Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.

Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.

26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.

26(1). Регистрация по месту жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Для регистрации по месту жительства указанный гражданин предъявляет в орган регистрационного учета следующие документы:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, подтверждающий ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Министерство внутренних дел Российской Федерации или его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

(см. текст в предыдущей редакции)

Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

29(1). Регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, указанными в

Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части – одна из немногих привилегий, которые остаются на сегодняшний день у военнослужащих. К сожалению, наличие ряда бюрократических препонов, обусловленных, необъяснимой позицией ряда должностных лиц (истинная причина которых проста и всем известна), основывающейся на «притянутых за уши» нормах права, истолкованных настолько своеобразно, что просто диву даёшься – как же надо было извратить смысл и дух закона для достижения поставленной (и явно не благой) цели.

Так, на практике одной из причин отказа военнослужащему в по адресу воинской части является наличие у него доли в праве в собственности на жилое помещение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации. Указанное основание отказа в согласовании является незаконным и необоснованным.

Тем не менее, отдельными военными юристами выдвигается иная точка зрения: «Право на регистрацию военнослужащего по адресу воинской части предусмотрено законодателем в целях обеспечения для реализации его прав и свобод при отсутствии у него любого жилого помещения. При наличии у него любого жилого помещения для проживания военнослужащий обязан зарегистрироваться в нём в соответствии с общим порядком, установленным Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации»… Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что имеющие жильё военнослужащие и члены их семей не могут регистрироваться по адресу воинской части» .

Однако право на по адресу воинской части не имеют лишь те военнослужащие, которые обеспечены жилым помещением в населённом пункте по месту прохождения военной службы, иные категории военнослужащих таким правом обладают.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим – гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.

На основании вышеизложенного, на указанных лиц в полной мере распространяется и положение п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающее наличие у них права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Кроме того, об этом прямо говорит последнее предложение п. 4 ст. 15 указанного Закона.

Более сложным является другой пример, когда в качестве основания для отказа в регистрации по месту жительства по адресу воинской части определён факт намеренного ухудшения военнослужащим своих жилищных условий (до истечения установленного законом срока в пять лет).

Исходя из причины указанного отказа, право военнослужащего на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части было поставлено в зависимость от наличия у него права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях . Единственным объяснением указанного обстоятельства является наличие правовых оснований для отказа военнослужащему, совершившему намеренное ухудшение жилищных условий (в частности, посредством снятия с регистрации по месту жительства), в обеспечении служебным жилым помещением (именно в разрезе права на служебное жилое помещение будет рассмотрен данный случай) в установленном законом порядке в связи с отсутствием у него права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако соответствует ли данная позиция требованиям законности и обоснованности?

Право военнослужащего на по адресу воинской части обусловлено наличием у него права на обеспечение служебным жилым помещением . Данный вывод вытекает из анализа системной взаимосвязи абз. 2 п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Таким образом, в случае, если военнослужащий не имеет права на обеспечение служебным жилым помещением , у него отсутствует и право на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

Сначала необходимо определить условия наличия у военнослужащего права на по адресу воинской части (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»):

1. Наличие гражданства Российской Федерации

Вопреки позиции Е.А. Глухова и И.А. Епихина факт прибытия военнослужащего к новому месту военной службы обязательным условием для приобретения военнослужащим права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части не является.

Как показывает анализ п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указанное обстоятельство, причём в верном его изложении «прибытие к новому месту военной службы военнослужащих – граждан», относится только к членам семьи военнослужащего и исключительно для них является непременным условием для регистрации по месту жительства по адресу воинской части.

С учётом положений ст.ст. 5, 93 и 99 Жилищного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» можно определить следующие условия наличия у военнослужащего права на обеспечение служебным жилым помещением :

1. Наличие гражданства Российской Федерации

2. Прохождение военной службы по контракту

3. Необеспеченность жилым помещением в населённом пункте, в котором военнослужащий проходит военную службу

Необходимо отметить, что факт прибытия к новому месту военной службы не имеет значения для возникновения у военнослужащего права на обеспечение служебным жилым помещением . Указанное условие введено законодателем исключительно в качестве момента начала отсчета трёхмесячного срока, в течение которого военнослужащему должно быть предоставлено служебное жилое помещение , а отсутствие данного обстоятельства никоим образом не влияет на наличие или ограничение соответствующего права военнослужащего.

Тем не менее, целесообразно сделать более глубокий анализ понятия «прибытие к новому месту военной службы», что позволит сделать интересные выводы.

Самый важный вопрос, который возникает в данном случае у правоприменителя: что же понимается в контексте ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» под местом военной службы ?

По мнению С.В. Корнишина, в правовых актах, в которых используется понятие «место военной службы» , его определение не содержится, и это обусловлено тем, что понятию «место военной службы» и аналогичным ему понятиям в каждой конкретной правовой норме придаётся такой смысл, который отличается теми или иными особенностями. Какое-либо единое понятие места военной службы вряд ли может быть одинаково точным во всех случаях создания и применения правовых норм.

Как представляется, местом военной службы в разрезе рассматриваемой правовой нормы необходимо считать конкретную воинскую часть.

Аналогичное толкование содержится в п. 3 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «…на новое место военной службы в другой населённый пункт…». Только для данной нормы права принципиальное значение имеет расположение нового места военной службы в другом населённом пункте, а для положений абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» это никакой роли не играет (из-за этого и разница в изложении правовых норм).

Если под местом военной службы понимать воинскую часть, а не населённый пункт, то при прибытии военнослужащего к новому месту военной службы (например, из войсковой части 00000 в войсковую часть 11111, которые расположены в одном населённом пункте) у командира войсковой части 11111 возникает обязанность по обеспечению военнослужащего в течение трёхмесячного срока служебным жилым помещением , корреспондирующая соответствующему праву военнослужащего.

В противном случае либо у военнослужащего не будет права на обеспечение служебным жилым помещением (в связи с отсутствием факта прибытия к новому месту военной службы), либо у командира войсковой части 11111 будет отсутствовать установленный законом трёхмесячный срок, необходимый для выполнения соответствующих мероприятий по обеспечению военнослужащего служебным жилым помещением (так как указанный срок начал течь с момента прибытия военнослужащего в войсковую часть 00000).

Также существует и другая проблема: как поступать военнослужащим, для которых рассматриваемое место военной службы является не новым, а первым? Буквальное толкование абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» заставляет сделать неутешительные выводы. Однако как уже отмечалось выше, данное обстоятельство никоим образом не влияет на наличие или ограничение права военнослужащего на обеспечение служебным жилым помещением.

«Поскольку для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечение служебными жилыми помещениями является формой их жилищного обеспечения на время военной службы (т.е. в течение длительного периода времени), постольку они должны предоставляться в порядке очереди» .

В связи с этим возникает вопрос, являющийся краеугольным камнем в разрешении рассматриваемой проблемы: существуют ли правовые основания для применения к военнослужащему, имеющему право на обеспечение служебным жилым помещением (исходя из соответствия вышеуказанным условиям), ограничений, выражающихся в запрете реализации указанного права в течение пяти лет со дня совершения действий, направленных на ухудшение жилищных условий ?

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте. В частности, в силу ст. 93 Жилищного кодекса РФ основанием для предоставления служебного жилого помещения является прохождение военной службы.

К сожалению, на практике к условиям предоставления служебных жилых помещений зачастую отдельные должностные лица неправомерно относят положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ (что было сделано и в рассматриваемом случае).

Ухудшение жилищных условий , как основание для отказа в принятии на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений , применимо исключительно при условии предоставления жилых помещений по договору социального найма (жилых помещений для постоянного проживания).

В данной ситуации цель предоставления жилого помещения делает необходимым предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение жилого помещения для постоянного проживания. При предоставлении служебного жилого помещения значение имеет лишь наличие соответствующих отношений (прохождение гражданином военной службы) и необеспеченность жильём в конкретном населённом пункте.

Раздел IV Жилищного кодекса РФ «Специализированный жилищный фонд» термина «ухудшение жилищных условий » не знает и не предполагает возможность его применения к регулируемым им правоотношениям, что вполне обоснованно.

Именно отсутствие понимания существенных отличий в правовом статусе разных объектов жилищных правжилых помещений для постоянного проживания и служебных жилых помещений : цели, основания и условия их предоставления, правовые нормы, регламентирующие предоставление указанных жилых помещений, – всё это приводит к неправильному толкованию норм права и, как следствие, к нарушению прав военнослужащих.

В то же время, если даже предположить, что факт ухудшения жилищных условий должен приниматься во внимание при предоставлении служебных жилых помещений , складывается следующая ситуация.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях , принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Указанная норма права содержит существенный юридико-технического дефект – в ней отсутствует конкретный перечень действий граждан, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий , что создаёт трудности в её правоприменении.

Однако, например, ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон о праве жителей Москвы на жилые помещения) подобный перечень содержит:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путём совершения сделок

2) обмен жилыми помещениями

3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке

4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака

5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов)

6) выдел доли собственниками жилых помещений

7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения

При этом необходимо отметить, что для целей признания гражданина намеренно ухудшившим свои жилищные условия не имеет значения тот факт, где расположено жилое помещение (в том же насёленном пункте, где гражданин имеет намерение быть обеспеченным жилым помещением, например, в г. Москве или в любом другом), в отношении которого гражданином были осуществлены соответствующие действия, так как ни Жилищный кодекс РФ, ни Закон о праве жителей Москвы на жилые помещения не содержат каких-либо ограничений.

Таким образом, если факт ухудшения военнослужащим жилищных условий в месте, отличном от места прохождения военной службы, никоим образом не повлияет на наличие у него права на обеспечение служебным жилым помещением (п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), на каком же тогда основании военнослужащий может быть ограничен в праве на обеспечение служебным жилым помещением при ухудшении им жилищных условий в месте прохождения военной службы?

Исходя из вышеизложенного, необходимо констатировать то обстоятельство, что в случае, если военнослужащий отвечает всем вышеизложенным условиям наличия права на обеспечение служебным жилым помещением , то даже факт совершения им сознательных действий, направленных на ухудшение жилищных условий , не имеет в рассматриваемой ситуации никакого значения и не может признаваться в качестве основания умаления права военнослужащего на обеспечение служебным жилым помещением .

Соответственно и отсутствие у военнослужащего права состоять на учёте в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (для постоянного проживания) никоим образом не влияет на право военнослужащего быть обеспеченным служебным жилым помещением и, как следствие, не лишает военнослужащего права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

Тем более указанный вывод справедлив в отношении военнослужащего, который только при наличии соответствующих обстоятельств приобретет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания как минимум через 5 лет. А если военнослужащий является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и предоставление ему жилого помещения для постоянного проживания в натуре в принципе невозможно, проявляется вся абсурдность принятого решения об отказе в регистрации по месту жительства по адресу воинской части.


1. Авторами при изложении данного тезиса упущена одна важнейшая составляющая, что может ввести читателей в заблуждение: «Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что имеющие в населённом пункте по месту прохождения военной службы жильё военнослужащие и члены их семей не могут регистрироваться по адресу воинской части».

2. Е.А. Глухов, И.А. Епихин. Проблемы регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6.

3. Определение Верховного Суда РФ № 1н-168/04.

4. Корнишин С.В. Место военной службы: что это такое? // Право в Вооружённых Силах. 2000. № 3.

5. Кудашкин А.В. О служебной жилплощади «служивых» людей // Право в Вооружённых Силах. 2005. № 4.

6. Статьи 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения к указанным основаниям не имеют.

7. Законодатель закрепил единственное условие предоставления специализированных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения – у таких граждан не должно быть в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населённом пункте // Глазов В.В.

Зубков Сергей Васильевич (02.02.2014 в 13:02:07)

Уважаемый Аноним. В сответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Вам дали общежитие, значит Вы в нём будете постоянно проживать (это не относится к будущему предоставлению жилого помещения). Согласно п.23 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта, утв.постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 регистрация военнослужащих осуществляется по месту их жительства на общих основаниях. В квартирно-эксплуатационную часть предъявляется документ, удостоверяющий личность и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор найма). Никакого понятия "постоянной или " Правила не имеют. Существует и по месту пребывания. уже предполагает "прописку" на определённый срок. А как можно временно "прописаться" по месту жительства, т.е. месту постоянного проживания? И зачем нужно "прописываться" временно? Поэтому тому, кто сказал грозное слово "не положено", надо сначала почитать Правила. Вы посоветуйте ему это сделать. И даже, если Вам и мужу-военнослужащему известно, что Вы прослужите в этой части не более какого-то периода, а потом переведётесь в другое место, эта регистрация не будет считаться временной. Это будет регистрацией по месту жительства. В случае, если никакой жилой площади не предоставлено, то военнослужащие и члены их семей регистрируются по месту дислокации воинской части. Об этом также сказано в п.25 Правил. По причине отсутствия "постоянной прописки" Вы не можете стать на учёт на биржу. Хотели бы иметь "постоянную прописку", но нет возможности. Чиновники с биржи должны знать, что существует "О праве граждан РФ на свободу передвижений..." от 25.06.1993 г. № 5242-1, в ст.3 которого записано "регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации". Отсюда следует, что по причине отсутствия регистрации нельзя отказывать в постановке на учёт. Но они Вам покажут ст.3 Закона РФ "О занятости населения в РФ" от 19.04.1991 г. № 1032-1, в котором записано "решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина". Видите, по месту жительства. А оно у нас в России все определяют по регистрационному учёту. "Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст.2 Закона № 5242-1). Круг замкнулся. Даже обжаловать бесполезно. Такое у нас в России законодательство! Одно противоречит другому. Пытайтесь убедить военное начальство в том, что оно не право. Его решение об отказе можно обжаловать. Удачи. Сергей. Мой ответ - Ваш отзыв.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПО АДРЕСАМ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ - РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ?

Р. А. Трощенко, преподаватель филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального зако­на «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) военно­служащие - граждане Российской Федерации, проходя­щие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы указанных военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и ины­ми нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Ука­занным военнослужащим и членам их семей до получе­ния жилых помещений предоставляются служебные жи­лые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития".

Следует отметить весьма неудачную, по мнению автора настоящей статьи, в целом редакцию приведен­ных норм Закона.

Во-первых, по-прежнему не до конца ясно, какие виды помещений перечислены в последнем предложе­нии абз. 1 п. 3 ст. 15 Закона. Возможны следующие варианты грамматического толкования:

Вариант 1. Перечислены четыре вида помещений:

- служебные жилые помещения;

- жилые помещения, пригодные для временного проживания;

- общежития.

Вариант 2.

- служебные жилые помещения, пригодные для вре­менного проживания;

- жилые помещения маневренного фонда;

- общежития.

Вариант 3. Перечислены три вида помещений:

- служебные жилые помещения;

- жилые помещения маневренного фонда, пригод­ные для временного проживания;

- общежития.

Что касается «пригодных для временного прожи­вания» жилых помещений маневренного фонда, то отметим, что было бы явно избыточным дополнитель­но указывать в Законе на «временный характер» про­живания в таких помещениях, поскольку собственно об иных жилых помещениях маневренного фонда, кро­ме как предназначенных для временного проживания, ст. 95 ЖК РФ не упоминает. Поэтому, представляет­ся, что приведенный выше вариант 3 наименее вероя­тен.

Не следовало бы дополнительно указывать на жи­лые помещения маневренного фонда наряду с жилы­ми помещениями, пригодными для временного про­живания, поскольку вторые включают в себя первые. Соответственно вариант 1 также маловероятен.

Остается вариант 2, который представляется авто­ру настоящей статьи наиболее верным. Соответствен­но в Законе, как и прежде, до внесения в него измене­ний Федеральным законом от 1 декабря 2008 г. № 225- ФЗ, предусмотрена такая категория помещений, как служебные жилые помещения, пригодные для времен­ного проживания, неизвестная жилищному законода­тельству.

Как ранее отмечал А.В. Кудашкин, можно только догадываться, что имел в виду законодатель, когда вводил в оборот новое понятие: переоборудованные казарменные жилые помещения, приспособленные для временного проживания военнослужащих с семьями, каюты на кораблях и судах или что-то другое.

Во-вторых, как видим, законодатель как бы разде­ляет жилые помещения на две группы. Первая - это некие жилые помещения, предоставляемые по нормам, а вторая - служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения мане­вренного фонда или общежития. При этом, как бук­вально следует из текста Закона, регистрация по адре­сам воинских частей допускается до получения жилых помещений именно «первой» группы. С учетом того, что этим помещениям «противопоставляются» служеб­ные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития, принимая во внимание вышеизложен­ное, с большой долей вероятности можно полагать, что под «помещениями, предоставляемыми по нор­мам», подразумеваются помещения, предоставляемые по договору социального найма, или служебные жи­лые помещения. Таким образом, можно предположить, что пока военнослужащие не обеспечены именно эти­ми жилыми помещениями, причем по нормам, они вправе регистрироваться по адресам воинских частей. Соответственно обеспеченность любыми жилыми по­мещениями ниже норм или обеспеченность иными, кроме служебных, специализированными жилыми по­мещениями даже по нормам дает право на регистра­цию по адресу воинской части... При этом, представ­ляется неважным, о каких собственно нормах площа­ди идет речь - учетных или нормах предоставления. Важно другое - при такой трактовке норм Закона до­пускается регистрация по адресу воинской части при фактическом проживании в реальном жилом помеще­нии.

К возможности аналогичного вывода, исходя из грамматического толкования п. 3 ст. 15 Закона, при­ходят и другие авторы.

Однако представляется очевидным, что регистрация по адресу воинской части, является своего рода вы­нужденной мерой и может быть оправдана только в случае отсутствия у военнослужащего по месту служ­бы реального жилого помещения, в котором он про­живает или вправе проживать по основаниям, предус­мотренным законодательством Российской Федера­ции. Как отмечают Е.А. Глухов и И.А. Епихин, предо­ставленная Законом военнослужащему возможность зарегистрироваться по адресу воинской части была введена в целях обеспечения условий для реализации его прав и свобод в условиях отсутствия у него жило­го помещения. При наличии у него любого жилого помещения для проживания (в том числе ниже уста­новленных норм, служебного, общежития и т. д.) во­еннослужащий обязан зарегистрироваться в нем в со­ответствии с общим порядком, установленным Зако­ном Российской Федерации «О праве граждан Россий­ской Федерации на свободу передвижения, выбор ме­ста жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон о регистрации). И с этими выводами нельзя не согласиться.

Действительно, в соответствии со ст. 2 Закона о ре­гистрации местом жительства считаются: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение , специализи­рованные дома (общежитие , гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором граж­данин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предус­мотренных законодательством Российской Федера­ции. Соответственно проживание военнослужащего в любом из указанных помещений должно исключать его регистрацию по адресу воинской части. Однако в настоящее время достаточно широко распространена, например, регистрация по адресам воинских частей военнослужащих, проживающих в общежитиях, пре­доставленных им в установленном порядке по месту службы.

В-третьих, буквально толкуя абз. 1 п. 3 ст. 15 Зако­на, можно предположить, что служебные жилые по­мещения, пригодные для временного проживания, жидые помещения маневренного фонда или общежи­тия, предоставляемые до получения военнослужащи­ми жилых помещений по нормам, соответственно мо­гут предоставляться не по нормам. Однако действую­щим законодательством в отношении общежитий и жилых помещений маневренного фонда установлены нормы предоставления - не менее 6 квадратных мет­ров жилой площади на человека согласно ст.ст. 105, 106 ЖК РФ. Инструкцией о предоставлении военно­служащим - гражданам Российской Федерации, про­ходящим военную службу по контракту в Вооружен­ных Силах Российской Федерации служебных жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной при­казом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, установлены и нормы пре­доставления служебных жилых помещений: не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору соци­ального найма, установленных ст. 15.1 Закона. Таким образом, не по нормам могут предоставляться только служебные жилые помещения, пригодные для времен­ного проживания.

Однако перейдем к рассмотрению основного вопро­са настоящей публикации.

Судебная практика указывает на то, что регистра­ция граждан по месту жительства и (или) пребывания носит уведомительный характер. Каких-либо разре­шений должностных лиц на регистрацию граждан не требуется. Так ли все однозначно при решении вопро­сов регистрации по адресам воинских частей? Попро­буем разобраться.

В соответствии со ст. 6 Закона о регистрации для постановки на регистрационный учет по месту житель­ства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление ус­тановленной формы. К заявлению прилагаются:

- паспорт или иной заменяющий его документ, удо­стоверяющий личность гражданина;

- документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, за­явление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Аналогичные нормы приведены в п. 16 Правил ре­гистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, и в п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государствен­ной услуги по регистрационному учету граждан Рос­сийской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ут­вержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N9 208.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 декабря 1998 г. № 4-П, указанные документы являются подтверждени­ем добросовестного использования гражданином сво­их прав и добросовестного исполнения им обязанно­стей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении , и подтверждают субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства. При этом, пред­ставление гражданином соответствующих докумен­тов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом свое­го жительства.

Как видим, документом, «благодаря» которому ре­гистрация приобретает собственно уведомительный характер, является документ, являющийся основани­ем для вселения в конкретное жилое помещение. Если юридическое основание для вселения уже есть, то было бы абсурдным полагать, что требуется какое-либо раз­решение на регистрацию, которая является неотъем­лемой «административной составляющей» процедуры вселения.

Таким образом, когда мы говорим о том, что реги­страция носит уведомительный характер, мы имеем в виду ее уведомительный характер со стороны вселяе­мого по отношению к должностному лицу, ответст­венному за регистрацию, и органу регистрационного учета, поскольку разрешение на вселение уже получе­но и указанные органы и должностные лица не вправе это разрешение изменить.

В свою очередь, само вселение, например, гражда­нина в помещение, собственником которого он не яв­ляется, носит, разумеется, разрешительный характер со стороны лица, предоставляющего это помещение (вселяющего). Однако разрешение на вселение подра­зумевает одновременно и разрешение на регистрацию вселяемого.

Как видно из содержания ст.ст. 2, 6 Закона о регис­трации, регистрация по месту жительства - это всегда регистрация по адресу конкретного жилого помеще­ния. Регистрация по адресу воинской части в этом смысле представляет собой некую фикцию. Несмотря на то что в последнее время при регистрации военно­служащих по адресам воинских частей в их паспорта стали проставляться отметки с указанием почтовых адресов неких строений, находящихся на территориях воинских частей, сути это не меняет - подтверждени­ем проживания в конкретных жилых помещениях та­кие отметки в действительности не являются.

Отметим и то обстоятельство, что действующее за­конодательство не содержит каких-либо особенностей или изъятий в отношении перечня документов, предо­ставляемых гражданами для их регистрации по адре­сам воинских частей. Соответственно возникает во­прос: какой из документов, перечисленных в ст. 6 За­кона о регистрации в качестве основания для «вселе­ния в жилое помещение», должен представить воен­нослужащий должностному лицу, ответственному за регистрацию, для регистрации по адресу воинской части? Четкого ответа на него нет. Как нет ответов и на другие вопросы: от кого, в каком порядке должен быть получен такой документ и какова его форма?

Указанные обстоятельства свидетельствуют о суще­ственной, по мнению автора настоящей статьи, недо­работке законодателя в регулировании процедуры регистрации военнослужащих по адресам воинских частей. Представляется, что поскольку Законом, в от­личие от Закона о регистрации, предусмотрена воз­можность регистрации граждан не по адресу конкрет­ного жилого помещения, постольку должны быть при­няты соответствующие подзаконные акты, учитыва­ющие специфику именно такой регистрации. Полагаю, что в данном случае в качестве документа, являюще­гося «основанием для вселения в жилое помещение», а в действительности - разрешением на регистрацию по адресу воинской части, должно выступать соответ­ствующее разрешение командира (начальника), в"ком­петенцию которого входит разрешение на вселение в жилое помещение, если бы такое помещение имелось на территории части.

На практике подобного рода разрешения находят отражение в виде соответствующих положительных резолюций командиров на рапортах военнослужащих, содержащих их просьбу о регистрации. Такой рапорт, по сути, и рассматривается органами регистрацион­ного учета как предусмотренный ст. 6 Закона о регис­трации документ, являющийся основанием для «все­ления военнослужащего в жилое помещение». Тем не менее, такой подход не соответствует букве закона.

Следующая особенность, как было отмечено выше, заключается в том, что в соответствии с Законом воен­нослужащие и члены их семей регистрируются по адре­сам воинских частей до получения жилых помещений. Означает ли это, что условием «выдачи разрешения» на регистрацию военнослужащему по адресу воинской части является факт его нуждаемости в жилом помеще­нии и соответственно регистрация может быть произ­ведена только после установки такого факта?

В определении Верховного Суда Российской Феде­рации от 28 декабря 2004 г. № 1н-168/04 отмечено, что регистрация военнослужащих и членов их семей по месту дислокации воинских частей производится до получения ими жилых помещений, т. е. учитывается их нуждаемость в предоставлении жилых помещений. Однако представляется, что указанную нуждаемость как минимум не следует отождествлять с нуждаемос­тью в жилых помещениях по основаниям, предусмот­ренным ст. 51 ЖКРФ , поскольку ни одно из основа­ний указанной статьи не подтверждает отсутствие у военнослужащего по месту службы жилых помещений, в которых он вправе проживать. Соответственно эти основания сами по себе не дают ему права на регист­рацию по адресу воинской части.

Таким образом, применительно к процедуре регис­трации под нуждаемостью военнослужащего в предо­ставлении жилых помещений следует, очевидно, по­нимать именно отсутствие у него какого бы то ни было жилья по месту службы.

Как отмечает Д.Е. Зайков, право военнослужащего на регистрацию по адресу воинской части обусловле­но наличием у него права на обеспечение служебным жилым помещением"". Соглашаясь в общем с данной позициеи, следует отметить, что, по мнению автора настоящей статьи, более корректным в данном случае было бы все же не ограничиваться только служебны­ми жилыми помещениями, а говорить о праве на обес­печение любыми специализированными помещения­ми по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 99 ЖК РФ. Указанные основания подразумевают отсутствие у военнослужащего в населенном пункте, в котором расположена воинская часть, каких бы то ни было жилых помещений в собственности, пользовании либо владении, а с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 15 Зако­на еще и такое дополнительное условие, как отсутст­вие у него служебных жилых помещений в близлежа­щих населенных пунктах.

Таким образом, представляется, что по смыслу Зако­на выражение «до получения жилых помещений» озна­чает «до момента отсутствия у военнослужащих и чле­нов их семей жилых помещений (отсутствия права по­стоянного или преимущественного проживания в жилых помещениях), в которых действующим законодательст­вом предусмотрена регистрация», причем как в букваль­ном смысле полученных, так и приобретенных.

И все же, по мнению автора настоящей статьи, было бы ошибочным считать в качестве условия регистра­ции военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей необходимость предварительной по­становки их в установленном порядке на учет для по­лучения специализированных жилых помещениях и вообще на какой бы то ни было «жилищный» учет, поскольку административная обязанность, которой является регистрация, не должна ставиться в зависи­мость от желания военнослужащего быть признанным нуждающимся в том или ином виде жилых помеще­ний. Тем более что в настоящее время такой учет про­изводится не жилищными комиссиями воинских час­тей по месту службы заявителя, а согласно Инструк­ции -уполномоченным органом. Соответствующие документы подаются военнослужащим непосредствен­но в этот орган. Причем интересно будет отметить то обстоятельство, что Инструкцией не предусмотрено какого-либо уведомления этим органом в установлен­ной форме о постановке (либо отказе в постановке) на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях ни самих заявителей, ни их командиров (начальников), которое подтверждало бы факт необеспеченности за­явителя по месту службы жильем.

Отметим, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина ка­ких-либо прав и обязанностей, в том числе и на жилое помещение", в котором произведена регистрация (тем более в случае регистрации по адресу воинской части, когда никакого предоставляемого жилого помещения и нет). Кроме того, Закон не связывает получение во­еннослужащими и членами их семей жилых помеще­ний с необходимостью постановки их на регистраци­онный учет по месту прохождения военной службы. Соответственно и регистрация по адресам воинских частей не должна связываться с необходимостью пред­варительной постановки военнослужащих на учет нуж­дающихся в специализированных жилых помещени­ях. Но в то же время основания, по которым принима­ется решение о постановке на такой учет, как мы ви­дим, практически полностью совпадают с основания­ми, по которым должна разрешаться регистрация.

Установившаяся негативная практика, когда реги­страция по адресам воинских частей воспринимается военнослужащими как инструмент для последующего жилищного обеспечения , а командиры (начальники), в свою очередь, рассматривают даваемое ими разре­шение на регистрацию чуть ли не как взятие на себя обязательств по такому обеспечению, может и долж­на быть искоренена. Для этого, по мнению автора на­стоящей статьи, необходимо в ходе соответствующе­го правоприменения и правотворчества четко «пока­зать» военнослужащим бессмысленность регистрации как якобы условия для последующего предоставления жилых помещений."

Еще раз отметим - регистрация как юридическая процедура лежит в плоскости административных пра­воотношений, а не жилищных, и само по себе ее нали­чие, в том числе по адресу воинской части, не дает право зарегистрированному на получение от государ­ства жилых помещений. Для такого получения необ­ходим не факт регистрации по адресу воинской части, а факт нуждаемости в соответствующем виде жилья, устанавливаемый через определенный нормативно- правовой порядок, относящийся к жилищному зако­нодательству, который, как представляется, не должен «пересекаться» с порядком выдачи разрешения на ре­гистрацию по адресу воинской части.

Итак, для получения такого разрешения военнослу­жащий должен к заявлению, содержащему просьбу об этом разрешении, приложить документы, подтверж­дающие необеспеченность жилыми помещениями по месту службы (отсутствие права на жилые помещения).

Такими документами в общем виде можно считать те, которые предусмотрены п. 2 Инструкции. Однако в данном случае при представлении указанных докумен­тов воля гражданина будет направлена не на решение вопроса обеспечения его жильем по месту службы (ко­торое в силу тех или иных причин он получать, напри­мер, не желает), а исключительно на выполнение своей административной обязанности по регистрации, кото­рую он вправе произвести по адресу воинской части.

В результате рассмотрения заявления должно быть принято решение о разрешении в регистрации по ад­ресу воинской части (отказе в разрешении), получив которое, военнослужащий передает его вместе с пас­портом и заявлением установленной, формы должно­стному лицу, ответственному за регистрацию.

Таким образом, подводя итоги настоящей публи­кации, следует прийти к следующим выводам:

1. Нормы абз. 1 п. 3 и п. 1 ст. 15 Закона целесооб­разно изложить в новой редакции, исключающей их двоякое толкование.

2. Регистрация военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей носит разрешительный харак­тер, однако основанием для отказа в таком разрешении может быть только обеспеченность заявителей по месту службы жилым помещением, в котором действующим законодательством предусмотрена регистрация.

3. Порядок выдачи военнослужащим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воин­ских частей должен носить характер самостоятельной четко прописанной юридической процедуры и не рас­сматриваться в «контексте» решения их жилищных проблем. Отсутствие со стороны указанных граждан заявлений о постановке на учет для получения служеб­ных жилых помещений либо отсутствие решения по существу их просьб о постановке на такой учет не должны являться препятствием для рассмотрения их заявлений о разрешении на регистрацию по адресам воинских частей.

Необходимо принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок выдачи военнослужа­щим и членам их семей разрешения на регистрацию по адресам воинских частей, а также дополнение дей­ствующего законодательства в части, касающейся пе­речня документов, предъявляемых военнослужащими и членами их семей должностным лицам, ответствен­ным за регистрацию, соответствующим разрешением установленной, формы на регистрацию по адресу во­инской части.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ