И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.
|
Менора была выкована цельной из таланта (33-36 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей - по три справа и слева . Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гвиим ), состоявшими из скульптурных изображений завязи (кафтор ) миндалевидного плода и цветка (перах ), а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съёмными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот ).
Лампады каждой ветви имели направление к центру. Мудрецы Талмуда считали, что основание Меноры было в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте Меноры в 18 ладоней (1,33 - 1,73 м.) . Вероятно, ножек было три . Ветви Меноры расходились на 9 ладоней, такова же была ширина треножника . Наверх вели три ступени, по которым священник должен был подняться, чтобы зажечь фитили . На второй ступени помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные принадлежности. В Скинии эта лестница была из акации, но Соломон заменил её мраморной .
Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). Маймонид описывает «бокальчики» широкими у отверстия и узкими у дна (вероятно, в стиле цветочных ваз), «завязь» была слегка угловата с заострёнными верхушками. Цветок же представлял собою чашечку с отвёрнутыми краями .
По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Всевышнему пришлось самому сотворить светильник.
Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей, Эфраима и Ханы а-Реувени
Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа . Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору |
В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения - марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева.
Белая лилия
Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков. Израильский исследователь Ури Офир полагает, что это были цветы белой лилии (Lilium candidum) , который по форме напоминает Маген Давид . Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь, как бы, в центре Маген Давида .
Свет Меноры наполнял Святилище и освещал священников во время службы.
Для зажигания Меноры годилось лишь то масло, которое получают при первом отжиме олив. Эти первые капли были совершенно чисты и не содержали осадка. Масло, полученное при последующих отжимах, уже требовало очистки, и его для Меноры использовать не разрешалось .
Первосвященник зажигал Менору в сумерки и очищал её горелки утром , Менора должна была гореть всю ночь . Две западных лампады горели до окончания утренней службы, после которой они очищались и наполнялись маслом . Иосиф Флавий сообщает, что во Втором Храме три светильника горели также и днём . Пламя Меноры названо Нер тамид (буквально «постоянный светильник») . Каждый вечер священники наполняли лампады Меноры маслом. Количество масла было всегда одинаковым (пол лога ) - его было вполне достаточно для самой длинной зимней ночи , и поэтому летом, когда ночь короче, определённое количество масла наутро оставалось.
По преданию, особое чудо ежедневно происходило с одним из семи светильников Меноры, «Западным светильником» (Нер а-Маарави ). Вероятно, имелся в виду средний светильник, ближайший к западу от трёх восточных лампад . Этот светильник назывался также Нер Элохим («Лампа Всевышнего») или Шамаш («Служка»). В него наливали столько же масла, как и в другие светильники, но священник , приходивший утром очистить Менору после ночного горения, всегда находил этот светильник ещё горящим, а шесть остальных - погасшими. О величине чуда мнения в Талмуде расходятся: одни считают, что западная лампада горела до полудня; другие, что она горела весь день, и вечером священник зажигал остальные светильники от, всё ещё горевшего, «Западного светильника» ; а по некоторым мнениям, «Западный светильник» приходилось зажигать лишь раз в году. Талмуд рассказывает , что это чудо прекратилось за 40 лет до разрушения Второго Храма .
Сегодня репродукцию Меноры (в натуральную величину) можно увидеть в Старом городе в Иерусалиме . Эта менора построена в соответствии с галахическими и историческими источниками.
Со времени разрушения Храма, менора утратила своё практическое значение в повседневной еврейской жизни. В числе других предметов храмовой утвари, Талмуд запрещает делать точную копию храмовой Меноры, поэтому у большинства светильников, изготовленных в более позднюю эпоху, отсутствуют сложные декоративные элементы, по этой же причине наряду с семисвечником встречаются и изображения меноры с четырьмя, шестью или девятью ветвями.
Живя в христианском окружении, евреи ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Начиная со II века, менора становится символом иудаизма , главным образом, в противовес кресту, который превратился в символ христианства . По этой причине она является своего рода опознавательным знаком. Если на древнем захоронении обнаруживается изображение меноры, это однозначно свидетельствует о том, что захоронение - еврейское.
Вот некоторые возможные причины избрания меноры в качестве сугубо еврейского символа:
Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе, не ранее V или IV веков до н. э. Однако, с тех пор как в Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями, древнее происхождение меноры не оспаривается.
Семисвечники были обнаружены при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом - в слоях, относящихся к XVIII-XV вв. до н. э.). Однако, это были глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками. Лишь изредка эти светильники имели ножки.
Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37-4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70-130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г н. э.).
Эти изображения разнятся в деталях, однако все они отображают три основные части меноры - ствол, шесть ветвей и основание. На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних - ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.
Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене , Афинах , Коринфе .
Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди .
В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.
Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах » (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.
В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках , монетах и сувенирах.
Менора всегда занимала воображение комментаторов Библии и учёных, по их мнению, все её детали были глубоко символичны. Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.
Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.
Таким образом, по мнению Абарбанеля, семь лампад меноры - это «семь наук», то есть «семь свободных искусств» (тривиум и квадриум) средневекового университета. Тем самым, менора олицетворяет науку, «коренящуюся в божественной Торе» и потому существующую в полной гармонии с еврейской религией.«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь.»
«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота - принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) - посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания.
<...> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <...> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <...> А о третьей способности сказано: „чашечки“ - намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ - это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова - „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека - результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней.»
«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора - это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его - фитиль, а душа его - чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием.»
Р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши, "Бхинат олам" (гл. 17)
«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании…
…свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом …
Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»
Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה ) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה , «ханукальный светильник»).
Ханукию зажигают в течение восьми дней праздника Ханука . Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками. По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש) - помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.
Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену. Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X века. В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.
Впоследствии, в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников. Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию. В результате, многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительных подсвечниками.
«и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице Своей семь звёзд… Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.»
Откр. 1:12-20
«и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих»
Число семь фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.
После объявления Израилем своей независимости в 1948 году, перед новыми государственными органами была поставлена задача о выборе символики, особенно гербового символа новоиспеченного государства. Государственный Совет Израиля едино проголосовал за выбор меноры – золотого семисвечника, а семисвечник в иудаизме, как и Маген Давид – изображение шестиконечной звезды, играет важную роль и является одним из основных символов веры иудеев.
Почему именно выбор пал на менору, очевидно. Некоторые историки сходятся во мнении, что менора является единственным символом иудаизма. По древнему преданию, менора, в период хождения еврейского народа по пустыне, находилась в Скинии Собрания, а после была передана в Иерусалимский храм. Как гласит легенда, именно еврейский семисвечник был показан Моисею во время его молитвы на горе Синай. Указания, данные Моисею, были настолько сложны, что Бог собственноручно создал семисвечник. На вид он имел шесть ветвей на основании, и выполнен был из чистого золота, общим весом 35 кг.
Прообразом семисвечника в иудаизме стала мория или марва – одна из разновидностей шалфея. Согласно другому преданию, менора это изображение дерева. Согласно древней легенде, таких семисвечников в иудаизме было всего шесть. Находились они в храме Соломона, но после его разрушения были перенесены в стены Второго Храма. В период возведения Второго Храма, пророку Захарию во сне пришло ведение, в котором он увидел ветки оливы по сторонам меноры. Так и появился современный вид меноры – в обрамлении оливковых веток, который впоследствии использовался в качестве герба.
Предания Талмуда рассказывают нам о Флавие Тите – римском полководце, который во время блокады римлянами Иерусалима смог похитить золотую менору, посланную затем в Рим в качестве победного трофея. Об этом говорит и триумфальная арка, которая была возведена после кончины Тита. Изображение на ней рассказывает, как побежденные евреи несут золотую менору. Такой образ семисвечника и лег в основу современного герба, хотя многие историки и раввины говорят, что настоящая менора имела другой вид. На сегодняшний день доподлинно неизвестно, какова была дальнейшая судьба меноры.
Второй век нашей веры – время, с которого еврейский семисвечник начал считаться полноценным символом иудаизме, как крест в христианской вере. Образ меноры встречается в древних захоронениях, и по наличию семисвечника можно безошибочно догадаться, что это еврейское захоронение.
Образ меноры повсеместно используется для оформления синагог, в иллюстрациях к различным древним писаниям. Еврейский золотой семисвечник – образ второго пришествия Мессии. Образ меноры в иудаизме многогранен. Он является символом света и слова Божьего, божественной защиты иудеев, символ мудрости, духовного возрождения, символ чуда рождения и жизни.
Несмотря на то, что остановить выбор на основном символе герба Израиля было делом быстрым и единогласным, то с выбором остальных художественных элементов герба страны, случились небольшие загвоздки. Один их художников – Итамар Давид, предложил использовать в качестве дополнительных изображений на гербе плоды граната или шофар. Но это предложение было отклонено. Еще один вариант израильского герба принадлежит Максиму и Габриэлю Шамирам. Под их художественным руководством на гербе появился золотой семисвечник на щите, в обрамлении оливковых веток, а основание украшала надпись «Израиль». Изображение на гербе Израиля веток оливы приписывают президенту Хаиму Вайцману.
Существует несколько версий про выбор оливковых ветвей. По одной из них, масло, отжатое из плодов оливы, используется для того, чтобы зажечь менору. По другой версии, ветви оливы имеют схожие черты с, изображенными на знамени СССР, колосьями. Официальная версия объясняет выбор оливковых ветвей как символа мира, и стремление Израиля к нему.
Семирожковая лампа, некогда стоявшая в Иерусалимском Храме; один из наиболее стойких символов в иудаизме. Менора служила принадлежностью иудейского алтаря еще во время странствий в пустыне; и по сей день она демонстрирует преемственность традиций еврейского народа от Моисея до наших дней. В Торе Господь подробнейшим образом объясняет, как делать менору и как ее зажигать. Согласно мидрашам, объяснения показались Моисею слишком сложными, и тогда Господь сам сотворил для него менору.
Менора имеет семь ответвлений, украшенных золотыми цветами миндаля. Огонь меноры – это огонь чистейшего оливкового масла. В храме Соломона (как утверждает более поздняя традиция) изначальную менору ежедневно зажигал первосвященник, а десять других менор стояли рядом с ней, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании. Во время мятежа Маккавеев Антиох изъял менору из Храма, но Иуда Маккавей сделал новую. Подставка этой меноры напоминала основание храма Аполлона.
После разрушения Второго Храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме Мира. Существуют рассказы о том, что далее менора была увезена в Константинополь или возвращена в Иерусалим; но ее окончательная судьба неизвестна. В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп. И по сей день иудеи избегают проходить под этой аркой, символизирующей изгнание, трагедию и поражение.
После разрушения храма менора стала основной эмблемой выживания евреев и стойкости их традиций. Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек.
В наше время менора – важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием Кнессета в Иерусалиме. Она является символом возрождения еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория» (salvia palaestinae), которое произрастает в Израиле и пустыне Синай. Высушенное на плоской поверхности, оно поразительно напоминает менору, также имеющую шесть ветвей и центральный ствол.
Существует множество толкований мистического смысла меноры, особенно ее семи ветвей. В древности считалось, что небеса состоят из семи планет и семи сфер. Эллинистический иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, которые являются наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют божественный свет, или Логос. Кроме того, считалось, что семь ветвей меноры отображают семь дней Творения. Менора сравнивается и с Древом Жизни, поскольку напоминает дерево. Некоторые видят в меноре перевернутое дерево, укорененное в небесах. Если ветви меноры изогнуть, то сверху она будет выглядеть как Звезда Давида.
Каббалисты считали менору главным символом Древа Сефирот (божественных эманации). Центральный ствол символизирует Тиферет – Великолепие, Центральную Линию, Источник Изобилия, перетекающего в шесть остальных сефирот. Масло символизирует внутреннюю душу Сефирот, которая проистекает от Эйн Соф – Вечного Источника. Мистики XV столетия назвали 67-ой Псалом «Псалмом меноры». По преданию, он был выгравирован в форме меноры на щите Давида, и часто воспроизводится в таком виде на амулетах и в молитвенниках евреев Средиземноморья. В практической Каббале менора служит оружием против демонов. Хасидская традиция утверждает, что форма меноры имитирует шестикрылого ангела, «серафима», чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ Горнего Серафима и повелел воссоздать его земными средствами.
Ханукальная менора, имеющая девять рожков, напоминает Храмовую, но имеет совсем иное происхождение и чаще всего служит не лампой, а подсвечником. Восемь рожков символизируют чудо, происшедшее во времена Иуды Маккавея, когда однодневного запаса освященного масла, найденного в оскверненном Храме, хватило на восемь дней непрерывного горения меноры. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. На протяжении многих столетий ханукальная менора представляла собой прямой ряд масляных рожков или подсвечников, укрепленный на пластине, которая позволяла вешать ее на стену или на дверь. В средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную менору в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор, зажигаемых в день Хануки. Кроме чуда, свершившегося в старину, на ханукальных менорах часто изображаются другие сюжеты и персонажи. Это Лев Иудеи; еврейский народ и Иуда Маккавей; Юдифь, чья история имеет параллели с чудом Хануки; орлы, олени и прочие животные; и многие другие мотивы из Библии, истории и декоративно-прикладного искусства. Единственное обязательное требование, предъявляемое ритуалом, заключается в том, что восемь боковых рожков должны находиться на одной линии, но при этом огни не должны сливаться в один.
Менора, מנורה - светильник. Обыкновенно под M. подразумевают семисвечник, сделанный во время странствования евреев по пустыне. Она детально описана в кн. Исх., 25, 31-39. М. имела вид правильного семиствольного дерева. Вся она была изготовлена из чистого золота чеканной работы. Из главного ствола выделялись шесть боковых ветвей, по три с каждой стороны. Каждая из этих ветвей имела три миндалеобразных чашечки, завязь и цветок, главный же ствол имел четыре таких чашечки: три при выходе каждого из боковых ветвей, а четвертая на самом верху для вмещения елея и фитиля. Как основание М., так и все стволы и их украшения чеканились из одного массива, без спайки. В каждый ствол вставлялась в чашечку золотая лампада. Как принадлежности М. имелись еще золотые щипцы и лотки. На выделку всего этого ушел один центнер золота. О размерах М. в Библии ничего не сказано, но по традиции она имела в высоту 3 локтя. М. стояла в скинии собрания на южной стороне, насупротив стола со священными хлебами (Исх., 26, 35; 40, 24). По Исх., 27, 20 и сл.; 30, 7; Лев., 24, 1 и сл.; Чис., 8, 1, лампады горели всю ночь. Это предполагается также в кн. I Сам., 3, 3. - Иос. Флав. («Древн.», III, 8, 3) сообщает, что три лампады горели также днем. Что касается Соломонова храма, то в описании его говорится вскользь, что были изготовлены из массивного золота 10 светильников для установки перед Святая Святых: пять по правую сторону и пять по левую (I Царст., 7, 49); ср. I Хрон., 28, 15; II Хрон., 4, 7, 20; однако ib., 13, 11 говорится только об одной М., но в параллельн. месте этот пробел дополнен). Что М. была во втором храме с самого начала его постройки, нельзя доказать, но это возможно и косвенно подтверждается видением жившего тогда пророка Зехарии (Зех., 4,2). В эпоху Б.-Сира М. во всяком случае была в храме (см. 26, 17). Согласно I Макк., 1, 21; 4, 49 и сл., она была похищена оттуда Антиохом Епифаном; новая была отлита по приказанию Иуды Маккавея. Эта М. была потом поставлена в Иродов храм (Флав., «Иуд. войн.», V, 5, 5; по ib., VI, 8, 3, в кладовых храма находились и другие подобные светильники). Она же была потом похищена Титом и вместе со столом священных хлебов пронесена в триумфальном шествии победителя в Риме. Веспасиан поставил М. и стол в храм богини мира, и оттуда мы можем проследить ее до 534 г., когда оба священных сосуда прибыли из Карфагена в Константинополь, откуда они, как передают, были позже возвращены в Иерусалим. В одном из последовавших разгромов города их, очевидно, уничтожили. Изображение М. на триумфальной арке Тита разнится в некоторых пунктах от описания М. в кн. Исхода (см. выше), что, вероятно, произошло от небрежности римского художника или же там изображена другая М. (см. ниже). Так, на этом изображении главный ствол не имеет четырех чашечек, и согласно с этим боковые ветви не вырастают как бы из венчиков. Из главного ствола выходят гладкие ветви, которые, только удаляясь от ствола, покрываются миндалевидными чашечками и притом неравномерно, а в возрастающем числе в зависимости от длины ветви. У основания М. видны драконообразные животные. Судя по этому изображению, М. имела 110-120 см в вышину. - Сp.: PRE, XIX, 38, 501 и сл.; J. E, III, 531, s. v. Candelstick; VIII, 493 и сл., s. v. Menorah. 1.
Менора на арке Тита.
Менора в агаде. В Талмуде речь идет только о М., сделанной Бецалелом для Скинии Завета согласно указаниям Моисея (Исх., 37, 17 и сл.). Эта М. была затем помещена между десятью светильниками (Тосеф., Сота, XIII нач.), которые отлил Хирам для храма Соломона (I Цар., 7, 49). По представлению Талмуда, М., сделанная Бецалелом, имела 18 «тефахим» (тефах = 8 см и 0,7 мм) в вышину, из них 3 «тефахим» приходились на долю треножника, служившего ей основанием, считая в том числе и «перах» - рельефный цветок; два «тефахим» расстояния до «гебии» (чашечки), «кафтора» (завязи) и «пераха» (цветка), занимавших вместе один «тефах». Затем следовало снова пространство в 2 «тефахим», 1 «тефах», занятый завязью и ветвью с каждой стороны стебля и выше соединения, опять 1 «тефах» расстояния, 1 «тефах» для завязи и ветви с каждой стороны и завязь сверху; еще 1 теф. для расстояния и 1 теф. для завязи и т. д., 2 «тефахим» расстояния, 3 «тефахим», занятый пучком чашечки, завязи и цветка на каждой ветке и в центре стебля (Мен., 28в). «Гебиа» представлял собой, судя по описанию, нечто вроде «александрийского кубка», а «перах» напоминал цветок, «вырезанный на колонне». Всего на М. было 22 «гебиим», 11 «кафторим» и 9 «перахим» (см. иллюстрацию). Маймонид описывает «гебии» широкими у отверстия и узкими у дна (вероятно, в стиле цветочных ваз), кафтор был слегка угловат, с заостренными верхушками. «Перах» же представлял собой чашечку с отвернутыми краями (Иад, Бет га-Бехира, III, 1-11). Ветви расходились на 9 «тефахим», такова же была ширина треножника (Шилте га-Гибборим, гл. 31). Светильни каждой ветви имели направление к центру, а центральная называлась «Нер га-Маараби» - «западным светочем», как ближайшая к западным ветвям (Раши к Шаб., 22в). Светильник помещался в храме так, что ветви его указывали на юг и на север (Мен., 98б; Майм., Jad., l. с.; ср. критику Рабада, ad loc.). Чистка светилен и наполнение их маслом совершалась по утрам и лежала на обязанности священника. Только две западные светильни горели до окончания утренней службы, после которой они очищались и наполнялись маслом (Тамид, III, 9; Иома, 33а). Средняя светильня - «Нер га-Маараби», она же «Нер-Элогтм» - горела весь день, в нее доливали масло только вечером, и из нее зажигали остальные. В «Нер га-Маараби» помещалось масла не более, чем в других светильнях, т. е. пол-«Лога», количество это было вполне достаточно для самой длинной зимней ночи (Мен., 89а), но согласно традиции его хватало в «Нер га-Маараби» до следующего вечера (ib., 86в). Чудо это, впрочем, прекратилось за 40 лет до разрушения храма (Иома, 39в). Перед М. находилась лестница вышиной в 9 «тефахим» и столько же шириной, имевшая 3 ступени. На второй ступени помещались масло, лопатки, щипцы и остальная утварь. В Скинии Завета лестница эта была из дерева «шиттим», но Соломон заменил ее мраморной. По ней священник взбирался для отправления своих обязанностей (Тамид, l. с.). М., изображенная на триумфальной арке Тита, представляет собой одну из менор от второго храма, а не светильник Моисея, так как последний был скрыт священниками еще до разрушения первого храма. М. служит символом сотворения мира в 7 дней, средняя ветвь олицетворяет субботу. Вместе с тем 7 ветвей должны напоминать землю 6 «сторон мира» и 7 небес. По словам Зогара («בהעלותך »), эти светильни, подобно планетам, заимствуют свой свет от солнца. М. является характерным рисунком для «Мизраха», и 7 слов пс. 113, 3 соответствуют 7 ее ветвям. Довольно часто изображение М. встречается и на налое; иногда она служит орнаментом Ковчега для свитков. Нa амулетах порой встречаются 7 слов или 7 стихов, которым придают вид М. Когда-то ее помещали и на надгробных памятниках (см. Искусство, Катакомбы.) - Ср.: Bähr, Symbolik des mosaischen Kultus, I, 534-543; Friedrich, Symbolik der mosaischen Stiftshütte, стр. 157-158, Лейпциг, 1841; Rofe, Schute ha-Gibborim, гл. 31, Мантуя, 1607; Isseries, Torat ha-Olah, I, гл. 16; Kolbo, Binjan Ariel, стр. 75, венское изд., 1883. . 3.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?
Семисвечник (евр. менора ) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже - Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).
В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.
Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.
Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец (Откр. 21: 23).