В поведении гиперактивного ребенка нет злого умысла – он просто не в силах сдержаться. Им овладевают противоречивые желания, страхи, агрессия, тревога, неосознанные влечения.
Поведение такие детей на людях значительно хуже, чем дома, ведь общение с чужими на них действует растормаживающе. Он не преследует определенной цели, просто не понимает, к чему его действия могут привести.
Так как же вести себя взрослому с таким малышом?
Лучший вариант – принять родителям своего малыша, каким он есть, проявляя при этом большую любовь и так называемую ласковую строгость.
Вот несколько советов психологов для родителей гиперактивным деток. Итак:
Родители должны смириться с тем фактом, что их малыш, скорее всего, всегда будет таким энергичным и активным;
Такому ребенку нужно устроить ежедневные занятия физкультурой, желательно на свежем воздухе, прогулки и другие занятия, позволяющие лишней энергии находить выход;
Необходим четкий распорядок дня ребенка, которого он должен придерживаться постоянно. Это позволит хоть как-то дисциплинировать его;
Плохо сказываются на энергичном ребенке переутомления, ведь в таком случае способность контролировать себя снижается, а гиперактивность растет;
Не оставляйте ребенка одного в общественном месте. Только после того, как он сможет контролировать поведение, его можно постепенно выводить в такие места, где неуместна гиперактивность (магазин, церковь и т.д.);
Активные малыши способны воспринимать значительно меньше правил, чем их сверстники. Поэтому не стоит устанавливать огромное количество рамок такому малышу, лучше ограничиться несколькими понятными ребенку правилами, в основном направленными на предотвращение возможности нанесения вреда себе и окружающим;
Часто энергичные дети бывают очень агрессивны. Поэтому нужно объяснить ребенку, что если он хочет выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, то ни в коем случае нельзя делать этого по отношению к животным и людям. Хорошо, если у него будет на такой случай боксерская груша;
Ребенок не должен слышать постоянно фразы «Прекрати», «Это нельзя!»;
Избегайте физического наказания, ведь таким образом вы показываете пример агрессивного поведения. Вместо этого отправьте ребенка в комнату или определенное для таких случаев место, где он может подумать о своем поведении и успокоиться;
Как можно чаще занимайтесь с ребенком: собирайте пазлы, лепите поделки из соленого теста и глины, раскашиваете картинки, вырезайте. Такие занятия не только помогут ребенку выработать усидчивость и стать спокойнее, но и помогут . С возрастом можно усложнить игры (собирать конструктор, строить сооружения из кубиков и т.д.);
Отзывайтесь о своем ребенке, как об очень энергичном и хорошем, создавая, таким образом, положительную репутацию в глазах остальных людей. В противном случае плохое поведение неизбежно;
Гиперактивный ребенок может сломить даже самую прочную выдержку, поэтому нужно периодически устраивать себе отдых вне дома без ребенка. Это поможет восстановить силы.
В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью – СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» – с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского – деятельный, действенный. Все вместе – активный выше нормы.
Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.
Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 – 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики , капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.
В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам. Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка – в 3 года и в 6-7 лет. Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.
Родители не должны вешать своему ребенку просто так ярлык «СДВГ», это могут сделать лишь только специалист – невролог, а психолог поможет на занятиях скорректировать это поведение. Разберемся более подробно, какие признаки в поведение могут возникать у детей с таким синдромом.
Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:
Если в возрасте до 6-7 лет у ребенка проявляется все выше перечисленные признаки, то можно будет предположить диагноз СДВГ.
Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить. Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.
Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работает с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, длительного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение неврологического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.
Осложнения при родах:
О том, как влияет родовая травма на последующую гиперактивность малыша, смотрите в видео:
Исследование показывает, что расстройство внимания склонно распространяться по семейной линии. У детей с СДВГ обычно есть, по крайней мере, один близкий родственник, который тоже страдает СДВГ. Одной из причин гиперактивности является врожденный высокий уровень возбудимости нервной системы, который ребенок получает от матери, находящейся в возбужденном, стрессовом состоянии на момент зачатия, и в процессе прохождения самой беременности.
Это одни из самых важных причин проявления гиперактивности. Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию и не подозревают, что причины такого поведения их детей кроется в семье:
Постоянные ссоры и конфликты с родителями лишь усугубляют СДВГ
Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.
Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.
Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.
Большинство детей с диагнозом СДВГ становятся талантливыми и незаурядными личностями
Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:
И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:
Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной «Гиперактивные дети»:
Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»:
Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:
Гиперактивным детям рекомендованы групповые занятия с детским психологом
Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:
На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:
Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.
Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее.
Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат – то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой.
Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.
Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.
Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.
Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются с психологами
В работе с гиперактивными детьми можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.
Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:
Читайте малышу сказки из следующих сборников:
«Коррекция двигательной расторможенности»:
«Самоорганизация поведения»:
Чтение крохе сказок помогает развиваться его воображению и внимательности
При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:
Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:
Лучше всего с такими детьми работает «жетонная» система. За выполнение любых дел ребенок получает поощрение в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. В эту игру можно играть всей семьей.
В любой ситуации родители должны быть для ребенка опорой и поддержкой
Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.
Завтрак : овсяная каша , яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.
Второй завтрак : орехи или очищенные семечки, минеральная вода.
Обед : суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.
Полдник : йогурт (ряженка , кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.
Ужин : салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.
Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.
Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.
Гиперактивный ребенок - это не приговор , но что делать родителям в таком случае?
Советы психолога гарантируют выход из сложных ситуаций и помогут обрести с собственным чадом.
Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание».
Родители впадают в уныние. Но не стоит бичевать себя или корить ребенка.
Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом.
Если подозрения оправдались, вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений, чтобы постепенно скорректировать поведение, а не заниматься самобичеванием.
Полностью диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ.
Он проявляется в раннем возрасте. Когда именно, определить сложно, потому что до определенного момента поведение чада кажется обычным.
Хотя иногда некоторые признаки сложно игнорировать.
Малыши очень сильно реагируют на изменение освещения или громкий звук, нервозны, страдают , двигательная активность у них не настолько развита, как у ровесников.
Но все это можно списать на всевозможные обстоятельства, которые часто не воспринимаются всерьез.
А вот когда начинается , возникают первые подозрения.
Проявляется неуравновешенность, вспыльчивость, неспособность выполнять поставленные задачи, даже если тесты интеллекта говорят об обратном.
Неспособность управлять как позитивными, так и негативными эмоциями. Заниженная самооценка.
Ерзает на стуле, двигается. Внимание быстро переключается на посторонние мысли.
С виду поведение выглядит как неуклюжесть, все падает из рук.
В младшем возрасте наблюдается задержка речевого развития. Чадо не может соединить слова в предложения.
Он спорит и даже дерется с другими детьми.
Потому не может сосредоточиться на поставленном задании, невнимателен.
Таким своим поведением претендует на участие взрослых, проявляет эгоизм и чрезмерную активность.
Не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки, имеет некрасивый почерк.
Причиной такого поведения является легкая форма нарушения работы головного мозга.
Практически в 70% случаев это происходит из-за неправильного питания матери, употребления наркотических веществ, .
Часто СДВГ проявляется из-за генетического фактора: один из родителей имел в детстве аналогичные симптомы.
Совет: также значительно влияет на состояние ребенка. Проследите, чтобы дом стал уголком тишины и покоя.
Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно.
Особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений.
Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему.
Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику.
Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу.
Ему, как личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками.
На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении.
Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где чадо может немного «остыть».
Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом.
В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача - сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов.
Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что.
Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 - уборка игрушек.
Идеально иметь настенный таймер, который показывает, сколько времени осталось.
Вообще для таких детей понятия времени не существует.
У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» - «получил награду завтра», не работает.
Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным.
Сделал что-то правильно - похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов».
Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу.
Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите игрушку или чем-нибудь особенным.
В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка.
Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им подробно. Учителя должны стать вашими союзниками, а не врагами.
Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос.
Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого.
Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом.
Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!
Совет: не исключайте двигательную активность. Запишите малыша в спортивную секцию, где упор ставится на индивидуальные достижения, но без лишних эмоций и соревновательной составляющей.
Большое количество вводит ребенка в ступор.
Им просто сложно даже решиться думать над таким количеством заданий сразу.
Пусть ребенок решает пример и сразу же находит соответствующий из общей кучи.
Мало-помалу он соберет весь пазл и почувствует себя победителем!
Изучение букв может стать проблемой, ведь их много. Превратите испытание в игру.
Создайте поле из 33 клеток, внутри каждой заключена буква.
Поставьте заранее приобретенную для этих целей машинку вначале и за каждый правильный ответ продвигайте ее вперед на клетку.
Неправильный ответ останавливает машинку. После 3 ошибок переносите игру на следующий день.
Дети с СДВГ с большой радостью преодолевают препятствия, особенно если знают, что за это их похвалят или накормят чем-то вкусным.
Можно также играть на желания, только ставьте небольшие лимиты - не более 5 букв за один раз.
Часто бывает, что во время выполнения домашнего задания по математике появляются проблемы с фиксированием результата своей мысли на бумаге.
То есть ответ ребенок знает, может рассказать, как он к нему пришел пошагово, но записать не способен.
Это связно с тем, что от него требуют делать два дела одновременно, а для тех, кто страдает СДВГ, это непостижимая ноша.
Не требуйте слишком многого, разрешите отвечать устно.
Умение писать - безусловно, важное и, конечно же, его нужно практиковать, но в данном случае рекомендуем пойти на уступку.
Довольно скоро он привыкнет проговаривать и писать одновременно.
Используйте двигательную активность, где только можно. Лучше всего такой подход работает в игровой форме.
Задайте вопрос малышу и, получив правильный ответ, разрешите ему сделать шаг вперед, а за неправильный ответ или шаг без спросу - два шага назад.
Это поможет закрепить нужные нам навыки и научит сосредотачиваться.
Позаботьтесь, чтобы место, где он будет выполнять домашнее задание, не содержало каких-либо отвлекающих картинок или движимых объектов, животных.
Многие отмечают, что работа в наушниках наилучшим образом настраивает на спокойное выполнение задания.
Попробуйте! Вдруг этот совет подойдет и вам тоже!
Эти способы помогут гиперактивным детям успокоиться физически и психически, спокойно заснуть или полноценно расслабиться.
Аутогенная тренировка позволяет частично восстановить функции нервной системы и стабилизировать резервные возможности коры головного мозга.
Метод можно практиковать самостоятельно, но первый раз все же рекомендуется проводить под наблюдением психотерапевта.
Модель Шульца рассчитана на младший возраст (4–9 лет), а техника Алексеева предполагает использование лицам от 8–12 лет.
Ведущий предлагает удобно расположиться на кресле или коврике.
Внимательно слушать его и выполнять каждую просьбу, даже если она кажется неправильной.
В данном методе следует представить каждую часть тела, как большую лампу, а свое сознание, как маленький ночник.
Постепенно тушите лампы одну за другой, используя формулы: «Я расслабляю…(руки, ноги, шею), они теплые и неподвижные», «Я полностью расслаблен» и т. д.
Постепенно погасите все лампы, кроме ночника сознания. Вы должны погрузиться в состояние легкой дремы, как будто лежите в приятной теплой воде.
Совет: надиктуйте указанные инструкции на телефон. Каждый день в одно и то же время включайте их ребенку перед сном для глубокой релаксации.
Представленные упражнения предназначены для коррекции поведения в непринужденной игровой форме.
Не заставляйте малыша играть в них насильно и не перегружайте его более 20 минут.
Уставший гиперактивный ребенок, который перенапрягся, может капризничать или стать неуправляемым.
Положите на пол веревку или обозначьте, что край ковра - граница. С одной стороны простирается речка, с другой - берег.
Ведущий предлагает выполнять его команды: кричит «речка» - надо прыгнуть в нее, кричит «берег» - стоит вернуться.
Когда все дети поняли условия, приступайте к основной части. Сначала команды называются в случайном порядке, затем чередуя «речка–берег–речка–берег».
Дети входят в определенный ритм. Неожиданно поменяйте последовательность.
Тому, кто ошибся, посоветуйте проговаривать команду вслух, а после - действовать.
Это поможет справляться с трудностями переключения между задачами и импульсивностью.
Попросите ребенка покомандовать вами и научить чему-нибудь, что умеет сам.
К примеру, нарисовать кота, только каждое ваше действие он должен проговаривать вслух, не используя жесты.
Это поможет объяснить, как работает планирование в реальности.
Завяжите себе глаза и попросите малыша скомандовать, куда вам идти, чтобы не врезаться в стоящие предметы (два шага влево, один вправо). Это научит его анализировать ситуацию.
Совет: не нарушайте ваш распорядок дня, даже если это грозит скандалом. Идите на уступки только в незначительных ситуациях.
Как справиться с детской гиперактивностью?
Ребёнок бегает из комнаты в комнату, всё разбрасывает вокруг себя и не реагирует на замечания родителей … Многие могут подумать – баловень. Нет, гиперактивный малыш. И такой ребёнок, в поддержке родных, нуждается в особенности.
Какой он на самом деле?
Много говорит, не слушает, непоседа … Невнимательный, импульсивный, рассеянный … Неусидчивый, неуклюжий, громкий … Такой ребёнок виден и слышен, как говорится, издалека и легко выявляется в детском коллективе. Затейник всего, что происходит: игры, драки, разбрасывание игрушек, вырывание цветов с корнем.
Так же, малыша можно «узнать» и по резкой смене настроения. Достаточно всего пару минут, чтобы лицезреть и его смех, и слёзы, и капризы. И где бы Вы не находились с ребёнком, в которого встроен «моторчик», он захочет всё потрогать, попробовать, разломить и раскрошить.
И если мама против, он этого «не слышит».
Причины такого поведения.
Специалисты долго изучали и наблюдали за такими детками и пришли к выводу – на ребёнка влияют:
Предрасположенность;
Повреждение головного мозга, когда мама была в положении;
Малыш недоношенный, при рождении имевший очень маленький вес;
Семья у малыша неблагополучная или неполная;
Ребёнка просто балуют, неправильно воспитывают.
Что делать родителям?
В первую очередь, идти с малышом на консультацию к специалисту. Врач посмотрит, поговорит и вывит причину такого поведения. Стало быть, назначит лечение.
Родителям же, можно посоветовать, для начала, создать дома благоприятную, спокойную, радушную обстановку. Малыша ничего не должно раздражать, в семье должна быть гармония. И родители, и воспитатели, и нянечки в саду должны действовать по одной линии поведения: спокойно вести разговор, без эмоций и окриков в сторону ребёнка.
Думать, что чрезмерная нагрузка на «такого» ребёнка, благотворно подействует – ошибочно. Наоборот, такая нагрузка скажется не лучшим образом – всё должно быть в меру.
Малыша надо приучить к:
Дневному сну;
Спокойным прогулкам;
Играм, без крика и слёз;
Выполнению домашнего задания без истерик;
Приёму пищи по расписанию.
И самое главное, все пункты должны выполняться строго, в одно и то же время.
Нельзя! Уговаривать сделать что-то, а если Вы заметили, что чадо переходит все границы дозволенного – отвлеките его от любимого дела.
С таким малышом надо чаще играть в подвижные игры, они помогут ему избавиться от «лишней» энергии. Хорошо, если в игре будут строгие правила, которые нарушать нельзя, тогда он сможет научиться соблюдать их не только в игре, но и в реальной жизни.
Хорошо бы ребёнку, перед сном, делать расслабляющий массаж, который поможет ему успокоиться и подготовиться ко сну.
И самое главное, малыш нуждается в любви, ласке, бережном отношении, и, в понимании. Хочется сказать родителям, это же так просто!
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2018-01-04
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Больше 200 лет назад немецкий врач Генрих Хоффман первым дал описание гиперактивного ребенка и назвал его «непоседа Фил». Но только в 60-х годах XX века врачи стали оценивать чрезмерную подвижность не как черту характера, а как неисправимый дефект психики.
Вы пришли вечером с работы, а сын не сделал самого простого: кровать не заправлена, носок, брошенный в центре комнаты два дня назад, так и лежит, и все усыпано чипсами. Спрашиваете: «Неужели трудно было поднять? Как же тебе не стыдно? За что ты меня так мучаешь?».
Эти вопросы и для обычного ребенка непонятны, а сознание гиперактивного пропускает их, как дуршлаг воду. Его цепляет только конкретика – лучше без лишних эмоций начинать прямо с носка.
Масштабных планов вроде уборки квартиры гиперактивному чаду не предлагайте. Испугается слишком большой задачи. Его способности концентрироваться на одном деле ограничены. Ну и что, пусть моет в час по чайной ложке, считает доктор Мартин. Главное, чтобы у вас хватило терпения давать эти «ложки» регулярно, нагружать и не раздражаться, что ваш быстрый ребенок делает все так медленно.
– Собирайся, пожалуйста! Мы должны уходить через пять минут! – обращается мать к одиннадцатилетней дочери. Та продолжает делать свое, ведь, во‑первых, для нее нет никаких «мы», есть только «я», во‑вторых, слово «должны» слишком расплывчато. Она начинает мучить мать вопросами: «А почему именно через пять минут, а не через шесть?», «Кому должны?». И это только начало длиннейшей бесцельной дискуссии. Хотите, чтобы ребенок начал собираться? Заинтересуйте его: «Сможешь собрать вещи за три с половиной минуты?».
Очень важно, чтобы задача звучала в форме вопроса, а не приказа. И тогда результат не заставит себя ждать.
Хотите быть услышаны – шепчите. Чем громче мы кричим, ругаемся, тем вероятнее они нас «выключат». На эту «отключку» как никто способны гиперактивные дети. В периоды больших разборок мы выглядим для них как рыбы, беззвучно открывающие рот. Такая у них защита от родительских эмоций. Но едва вы станете шептать, они начнут прислушиваться. И тогда ваше слово будет на вес золота. Иногда полезно пообщаться вообще без слов, для маленьких детей даже разработана система «светофор», где красный цвет – знак запрета, желтый – тревоги, а зеленый – разрешения. Гиперактивные дети гораздо чувствительнее к картинке, чем к словесной информации.
Худшее, что можно требовать во время разговора с дочерью или сыном, это: «Смотри мне прямо в глаза!». Доктор Мартин учит родителей не искать контакта глазами и позволять ребенку во время беседы что-нибудь вертеть в руках – карандаш, игрушку, платок… «Ручная занятость» повышает его способность к концентрации внимания. А вот если он будет стоять прямо и смотреть вам в глаза, все его силы уйдут на то, чтобы поддерживать эту стойку. А смысл слов пролетит мимо.
Сын-подросток пришел из школы раздраженный, плохой был день. На вопрос: «Что случилось?» отвечает: «Не ваше дело!». Родители могут взорваться и наказать, могут посочувствовать. Но специалисты советуют: лучше остаться в своем настроении. Читали журнал, смотрели телевизор, готовили ужин – продолжайте это делать.
Если ребенок чувствует, что взрослый не раздражается, он успокаивается. Идеальные родители для гиперактивных детей – те, кто способен сохранять в любой ситуации каменное спокойствие. Таких немного, обычно у гиперактивных детей родители сами быстро становятся раздражительными. И тогда возникает вопрос: кто же тут кого воспитывает?
Двенадцатилетняя девочка третий час в разных вариациях пытает мать:
– Ну почему нельзя принести пару белых крыс в дом, почему?
Мать спрашивает в отчаянии:
– Ты слово «нет» не понимаешь?
Девочка чистосердечно признается:
– Не понимаю.
И это правда. Обычного ребенка запрет расстроит, но он его быстро переживет. Для гиперактивного «нет» – маленькая катастрофа, повод взять взрослых в осаду, любыми путями заставить их изменить «нет» на «да».
Психологи, работая с гиперактивными детьми, используют такую систему поощрений: лучший приз достается тем, кто смог пусть не с первого, но хотя бы со второго раза принять «нет» без споров. Кроме поощрений есть еще и наказание, например, ребенок должен раз пять или десять написать на бумаге: «Я буду стараться принимать отказ спокойно». Говорят, эта мера очень действенная.
Гиперактивным детям нужно знать, что в их доме есть Босс. Едва заметив, что начальника нет, они немедленно занимают его место.
Очень трудно справляться матерям-одиночкам с сыном-боссом или дочкой-начальницей. Дети начинают поправлять: «не так готовишь», или даже оценивать: «ты неправильно меня воспитываешь!» – это доводит родителей до слез.
Один отец, придя с работы, и выслушав 15-летнего сына, который не выполнил ни одной его просьбы (так как «все это было глупо») сказал: «Если бы ты так спорил с боссом на работе, тебя бы просто сразу уволили». По глазам сына он понял, что юноша удивился, испугался за будущее и поэтому без лишних напоминаний пошел выносить мусор.
Когда родитель только открывает рот, чтобы поговорить с ребенком , он должен знать, чего он хочет – войны или мира. Гиперактивных всегда есть за что поругать, поэтому для войны повод найдется. Но если вы хотите мира, то надо сначала привести в чувство себя. Перед воспитательной беседой стоит сесть в кресло, а ноги закинуть на стол – из такой позиции труднее давить и кричать. Наше спокойствие – это как раз то, что нужно гиперактивному ребенку. Только оно ему помогает, защищает, дает уверенность.
«Я тебя еще удивлю»,– говорит тринадцатилетний сын, у которого в планах сотни начинаний и ни одно пока не доведено даже до середины. Но надо верить и не говорить ему лишнего.