Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Которая ныне не является слишком распространенной. Она возникла в далекие века и сейчас приобрела статус политического рудимента. Тем не менее некоторые страны мира, как европейские, так азиатские, довольствуются такой системой власти.

Описание термина

В юридическом понимании дуалистическая монархия - это один из типов С практической и теоретической точки зрения монарх имеет неограниченные права и полномочия по отношению к своему государству. Однако формально его влияние и круг действий ограничены конституцией. Свое название эта форма правления получила благодаря тому, что в стране, кроме монарха, имеется еще одно не менее важное лицо - министр. Суть такой власти подразумевает, что ни одно из распоряжений монарха не может быть осуществлено до того, как его не подтвердит министр. При этом образуется некий замкнутый круг: министра вправе назначить только глава державы, и он же может его сместить с должности. Таким образом, дуалистическая монархия - это, по сути, которая передается в кругу августейших особ от поколения к поколению.

Страны с подобным устройством власти

В наше время многие государства уже давно перешли на президентско-парламентские и прочие системы управления, но некоторые остаются верными своим былым традициям. Это государства, в которых еще сохранилась дуалистическая монархия. Примеры стран можно найти на всех континентах Восточного полушария, и сейчас мы их кратко перечислим. В Европе это Швеция, Дания, Монако, Люксембург, Лихтенштейн. На Ближнем Востоке - Кувейт, Бахрейн, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, на Дальнем Востоке - Япония. Некоторые из этих стран относят одновременно к абсолютной монархии, где вся практическая и законодательная власть принадлежит владельцу престола. Также отметим, что в некоторых державах являются синонимами конституционная и дуалистическая монархия. Примеры стран такого типа - это Дания, Швеция, Люксембург.

Что такое конституционная монархия в чистом виде

Данным термином именуется который делится на два вида. Первый - это Суть ее заключается в том, что члены парламента избираются путем голосования. Какая партия наберет больше голосов людей, та и станет основой законодательной власти в стране. Лидер победившей партии становится практически главой государства. Сам же монарх при таком раскладе выполняет чисто формальную роль. Он может участвовать в принятии решений, законов, актов, но его голос не является решающим. Таким образом, вся ответственность возлагается на парламент. Второй тип - дуалистическая конституционная монархия. Тут монарх уже имеет более основательные права, он утверждает все законы, акты и решения, ведет контроль над деятельностью остальных управленческих органов. Также он вправе набирать новых людей в сферу руководства страной и увольнять прежних сотрудников.

Признаки дуалистической монархии

Итак, перечислим основные характеристики, по которым можно определить, подходит ли та или иная страна под данную категорию, или же нет:


Взгляд в ретроспективу

Данная форма государственной власти некогда была присуща и нашей стране. Когда в России начались мятежные забастовки и перевороты, а также обострились «вечные» проблемы нашего Отечества — аграрная, национальная и геополитическая, временно была установлена именно дуалистическая монархия. Такой тип правления длился с 1905 по 1917 годы, и прекратил он свое существование на наших землях с установкой советского социалистического режима.

Наиболее ярким представителем такой формы власти также была Австро-Венгерская империя. С 1867 года до момента распада в этой стране была установлена дуалистическая монархия. При этом государство делилось на две автономные друг от друга части, в каждой из которых были свои законы и правила. Если заглянуть еще более глубоко в века, то можно заметить, что подобная форма государственного правления была во всей Европе и в Азии. Это был как бы переходной этап от абсолютной власти короля к парламентскому строю, который длился много веков.

Заключение

Подведем итоги. Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой власть осуществляется одним лицом. Формально монарх согласовывает свои действия с парламентом и другими представителями власти, но практически каждое решение, которое становится законом для всей страны, принимается им единолично. Ведь всех своих сотрудников и советников правящий человек выбирает сам, и он же, при малейшем неповиновении, может их уволить. В наши дни такой государственный аппарат уже считается редкостью. Все страны давно перешли на президентско-парламентский тип управления, который также подкрепляется голосами народа. Ведь для того, чтобы управлять огромной страной, тем более учитывая темпы развития современного общества, нужно быть крайне сильным и несоизмеримо мудрым человеком.

Эра монархов проходит? Возможно. Но до сих пор в мире существует несколько десятков стран с монархической формой правления. Жизнь людей в таких государствах кажется необычной, а их правители окутаны ореолом величия и таинственности.

С раннего детства мы знакомы с различными королями и королевами, принцами и принцессами, князьями, султанами и шейхами. Рассказы об их мудрости и благородстве нас восхищали, а их власть казалась безграничной.

Абсолютная власть монарха, ее божественное происхождение и непререкаемость, остались в средних веках. Конечно, и сегодня в некоторых странах сохранилась такая форма правления, но это явление временное. Эти государства отличаются определенным уровнем социально-экономического развития, и для населения не представляется руководство в какой-либо иной форме, так как абсолютная монархия для них естественна.

Более широкое распространение получила ограниченная форма монархии, которая подразумевает собой разделение власти монарха парламентом, судом и Конституцией. Такая монархия может быть двух видов: дуалистической и парламентской.

Дуалистическую монархию можно назвать переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. Ее особенностью является наличие равных полномочий у монарха и парламента. Дуалистическая или двойственная монархия является весьма неустойчивой формой правления. Чаще всего она представляет собой переход от абсолютной монархии к парламентской. Для данной формы правления характерны постоянные конфликты и силовые попытки захвата власти. Примерами такой монархии являются Кувейт, Королевство Непал и Иордания.

Наиболее распространена в современном мире парламентская монархия , или как ее по другому называют, конституционная. Эта форма правления характерна для развитых стран, таких как Великобритания, Норвегия, Бельгия и т.д. При такой форме правления монарх скорее символ правления, нежели правитель. Далее сайт постарается определить основные отличия дуалистической монархии от парламентской монархии.

Структура власти

Высшая власть в дуалистической модели юридически разделена на равные части между монархом и правительством, но фактически полностью принадлежит монарху. Формирование парламента также производится двойственным путем: часть парламентеров избрана народом путем голосования, вторая часть – назначена монархом. Правительство в полной мере принадлежит монарху, и им же сформировано.

В отличие от дуалистической монархии, при конституционной монархии власть монарха ограничивается соответственно Конституцией, которая в полной мере разрабатывается парламентом и им же принимается. Монарх не может никаким образом изменить ее содержание. Состав правительства определяется парламентом в ходе выборов. Места в правительстве распределяются пропорционально набранным партиями голосам. Лидер той партии, члены которой составляют большинство в правительстве, назначается премьер-министром.

Разделение власти

В случае дуалистической монархии исполнительная власть осталась у правителя, а законодательной властью был наделен парламент. За монархом было закреплено право «вето», которое позволяет аннулировать любой принятый парламентом закон.

В парламентской монархии все законопроекты проводятся парламентом, который фактически и руководит страной. Однако у монарха остаются так называемые «спящие полномочия». В случае спорной ситуации в парламенте право принимать решения переходит к монарху.

Для кого характерна?

Дуалистическая монархия распространена, как правило, в тех странах, где протекает процесс перехода от феодального общества к буржуазному. Монарх в таком случае является представителем уходящей социальной группы, в то время как парламент олицетворяет новое поколение, его стремления и надежды на лучшую жизнь. По сути, дуалистическую монархию можно приравнять к абсолютной, так как влияние парламента в этих странах не значительное. Чаще всего такую форму монархии можно встретить в странах Азии и Африки

Парламентская монархия характерна для развитых капиталистических стран. Все Европейские монархии – конституционные. Наличие монарха в этих государствах скорее дань истории, нежели необходимость.

Выводы сайт

  1. При дуалистической монархии власть в большей степени принадлежит монарху, при конституционной – парламенту.
  2. При дуалистической монархии правительство формируется монархом и ему принадлежит. При парламентской монархии правительство избирается народным голосованием и формируется парламентом. Перед парламентом и несет ответственность.
  3. Дуалистическая монархия характерна для менее развитых стран, а конституционная – для более развитых стран.
  4. Дуалистическая монархия – нестабильная форма правления, характеризующаяся двухсторонними попытками захвата власти. В парламентской монархии правитель имеет скорее роль символического знака, нежели власти как таковой.

Монархическое устройство политической власти имеет долгую историю развития. Это самая популярная форма правления в человеческой истории. Признаки монархии стали проявляться уже в древнейших на планете государствах Междуречья. На протяжении многовекового развития человечества монархия доминировала в азиатских империях, ханствах и султанатах, государствах доколумбовой Америки, множестве европейских стран эпохи Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Вместе с тем она имела и множество локальных вариаций и своеобразных различий. Почти всегда это была неограниченная монархия, особенно это касается восточных обществ. Европа же подарила миру такое уникальное социальное устройство, как феодализм, в котором король фактически являлся высшим феодалом на верхушке сюзеренно-вассальной иерархии, но не имел всей полноты власти над своими подданными. В отличие от восточных государств, где визири и раджи вмиг лишались своих положений по воле правителя. Впрочем, положение феодальных королей со временем и в Европе значительно укрепилось.

Ограничение монархической власти

Эпоха Возрождения и Новое время существенно изменили умы европейцев. Здесь произошло освобождение от пут средневековой христианской схоластики в результате религиозной реформации Мартина Лютера. Просветительские идеи, в особенности теория общественного договора Локка, Гоббса и Руссо, существенно подорвали представление общественности и том, что королевская власть неизбежна. Первой королевской династией, свергнутой в Европе, стали Бурбоны во Франции (в результате Великой французской революции 1789 г.).

XIX и начало XX столетия и вовсе стали эпохой если не свержения монархий, то существенного их ограничения. Так, революция 1848-1849 гг., прокатившаяся сразу в нескольких европейских странах (названная весной народов) - Франции, Австрийской империи, польской части тогдашней России, некоторых немецких и итальянских землях, - привела к демократизации общественной жизни и расширению национальных прав. Дуалистическая монархия была установлена в Австрии, которая отныне стала формально именоваться Австро-Венгрией - страной двух равноправных народов. Венгры получили право формировать собственных парламент, существенно ограничив династию Габсбургов. Подобная волна демократизации распространялась в Европе, а позже и по всему миру (особенно интенсивно - следующие пятьдесят лет). Ноябрьская революция в Германии, Октябрьская в России, Синьхайская в Китае - все они свергали местных правителей, устанавливая республики.

Современный мир

На сегодняшний день монархия является атавизмом. Однако она сохранилась в ряде государств как традиционный пережиток. Среди них Англия, Дания, Япония и так далее, хотя короли здесь и не имеют особой власти. Вместе с тем в современном мире выделяют следующие виды: дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Парламентская монархия

Она представляет собой ту же конституционную монархию, где основным органом власти является парламент. Король же или вовсе не имеет практической значимости (будучи лишь символом нации), или, как в Испании, имеет ограниченные конституцией права, сопоставимые с президентскими.

Дуалистическая монархия сегодняшнего дня

Конституционные основы в современном мире уже приняты всеми государствами. Однако монархическое устройство не везде еще полностью сдало свои позиции. Так, в современных Марокко и Кувейте, а также в Иордании вполне здравствует дуалистическая монархия. Государственная власть здесь юридически разделена между парламентом и монархом. Хотя последний оказывает влияние и на Кабинет Министров, который формирует, и на законодательный орган, где владеет полномочиями роспуска и наложения вето.

Все абсолютные монархии перешли в парламентскую через дуалистическую

Абсолютная : Неограниченная власть монарха. Монарх сам формирует правительство и возглавляет его (из числа членов семьи – часто).Правительство отвечает перед монархом. Отсутствует институт выборности. Имеет право роспуска парламента в любое время

Сейчас единственное государство в абсолютной монархией – Саудовская Аравия

В Бахрейне, Катаре, Омане, Кувейте – дуалистическая!

Дуалистическая: Глава государства, монарх, сохраняет все полномочия, однако, есть парламент, формирующийся на выборной основе, а правительство формируется монархом и парламентом, и оно отвечает перед монархом и парламентом (отсюда дуализм). В последнее время наблюдается тенденция перехода к чистой дуалистической монархии (в том числе и в Саудовской Аравии – там проводятся выборы органов МСУ)

Парламентская: Вид монархии, при котором глава государства обладает минимальными протокольными полномочиями

Центральная фигура – премьер-министр, который является, как правило, лидером победившей на выборах партии. Роль главы государства возрастает, когда ни одна из партий не имеет большинства на выборах для формирования правительства (тогда сам монарх формирует правительство и одновременно сам монарх объявляет о новых выборах в парламент). Монарх формирует правительство с помощью информатора и форматора. Один из признаков парламентской монархии – Парламент обладает широкими полномочиями. Великобритания, Япония, Бельгия

11. Республика как форма правления: понятие и виды.

Республиканская форма правления - юридические признаки:

Начитки (Носов): ресупублика - все высшие органы гос.власти либо избираются, либо формируются общенацион-ыми представительными учреждениями (более 140 гос-в - республики) Признаки: выборность органов гос,власти на опред срок, наличие выборного на опред срок главы госуд-ва, производных хар-р гос власти по поручению народа, юрид отве-ть главы гос-ва

ВИДЫ РЕСПУБЛИК:

президентски е - США, Мексика, Казахстан, на избираемый на всенародных выборах президент является одновременно и глава исп власти. Он формирует испо адм-ю (правит-во), перед кот.ответственен. Он не может распустить парламент и отправить в отставку прав-во. - парламентские - Италия, ФРГ, Венгрия. парламент является полновластным органом, кот.формирует политически ответ-ое перед ним правит-во. Избирает президента, кот.явля-ся главой гос-ва, но не испол,власти. -смешанные - (полупрезидентская ) - Франция, Португалия, Финляндия. наличие элементов президент.респ+парламент республики. Президент - глава гос-ва, избирается на всеобщих выборах и он юридически и реально наделен большими полномочиями. Прав-во формируется парламентом путем отве-но перед ним президентом и парламентом. Президент руководит прав-ом, распускает парламент. РФ - смешанная форма правления (смешанная республика) де-факто- Прав-во формируется парламентом, де-юре суперпрезидентская.

Павлова : 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. Республиканская форма правления также относится к одной из древних.

Выделяют два вида республик: президентскую США, Бразилия, Сирия, Мексика, Фран,и парламентарную Италия, Турция, Финляндия. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Хачим:

Республик а – это форма правления, при которой глава государства является выборным, избирается на определенный срок, объем полномочий зависит от вида республики.

Глава государства (монарх) – лицо юридически безответственное и на всём протяжении своего царствования не может быть по праву ни привлечён к какой-либо правовой ответственности, ни отстранён от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет своё государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал.

В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, король является одновременно верховным судьёй. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку монарх считается высшим духовным лицом страны.

В настоящее время наиболее близко черты этой формы правления воплощены в государствах Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия.

Дуалистическая монархия.

В дуалистической конституционной монархии устанавливается разделение властей такого рода, что монарх как минимум лишается законодательных и судебных прерогатив. Дуалистическая монархия представляет собой такую форму правления, при которой монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство).

В дуалистической монархии законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент, а исполнительную – правительство, ответственное перед парламентом. Здесь власть монарха существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства. В частности, в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается.

В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Тонга, Иордания, Марокко.

Парламентарная монархия.

Здесь монарх – номинальный глава государства, т.е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших государственных органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство ответственно перед парламентом. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. Повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при контрасигнатуры, означающей, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства. Это означает, что в своих решениях монарх полностью зависим от правительства.

За монархом остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов.

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Республика это такая форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (президентско-парламентскую или полупрезидентскую) республики.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ