Примерами иных нарушений (кроме просрочки) могут быть: — нарушение объемов поставок, работ (услуг); — нарушение ассортимента поставляемого товара; — нарушения качества выполняемых работ (услуг); — поставка некачественного товара; — непредоставление отчетных документов; — заключение надзорных органов, о нарушении технологии производства работ и т.п. Взыскание же штрафа за несвоевременное выполнение работ возможно, но лишь в случаях, когда в контракте условие об ответственности сформулировано таким образом, что штраф установлен за неисполнение обязательства к определенному сроку и не применяется за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (т.е. применяется один раз при наступлении конкретной даты), а пени — за просрочку исполнения обязательства, в зависимости от количества дней просрочки, то есть за разные нарушения обязательств.
Правовед.RU 932 юриста сейчас на сайте
В какие сроки размещается на сайте дополнительное соглашение к контракту? Или правила размещения дополнительного соглашения такие же как и у контракта? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:
Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 9 Ответы юристов (1)
Минэкономразвития указывает, что допсоглашение к контракту, как и сам контракт, считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе. Министерство обосновало вывод положениями ГК РФ. Соглашение об изменении договора по общим правилам ГК РФ совершается в той же форме, что и договор. Министерство провело аналогию с контрактом и отметило: допсоглашение считается заключенным, как только госзаказчик разместил его в ЕИС.
Чтобы разместить допсоглашение в ЕИС, сведения о нем заказчик должен направить в реестр контрактов в течение трех рабочих дней. Если развивать вывод ведомства, получается, что момент заключения допсоглашения — это момент включения его в реестр контрактов. Ведомство подчеркивает: контракт или допсоглашение не станут недействительными, если информация о них не будет отражена в реестре.В каких случаях можно заключать дополнительное соглашение Действующим законодательством запрещено вносить в контракты, заключенные по 44-ФЗ, существенные изменения. Таковыми признаются сроки исполнения обязательств, цена, объем закупаемого товара и так далее. Однако, статья 95 44-ФЗ, устанавливает ряд случаев, в которых можно вносить коррективы в договор:
При этом исполнение обязательств невозможно без корректировки условий по не зависящим от сторон причинам.
Внимание
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Иногда контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ, требуют корректировки. Делается это по взаимному согласию обеих сторон. Оформить такие поправки необходимо при помощи грамотно составленного дополнительного соглашения к договору. Главное, помнить правила составления такого документа и случаи, при которых он будет иметь закону силу.
Что такое дополнительное соглашение Дополнительным соглашением именуется документ, который становится неотъемлемой частью основного договора. В нем прописываются все коррективы, которые необходимо внести. Стороны могут изменять или аннулировать отдельные пункты контракта, добавлять недостающую информацию.
Дополнительное соглашение обладает всеми свойствами привычного договора. Его считают полноценной сделкой. При этом отдельно от основного контракта оно не имеет юридической силы.
Инфо
Таким образом, исходя из системного толкования норм ГК РФ и Закона N 44-ФЗ дополнительное соглашение к государственному контракту считается заключенным с момента его размещения в единой информационной системе. При этом в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается в том числе информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены. Такая информация направляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение трех рабочих дней с даты изменения контракта (часть 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ).
Неопубликование информации в реестре контрактов не является основанием для признания контракта или дополнительного соглашения недействительным.
Добрый день. По Вашим вопросам сложилась определенная судебная практика. Как Вы и указали, ПП РФ № 1042, а также ч. 8 ст. 34 Закона 44-ФЗ разделяют понятия просрочки исполнения обязательств и ненадлежащего исполнения контракта. Штрафы применяются к стороне контракта при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств, но за исключением просрочки исполнения обязательств.
Суды по данному вопросу приходят к выводам, что просрочка исполнения обязательства, исходя из содержания Закона № 44-ФЗ, является видом нарушения срочного обязательства, за которое предусмотрена ответственность за каждый день. Иные виды нарушений обязательств по контракту расцениваются Законом № 44-ФЗ как неисполнение или ненадлежащее исполнение, за которые также предусматривается ответственность, однако эта ответственность применяется не за каждый день.
Из письма не до конца ясно, как это сочетается с выводом о необходимости включить допсоглашение в реестр контрактов. Выходит, допсоглашение, которое не разместили в ЕИС, с одной стороны, является незаключенным, а с другой — действительным, т.е. имеющим юридическую силу. Чтобы избежать проблем, рекомендуем отражать в реестре контрактов информацию о допсоглашении. Это не только поможет придать ему юридическую силу, но и убережет от административной ответственности. Ведь если не направить в реестр сведения и документы, то должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 № ОГ-Д28-9402 Как внести изменения в контракт? (Путеводитель по договорной работе) Вопрос: О заключении дополнительного соглашения к госконтракту. Ответ:МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМОот 22 июля 2016 г.
Законодательство позволяет изменять или дополнять уже заключенный между сторонами договор, в том числе это касается и тех соглашений, которые заключены в рамках Закона № 44-ФЗ. Дополнительное соглашение — это документ, вносящий изменения в заключенный по итогам проведенной закупочной процедуры контракт.
Следует отметить, что допсоглашение является неотъемлемой частью уже действующего обязательства и после его подписания вступает в силу. Соответственно, вступают в силу и изменения, внесенные в ранее подписанное обязательство.
Не стоит путать допник к госконтракту с дополнительными документами. Дополнительные документы — это всевозможные бумаги, которые могут быть необходимы и полезны в целях исполнения самого контракта. К примеру, на выполнение тех или иных работ.
Итак, разберемся подробнее, в каких случаях Закон № 44-ФЗ «разрешает» изменять либо дополнять уже подписанные сторонами обязательства с помощью дополнительного соглашения.
Преобразование возможно при следующих обстоятельствах:
Подписывать дополнительное соглашение к госконтракту нужно в той же форме, что и сам контракт. Проверьте, чтобы в допнике была такая информация:
Не забудьте, что допник необходимо зарегистрировать в госорганах, как правило, в Казначействе. Только после этого дополнения вступят в силу.
Ст. 95 44-ФЗ содержит конкретный перечень случаев, когда заказчик имеет возможность уменьшить цену договора:
Важно, что снижать стоимость договора стороны могут только в том случае, если такая возможность была предусмотрена документацией (п. 1 ч. 1 ст. 95).
Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:
1. Проверка положений документации и договора.
Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.
2. Анализ причины изменения.
Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе.
3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.
В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).
Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».
4. Составить дополнительное соглашение.
Необходимо документально зафиксировать взаимное согласие сторон об уменьшении стоимости договора.
Форма соглашения нормативно правовыми актами не урегулирована, можно указать следующие данные:
Соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.
Согласно ч. 3 ст. 103, в случае, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты внесения таких изменений.
Дополнительное соглашение - это не менее важный документ, нежели сам контракт. Рассказываем, когда можно заключить допсоглашение и как его оформить.
Законодательство позволяет изменять или дополнять уже заключенный между сторонами договор, в том числе это касается и тех соглашений, которые заключены в рамках Закона № 44-ФЗ. Дополнительное соглашение — это документ, вносящий изменения в заключенный по итогам проведенной закупочной процедуры контракт.
Следует отметить, что допсоглашение является неотъемлемой частью уже действующего обязательства и после его подписания вступает в силу. Соответственно, вступают в силу и изменения, внесенные в ранее подписанное обязательство.
Не стоит путать допник к госконтракту с дополнительными документами. Дополнительные документы — это всевозможные бумаги, которые могут быть необходимы и полезны в целях исполнения самого контракта.
К примеру, техническое задание на выполнение тех или иных работ.
Итак, разберемся подробнее, в каких случаях Закон № 44-ФЗ «разрешает» изменять либо дополнять уже подписанные сторонами обязательства с помощью дополнительного соглашения.
Преобразование существенных условий возможно при следующих обстоятельствах:
Подписывать дополнительное соглашение к госконтракту нужно в той же форме, что и сам контракт. Проверьте, чтобы в допнике была такая информация:
Не забудьте, что допник необходимо зарегистрировать в госорганах, как правило, в Казначействе. Только после этого дополнения вступят в силу.
В практике тендерных процедур часто возникает потребность заключения дополнительного соглашения к контракту. В данной статье мы рассмотрим условия, по которым возможно внесение изменений в уже заключенный контракт.
Данные условия* предусмотрены статьей и ст. 95 названного закона, а именно:
Например: необходимо поставить мебель для школы: 100 столов и 100 стульев до 01.09. однако появилась необходимость поставки столов до 01.06 , а стульев до 01.09 . В контракте (изначально если было прописано) предусмотрено внесение изменений, общий объем поставки не изменен и стоимость также. В данном случае можно смело заключать дополнительное соглашение. (сам текст соглашения в самом низу страницы)
Рассмотрим туже поставку столов и стульев, но потребность Заказчика изменилась: необходимо поставить 110 комплектов, или наоборот потребность уменьшилась (необходимо поставить 90 комплектов). Заказчику необходимо провести переговоры с Поставщиком, согласовать с контролирующим органом, заключить доп.соглашение об увеличении (уменьшении) объема поставки, при этом цена контракта увеличивается (уменьшается) пропорционально объему поставки.
Обратите внимание: согласно данного пункта заключение дополнительного соглашения возможно только на основании решения Правительства РФ и при сроке заключения контракта от 3 лет .
Рассмотрим пример, заключения доп.соглашения согласно данного пункта: заключается договор по оказанию транспортных услуг для населения в каком либо субъекте РФ, допустим данный тариф установлен в размере 30 рублей за 1 поездку, договор заключен сроком на 3 года при заложенном тарифе 35 рублей за поездку. Возникает ситуация при которой невозможно выполнить данный контракт, независимо от сторон (например повышение стоимости ГСМ), при согласовании с высшим исполнительным органом данного субъекта РФ , может быть заключено дополнительное соглашение.
Другими словами: если контракт заключен на срок от 1 года и цена на предмет контракта устанавливается Правительством РФ, при условии превышения размера цены предмета контракта, заключение дополнительного соглашения возможно после решения местной администрации.
Согласно данного пункта, дополнительное соглашение заключается при изменении регулируемых цен, согласование при этом не требуется!
В настоящее время уже встречаются случаи, связанные с уменьшением финансирования!!
Уважаемые Поставщики, исходя из п.6 ст.161 Заказчик имеет право уменьшить объем закупки , оформив дополнительное соглашение, но согласовав данный факт у контролирующего органа. Уменьшение финансирования не является поводом для расторжения контракта по инициативе Поставщика и не приводит к административной ответственности Заказчика!
При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обязательно должен обеспечить согласование новых условий контракта, в том числе сроков исполнения контракта (подп. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Не забываем и то, что возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена до-кумен-тацией о закупке и контрактом , а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом.
Cогласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его обязательных условий не допускается, за исключением вышеуказанных случаев, даже после согласования с контролирующими органами!!!
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 44-ФЗ 21 июля 2014, а именно в статью 34, пункт 13, обязательными условиями, включенными в контракт, является информация о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Таким образом, если Заказчик и Поставщик договорились, например, о предоставлении авансового платежа, или уменьшении срока оплаты, внесение изменений в контракт – путем заключения дополнительного соглашения, будут являться противозаконным и влекут за собой административную ответственность. О штрафных санкциях за данное нарушение можно узнать из нашей статьи «Штрафные санкции за нарушение порядка заключения и изменения контракта».
*Выделенное серым фоном является текстом закона и представлено с незначительными изменениями, не искажающими сути
Иногда контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ, требуют корректировки. Делается это по взаимному согласию обеих сторон. Оформить такие поправки необходимо при помощи грамотно составленного дополнительного соглашения к договору. Главное, помнить правила составления такого документа и случаи, при которых он будет иметь закону силу.
Дополнительным соглашением именуется документ, который становится неотъемлемой частью основного договора.
В нем прописываются все коррективы, которые необходимо внести. Стороны могут изменять или аннулировать отдельные пункты контракта, добавлять недостающую информацию.
Дополнительное соглашение обладает всеми свойствами привычного договора. Его считают полноценной сделкой. При этом отдельно от основного контракта оно не имеет юридической силы.
Действующим законодательством запрещено вносить в контракты, заключенные по 44-ФЗ, существенные изменения. Таковыми признаются сроки исполнения обязательств, цена, объем закупаемого товара и так далее. Однако, статья 95 44-ФЗ, устанавливает ряд случаев, в которых можно вносить коррективы в договор:
Для того чтобы соглашение имело законную силу, оно должно быть правильно оформлено. При этом нужно придерживаться следующих рекомендаций:
Заключение дополнительного соглашения – единственная возможность внести изменения в уже заключенный контракт. Если этот документ будет оформлен по всем правилам, он будет иметь законную силу и сработает на пользу обеих сторон.
Образец дополнительного соглашения на поставку товара с улучшенными характеристиками вы можете скачать по ссылке.
Дополнительное соглашение по 44 ФЗ
Делопроизводство и канцелярияАвтоматизация работы с договорами позволяет в 4-6 раз сократить время на согласование договорных документов, но важнейшую роль в эффективности процесса играет понимание предметной области.
Документы, которые дополняют, уточняют, изменяют договорные условия в процессе подготовки договора к заключению или в процессе исполнения обязательств, можно разделить на несколько видов:
Чтобы не возникало путаницы, разберем основные отличия перечисленных документов и определим специфику их оформления. А также рассмотри возможности использования данных документов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и в целом в закупочной деятельности.
Приложение к договору - это документ, который уточняет или более подробно раскрывает содержание договорных условий. Допустим, в договоре назван лишь предмет выполняемых работ, а в приложении к договору дается техническое задание уже развернутого содержания или приводится спецификация, перечисляющая и виды работ, и их стоимость.
Приложение оформляется на одном или нескольких листах, которые станут неотъемлемой частью договора. Оформление вступительной части документа необходимо начать с указания названия («Приложение») и на его порядковый номер. Обязательной является ссылка на сам договор, его номер и дату составления.
Далее следует озаглавить основную часть документа, исходя из его содержания. В заключительной части приложения необходимо указать реквизиты контрагентов. Они, наряду со ссылкой на номер и дату договора, являются важными факторами, подтверждающими принадлежность документа к основному договору.
Здесь же располагаются места для подписей уполномоченных лиц каждой из сторон, с указанием занимаемых должностей, фамилий и инициалов. Приложение должно быть подписано одновременно с заключением договора. В противном случае, если такой документ оформляется позже, следует составить дополнительное соглашение к договору, а не приложение.
На сегодняшний день сложилось понятие «заминированная документация ». «Заминированной» считается документация, которая вводит в некоторое заблуждение участника размещения заказа (далее УРЗ), и при прочтении её по диагонали очень сложно заметить важные моменты.
Одним из таких способов «заминирования» считают разнесение требований по тексту документации. Например, в документации требования к выполнению услуг одни, а в проекте договора другие. Причем, в самой документации требования детально расписаны, а в приложении к договору, техническом задании сводятся к 1-2 страницам. При этом участник, прочитав техническое задание в части документации, испугавшись таких объёмов и требовательности Заказчика к выполнению работ, может перестать анализировать документацию дальше и принять решение не участвовать.
Важно то, что после заключения контракта основным документом для обеих сторон является именно контракт со всеми неотъемлемыми приложениями. А все иные условия, отраженные в документации, извещении и пр., но не внесенные в контракт, уже не значимы для сторон.
Исполнителю нужно руководствоваться именно проектом договора. Правила закупки - это правила выбора Поставщика, и исполнять работы по документации необходимости нет.
Дополнительное соглашение, в отличие от приложения, составляется к уже заключенному договору. Следовательно, дополнительное соглашение - это документ, который вносит изменения в уже действующий и подписанный ранее договор. При первоначальном согласовании условий договора дополнительные соглашения оформлять некорректно, так как самого договора еще не существует.
Кроме того, дополнительное соглашение может иметь своей целью расширение условий по договору, продление его действия и т.д. Причем в данном документе всегда указывается с какого момента (в виде конкретной даты или формулировкой «с момента подписания») оно начинает действовать. До этого момента имеют силу первоначальные формулировки договора.
При оформлении дополнительных соглашений стоит соблюдать следующие правила:
Если вы своим допсоглашением вносите изменения (дополнения) в договор, то, во избежание в дальнейшем недоразумений и разночтений, целесообразнее всего оформить это следующим образом:
1. Изложить п… договора в следующей редакции:
«__. ____________________» (и пишете новую редакцию этого пункта);
2. Пункт ___ (в пункте ___ слова «___») из текста договора исключить;
3. Дополнить текст договора пунктом ___ следующего содержания:
«__. ____________________».
4. Изменить Приложение №___ к Договору и принять его в новой редакции в соответствии с Приложением №___ к настоящему Дополнительному соглашению №___.
5. Дополнить Договор Приложением №___ «_________________», и принять его в редакции в соответствии с Приложением №___ к настоящему Дополнительному соглашению №___.
В практике тендерных процедур часто возникает потребность заключения дополнительного соглашения к контракту. Изменение условий контракта урегулировано ч.ч. 1-7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Заметим, что начало ч. 1 ст. 95 нового Закона может вызвать вопросы, поскольку в нем говорится: «Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях...», при том, что понятие «существенные условия» не раскрывается ни в этой норме, ни в какой-либо иной норме Закона № 44-ФЗ. Полагаем, что это понятие должно применяться в том смысле, в каком оно дано в Гражданском кодексе РФ, на котором, в том числе, напомним, основан Закон № 44-ФЗ.
Рассмотрим основные условия, по которым возможно внесение изменений в уже заключенный контракт:
Условие 1: если возможность изменения условий контракта была предусмотрела документацией о закупке, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом.
Условие 2: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Условие 3: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
В процессе заключения договоров случаются такие ситуации, когда одна из сторон частично не согласна с некоторыми пунктами соглашения. Чаще всего урегулирование осуществляется в устной форме. Но такие согласования не имеют юридической силы, и в случае возникновения споров сослаться на них будет невозможно. Поэтому законодательством предусмотрен следующий выход: составляется протокол разногласий, который представляет собой письменное дополнение к договору, подписанное обеими сторонами. В этом протоколе стороны договариваются о внесении изменений только в те пункты договора, по которым существуют несогласия. Это означает, что составление протокола позволяет, не меняя основных пунктов договора, согласовать и внести частичные изменения только в отдельные его положения.
Данное дополнение должно быть оформлено как отдельный документ и включать следующие пункты:
Хотя законодательными актами не предусмотрена какая-либо специальная форма протоколирования разногласий, самый оптимальный и понятный вариант - составление таблицы из трех столбцов:
Такой подход в составлении протокола разногласий к договору позволяет исключить все возможные непонятные моменты и ошибки в трактовке его содержания. Кроме того, составитель протокола имеет право исключить пункт, с которым он не согласен, с указанием об этом в третьем столбце «Пункт исключить». Или же добавить свое условие - в таком случае в столбец 2 вносится строка «Пункт отсутствует», а в столбец 3 - текст предлагаемого к внесению условия. Возможно также внесение в таблицу еще одного столбца, в котором можно указать доводы и аргументы за внесение изменений в условия основного договора.
Составление протокола разногласий к договору будет верным и исключит все непонимания, если под таблицей будут перечислены условия основного обязательства, которые остаются без изменений.
Также необходимо указать, что своими подписями стороны согласны с внесенными изменениями и исправлениями, и после подписания протокола основной договор считается заключенным.
С момента подписания данный протокол разногласий считается частью главного договора, на тексте которого должна быть поставлена пометка «Договор действителен с учетом протоколом разногласий», причем и договор, и протокол должны быть скреплены одинаковыми подписями и печатями. С момента внесения этой пометки указанные в протоколе пункты действительны только в новой редакции, а эти же пункты в основном договоре теряют свою силу.
Еще одна рекомендация юристов: включать фразу «Все условия, внесенные в настоящий протокол, являются существенными». Эта фраза позволит упростить решение возникших споров, если дело дойдет до суда - пояснение должно быть в части Особые моменты.
Протокол разногласий используется и в государственных и муниципальных закупках. Исходя из способа проведения закупки, можно выделить следующие ситуации по его использованию:
1. Протокол разногласий в рамках аукциона. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, имеет право направить протокол разногласий к государственному контракту заказчику, используя функционал личного кабинета на электронной площадке.
Протокол разногласий к контракту будет подписываться электронной подписью в личном кабинете, поэтому нет необходимости направлять заказчику подписанный и отсканированный документ. В действующей редакции Закона № 44-ФЗ нет ограничений по количеству указанных протоколов, которые может разместить победитель электронного аукциона. Срок их подачи составляет 13 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок.
Однако чиновники Минэкономразвития России подготовили проект изменений в Закон о контрактной системе. В том числе, они предлагают добавить норму, согласно которой победитель электронного аукциона сможет подать не более одного протокола разногласий.
Авторы проекта предлагают изменить часть 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ. В ней установят, что протокол разногласий нельзя направить более одного раза и позднее 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Соответственно, 13-дневный период из текста закона будет исключен.
2. Протокол разногласий в рамках конкурса или запроса котировок. Победитель конкурса не имеет права направить заказчику протокол разногласий. Направление победителем конкурса в адрес заказчика разногласий по государственному контракту может быть расценено как уклонение от его подписания.
При подаче заявки на участие в конкурсе участник размещения заказа соглашается со всеми условиями торгов, в том числе со всеми положениями проекта государственного контракта, в который по итогам торгов вносятся только цена контракта и, в случае проведения конкурса, другие условия его исполнения, которые являлись предметом оценки. Поэтому направление победителем торгов в адрес заказчика разногласий по государственному контракту можно расценивать как уклонение от его подписания, что является основанием для включения соответствующего поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Итого, возможность подачи протокола разногласий Законом № 44-ФЗ установлена только для проведения аукциона в электронной форме.
Сторона, получившая протокол разногласий, подписывает его в случае согласия с новой редакцией. В результате соответствующее условие договора будет действовать в редакции протокола разногласий, а не договора. Однако вполне вероятно, что часть предложенных условий может не устроить контрагента. В этом случае на протокол разногласий составляется протокол согласования (урегулирования) разногласий.
Данный документ оформляется по аналогии с протоколом разногласий с добавлением колонки «Согласованная редакция», в которой прописывается спорное условие с учетом требований обеих сторон. При этом в первоначальном протоколе разногласий делается отметка «С протоколом согласования разногласий» .
Если и после составления протокола согласования разногласий стороны не могут прийти к единому мнению, то можем предложить два варианта дальнейших действий: либо составить новый текст договора и начать всю работу сначала, либо искать нового контрагента. И хотя на практике встречаются протоколы разногласий №2 на протоколы согласования разногласий, во избежание лишней бумажной волокиты логичнее воспользоваться первым вариантом предложенных действий.
Проект договора, протокол разногласий и протокол согласования разногласий целесообразно отправлять с сопроводительными письмами, в которых должно содержаться предложение подписать направляемые документы. В письме может быть указан и срок для рассмотрения данного вопроса.
Все рассмотренные документы по согласованию договорных условий позволяют сторонам уменьшить свои риски и привести спорные условия договора к «общему знаменателю». Используйте все способы урегулирования разногласий, возникающих как при заключении договора, так и при его исполнении. Как выходите на практике, перефразируя известное высказывание, «Договор дороже денег!».
(4,84 - оценили 25 чел.)