Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. В апреле 1985 г. новое руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития. В обществе все громче звучали слова «Мы ждем изменения …». Необходимость изменений отметил и новый генеральный секретарь. Никто со времен Хрущева не общался так с народом: Горбачев ездил по стране, запросто выходил к людям, общался с ними в неформальной обстановке.

С приходом нового руководителя, вдохновенного планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.

В ходе выполнения курса ускоренного социально-экономического развития «верхи» пришли к выводу, что все отрасли экономики необходимо перевести на новые методы хозяйствования. Постепенно, в 1986-1989 гг, вступили в силу законы о государственном предприятии, об индивидуальной трудовой деятельности и кооперативы, а также закон о трудовых конфликтах, предусматривавший право рабочих на забастовку. В ходе экономических преобразований была введена госприемка продукции, хозрасчет и самофинансирование, выборы директоров предприятий.

Однако все эти меры не только не способствовали улучшению экономического положения в стране, но, наоборот, ухудшили его через половинчатость и непродуманность реформ, значительные бюджетные расходы, увеличение денежной массы на руках у населения. Нарушались производственные связи между предприятиями о государственных поставок продукции.

Усилился дефицит потребительских товаров. На рубеже 80-90-х гг все больше и больше пустели полки магазинов. На местах власть начала вводить талоны на некоторые продукты. Страна нуждалась в проведении глубоких реформ и прежде изменении экономической модели.

Политика «гласности». Либерализация общественной и культурной жизни

Если в экономике «перестройка» началась с постановки задач «ускорения» социально-экономического развития, то в духовном и политическом жизни ее лейтмотивом стала «гласность». Горбачев открыто заявил, что «без гласности нет и не может быть демократизма». Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны прятаться от народа. В речах партийных идеологов и в публицистике пропагандировалась идея перехода от «казарменного социализма» к социализму «с человеческим лицом».

Изменилось отношение власти к диссидентам. Вернулся в Москву из Горького (так назывался Нижний Новгород) академик А. Д. Сахаров, который находился там в ссылке по поводу выступлений против войны в Афганистане. Из мест заключения и ссылки были освобождены и другие диссиденты, закрывались лагеря для политзаключенных. В ходе процесса реабилитации жертв сталинских репрессий, восстановился, в нашу историю «вернулись» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и другие политические фигуры.

Особый размах и звучание политика гласности приобретает с 1987 года. В стране публикуются много литературных произведений А. Рыбакова, В. Дудинцева, Д. Гранина, Ю. Трифонова, наследие писателей 30-50-х годов. Вернулись для отечественного читателя труды российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьева, В. Розанова и других. Расширился репертуар театров и кинематографистов. Процессы гласности ярко проявились в газетных и журнальных публикациях, телепередачах. Огромной популярностью пользовались еженедельник «Московские новости» (редактор Е. В. Яковлев) и журнал «Огонек» (В. А. Коротич).

Раскрепощения общества, освобождение от партийной опеки, критические оценки советского государственного строя, которые высказывались в условиях гласности, поставили на повестку дня вопрос о политические преобразования. Важными событиями внутриполитической жизни стали одобрение участниками XIX Всесоюзной партконференции (июнь 1988 г.) основных положений реформы государственного строя, принятие Верховной Радой поправок к конституции, а также закона о выборах народных депутатов. Эти решения открывали путь к системе выборов депутатов на альтернативной основе.

Высшим органом законодательной власти стал Съезд народных депутатов СССР, из своей среды выдвигал членов Верховного Совета. Выборы Съезда народных депутатов СССР состоялись весной 1989 г., в конце мая он начал свою работу. В составе съезда сформировалась легальная оппозиция: была создана Межрегиональная депутатская группа. Ее возглавили всемирно известный ученый, лидер правозащитного движения академик А. Д. Сахаров, бывший первый секретарь Московского горкома партии и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин, ученый-экономист Г. X. Попов. Гласность, плюрализм мнений вызвали повсеместное создание различных групп и объединений, в том числе и национальных.

Изменения во внешней политике

«Перестройка» была тесно связана с коренным изменением курса советской внешней политики: отказ от конфронтации с Западом, прекращением вмешательства в локальные конфликты и пересмотром отношений с социалистическими странами.

В новом курсе доминировал не «классовый подход», а общечеловеческие ценности. Горбачев считал, что международные отношения должны строиться на основе соблюдения баланса национальных интересов, свободы выбора странами путей развития, общей ответственности государств за решение глобальных проблем современности. Он выступал с идеей создания общеевропейского дома. М.С.Горбачев регулярно встречался с президентами США: Р. Рейганом (в 1985-1988 гг) и Дж. Бушем (с 1989 г.). На этих встречах «разморожены» советско-американские отношения, обсуждались вопросы разоружения.

В 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет средней дальности и крылатых ракет, потом договор по ПРО. В 1990 г. был подписан договор о сокращении стратегических вооружений. М. С. Горбачеву удалось установить доверительные отношения с лидерами ведущих европейских стран: Великобритании (М. Тэтчер), Германии (Г. Коль), Франции (Ф. Миттеран).

В 1990 г. участниками Совещания по безопасности в Европе был подписан договор о сокращении обычных вооружений на территории Европы. СССР стал выводить свои войска из стран Восточной Европы, Афганистана, Монголии.

В 1990-1991 гг были распущены военные и политические структуры Варшавского Договора. Этот военный блок прекратил свое существование. Результатом политики «нового мышления» стала принципиальное изменение международной обстановки — холодная война закончилась.

Усиление национальных движений и обострения политической борьбы в СССР

В СССР, как в любой другой многонациональном государстве, не могли не существовать национальные противоречия, которые всегда наиболее ярко проявляются в условиях экономических и политических кризисов и радикальных изменений. Советская власть во время строительства социализма не учитывала исторические особенности народов. Правительство, объявив о формировании нового сообщества «советский народ», перешел к фактическому разрушению традиционного хозяйства и быта многих народов страны. Шло наступление на ислам, буддизм, шаманизм и т.д.

Среди народов Прибалтики, Западной Украины, Молдавии, которые вошли в состав СССР накануне Великой Отечественной войны и понесли «чисток» от враждебных элементов, достаточно сильные проявления национализма, распространены антисоветские и антисоциалистические настроения. На центральную власть обижались депортированы в годы Великой Отечественной войны чеченцы, ингуши, карачаевцев, балкарцев, калмыки, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы и др.. В стране сохранялись и устаревшие исторические конфликты между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Грузией, Грузией и Абхазией и др.. Гласность и «перестройка» способствовали созданию массовых национальных и националистических общественных движений. Наиболее значительными из них оказались «народные фронты» Литвы, Латвии, Эстонии, армянский комитет «Карабах», «Рух» на Украине, российское общество «Память». В оппозиционное движение «снизу» были привлечены широкие массы населения.

Пробуждалось и населения России. В избирательной кампании 1990 г., когда выбирали народных депутатов всех уровней, четко определилось противостояние партийного аппарата и оппозиционных сил. Последние получили организационный центр в лице избирательного блока «Демократическая Россия» (в дальнейшем он превратился в общественное движение). Февраль 1990 стал месяцем массовых митингов, участники которых требовали ликвидации монополии КПСС на власть.

Выборы народных депутатов РСФСР, Украины и Белоруссии стали первыми по-настоящему демократическими выборами. Около трети мест в высшем законодательном органе власти России получили депутаты демократической ориентации. Выборы продемонстрировали кризис власти партийной верхушки. Под давлением общественного мнения была отменена статья 6 Конституции СССР, которая провозглашала руководящую роль КПСС в советском обществе, в стране началось становление многопартийной системы. Сторонники реформ Б. Н. Ельцин и Г. X. Попов заняли высокие посты: первый был избран председателем Верховного Совета РСФСР, второй — мэром Москвы.

Важнейшим фактором кризиса «верхов» стало усиление национальных движений, возглавили борьбу против союзного (в терминологии представителей имперского) Центра и власти КПСС. Еще в 1988 г. трагические события развернулись в Нагорном Карабахе и, как тогда говорили, вокруг него. Состоялись первые со времен гражданской войны манифестации под националистическими лозунгами, погромы (армян в азербайджанском Сумгаите февраля 1988; турок-месхетинцев в узбекской Фергане — июнь 1989 г.) и вооруженные столкновения (Нагорный Карабах, Абхазия) на национальной почве. Верховный Совет Эстонии провозгласил верховенство республиканских законов над общесоюзными (ноябрь 1988 г.). В Азербайджане и Армении к концу 1989 г. обострились конфликты на национальной почве. Верховная Рада Азербайджана декларировала суверенитет своей республики, а в Армении был создан Армянский общественное движение, выступил за независимость и отделение от СССР. В конце 1989 г. компартия Литвы заявила о своей самостоятельности по КПСС.

В 1990 г. национальные движения развивались по восходящей. В январе в связи с армянскими погромами в Баку были введены войска. Военная операция, которая сопровождалась массовыми жертвами, лишь на время сняла с повестки дня вопрос о независимости Азербайджана. Тогда же литовский парламент проголосовал за независимость республики, и в Вильнюс вошли войска. Вслед за Литвой аналогичные решения были вынесены парламентами Эстонии и Латвии, летом декларации о суверенитете приняли Верховный Совет России (12 июня) и Верховная Рада Украины (16 июля), после чего «парад суверенитетов» охватил другие республики. В феврале-марте 1991 г. референдумы о независимости были проведены в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии.

Осенью 1990 г. М. С. Горбачев, избранный президентом СССР на Съезде народных депутатов, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь подчинялись непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган — Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Началось разработка и согласование проекта нового Союзного договора между республиками СССР, шло Передача.

В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны референдум — гражданам Советского Союза надо было высказать свое мнение по вопросу сохранения Советского Союза как обновленной федерации равных и суверенных республик. Показательно, что 6 (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия) с 15 союзных республик не приняли участия в референдуме. 76% тех, кто принимал участие в голосовании, высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум — большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.

12 июня 1991, ровно год спустя, как была принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись всенародные выборы первого в истории России президента. Им стал Б.Н.Ельцин, в поддержку его кандидатуры высказались более 57% избирателей. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов: общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров согласовать было трудно, а личные отношения не отличались взаимной привязанностью.

Августовский путч 1991 года

К лету 1991 г. в стране назрел политический взрыв. В такой ситуации руководители девяти республик после острых дискуссий договорились подписать 20 августа новый союзный договор, что, по сути, означало переход к действительно федеративного государства, устранения ряда государственных структур, сформированных в СССР, и замену их новыми.

Представители партийно-государственных верхов, которые считали, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они воспользовались отсутствием в Москве президента СССР, находившийся на отдыхе в Крыму, и в ночь с 18 на 19 августа образовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли 8 человек, в том числе вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, силовые министры. ГКЧП объявил в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действующие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги, собрания и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел в Москву войска. Фактически заговорщиков поддержал Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов, который, однако, не вошел в состав ГКЧП.

Сопротивление ГКЧП возглавили Б. Н. Ельцин и руководство России. В обращении «К гражданам России» они призывали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав действия его членов как антиконституционный переворот. Б.Н.Ельцина и руководство России поддержали более 70% москвичей, отдельные регионы страны и воинские части. Десятки тысяч жителей столицы и значительное количество приезжих граждан заняли оборону вокруг Белого дома, выражая поддержку Ельцину и готовность защищать резиденцию российской государственной власти с оружием в руках.

ГКЧП после трехдневного противостояния, испугавшись развязывание гражданской войны, начал вывод войск из Москвы. 21 августа члены ГКЧП были арестованы.

Руководство России воспользовалось августовским путчем для разгрома КПСС, был ядром тоталитарной системы. Ельцин издал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории России. Имущество партии было национализировано, на средства КПСС наложен арест. Либералы, пришедшие к власти в центре, перехватили у руководства КПСС рычаги управления армией, КГБ, МВД, средствами массовой информации. Президент М. Горбачев, по сути, стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после попытки переворота отказались от подписания союзного договора. На повестке дня встал вопрос о дальнейшем существовании СССР.

Распад СССР

Последние месяцы 1991 г. стали временем окончательного распада СССР. Был распущен Съезд народных депутатов СССР, радикально реформирована Верховный Совет СССР, ликвидирована большинство союзных министерств, вместо кабинета министров создавался безвольный межреспубликанский экономический комитет. Высшим органом, который руководил внутренней и внешней политикой государства, стала Государственный совет СССР, в которую вошли президент СССР и главы союзных республик. Первым решением Госсовета было признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии.

1 декабря на Украине был проведен референдум, и большинство, приняла в нем участие (более 80%), высказалось за независимость республики. В этих условиях руководство Украины решило не подписывать новый Союзный договор.

7-8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, неподалеку от пограничного Бреста, объявили о прекращении существования СССР и образования в составе трех республик Содружества Независимых Государств (СНГ). В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие советские союзные республики, за исключением прибалтийских.

Перестройка в СССР 1985-1991 годов стало масштабным периодом в истории, охватившем социальную, политическую и экономическую жизнь в государстве. Многие считают именно перестройку этапом, который привел к распаду Советского Союза.

Предпосылки и основные причины перестройки

Период правления Л. И. Брежнева с легкой руки М. С. Горбачева был назван эпохой застоя.

Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

Несмотря на рост благосостояния населения, в экономике наблюдался спад. На рынке наблюдался постоянный дефицит товаров. Только продажа нефти помогала СССР финансово оставаться на плаву, благодаря эмбарго арабских стран. Однако после снятия этого эмбарго цены на нефть стали стремительно падать. Правительство Брежнева не хотело или не могло решить накопившихся экономических проблем, которые могли сказаться при любом изменении ситуации в мире. Это показало несовершенство системы управления. Ко всему прочему война в Афганистане также была экономически невыгодной Советскому Союзу. Капиталистический мир ввел против СССР санкции для прекращения боевых действий, что сократило количество экспорта и сказалось на доходах страны.

Именно эти явления и показали слабость советской экономики.

Перестройка

Март 1985 года стал началом перехода к новой политике М. С. Горбачева, который сразу дал понять, что будет проводить целый ряд изменений. Целями перестройки была реформа социально-экономического развития страны, омоложение кадров в политической системе, смягчение внешнеполитической деятельности и подъем промышленности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В апреле 1985 года Горбачевым впервые был использован термин «ускорение» экономического развития. Его задачами были административные реформы, модернизация машиностроения и тяжелой промышленности. Однако попытки реформирования экономики не дали желаемых результатов и от ускорения было принято решение перейти к глобальной перестройке.

Перестройку было предложено разделить на несколько этапов.

Таблица “События в период перестройки СССР”

Проводимые во втором этапе мероприятия произвели раскол общества на демократов и коммунистов. Это сформировало некоторую напряженность в социальной среде, породившие неуправляемость перестроечных процессов.

В 1985 году Горбачевым была провозглашена гласность. Были оправданы многие жертвы сталинских репрессий, начали печататься литературные произведения Солженицына и других диссидентов, по телевизору начала работать передача «Взгляд», печататься газета «Аргументы и факты», многие запрещенные ранее фильмы (например, «Собачье сердце») вышли на экраны телевидения. Власть позволяла себя критиковать и не проводила реакционных мер на жесткую критику.

Рис. 2. Портрет Солженицына.

Началась перестройка во внешней политике. Советский Союз взял курс на «потепление» отношений с Западом. Холодная война была фактически проиграна, когда Горбачев пошел на существенные уступки США, надеясь на отмену санкций. При переговорах с президентом США Рейганом была заключена договоренность о разоружении, а в 1989 году из Афганистана были выведены все советские войска.

Рис. 3. Вывод войск из Афганистана.

На втором этапе перестройке так и не были достигнуты поставленные задачи по переходу страны к демократическому социализму. Третий этап полностью проходил вне государственного контроля и был пущен на самотек.

Нарастание политических противоречий на втором этапе перестройки повлекло за собой и национальную конфронтацию. Периферийные республики все чаще начинали заявлять о своем неподчинении Москве. Начиная со второй половины 1989 года, в стране прошел парад суверенитетов. Местные власти декларировали о приоритете местных законов перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. Добиться положительных итогов этой реформой не удалось.4.6 . Всего получено оценок: 638.

Введение 2

1.Перестройка в СССР. Основные события. 3

2. Россия в период перестройки 3

3.Общественная жизнь и культура в период Перестройки. 8

4. Экономика Сибири в перестроечный период 12

Заключение 18

Библиографический список 21

Введение

Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” как совокуп­ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи­ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.

Актуальность темы работы: несомненно, тема Перестройки в СССР будет актуальна еще и не год и не два, потому что последствия данного шага правительства, в то время еще советского, сказывается и в настоящее время. До сих пор еще идут дискуссии и споры о том, необходимо было так кардинально менять курс страны: экономический и политический, были ли положительные результаты, или это только негативно сказалось на ситуации в стране.

Целью данной работы явилось изучение Перестройки как исторического этапа в жизни русского народа.

Задачи работы:

Перечислить основные этапы Перестройки;

Проанализировать политическую и экономическую ситуацию в стране;

Рассказать о культурной и общественной жизни того периода;

Рассказать о Сибири в эпоху Перестройки.

1.Перестройка в ссср. Основные события.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, «Сухой закон», в конце 80-х гг. - начало падения производства, инфляция, всеобщий дефицит).

В январе 1987 г. на пленуме ЦК - провозглашение политики «гласности».

1988 г. - по решению Политбюро ЦК КПСС создана Комиссия по изучению сталинских репрессий.

Июнь 1988 г. - XIX конференция КПСС (начало реформы политической системы СССР, закон о кооперации).

Февраль 1989 г. - вывод войск из Афганистана.

Май 1989 г. - I съезд народных депутатов (резкая политическая поляризация, формирование противоборствующих течений).

Март 1990 г. - III съезд Советов (избрание Горбачева президентом СССР, отмена 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС).

Август 1991 г . – путч.

2. Россия в период перестройки

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, который взял курс на изменение политической и экономической системы СССР.

Отставание от США в гонке космических вооружений, неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно.

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему (существующая вполне устраивала правящие верхи). Систему эту стремились лишь приспособить к новым международным условиям.

В первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек, которому отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

Причины наступившего кризиса в экономике надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

На XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне Марксистский метод - метод проб и ошибок.

Сначала было “ускорение”- наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к “каждому на своем рабочем месте” заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом из-за нехватки производственных площадей. А то, что удалось смонтировать, давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Наконец, поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. Раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономиического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализм. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля над народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 – 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20 %. Дефицит государственного бюджета, превышение государственных расходов над доходами, составлял от 20 % до 30 % валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50 % в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Важным элементом структуры отечественной экономики является завышенный уровень занятости по сравнению с его нормальной величиной. Отсюда искусственное и весьма существенное занижение уровня производительности труда и соответственно еще большая напряженность на потребительском рынке. Ярким примером этого положения служит ситуация, возникшая в 1991году, когда 12% падение ВНП за 9 месяцев практически не сопровождалось сокращением численности занятых, а происходило только за счет снижения производительности труда. Разрыв между фактической эффективной занятостью нарастал и покрывался с помощью единственно возможного средства-инфляции в обеих ее формах - дефицита и роста цен. Дальнейшее нарастание этого разрыва формирует еще один фактор темпа роста инфляции, с которым необходимо считаться.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль над ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25 – 30 % от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

Для чего нужна была перестройка номенклатуре и что в действительности она получила?

Наиболее активной частью либерально-демократической интеллигенции в большинстве своем были люди, связанные с властью.

Массовые отряды собственно номенклатуры вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслись к «антикоммунистической революции». Поэтому она и произошла так легко, бескровно, в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд.

Совершенно очевидным стал характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно номенклатура прежде других обогатилась в ходе раздела собственности.

Сегодня налицо последствия выбора, сделанного в начале девяностых годов нынешнего столетия. Страна развалена. Этнические споры, территориальные претензии, вооруженные столкновения и полномасштабные войны стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985 – 1995 гг.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых составило полмиллиона человек.

В 1990 – 1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей.

Мнения экспертов о причинах Перестройки во многом разнятся, однако специалисты сходятся в одном - необходимость перемен назрела задолго до начала горбачевских реформ. Далеко не все согласны с тем, что инициатором Перестройки был Горбачев. С точки зрения некоторых, он был лишь пешкой в руках западных элит.

Довершить начатое

По словам бывшего советского премьера Николая Рыжкова, впервые идея Перестройки возникла у Юрия Андропова. Советский лидер заявлял, что в экономике накопились принципиальные проблемы, которые нужно неотложно решать. Однако смерть Генсека прервала его начинания.
Одним из первых веяний Перестройки стало омоложение советского Политбюро. Немощные партийные старцы стали постепенно уступать место молодым, энергичным кадрам, в числе которых и пришел главный идеолог перемен Горбачев. Однако первое время новый Генсек не помышлял о глобальных изменениях.
В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС Горбачев подтвердил преемственность курса партии и ее генеральной линии, направленной «на совершенствование общества развитого социализма». Генсек то ли правда верил, то ли кривил душой, что наша страна «совершила восхождение к вершинам экономического и социального прогресса, где человек труда стал хозяином страны, творцом своей судьбы».

Историк Владимир Поцелуев уверен, что подобные слова были рассчитаны на пока еще сильное консервативное окружение. Зная истинное состояние советского общества, Горбачев тем не менее осторожно внедрял идею небольших экономических преобразований. Он по-прежнему оперировал старыми номенклатурными тезисами, вроде таких, как: «Основное содержание современной эпохи - переход от капитализма к социализму и коммунизму».
С другой стороны, Горбачев действительно верил в то, что реформы могут не только устранить дисбаланс в советском обществе, но и вывести его на новый виток социального процветания. Так, идеологи Перестройки, обсуждая план развития страны на ближайшие 15 лет, собирались предоставить каждой семье отдельную квартиру или дом, что явилось бы ярким показателем роста благосостояния советских людей.
Горбачев был решительно настроен использовать достижения научно-технической революции для приведения форм социалистического хозяйствования «в соответствие с современными условиями и потребностями». Он заявлял, что страна должна добиться «существенного ускорения социально-экономического прогресса. Другого пути просто нет».
Известно, что мысль о проведении шоковой социально-экономической терапии у Горбачева возникла ещё в 1987 году, т.е. за пять лет до того, как ее применили Ельцин и Гайдар. Однако в конце 1980-х это предложение за рамки ближнего круга не вышло и не получило широкой огласки.

Политика гласности

Одной из целей горбачевской Перестройки было достижение определенной степени открытости руководства перед народом. На январском пленуме 1987 года Генсек провозгласил политику гласности, о которой так много говорил секретарям обкомов партии. «Люди, трудовой народ, должны хорошо знать, что происходит в стране, какие трудности, какие проблемы возникают в работе», – подчеркивал Горбачев.
Сам Генсек в отличие от прошлых советских руководителей смело выходил в народ, говорил о текущих проблемах в стране, рассказывал о планах и перспективах, охотно вступал с собеседниками в дискуссии. Бывший соратник Горбачева Рыжков относился к такой открытости скептически. Он отмечал, что Горбачева больше интересовала не страна, а как он сам выглядит на ее фоне.
Тем не менее политика гласности дала свои плоды. Процесс критического переосмысления прошлого затронул практически все общественные сферы. Катализатором гласности стали кинофильмы «Агония» Элема Климова и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, романы «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова и «Белые одежды» Владимира Дудинцева.
Одним из проявлений гласности было обретение свобод, немыслимых в «эпоху застоя». Стало возможным открытое высказывание своего мнения, публикация запрещенной в СССР литературы, возвращение диссидентов. В апреле 1988 года Горбачев принял в Кремле патриарха Московского и всея Руси Пимена, что стало поворотным моментом в решении вопросов о возвращении Церкви ее имущества и о принятии закона о свободе вероисповеданий (опубликован в 1990 г.).

Кризис власти

По мнению историка Дмитрия Волкогонова, Перестройка и последовавший за ней крах СССР были предрешены. По его словам, последний «вождь» Советского Союза лишь «рельефно очертил конец тоталитарной системы», начало которой положил Ленин. Таким образом, для Волкогонова «трагизм советской истории», заключительным этапом которой стала Перестройка, завершившаяся в свою очередь развалом страны, был «предопределен ленинским экспериментом».
Некоторые исследователи видят в Перестройке «посткоммунистическую трансформацию», которая по всем признакам напоминает классические революции. Так, Ирина Стародубровская и Владимир Мау в книге «Великие революции: От Кромвеля до Путина» сравнивают горбачевские преобразования с социалистической революцией 1917 года, утверждая, что они по внешним параметрам не имеют принципиальных различий.

Кризис власти, согласно многим социологам, стал едва ли не важнейшей причиной, побудившей новое руководство страны к коренной перестройке партийных структур. Последовавший за этим распад системы, с точки зрения одних, был обусловлен стечением субъективных факторов и непониманием партийными руководителями сути советской системы. Другие же уверяют, что попытки сохранения советского устройства были изначально обречены на провал, поскольку КПСС, «узурпировав власть», превратилась «в тормоз общественного развития», и потому сошла с исторической арены. Иными словами, уже никто и ничто не могло спасти СССР от катастрофы.
Академик Татьяна Заславкая считала, что Горбачев припозднился с реформами. Страну еще можно было удержать на плаву, будь эти преобразования осуществлены раньше. К середине 1980-х, по ее мнению, советская система уже успела выработать все свои социальные ресурсы, а потому была обречена.

Вперед, к капитализму!

Как отмечает историк Александр Барсенков, в основе предпосылок горбачевских реформ лежали технологические нововведения, появившиеся в развитых странах и ознаменовавшие вступление мировой цивилизации в новую эру. Эти новые веяния требовали от советского руководства поиска «адекватной реакции» на происходящее, чтобы окончательно не отстать от передовой общественности.
Многие историки обращали внимание на то, что первоначально перемены происходили на политической базе, разработанной в начале 1980-х, и только после увеличения количества экономических проблем советское руководство взяло курс на «приоритетное преобразование».

Ряд других исследователей усматривают суть Перестройки в переходе от планово-централизованной экономики к капиталистическим отношениям. По их мнению, транснациональные корпорации уже к середине 1990-х стали создавать новый мировой правопорядок. Их целью было сохранение контроля над природными ресурсами и сосредоточение их в руках промышленно-финансовой элиты мира. Советская партийная верхушка не осталась в стороне от этих процессов.
Существует еще более смелое предположение о том, что Перестройка была задумана при активном участии Всемирного банка и предусматривала: на первом этапе первоначальное накопление капиталов путем тотальной распродажи национальных богатств и дефицитных товаров, на втором – захват земли и производства. Именно тогда социальное положение людей в СССР стало определяться толщиной кармана.
Отдельные экономисты полагают, что Перестройка и последующие реформы 1990-х годов не привели к капитализму, а лишь помогли «феодализировать страну, передав все прошлые «социалистические завоевания» узкой прослойке высшего номенклатурного клана».

Диверсия Запада

Зарубежные эксперты часто указывают на многоплановость Перестройки в СССР. С точки зрения испанского социолога Мануэля Кастельса, она имела четыре вектора. Первый –«освобождение стран советской империи» в Восточной Европе и окончание холодной войны; второй – экономическая реформа; третий – постепенная либерализация общественного мнения и средств массовой информации; четвертый – «контролируемая» демократизация и децентрализация коммунистической системы. Все это не могло не привести к расшатыванию основ советской государственной структуры, что, по словам некоторых российских экспертов, было выгодно Западу.


Согласно одной из конспирологических версий, распад СССР был результатом информационно-психологической войны, ведущейся США против Советского Союза. Большая роль в этом процессе, исходя из утверждений конспирологов, отводилась пятой колонне – отдельным идеологам СССР, которые «превратили научный коммунизм в пародию на науку» и черной краской «замазали советское прошлое страны». Чтобы развалить важнейшее звено управления государством – КПСС, пятая колонна провела интенсивную кампанию по дискредитации партии, а «группировка Горбачева» организовала «массовую смену кадров», расставив своих людей на ключевые посты во всех органах власти.

Публицист Леонид Шелепин подчеркивает, что с разрушением КПСС началось создание сетевой структуры демократов при активном участии Запада. После расчленения страны ее богатства перешли в руки «ничтожной группы олигархов», а основная масса населения оказалась «на грани выживания». Таким образом, итогом Перестройки стала насильственно навязанная социально-политическая система, «имитирующая западную».

Реформы в СССР в 1985-1991 годах и политический курс, проводившийся М.С. Горбачевым и его сторонниками в руководстве КПСС.

П.п. была вызвана социальным кризисом, назревавшим в СССР. Слово «перестройка» первоначально употреблялось в середине 80-х годов не как самостоятельный термин, а как часть более широких осторожных формулировок, например «перестройка хозяйственного механизма». Только в 1986 году слово «перестройка» стало синонимом реформ и политического курса . Этой политике предшествовал курс «ускорения», провозглашенный Горбачевым на апрельском пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Основные мероприятия «ускорения» продолжались до 1988 года и в целом продолжали политику авторитарной модернизации . Основы более глубоких преобразований были изложены Горбачевым в феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС. П.п. включала введение “хозрасчета”, самоуправления, “гласности”, “демократизации”, внешнеполитический курс, известный как “новое мышление”.

27 января 1987 года Горбачев выступил на пленуме ЦК с речью, где провозгласил начало более решительных преобразований. Генсек подверг резкой критике ведомственную бюрократию. Власть ведомств над предприятиями значительно ограничивалась. Основными реформами начального этапа Перестройки стали закон о государственном предприятии 1987 года, создание кооперативов. Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 годах упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 году вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки). На прилавках появились более дорогие, но и более качественные товары. Однако в конце 1988 года резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 году впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать. Разные формы собственности, появлявшиеся в СССР, не были четко разделены, что позволило руководителям предприятий и кооперативов начать перевод ресурсов государственных предприятий под контроль формирующейся буржуазии. Государственные предприятия были финансово обескровлены. Нарастал экономический кризис. Попытка провести реформы только сверху, без опоры на население, привела к злоупотреблениям со стороны правящей бюрократии.

В условиях кризиса экономических реформ Горбачев пришел к выводу о необходимости политических реформ, которые были провозглашены 28 июня - 1 июля 1988 года на . 1 декабря 1988 года была проведена конституционная реформа, которая ввела новый орган власти — . К этому времени КПСС действовала под давлением неформалов, а затем - оппозиционных партий (см. многопартийность в СССР). Развернулись национальные движения периода Перестройки, обострились межнациональные отношения. На съездах народных депутатов развернулась борьба между консерваторами, сторонниками Горбачева и , объединявшей сторонников углубления реформ. Кризис реформ привел к подъему массовых гражданских движений в 1988-1991 годах.

В 1988-1989 годах Горбачев и его сторонники фактически потеряли лидерство в политической жизни, что привело к глубокому кризису П.п. Влияние Горбачева ослабевало как в партии, где усилились сторонники скорейшего прекращения реформ, так и в обществе, где демократическая оппозиция выдвигала требования как можно более радикальных и глубоких преобразований. Чтобы обезопасить свою власть от внезапной атаки со стороны консерваторов в партии или демократов в парламенте, Горбачев добился новых изменений в конституции. 14 марта 1990 года III съезд народных депутатов СССР провозгласил его президентом СССР. Это привело к новому падению авторитета партии, потому что Горбачев был теперь лидером государства не как глава партии, а как президент. Была переформулирована ст. 6 конституции 1977 года., монополия КПСС на власть была официально отменена.

На выборах съезда народных депутатов РСФСР в феврале 1990 года большинство оппозиционных организаций объединилось в блок (позднее — движение) “Демократическая Россия”. Он получил около трети голосов, и при поддержке независимых депутатов Б. Ельцин был 29 мая 1990 года избран председателем Верховного совета РСФСР. Российское руководство проводило самостоятельный курс, и в СССР образовалось два центра власти. Во многих советах, в том числе в Московском и Ленинградском, большинство мест получили демократы. Во время XXVIII съезда КПСС, который проходил 2-13 июля 1990 года, председатель Верховного совета РСФСР , председатели советов Москвы Г. Попов и Ленинграда вышли из КПСС. Коммунистический режим, основанный на монополии на власть КПСС, прекратил свое существование. В результате выборов 1990 года образовалась независимая от КПСС представительная власть, после чего сама КПСС превратилась в одну из двух крупнейших партий (в России второй стало движение "Демократическая Россия", в республиках - национальные движения).

Осенью 1990 года руководители России и СССР попытались договориться на основе программы "500 дней", но неудачно. В феврале 1991 года конфронтация между российским и союзным руководством возобновилась. В стране развернулась кампания гражданского неповиновения, сопровождавшаяся манифестациями и забастовками. Только 29 апреля 1991 года Горбачеву и Ельцину удалось договориться о компромиссе. Начались Ново-огаревские переговоры о заключении союзного договора. 17 марта 1991 года за сохранение обновленного СССР на референдуме высказалось большинство жителей страны. В России был введен пост президента, которым 12 июня был избран Б. Ельцин.

Управление хозяйством перешло к руководителям предприятий, технократам, которые постепенно превращались в капиталистов. Экономическая перестройка вызвала болезненные экономические последствия (прежде всего рост дефицита продукции), что способствовало радикализации общественных настроений, росту популярности идей вестернизации и перехода к капитализму. Часть номенклатуры, которая осознала возможность использовать западнические и антикоммунистические лозунги в целях передела собственности и восстановления своего контроля над обществом на новой основе, переходит в оппозицию к КПСС. Другая часть номенклатуры пыталась сопротивляться углублению реформ и преобразованию СССР на основе союзного договора. Но она потерпела поражение в результате попытки установления власти 19-21 августа 1991 года.

Ликвидация коммунистического режима в условиях подъема национальных движений и обострения борьбы за власть в политической элите привели к распаду СССР и срыву П.п. Несмотря на общую неудачу П.п., она заложила основы гражданского общества, демократии и рыночной экономики в России.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ