Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Попробуйте догадаться, о ком написал С. Михалков такие строки: «Миролюбивые жильцы без дела не сидят: с утра на пост бегут бойцы, а няньки - в детский сад».

Это муравьи. В муравьиных семьях существует разделение труда.

Как пишутся слова жильцы, бойцы и другие слова со слогом цы?

В русском языке есть непарный твёрдый согласный [ц]. При письме с буквами гласных после него, даже под ударением, не всё просто.

Звук [ы] в одних случаях обозначается буквой и , а в другом - ы .

В какой части слова на месте новой орфограммы под ударением всегда пишется ы , а в какой - то и, то ы ?

На месте слога [цы] в ударных окончаниях слов всегда пишется буква ы, а в корнях - чаще всего буква и.

В некоторых словах, которые нужно запомнить, в корне пишется буква ы:

на цы почках (ходить на кончиках пальцев ног),

цы п-цы п (возглас, которым подзывают кур),

цы кнул (прикрикивать с угрозой).

Показывай эту орфограмму так : выделяй окончание или корень, ставь ударение, подчёркивай орфограмму.

Как действовать при записи слов со слогом [цы]?

1. Послушаю, под ударением ли слог [цы]. 2. Если под ударением, узнаю, где находится гласный.

Если гласный находится в окончании, то [цы] пишу с буквой ы. Если гласный находится в корне, то [цы] пишу с буквой и, кроме слов-исключений.

Теперь вы сможете решить орфографические задачи в стихотворении о весне.

Как много солнечных лучей!

На старых липах крик грачей,

Свистят весёлые скворц_,

На каждом дереве - певц_.

(Е. Трутнева)

Скворцы , певцы - слог цы под ударением, гласный находится в окончании , пишем букву ы.

Запишем слова во множественном числе: дворец, отец, борец, конец.

Гласный находится под ударением в окончании существительных во множественном числе. Цы пишется с буквой ы .

Понаблюдаем за основами слов: дворец-, дворц-, отец-, отц-, борец-, борц-, конец-, конц-. Замечаете, как часто в нашем языке в основе слова бывают буквы беглых гласных?

Какие буквы пишутся на месте безударного гласного в сочетании [цы]?

Вот несколько слов, в которых мы слышим сочетание, близкое к [цы]: пáль[цы], рáн[цы], [цы]рковόй, [цы]плёнок, за[цы]пѝлся. Вот как пишутся эти слова:

пáльцы , рáнцы , ци рковόй, цы плёнок, заце пѝлся.

Набор слов показывает, как непроста задача выбора буквы в безударном положении.

Сочетание близкое к [цы] бывает и в безударных слогах. Здесь на месте буквы гласного двойная орфограмма. Лучше оставлять «окошко». Букву можно писать, если точно её знаешь. Вот общее правило.

Запомнить слова, в корне которых пишется буква ы, поможет предложение: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

Цыц - это окрик, обозначающий запрет говорить, кричать, петь.

И в однокоренных словах пишется буква ы : цыганский, цыганёнок, цыпки, цып-цып, цыканье.

В слове заце пился проверить букву безударного гласного можно словом зацепка (корень цеп-). Это слово не относится к правилу «Буквы и-ы после ц».

Учимся применять правило:

Прочитайте набор слов. Что в них общего?

Ц_ганка, ц_рквушка, ц_ркачка, птенц_, ц_ркуль, красавц_, ц_нитель, ц_нтральный, мотоц_кл, ц_на, ц_линдр

В этих словах есть сочетание близкое к [цы]. Слова написаны с «окошками». Докажем выбор букв.

Цыгáнка - цыган, это слова-исключения, в корне цыган- пишется буква ы;

церквýшка - церковь, буква безударного гласного е в корне церкв-, церковь-;

циркáчка - это не слово-исключение, в корне цирк- пишем букву и;

птенцы - в окончании существительного множественного числа буква ы;

цѝркуль - это не слово-исключение, в корне циркуль- пишем букву и;

красáвцы - в окончании существительного множественного числа буква ы;

ценѝтель - ценит, буква безударного гласного е в корне цен-;

центрáльный - центр, буква безударного гласного е в корне центр-;

мотоцѝкл - это не слово-исключение, в корне мотоцикл- пишем букву и;

ценá - цены, буква безударного гласного е в корне цен-;

цилѝндр - это не слово-исключение, в корне цилиндр- пишем букву и.

Объясним значение слова цилиндр . Цилиндр - это геометрическая фигура. А раньше этим словом называли ещё и головной убор. Это была высокая блестящая шляпа с маленькими полями. Её носили важные особы, господа. Теперь такой головной убор не встретишь на улицах городов. По форме цилиндр похож на геометрическую фигуру. Потому и получил своё название.

По значению отгадаем слова.

1. Прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот - цикада .

2. В древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу - циклоп.

3. Травянистое растение, из сушёного корня которого делается полезный напиток, похожий на вкус кофе - цикорий.

4. В старину так называли парикмахера - цирюльник.

5. Точная дословная выдержка из текста - цитата.

6. Вечнозелёные плодовые растения, к которым относятся лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые.

Буква ы после ц пишется не только в окончаниях существительных:

Хочешь, запомни. Буква ы после ц пишется не только в окончаниях существительных, но и в окончаниях прилагательных и в суффиксах.

Примеры.

Круглолицы й, куцы й - буква ы после ц пишется в окончании -ый имён прилагательных.

Сестрицы н, Лисицы н, Птицы н - буква ы после ц пишется в суффиксе -ын.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Цели:

  • Обучающие :
    • познакомить с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы-и после ц ;
    • учить обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;
    • повторить правописание о-ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;
    • пропедевтически познакомить с правописанием -онн- в прилагательных.
  • Развивающие :
    • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
    • расширить лексический запас учащихся.
  • Воспитательные :
    • вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: плакат с алгоритмами, текст стихотворения, дифференцированные карточки, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы продолжим работу в нашей небольшой научной лаборатории, узнаем к концу урока, кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

II. Объяснение нового материала

– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. (Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Станция улицы
Цирк синицын
цыплёнок

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее.
«Правописание ы-и после ц ».

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы , а когда – и , продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

(И.Козловский)

– К какому стилю относится этот текст?
– Что такое цимбалы?
– Назовите слова с ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы) .
– Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 173 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
– Когда же после Ц пишется Ы, а когда И?
– Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:

1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы .
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын .
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып . Эти слова нужно запомнить.

– А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.

– Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)

Прозвучал для вас, ребята,
Нашь урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть) .
– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» – формула общеизвестная.
– А когда же пишем после ц И?
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на -ция : лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ – входит в состав корня.
Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения (плакат перед учащимися).

Правописание Ы-И после Ц

III. Закрепление изученного

1. Устный орфографический разбор (Учащиеся объясняют устно правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом).

делегация, цилиндр, птицын, синицы, смуглолицый.

2. Словарный диктант. (Учитель диктует, учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом).

панцирь, Царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

3. Предупредительный распределительный смысловой диктант. (Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

1) Детёныш курицы (цыплёнок).
2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).
3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).
4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).
5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).
6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

– Прочитайте слова,когда после Ц написали И, а когда – Ы.
– Итак, с чем познакомились сегодня на уроке?

IV. Задание на дом: п. 86, упражнение №446.

V. Итог урока. Диагностическая работа

I вариант.

Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк, ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .

2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы-И после Ц).

Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

II вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, сл…жение, станц…я, панц…рь.

3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.

  • обобщение материала по правилу написания Ы - И после Ц
  • развивать кругозор учащихся, мышление, творческую активность;
  • культуру речи
  • воспитывать взаимоуважение, любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: мультимедийный проектор,ноутбук,презентация к уроку, карточки.

I. Организация класса. Определение темы урока.

1. Прием "Удивляй"

(цель: настроить на фрагмент урока, повысить интерес к обучению)

Звучит песенка из передачи "Радионяня"

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут И, а где же Ы.

Ребята, кто из вас определит тему нашего урока. Что же мы сегодня будем повторять?

2. Работа по таблице (на экране)

II. Обобщение ранее пройденного материала

Презентация новых слов из песенки. (словарная работа) (на компьютере)

(цель: развивать навыки самостоятельной работы, творческую активность учащихся)

Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бью крючками. Род малых гуслей.

Цилиндр -

1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью.

2. головной убор джентельмена

/показать картинки/

Операции работы:

1. толкование слова (работа со словарем)

2. выделение орфограммы

3. составь словосочетания

4. составь предложение.

2. Работа с тестами (на компьютере)

(цель: активизировать мыслительную деятельность, контроль за полученными знаниями)

1. В корне пишется буква и

б) ц:корий

в)ц:почки

2. В корне пишется буква ы

а) ц..тата

б) ц:ркуль

в)ц:кнуть

3. В окончании пишется буква ы

а) белолиц:й в

в)широколиц:й

4. В суффиксе пишется буква ы

а) синиц:н

б) куниц:н

в) племянниц:н

г) сестриц:н

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву ы

а) резц:, зайц:, сестриц:н, длиннолиц:й

б) куниц:н, куц:й, Грец:я,ц:ганский

в) борц:, горц:, порц:я, перц:

г) дверц:, дикц:я, купц:,ц:фровой.

3. Творческая работа "Программисты" "

(цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний)

А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек.

Молодой ц:ган, куц:й хвостик, большая ц:фра, чистые улиц:, спортивная секц:я, ходили в ц:рк, ц:ркуль в футляре, ц:ц всем, прочный панц:рь.

4. Работа на карточках (самопроверка на обратной стороне)

(цель: побуждение к мышлению, формирование высокого уровня умственного развития)

Ц:пленок прыгнул на ц:новку

И там на ц:почки привстал.

А мимо шел ц:ган на танц:

Ц..п - ц..п, - ц:пленка он позвал.

Циновка - плотная пленка из соломы, камыша для подстилки на пол.

5. Игра "КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛОК"

(работа у доски: записывают под диктовку слова, если ребенок ошибся, передает мелок другому.)

Ц:рк, медиц:на, порц:я, ц:ган, молодц.., рукавиц:, ц:фра,куц:й, бледнолиц:й, модниц:, ц:почки, красавиц:, ц:Стерна, огурц:, Ц:олковский, ц:нга, девиц: - красавиц:,операц:я, акац:я, нац:я,купц:, лисиц:н, хвост, делегац:я, жильц:, плантац:я, принц:,голубц:, хлебц:, пальц:, ц:клон, ц.ю..рюльник, пьяниц.., скитальц:,певц:, ц:пленок, панц:рь.

III. Итог работы.

Звучат заключительные слова песенки из передачи "Радионяня"

Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас есть определенный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь успешно.

Задание на дом:

1. Создать кроссворд по изученной теме.

2. Задание на карточке (разноуровневые)

Тема урока. Буквы И– Ы после Ц.

Цель урока.:

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным,

С правописанием Ы –И после Ц;

Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать,

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и наших гостей в этот осенний солнечный день. Я надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание. Вы у меня все умнички, и мы продолжаем с вами наше путешествие через тернии русского языка к звездам. В конце урока те,кто будет особенно старательным и активным получат по звездочке. Так давайте отправляться в путь.

Итак, начнем урок с фонетической зарядки.

    Работа над темой урока.

    Фонетическая зарядка . (Слайд 1)

Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]

Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Проблемная ситуация. Слайд 2

Давайте потренируем наше произношение и произнесем скороговорку.

Бегают две курицЫ прямо по улице,где цветет акацИя.

ЦЫпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Спишите.

Почему же так? Наша задача –разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда-И.

Помогите мне сформулировать тему нашего урока? Слайд 3

Слайд 4. Правописание ы-и после ц

3.Работа с учебником .

Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на урок. Заглянем в учебник

    Проверим, как вы усвоили материал учебника (Сценка)

    Учитель. - По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И… Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.

Ученик. - И огурцы!

Учитель. - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.

Ученик. - Значит, и цыпленок через Ы?

Учитель. -Почему?

Ученик. -Потому что цыпленок – курицын сын.

Учитель. - Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить. Посмотрите на слова – исключения.

(Слайд 5)

    Я. Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы вы не забыли, прослушайте песенку из радионяни, в которую входят все эти слова. песня из радионяни

( На слайде 6 появляются слова)

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал-

Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

Или запомнить фразу, которую вы видите на слайде

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!

Ну что, цыплята, вам всё понятно?(Да)

    Итак, диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать цы или ци. Готовы?

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

А теперь проверим, правильно ли вы записали слова из диктанта, при этом немного отдохнем. Встаньте.

Звучит музыка.

Я читаю еще раз стихотворение, а вы, если слышите слово с Ы после Ц – делаете хлопок над головой, если слышите слово с И после Ц – приседаете.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

    Закрепление.

    Осложнённое списывание .

    Слайд 7

Отгадайте загадки Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте морфему, в которой пропущена орфограмма. Один у доски .

Сели птиц.. на страниц..

знают быль и небылиц... (буквы)

Поселились мудрец…

в застеклённые дворц... (глаза)

Какой вывод мы можем сделать?

(В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).

Загадки у нас относятся к устному народному творчеству. А не могли бы вы вспомнить, вид еще относится к устному народному творчеству, в названии которого есть буква Ц?(Пословицы).

Молодец среди овец. а против молодца и сам. как овца.

Конец – делу венец.

Цыплят по осени считают.

2. Творческий диктант.

Узнайте слово по лексическому значению.

Ребята, прочитай те значение слова и запиши слово с И-Ы после Ц. Ребята, вы записываете только одно слово.

    Точная выдержка из произведения (цитата) .

Встать на кончики пальцев (на цыпочки).

    Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

    Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).

    Переносная станция (рация).

3.Игра «Передай мелок другому»

(Слайд 9) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.

Н-р, цыган

Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки, операц…я, лисиц…н хвост, ц…пленок.

    1Контроль по теме. (Для слабоуспевающих – самоконтроль.Работа с тестом на ноутбуках)

Давайте послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы Синицына о посещение цирка.

В ц…рк.

Сегодня мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…, мотоц…клисты, веселый зверинец.

Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре "три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже были готовы.

По дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.

Вот и цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.

Подпишите листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5 минут.

    Рефлексия Слайд 11

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

Оценки за урок.

За высокий темп работы –

За глубину знаний –

За аккуратность и чистоту исполнения –

За умение сосредоточиться –

За активность –

(Слайд 12) Домашнее задание: параграф 43, составить алгоритм,

упр. 431

(Слайд 13) Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦЫ и ЦИ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

Гласные после -ц- и шипящих - непростая тема для тех, кто изучает русский язык. В большинстве случаев такие слова пишутся не так, как произносятся. Правописание определяет часть речи и позиция гласного.

Употребление -а-, -у- после шипящих и -ц-

После -ч-, -щ-, -ж-, -ш-, -ц- пишется только -а-, -у- (хотя может слышаться -я-, -ю- ).

Например: чудо, щука, чаща, целое .

Исключениями являются слова жюри, парашют, брошюра. Некоторые лингвисты хотят подстроить правописание этих слов под правило, «влить» их в русский язык. Возможно, в будущем это и произойдет, но пока следует употреблять -ю- .

Также под правило не подпадают иноязычные имена собственные. Их мы пишем согласно произношению: Жюль Верн .

Употребление -и-, -ы- после шипящих и -ц-

Какие следует употреблять гласные после -ц- и шипящих? Правило звучит так: после -ч-, -щ-, -ж-, -ш- пишется только -и- (однако часто произносится [ы]).

Например: жить, машина, чинить, щит.

После -ц- возможны два варианта - -и- или --ы-- . Правописание зависит от того, в какой морфеме находится гласная.

Пишите -ы- :

  • в окончаниях (танцы, отцы, купцы, скворцы );
  • в суффиксах -ын- (курицын, сестрицын, синицын ).

Пишите -и- :

  • в корнях слов (цитата, циркуль, циновка, медицина );
  • в существительных на -ция, -ций (станция, провокация, авиация, квитанция, стронций ).

Запомните исключения из правила с помощью простого предложения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

Теперь рассмотрим, когда нужно писать гласные -о-, -е- после шипящих и -ц- .

Употребление -о-, -е- после -ц-

В ударной позиции:

  • [о] передаем как -о- (танцор, цокать, лицо);
  • [э] передаем как -е- (цена, цеце, ценный).

В безударной позиции пишется буква -е- : танцевать, цедить, ситцевый. Исключения: цокотать и производные от него.

Ряд иноязычных слов, в которых пишется -о- : герцог, палаццо, интермеццо, скерцо, цоизит.

Упражнения на -и-/-ы-

Мы рассмотрели первую часть темы «Гласные после шипящих и -ц- ». Слова, приведенные ниже, помогут закрепить пройденный материал. Найдите «непрошеного гостя» с ошибкой.

  1. Цекотуха, герцогиня, цеце, лицо.
  2. Цыган, цыкнуть, революцыя, сестрицын.
  3. Жизнь, цикл, шина, ципленок.
  4. Щюка, чушь, Жюль Верн, жульен.
  5. Чаще, гуще, чащя, шустрый.

Ответ: 1) цокотуха, 2) революция, 3) цыпленок, 4) щука, 5) чаща.

Гласные -о-, -е- в суффиксах и флексиях

Продолжаем исследовать правописание гласных после шипящих и -ц- . Употребление -о-, -е- зависит от части речи и морфемы.

В суффиксах и флексиях существительных и прилагательных:

  • под ударением нужно употреблять -о- (девчонка, парчовый, крючок, ключом, бойцом);
  • в безударной позиции мы пишем -е- (замочек, плюшевый, товарищем, пальцем).

Исключение составляют существительные с суффиксом -ёр : монтёр, стажёр.

  • под ударением употребляем -о- (горячо );
  • в безударном слоге ставим -е- (жгуче ).

Помните, что причастие не имеет флексии, поскольку это неизменяемая часть речи. Здесь -о- и -е- выступают суффиксами.

Гласные -о-, -е- в корне слова

Углубляемся в тему «Гласные после -ц- и шипящих». После -ч-, -щ-, -ж-, -ш- в корне под ударением пишется -ё- , если мы можем подобрать однокоренное слово с -е-.

Например: шёпот - шепчет, дешёвый - дешевле, зачёт - зачесть, шёл - шедший.

Если такое слово нельзя найти, употребляем -о- .

Например: шорох, чокаться, чопорный.

Но на практике это правило использовать сложно. Мы не всегда можем быть уверены, что проверили все родственные слова. Так что нужно просто запоминать правописание.

Гласные в глаголах и отглагольных словах

В окончаниях глаголов возможно употребление -ё- или -е- .

  • В ударной позиции пишется буква -ё- (печёт, течёт, бережёт ).
  • В безударной позиции следует писать -е- (машет , скачет ).

Правило распространяется на отглагольные существительные и причастия.

  • Под ударением употребляем -ё- (ночёвка, тушёнка, вооружённый ).
  • Без ударения - -е- (взвешенный, построенный).

По поводу е/ё мнения лингвистов расходятся. Часто букву ё заменяют в письменной речи на е. Поэтому в данном случае гласные в отглагольных словах - это скорее вопрос правильного произношения.

Обратите внимание! Речовка - неотглагольное существительное с ударной -о- . Ночёвка - отглагольное существительное с ударной -ё- .

Следует отличать слова ожёг (глагол) и ожог (существительное), поджёг (глагол) и поджог (существительное).

Упражнения

В приведенных словах правильно вставлены гласные после -ц- и шипящих. Найдите «чужака» из другого правила.

  1. Ожёг, тушёнка, течёт, шёпот.
  2. Плащовка, девчонка, горячо, сапожок.
  3. Возведенный, плачет, месяцем, шепчет.
  4. Огурцы, Синицын, молодцы, цыц.
  1. Шёпот - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  2. Горячо - наречие с суффиксом -о-, остальные слова - существительные.
  3. Месяцем - существительное, остальные слова - глагол и отглагольные формы.
  4. Цыц - исключение из правила.

Правильно употребите гласные после -ц- и шипящих.

Ож_г, трущ-_ба, реч_вка, голубц_, взбеш_нный, ш_колад, ш_оссе, теч_т, ц_када, ж_лтый, скач_т, хоч_ет, горош_ек, пальц_ем, солнц_м, огурц_м, сгущ_нка, на ц_почках, дириж_р, ноч-_вка .

Ответ: ожог, трущоба, речовка, голубцы, взбешённый, шоколад, шоссе, течет, цикада, жёлтый, скачет, хочет, горошек, пальцем, солнцем, огурцом, сгущёнка, на цыпочках, дирижёр, ночёвка.

Подберите примеры под орфограммы.

  1. Ударный гласный в суффиксе существительных.
  2. Гласный после шипящих в корне слова.
  3. Безударный гласный в суффиксе наречия.
  4. Гласный после шипящих в причастии.
  5. Безударный гласный после шипящих в глаголе.
  6. И/ы после -ц- - исключение из правила.

Шепчет, реже, больше, цыган, монтажёр, шоссе, встревоженный, шёлк, кольцом, жгуче, на цыпочках, машет, взъерошенный, жёлтый.

  • монтажёр, кольцом;
  • шоссе, шёлк, жёлтый;
  • реже, больше, жгуче;
  • встревоженный, взъерошенный;
  • шепчет, машет;
  • цыган, на цыпочках.

Мы изучили правописание гласных после шипящих и -ц- . В целом, правила не сложные, однако написание требует осмысленного подхода. Два похожих слова часто могут писаться по-разному только из-за ударения или разного происхождения слов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ