Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В Министерстве юстиции еще несколько лет назад заявили, что Федеральная служба судебных приставов (ФССП) должна взять курс на реформирование, поскольку ее работа не отвечает требованиям современных реалий. Поэтому последние годы для приставов прошли под знаком важных изменений и в будущем службу ожидают очередные новации.

Так, в Минюсте анонсировали, что с 2017 года все служащие ФССП должны будут пройти проверку на подтверждение высокого уровня квалификации. При этом главным условием отбора станет наличие у кандидата юридического или экономического образования.

Тех приставов, которые не будут соответствовать требованиям, понизят в должности или вовсе лишат ее. Такое изменение должно повысить уровень профессионализма ФССП и отсеять тех служащих, которые плохо выполняют свои обязанности.

Но это еще не все – новации коснутся также полномочий приставов, количества сотрудников службы и оплаты их труда. Принесет свои плоды реформа ФССП в 2018 году, когда все новации заработают в полную силу.

Суть реформы

Изменения, которые планирует Минюст, затронут практически все аспекты работы ФССП, в результате чего своих должностей могут лишиться почти 5600 человек – именно у такого количества приставов, по предварительным оценкам, нет профильного образования.

Руководство службы опасается, что после такой «оптимизации» нагрузка на оставшихся служащих в разы вырастет, и они не будут справляться со своими обязанностями.

Но в правительстве уверяют, что реформа принесет только положительные результаты и поможет сделать ФССП более современной и привлекательной для специалистов.

Так, главные изменения коснутся:

  • Категорий служащих – Минюст предложил разделить приставов на исполнителей и тех, которые работают в судах. Таким образом, обязанности будут четко распределены, и выполнять работу будет проще, как и нести ответственность за ее итоги. Кроме того, ведомство создаст новую должность – пристав-дознаватель.

  • Зарплат – сотрудники ФССП, которые пройдут все проверки на уровень квалификации, смогут получить специальную категорию, которая предполагает повышенный оклад, а также социальные гарантии и различные поощрения.
  • Числа служащих – персонал в региональных представительствах ощутимо сократят. Чтобы оптимизировать бюджет службы, все небольшие отделения объединят в межрегиональные.
  • Возможностей ФССП – приставов уже наделили полномочиями регулятора коллекторского рынка, а в будущем возможности службы будут увеличиваться. Служба будет вести реестр организаций по взысканию долгов, разрабатывать требования к их работе и наказания за нарушения законодательства.

В Минюсте уверены, что новации сделают службу более привлекательной для молодых специалистов, которые не желают работать в ФССП из-за низкой зарплаты.

В результате реформы, зарплаты обещают поднять сначала на 50 % а затем на 100 %, а также предоставить сотрудникам ФССП оздоровляться в санаториях, получать медицинскую помощь по страховке и даже ездить на курорты за счет службы. Также реформа поможет службе стать более современной и эффективной.

Недостатки реформы

Несмотря на оптимистические заявления правительства, в ФССП относятся к грядущим изменениям с сомнением. Так, особенные опасения вызывает сокращение штата вместе с расширением полномочий приставов.

В службе заявляют, что только для того, чтобы организовать регуляторную деятельность понадобиться около 1,6 млрд рублей, еще близко 147,5 млн рублей потребуется для покупки необходимого оборудования и обустройства офисов, плюс 10 млн рублей ежемесячно для выплаты зарплат.

Также приставы не верят в на обещанные 50-100 % в нынешних условиях. Эксперты считают, что в лучшем случае оклады увеличат на 5-6 %. Большее повышение вряд ли возможно, учитывая, что только начальная реализация реформы потребует около 9,9 млрд рублей.

Сомнения вызывают и повышенные требования к квалификации служащих. Такая мера только усилит «текучку» кадров, которая является острой проблемой ФССП. Уволив «неподходящих» сотрудников, не увеличив зарплаты и не обеспечив социальные гарантии, правительство парализует работу ФССП. По мнению экспертов, реформирование следует начать с повышения престижности службы, а не с сокращения персонала.

Кроме того, компетентные источники заявляют, что премии, возможно, приставы будут получать c фонда, формируемого из взысканных с должников средств. Такое решение побудит приставов действовать более жестко и, возможно, даже превышать свои полномочия.

Учитывая эти нюансы, к реформе относятся настороженно, ведь если новации будут недостаточно продуманными, то они принесут только сложности и проблемы, вместо пользы.

Но в правительстве уверяют, что реформировать ФССП просто необходимо и анонсированные изменения помогут в этом. Любые недоработки будут исправлены при изучении экспертами и в ходе внедрения новаций, поскольку многие проблемы можно узнать только на практике.

Пока сложно сказать, как именно будет работать ФССП в , поскольку об итогах реформирования можно будет говорить только через некоторое время после их внедрения. Но, несмотря на все сомнения, приставы ожидают правильных решений правительства и улучшения условий работы.

Служба судебных приставов может превратиться в специальную полицию по взысканиям. Фото с сайта www.fssprus.ru

По информации «НГ», в середине апреля Совет Федерации обсудит инициативы по расширению полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Среди них - перевод сотрудников ведомства из категории гражданских госслужащих в правоохранители. Сами приставы жалуются на чрезмерную загруженность и небольшие зарплаты. Эксперты «НГ» назвали такую «силовую» реформу ФССП своевременной.

О необходимости реформировать принципы деятельности ФССП говорят уже давно. Сейчас Минюст, в подчинении которого и находится эта служба, готовит законопроект «О судебных приставах и порядке прохождения службы». Он добавит приставам и полномочий, и соцгарантий.

К разработке этого проекта готовы подключиться и сенаторы. В апреле в СФ пройдет правительственный час, посвященный модернизации ФССП. Может быть поставлен вопрос о выведении приставов из-под закона о гражданской службе и придании им особого статуса.

По мнению руководителя УФССП по Вологодской области Василия Ларина, «решить проблему можно, изменив статус госслужбы судебных приставов с гражданской на правоохранительную или иную». «Эта мера позволит приравнять нас к сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а значит, и улучшить социальную защищенность», – считает пристав.

При этом надзор за деятельностью ФССП должна будет осуществлять прокуратура, а сама эта служба, как и прочие силовые ведомства, попадет в прямое президентское подчинение. Стоит отметить, что ФССП уже неоднократно ратовала за расширение своих полномочий, в частности, для проведения оперативно-разыскных действий.

Об этом говорят и в адвокатской среде. Юрист Сергей Савченко, к примеру, допускает, что ФССП и вовсе могут разделить на две части. Ту, что обеспечивает деятельность судов, как раз и оставить в составе Минюста, а другую – превратить в силовую и самостоятельную, поручив ей заниматься исполнительным производством в интересах государства в целом.

В Федеральной палате адвокатов (ФПА) «НГ» сообщили, что «ФССП обязательно нужно усиливать и расширять, чтобы судебные акты исполнялись». Кстати, судя по статистике, количество судебных постановлений растет с каждым годом. В 2016-м на рассмотрении ведомства было порядка 78 млн исполнительных производств, а в прошлом – уже свыше 84 млн. Если сравнивать с 2008 годом (не более 35 млн), то очевидно, что за 10 лет работы у приставов прибавилось вдвое. В среднем у одного пристава в 2017-м находилось 3,6 тыс. исполнительных листов. Правда, за последний год выросло и количество исполненных дел – с 34 до 41,3 млн. Однако взыскать долги удалось лишь у 14% граждан и юрлиц.

По словам правозащитника Владимир Осечкина, различные идеи по реформированию госаппарата, в том числе силового блока и Минюста, обсуждаются уже не первый год. Прежде их притормаживали в основном из-за отсутствия денег на реформу и нехватки профессионалов. Но сейчас, отметил эксперт, ситуация, видимо, изменилась. «Есть курс на усиление полномочий Росгвардии, именно ей в будущем планируется передать основную часть вооруженных подразделений ФСИН. То есть Минюст ослабнет, а потому для сохранения хотя бы какого-то влияния в спешке и готовится проект реформы ФССП, предусматривающий в том числе право ее сотрудников вести оперативно-разыскную деятельность».

По словам Осечкина, это значит, что приставы смогут вести слежку, проводить задержания и обыски, прослушивать телефонные переговоры и переписку. Также у них появится право на применение оружия и самостоятельные задержания. Осечкин убежден, что, поскольку речь идет о спорных гражданско-правовых отношениях, «их ни в коем случае нельзя решать в силовой плоскости». При этом реформа ФССП, по его словам, нужна, но прежде всего для исполнения судебных решений.

Как рассказал «НГ» адвокат Олег Скляднев, одно из предложений в новое законодательство – это предоставление приставам права задерживать должников.

По словам председателя правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимира Груздева, показатели работы приставов, несмотря на всю критику в их адрес, довольно неплохие – за год сумма, взысканная ими, выросла на 72,8 млрд руб., составив 663,6 млрд.

«Вряд ли служба судебных приставов нуждается в кардинальной реформе. Но определенная модернизация ее работы, безусловно, необходима. Часть проблем вызвана объективными причинами: высокая нагрузка, низкие зарплаты и, как следствие, текучесть кадров. В Москве на исполнении одного судебного пристава в течение года в среднем находилось 9 тыс. исполнительных производств. Возможно ли физически справиться с таким объемом?» – подчеркнул Груздев. По его словам, «АЮР готова оказать экспертную помощь в подготовке соответствующих проектов, необходимо активно внедрять информационные технологию в процедуру взыскания долгов».

От малоприятных встреч с ФССП не застрахован никто из россиян, и поэтому необходимо досконально ознакомиться с законом о судебных приставах 2019 года. Именно недостаток познаний в юридической сфере становится причиной большинства правовых проблем россиян, поэтому нужно тщательно изучить каждый правовой аспект, касающийся нашей жизни. И одним из первых в этом импровизированном списке должен быть федеральный законопроект (ФЗ) о судебных приставах, а также все нововведения 2019 года.

Разобравшись в основных положениях данного федерального закона, вы сможете трезво оценить все права и обязательства судебных приставов, и сможете избежать неправомерных действий с их стороны. В первую очередь нужно помнить, что статус должника не значит, что вы стали бесправным человеком. Из-за задолженности вы не должны пресмыкаться перед ФССП, и положения федерального законопроекта 2019 года это подтверждают.

Нас интересует федеральный закон (ФЗ) 118, который и устанавливает все права и обязанности представителей ФССП. Далеко не каждый гражданин РФ спешит выполнять распоряжения суда, считая их скорее рекомендациями. В таких случаях в дело вступает не полиция, так как судебный процесс уже прошел, а именно приставы, которые и должны вынудить нарушителя выполнить свои обязательства.

Основные положения закона о приставах

На момент 2019 года, федеральный закон о ФССП, который был принят еще в 90-х, претерпел некоторые изменения, и в большей степени в пользу сотрудников данной федеральной службы. Закон гласит, что в наши дни они обладают такими возможностями:

  • Действия для обеспечения выполнения обязательств, установленных исполнительными документами;
  • Анализ жалоб и заявлений всех сторон дела;
  • Обеспечение доступа ко всем документам и выпискам для всех участников дела;
  • Отказ от дела, если пристав хоть в какой-то степени имеет в нем свои интересы.

ФЗ 118 был официально принят в 1997 году, и с того момента не претерпел практически никаких изменений. Но в 2019 и 2019 годах назревают серьезные реформы, которые значительно усилят влияние ФССП. Теперь нарушители не могут относиться к представителям данной службы как к назойливым ребятам в жилетах, которые могут только названивать в дверь сутки напролет и заявляться на их рабочее место. Отныне судебные приставы станут больше похожи на полицию

Помимо широкого объема обязанностей, ФЗ 118 дает судебным приставам широкий спектр прав, благодаря которым они могут эффективно работать:

  • Вызывать всех лиц, касающихся разбирательства, для получения необходимых сведений;
  • Получать доступ к необходимой информации;
  • Организовывать проверки, если этого требует дело;
  • Получать доступ в помещения, при наличии соответствующего разрешения;
  • Объявлять нарушителя в розыск;
  • Арестовывать движимое и недвижимое имущество.

Когда в дело вступают сотрудники ФССП, это свидетельствует о том, что нарушитель явно не намерен мирно решать проблему. Поэтому такие жесткие меры, как объявление в розыск и арест имущества вполне оправданы - другими путями зачастую невозможно вернуть долг.

Рычаги воздействия сотрудников ФССП

Не стоит считать, что повышение полномочий судебных приставов приведет к неправомерным действиям с их стороны. Федеральный закон о сотрудниках ФССП от 21.07.1997 N 118-ФЗ достаточно конкретно обозначает их задачи, и об отклонении от положений законодательства не может быть и речи.

В первую очередь, следует осознавать тот факт, что дело может перейти к приставам только после соответствующего решения суда. Человеку, проигравшему в судебном процессе, придется столкнуться с данной федеральной службой только спустя 10 суток после вынесения вердикта. В течение этого срока он обязан добровольно выполнить все постановления суда, и только когда он отказывает это сделать, в игру вступают приставы.

В этот момент открывается исполнительное производство, которое и дает представителям ФССП право на решительные действия - так гласит ФЗ 118. Согласно закону, судебные приставы вправе прибегать к таким действиям:

  • Арестовывать различные объекты имущества - обычно все начинается с некоторых движимых объектов, таких как автомобиль и т.д.;
  • Принуждать к общественно-полезным работам;
  • Двукратное увеличение размера штрафа;
  • Изъятие прав на управление автомобилем;
  • Запрет на некоторые госуслуги;
  • Запрет на пересечение границы государства - если речь идет о крупной задолженности.

Принято считать, что для изъятия водительского удостоверения необходимо отдельное разрешение, но в 2019 году все стало гораздо проще. Теперь пристав вправе сразу отнять удостоверение, попросту уведомив о такой необходимости водителя, в устной форме. Такое возможно лишь в том случае, если нарушитель задолжал больше 10 000 рублей.

Все это ради одной цели - вынудить нарушителя выполнить свои законные обязательства. Все эти действия одобрены ФЗ 118, поэтому закон однозначно не встанет на сторону должника. Но помимо вышеперечисленных методов, существует и ряд других.

Судебные приставы часто устраивают своеобразную «моральную атаку» на нарушителя, начиная следовать за ним повсюду, допрашивать его близких и общаться с работодателем и коллегами. Все это значительно портит человеку социальную жизнь, может повредить семейной жизни и карьере. Но это является следствием нарушения закона со стороны должника, и поэтому в 2019 году подобные действия федеральных служб считаются оправданными.

Повышение полномочий приставов в 2019 году

А в 2019 году федеральный закон сотрудниках ФССП от 21.07.1997 N 118-ФЗ претерпел еще ряд изменений, давший еще больше полномочий приставам. Были приняты поправки, согласно которым сотрудники ФССП могут применять физическую силу и даже табельное оружие, если того требует ситуация. Раньше не было принято причислять судебных приставов к силовым структурам, но теперь поправки ФЗ 18 все изменили.

Министерство юстиции хочет сделать Федеральную службу судебных приставов «элитной службой», в которой захотят работать молодые и перспективные специалисты - именно таким было официальное заявление. Поэтому теперь на эту должность принимают только людей с высшим юридическим и экономическим образованием, а остальных попросту уволят (стоит отметить, что это больше половины состава, а во многих регионах ситуация еще хуже).

Поправка ФЗ 118 уже принята, и изменить ничего не удастся, но проблема в том, что зарплаты приставам так и не подняли, что не вяжется с термином «элитная служба». Так что не стоит ждать наплыва дипломированных юристов и экономистов в ФССП, а остатки личного состава определенно не смогут справляться со всеми объемами, что не может не отразиться на судебной системе.

Еще одно нововведение, вызванное принятой поправкой - пристав может претендовать на часть взысканных средств. По состоянию на 2019 год, этот закон еще не одобрен полностью, но сообщается, что часть изъятых денег пойдет в особый фонд, из которого приставам будут выплачиваться премии. Таким образом Министерство намерено повысить доходы сотрудников ФССП, но пока что это лишь планы.

Теперь закон на стороне заемщиков

Также были приняты еще некоторые поправки, и снова в пользу ФССП. Теперь банки имеют право взыскать деньги у должников в обход суда, не проводя разбирательство. В 2019 году они могут напрямую обратиться к судебным приставам, и потребовать возвращения средств. Возможности отстоять свою правоту в суде у должника не будет.

Обратиться в ФССП банки могут уже через 2 месяца после того, как злополучный клиент перестал платить взносы. Помимо этого, обращение к приставам возможно тогда, когда задолжавший клиент злостно нарушает график выплат.

Нарушителю должны за 2 недели сообщить о том, что его дело перешло к судебным приставам. Затем банк обращается к нотариусу, который изучает документы, подтверждающие факт займа средств. Если документы в порядке, и задолженность не старше двух лет, то нотариус одобряет обращение в ФССП.

Да, должник сможет подать в суд, но только в том случае, если захочет оспорить именно сумму, которую намерены с него взыскать. Но это не значит, что во время разбирательства приставы не могут изъять имущество - по сути, обращение в суд является лишь видимостью защиты, и ничего не меняет.

В подобных вопросах всегда есть немало подводных камней, и поэтому отличным шагом будет обращение к юрисконсульту. Дипломированный специалист сможет объяснить вам каждый аспект данного вопроса, и избежать возможных неприятностей с ФССП.

Судебные приставы в нашей стране являются государственными гражданскими служащими. Своей трудовой деятельностью они обеспечивают работу судов и исполнение судебных предписаний, в том числе в принудительном порядке. По сути, это и есть два основных направления их деятельности. Существует Федеральная служба судебных приставов, должностные обязанности, полномочия и задачи которой регламентируются соответствующим законодательством и Конституцией РФ.

Орган исполнительной власти, коим является эта служба, выполняет на самую простую, а, порой, опасную работу. Это, безусловно, должно оцениваться государством соответствующей оплатой труда. Также, в последнее время ведется активная борьба с коррупцией, а одним из важных требований, обеспечивающих ее успешность, является создание достойных условий труда государственным служащим. Людей, согласных работать за копейки на одном энтузиазме на благо Родины не так много, что логично.

Большинству сначала надо обеспечить себя, своих близких, удовлетворить базовые потребности, и лишь потом задумываться о высоких идеалах. И упрекнуть граждан, выполняющих такого рода работу, в подобном расчете сложно. Потому одними из самых актуальных тем, касающихся госслужащих, является обсуждение актуальных доходов, возможных сокращений, а также . Именно эти вопросы, а также причины, приведшие к нынешней ситуации, мы и рассмотрим в статье.

Реформа 2012

Многим известно, что с 2012 года государственная система обеспечения бюджетных организаций претерпевает ряд серьезных изменений. Реформы здравоохранения, культуры, пенсионная, образования объединены общей датой подписания соответствующего Указа Президента РФ – май 2012 года, и потому зачастую обозначаются как «майская» реформа. В соответствии с регламентированной последовательностью изменений, в период с 2013 по 2018 год планировалось осуществить два этапа изменений, направленных на повышение качества предоставляемых услуг населению и улучшение условий труда. Кроме подготовки, первый этап также предусматривал реорганизацию госучреждений, оптимизацию.

Были установлены законодательно новые условия и требования, которым должны соответствовать все работающие структуры: нагрузка, территория обслуживания, численность населения, получающего услуги и стандарты предоставляемых услуг. Во многих случаях это сопровождалось и продолжает сопровождаться сокращениями и закрытием неэффективных организаций. Первыми пострадали от такой оптимизации учреждения в небольших населенных пунктах. Второй этап подразумевал пересмотр требований к сотрудникам, оказывающим услуги, сами услуги и поднятие зарплаты судебному приставу и остальным работникам этой сферы до более высоких величин, также определенных законом.

Актуальная ситуация ФССП

В 2014 году был подписан Указ, касающийся вопросов Федеральной службы судебных приставов, регламентирующий, кроме прочего, оклады и численность штата. К нему ежегодно принимаются поправки с учетом актуальных временных изменений.



Так вот, согласно поправкам 2011 года, на 2012 год было установлено число людей, работающих в центральном аппарате ФССП 683 единицы, а сотрудников территориальных органов – 84 352 единицы. В изменениях Указа на этот год численность определена так: 615 работающих в центральном аппарате и 75 737 сотрудников территориальных органов. Цифры говорят сами и не требуют комментариев: за 4,5 года было сокращено около 8 600 сотрудников. Касаемо вопроса, будет ли сокращение судебных приставов в 2017 году, однозначного ответа пока нет.
Предыдущие поправки вносились в декабре, в этом году их также стоит ждать в конце. Однако уменьшение количества сотрудников все же весьма вероятно, но об этом ниже.

Начисление заработной платы приставам

Прежде, чем обсуждать повышение зарплат в судебной системе в 2017 году в РФ, стоит отметить, что в текущем году зарплата сотрудников ФССП, как и раньше, состоит из нескольких составляющих: окладная часть, должностная надбавка, ежемесячное поощрение, районный коэффициент. Индексируется и повышается обычно окладная составляющая, поскольку остальные величины напрямую от него зависят.

Не принимая в расчет повышающие коэффициенты, можно рассчитать доходы приставов в этом году, основываясь на данных официального портала ФССП:

  • 4541 рубль – оклад;
  • 4541 рубль – ежемесячное поощрение в размере оклада;
  • От 2 724 до 4 086 рублей – надбавка от 60 до 90% окладной части.
То есть судебный пристав получает от 13168 рублей без учета надбавок за чин. Данная цифра актуальна для новых сотрудников, работающих до полугода. Далее им присваивается чин, и зарплата увеличивается минимум на 1000 рублей. Также имеются надбавки за особые условия службы, за работу на Дальнем Востоке, на Севере. В столице также действуют повышающие коэффициенты. Меньшие доходы имеют обеспечивающие специалисты, или помощники: их оклады составляют от 2 500 до 3 650 рублей плюс поощрение и надбавка. Большие доходы – у руководителей.

Так, в результате усреднения руководящих, северных и обычных зарплат, получается, что в среднем доходы судебных приставов составляют чуть меньше 30 000 рублей.

По отношению к прошлому году размер окладов в ФССП изменился на 5,5%, то есть была проведена индексация, как и большинству граждан.

Изменения 2017

Многие сотрудники ФССП ждут будущего года – на это период ожидается повышение зарплат. Но пока не ясно, каков же будет размер повышения – то ли снова индексация на размер инфляции, то ли более серьезное повышение, в пределах 10-30%. Конечно же, индексация зарплат судебных приставов в 2017 году, равно как и остальным государственным служащим, будет проведена. Уже известно, что в плане бюджета на будущий год эти цифры заложены. А вот с большим повышением связано немало противоречивой информации. С одной стороны – нагрузка на работников увеличивается в связи с проводимой оптимизацией, требования повышаются. Стало быть, и зарплата должна расти. С другой – нехватка бюджетных средств не позволяет разово поднять всем зарплату на значительные цифры. Бюджета едва хватает на индексацию. Посему приходится изобретать иные способы для того, чтобы оценить труд служащих по достоинству. Так, согласно информации из СМИ, Министерство юстиции подготовило Законопроект, с предложением увеличить оклады за счет взысканных средств. Вроде как и затрат из бюджета не будет, и сотрудники будут замотивированы, и оклады подрастут. Но это проект, и будет ли он принят – еще не известно.

Однако некоторые гарантированные нововведения уже озвучиваются. Так, с 2017 года вступает в силу закон, согласно которому все принимаемые и уже работающие сотрудники должны иметь высшее образование . Под обновленные критерии не попадает порядка 5,5 тысяч человек. Они будут сокращены или им предложат должность помощника судебного пристава с соответствующей должности зарплатой: помощники могут работать без высшего образования или обучаться. Есть предположения, что повышение денежного содержания федеральным госслужащим в судебной системе в 2017 году ожидается именно за счет высвободившихся средств.

Заключение

Что будет с зарплатой судебных приставов в России – вопрос, актуальный для многих. И ответить достаточно сложно, и тому множество причин. Правительство РФ еще 4 года назад запланировало изменения, чтобы исправить, наконец, ситуацию с неприлично низкими доходами бюджетников и служащих. Непредвиденные обстоятельства 2014-2015 года вмешались в процесс, и отложили их на некоторый срок. Стабилизация экономической ситуации может повлиять на даты пересмотра заработных плат. К слову, многие эксперты, и российские, и зарубежные, ожидают этого в будущем году.

Подводя итог, можно сказать, что увеличение зарплаты судебному приставу в 2017 году в России гарантированно произойдет на величину прогнозируемой инфляции – 5%, и возможно увеличатся оклады до 30%. Но лишь в случае, если будут изысканы для этого средства. Пока есть несколько возможных источников, среди которых перевод сотрудников, не имеющих высшего образования, на должности помощников с понижением зарплат и повышение за счет взысканных средств. Пока же остается ждать конца года и официальной, законодательно подтвержденной информации.

На протяжении последних лет каждая сфера социально-экономической жизни России сотрясается многочисленными реформами– ведомства, обеспечивающие национальную оборону, правовую защиту и медицинское обслуживание граждан, подвергаются активной реструктуризации и привыкают к изменениям в организационных аспектах своей деятельности. Этот процесс не обошел стороной и ФССП – пару лет назад в правительстве анонсировали модернизацию структуры ведомства, начав со строгого профессионального отбора работников.

Безусловно, далеко не все сотрудники ФССП приняли реформу с воодушевлением. Ее главным последствием могло стать резкое сокращение численности судебных приставов, которые и сегодня испытывают существенные нагрузки при исполнении своих профессиональных обязанностей. Критику высказали и эксперты - многие из них полагают, что в правительстве слишком поторопились с принятием такого решения. Расширение обязанностей вкупе с повышением квалификационных требований может привести к дефициту кадров в ФССП.

Впрочем, власти утверждают, что реформа позитивно проявит себя уже в скором будущем. В итоге будет сформирована высокопрофессиональная структура, сотрудники которой смогут претендовать на солидные зарплаты и существенный социальный пакет. Что ж, давайте поговорим о главных аспектах заявленной реформы и узнаем, как она будет продвигаться в 2019 году!

Законодательство, регламентирующее порядок функционирования службы федеральных приставов в России, оставалось неизменным с 1997 года. Неудивительно, что в правительственных кругах наконец-то был поднят вопрос о насущной необходимости реформ. Их примерный список выглядит так:

  • в 2016 году приставы были отнесены к специальной категории государственных служащих. Такая инновация сопровождалась внедрением званий, соцгарантий и доплат к основной части оклада;
  • теперь для работы приставом требуется соответствующее высшее образование (в сфере экономических наук или юриспруденции). Именно от наличия диплома теперь зависит получение финансовых поощрений и стимулов, а также возможность занимать соответствующую должность. Лица без профильного диплома могут выполнять только функции технических помощников. Согласно проведенным расчетам, более четверти судебных приставов РФ не отвечают критерию профильного образования, а это значит, что около 5,5 тысяч работников просто не смогут работать в ФССП после окончания реформы;
  • начата работа по перераспределению функций в рамках ФССП. В исполнительных службах должны быть сформированы три подкатегории: приставы, работающие при судах, исполнители решений и дознаватели. Такая узкая специализация поможет разгрузить сотрудников и позволит им совершенствоваться в своем деле;
  • постепенно сокращается количественный состав региональных представительств ФССП, а также самих служб системы судебных приставов. Это позволит уменьшить бюджет, выделяемый на финансирование ФССП Российской Федерации, так как нынешняя сеть подразделений является чрезмерно «раздутой». Уже в 2019 году будет сформирован ряд межтерриториальных департаментов, благодаря чему количество мелких подразделений сократится до минимума. В некоторых территориальных единицах численность приставов могут сократить более чем в 2-3 раза. После этого в них останется не более 300 человек на весь регион;
  • будут пересмотрены полномочия лиц, работающих судебными приставами. Теперь они получат право распоряжаться документами, дающими возможность управлять автомобилем. Водительские права станут инструментом для воздействия на особо злостных должников – пристав сможет без решения суда направить должнику письмо, сообщающее о приостановлении действия данного документа. Соответствующее указание пристав направляет в органы транспортной инспекции. В 2018-2019 годах эту меру пообещали применить к должникам, у которых имеется задолженность размером более 10 тысяч рублей. Вероятно, с 2019 года приставы смогут ограничивать и другие гражданские права должников, - например, запрещать им сдавать экзамены в транспортной инспекции, регистрировать купленные автомобили и товарные знаки;
  • с 2017 года судебные приставы получили расширенные полномочия во взаимоотношениях с коллекторскими фирмами. В 2019 году будет окончена разработка нормативных документов, в которых пропишут процедуру контроля и регистрации коллекторских агентств. Для реализации новых полномочий ФССП необходимо будет выделить около 1,6 миллиарда рублей в период с 2017 по 2019 год, так как ведомство планирует привлечь новых сотрудников. Предположительно около 40 человек будут наняты в центральный офис, и более восьми сотен – в региональные подразделения. Также ФССП направило в адрес финансовых ведомств расчеты, согласно которым для финансирования работы с коллекторскими фирмами ведомству понадобится по 10 миллионов рублей в 2018 и 2019 годах (в качестве обоснования указана необходимость закупать технику и периферийные компьютерные устройства);
  • на 2019 год запланирован ряд мероприятий, которые приведут к повышению оплаты труда приставов. После проведения профессионального ранжирования и присвоения званий приставы смогут получать до 50000 рублей в среднем. Сегодня усредненный показатель оплаты труда в рамках этой профессии составляет 27000 рублей (со всеми доплатами). Впрочем, насколько реальным будет такое повышение, пока что неизвестно. Согласно «майским указам», удвоение оклада было обещано сотрудникам многих сфер, но на 2018 год запланирована лишь индексация зарплат на 4%;
  • в числе мероприятий, направленных на повышение престижности профессии пристава, фигурируют такие социальные бонусы как путевки на курортный отдых и санаторное лечение, а также страхование жизни и здоровья.

По мнению Министерства юстиции РФ, реформа института судебных приставов преследует важную цель – привлечь на службу молодых, квалифицированных профессионалов, которые сразу после получения диплома займут должность судебного исполнителя. Кроме того, подросшая оплата труда и сформированный социальный пакет повысят престижность этой профессии, так как в последние годы она не пользовалась особой популярностью у выпускников юридических специальностей. Юные жители РФ небезосновательно полагали, что работа в частных фирмах сопровождается более высоким вознаграждением.

Критика реформы и ее перспективы в 2019 году

Реализация реформы, начатая в 2017 и 2018 годах, показала, что она не лишена определенных недостатков. Кроме того, далеко не все инновации могут быть реализованы в ближайшие несколько лет в полном объеме. Главные «подводные камни» реформы ФССП эксперты видят в таких моментах:

  • главной точкой преткновения остается финансирование, которое в период кризисных явлений в экономике РФ остается весьма ограниченным. На проведение всех обозначенных мероприятий из бюджета страны нужно выделить примерно 9,5 миллиардов рублей. При таких расходах говорить о повышении зарплат пока что не приходится. Скорее всего, в 2019 году зарплаты сотрудников ФССП будут в лучшем случае проиндексированы (причем не более чем на 3-3,5%);
  • мероприятия, связанные с переаттестацией и аккредитацией кадров, проводятся гораздо медленнее, чем было обещано при анонсировании реформы. В службе приставов не спешат проводить кадровые перестановки, так как в ней и так зафиксирована огромная текучка кадров. Если резко внедрить требования касательно профильного образования при текущих окладах, можно лишиться существенной части сотрудников. И это при том, что текущая нагрузка на каждого пристава и так превышает нормативы;
  • как и во многих других сферах, повышение окладов будет сопровождаться уменьшением числа сотрудников в службах ФССП. Эксперты говорят, что Минюст пошел по пути наименьшего сопротивления, решив провести массовое сокращение, в то время как президент велел экономить средства, избегая лишних расходов;
  • довольно неоднозначным остается вопрос, связанный с премиями и бонусами. В 2017 году было предложено выплачивать бонусы по итогам реализации исполнительных производств. Но эксперты полагают, что формировать премиальный фонд из взысканий – значит, стимулировать приставов работать нечестно и агрессивно, чтобы получить как можно большее вознаграждение.

Обстановка с выполнением постановлений президента

Теперешние экспертные специалисты заключили, что члены правительственного аппарата не смогут реализовать на практике указы главы державы шестилетней давности. Их вердикт был основан с учётом принятия во внимание нынешней ситуации в родном Отечестве. Стоит отметить присутствие лучшей стабильности в 2012 году, когда соответствующие постановления только были изданы. Сейчас уже нет возможности в два раза поднять жалования бюджетникам кроме некоторых регионов в стране. А это значит, что на данный момент актуальны сведения по поводу повышения зарплаты судебных приставов в 2019 году в России.

На Алтае получилось увеличить оклады медицинским работникам до приемлемых показателей. Правда, имеют место несколько запутанные принципы расчёта денежных довольствий врачам. То же самое можно сказать и о гражданах, занимающих должности судей. На этом всё повышение, по сути, и заканчивается – представители образовательной и культурной сферы государства не могут располагать на ощутимые добавки.

На что остаётся рассчитывать в результате?

Сейчас РФ пребывает в очень незавидном материальном положении, однако политические деятели не придают этому должного значения. Регресс народного хозяйства привёл к стремительному понижению покупательской способности народных масс. И в первую очередь это стало заметно по экономии простых обывателей на медикаментах. Подобные обстоятельства вынуждают людей искать альтернативные методики излечения, что относит Россию по развитию на несколько веков назад.

На данный момент некоторая страховка присутствует у жителей нашей страны, поэтому до настоящей бедности они пока не дошли. Впрочем, значительное урезание бюджетных расходов влияет на деятельность различных областей отечественного производства. Итак, если поднятия зарплат не видать, то по поводу индексации окладов приставов на 2019 год сомневаться не приходится.

Хотя, опять же, это не полноценная прибавка к денежным довольствиям, а только поддержание нынешнего уровня жизни, и без того незначительного. Должно быть издано отдельное постановление властных структур, как это было сделано шесть лет назад. Не поменяет современную обстановку и то, что такая индексация будет проводиться соразмерно актуальным темпам всероссийского обесценивания.

Но как бы там ни было, прибавка судебным приставам точно будет, поскольку она закреплена на законодательном уровне. А что касается действительного индикационного коэффициента, то его размер колеблется от 4 до 4,5 процента (предварительно рассчитанные цифры). Впрочем, нельзя это считать настоящим удовлетворением нужд сотрудников ФССП России.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ