Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Физиологическая основа ощущений


Введение

2. Понятие ощущения

3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

3.2 Свойства ощущений

3.3 Классификация ощущений

4. Виды ощущений

4.1 Зрение

4.3 Вибрационные ощущения

4.4 Обоняние

4.7 Проприоцептивная чувствительность

Список литературы


Введение

Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психическое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощущений и восприятий - с психических познавательных процессов. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим познанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании существенную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) основывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения, мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (например, более высокая или более низкая температура).


1. Сенсорная организация личности

Сенсорная организация личности - это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека - это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие. Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность. Главная особенность сенсорной организации человека - это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.


2. Понятие ощущения

Ощущение - это проявление общебиологического свойства живой материи - чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма. Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира. Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление. Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через «входы» сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.

2.1 Обработка ощущений

После получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность. Вообще говоря, ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения. Тем не менее, понятно, что количество доступных вариантов и качество выбора различны для разных людей и зависят, например, от: - психических свойств личности; - стратегий взаимоотношений с окружающими; - отчасти физического состояния; - опыта, наличия нужных сведений в памяти и возможности их извлечения; - степени развития и организации высших нервных процессов и т.д.


3. Физиология ощущений

3.1 Анализаторы

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов - анализаторов, состоящих из 3 частей: - рецептор - воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс); - центральный отдел анализатора - афферентные или чувствительные нервы; - корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов. Определенным рецепторам соответствуют свои участки корковых клеток. Специализация каждого органа чувств основана не только на особенности строения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Анализатор является не пассивным приемником энергии, он рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей.




По определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека. Восприятие – результат...

Человеческого организма,целостности чувственного отражения объективного мира. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый...

Страница 4 из 10


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ. ПОНЯТИЕ ОБ АНАЛИЗАТОРЕ.

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, имеющих нервную систему. Что касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и качеству возникновения которых дается отчет), то они есть только у человека. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости , представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.

По своему происхождению с самого начала ощущения были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно доводить до центральной нервной системы (как главного органа управления деятельностью и поведением человека) сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Ощущение, в отличие от раздражимости, несет информацию об определенных качествах внешнего воздействия.

У человека ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для него свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с момента рождения приспособлены для восприятия и переработки различных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и иных). Раздражитель – любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукты приспособления к воздействиям внешней среды, поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества и с общественно-трудовой практикой. “Обслуживая” процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства. Таким образом, неспецифичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств. Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Реакция – ответ организма на определенный раздражитель.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор – понятие (по Павлову), обозначающее совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Эфферентный – это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.

Афферентный – понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

Анализатор состоит из трех частей:

1. Периферический отдел (или рецептор ), являющийся специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс. Различают два вида рецепторов: контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами, и дистантные рецепторы – рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта.

2. Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.

3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов (см. рис. 1).

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро анализатора , т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры.

Ядерная часть анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения большой части всей коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функций грубого анализа, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки глаза; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, в настоящее время позволяют довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т. д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора, расположенного в спинном или головном мозге. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, мы ощущаем качества раздражителей, а вслед за этим возникает ответ организма на раздражение.

Если сигнал обусловлен раздражителем, угрожающим вызвать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу же вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого низшего центра, и это произойдет раньше, чем мы осознаем данное воздействие (рефлекс – автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя).

Наша рука отдергивается при ожоге сигаретой, зрачок сужается при ярком свете, слюнные железы начинают выделять слюну, если в рот положить леденец, и все это происходит до того, как наш головной мозг расшифрует сигнал и отдаст соответствующее распоряжение. Выживание организма часто зависит от коротких нервных цепей, составляющих рефлекторную дугу.

Если сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу, то он идет по двум различным путям: один ведет к коре головного мозга через таламус , а другой, более диффузный, проходит через фильтр ретикулярной формации , которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии и решает, достаточно ли важен сигнал, переданный прямым путем, чтобы его расшифровкой “занялась” кора. Если сигнал будет сочтен важным, начнется сложный процесс, который и приведет к ощущению в прямом смысле этого слова. Этот процесс предполагает изменение активности многих тысяч нейронов коры, которые должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл. (Сенсорный - связанный с работой органов чувств).

Прежде всего внимание коры мозга к стимулу теперь повлечет за собой серию движений глаз, головы или туловища. Это позволит более глубоко и детально ознакомиться с информацией, идущей от сенсорного органа – первоисточника данного сигнала, а также, возможно, подключить другие органы чувств. По мере поступления новых сведений они будут связываться со следами сходных событий, сохранившихся в памяти.

Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно и рецептором, и эффектором.

Таким образом, ощущение – не только результат центростремительного процесса, в его основе лежит полный и сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности. При этом анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга – понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру, перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители.

Рефлекторная дуга состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

На рисунке 2 представлен вариант действия рефлекторной дуги человека в случае укуса комара (по Ж.Годфруа).

Сигнал от рецептора (1) отправляется к спинному мозгу (2) и включившаяся рефлекторная дуга может вызвать отдергивание руки (3). Сигнал тем временем идет дальше к головному мозгу (4), направляясь по прямому пути в таламус и кору (5) и по непрямому пути – к ретикулярной формации (6). Последняя активирует кору (7) и побуждает ее обратить внимание на сигнал, о наличии которого она только что узнала. Внимание к сигналу проявляется в движениях головы и глаз (8), что ведет к опознанию раздражителя (9), а затем – к программированию реакции другой руки с целью “прогнать нежеланного гостя” (10).

Динамика процессов, происходящих в рефлекторной дуге – есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором движения рук повторяют очертания данного объекта, как бы уподобляясь его структуре. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптического “прибора” с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят объективную звуковысотную природу. При выключении вокально-моторного звена в экспериментах неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов, сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе.

Многочисленные и разносторонние исследования об участии эффекторных процессов в возникновении ощущения привели к выводу, что ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности, невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации.

Так, очевидна связь осязания и движения. Обе функции слиты в одном органе - руке. Вместе с тем очевидно и различие между исполнительными и ощупывающими движениями руки (русский физиолог, автор учения о высшей нервной деятельности) И.П. Павлов назвал последние ориентировочно-исследовательскими реакциями, относящимися к особому типу поведения - поведения перцептивного, а не исполнительного. Подобное перцептивное регулирование направлено на то, чтобы усилить ввод информации, оптимизировать процесс ощущения. Все это говорит о том, что для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующему воздействию материального раздражителя, но необходима и некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться как во внутренних процессах, так и во внешних движениях.

Кроме того, что органы чувств являются для человека своеобразным “окном” в окружающий мир, они еще представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому же принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Отчасти мы уже затрагивали этот вопрос. К настоящему времени сформулировано несколько гипотез.

Согласно первой гипотезе , существуют механизмы для обнаружения и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующие этим классам, отвергаются. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения. Например, у насекомых эти механизмы включены в решение нелегкой задачи – поиск партнера своего вида. “Перемигивания” светлячков, “ритуальные танцы” бабочек и т.п., - все это генетически закрепленные цепи рефлексов, следующих один за другим. Каждый этап такой цепи последовательно решается насекомым в двоичной системе: “да” - “нет”. Не то движение самки, не там цветовое пятно, не тот узор на крыльях, не так она “ответила” в танце - значит, самка чужая, другого вида. Этапы образуют иерархическую последовательность: начало нового этапа возможно только после того, как на предыдущий вопрос отвечено “да”.

Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщений может регулироваться на основе специальных критериев, которые, в частности, представляют собой потребности живого существа. Все животные обычно окружены “морем” стимулов, к которым они чувствительны. Однако большинство живых организмов реагирует только на те стимулы, которые непосредственно связаны с потребностями организма. Голод, жажда, готовность к спариванию или какое-либо другое внутреннее влечение могут быть теми регуляторами, критериями, по которым осуществляется селекция стимульной энергии.

Согласно третьей гипотезе , отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. При действии постоянного раздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат (чувствительность – способность организма реагировать на воздействия среды, неимеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений). Так, ощущение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совсем исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируют мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжительно.

Подобным образом дело обстоит и со слухом. Было обнаружено, что певцу для управления собственным голосом и для поддержания его на нужной высоте необходимо вибрато - небольшое колебание высоты тона. Без стимулирования этих нарочитых вариаций мозг певца не замечает постепенных изменений высоты звука.

Для зрительного анализатора также характерно угасание ориентировочной реакции на постоянный раздражитель. Зрительное сенсорное поле, казалось бы, свободно от обязательной связи с отражением движения. Между тем, данные генетической психофизиологии зрения показывают, что исходной ступенью зрительных ощущений было именно отображение перемещения объектов. Фасеточные глаза насекомых эффективно работают лишь при воздействии движущихся раздражителей.

Так обстоит дело не только у беспозвоночных, но и у позвоночных животных. Известно, например, что сетчатка лягушки, описываемая как “детектор насекомых”, реагирует именно на перемещение последних. Если в поле зрения лягушки нет движущегося предмета, глаза ее не посылают мозгу существенной информации. Поэтому, даже находясь в окружении множества неподвижных насекомых, лягушка может погибнуть от голода.

Факты, свидетельствующие об угасании ориентировочной реакции на постоянный раздражитель, были получены в опытах Е.Н. Соколова. Нервная система тонко моделирует свойства внешних объектов, действующих на органы чувств, создавая их нервные модели. Эти модели выполняют функцию избирательно действующего фильтра. При несовпадении воздействующего на рецептор в данный момент раздражителя со сложившейся ранее нервной моделью появляются импульсы рассогласования, вызывающие ориентировочную реакцию. И наоборот, ориентировочная реакция угасает на тот раздражитель, который ранее применялся в опытах.

Таким образом, процесс ощущения осуществляется как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

Ощущения возникают только при непосредственном воздействии предметов на органы чувств. Орган чувств - это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема м воздействий определенных раздражителей из внешней среды и внутренних органов. Главной частью каждого органа чувств являются окончания нервов, которые называются рецепторами. Рецептор - это часть анализатора, функция которого заключается в трансформации внешней энергии в нервный процесс. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяющих десятки рецепторных окончаний. Рецептор, нервы, проводящие информацию о подр азнення, и участок в коре головного мозга, которые представляют собой единую морфологическую структуру,. ИП. Павлов назвал анализаторамизатором.

Каждый анализатор-это нервный механизм, который состоит из трех частей: 1) периферического отдела - рецептора, 2) афферентного или чувствительного нерва (центростремительного), который проводит возбуждение в нервные цент три (центральный отдел анализатора), 3) корковые отделы анализатора, в которых происходит обработка нервных импульсов, поступающих из периферийных отделов. Пробковая часть анализатора включает в себя ди ный участок, что является проекцией периферии в коре головного мозга, поскольку определенным клеткам периферии (рецепторам) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анали затора как целогого.

Предметы и явления действительности, которые влияют на наши органы чувств, называются раздражителями. Влияние раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение вызывает в нервной ткани возбуждение. Ви идчуття возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Действие раздражителя на рецептор ведет к возникновению нервного импульса, который по афферентных нервов передается я в определенные участки коры головного мозга. Реакция - ответ передается по эфферентным (двигательном) нерва к органу, который отвечает на чувства. Так, когда человек прикасается рукой горячего предмета, с игнал поступает к мозгу и по эфферентные нервы к мышцам, в результате чего они сокращаютсяуються.

23 Виды ощущений

Еще древние греки различали пять органов чувств и соответствующих им ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений. ОР. Лурия считает, что к классификация ощущений может быть проведена менее чем за двумя основными принципами - систематическом и генетическом (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности аб в уровня их построения - с другойого).

Систематическая классификация ощущений

По размещением рецепторов на поверхности тела или внутри организма различают следующие виды ощущений:

1) экстероцептивные;

2) интероцептивные;

3) проприоцептивные

экстероцептивные ощущение - это самая большая группа ощущений. Они обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознания. К экстероцептивные ощущений относятся зрительные, слуховые, обонятельные, сма акови, осязательные (тактильные), термические (температурные) и болевые ощущениятя.

интероцептивные ощущение - это органические ощущения, они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов в. Это самая древняя и самая элементарная группа ощущений. Они принадлежат к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда тесно связаны с эмоциональными состояниямми.

проприоцептивной ощущение обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя важную роль в их регуляции. Периферийные рецепторы проприоцептивной чувствительности и находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют форму особых нервных телец (тельца. Паччини). Возбуждение, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при расчете тягуванни мышц и изменении положения суставов. Эта группа ощущений включает специфический вид чувствительности, который называется чувством равновесия, или статическим ощущением, их периферийные рецепторы расположены в каналах внутреннего уха. К проприоцептивных принадлежат кинестетический и статические ощущенияуття.

экстероцептивные ощущение принято делить в зависимости от наличия или отсутствия непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, на:

1) контактные;

2) достаточные

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела соответствующего органа восприятия. Примерами контактных ощущений есть вкус, осязание

дистантного ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся обонятельные ощущения, слух и зрение

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

1) протопатичну (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические ощущения (голода, жажды и т.д.);

2) епикритичну (более тонко дифференцированную, объективирован и рациональную), к которой принадлежат основные органы чувств человека. Епикритична чувствительность младшая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатичною чувствительностью.

Остановимся подробнее на характеристике отдельных видов ощущений

Зрительные ощущения играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Аппаратом зрения является глаз - орган чувств со сложной анатомическому строению. Физической причиной зрительных ощущений?. Человеческий глаз воспринимает лишь небольшую часть электромагнитных колебаний. Световые волны, которые отражаются предметом, преломляются, проходя через хрусталик, и фокусируются на сетчатке в виде изображают ния. Сетчатка соединяется посредством зрительного нерва с большими полушариями головного мозга. Сетчатка имеет сложное строение. Один из слоев, входящий в ее состав, является слой палочек и колбочек, которые представляют соб й конечные образования зрительного нерва. Палочки и колбочки выполняют различные функции. Палочки является органом видение в темноте, и поскольку при таких условиях человек не чувствует спектральных цветов, то их называют в рганом нецветными зрения. Колбочки является органом"дневного"" зрения, им свойственна меньшая чувствительность к свету. Поскольку днем??человек чувствует разного рода цвета, то колбочки называют органом цветного зоррового зору.

В зрительных ощущений относятся ощущение света и цвета

Слуховые ощущения, отражая большое разнообразие свойств звучащих предметов и явлений, помогают человеку ориентироваться в окружающей среде и регулировать свои действия. Они вызываются звукам мы, действующие на слуховой анализатор на расстоянии через колебания воздуха и звуковые волны. Поэтому слуховые ощущения относятся к дистантных ощущенииів.

Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе. Наружное ухо (ушная раковина) собирает звуковые колебания и передает их во внутреннее ухо на улитке. Возбуждение нервных окончаний завитки в происходит по принципу резонанса разные по длине и толщине окончания слухового нерва начинают двигаться по определенному числу колебаний в секундду.

К слуховых ощущений относятся чувство языка, музыки и шума. С помощью слуховых ощущений выделяют такие качества звука: силу (громкий - тихий), высоту (высокий - низкий), тембр (своеобразие го олосу или музыкального инструмента), продолжительность (время звучания), а также темноритмичний узор звуков, последовательно воспринимаютсяя.

Слуховые ощущения имеют большое значение и в восприятии устной речи. Фонематический слух, или чувствительность к звукам речи, формируется в процессе овладения языком и пользование ею. Его развитие влияет на без зпомилковисть письменной речи, особенно в начальных классах.

По слуховой чувствительностью тесно связана вибрационная чувствительность. Считается, что в организме человека не существует специальных рецепторов, предназначенных для ощущения вибрации, а отражать вибрации способны все орг ганы и ткани человеческого организму.

Обонятельные ощущения не имеют в жизни человека такого значения, как зрительные и слуховые, поскольку не связаны с ориентировкой в??окружающей среде, их роль заключается в том, что они сигнализируют человеку о свежести пищи, чистоту воздуха и др.. В тех случаях, когда их развитие стимулируется условиями профессиональной деятельности, они достигают значительного совершенства (парфюмеры, пожарные и др..).

Раздражителями, вызывающие обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы пахучих веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом растворяются в носовой жидкости и влияют на рецептор. Обонятельные ощу ття очень часто сочетаются с другими чувствами - вкусовыми, тактильными, температурными и т.д. и приобретают сложного характера. Связь обонятельного ощущения с другими может носить условно-рефлекторный характер (вид розы может усиливать у нас ощущение ее запахау).

Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными, их объединяет общая роль в процессах питания. Органом вкуса является язык. К вкусовых ощущений относятся ощущение кислого, сладкого, горького и соленого. Другие вкус ки является результатом смешивания основных вкусов. Вкусовые ощущения повышают аппетит человека, а также выполняют защитную функцию, сигнализируя о недоброкачественную пищу. Динамика вкусовых ощущений тесно связана с потребностью организма в пище. В состоянии голода чувствительность повышается, при насыщении - снижаетсяується.

Кожаные ощущение включают тактильные, температурные и болевые ощущения

Тактильные ощущения возникают вследствие воздействия механических раздражителей на поверхность кожи. Условием их возникновения является контакт с раздражителем, который вызывает деформацию кожи тактильная чувствительность неравномерно расп разделена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов на ладонях, кончиках пальцев и на губабах.

Тактильные ощущения - это ощущения прикосновения и давления. Они сигнализируют о присутствии того или иного раздражителя, который сталкивается с поверхностью тела. Тактильные ощущения отражают важные свойства предметом етив объективного мира: равенство, шершавость, твердость, мягкость, сухость, влажность тощщо.

Температурные ощущения подразделяются на ощущение холода и тепла. Они сигнализируют об изменениях температурного среды, об опасности охлаждения организма или перегрев, помогают регулировать наст плов обмен между организмом и средой. Кроме того, температурные ощущения дают человеку сведения о термические свойства предметов и явлений окружающего средща.

Характер температурных ощущений зависит от природы действующего раздражителя. Если температура предмета ниже температуры тела, то возникает ощущение холода, если выше - ощущение тепла. Температурные ощущения имеют локальный характер, поскольку мы относим их к определенному участку кожи, на которую действует раздражающиеик.

Болевые ощущения возникают при воздействии различного рода раздражителей (механических, термических, химических, электрических и т.п.), которые являются причиной повреждения или разрушения тканей организма. Они выполняют важную роль как составляющие защитных рефлексов, сигнализируют о вреде раздражителя для организма и необходимость прервать контакт с ним и носят ярко выраженное отрицательное эмоциональную окраску. Болевые ощущения несут ь определенную информацию о раздражитель, в них отражается его интенсивность, качество (колющая, режущая, жгучая боль), место локализации. Пространственная локализация болевого ощущения имеет не всегда точен хар актер, что объясняется иррадиацией процессов возбужденияння.

Статические ощущения отражают положение тела в пространстве, его равновесия. Рецепторы статических ощущений размещены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Этот вид ощущений имеет большое значение для жи иттедияльности организма, поскольку обеспечивает сохранение равновесия организма. Регуляция равновесия организма имеет рефлекторный характер. Нормальная работа статического анализатора необходима для отображения пространства с помощью других видов ощущений, в частности зрительного и руховогвого.

кинестезическая ощущения (от греческого"кинезис"- движение и"айстезис"- ощущение) - это ощущение движений и положения частей собственного тела. Рецепторы кинестезических ощущений находятся в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникают при сокращении и растяжении мышц и связок, трением суставов. Результатом этих ощущений есть знание о силе, скорость, траекторию движения частей телу частин тіла.

В сочетании с другими чувствами кинестезические ощущения становятся определенными и дифференцированными частности, сочетаясь с зрительным ощущениям, приобретают важное значение в познании человеком пространственных собственности стивостей вещей. Сочетание кинестезическая ощущения с тактильной выступает в форме ощупьку.

В ходе обучения необходимо уделять внимание развитию кинестезических ощущений, на что направлены уроки труда, рисования, физкультуры, а также занятия танцами, художественной гимнастикой и другими видами спорта в. При этом важно учитывать особенности развития данного вида ощущений в определенные возрастные периоди.

Органические ощущения - это ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов. Эти ощущения, сливаясь, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Это так называемая сенестезия (общее ощущение), которое в отражает общее состояние организма на основе сигналов, поступающих из различных органов организма. Примером может служить чувство общего недомогания, которое возникает у больного. К органическим ощу тов относятся чувство голода, жажды, сытости, тошноты, изменений в деятельности сердца, желудка, болевые ощущенияуття.

Органические ощущения вызываются импульсами с внутренних состояний, а также изменением химической формулы крови. Они характеризуются недостаточной ясностью, нечеткостью и неопределенностью локализации характерной чертой й органических ощущений является их эмоциональная окраска (положительное или отрицательноее).

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, имеющих нервную систему. Что касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и качеству возникновения которых дается отчет), то они есть только у человека.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего поведения.

По своему происхождению с самого начала ощущения были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно доводить до центральной нервной системы (как главного органа управления деятельностью и поведением человека) сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущение, в отличие от раздражимости, несет информацию об определенных качествах внешнего воздействия. У человека ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для него свойств окружающей среды.

Потенциальными энергетическими сигналами являются: свет, давление, тепло, химические вещества и т. д.

Органы чувств, или анализаторы человека, с момента рождения приспособлены для восприятия и переработки различных видов энергии в форме стимулов - раздражителей (физических, механических, химических и иных).

Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую - либо реакцию. Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности.

Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукты приспособления к воздействиям внешней среды, поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям. У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества и с общественно - трудовой практикой. « Обслуживая» процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства. Таким образом, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.

Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, существующих независимо от него. Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств, называемая анализаторной.

Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Все человеческое тело можно рассматривать как единый и сложно дифференцированный анализатор воздействий на человека со стороны окружающей среды.

Дифференциация анализаторов связана с их специализацией на отображении различного рода воздействий. Анализатор состоит из трех частей:

  • 1. Периферическую часть анализаторов составляют рецепторы, в которых осуществляются первичные преобразования внешнего воздействия во внутреннее состояние человека.
  • 2. Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.
  • 3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. В корковом отделе (центральном) каждого анализатора находится ядро анализатора, т. е., центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в областях коры. Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств - глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно - сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприорецепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки глаза, пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств. Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, в настоящее время позволяют довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражение. Начало этого раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора, расположенного в спинном или головном мозге. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, мы ощущаем качества раздражителей, а вслед за этим возникает ответ организма на раздражение. Если сигнал обусловлен раздражителем, угрожающим вызвать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого низшего центра, и это произойдет раньше, чем мы осознаем данное воздействие (рефлекс - автоматическая ответная реакция организма на действие какого - либо внутреннего или внешнего раздражителя). Наша рука отдергивается при ожоге сигаретой, зрачок сужается при ярком свете, слюнные железы начинают выделять слюну, если в рот положить леденец, и это все происходит до того, как наш головной мозг расшифрует сигнал и отдаст соответствующее распоряжение. Выживание организма часто зависит от коротких нервных цепей, составляющих рефлекторную дугу.

Однозначной связи между рецепторами и выполняемыми ими функциями нет. Совокупность иерархических механизмов, которые решают различные по сложности перцептивные задачи, называют перцептивной системой.


Тема занятия: Психология как наука

Цель занятия: Сформировать представление о предмете психологии, ее месте среди других наук.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1.История психологии.

2.Основные этапы развития психологии.

3.Развитие психологии в России.

4.Основные направления в психологии.

5.Определение психологии, как науки.

6.Отрасли психологии.

7.Понятие о психике.

8.Структура психики человека.

9. Основные методы психологического исследования.

История психологии

Психология как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Она возникла много веков назад сначала как составная часть философии. Слово “психология” образовано из греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Но сам термин “психология” появился впервые только в XVI в., и относился к науке, которая занималась изучением, так называемых, душевных или психических явлений.

Таким образом,

Психология это наука о психике и психических явлениях .

Еще в древней Греции (VI в. до н.э.) возникли первые попытки объяснить психические явления. Первые греческие философы считали, что в каждом человеке есть нечто (анима (латинск.) – “дух”, “душа”), позволяющее ему думать, чувствовать, желать, принимать решения. Согласно представлениям Платона (427-347 гг. до н.э.) дух, или душа, – это самостоятельная субстанция, она существует наравне с телом и независимо от него и управляет всеми живыми и неживыми предметами. Демокрит (460–370 гг. до н.э.) считал, что душа – это материальное вещество, оно состоит из атомов огня. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Его трактат “О душе” – первое психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. Он выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа или “психе”, – это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.

Господствующая в средние века религия запрещала изучение человека. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Р. Декарт (1596-1650) одним из первых попытался объяснить поведение животных и человека на основе механической модели. Именно он ввел понятие рефлекса. Р. Декарт противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа – только мыслить. Однако душа способна производить в теле движения. Его подход получил название дуализм . Лишь в начале ХХ века понятие души сменилось сначала понятием “разума”, а затем понятием “сознание”.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

В начале ХIХ в. стали складываться новые подходы к психике, возникли предпосылки для формирования психологии как науки. К числу таких предпосылок относится развитие анатомии и физиологии нервной системы. Внимание ученых привлечено к изучению мозга и его роли в психической деятельности.

Важное значение имело также изменение положения психиатрии и отношения к душевнобольным. Идеи о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить послужили началом сравнительных исследований психики в норме и патологии. Таким образом, знания, накопленные в биологии, физиологии, медицине, явились основой для создания научной психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением в нее экспериментальных методов (до того времени в психологии господствующим был метод интроспекции – самонаблюдения). В 1879 г . немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Тогда началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакции, чувств. В школе Вундта было подготовлено первое поколение профессиональных психологов. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев (1857-1927) организовал подобную лабораторию в России.

Конец ХIХ – начало ХХ вв. характеризуется бурным ростом экспериментальной и различных отраслей прикладной психологи. Разрабатываются экспериментальные методы исследования памяти (Г. Эббингауз, 1850-1909). Первые тесты интеллекта были созданы французским психологом А.Бине (1905).

Основные этапы развития психологии

I этап психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап психология как наука о сознании . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой.

III этап психология как наука о поведении . Возникает в XX веке. Наблюдение и изучение того, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Основной метод – эксперимент.

IV этап психология как наука, изучающая объективные закономерности, процессы и механизмы психики. Развивается со II половины XX века.

Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

В частности, некоторые авторы считают, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нор­мальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция отчетливо проявляется. Вибрационная чувствительность приобретает особое практическое значение при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит.

Следователь­но, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены.

Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений.

Основные свойства ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. При­чем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят:

  • качество,
  • интенсивность,
  • продолжительность,
  • пространственная локализация,
  • абсолютный и относительный пороги ощущений

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует отметить, что часто, говоря о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздра­жителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Человеческие органы чувств - удивительно тонко работаю­щие аппараты. Например, глаз человека – очень чувствительный прибор. Он может различить около полумиллиона оттенков и цветов. Если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км. Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость, поэтому обычный костер практически виден только за 6-8 км, а зажженная спичка – примерно за 1,5 км. Для каждого органа чувств существуют свои пределы чувствительности.

Понятие о порогах чувствительности

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Человеку не дано слышать тиканья часов, находя­щихся в другой комнате, видеть звезды шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения . Раздражители, сила действия которых, лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не зна­чит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г. В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуко­вые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Раздра­жители, не вызывающих ощущений, называются подпороговыми.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, пси­хологом и философом Г. Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное - это две стороны единого целого. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:

Раздражение -->

Возбуждение -->

Ощущение -->

Суждение

(физика)

(физиология)

(психология)

(логика)

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. Величину стимула, при которой на­чинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом . Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

Понятие о сенсорной адаптации

Как показывают исследования, абсолютная и относительная чувствительность могут меняться в очень больших пределах. Например, в темноте зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать при переходе из темной комнаты на свет или из ярко освещенного помещения в темноту: сначала ничего не видно, но через несколько минут глаза привыкают, и становится возможным различить находящиеся там предметы. В обоих случаях человек временно “слепнет”, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Данный пример изменения чувствительности связан с явлением сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных (или длительно действующих) раздражителей чувствительность уменьшается (пример с перчаткой на руке), а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Особенно быстро и легко человек адаптируется к запаху. Хуже всего человек адаптируется к боли, потому что болевые ощущения защищают организм от разрушения. Представьте, что было бы, если бы мы не ощущали боли при прикосновении к горячему или колющему, режущему предмету.

Таким образом, можно выделить следующие виды адаптации :

· Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

· Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

· Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и тренировки (упражнений) называется сенсибилизацией . Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, а в дальнейшем постепенно снижается.

Понятие о сенсорной депривации

Сенсорная депривация наблюдается, когда индивид находится в ситуации отсутствия воздействия каких-либо раздражителей на его организм. В 1956 году в Университете Мак-Гилла группой психологов был произведен следующий эксперимент. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей мира. Выявилось, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия дольше 2-3 дней. Был сделан вывод о том, организм нуждается в постоянном поступлении стимулов от изменяющегося окружающего мира. У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют. Другой ученый, Дж. Лилли, в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе. Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела. И только после нескольких лет исследований (1977г.) он прокомментировал свои эксперименты. По мнению Лилли, условия изоляции в камере увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия внешних раздражителей. Лилли отмечал, что после периода внутреннего напряжения, которое он чувствовал сам, и чувствовало большинство испытуемых в Университете Мак-Гилла, и которое становится почти невыносимым, постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов – всевозможных галлюцинаций и иллюзий. Когда человек воспринимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют ему испытывать своеобразное ощущение “океанской волны”, которое достигает такой интенсивности, что несколькими часами позже, в момент выхода из изолированной камеры, он чувствует себя вновь рожденным. В отличие от опыта восточных мастеров медитации, при опыте в изолированной камере происходит резкий разрыв с постоянно действующей на организм реальностью. И тогда организм сталкивается со своим внутренним миром и со всеми видениями, которые развиваются и проявляются вне реальности.

Понятие о репрезентативных системах

Каждый человек имеет в своем распоряжении различные способы репрезентации (отражения) нашего переживания мира. Человек обладает пятью известными чувствами: видит, слышит, чувствует, ощущает на вкус и на запах. Кроме того, он располагает системой языка (речи), с помощью которой может представлять свой опыт. Человек постигает окружающий мир, прежде всего, в той репрезентативной системе, которая у него более всего развита. Если первичная репрезентативная система визуальная , – мир постигается в картинах; если кинестетическая – в ощущениях; если аудиальная – в звуках. Например, люди иногда представляют мир в запахах и вкусах.

Сенсорная типология

Визуальный тип . Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов, рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: "Вот, посмотрите...", "Давайте представим...", "Я ясно вижу, что...", "Решение уже вырисовывается..." В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип . Эти люди употребляют в основном следующие слова: "Я слышу, что вы говорите", "Тогда прозвучал звонок", "Мне созвучно это", "Вот послушайте...", "Это звучит так..." и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При воспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз.

Кинестетический тип . Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: "взять, схватить, ощутить, тяжелый", "Я чувствую, что...", "Мне тяжело", "Не могу ухватить мысль..." и т.п.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспоминания, но одна из трех систем предоставления сознанию информации обычно развита лучше других. При вспоминании образов человек обычно опирается на более развитую, ведущую.

Ведущая сенсорная (репрезентативная) система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Это следует учитывать при установлении контакта с пациентом. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Для установления эффективного взаимодействия с человеком лучше использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если же требуется установить дистанцию, то можно намеренно употреблять слова из другой системы представлений, отличной от системы собеседника. Одним из факторов недостаточного понимания людьми друг друга является несовпадение ведущих сенсорных (репрезентативных) систем.

Ярко выраженные визуалы, кинестетики, аудиалы имеют свои специфические особенности в поведении и движениях, в речи, дыхании и пр.

Контрольные вопросы

1.Что такое “ощущение”? Каковы основные характеристики данного психического процесса?

2.Что является физиологическим механизмом ощущений? Что такое “анализатор”?

3.Какие вы знаете классификации ощущений?

4.Что такое “модальность” ощущений?

5.Охарактеризуйте основные виды ощущений.

6.Расскажите об основных свойствах ощущений.

7.Что вы знаете об абсолютном и относительном порогах ощущений?

8.Расскажите о сенсорной адаптации.

9.Расскажите о сенсорной депривации.

10.Что такое сенсибилизация?

Тема занятия: Восприятие как психический процесс

Цель занятия : Изучение психологических характеристик процесса восприятия, его место и роль в жизни человека.

Учебно-целевые вопросы занятия

1.Общая характеристика процесса восприятия.

2.Фазы восприятия.

3.Виды восприятия.

4.Основные свойства восприятия.

5.Феномены восприятия.

6.Взаимоотношение целого и части в восприятии.

7.Нарушения восприятия.

Общая характеристика восприятия

Восприятие - это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Суть этого процесса так же, как и процесса ощущения, состоит в отражении реально существующего мира. Понятия “ощущение” и “восприятие” тесно взаимосвязаны между собой, четкой границы между этими процессами нет – они взаимопереходят друг в друга . Однако между ними существуют коренные различия. Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения и заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.

Восприятие часто называют перцептивной системой человека .

Фазы восприятия

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Известно, что мозг человека обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия. С первых минут жизни новорожденный оказывается под воздействием колоссального количества раздражителей, которые, достигнув мозга, сортируются по категориям, прежде чем отложиться в памяти.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компо ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как активную перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

В формировании перцептивного образа принимает участие мышление. Процесс восприятия требует объедине­ния группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприя­тия участвует память. Иными словами, способ классификации воспринимаемых явлений тесно связан с предыдущим жизненным опытом.

Таким образом, восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:

1.Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).

2.Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3.Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

4.Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, “называние объекта”).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

Виды восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, выделяют несколько вариантов классификации восприятия (рис. 4). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.




Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства и времени

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего того, что человек воспринимает. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление су­ществует во времени. Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обу­словлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необхо­димо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. При этом восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положе­ние в пространстве. В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функ­ции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

Восприятие времени , несмотря на важность данной проблемы, изучено гораз­до меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление мате­риального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний . Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением со­бытий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помога­ет человеку ориентироваться во времени.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:

· предметность,

· целостность,

· структурность,

· константность,

· осмысленность,

· избирательность.

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира. Иначе говоря, предметность – это соотнесенность образа с предметом. Таким образом, возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента (движения руки, микро- и макродвижения глаз).

Другим свойством восприятия является целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Компонен­ты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в сознании слушающего продолжает звучать вся мело­дия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность . Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изме­нении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изо­бражения, как если бы он находился рядом.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцеп­тивной системы компенсировать изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные. Константность, таким образом, уменьшает разнообразие внешнего мира, экономит объем памяти, уменьшая описание образов. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Таким образом, свойство константности объясняет­ся тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особен­ностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без констант­ности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообраз­ном и изменчивом мире.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом.

Еще одно свойство восприятия - избирательность. Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

Содержание восприятия определяется и личностными особенностями человека, а именно: мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей. Контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Феномены восприятия

Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.

1. Закон фигуры и фона.

Самый важный из принципов гештальпсихологии состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура , выделяющаяся на каком-то фоне . В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприя тия, т. е. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на индивида в это же время, но отступаю­щие, по сравнению с объектом восприятия, “на задний план”. Мозг человека имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше по размеру или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет какой-то смысл, воспринимается как фигура: она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо най­ти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или пере­брать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона - это соотношение дина­ мическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Под­тверждением этого является следующий пример. На рис 5. изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисун­ку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В этом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Рис. 5. Ваза Рубина

2. Закон заполнения пробелов.

Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.

3. Парадоксы восприятия

Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено:
8 когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы - в этом случае речь идет о двусмысленных картинках , которые на первый взгляд кажутся "нормальными", но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.

8 когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов : некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.

Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте восприятие как познавательный психический процесс.

2.В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия? Что вы знаете о теориях распознавания образов?

3.В чем заключается рефлекторная суть восприятия?

4.Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

5.Какие вы знаете классификации видов восприятия?

6.Какие вызнаете феномены восприятия?


# Модальность – качественная характеристика ощущений, указывающая на принадлежность к определенным органам чувств.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ