Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Что именно не могут разглашать сотрудника, и как правильно это закрепить?

Из статьи вы узнаете:

Что такое служебная тайна: определение

До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или , когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.

Скачайте документы по теме:

В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.

Служебная и коммерческая тайна

Федеральный закон 29.07.2004 № 98-ФЗ («О коммерческой тайне») определяет, что , если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна третьим лицам и охраняется обладателем.

Например, информация о разрабатываемом продукте или маркетинговой стратегии компании является коммерческой тайной, а устав организации или с работником – нет (последний относится к , охраняемым отдельным законом).

Какую информацию в этом случае следует отнести к служебной тайне? Как определяет Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

По сути, служебная тайна - это сведения конфиденциального характера о деятельности органов государственной, региональной или муниципальной власти. В это понятие также входят сведения ограниченного характера, в отношении которых предпринимаются действия по защите конфиденциальности и которые были получены законным путем в процессе исполнения должностных обязанностей и сотрудниками перечисленных органов власти

Таким образом, отличительная особенность информации, относящейся к служебной тайне, заключается в том, что ее носителем является какой-либо государственный орган. То есть в коммерческой организации, или у работодателя-физического лица не возникает необходимости охранять служебную тайну.

Обязанность работника не разглашать коммерческую или служебную тайну может быть установлена в трудовом договоре или в отдельном положении (см. образец :

Служебная и профессиональная тайна

Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве примеров профессиональной тайны упоминается , нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.

Наряду с понятием служебной тайны применяется термин «служебная информация ограниченного распространения». К ней относится*:

несекретная информация о деятельности организаций, распространение которой ограничено служебной необходимостью

поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами

*Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233

Таким образом, сведения, составляющие профессиональную и служебную тайну, могут совпадать по своей сути (получены в результате исполнения трудовых обязанностей), однако служебная тайна имеет место только в власти.

Так, в качестве примера служебной тайны можно рассматривать тайну переписки, или телефонных переговоров, если эти сведения используются в рамках следственного дела (то есть стали известны государственному служащему в рамках ).

Перечень сведений, составляющих служебную тайну

Исходя из определения, данного в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, можно выделить два вида служебных тайн:

  1. Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
  2. Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах

Порядок работы со служебной тайной

Все документы, содержащие , которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».

Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:

передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям

снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников)

защиты служебной информации от распространения третьим лицам

В свою очередь, сотрудники госорганов , имеющие право присваивать определенным сведениям и информации статус служебной тайны, несут за обоснованность своих действий. То есть для установления пометки «для служебного пользования» должны быть весомые основания.

Правила работы с документами, составляющими служебную тайну

К созданию, распространению, тиражированию и хранению документов, имеющих статус «для служебного пользования», предъявляются определенные требования. Они указаны в разд. 2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, и относятся только к работе и подведомственных учреждений.

Так, ведется обязательный учет , составляющих служебную тайну, а все проекты и черновики своевременно уничтожаются. Доступ к документам работникам учреждения производится только под расписку. При необходимости передачи в другие органы или организации используется защищенный канал связи или пересылка заказными или ценными отправлениями. Копии со служебных документов разрешается делать только по распоряжению руководителя. Все бумаги, составляющие служебную тайну, должны храниться в запираемых хранилищах (ящиках, шкафах).

Критерии, по которым сведения могут быть квалифицированы как служебная тайна

Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст. 9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.

Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.

Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в , может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.

Ответственность за разглашение служебной тайны

За разглашение служебной тайны для должностных лиц предусмотрена различная ответственность.

В первую очередь, Трудовым кодексом установлено право работодателя применить в случае разглашения работником охраняемой тайны дисциплинарное взыскание
Скачать в.doc

Скачать заполненный образец
Скачать в.doc

В действующем КоАП ст. 13.14 также предусмотрено наказание за разглашение информации с ограниченным доступом:

для граждан штраф составляет от 500 руб. до 1000 руб.

для должностных лиц – от 4000 руб. до 5000 руб.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс РФ;

4. Уголовный кодекс РФ;

5. Закон РФ «О государственной тайне»;

6. Законе РФ «О безопасности»;

7. ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

8. положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Гражданский кодекс предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены Кодексом и другими законами. Один из этих способов - возмещение причиненных убытков.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может, причинит существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом.

Существует конкретный перечень сведений, составляющих гос. тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Гос. тайну составляют сведения:

1. в военной области;

2. в области экономики, науки и техники;

3. в области внешней политики и экономики;

4. в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства.


Отнесение сведений к гос. тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к гос. тайне, утверждаемым Президентом РФ.

Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон "О служебной тайне".

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны. Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Тут имеется несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения охраняются Конституцией РФ (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации:

1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов:

· военную тайну;

· тайну следствия (данные предварительного расследования либо следствия);

· судебную тайну (тайну совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайну совещания присяжных заседателей);

2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную тайну, врачебную тайну, налоговая тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе:

· документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в том числе данные бухгалтерского учета, документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги за последние три года);

· документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов(ст. 24);

· налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

· иная необходимая информация и документы, обязательные для представления в налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является информация:

Об открытии или закрытии счетов (в пятидневный срок);

Обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия);

Обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации);

О прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации (в срок непозднее трех дней со дню принятия такого решения);

Об изменении своего места нахождения (в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения).

Для налогоплательщиков - физических лиц такой обязательной информацией, представляемой в налоговые органы, являются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;

4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

5) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам).

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Для охраны сведений, составляющих налоговую тайну, наряду с режимом служебной тайны используется также специальный правовой институт - идентификационный номер налогоплательщика. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.

Врачебная тайна. В силу особенностей самой врачебной деятельности - важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon - должное и logos - учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако специфика врачебной тайны состоит в том, что её сохранность гарантируется законодательно, так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.

Конституция Российской Федерации сформулировала правовые основы для защиты врачебной тайны. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определили объём врачебной тайны и субъектов ответственности за её разглашение, а также ограничивших случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.

Часть 1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам. Право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина.

Тайна совещания судей предусматривает, что в помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещаются доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с составом суда. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать, кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233):

· акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

· сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

· описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

· порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, рассмотренных в установленном порядке;

· сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

· документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию – охраняет положения ст.24 Конституции РФ – право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации, функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности, которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

Требования к информации как к служебной тайне.

Информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

1. Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

2. Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

3. Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

4. Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

К служебной тайне не относятся сведения особого свойства. В каком нормативном акте определен их состав и как обеспечивается их открытость, расскажем в нашем материале.

Какая информация составляет служебную тайну (определение и характеристика)

Составляющие служебную тайну сведения (ССТС) — это информация:

  • полученная служащими госорганов при выполнении обязанностей;
  • распространение которой ограничено законом.

В п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) приведена характеристика относимой к служебной тайне информации:

  • доступ к ней ограничивается госорганами;
  • ограничение производится в соответствии с законодательством РФ.

Ниже приведены примеры информации с ограниченным законом доступом, которыми могут обладать госслужащие в силу исполнения обязанностей:

Какая еще информация может попасть в состав ССТС, читайте далее.

Перечень составляющих служебную тайну сведений

Законодательно утвержденный перечень ССТС на сегодняшний день отсутствует, хотя утвержден ряд подобного рода перечней сведений (например):

  • составляющих государственную тайну (утв. указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203);
  • конфиденциального характера (утв. указом Президента от 06.03.1997 № 188);
  • подлежащих засекречиванию (письмо Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № Д23И-3004).

В Перечень ССТС может попасть любая информация конфиденциального характера, которая:

  • относится к работе гос. или муниципальных органов (размещенная в документах под грифом «Для служебного пользования»);
  • стала известна госслужащим при исполнении обязанностей.

Например, к разряду ССТС относится информация об усыновлении ребенка — в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ эта информация охраняется законом и не подлежит разглашению:

  • должностными лицами, осуществившими госрегистрацию усыновления;
  • судьями, вынесшими решение об усыновлении;
  • лицами, иным образом осведомленными об усыновлении.

При отсутствии законодательно утвержденного «служебного» перечня существует набор сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Расскажем о них далее.

С разнообразными перечнями, применяемыми налогоплательщиками в своей работе, вы можете ознакомиться из материалов, размещенных на нашем портале:

Сведения, доступ к которым не может быть ограничен

Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).

В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:

1. Законодательные акты, устанавливающие:

  • правовой статус госорганов, организаций, общественных объединений;
  • права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации.

2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.

3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.

4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.

5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.

6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.

7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.

Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

С какими ограничениями могут столкнуться налогоплательщики — см. в материалах:

  • .

Способы обеспечения открытости служебной информации

Не относимые к служебной тайне служебные сведения должны быть доступны всем заинтересованным пользователям такой информации.

Доступность информации обеспечивается следующими способами:

  • публикациями в СМИ — размещаются тексты принятых законов и НПА, информация о госзакупках, решениях Конституционного суда;
  • размещением в интернете информации о целевых программах, международном сотрудничестве, статистической и иной информации, размещать которую предписывает законодательство;
  • размещением в сети общей информации о судах (наименование, оргструктура, полномочия и т. п.), судебной статистике, кадровом обеспечении суда, картотеки арбитражных дел;
  • размещением в занимаемых госорганами помещениях стендов о своей деятельности (порядке работы, алгоритмах получения информации);
  • посредством открытого доступа к архивным документам, подлинникам и (или) копиям из архивных фондов и библиотек;
  • возможностью реализации права (в регламентированном порядке) присутствовать на заседании коллегиальных органов власти (правительства, Госдумы и т. п.) и открытых судебных заседаниях журналистам, представителям юрлиц права, госорганам и простым гражданам;
  • предоставлением госорганами ответов на запросы любого человека или организации.

С разнообразными видами запросов вы можете ознакомиться на нашем портале:

Итоги

К сведениям, не относящимся к служебной тайне, причисляется общедоступная информация о структуре и режиме работы госорганов, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации, об опасных природных явлениях, расходовании госресурсов. Общедоступными также являются документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, накапливаемые в открытых информационных ресурсах, и другие виды информации.

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях Иванов Дмитрий Викторович

Служебная тайна

Служебная тайна

Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки: 1) когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, 2) к ней нет свободного доступа на законном основании, и, 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведений к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:

Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т. д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011). Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.

Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства – конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.

Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.

В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты – в рамках трудового права – нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.

В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.

В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г., другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «КонсультантПлюс» (проект № 124871–4).

Понятие служебной тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), – конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается. Для трудового права соображения авторов законопроектов, конечно, интересны, однако нельзя не отметить, что данные законопроекты не рассчитаны на трудовые отношения.

Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна – это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 139. Служебная и коммерческая тайна 1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Из книги Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 31. Служебная информация Служебной информацией для целей настоящего Федерального закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 1461. Служебная топология 1. Топология, созданная работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признается служебной топологией.2. Право авторства на служебную топологию принадлежит работнику.3. Исключительное

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 12. ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу 1. За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:1) объявление благодарности с

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе 1. Служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

Статья 59. Служебная проверка 1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:1) факт совершения

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 367. Служебная халатность 1. Служебная халатность, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служебным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. СЛУЖЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.ГК защищает особый вид

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

СТАТЬЯ 1461. Служебная топология 1. Топология, созданная работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признается служебной топологией.2. Право авторства на служебную топологию принадлежит работнику.3. Исключительное

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

27. Эволюция римского договорного права, его служебная роль Эволюция римского договорного права по мере его развития и усложнения регулируемых им общественных отношений осуществлялась по двум основным направлениям. Во-первых, появлялись новые виды контрактов (так

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги автора

Из книги автора

Статья 39. Служебная дисциплина в полиции 1. Служебная дисциплина в полиции – обязательное для всех сотрудников полиции соблюдение установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, Присягой

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вносится депутатами
Государственной Думы

В.В.Бобыревым, А.Н.Волковым,
М.И.Гришанковым, В.В.Дятленко,
В.И.Илюхиным, Н.С.Леоновым,
В.В.Маргеловым, А.М.Розуваном

Проект № 124871-4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О служебной тайне

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органов государственной власти).

2. Положения настоящего Федерального закона обязательных для исполнения органами государственной власти, их должностными лицами, распоряжающимися сведениями, составляющими служебную тайну на основании настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, должностными лицами органов местного самоуправления и гражданами Российской Федерации, у которых такая обязанность возникает в силу должностного положения либо трудовых обязательств, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, и их определения

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

конфиденциальные сведения - сведения, для которых установлен специальный режим сбора, хранения, обработки, распространения и использования, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законом (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

носители сведений, составляющих служебную тайну - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых соответствующие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов;

отнесение сведений к служебной тайне – введение в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к ним;

режим служебной тайны – совокупность правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых уполномоченными должностными лицами органов государственной власти и организаций,обеспечивающих ограничения на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к этим сведениям;

сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна) - конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий, либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке;

снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну – обеспечение уполномоченными должностными лицами возможности доступа заинтересованных субъектов к сведениям, составляющим служебную тайну.

Статья 3.Законодательство Российской Федерации о служебной тайне

Законодательство Российской Федерации о служебной тайне состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о государственной службе, законодательства Российской Федерации о труде, конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования по защите сведений, составляющих служебную или иную охраняемую законом тайну, или ограничения по распространению указанных сведений.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти в сфере служебной тайны

1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации:

разрабатывают перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

определяют полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне, установлению и снятию режима служебной тайны по отношению к этим сведениям;

публикуют в средствах массовой информации перечни сведений, отнесенных к служебной тайне;

обеспечивают защиту сведений, составляющих служебную тайну;

обеспечивают в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, доступ органов, организаций и физических лиц к сведениям, составляющим служебную тайну.

2. Государственные служащие и иные работники органов государственной власти не вправе разглашать либо использовать в личных и корыстных целях ставшие им известными в силу должностного положения либо трудовых обязательств сведения, для которых правомерно установлен режим служебной тайны.

3. Представители органа или организации вправе получать сведения, составляющие служебную тайну других органов или организаций, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА II. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЕ
И СНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Статья 5. Принципы отнесения сведений к служебной тайне

Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности, разумной достаточности и своевременности.

Законность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение соответствующих сведений, исходя из положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также в официальном опубликовании для всеобщего сведения перечней сведений, отнесенных к служебной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к сведениях и их распространение, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и реализации органом государственной власти предоставленных ему полномочий.

Разумная достаточность в отнесении сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на распространение сведений в объемах и на срок, определяемых конкретной целью в пределах полномочий органа государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения на срок, определяемый необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также реализации полномочий органов государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

Статья 6. Отнесение сведений к служебной тайне

1. Орган государственной власти вправе относить к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, при соблюдении принципов, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

2. К сведениям, которые органы государственной власти и их организации обязаны защищать в режиме служебной тайны, относятся поступившие от физических и юридических лиц, других органов государственной власти и организаций сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на документах, содержащих эти сведения или сопроводительных документах, соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер,

3. Не подлежат отнесению к служебной тайне сведения:

о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасности граждан и населения в целом;

о привилегиях, компенсациях и льготах,. предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и учреждениям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;

об использовании органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, иных государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, если иное не предусмотрено федеральным законом;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, накапливаемые в информационных системах органов и организаций и представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, а также содержащиеся в официальных изданиях, поступающих в фонды библиотек и архивов;

о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории "А",

сведения о деятельности органов государственной власти, обязательные для размещения в информационных системах общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Руководители органов государственной власти несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерное отнесение сведений к служебной тайне, а также за не отнесение сведений к служебной тайне в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Порядок отнесения сведений к служебной тайне

1. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется на основании перечней сведений, разрабатываемых органами государственной власти и утверждаемых их руководителями, в соответствии с принципами, установленными в статье 5 настоящего Федерального закона, и с учетом ограничений, налагаемых статьей 6 настоящего Федерального закона. Действие указанных перечней распространяется также на организации и учреждения, созданные данными органами.

2. Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется путем установления соответствия содержащихся в документе сведений перечню сведений, отнесенных к служебной тайне, действующего в данном органе государственной власти.

Решение об отнесении сведений, содержащихся в документе, к служебной тайне принимает должностное лицо, уполномоченное на подписание данного документа.

3. Если сведения, содержащиеся в документе, не соответствуют перечню сведений, составляющих служебную тайну, но уполномоченное должностное лицо, подписывающее данный документ, имеет основания для установления для них режима служебной тайны, ему предоставляется право вводить ограничения на их распространение сроком до одного месяца. За этот период либо принимается решение о дополнении соответствующего перечня новой категорией, либо по его истечении ограничения на распространение сведений снимаются.

4. Подготовку перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, осуществляют комиссии, образуемые в органах государственной власти с привлечением представителей научных организаций, отдельных специалистов.

5. Перечни сведений, отнесенных органами государственной власти к служебной тайне, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для государственной регистрации и официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов.

6. Перечни сведений, отнесенных к служебной тайне, подлежат не реже, чем один раз в пять лет обязательному пересмотру в целях проверки соответствия их содержания действительной потребности органов государственной власти в введении ограничений на доступ к отдельным категориям сведений.

Статья 8. Реквизиты документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну

1. Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, независимо от формы представления этих документов, должны включать помимо обязательных реквизитов, следующие:

ограничительную пометку "для служебного пользования";

наименование органа государственной власти, установившего ограничения на распространение сведений;

регистрационный номер документа в системе делопроизводства;

дату снятия ограничений на распространение сведений, либо событие, при наступлении которого ограничения подлежат отмене (в случае, если срок сохранения режима служебной тайны составляет менее 5 лет);

наименование должности лица, подписавшего документа, его собственноручную подпись или электронную цифровую подпись, используемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При невозможности внесения указанных реквизитов непосредственно в документ, они проставляются в сопроводительной документации к нему.

3. Не допускается использование иных ограничительных пометок, кроме указанной в части 1 настоящей статьи, для указания на наличие в документе сведений, отнесенных к служебной тайне.

Статья 9. Снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну

1. Основаниями для снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, которые к моменту принятия таких обязательств отнесены к служебной тайне;

наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;

принятие уполномоченным должностным лицом решения о нецелесообразности дальнейшего ограничения распространения сведений в соответствии с принципами, определенными в статье 4 настоящего Федерального закона.

Решение о снятии ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, влечет исключение соответствующей категории сведений из перечня сведений, отнесенных к служебной тайне, и(или) снятие ограничительных пометок с документов, содержащих такие сведения.

2. Срок действия режима служебной тайны не должен превышать 10 лет, если иной срок сохранения ограничений на распространение конкретной категории сведений не установлен федеральным законом. Указанный срок исчисляется с даты подписания должностным лицом документа, содержащего указанные сведения и имеющего ограничительную пометку, установленную в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В случае, если режим служебной тайны установлен для конфиденциальных сведений, полученных органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке, решение о снятии ограничений на их распространение принимается по истечению срока, установленного предоставившим лицом, либо по истечению предельного срока в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения.

3. Лицо вправе обратиться в орган государственной власти, принявший перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, с запросом о снятии ограничений на распространение сведений, если, по его мнению, эти ограничения нарушают его права и законные интересы.

4. Орган государственной власти, получивший такой запрос, обязан в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Решение об отнесении сведений к служебной тайне может быть обжаловано в судебном или административном порядке. В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного не установления ограничений, снятие либо установление ограничений на распространение производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЖИМА
СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Статья 10. Основные положения по организации системы защиты служебной тайны

1. В органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее органы и организации), осуществляющих работы со сведениями, составляющими служебную тайну, устанавливается режим служебной тайны. Порядок установления режима служебной тайны, обязательный для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими работы со сведениями, составляющими служебную тайну, определяется Правительством Российской Федерации.

2. Обеспечение режима служебной тайны в органах и организациях осуществляется структурными подразделениями по защите служебной тайны. По решению руководителей органов и организаций допускается возложение задач по защите сведений, составляющих служебную тайну, на подразделения по защите государственной тайны или подразделения делопроизводства при условии реализации ими всего комплекса мероприятий по защите служебной тайны, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

3. Для защиты сведений, составляющих служебную тайну, должны использоваться средства защиты информации, прошедшие сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Документы, содержащие сведения, составляющие служебную тайну, не должны включаться в электронные информационные системы, имеющие подключение к сети связи общего пользования.

4. Финансирование мероприятий по защите служебной тайны в органах и организациях осуществляются из средств соответствующих бюджетов. Юридические лица, которым данные сведения переданы для использования в соответствии с гражданско-правовым договором, осуществляют их защиту за счет собственных средств. При определении налогооблагаемой базы юридического лица мероприятия по защите сведений, составляющих служебную тайну, относятся к себестоимости производимых юридическим лицом товаров, работ, услуг.

Статья 11.Защита сведений, составляющих служебную тайну, в условиях трудовых отношений

1. Обязательства государственных служащих и иных работников органа или организации по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, и обеспечению режима служебной тайны закрепляются в заключенном с ними трудовом договоре. Данные обязательства могут оформляться отдельным соглашением, заключаемым в письменной форме.

2. Обязательства государственных служащих категории "А" по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, возникают в силу избрания (назначения) их на должность.

3. Обязательства работника по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну, могут по инициативе работодателя сохраняться после прекращения трудовых отношений на срок, определенный в трудовом договоре либо отдельном соглашении, но не свыше пяти лет.

4. Руководители органов и организаций обязаны создать условия, при которых государственные служащие и иные работники органа или организации, а также лица, получающие доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с положениями статей 11-14 настоящего Федерального закона, получают доступ к указанным сведениям только в пределах, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей либо в объемах, вызванных необходимостью.

Статья 12. Порядок доступа органов государственной власти к сведениям, составляющим служебную тайну

Федеральные органы государственной власти в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, имеют право доступа к сведениям, отнесенным к служебной тайне органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну

1. Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну, между органами государственной власти, а также между организациями органов государственной власти осуществляется по решению их руководителей в объемах, необходимых для исполнения указанными субъектами своих функций либо в объемах, определенных договором на проведение совместных работ.

2. Органы и организации, запрашивающие либо получающие сведения, составляющие служебную тайну, обязаны обеспечить их защиту в режиме служебной тайны в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Решение о передаче сведений, составляющих служебную тайну, другим государствам принимается руководителем органа государственной власти, утвердившим перечень сведений, относимых к служебной тайне, в который включена данная категория сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней договоре (соглашении).

Статья 14. Распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, при реорганизации или ликвидации субъектов, ими располагающих

1. Органы и организации, располагающие сведениями, составляющими служебную тайну, в случаях реорганизации или ликвидации обязаны принять меры по обеспечению защиты данных сведений и их носителей. При этом сведения и (или) носители сведений, составляющих служебную тайну, в установленном порядке уничтожаются, либо сдаются на архивное хранение, либо передаются:

правопреемнику органа или организации;

органу, разработавшему перечень сведений, относимых к служебной тайне, под категории которых подпадают данные сведения.

Решение о распоряжении сведениями, составляющими служебную тайну, после реорганизации или ликвидации принимает руководитель органа или организации, принявший решение о реорганизации или ликвидации.

2. При приватизации организации, имущество которой находится в государственной собственности, орган государственной власти, осуществивший отнесение к служебной тайне находящихся в распоряжении этой организации сведений, принимает решение об изъятии носителей этих сведений либо об их оставлении в данной организации для дальнейшего использования при условии обеспечения сохранности данного государственного информационного ресурса в режиме служебной тайны. В последнем случае полномочия организации по распоряжению указанными сведениями и обязательства по их сохранению в режиме служебной тайны устанавливаются на основании гражданско-правового договора с органом государственной власти, осуществившим отнесение данных сведений к служебной тайне.

Статья 15. Доступ граждан и организаций к сведениям, составляющим служебную тайну

1. Граждане Российской Федерации допускаются в целях обеспечения их прав, свобод и законных интересов к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя органа или организации, в распоряжении которых они находятся, в объемах, вызванных необходимостью. Каждый факт ознакомления гражданина с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим служебную тайну, по решению руководителя соответствующего федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в объемах, необходимых для выполнения международных соглашений. Каждый факт ознакомления иностранного гражданина или лица без гражданства с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

3. Негосударственные организации получают доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, только в рамках гражданско-правовых отношений с заказчиком, которым является орган государственной власти или государственная организация. Договор на выполнение работ или предоставление услуг между органом или организацией-заказчиком и негосударственной организацией-исполнителем должен включать положения, регламентирующие порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, и гражданско-правовую ответственность за разглашение указанных сведений. Соответствующие обязательства организации-исполнителя должны быть закреплены в трудовых договорах (контрактах) в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА IV. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ
СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ

Статья 16. Контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих служебную тайну

1. Органы государственной власти, принявшие перечни сведений, составляющих служебную тайну, осуществляют контроль за обеспечением их защиты в органах и организациях, руководство которыми либо координация деятельности которых на них возложены.

2. Координация деятельности органов государственной власти в области отнесения сведений к служебной тайне и обеспечения их защиты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Прокурорский надзор

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты служебной тайны и законность принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона

Несоблюдение положений настоящего Федерального закона влечет наступление юридической ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Переходные положения

1. Федеральные органы государственной власти, которые на основании полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами, осуществляют распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, в течение пяти лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона должны решить вопрос об отнесении к служебной тайне, оставлении в режиме государственной тайны либо снятии всех ограничений на распространение по отношению к сведениям, имевшим гриф "секретно" и составлявшим служебную тайну до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственным библиотекам совместно с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона решить вопрос о снятии режима ограничения доступа к документам, имеющим пометку "для служебного пользования", проставленную до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ