Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Процесс понимания упрощенно может быть представлен как членение его читающим на смысловые куски. Это члене­ние имеет место при обоих видах чтения, однако степень его дробности (количество смысловых кусков, на которое разбивается текст) различна - при изучающем чтении их число значительно больше. Выяснение количества кусков, на которое учащиеся разбили текст, также входит в про­верку понимания в обоих случаях.

Ознакомительное чтение .

Для практики в этом виде чтения, а тем самым и для его формирования, используются сравнительно длинные тексты (не менее страницы уже в V классе), легкие в языковом отношении.

На первых порах чтение текста происходит в классе, с тем чтобы показать учащимся, как надо читать. В даль­нейшем само чтение текста переносится на дом, на уроке только проверяется его понимание. Однако не реже раза в месяц следует читать и в классе. Это дает возможность, с одной стороны, контролировать способы чтения, которы­ми пользуются учащиеся, а с другой, развивать беглость как специфическую черту ознакомительного чтения.

При подготовке к проведению ознакомительного чтения учитель прежде всего намечает объекты контроля, т.е. вы­деляет в тексте все факты, понимание которых обеспечивает понимание его содержания. Далее он выбирает форму конт­роля и решает, какой должна быть формулировка задания. Независимо от избранной формы контроля, в дальнейшем проверяется понимание только намеченных заранее фактов текста. Следует помнить, что при этом виде чтения прове­ряется понимание только основного; несущественные де­тали, даже если они и понятны при чтении, требуют допол­нительных усилий для запоминания, поэтому ожидание проверки понимания всех деталей заставит учащегося из­менить характер чтения, и оно уже не будет ознакоми­тельным.

Примеры заданий и форм проверки при развитии оз­накомительного чтения:

1. Прочтите текст с тем, чтобы потом ответить на во­просы по основному содержанию текста. Вопросы, охва­тывающие все основные моменты текста, должны быть сформулированы таким образом, чтобы на них нельзя было ответить предложением, заимствованным из текста, уча­щихся следует приучать интегрировать смысл нескольких предложений. Этот способ проверки может иметь различные организационные формы.

2. Прочтите текст. Скажите, какие из утверждений учи­теля верны, и исправьте неверные. Упражнение выполня­ется в устной форме. Учитель называет ряд фактов из текста, искажая некоторые из них. Учащиеся должны со­гласиться с ними или опровергнуть их, каждый раз аргу­ментируя свой ответ.

3. Найдите ответы на предтекстовые вопросы.

4. Приведите их текста все факты, подтверждающие по­ложения, сказанные учителем (устно, в классе).

Пересказ как форму проверки понимания при ознакомительном чтении можно рекомендовать только тогда, ког­да текст достаточно длинный (это исключит возможность его выучивания наизусть), при этом от учащихся следует требовать изложения только основных фактов.

Окончив проверку понимания основных фактов содер­жания текста, учитель проверяет его понимание на уровне смысла: учащиеся устанавливают идею текста (тему), как она раскрыта и обязательно дают свою оценку прочитан­ного.

При ознакомительном чтении текст следует, как правило, читать один раз. В отдельных случаях возможно его повтор­ное чтение, но при этом учащимся должна быть дана обя­зательно другая установка.

Учебных задач повторного чтения может быть две: увеличение скорости и развитие приемов просмотра. Этой цели служат различные задания, требующие поиска в тексте различной информации. Этот поиск, связанный с перечи­тыванием текста или его частей, способствует как увели­чению скорости, так и лучшей ориентации в тексте.

Изучающее чтение.

Регулярная работа по развитию это­го вида чтения начинается в VII классе. Для него исполь­зуются небольшие тексты, обычно научно-популярного ха­рактера. Как и в предыдущем случае, чтение текста сна­чала осуществляется в классе, а затем выступает в качестве домашней работы.

Работа начинается с беглого просмотра всего текста, чтения заглавия, первого и заключительного предложений с целью определения темы текста. Далее следует повторное внимательное чтение текста. В качестве способа контроля понимания чаще всего используют перевод на родной язык. Его предпочтительнее выполнять в письменной форме, так как в этом случае легче судить о степени его точности, и учи­тель может, установить, что именно вызывает затруднения у учащихся. Части предложений, которые передаются уча­щимися неточно, подвергаются лексическому или грамма­тическому анализу в зависимости от характера трудности. Перевод может быть выборочным, если учитель уверен, что остальные части текста поняты учащимися правильно.

Понимание при изучающем чтении можно проверить и с помощью вопросов, верных \ неверных утверждений учителя и т.д., в этом случае их должно быть довольно много, они должны охватывать детали содержания, их формулировка должна быть иной по сравнению с текстом. Если текст представляет собой инструкцию сделать что-либо, логическую задачу и т.п., то о понимании судят на основании того, как учащиеся справились с заданием, содержащимся в тексте.

Назовем еще некоторые виды заданий, которые даются при первом обращении к тексту: определите, о чем текст \ статья в газете \ книге (на просмотр дается 3-4 минуты); найдите в тексте место \ раздел, где говорится о …, найдите в газете статью о … и т.д. выполнение соответствующего задания и является в данном случае проверкой понимания.

Выводы:

В ходе рассмотрения рядаисследований в области возрастной психологии можно твердо утверждать, что школьники 7 и 8 классов обладают более зрелым мышлением, нежели ученики 5-6 классов. Семиклассники и восьмиклассники стремятся узнать причину тех или иных явлений, они не склонны так охотно принимать все на веру, как это было раньше.

7 класс можно условно назвать переходным от начального этапа обучения языка к старшему. Если в 5-6 классах ведущая роль принадлежит устной речи, а в 9-10 – чтению, то в 7-8 классах устная речь и чтение занимают равное положение. Это возможно прежде всего потому, что учащиеся уже владеют значительным языковым материалом, который позволяет использовать для чтения фабульные и описательные тексты, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Чтение в 7 классе приобретает черты, приближающие его к чтению народном языке: учащиеся получают новую информацию в результате чтения.

Работа по обучению чтения должна осуществляться в рус­ле того или иного его вида.

Процесс чтения определяется установкой читающего, возникающей под влиянием цели чтения. В учебных усло­виях она складывается в результате инструкции, т.е. за­дания, которое получает учащийся. Поэтому в качестве первого требования к проведению работы по чтению вы­ступает адекватность задания виду чтения. Созданию не­обходимой установки способствует также оценка результа­та деятельности, т.е. форма и содержание контроля про­читанного. Поэтому вторым требованием является адек­ватность форм проверки развиваемому виду чтения. Треть­им требованием является соответствие текста виду чтения, над которым идет работа.

Обучение школьников разным видам чтения.

Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление учащихся с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений.

Очень важно убедить школьников, что хороший (зрелый, умелый, заинтересованный) читатель проявляет гибкость в процессе чтения: он сознательно избирает определённый вид чтения в зависимости от той задачи, которая перед ним стоит.

В исследованиях по теории речевой деятельности описаны различные виды чтения – ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее (аналитическое), выборочное, быстрое, медленное и др. Представляется, что по отношению к школьной практике целесообразно говорить о двух видах чтения – ознакомительном и изучающем. Знакомство со сведениями об основных признаках названных видов чтения и освоение приёмов, с помощью которых реализуется каждый из них, позволят учащимся совершенствовать свои читательские способности, выработают у них стремление при чтении текстов различного характера действовать осознанно и целенаправленно.

Цель данного сообщения – предложить один из возможных вариантов изучения следующих тем: «Всегда ли мы читаем одинаково?» (виды чтения); «Как знакомиться с учебной книгой?» (приёмы ознакомительного чтения).

При изучении темы « Всегда ли мы читаем одинаково ?» нужно показать основные признаки ознакомительного и изучающего чтения. Известно, что использование того или иного вида чтения зависит от характера конкретной задачи, которую решает читатель. Если ему нужно отобрать книги для последующего изучения (подготовка сообщения, доклада, личная заинтересованность проблемой и т. п.) или бегло ознакомиться с характером того или иного текста (о чём в нём говорится; кому он адресован; насколько полно в нём освещена та или иная проблема; как он читается – легко или трудно), то необходимо использовать ознакомительное чтение . Если читатель знает, что именно эту книгу (статью) ему нужно прочитать или изучить, проанализировать для получения новой (ценной, интересной) информации, для осмысления каких-либо фактов, явлений, событий и т. п., он использует изучающее чтение .

Всегда ли мы читаем одинаково?

Виды чтения

Что нужно понять

Характер чтения

Ознакомительное чтение

Какая информация в ней содержится?

Для кого она написана?

Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.

Изучающее чтение

Что нового есть для меня как читателя?

Медленное чтение всей книги или отдельных её фрагментов; максимально полный охват информации; стремление её осмыслить.

Проанализируем высказывания, данные ниже. О каких видах чтения в них говорится? Назовите слова, которые помогли вам ответить на этот вопрос.

  1. …Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чём говорится в книге и в её словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе. («Изборник Святослава», 1076г.).
  2. Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детектива Конан Дойла – страницами. (Выводы лаборатории развития образования в г.Хьюстоне).
  3. Читайте, читайте, читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. (К. Паустовский).

Учащиеся должны не просто определить вид чтения, о котором идёт речь, но и найти слова, подтверждающие их вывод.

В первом высказывании это слова подумай о том, о чём говорится в книге; трижды возвращайся к одной и той же главе (изучающее чтение).

Во втором высказывании говорится о разных видах чтения: читать по словам и строчкам, предложениями (медленное, изучающее чтение); абзацами, страницами (быстрое чтение).

В высказывании К. Паустовского почти в каждом предложении есть слова и сочетания, свидетельствующие о том, что писатель говорит о медленном, изучающем чтении художественного текста.

При изучении темы « Как знакомиться с учебной книгой ?» раскрываются некоторые особенности и приёмы ознакомительного чтения.

Чтобы понять в самом общем виде, о чём говорится в книге, какая информация в ней содержится, насколько она может быть полезна читающему, нужно прежде всего познакомиться с внешними особенностями, внешними признаками книги.

Рассмотрим схему. Какие приёмы позволяют предугадать содержание книги, сделать вывод о том, полезна (интересна) ли она для вас в данный момент?

Как знакомиться с учебной книгой?

Внешние данные книги.

книги (заголовка), (знаком или нет? хорошо

эпиграф (если есть) ли знаком?)

Книга до чтения

Знакомимся с выходными Читаем Просматриваем

данными (когда написана аннотацию и рисунки, схемы,

книга? где и когда оглавление иллюстрации и пр.

издана?)

Схема «Внешние данные книги» содержит перечисление приёмов, с помощью которых читатель начинает первое знакомство с книгой. Анализ схемы связан с выполнением следующего задания, в процессе которого названные приёмы осваиваются на практике. Необходимо добиться от учащихся осознанных, полных, доказательных ответов на вопросы, сформулированные в задании.

Таким образом, знакомство с внешними данными книги, умение предварительно осознать их позволяет включить в работу механизм предугадывания, прогнозирования, заставляет читателя активно мыслить ещё до чтения текста. Только в этом случае процесс чтения будет результативным и эффективным.

Далее следует показать учащимся, что и в самом тексте имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чём в нём говорится. Это – ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соотносить их с предварительными предположениями о характере информации – первый шаг к постижению содержания текста.

Затем показываем школьникам, какую роль в понимании текста играет членение его на смысловые части.

Если это книга, то в ней, как правило, выделяются части, главы, в учебных и научных изданиях – параграфы.

Но даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нём тоже – с помощью абзацев – выделяются смысловые части.

Начальные фразы абзацев, так же как и ключевые слова, содержат большую информацию о содержании текста. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события, подводятся ли итоги, выводы.

Начало нового абзаца обозначается в тексте с помощью абзацного отступа (красная строка).

Очевидно, что при обучении чтению (и прежде всего – ознакомительному) необходимо сформировать у учащихся умение прогнозировать по начальным фразам абзацев содержание текста, умение по характеру начальной фразы абзаца определять её роль в тексте, умение находить ошибки в членении текста на абзацы, умение правильно членить текст на абзацы при оформлении высказывания.

Умение делить текст на абзацы – одно из величайших умений, способствующих как созданию текста, так и его пониманию. Чтобы разделить текст на абзацы, необходимо определить смысловые вехи текста, те его точки, в которых обозначен переход к новой части в раскрытии темы и основной мысли высказывания. Такие смысловые вехи в анализируемом тексте легко определяются. Они являются начальными фразами абзацев.

Овладение приёмами изучающего чтения способствует формированию у школьников важнейших коммуникативных и собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нём понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира, изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин.

Овладение приёмами изучающего чтения представляется особенно важным потому, что эти приёмы обеспечивают глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно и более прочное запоминание. Кроме того, овладение приёмами изучающего чтения подготовит школьников к работе над такими видами вторичных текстов, как конспект, тезисы и т. п. На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, реализуются многие речевые жанры публичного выступления (доклад, сообщение), ораторского искусства (торжественная речь, речь-призыв, речь-обличение), а также такие жанры письменных высказываний, как реферат, обзор, рецензия и т. п.

Следовательно, необходимо познакомить учащихся с основными признаками изучающего чтения, научить их пользоваться приёмами, обеспечивающими достижение целей изучающего чтения в ходе выполнения соответствующих заданий.

В качестве материалов для заданий можно использовать реальные тексты из школьных учебников истории, географии, биологии, из хрестоматии по литературе, справочной литературы и т. п.

Приступая к обучению школьников приёмам изучающего чтения, учитель должен помочь им вспомнить, какие виды чтения им известны, с какой целью они используются в реальной речевой практике.

Раскрывая суть изучающего чтения, важно выделить его основные признаки, уже знакомые школьникам. Целью изучающего чтения является глубокое проникновение в содержание текста, вдумчивый анализ читаемого. Изучающее чтение позволяет понять и запомнить прочитанное, а также создать на основе прочитанного новые (вторичные) тексты (пересказ, план, аннотация, отзыв, рецензия, конспект и др.).

Активная мыслительная работа при изучающем чтении начинается на первом этапе знакомства с текстом (книгой), перед чтением.

Перед чтением текста, который предстоит изучить (проанализировать, осознать, понять), нужно:

Вдуматься в его название, осмыслить заголовок; вспомнить, в какой степени знаком тебе автор книги (текста);

Проанализировать внешние данные книги (текста);

Попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста.

Все теоретические сведения о специфике изучающего чтения могут быть предъявлены учащимся в виде таблиц, схем, памяток. Усвоение данных сведений не является самоцелью. Главное – научить школьников пользоваться приёмами, обеспечивающими результативность чтения. В связи с этим представляется необходимым проанализировать вместе с ними их читательский опыт, чему способствует выполнение соответствующих заданий.

На основе читательского опыта ответьте на следующие вопросы:

Как вы начинаете знакомство с текстом (книгой) перед тем, как приступить к изучающему чтению (на что в первую очередь обращаете внимание: что более всего анализируете, рассматриваете и т. п.)?

Какие вопросы у вас возникают в процессе предварительного осмысления текста, который предстоит прочитать?

Что вы считаете наиболее важным при ознакомлении с внешними данными текста?

*Подготовьте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.

В ходе беседы по этим вопросам учитель выделит главное, существенное, поможет школьникам грамотно оформить свои выказывания, обобщить свой читательский опыт.

Особенно важно обсудить два последних вопроса.

Если учащиеся не приводят своих примеров, следует показать, какие вопросы могут возникать на этапе предварительного осмысления текста:

Что мне известно о …?

Что будет рассказано о …? (Посмотреть оглавление.)

Почему так названа книга?

Где происходит действие книги?

Выделяя наиболее значимые компоненты внешних данных книги (текста), следует указать те из них, на которые школьники могут не обратить внимания: выходные данные, структура текста, наличие иллюстраций, шрифтовые выделения и т. п.

Во время чтения активная мыслительная работа продолжается и проявляется в следующем:

В умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

В умении обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

В умении выделять (подчёркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Умение передать содержание прочитанного в виде схем, таблиц, условных знаков, рисунков и т. п. способствует развитию умения видеть в тексте главное, существенное, осознавать взаимосвязь между фактами и явлениями, которые изучаются в рамках соответствующей учебной дисциплины, систематизировать изученный материал в нужном направлении.

Активная мыслительная работа продолжается и после чтения . На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

- сформулировать основную мысль прочитанного;

Выделить основную информацию;

Обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;

Выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на уроке).

Изучающее чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного.

Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, нужно научить школьников не только представлять основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, но и переформулировать определения, правила, выводы, (переводить прочитанное на «свои слова»).

В заключение ещё раз подчеркнём, что обучение чтению в школе предполагает ознакомление учащихся с различными видами чтения, с теми приёмами, которые помогут сформировать зрелого читателя, способного работать с книгой в самых разнообразных ситуациях, возникающих в той или иной сфере деятельности.


Эта заметка — небольшой фрагмент из лекций по методике, которые читали нам в МГЛУ.

Существуют различные классификации видов чтения. Здесь необходимо учитывать цель чтения и характер понимания .

Характер понимания включает в себя:

  • полноту понимания, то есть какой процент текста понят (количественная характеристика);
  • точность понимания, адекватность понимания замыслу автора (качественная характеристика);
  • глубину понимания, умение интерпретировать, высказывать свое отношение к тексту (качественная характеристика).

Классификация видов чтения (по С.К. Фоломкиной):

  • Изучающее чтение (study reading) - медленный вид чтения, целью которого является полное (100% информации) понимание содержания текста. Скорость не является существенным критерием, но желательно не меньше 50-60 слов в минуту.
  • Ознакомительное чтение (normal fast reading/average reading/survey reading). Это, например, чтение художественной литературы. Цель - ознакомление с основным содержанием текста, полнота понимания составляет около 75% (main ideas and supporting details). Быстрый вид чтения, скорость не менее 180-200 слов в минуту (для английского языка).
  • Просмотровое чтение (skimming). Цель - просмотр текста с целью определить, необходим ли он, определить, какие вопросы в нем поднимаются. Просматриваются заголовки, подзаголовки. Полнота понимания невелика, скорость около 500 слов в минуту.
  • Поисковое чтение (search reading). Цель - поиск информации о которой известно, что она в тексте есть. Скорость - более 300 слов в минуту.

Иногда также выделяют так называемое филологическое чтение (для студентов языковых вузов), то есть чтение с целью анализа филологических аспектов текста.

Существует также чтение вслух (oral reading/reading aloud) и чтение про себя (silent reading).
Целью чтения про себя является получение информации, внутреннее проговаривание при этом свернуто, скорость чтения более 180-200 слов в минуту. Это настоящее чтение как вид речевой деятельности.
Целью чтения вслух является передача информации, полученной из текста, внутреннее проговаривание при этом развернутое, скорость равна скорости говорения. Такое чтение не является видом речевой деятельности, это прием в обучении.

Умения, необходимые для развития чтения.

  • Умение перцептивной обработки (техника чтения). Техника чтения включает в себя такие аспекты, как свернутое внутреннее проговаривание, укрупнение единиц восприятия (eye span), контекстуальная догадка, вероятностное прогнозирование.
  • Понимание текста на уровне значения. Понимание фактов, которые содержатся в тексте, а именно умение выделить отдельные факты, события, мысли, умение сгруппировать и обобщить их.
  • Умения, связанные с пониманием текста на уровне смысла, когда информация не только перерабатывается, но и интерпретируется.

Упражнения для развития техники чтения.

  • Упражнения для развития гибкости узнавания и укрупнения единиц восприятия. Например, быстро выбрать в каждом ряду слово, рифмующееся с первым/слово, которое не подходит по значению к остальным/предложение, в котором говорится о... , и так далее.
  • Упражнения для свертывания внутреннего проговаривания (чтение текста с фиксированным временем).
  • Упражнения для развития догадки по контексту (типа определения контекстуальных значений одного и того же слова).
  • Упражнения, обучающие вероятностному прогнозированию (закончить предложение, расширить высказывание)

Порядок работы над текстом при ознакомительном и изучающем чтении.
1. Предтекстовые упражнения, которые снимают языковые трудности и обучают технике чтения.
2. Чтение текста.
3. Проверка понимания (вопросы, true/false statements, multiple choice).

Любое повторное чтение предполагает изменение задания.

Небольшое дополнение. Этого в лекции не было, но мне эта информация в свое время была полезной. Это список учебных пособий, которые можно использовать для развития навыков чтения. Список не исчерпывающий, это только то, с чем работала лично я.

Будьте внимательны, в обеих сериях ниже по 4 уровня:

1. Условия , определяющие успешность обучения:

· проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

· организация как одноразового чтения про себя;

· проверка понимания основной информации;

· исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С.К., 1987).

2. Умения

· прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;

· определять главную мысль;

· отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;

· использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;

· устанавливать логическую /хронологическую связь фактов и событий;

· обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;

· выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

· классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;

· оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.

3. Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

· прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

· расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

· выберите правильный ответ из 3-4 вариантов (multiple choice);

· найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

· составьте план текста;

· найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

· подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

· просмотрите текст и озаглавьте его;

· перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

· составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

· передайте содержание текста в устной/письменной форме;

· составьте выводы на основе прочитанного;

· назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

· укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

· прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

· на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/схему;

· выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

1. Условия успешности обучения:

· медленный вид чтения про себя без ограничения времени;

· перечитывание с решением новых задач;

· перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;

· чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);

· самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.

2. Умения , лежащие в основе данного вида чтения:

· определять важность (значимость, достоверность) информации;

· полно и точно понимать содержание текста;

· делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/предложений;

· раскрывать причинно-следственные связи;

· предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;

· составлять план, схемы, таблицы;

· ставить вопросы к основной и второстепенной информации;

· отделять объективную информацию от субъективной, т.е. факты от рассуждений;

· выявлять имплицитную информацию;

· понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;

· переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).

3. Упражнения для обучения изучающему чтению:

· распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

· назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;

· добавьте факты, не меняя структуру текста;

· найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;

· составьте аннотацию/реферат;

· поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

· напишите тезисы по содержанию прочитанного;

· составьте письменную оценку (рецензию);

· прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test);

· переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и др.

Обучение поисковому чтению

1. Условия , определяющие успешность обучения данному виду чтения:

· основная цель поиска - содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;

· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

2. Умения , лежащие в основе данного вида чтения:

· определять тип/структурно-композиционные особенности текста (журнала, брошюры);

· выделять информацию, относящуюся к определенной теме/проблеме;

· находить нужные факты (данные, примеры, аргументы);

· подбирать и группировать информацию по определенным признакам;

· прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, известных понятий, терминов, географических названий и имен собственных;

· ориентироваться в тексте путем выдвижения ряда гипотез;

· проводить беглый анализ предложений/абзацев;

· составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх/проектах и т.д.;

· находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения.

3. Упражнения для обучения поисковому чтению:

· определите тему/проблему текста (статьи);

· прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

· найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

· прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.);

· найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

· просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

· найдите абзацы, посвященные указанной теме;

· найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

· просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

· разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

18.Психолингвистическая характеристика письма как вида речевой деятель­ности. Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.
При реализации письма задействованы следующие анализаторы: двигательный (основной), зрительный, речемоторный, слуховой (второстепенные).
Психолингвистическая характеристика письма как вида речевой деятельности
Психологи отмечают, что общение – это многосторонний процесс, который может выступать как: 1) процесс взаимодействия индивидов; 2) информационный процесс; 3) отношение людей друг к другу; 4) процесс их взаимовлияния друг на друга; 5) процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. В связи с этим выделяют функции общения:

  • информативная (получение и передача информации);
  • побудительная или регулятивная (процесс взаимовлияния индивидов);
  • эмоциональная
  • функция речевого этикета;
  • контактоустанавливающая;
  • конвенциональная (условная).

В психологической литературе речевая деятельность определяется как «реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения» (И.А.Зимняя).
Выделяют следующие виды речевой деятельности (РД): Аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь, чтение и письмо) В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение основных видов РД: продуктивных (говорения и письма) и рецептивных (аудирования и чтения). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение – письменные. Рогова Г.В. совершенно справедливо отмечает, что в реальном общении ни один из указанных видов РД не существует изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров. В процессе овладения иностранным языком принимают участие следующие анализаторы – слуховой, зрительный, речемоторный, двигательный. Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

19.Цели и содержание обучения письму. Виды письменных высказыва­ний.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения иностранным языкам в средней школе до умений:

Графически правильного письма;
- письма как самостоятельного вида речевой деятельности (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);

Письма как средства обучения другим видам речевой деятельности.

Задачи обучения письменной речи связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи, включают формирование у учащихся необходмых графических автоматизмов , речемыслительных навыков и умений формулировать мысль, расширение знаний и кругозора , овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста .
Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывние, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо).
Компенсационные умения
включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации.

Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией.Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.

Продуктивная (экспрессивная) письменная речь в зависимости от назначения подразделяется на два уровня:учебную письменную речь и коммуникативную письменную речь (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).

Под учебной письменной речью понимается выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи. Учебная письменная речь не только эффективное средство обучения, но и действенное средство контроля. Упражнениями самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ являются сочинение и подробное изложение. Они же – традиционное средство контроля сформированности продуктивных навыков и умений письма.

Коммуникативная письменная речь – это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие умения выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая в свою очередь, опирается на технику письма, сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Е.Н.Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке:

· заполнение анкет;

· написание различного рода писем и ответов на них;

· составление автобиографии/резюме;

· написание заявлений;

· написание рецензий;

· написание аннотаций;

· написание докладов;

· написание сочинений/эссе;

· написание поздравительных открыток;

· написание записок.

В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию.

Обучение техники письма.

Рассматривая обучение технике письма на иностранном языке, важно выделить основную цель , которая состоит в том, чтобы сформировать у учащихся орфографические и графические навыки. Овладевая этими навыками, учащиеся преодолевают ряд трудностей, которые связаны с усвоением особенностей звукобуквенных соответствий в изучаемом языке, а также с усвоением особенностей начертания графических знаков иностранного языка. Главное внимание при обучении технике письма уделяется нормативности и четкости написания букв в соответствии с современными требованиями. Ученики должны овладеть написанием всех букв латинского алфавита. Там, где возможно, при обучении и каллиграфии, и орфографии следует использовать игровые ситуации, конкурсы, загадки . Для обучения каллиграфии целесообразно использовать следующие задания: 1. Угадайте букву, которую учитель собирается написать на доске, по ее элементу. (Это могут быть такие элементы, как: с, О, \ , /, |. Так, полукруг с может быть элементом букв d, Оо, Сс, Qq, е, Gg. Угадывание, в сущности, здесь является перебором возможных вариантов, который сопровождается тренировкой в употреблении структуры It is... или Is it... ?2. Составьте из заданных элементов как можно больше иноязычных букв. Каждый элемент может использоваться несколько раз. Назовите составленные буквы. Например, из элементов \ , /, | можно получить буквы N, М, V, X, W, У.3. Найдите и назовите в цепочке букв все буквы изучаемого языка: Тт, Tt, Мм, Mm, Rr, Яя, Dd, Дд.4. Напишите каждую букву по образцу, данному в прописи (или: Обведите чернилами контуры букв).5. Напишите букву, продиктованную товарищем.6. Заполните пропуски в алфавите: с, d, е, f..., h, i... и т.д.7. Перепишите буквы в алфавитном порядке.8. Угадайте наполовину закрытое иноязычное слово по его верхней части. Назовите слово и допишите нижнюю часть каждой буквы.Необходимо отметить, что достижение этой цели сталкивается с рядом трудностей , так как некоторые буквы алфавита в иностранном и родном языках имеют разное написание для обозначения того или иного звука. Однако даже при достаточно прочных навыках написания букв и слов на родном языке при изучении иностранного наблюдаются следующие виды каллиграфических ошибок : – путаются элементы схожих букв латиницы: b и d, d и g; – путаются буквы родного и иностранного языка (например, пишется Я вместо R, д вместо d , и вместо i (Yes, I gug вместо Yes, I did.). Такие ошибки нередки при обучении с устным опережением , когда учащиеся пытаются фиксировать свои иноязычные высказывания кириллицей. При обучении графической системе следует уделять внимание буквам, которые отсутствуют в алфавите родного языка. Например, R, I, Q, J, L. Существует ряд упражнений, которые непосредственно направлены на формирование графических навыков. К таким упражнениям относят: упражнение на написание сначала отдельных простых, а затем сложных букв; упражнение на написание различных буквосочетаний, которые могут изображать один простой или сложный звук; упражнение на списывание слов, отдельных предложений, текста; упражнения на звукобуквенный анализ отдельных буквосочетаний, слов, предложений. Все письменные упражнения должны сопровождаться проговариванием. Создание у учащихся орфографических навыков является целью обучения письму . Необходимо отметить, что языковые лексические упражнения , которые выполняются в письменной форме, являются важным средством обучения правописанию слов , их элементов (приставка, корень, суффикс). К таким упражнениям следует отнести: упражнения на поэлементный анализ слов; упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам. Выделяют также такие упражнения на усвоение орфографии : анализ в словах звуков и соответствующих им графических знаков с целью выделения орфографической трудности; списывание с подчеркиванием слов, включающих изучаемую орфографическую трудность; выборочное списывание слов, написание которых подчиняется усвоенным орфографическим закономерностям; списывание слов со вставкой пропущенных букв и последующей группировкой данных слов в соответствии с изучаемыми орфографическими закономерностями. Целесообразно использовать, например, следующие упражнения для обучения английской орфографии : 1. Напишите и назовите букву (буквы), передающую(ие) следующие звуки, - a, ai, ay [k] - k, с, ck 2. Укажите стрелками, как передается в орфографии каждое слово, данное в транскрипции. (Одно слово - лишнее, то есть не соответствует ни одной транскрипции). Назовите каждое слово дважды, указывая на его транскрипцию и орфографию. feel fall fail fell fill file 3. Найдите и назовите слово, не соответствующее транскрипции. - sell, sale, cell 4. Соотнесите знакомые слова с их частичной транскрипцией. Произнесите каждое слово и переведите его (Одна частичная транскрипция - лишняя). though through thought enough cough laugh [-ɒf] [-u:] [-əʊ] [-ʌf] [-əʊ t] [-ɑ:f] [-ɔ:t] В данном упражнении в отличие от упр. 2 транскрипция не может быть полной, так как тем самым подсказывалось бы решение задачи. Кроме того, упр. 2 построено в основном на незнакомой лексике, иллюстрирующей правила чтения, а упр. 4 включает знакомые слова, иллюстрирующие возможность различного прочтения одного и того же буквосочетания. 5. Назовите пропущенную букву, впишите ее и прочтите все слово. · m-ther, f-ther, s-n, da-ghter; Учащиеся легче всего запоминают написание грамматических форм и орфографию тех слов, которые можно подчинить правилам и закономерностям; а поскольку слова с этимологическим написанием должны просто запоминаться, большое значение при обучении орфографии приобретают приемы, развивающие зрительную память, например, списывание.

Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на разных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, организует свою мысль или встает на новую точку зрения.

Как уже отмечалось, чтение не является одинаково протекающей деятельностью ни по результатам, ни по процессам протекания, и в каждом конкретном случае оно выступает в одном из своих конкретных проявлений- видов , характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала». Различают около 50 структур- видов - чтения, однако целью обучения в школах разного типа являются 3 вида чтения: изучающее, поисковое и ознакомительное (на нем мы впоследствии остановимся более подробно). Просмотровое чтение, несмотря на то, что ранее оно входило в школьный курс, на данный момент развития методики не входит в целевые установки школьных программ, так как просмотр во многом дублирует процесс ознакомления , а установка на селективный отбор информации и способы ее переработки связаны с профессиональной деятельностью людей, хорошо владеющих языком и своей специальностью (Троянская Е.С.,1982). Тем не менее мы коснемся данного вида чтения ввиду того, что умения связанные с обучением просмотровому чтению могут быть полезны при профессиональной дальнейшей деятельности.

Основные виды чтения до сих пор встречающиеся в отечественных и зарубежных работах приведены в таблице 1. В таблицу не включены такие названия, как домашнее/классное чтение, чтение со словарем/без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями)/неподготовленное и др., поскольку все эти названия не означают новый вид чтения, они лишь указывают на место проведения и форму организации работы над чтением.

Чтение вслух и про себя относят то к видам, то к двум сторонам одного и того же вида чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные отличия, что делает необходимым специальное обучение двум сторонам прочтения. Хотя чаще всего читают про себя, чтение вслух нередко выступает как фонетическое упражнение, способ совершенствования произносительных навыков, как косвенный показатель сформированности говорения.

Таблица 1

Оппозиции «аналитическое – синтетическое» чтение в известной мере условны, так как в смысловом восприятии, «аналитико-синтетическом» по своей природе, разделить эти операции не всегда возможно. Их соотношение может меняться в пределах чтения не только одного текста, но и даже абзаца. Также можно оговориться, то выделение видов чтения носит сравнительно условный характер в том смысле, что один и тот же вид, форма прочтения или мыслительная операция сравнительно редко сохраняется на протяжении всего источника .

Упомянутые ранее 4 вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), как показывают многие исследования, позволяют обеспечить решение практически всех задач, связанных с обучением чтению на иностранном языке в средней школе. Остановимся на них подробнее.

Изучающее чтение . Результатом этого вида чтения является полное (степень полноты-100%) и точное понимание всех основных (к ним относятся факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, логики рассуждения/аргументации автора.) и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Так читаются тексты, чаще их отдельные части, информация которых особенно важна или вызывает познавательный интерес у учащихся, поэтому они стремятся не только максимально точно ее понять, но и критически осмыслить. Как правило, предполагается ее дальнейшее использование, поэтому уже в процессе чтения у читающего действует установка на ее длительное запоминании. Все это приводит к тому, что изучающее чтение протекает медленно, сопровождается остановками, перечитыванием отдельных мест, полным проговариванием текста во внутренней речи, часто переводом (если не как способом понимания, то как способом самоконтроля), иногда письменными заметками.

Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении .

Поисковое чтение . Оно направлено на нахождение в тексте конкретной, нужной для читающего информации - определений, выводов, формулировок, фактических данных, сведений страноведческого характера и т.д. Факт нахождения информации в данном тексте может быть известен читающему из других источников. Часть текста, которая являлась объектом поиска, как правило, подвергается изучающему чтению, предшествующий же ей материал читающий лишь бегло просматривает - весь текст целиком или только те его разделы, в которых он предполагает возможность наличия интересующих его сведений. Этот просмотр, однако, совершенно другую задачу, нежели тот, к которому читающий прибегает при просмотровом чтении. В данном случае читающий не ставит себе целью составить общее представление о содержании текста, а лишь оценивает тематику просматриваемых частей с точки зрения того, может ли в них находиться искомая информация. Этот вид чтения наиболее отчетливо выделяется при поиске слова в словаре или каких-либо сведений в справочнике, энциклопедии.

Просмотровое чтение . Задачей этого вида чтения является получение самого общего представления об информации, содержащейся в тексте. Читающий может преследовать различную степень детализации этого представления - от определения только темы текста, сферы человеческой деятельности, к которой он относится, до более детального установления круга затрагиваемых вопросов и даже круга характера сообщаемых сведений. Этот вид чтения используется при первичном ознакомлении с текстом для определения того, есть ли в нем необходимая/интересующая информация, на основе чего принимается решение читать ее или нет, а также для осветления в памяти ранее прочитанного. Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объема языкового материала, поэтому в школе обучали лишь отдельным его приемам, обеспечивающим определение темы текста.

В отношении просмотрового и поискового чтения трудно говорить о каких-либо нормативах степени полноты и точности понимания текста. Об их результативности судят на основании выполнения поставленной задачи. Следует, однако, отметить, что в данных видах чтения особое понимание приобретает правильность понимания тех элементов текста – фраз, предложений, слов – которые читающий действительно прочитывает; их неточное понимание ведет либо к неверному решению задач, либо значительно замедляет их решение (читающему приходится возвращаться, увеличивать количество элементов, которые он «выхватывает» из текста).

Ознакомительное чтение . Результатом данного вида чтения является понимание основного содержания текста, основной линии доказательств, аргументации автора. Степень полноты понимания определяется в пределах 70-75% всех фактов текста, включая все основные, при этом понимание основной информации – точное, второстепенной – правильное, неискаженное. Обычно читающий довольствуется пониманием примерно 70% информации, и этот показатель принимается за норму, причем не потому, что чтец не может достичь полного и точного понимания, а потому, что оно в данном случае ему просто не требуется.

Ознакомительное чтение – это не небрежное, неточное чтение, как иногда его истолковывают, это как бы чтение «для себя», без какой-либо предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Последняя лишь «принимается к сведению», и даже если читающий запоминает ее, то это запоминание носит непроизвольный характер, чаще всего под влиянием возникшего интереса. Поскольку у читающего отсутствует установка на запоминание, то, как следствие, некоторые второстепенные факты, несущественные для основной линии развития текста, могут оказаться «непонятыми». За этим термином скрываются различные случаи, это могут быть: а) детали, которые читающий понял в процессе восприятия, но, оценив их, тут же забыл; б) детали, которые читающий по той или иной причине просто опустил, но прочитал; в) детали, которые он действительно не понял или понял «приблизительно» (часто из-за незнания соответствующего слова), но, отнеся их к второстепенным, неважным, не задержался на них, а продолжал читать дальше.

Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. Следует также отметить, что к ознакомительному чтению относят домашнее и индивидуальное чтение.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ