место спокойным интонациям. Просителями здесь выступают «прожектеры», «искатели мест», «преклонный старик», «вдовица», приходят и уходят «курьеры с бумагами». Далее герой рассказывает о том, как увидел там однажды иных просителей – русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Помолившись на церковь, они обращаются к швейцару с просьбой пропустить их и предлагают ему «скудную лепту». Выражение «надежды и муки» запечатлено на их лицах. Вероятно, они проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. Однако швейцар остается безучастным, ходоки кажутся ему жалкими оборванцами:


Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Образ крестьян – центральный образ этого стихотворения. Образ этот является собирательным, обобщенным. За группой мужиков предстает как бы вся деревенская Русь. В стихотворении появляются высокие, эпические интонации. Ирония, объективная описательность – все это уступает место горячему сочувствию, искренней симпатии. В крестьянах герой видит библейских паломников, ищущих правды. Эта тема усилена мотивом палящего солнца. И на первый план здесь уже выходит мотив греха и возмездия, подготавливая, таким образом, содержание третьей части стихотворения:


И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

Образ «владельца роскошных палат» в третьей части противопоставлен образу страдальцев-крестьян. Персонаж этот изображен в сатирико-одической манере. Жизнь его представляет собой «вечный праздник», безмятежный сон, «аркадскую идиллию». Ценности его – волокитство, обжорство, игра. Судьба народа не волнует его:


Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ?

По силе сатирического обличения, по гневным, возмущенным интонациям эта часть стихотворения напоминает нам памфлет:


И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

В заключительной части Некрасов от образов измученных дорогой русских мужиков-просителей переходит к широкому, обобщенному образу – образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной :


Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Используя прием гиперболы, лирический герой Некрасова метафорически сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:


Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…

Все звучание этой части определяет песенная интонация. Здесь есть и повторы («стонет он… стонет он»), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Музыкальность определяется и самим выбором тем – «родная земля», «Волга».

Заканчивается стихотворение мучительным раздумьем о судьбе русского народа, о его возможностях:


Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?

Композиционно в произведении выделяются три части. Первая часть – описание парадного подъезда в торжественные дни. Вторая часть – описание парадного подъезда в обычные дни, изображение странников, русских мужиков-просителей. Третья часть включает в себя обрисовку образа знатного вельможи, а также обращения героя – к «владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и к русскому народу.
В стихотворении сочетается трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка – перекрестная, кольцевая и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («убогие лица», «под пленительным небом», «солнце пурпурное»), метафору и антитезу («Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках»), анафору («Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?»), риторические вопросы и обращения («Эй, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»), синтаксический параллелизм («Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…»), бессоюзие и ряды однородных членов («Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…»), фразеологизмы («аркадская идиллия», «Свету божьего солнца не рад»), афористическую фразу («Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь»). В стихотворении мы находим слова и выражения высокого стиля («пилигримы», «скудная лепта», «похоронная тризна», «отчизна», «почил»). Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Записав свое имя и званье», «Волга! Волга! Весной многоводной…») и ассонанса («Стонет он по полям, по дорогам…»).
«Размышления у парадного подъезда» – это программное произведение поэта. Русский народ – это центральный образ всего его творчества. Критики отмечали, что отношение Некрасова к народной жизни было реальнее всех остальных поэтов. И это не реальность Пушкина, не реальность Кольцова, не реальность Мея. Это «нечто свое, совершенно особенное, чисто индивидуальное… – проникновение в самую сущность народной жизни со стороны ее насущных потребностей и затаенных, незримых страданий»

Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

(Н.А.Некрасов)

Цели урока:

1) образовательные:

    Проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

    Обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова.

2) развивающие :

    Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

    Развитие логического и абстрактного мышления.

3) воспитательные:

1. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке, личности.

2. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока : комбинированный.

Методы : словесный (элементы лекции, беседа, сообщения, чтение наизусть), аналитический (анализ произведений, художественных средств), демонстрационный (метод наглядности) (использование презентации, художественный текст).

Структура урока:

I . Орг.момент

II . Опора на пройденный материал

III . Работа по теме (анализ стихотворения)

IV . Обобщение материала.

V . Подведение итогов.

VI

Ход урока

I . Орг.момент . Сообщение темы и цели урока (проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда»; обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова). Обращение внимания учащихся на эпиграф урока.

II . Опора на пройденный материал. Звучит песня «Вниз по матушке, по Волге», слайд №1 с изображением Волги. Затем слайд №2 с репродукцией Репина «Бурлаки на Волге».

Слово учителя:

Почему мы начали урок народной песней о Волге, с демонстрации картины Репина?

(Предполагаемые ответы учащихся: потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)

Каковы эти впечатления? (Воспоминания детства Некрасова были омрачены жестоким характером отца, армейского офицера и ярого крепостника, его разгулами и хладнокровным, отношением как к родным, так и к крестьянам, вверенным ему в собственность. Так что о несправедливости в мире будущий поэт узнал очень рано. Порой маленького Некрасова гнала из дома удушливая атмосфера тиранства и насилия, поэтому он часто гулял по берегам Волги, любуясь ее просторами. Именно там ему не раз приходилось наблюдать вереницы бредущих вдоль кромки воды бурлаков, изможденных тяжелым физическим трудом).

Слайд №3 - портрет отца писателя.

Слово учителя: Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А. Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Об этом нам расскажет наш докладчик.

Слово докладчика: (о тернистом пути поэта к славе, о попытках поступить в университет в Петербурге, о мести отца за непослушание, о нужде, о голоде, о творчестве, о том, что вдохновляло Некрасова на творчество – о несправедливом отношении к народу в нашей стране. Все это черпал он из окружающей жизни)

Слайд №4 – виды бедных кварталов Петербурга

Звучит чтение наизусть стихотворения «Вчерашний день часу в шестом»

Слайд №5 – изображение экзекуции крестьян.

Слово учителя: Встреча с кем оказалась решающей в судьбе Некрасова?

Предполагаемые ответы учащихся (встреча с великим и уже известным на тот момент литературным критиком В.Г.Белинским).

Слайд №5 – портрет В.Г.Белинского.

Слово учителя: именно Белинским были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» И я передаю слово следующему докладчику.

Слово докладчика: (о благословлении Белинским Некрасова, о помощи, которая была оказана, о том, что именно с легкой руки Белинского начался путь становления Некрасова-Поэта, о возрождении Некрасовым забытого всеми журнала «Современник», о его работе главным редактором журнала, о нелегкой судьбе редакции.

Слово учителя: Итак, Некрасов талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Мы с вами читали некоторые его произведения, пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного в 1858 году.

Чтение стихотворения учителем ( Приложение 1) .

Слово учителя: Перед вами план анализа стихотворения. Давайте приступим к работе вместе. (План анализа – приложение 2 )

III . Работа по теме (анализ стихотворения).

Предполагаемые ответы: композиционной особенностью произведения является возможность разделить его на три части. Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа. Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни. Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.

Предполагаемые ответы: будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.

Помощь учителя (разъяснение происходившего в XIX веке, распространенного ритуала чинопочитания): в праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

Слово учителя: найдите строчки, подтверждающие это:

Предполагаемые ответы :

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.

Предполагаемые ответы: простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

Предполагаемые ответы: вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности - служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.

Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

В этих строчках звучит ИРОНИЯ (это насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий).

6. Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?

Предполагаемые ответы: контраст – это прием резкого противопоставления.

В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян («загорелые лица и руки…армячишка худой на плечах…кровь на ногах…самодельные лапти») противопоставлены друг другу.

Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа (Что тебе эта скорбь вопиющая, / Что тебе этот бедный народ? / Вечным праздником быстро бегущая / Жизнь очнуться тебе не дает…», «И несу эти люди безвестные / Неисходное горе в сердцах».

Предполагаемые ответы: прием контраста использован поэтом в стихотворениях «Тройка» и «В дороге» Например, изображение счастливой семейной жизни молодой красивой девушки с любимым человеком и прискорбное существование, которое готовит ей судьба на самом деле, потому что героиня рождена крестьянкой (стихотворении «Тройка»);

Или картины «жизни в достатке» жены ямщика, которую «господа» ради забавы с малолетства воспитали вместе со своей дочерью «всяким барским проделкам и штукам» и описание последующего существования, а верее, ВЫЖИВАНИЯ бедной женщины в условиях тяжелых условиях крестьянской жизни, потому что «не нужна-ста в дворянстве холопка!»

Слайды №7, №8 – иллюстрации к произведениям.

С чем ассоциируется у него народ? Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?

Предполагаемые ответы: стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.

Предполагаемые ответы: стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?...» Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.

Слайд №9 – иллюстрации к стихотворению «Размышление у парадного подъезда».

IV . Обобщение материала.

Слово учителя: у стихотворения «Размышления у парадного подъезда» интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. На ваших столах лежит эта история, написанная от первого лица. Прочтем ее.

Слайд №10 – портрет А.Я.Панаевой и А.И.Герцена

История создания стихотворения (приложение 3)

Слово учителя: в течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Давайте же подведем итоги нашего урока. Можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях.

Слайд №11 – выводы (В творчестве Некрасова отражено..)

Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью (на слайде появляются тезисы: любовь, сострадание) , как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера (сложность и противоречивость национального характера ). Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Записали выводы в тетрадь.

V . Подведение итогов.

Слово учителя : (Оценки за работу на уроке активным учащимся). Чтобы оценить знания, полученные вами на уроке, у всех учащихся попрошу вас выполнить совсем небольшую письменную работу.

Завершить урок хочу строчками еще одного великого поэта, который уже вам знаком, Ф.И.Тютчева:

Слайд №12 (Умом Россию не понять…)

VI . Письменная самостоятельная работа на осознание материала.

Соотнесите эти строки с последним пунктом наших выводов и заключительным вопросом в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Напишите, как вы понимаете тютчевские строчки ?

Приложение 1

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает "трам-трам ",

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар."Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: "Гони!

Наш не любит оборванной черни!"

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят...

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя, -

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны, - как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу? -

Безопасней... Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье...

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало... да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, -

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Приложение 2

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Какова композиция (структура) данного стихотворения? Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Укажите границы этих частей.

2. Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?

3. Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?

4. Так ведут себя «вольные» люди, те, на ком не лежит бремя крепостничества. А как ведут себя у «пышного» подъезда с крестьянами? Каково отношения поэта к происходящему?

5. А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»? Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни? Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?

6. Найдите в первой и во второй частях произведения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор ?

7. В каких еще произведениях Н.А.Некрасова, с которыми мы знакомились на уроках, использован прием контраста?

8. Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение? Каковы образы, возникающие здесь перед читателем? С чем ассоциируется у поэта народ? Какая проблема обнажена автором в заключительной части?

9. Чем оканчивается стихотворение?

Приложение 3

История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от лица А.Я Панаевой)

Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ