фонематический принцип правописания. Принцип орфографии, заключающийся в том, что буквами алфавита изображаются не реально произносимые звуки, а фонемы по их основному виду, т. е. независимо от позиции. Так, буква о в словах гора и горы. передает фонему <о> одинаково, т. е. эта фонема на письме выражается одной и той же буквой, хотя в первом слове находится в слабой позиции, а во втором - в сильной. В словах годы и год одинаково пишется буква д , хотя обозначаемые ею звуки произносятся по-разному:
в первом слове это звонкий согласный, а во втором - глухой. Отсюда вытекают практические правила." безударные гласные следует писать так же, как и под ударением (вода, водяной - потому что водный);
звонкие и глухие согласные следует писать в любой позиции так, как они пишутся в положении перед гласными, сонорными согласными и перед в (пруд- потому что пруда, а прут - потому что прута). Эти правила практически вытекают также из морфологического принципа орфографии, но между обоими принципами (морфологическим и фонематическим, который называют также фонологическим или фонемным) отмечается ряд расхождений, в первую очередь теоретических,
1. У обоих принципов имеются различные отправные позиции; морфологический принцип исходит из графического образа морфемы, и для него важно сохранение графического единообразия морфем; фонематический принцип исходит из понятия фонемы, и для него важно сохранение обозначенности фонем (по сильной позиции). См. фонема. Морфологический принцип правописания не может, разумеется, не учитывать позиционные и традиционные (непозиционные) чередования; только последние передаются на письме, и тогда стабильный вид морфемы сохраняется.
2. Оба принципа различаются своим пониманием значения произношения для письма, связи между ними; морфологический принцип предполагает, что письмо может иметь в своем распоряжении приемы, не обязательно основанные на произношении, и материалом анализа для него являются буквы, для которых устанавливается их отношение к письму; фонематический принцип опирается на связь письма с произношением и, выдвигая на первый план фонему, устанавливает случаи, когда письмо воспроизводит и когда не воспроизводит фонемы.
Имеются также расхождения в обосновании орфограмм, в объяснении беспроверочных написаний и др.
фонетика (зреч. phonetike от phnne - звук). 1. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии.
Фонетика общая. Раздел языкознания, изучающий на материале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны языка к его грамматической системе. Фонетика описательная. Раздел языкознания, изучающий звуковой строй конкретного языка в синхронном плане.
Фонетика экспериментальная. Изучение звуков речи с помощью инструментальных методов исследования,
2. Артикуляционные (физиологические) и акустические свойства звуков данного языка. Фонетика русского языка. Фонетика французского языка.
фонетическая транскрипция. Специальный способ записи речи в полном соответствии с ее звучанием, употребляемый в научных целях, [в"сна] (весна), [п"ьр"иехот] (переход), [пръв"иеp"ат"] (проверять).
фонетические единицы речи. Звенья, на которые членится речевой поток (цепь звучаний) в ритмико-интонационном отношении. Последовательно выделяются: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук (см. эти термины в алфавитном порядке).
фонетические написания. Написания слов в соответствии с их произношением. Важнейшие фонетические написания:
1) написание приставок на а; без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз, чрез- (через-). Безбрежный- бесплановый, возглавить - воскликнуть, взбежать - вскружить, избрать - испортить, низводить - нисходить, раздать - растерять, розвальни - россыпи, чрезмерный - чересполосный;
2) написание приставки раз- (рас-)-роз- (рос). Разыскать - розыск, расписать - роспись;
3) написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный. Безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть.
фонетические средства. Разграничительной функцией обладают: звуки речи (ср.: дом - дым, кон - конь), словесное ударение (ср.: замок-замок, ноги - ноги), фразовое ударение (ср.:. Поезд пришел.- Поезд пришел.), интонация (ср.: Снег идет. -Снег идет?).
фонетические чередования. Чередования, обусловленные действующими в языке фонетическими закономерностями: изменение звучания связано с позицией звука не меняет состава фонем в морфеме. Чередование ударных и безударных гласных: н[о]с --- н[ ^ ]-сотый - н[ъ]совой. Чередование звонких и глухих согласных: моро[с] (мороз) - моро[з]ный.
фонетический закон. Регулярность фонетических соответствий, регулярное и взаимосвязанное фонетическое изменение. Закон падения глухих в определенную эпоху развития русского языка. Закон оглушения шумных звонких согласных на конце слова. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Закон редукции безударных гласных.
фонетический разбор см. разбор фонетический (в статье разбор).
фонетическое слово. Самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами и частицами, [нъ-лугу] (на лугу), [за-гърът] (за город), [н"ие-знал] (не знал).
фоника (от греч. phonikos - звучащий). Звуковая организация речи (звукопись, звуковая инструментовка)
Фонематический принцип опирается на связь письма с произношением и, выдвигая на первый план фонему , устанавливает случаи, когда письмо воспроизводит и когда не воспроизводит фонемы. Основой данного принципа орфографии является понимание того, что буквами алфавита изображаются не реально произносимые звуки, а фонемы но их основному виду, г.е. независимо от позиции. Например, буква о в словах вода и воды передаёт фонему одинаково, т.е. на письме выражается одной и той же буквой, хотя в первом слове находится в слабой позиции, а во втором - в сильной. В словах газы и газ одинаково пишется буква з , хотя обозначаемые ею звуки произносятся по-разному: в первом случае это звонкий согласный, а во втором - глухой. Отсюда вытекают практические правила:
Данные правила практически вытекают из морфологического принципа правописания, но между гем и другим принципами (морфологическим и фонематическим) отмечается ряд расхождений, в первую очередь теоретических:
Кроме того, есть расхождения в обосновании орфограмм, в объяснении бесироверочных написаний и др.
Принципы русского правописания отражают особенности русской речи, способствуют сохранению информации на письме и точной её передаче.
Контрольные вопросы
Практикум
Упражнение 1. Прочитайте примеры и укажите:
Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните устно, на чем основано раздельное или слитное написание выделенных слов.
Укрыться от дождя под (на) вес, ценить (на) вес золота, умчаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи, продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь, вернуться домой (во) время, заболеть (во) время каникул, войти (в) плотную массу облаков, подойти (в) плотную к берегу, насыпать кофе (в) ручную мельницу, обрабатывать деталь (в) ручную.
Упражнение 3. Перепишите, выбирая из скобок нужную букву - строчную или прописную. Объясните устно, на чем основано употребление прописных букв.
Наблюдать (С,с)свсрную ночь на побережье (С,с)свсрного моря; пересечь (К,к)авказскис горы, пышная (К,к)авказская растительность, послать космический корабль с (3,з)емли на се спутник - (Л,л)уну, любоваться светом (Л,л) уны, бороться за мир на (3,з)смле, спускаться по мраморной (Д,д)ворцовой лестнице, Побывать в Москве на (К,к)расной площади.
Упражнение 4. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены в словах.
Ф...нарь, лок..мотив, н...гформа, сем...фор, п...ррон, б...гаж, в...гон, к...ндукгор, пасс...жир, в...стибюль, квитанция.
Если бы алфавит был составлен по принципу: “количество букв соответствует количеству фонем языка”, то вопрос об орфографии наполовину бы отпал. Но так как идеальных алфавитов нет и они складывались исторически, отражая разные тенденции, то употребление алфавита в письме нуждается в орфографических правилах. Кроме правил употребления букв для передачи языка, существуют и иные правила письма, как, например, слитное и раздельное написание слов, правила переноса.
Таким образом, орфография (орфография - от греческого orthos - “правильный” и grapho - “пишу”. Орфография (греческому слову orthographia соответствует русская калька правописание) - это совокупность норм или правил практического письма , состоящих из:
правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний,
правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.
Нормы такого написания регулируются различными принципами.
Для орфографии, которая связана с употреблением букв алфавита, можно установить шесть принципов, которые сочетаются попарно.
Первый принцип - фонематический и, второй - фонетический .
1) Фонематический принцип письма состоит в том, что каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции, в которую она попадает: например, дуба и дуб пишутся одинаково, хотя произносятся по-разному: в форме дуба - [б], т. е. звонкая согласная, а в форме дуб в конце слова эта согласная оглушается.
2) Наоборот, фонетический принцип письма состоит в том, что буквами изображаются реально произносимые звуки ; таким образом, написания фонематическое и фонетическое в сильных позициях совпадают, а в слабых не совпадают. Так, сом и сам пишутся одинаково и фонематически, и фонетически, но в случае сома поймала сама - в русском языке фонематическое написание, поскольку сильные позиции подсказывают различение [о] и [а], а фонетически это же высказывание получило бы такое написание: сама поймала сама - и где тут “рыба” и где “рыбачка” - не разберешь. В русском письме исключения из фонематического принципа могут встречаться:
либо по составу алфавита: это то, что гласных букв в два раза больше, чем надо было бы, а согласных букв на 12 меньше, чем надо; кроме того, нет буквы для согласной [ж];
либо потому, что существуют особые орфографические правила; например, в написаниях приставок на [з]: безработный, но беспосадочный, безбровый, но беспечный и, наконец, безвкусный, где употребляется буква з, хотя з звучит в этом случае как [с]. Однако когда эти согласные звучат как “шипящие”, например в словах бесшумный, безжалостный, бесчеловечный, з и с остаются по правилу: “Перед буквамиб, в, г, д, ж, з, л, м, н, р пишется з, а перед буквами л, ф, к, т, ш, с , ч, ц, х пишется с”. Кроме этого “правила” (которое скорее является “исключением” в русской орфографии), к случаям фонетических написаний можно отнести написание буквы ы после ц (цыган, цыпленок, огурцы, лисицы, Лисицын), тогда как надо было бы писать в этих случаях после ц основную буквуи, ср. фамилии Лисициан, Цицин, где написание фонематичнее.
Основные правила русской орфографии основаны на фонематическом принципе: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением» , например: вода, водовоз, потому что воды; лесовод, потому что лес, и лисовод, потому что лисы”. «Пиши звонкие и глухие согласные всегда в любых позициях так, как перед гласными, сонорными согласными и перед [в], [в"] », например: плод, потому что плода, и плот, потому что плота; отдать, так как оторвать, но подпилить, так как подорвать; дворняжка, потому что дворняжек, но Машка, потому что Машек; лезть, так как лезу, но нести, так как несу, купаться с “ерем” (ь), так как купать; поэтому же курить, куриться и курит, курится пишутся по-разному”.
3) Третий и четвертый принципы орфографии - этимологический и традиционно-исторический - основаны на том, чтобы отражать в письме не современное состояние, а прошлое , причем этимологический принцип отвечает действительно языку в его прошлом ; таковы написания слов с буквой е: пчел, жен, пошел, пшенный, лжешь, так как в этих случаях когда-то в русском языке была фонема [э], но для современного русского языка здесь [о], т. е. “о после мягкой согласной или после шипящей”: ср. шов, жох, мечом, плащом, трещотка, чечотка, шорох и т. д., где правильно применяется фонематический принцип письма.
4) На том же принципе передачи прошлого базируется традиционно-исторический принцип , самый “беспринципный”, слепо сохраняющий любую традицию письма. Таковы в русском письме церковнославянские написания: помощник с буквойщ, хотя русское слово происходит не от церковнославянского помощь, но от русского помочь, что этимологически надо было бы писать через ч (помочник), а фонематически через ш (помошник), написания безударных окончаний прилагательных-ый, -ий (запасный, заморский, хотя под ударением -ой: запасной, морской), написание безударной приставкираз- с а, хотя под ударением [о], ср. раздумье, но роздых, росчерк и т.д.
В русской орфографии до реформы 1917г. было гораздо больше таких традиционных написаний(ея, вместоеё, безударные окончания прилагательных-аго, -яго; употребление букв фиты и ижицы и т. п.). Попытка различать написания: пчёл, учёл, щёлка с е, а шорох, жох с о, так как ч, щ - мягкие согласные, а ш, ж - твердые, не может быть оправдана, потому что шипящие согласные в русском языке не образуют пар по твердости и мягкости; следовательно, после шипящих надо писать основные буквы, а не дублетные, т. е. а , а не я ; о , а не ё ; у , а не ю ; и , а не ы ; и, как это ни странно, следовало бы писать э , а не е , ср. чай (а не чяй), щука (а не щюка), жир, шил (а не жыр, шыл), но шерсть (а не шэрсть).
Пятый и шестой принципы также можно сопоставить: это морфологический принцип и символический . Общее в них заключается в том, что они стремятся передать язык не через фонетику, при этом
5) морфологические написания отражают грамматику (морфологию), минуя фонетику и даже вступая с ней в противоречие , а
6) символические написания стремятся различать лексические омонимы, фонетически неразличимые.
Образцом морфологических написаний может служить употребление мягкого знака в конце слов женского рода после шипящих (ночь, где ь бесполезен, ср. луч, или мышь, где ь пишется после твердого [ш], что является явным противоречием); то, что в таких написаниях дело не в этимологии, показывают примеры иноязычных слов, на которые распространяется указанное правило (фальшь, тушь, ср. туш мужского рода без ь).
Хорошим примером символического написания было различение в дореформенной русской орфографии двух омонимов: миръ (антоним войны) и мiръ (синоним вселенной).
В современной русской орфографии такие написания, как поджег (глагол с ё) и поджог (существительное с о), показывают сочетание морфологического и символического принципа, ибо в них различается и грамматика, и лексика. Близки к символическим и такие написания, как компания и кампания, эстакада и эстокада, хотя различия написаний в этих случаях основаны на иноязычной этимологии. К символическому принципу следует отнести употребление больших (прописных) букв в собственных именах (ср. френч и генерал Френч, мороз и Дед Мороз); на этих примерах видно, что символический принцип связан с проявлением своеобразной идеографии.
В любой орфографии можно наблюдать то или иное сочетание разных принципов, но каждую орфографическую систему определяют ведущие принципы; так, для русской орфографической системы ведущим является принцип фонематический, исходя из которого строятся основные орфографические правила, тогда как для большинства западноевропейских орфографий ведущими принципами служат этимологический и традиционно-исторический (например, для английской или французской орфографии).
Негосударственное образовательное учреждение
Церковно-приходская школа «Косинская»
г. Москвы
Статья
«Основные принципы русской орфографии»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ганеева Виктория Николаевна
г. Москва 2014
Основные принципы русской орфографии.
Орфография (греч. o rthos – правильный, grapho – пишу) буквально означает `правописание`, т. е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значение слов “орфография” и “правописание” не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.
Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные, раздельные и дефисные(полуслитные) написания слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; способы переноса слов с одной строки на другую; графические сокращения слов.
Передача буквами фонемного состава слова.
Это основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой. Графика устанавливает правила соответствия букв и фонем в сигнификативно сильных позициях. Область орфографии – сигнификативно слабые позиции фонем. В отдельных случаях орфография “вмешивается” и в область графики – область сильных позиций. Графика определяет значения букв в их сочетаниях с друг другом вне зависимости от конкретных слов. Орфография дает правила написания букв в словах и морфемах.
Основное правило правописания безударных гласных: в безударных слогах пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем о в слове вода (хотя произносим [вада]) потому, что под ударением в этом корне слышится [о] и пишется о: воды, водный. Слово, произносящееся [л`иса], мы запишем лиса, если проверим первый гласный словом лис , и запишем леса , если проверим словом лес. Так мы определяем, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, и пишем букву, обозначающую эту фонему.
Такое же общее правило действует для звонких и глухих согласных. На конце слова и перед шумной согласной пишется та же согласная, что и перед гласной и звонкой согласной в той же морфеме. Мы пишем б в словах зуб, зубки , хотя произносим [зуп], [зупк`и], потому что перед гласной и перед сонорной согласной в этом корне произносится [б] и пишется б : зубы, зубной . Мы пишем просьба , хотя произносим [проз`ба], так как перед гласной в этом корне произносится [с`] и пишется с: просить.
Принцип проверки здесь тот же, что и для гласных: звук слабой позиции проверяется сильной позицией; таким образом определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, она и обозначается соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и в слабых позициях – это фонематический принцип, основной принцип русской орфографии.
Фонематический принцип определяет написание также твердых и мягких согласных: ь обозначает не мягкость звука, а мягкость фонемы, т. е.мягкость, не зависящую от позиции. Например, в слове лезть произносится [с`] перед [т`], но мягкость [с`] здесь обусловлена следующим [т`] (этой же позицией перед [т`] обусловлена и глухость [с`]). В сильной по твердости ~мягкости позиции – на конце слова – этой мягкости нет: лез. Фонема здесь твердая, поэтому в форме лезть не пишется ь после з . В форме повелительного наклонения лезьте тоже произноится [с`т`], но фонема мягкая, так как мягкость звука сохраняется на конце слова: лез – ле [с`]. Мягкость фонемы обозначается мягким знаком. В слове усни произносится [с`н`], но при замене [н`] на [н] происходит и замена [с`] на [с]: у [сн] у . Поэтому мягкость [с`] здесь несамостоятельна, она и не обозначается на письме. В слове льдина произносится [л`д`], при замене [д`] на [д] мягкость [л`]сохраняется: [л`д] ы . Здесь мягкость фонемы обозначается на письме мягким знаком.
Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. В слове подступить произносится [пъц-], но пишется приставка под- , так как проверка показывает фонемы: п [о] дступ, по [д] рулить . В суффиксе слов берёзовый, осиновый произносится [ъ], но пишется о, так как в том же суффиксе в сильной позиции произноится [о]: дубовый . В словах на стуле и от пули конечный гласный одинаков - [и], но в первом случае он относится к фонеме (ср. на сто [л`э`]), а во втором – к фонеме (ср. от зем [л`и`]). После мягких согласных фонема обозначается буквой е, фонема – и .
Фонематический принцип обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных формах одного и того же слова и в разных словах. Так, в слове город в составе разных словоформ пишется одинаково, хотя произносится по-разному: [горът], [горъд] а , [гърад] а , [гърат] ки , при [гърът], при [гъръд]ный, ино [гарод`] ний , [гърац] ской. Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав этого корня – . Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.
Основной принцип русской орфографии определяют также как морфологический. Морфологический принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. В действительности одни и те же морфемы на письме часто передаются не одинаково: отражаемые на письме исторические чередования разрушают единство написания морфем. Так, в словах город и горожанин один и тот же корень пишется по-разному. В корнях и во многоих аффиксах такие нефонетические чередования обычны; ср. : жечь – жж ение – жг учий – за жиг ать – под жог ; мыш онок – мыш онк а – мыш оночек .
Исторические чередования передаются на письме (следовательно, единое написание одних и тех же морфем не сохраняется), а фонетические чередования на письме не передаются (следовательно, одной и той же буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, т. е. фонема в понимании Московской фонологической школы). Таким образом, единообразные написания одних и тех же морфем обычно есть проявление фонематического принципа орфографии.
В некоторых случаях наша орфография построена на морфологическом принципе, действующем вопреки фонематическому. Так, графическое единообразие морфем выдерживается при написании е (ё) под ударением после шипящих: жёлтый – желтеть, жёлудь – желудей, печёт – плачет, чёлн – челнок, щёк – щека. В этих случаях после шипящих под ударением выступает фонема, но пишется е (ё) для сохранения единообразия с теми же морфемами, где чередуется с или может быть в безударном положении: шёпот () – шепчет () – шептать ().
Морфологическому принципу отвечают также написания дезинформация, контригра, пединститут, сверхидеальный – с и после согласных, соответствующих твердым фонемам. Здесь сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после таких согласных (ср.: безыдейный, предыстория ).
Фонематический принцип действует тогда, когда фонема находится в сильной позиции (это, собственно, принцип графики), и тогда, когда фонема находится в слабой позиции и может быть определена сильной позицией. Таких написаний 80%.
В некоторых случаях проверка невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: с о бака, т о пор, сапог, с а рай, п е реход, разборч и вый, молоды е , в ок зал, фу т бол, с тол, з доровье, сиди ш ь, сиди т . В этом случае выступает гиперфонема: с бака, с пог , фу бол и т. д. Фонематический принцип здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения: можно написать собака и сабака , футбол и фудбол . Написания в подобных случаях осуществляются на основе фонематического и традиционного принципов.
Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. С точки зрения звуковых соответствий, например, безразлично, о или а писать в предударном слоге в словах сапог, собака . Традиционные написания надо запоминать.
Традиционный принцип выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы: зарево – зори . В безударном положении здесь тоже гиперфонема: з ря. Выбор буквы в словах з аря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон- – клан- могут быть ударными: клонится, кланяться. Выбор о для безударных слогов основан на традиции: наклонение, склонить.
В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его; таких написаний 15%. Но в ряде случаев традиционный принцип противоречит фонематическому. В сильной позиции это написания щ в слове помощник, ч в словах конечно, скучно и др. В слабой позиции это, например, правописание корней гор- – гар-, плов- – плав- , в которых под ударением только [а], а без ударения пишется и о , и а.
В противоречии с фонематическим находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук. По этому принципу пишутся конечные согласные в приставках без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, через-/черес-: безоблачный, безрадостный, безбрежный – бесполезный; изыскать, изрезать, издать – искупать и др. Конечная фонема приставки здесь, об этом свидетельствует произношение [з] перед гласными и сонорными согласными, но пишется буква з , если произносится [з], и с , если произносится [с]. Фонетический принцип проводится здесь не совсем последовательно: в словах безвкусица, безвкусный в конце приставки произносится [с]; в словах бесшумный, изжарить произносится [ш, ж]; в словах расщедриться, расщепить на месте с нуль звука. Таким образом, фонетический принцип здесь осложнен традиционным.
Правописание о или а в приставке раз-/раз- – роз-/рос- также отвечает фонетическому принципу – о пишется под ударением, когда произносится [о], а пишется без ударения: розвальни, розыск, россыпь; развал, разыскивать , рассыпать. И здесь фонетический принцип осложнен традиционным (ср.: разыскной ). По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы , курицын, бледнолицый.
Дифференцировочные написания основаны на разграничении на письме слов или форм, совпадающих по фонемному составу: ож о г – ож ё г, подж о г – подж ё г, плач – плач ь , рож – рож ь , туш – туш ь , ко п чик – ко б чик, к о мпания – к а мпания, о рёл – О рёл.
Также в русском языке существуют правила слитных, раздельных и дефисных написаний.
Список использованной литературы