Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Земельных участков и проведение процедуры межевания может применяться к землям различного назначения, в том числе и к участкам, входящим в состав садоводческого некоммерческого товарищества.

Под СНТ понимается некоммерческое объединение граждан, осуществляющих пользование наделами , при этом эксплуатация такого рода земель осуществляется с учетом установленных рамок гражданских взаимоотношений.

Параллельно с таким понятием широко применяется аббревиатура ЗОП – земли общего пользования, которые не являются собственностью отдельных лиц и непосредственно используются владельцами или пользователями прилегающих к ним участков.

К таким землям относят дороги, проходы, детские площадки – фактически, все территории, что входят в состав СНТ, но не определены в качестве отдельного участка.

Необходимость установления границ такого рода земель может быть вызвана рядом причин, среди которых содержится определение межи собственности, оформление документов, защита своих прав и т.д.

Основными целями проведения земель общего пользования, входящих в состав территории СНТ, являются следующие :

  • Уточнение границ участков, их площади, а также конфигурации участков;
  • Снижение риска возможности возникновения споров относительно смежных с соседями границ или обвинений в проведении самозахвата территории;
  • Обеспечение возможности получения документов, подтверждающих право собственности;
  • Защита прав владельца в случае, когда относительно земли замечены неправомерные действия в плане посягательства на его собственность;
  • Возможность законного путем прирезки дополнительных территорий, не имеющих своего владельца;
  • Получение разрешения на строительство по упрощенной схеме.

Порядок проведения

Порядок проведения процедуры , несколько отличается от того, который используется по отношению к участкам, находящихся в собственности одного лица или организации.

Данный факт связан с тем, что участки не имеют единоличного владельца и все организационные процессы могут осуществляться только при наличии согласия пользователей наделами.

Общее собрание и заключение договора

Поскольку процедура межевания будет применяться к землям, входящим в состав СНТ и оплата за оказание такой услуги будет взыматься с каждого из пользователей участка, решение о необходимости установить границы участков и земель общего пользования также принимается всеми лицами, имеющими право голоса .

Для принятия такого решения необходимо инициировать проведение общего собрания, на котором путем общего голосования выносится решение как о возможности инициирования процедуры установления границ, так и о том, в какую организацию потребуется обратиться для того, чтобы провести межевание.

На собрании озвучиваются цели межевания, условия работы с определенной геодезической организацией, а также цена процедуры как в общем, так и разделенная на каждого из пользователей земли.

Решение в такой ситуации принимается на основании положения о кворуме и принятия решений (необходимого перевеса для возможности утверждения того или иного действия).

Необходимые документы

Для возможности обращения в геодезическую организацию и инициированию определения границ участка необходимо будет заранее подготовить пакет документации, положенный в таких случаев.

Так, в частности, потребуются :

  • Документы, которые свидетельствуют о праве на пользование участком или получении его в собственность;
  • Документальное подтверждение факта возникновения права собственности. В качестве него может выступать свидетельство о получении участка, выданное местной администрацией, а также договор купли-продажи или другой документ, который может служить основанием для эксплуатации земли любым лицом;
  • Общая схема товарищества, которая будет заверена правлением. Данные материалы могут быть использованы при непосредственном межевании, в частности, инженер будет руководствоваться сведениями при определении границ земли, которую потребуется включить в ;
  • Протокол общего собрания товарищества, на котором был назначен действующий на данный момент председатель.

Проведение геодезических работ

Геодезические работы являются основной частью осуществления определения границ участков , входящих в состав СНТ, а также межей прохождения земли общего пользования.

Предварительно инженер должен ознакомиться с имеющимися документальными данными относительно таких территорий и принять во внимание всю информацию о координатах границ, которая имеется в наличии. Имеющиеся данные специалист может взять за основу для проведения дальнейших расчетов.

После того, как этап вычислений закончен, кадастровый инженер выезжает на территорию расположения участков, занятых под СНТ, и проводит работу на местности . Такая работа заключается в непосредственном и определении правильности вычисленных им координат.

При установлении фактических границ землепользования в первую очередь принимаются во внимание особенности характера территории и расположения на них природных объектов , в связи с чем потребуется несколько изменить расположение земельных участков.

После того, как все вехи были установлены, потребуется провести .

При этом в случае наличия по поводу любой из границ специалисты советуют решать такие вопросы путем мирной договоренности , поскольку в противном случае единственным вариантом решения проблемы станет обращение в судебный орган, где на основании предоставленной документации будет принято решение о том, каким именно образом будет проходить граница.

Судебные решения

В процессе установления границ земельных участков СНТ нередко приходится прибегать к обращению в судебный орган.

Необходимость этого может возникать в связи с наличием споров относительно проходящих границ .

Такие споры могут заключаться в том, что владельцы смежных участков имеют различное мнение относительно того, как проходит граница между их участками или же один из пользователей не согласен с тем, как установлена межа.

В процессе рассмотрения таких дел могут приниматься следующие решения :

  • Отказ в рассмотрении дела по причине отсутствия у пользователя участка законных полномочий на опротестование прохождения границ таким образом;
  • Отказ в инициировании разбирательства по причине отсутствия доказательной базы для опротестования границ. Фактически это означает, что лицо имеет возможность протестовать против именно такого расположения участка, имея какие-либо документы или данные (в том числе и свидетельские показания) относительно того, что координаты поворотных точек должны быть установлены в другом месте;
  • Принятие обращения и вынесение решения в пользу истца. В такой ситуации суд рассматривает все предоставленные документы, проводит анализ данных, которые могут свидетельствовать о правоте истца и выносит решение в его пользу;
  • Принятие обращения и при этом на основании рассмотренных данных вынесение решение частично в пользу истца или же в пользу ответчика.

В такой ситуации возможно повторное обращение в суд , если истец все равно не согласен с вынесенным решением или считает его несправедливым.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается об особенностях межевания земель общего пользования в пределах СНТ.

Заключение

Итак, межевание земельных участков, что входят в состав СНТ, осуществляется путем привлечения геодезической организации, который производит анализ предоставленного плана территории товарищества и прочие документальные сведения, проводит геодезические работы на местности и составляет межевой план.

Решение о проведении процедуры установления границ должно осуществляться на основании голосования на общем собрании членов товарищества, как того требует установленный порядок.

Вконтакте

1. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке , предусмотренном Правительством Российской Федерации.

4. В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

5. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

1) находятся в собственности учредителей товарищества;

2) составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.

6. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, наряду с земельными участками, указанными в части 5 настоящей статьи, включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.

7. В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Установление границ территории садоводства или огородничества, в результате которого может быть ограничен или прекращен свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами таких границ, не допускается.

Вопросы, связанные с недвижимостью, требуют серьезного подхода и определенных знаний. Есть некоторые проблемы, касающиеся оформления прав на имущество общего пользования в садоводческих товариществах, на которые необходимо обратить внимание.

Статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), то есть все, что находится на территории садоводческого некоммерческого товарищества, за исключением земельных участков, непосредственно принадлежащих гражданам.

У любого садоводческого товарищества в составе документов должен находиться правоустанавливающий документ на земельный участок общего пользования. Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность или акт, закрепляющий право постоянного (бессрочного) пользования землей. Если в нем содержится фраза о передаче земель на праве собственности, то переоформление документов на земельный участок общего пользования не требуется. Если же в документе содержится любая другая фраза – садоводческому товариществу необходимо переоформить и зарегистрировать право на земельные участки общего пользования.

Зачем?

Допустим, вы знакомы с генпланом вашего города или правилами землепользования и застройки. Пока эти документы не во всех регионах еще приняты, но это вопрос времени. Тем не менее, в случае, если проектными решениями будет предусмотрено целевое использование земли вблизи вашего садоводческого некоммерческого товарищества, отличное от садово-огороднического хозяйства, или интерес к земле проявят крупные застройщики, то есть все шансы столкнуться с масштабным захватом земель садоводческого товарищества, их «приватизацией» и скупкой за «бесценок».

Кроме этого, практика земельных отношений показывает, что в значительной части садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ границы земельных участков общего пользования не установлены, за счет этого отдельные активные собственники увеличивают свои стандартные 6 соток. Как правило, это приводит к уменьшению площади соседнего земельного участка, ширины проездов и дорог, разворотных площадок, мест сбора мусора и т.д. Данный вопрос можно законным образом решить путем постановки земель общего пользования на кадастровый учет с уточненными границами. Для этого необходимо провести геодезические работы и сформировать участок согласно генеральному плану или плану организации и застройки территории. Немаловажным пунктом является отсутствие споров по границам земельных участков общего пользования. Акт согласования границ подписывается всеми смежными землепользователями.

Как оформить документы?

Если земельный участок был предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан до 30 октября 2001 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, то образованный из него земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность указанного объединения граждан бесплатно (п. 2.7, 2.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

– схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории этого объединения либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

– выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность этого объединения;

– учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней с даты получения указанных документов обязан принять решение о предоставлении в собственность земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

С вышеуказанным решением о предоставлении в собственность земельного участка председатель некоммерческого объединения (или уполномоченное лицо) обращается с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общего пользования в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Государственная пошлина для юридических лиц при этом составляет 22000 рублей.

Закон четко указывает на то, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

Общее имущество членов садоводческого товарищества – еще один камень преткновения и тема для многочисленных исков в суды.

Примером взят очень интересный и показательный иск, когда садоводы наняли бригаду, заасфальтировали дорогу и попросили суд закрепить за каждым из них право долевой собственности на эту дорогу. А суд им отказал и объяснил, почему.

Для таких случаев Верховный Суд подчеркнул: речь в законе идет о том, что можно оформить право собственности на новую, только что созданную вещь. А дорога, которую захотели взять огородники, была дорогой и раньше, просто ее покрыли асфальтом. Суд процитировал документ самих же дачников – задание для строительной бригады на работу, в нем рабочим поручили сделать не дорогу, а именно заасфальтировать её.

Еще важный момент, связанный с общей собственностью садовых товариществ: право на получение доли в имуществе общего пользования предоставляется садоводу в строго ограниченных случаях. А именно только при реорганизации или ликвидации объединения (п. 1 ст. 19 и ст. 42 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

Примером для такого вывода послужил иск одной дачницы, которую исключили из товарищества, а она в отместку пошла в суд с просьбой закрепить за ней 1/242 долю в общем имуществе товарищества (скважина воды, линия электропередачи и другие общие объекты).

Еще один серьезный повод для судебных тяжб – спор об устранении препятствий в пользовании общими землями товарищества.

В качестве примера Верховный Суд привел судебное дело другой дачницы, которая сама расширила свой участок, прихватив соседние сотки. На них она успела возвести баньку и забор, перекрыв подъезд к дому соседа.

По поводу таких исков Верховный Суд подчеркнул: надо не только в заседании установить, что действиями гражданина был нарушен закон, но и обязательно доказать, что это нарушение привело к существенному нарушению прав соседей.

Таким образом, несмотря на то, что переоформление садоводческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается, необходимость такого переоформления очевидна. Поэтому не стоит откладывать то, что так или иначе придется делать.

Юлия Маликова,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

Государственный регистратор.

ДАЧНЫЕ СПОРЫ. САДОВОДУ НА ЗАМЕТКУ

Не секрет, что многие садоводческие объединения представляют собой аналог осиного гнезда под предводительством самых шумных и больших особей (председателей и правления). В связи с ростом цен на электричество, увеличением размера обязательных платежей напряженность возрастает. Споры, зарождающиеся на так называемых общих собраниях, часто переходят с лужаек в судебные залы.

Примечание. Если вы считаете, что в вашем родном "колхозе" с вами обходятся несправедливо, то эта статья - для вас.

Также она пригодится тем, кто пытается самостоятельно оформить права на свой земельный участок. В какой суд обращаться? Надо сказать, что все споры между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или гражданами, ведущими хозяйство в индивидуальном порядке, с указанными объединениями рассматриваются судами общей юрисдикции (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).
Даже если речь идет о признании недействительными решений общего собрания о внесении изменений в наименование, устав общества, решений правления о передаче земельных участков в собственность граждан. Дело в том, что дачное некоммерческое партнерство не является партнерством, объединяющим коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, а также не является некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, поэтому этот спор не относится к подведомственности арбитражных судов. Дела по требованиям граждан о праве на земельный участок, строение, сооружение, находящиеся на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подсудны районному суду по месту нахождения объекта недвижимости.

Что надо сделать до суда Часто случается, что граждане обращаются в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, не попытавшись сначала оформить его в порядке, предусмотренном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", т.е. в порядке упрощенной административной процедуры оформления права собственности. Судья в таком случае на стадии принятия к производству иска проверяет наличие документов, свидетельствующих о принятии лицом, обратившимся в суд, мер для его оформления в судебном порядке. Если таковые документы (например, отказ регистрирующего органа) будут отсутствовать, то судья на основании ст. 136 ГПК РФ оставляет исковое заявление о признании права собственности на земельный участок без движения. Объясняется это тем, что в иске должно быть четко указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК РФ).

Председатель не вправе единолично решать вопросы членства Часто председатели садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений забывают о том, что они не всесильны и не имеют права единолично решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или собрания уполномоченных. Прежде всего это вопросы членства в указанных объединениях. Органами управления садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления (ст. ст. 20, 21 Закона N 66-ФЗ), причем принятие граждан в члены садоводческого товарищества и исключение из числа его членов относится к исключительной компетенции общего собрания членов (собрания уполномоченных) этого товарищества. Таким образом, решение о принятии в члены (прекращении членства), принятое председателем единолично, незаконно.

Выход - дело добровольное Если член объединения принял решение о прекращении членства, то ему нет необходимости спрашивать чьего-то позволения и уж тем более дожидаться решения общего собрания. Для добровольного выхода члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения из таких объединений решения общего собрания, установленного законом для исключения из числа членов, не требуется. В этом состоит разница между добровольным выходом и исключением. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пп. 9 п. 1 ст. 19 Закона N 66-ФЗ). Если для исключения из членов объединения необходимо не менее 2/3 голосов общего собрания (пп. 2 п. 1 ст. 21 Закона N 66-ФЗ), то для добровольного выхода члена объединения не требуется решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, установленного Законом для исключения из числа его членов.

Наследник вправе вступить в члены объединения Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 2 ст. 18 Закона N 66-ФЗ). Примечание. Наследник члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе вступить в члены такого объединения, поскольку в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).

Является нарушением не только прямой отказ в приеме в члены, но и длительное нерассмотрение заявления о приеме в члены товарищества общим собранием.

Размер взносов может зависеть от размера участка А также от того, сколько участков принадлежит члену объединения. Все зависит от того, что указано в уставе объединения. Закон N 66-ФЗ не устанавливает обязательные критерии формирования размера членских взносов. В нем содержится лишь определение членских взносов как денежных средств, периодически вносимых членами объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения (ст. 1 Закона N 66-ФЗ). Бесспорно то, что размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование. Однако Закон не запрещает установление размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения, и (или) от количества принадлежащих члену объединения земельных участков. Наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов, предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка. Установление размера членских взносов пропорционально площади принадлежащих членам товарищества участков отвечает принципам законности и справедливости. Тем более что при реализации общего принципа платности землепользования (ст. 65 Земельного кодекса РФ) также учитывается площадь земельных участков.

Занятие земель общего значения Споры с требованием освободить земли общего значения, неправомерно занятые гражданами, встречаются довольно часто. Суды эти требования, как правило, удовлетворяют, но при условии, что доказан не только факт самого занятия, но и то, что эти действия привели к ущемлению прав истца. Самый яркий пример - самовольное занятие земель общего пользования, ограничение доступа (возведение забора), перекрытие объездной дороги и проезда к пожарному водоему. Такие действия не соответствуют ст. ст. 21 и 34 Закона N 66-ФЗ и также нарушают права других членов данного товарищества.

Благоустройство дороги не порождает собственности на всю дорогу Часто граждане, особенно те, кто проживает на своих участках круглогодично, скидываются и за свой счет доводят до ума общие дороги, обновляют покрытие, кладут асфальт и т.п. Дело хорошее, но надо четко понимать, что благоустройство объекта общего пользования не влечет за собой возникновения права собственности на дорогу как объект недвижимости, если такая дорога уже создана и находится на землях общего пользования. Дело не меняет и тот факт, что остальные члены объединения никак не участвовали в благоустройстве. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1 ст. 218 ГК РФ). То есть право собственности на сооружение (дорогу) как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если оно создано именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализировано в качестве объекта недвижимости. Если на землях общего пользования объединения уже существовала дорога, строительство которой было осуществлено ранее, то ее благоустройство за счет личных средств истцов само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости.

Недействительность собрания. Установлены четкие критерии Решение общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения на общем собрании членов общества, а также в случае нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания. Общее собрание членов садоводческого некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения (п. 1 ст. 20 Закона N 66-ФЗ), причем оно правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем 50% членов такого объединения. Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения (ст. 21 Закона N 66-ФЗ). Как правило, суды устанавливают: - соответствие закону и уставу процедуры назначения и созыва общего собрания товарищества; - соответствие разрешаемых собранием вопросов компетенции общего собрания; - наличие кворума на собрании; - соответствие порядка проведения собрания и голосования по вопросам повестки дня требованиям закона и устава товарищества; - соответствие изготовленного текста решения собрания фактически принятым собранием решениям. При этом следует помнить, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ, которым подраздел 4 разд. I части первой ГК РФ дополнен гл. 9.1 "Решения собраний". Теперь решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 ГК РФ).

Признание права собственности за землю на территории СНТ Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ). Е
сли в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, то такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 3 ст. 28 Закона N 66-ФЗ закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении. Граждане, обладающие такими земельными участками, вправе зарегистрировать права собственности на них в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и принятия решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требуется. Как показывает судебная практика, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: - испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; - данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Закона N 66-ФЗ (до 23 апреля 1998 г.); - гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях. Много конфликтов по-прежнему возникает между садоводческими объединениями и гражданами - собственниками земель, которые не желают хозяйствовать в коллективе.
Разумеется, колхоз по-прежнему дело добровольное, но вопрос - в порядке пользования общей инфраструктурой. Известно, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке (ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Такие "индивидуалисты" имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования объединения за плату и на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В противном случае на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов указанные граждане лишаются права пользоваться указанными объектами. Размер такой платы при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения. В случае если одна из сторон - гражданин или объединение - отказывается от заключения такого договора, то она может быть принуждена к его заключению судом (п. 1 ст. 421, ст. 445 ГК РФ).
Ранее считалось, что правом потребовать заключения такого договора обладают только сами граждане. Однако это не так: объединение также вправе потребовать этого и, что более актуально, ставить вопрос о взыскании неосновательного обогащения в виде платы за пользование объектами общей инфраструктуры. То есть, если "индивидуалист" уклоняется от заключения договора и при этом продолжает пользоваться объектами общей инфраструктуры, расходы, понесенные объединением на содержание указанного имущества, являются неосновательным обогащением этих граждан.
Таким образом, "индивидуалисты", уклоняющиеся от заключения договора, должны заплатить за пользование общими объектами (ст. 1102 ГК РФ), причем отсутствие договора между собственником земельного участка и объединением не освобождает собственника от внесения платы. Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов объединения и не связывается с членством, а расходы на содержание имущества общего пользования, бремя которых несет объединение, - обязательные платежи (ст. ст. 1, 8 Закона N 66-ФЗ). При этом суд не примет доводы о том, что собственник не пользуется принадлежащим ему участком. Право собственности помимо прав владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом предполагает несение бремени содержания своего имущества (п. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ).

Споры о границах Границы участка, находящегося на землях садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определяются по сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право на участок, а если такой документ отсутствует, то по сведениям, содержащимся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
Проблема в том, что участки, как правило, предоставлялись без межевания и кадастрового учета. И в настоящее время многие участки по-прежнему не поставлены на кадастровый учет либо поставлены на кадастровый учет декларативно и их границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не определены. В случае если точные границы участка не установлены, т.е. сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости, и установить их местоположение на местности не представляется возможным, суд потребует от истца следующих доказательств: - спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка; - ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании.
Местонахождение спорной границы суд будет определять путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.), при условии что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.
Если площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, то суд проверяет: - за счет каких земель образовалась данная разница; - производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы; - осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к его земельному участку; - имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор; - как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.
При этом не служит безусловным основанием для отказа от иска точное соответствие фактической площади участка ответчика выданным правоустанавливающим документам, потому что это может быть связано с добровольным отказом ответчика от части своего участка с другой стороны при одновременном захвате части участка истца.

Если вы не согласны с данными госкадастра Практика показывает, что если границы участка истца или ответчика определены в ГКН по результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, то суд принимает указанные границы. В данном случае почти бесспорным доказательством будет являться несовпадение фактических границ его земельного участка с границами, установленными в ГКН по результатам кадастровых работ, и суд, уже без оглядки на длительность существования фактических границ, скорее всего, примет решение об их приведении в соответствие с результатами кадастровых работ. Доводы истца или ответчика о несогласии с результатами межевания при отсутствии надлежаще заявленных требований о признании их недействительными во внимание быть приняты не могут. При рассмотрении споров о границах участков суд учитывает, в частности: - наличие у истца права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка; - наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком и в чем заключается нарушение (угроза нарушения) права; - что именно ответчик противоправно создал препятствия к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком.

Если в акте о согласовании границ нет подписи соседа Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ может быть основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с указанными лицами, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (ч. 3 ст. 39 указанного Закона). Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Закона N 221-ФЗ). Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ, ст. 64 Земельного кодекса РФ). Суды будут устанавливать не только факт нарушения закона, выразившегося в отсутствии подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ, но и последствия такого нарушения. Очевидно, что отсутствие согласования границ земельного участка со смежными землепользователями является нарушением закона. В то же время данное обстоятельство не всегда рассматривается как достаточное основание для удовлетворения требований о признании результатов межевания недействительными. Судебной защите подлежит только нарушенное право (ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ). Поэтому суд будет устанавливать, в какой мере установление границ земельного участка ответчика при проведении кадастровых работ без соответствующего согласования могло нарушить права и законные интересы истца. Напоследок следует отметить, что начиная с 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым внесены многочисленные изменения в гл. 4 ГК РФ. В соответствии со ст. 3 указанного Закона к некоммерческим партнерствам применяются нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах), а к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - нормы ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.

По какому принципу устанавливаются границы?

Границы устанавливаются в соответствии с генеральным планом (планом застройки, планом территорниального планирования). План утверждается Алминистрацией соответствующего района и хранится в Управлении архитектуры.

ПРИМЕР.
Право собственности на земельный участок у Е.А. возникло по договору купли-продажи земельного участка. Первым собственником данного земельного участка являлась мать Е.А. – Л.А. Данный земельный участок был сформирован и предоставлен Л.А. на основании действовавшего в 1993-м году Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1).
Статья 30 указанного кодекса регламентирует порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или пожизненное наследуемое владение: «При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю».
В соответствии с распоряжением Л.А. был предоставлен в собственность земельный участок площадью 910 кв.м..
Статья 32 Земельного кодекса РСФСР определяет, что право на использование земельных участков возникает только «… после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды».
Иного порядка предоставления (порядка предоставления земель по фактическому пользованию) земельных участков в собственность граждан земельное законодательство не предусматривает.
Т.е. возможность приступить к использованию своего земельного участка у Сторон могла возникнуть только после установления границ своих земельных участков в соответствии с межевыми знаками. Поэтому доводы ответчиков об отсутствии межевых знаков являются не состоятельными.
Согласно правоустанавливающим документам на земельный участок Л.А. был выделен земельный участок площадью 910 кв.м., границы которого были закреплены в натуре с помощью натянутых веревочных ограждений с межевыми колышками.
В результате естественного износа указанные межевые знаки с течением времени пришли в негодность и были заменены на забор из сетки-рабицы. В результате смены ограждения произошло смещение забора вглубь участка Е.А., и как следствие – уменьшение площади земельного участка до 890 кв.м.
Ответчиками в настоящий момент чинится препятствие Истцу по установлению забора в изначальные границы.

В обоснование требований о факте наличии кадастровой ошибки в определении местоположения границ земельных участков Ответчики заявили о необходимости проведения судебной землеустроительной экспертизы. Ответчики ошибочно полагали, что наличествует кадастровая ошибка в определении координат границ земельных участков.
Эксперты ООО «Э…» исследовали фактическое землепользование, сложившееся в границах земельных участков З.П., Н,П, и Е.А.. Факт наличия несоответствия фактического и законодательно установленного землепользования сторонами по делу не оспаривался.
Как указывает эксперт в выводах (абз. 2, стр. 13), при вычислении координат и площади земельного участка Е.А. границы определялись согласно проекту планировки и застройки СНТ «Здоровье». Определение границ СНТ согласно проекту планировки и застройки является единственно возможным согласно действующему законодательству, как указывается выше.
Более того, в соответствии с ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), «после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность» (п. 4. ст.14 Закона).
ЗК РФ 2001 года частью 4 ст. 11.4 также установлен порядок выделения земельных участков под садоводство: «Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом».
Т.е. ни законодательство предшествующего периода (1993 г.), ни ныне действующее законодательство в сфере регулирования отношений, складывающихся в рамках садоводческого землепользования, такого понятия как «фактическое землепользование» не предусматривает, а равно, как и процедуру установления границ по фактическому землепользованию. Существует один единственный законный способ владения, пользования и распоряжения земельными участками в границах садовых, огороднических и дачных объединений граждан – в соответствии с генеральным планом застройки, утвержденным в установленном порядке. Представленный в судебном заседании генеральный план был признан Сторонами верным.
Ссылки Ответчиков в обоснование заявленных требований на нормы права, а именно абз. 2 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, вместо указанной выше ч. 4 ст. 11.4 ЗК РФ, в данном деле не подлежат применению, поскольку регулируют отношения по «Приобретению прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения», т.е. находятся вне сферы регулирования правоотношений землепользования в садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Рассматриваемые земельные правоотношения в соответствии со ст. 2 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») регулируются этим Законом: «Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам».
Также не подлежит применению и п.9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», определяющий, «…что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, и при отсутствии таковых — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка». Поскольку в отношении земельного участка Е.А таковыми документами являются свидетельство о праве собственности за земельный участок и кадастровый паспорт в соответствии с генеральнымй планом СНТ, и в отношении Ответчиков, также свидетельства о праве собственности на принадлежащие им земельные участки и генеральный план СНТ), а поэтому говорить об отсутствии сведений о границах спорных участков не приходится, а следовательно, о применении 15-летнего срока владения земельным участком также невозможно.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ