Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Именно такое название получила застежка-молния в первых , выдававшихся на территории РФ сначала иностранцам, а затем и советским гражданам.

В те же 30-е годы выдавались патенты и на станки для производства молний. Точной даты появления молнии уже не установить. Довольно странно складывалась судьба этого полезного предмета. Достаточно обратить внимание на хронологию, связанную с её изобретением и её распространением для широкого пользования.

  • 1851 г. - американец Элайя Хоу, которому также принадлежит идея создания швейной машинки, получил патент на застежку-молнию . Не пошло.
  • 1891 г. - еще один американец Лео Джадсон патентует её как застежку для обуви, только через два года представляя её на всеобщее обозрение. Опять дело с молнией заглохло, для тех лет технология производства оказалась сложноватой.
  • 1913 г. Джадсон сколотил уже коллектив из инженеров, который занялся и разработкой технологии производства застежки и её нового варианта. Дело буксовало. Из-за первых неудач фабриканты отнеслись к "молнии" и её внедрению с большим недоверием.
  • 1923 г оказался ключевым. Наконец-то, такое давнее и практичное изобретение приобрело широкую популярность.

У нас же она впервые стала появляться на военных комбинезонах и была исключительно униформистской деталью. В первой половине 30-х годов, как уже говорилось, популярность молнии в СССР стала расти, мы встречаем её уже на спортивной одежде в виде застежки ворота.

На картинке страничка журнала моды за 1938 г.

К 40-м годам это уже не только деталь спортивной одежды, но и неотъемлемая часть модных и очень популярных тогда мужских курток , которые в Москве и тогдашнем Ленинграде назывались, соответственно, но с точностью до наоборот - "ленинградки" и "москвички", а еще "бобочки". Массовое производство застежки "молнии" в СССР к этому моменту было поставлено уже на широкую ногу.


В центре одной из мозаичных композиций на станции московского метро "Киевская", открытой в марте 1954 года, мы видим молодого человека в той самой "бобочке" с молниями.

Широко распространившаяся в годы Первой Мировой застёжка была изобретена много раньше, но по ряду причин оставалась достаточно далеко от широкого применения в одежде.
В РИ/РСФСР/СССР она и вовсе была практически незнакома до 1930 года. Надо сказать, что как элемент повседневной одежды она и на Западе и на Востоке не была особо распространена по не совсем понятным причинам. В англоязычных источниках причиной называют «избыточную для 1920-1940-х сексуальность застёжки-молнии», но похоже дело тут в том, что она пришла в массы через военных и рабочих, и изначально заняла нишу крайне функциональной и соответственно не особо модной по тем временам фурнитуры.
Нынешние времена идеальной гармонии строгого костюма с резиновыми сапогами пока не наступили.


На найденных фотографиях впервые застёжка - молния встречается в СССР в оформлении Родченко мейерхольдовского «Клопа» Маяковского как элемент футуристической одежды постановки 1929 года.

+++++++
Количество молний на фотографиях в начале 30-х начинает заметно увеличиваться на рабочей и спортивной одежде в первой половине 1930-х.

++++++++++
И наконец в 1935 происходит количественный прорыв.
На Снабжение ВВС и АБТВ РККА поступил
Комбинезон летний:
Комбинезон изготовляется из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета. Он состоит из комбинации куртки и шаровар, спереди составляющих одно целое, а сзади по талии разъемные. Воротник комбинезона отложной и застегивается на крючок. Рукава комбинезона трехшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава. Низки штанин имеют хлястики и пряжки для стягивания. На коленях комбинезона настрочены наколенники, а на сидении - леи. Пояс застегивается на металлическую пряжку, для поддерживания его на талии, на боках вшиты два крючка. Комбинезон имеет один карман на левой половине груди, прикрытый клапаном, с застежкой на пуговицу, и один карман на правобедренной части, прикрываемый полуклапаном, с застежкой на пуговицу. Передний разрез комбинезона имеет застежку "молния" .




++++++
С началом войны комбинезон упрощается, молния исчезает, и появляется в СССР на гражданской одежде в конце 1940-х - начале 1950-х



++++++
Достаточно модными в это время становятся куртки с контрастными кокетками и несколькими накладными карманами - «хулиганки» или «бобочки» . В Ленинграде их ещё называли «москвичками», а в Москве почему-то «ленинградками».

+++++++
Откуда же появились в СССР в достаточном количестве застёжки-молнии?
Вряд-ли это был импорт, структура закупок СССР в 1930-е показывает, что чуть ли не на 90 процентов это были вовсе не красивые импортные товары, а технологии, машины, станки и оборудование.
Помните Ильф-Петровского Золотого телёнка - «На диване с утра сидел выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист, инженер Генрих Мария Заузе.» Заметим, никого не удивляя, а это значит не единственный такой он был.
Ну какие там импортные молнии, страна всю валюту бросает на станки и ино-спецов.
А теперь заглянем в патентный архив. И тут мы видим интересную картину. С 1930 начинают подаваться патенты и авторские свидетельства на станки и способы для производства как тогда называли «разрывной застёжки». Сначала от иностранцев, но к началу 1930-х уже советские авторы патентуют модернизации этих машин.
То есть совершенно очевидно они их видели, и они с ними работали как минимум с конца 1920-х.










+++++++++
Ну и последнее - где их делали? Почему прекратили на время войны? Где продолжили сразу после?
Нас настигает совершенно непонятная ситуация - никто и нигде не признаётся в первенстве, несмотря на явную авантажность для любого завода такого факта.
Я не берусь ничего утверждать, но есть один интересный момент, возможно относящийся к вопросу.
В 1930 году в США был принят изоляционистский Закон Смута-Хоули, Smoot-Hawley Tariff Act. Это тот самый закон ограничительно-защитных пошлин, который свалил страну в Великую Депрессию.
Закон ударил и по СССР (одним из формальных поводов запрета импорта был труд заключенных), Сталин весьма злобно припоминал его в переписке с американцами даже в 1944 году.
Закон продержался 10 лет, но поправка о труде заключённых осталась в силе. И когда аж в 1980-х в очередной раз власти запросили ЦРУ о списке таких товаров из СССР, то в числе 36 позиций среди леса, нефтепродуктов и т.п. внезапно оказались и застёжки-молнии!
Возможно в рабочих зонах ИТУ и находится место рождения советских «разрывных застёжек».

Сегодня без застежки-молнии не обходятся ни одежда, ни обувь, ни сумки, ни чемоданы, ни различные чехлы - для мебели, технических и музыкальных инструментов и т.п.. На молнии есть головные уборы, игрушки, постельное белье. Принцип молнии используется даже архитекторами и ландшафтными дизайнерами, не говоря уже о художниках. Трудно себе представить, что когда-то мы обходились без такой удобной вещи.


Предыстория изобретения такова: К Джадсену за помощью обратился друг, некто Стайл. Стайл работал чертежником в небольшой мастерской. В один далеко не прекрасный день в октябре 1871 года Стайл стал свидетелем грандиозного пожара в Чикаго, вошедшего в историю США как одного из самых разрушительных. В огне гибла девочка. Спасая ее, Стайл прыгнул со второго этажа и повредил себе спину. Он долго лечился, из-за травмы ему было очень трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь. Тогда он и пришел к своему другу Уиткомбу, инженеру-изобретателю, чтобы тот придумал какую-нибудь застежку для обуви, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь по возможности одной рукой. Джадсон думал-думал и придумал то, что впоследствии - 7 ноября 1891 года запатентовал как "Застежку для обуви" (патент за номером 504038). Прамолния выглядела как две цепочки, на одной был ряд крючков, на другой - петелек, которые зацеплялись при помощи специального направляющего ключа-язычка (clasp locker). Чтобы их расцепить, ключ надо было перевернуть. Изобретение Джадсона значительно ускоряло процесс застегивания сапог. Новая застежка получила название «молния».

Несмотря на достоинства застежки, она долгое время не имела успеха. Люди никак не могли научиться пользоваться «молнией». К новинке даже прилагалась инструкция на двух страницах! И к тому же производство застежки было очень дорогим: часто цена в два раза превышала стоимость юбки или пары брюк.

Джадсон к тому времени был достаточно известным инженером и весьма плодовитым изобретателем - на его счету было уже двенадцать патентов. Самой большой его мечтой было создание пневматической уличной железной дороги. Но у него был один недостаток: будучи человеком талантливым, он был начисто лишен коммерческой жилки и умения донести свою мысль до аудитории. К нему частенько заглядывали друзья-журналисты, чтобы узнать о последних чудесах инженерии. Но едва заслышав монотонную речь своего товарища, они только что не засыпали от скуки. А ведь его идеи и творения были очень интересны.

Есть версия, что изобретение Джадсону подсказала сама природа: застежка-молния напоминает строение птичьего пера. Если посмотреть на перо внимательно, то можно увидеть, что "волоски" пера скрепляются между собой похожим способом. Именно с того момента и началась история молнии. Однако от патента до внедрения изобретения в жизнь прошел не один год.


Впрочем, надо отдать справедливость все-таки другому человеку, хотя Джадсон и является общепризнанным изобретателем молнии. Молнию на самом деле изобрели в 1851 году. Сделал это Элайя Хоу - создатель швейной машины. Хоу назвал изобретение "автоматическая, непрерывная застежка для одежды". К сожалению, изобретение не получило народного признания, так как намного опередило время и было слишком революционным для середины XIX века. Да и сам Хоу не слишком озаботился проблемой рекламы новинки, потому что всерьез ее не воспринял.

Но вернемся к Джадсону. Он был честным изобретателем и ничего не знал об изобретении Хоу и не крал его идею. Видимо, идеи витали в воздухе. В 1894 году Джадсону удалось найти инвесторов, и он основал компанию "Universal Fastener" по производству новомодных застежек. Если углубиться в историю техники тех лет, то случай с Джадсоном трудно объяснить: почему серьезный инженер, занимающийся пневматикой и имеющий десяток сложных изобретений (типа пневматической сельхозмашины, лодочного мотора особой модификации и оригинальной системы тормозов для поезда) решил посвятить себя такому пустяку, как застежка? Ведь в те времена был настоящий индустриальный бум, в Чикаго шла Международная выставка технологий, где демонстрировались устройства с глобальным предназначением. А тут какая-то застежка: Впрочем, в истории застежки-молнии есть и более невероятные факты:

Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл были уверены в успехе изобретения Джадсона, но дела шли неблестяще: то, что Джадсон придумал, было хоть и революционным, но в работе ненадежным, да и сложным в изготовлении. Поэтому успехом изобретение не пользовалось. Был и еще один момент, препятствующий широкому проникновению застежки в массы: в это трудно поверить, но тогда люди просто не умели пользоваться этим хитроумным изобретением. К застежке прилагалась длинная, на двух страницах инструкция. К тому же ее производство было очень дорогим, цена одной молнии часто превышала стоимость юбки или пары ботинок. Поэтому за десять лет самым крупным заказом стала закупка американской почтовой службой двадцати застежек для сумок. По мелким же заказам было много рекламаций, и Джадсон пришел практически к банкротству.

Однако он был уверен, что изобрел очень нужную вещь и даже выставил застежку на Международной выставке технологий, но надо признать, что в то время изобретение было еще недостаточно технологично. Тогда в 1904 году Джадсон внес в конструкцию изменения, закрепив крючки и петли на матерчатых лентах, чтобы можно было застежку к обуви не прикреплять, а пришивать. Это был удачный шаг, который, впрочем, положения не спас. В 1905-м компания была реорганизована и переехала из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Но покупателей все равно было очень мало, и тогда Льюис Уокер привлек к работам другого американского инженера, шведа по происхождению - Гидеона Сундбэка. Двадцатишестилетний Сундбэк покинул Швецию, а заодно и знаменитую компанию Westinghouse, разрабатывавшей новые технологии в области электричества (теперь Westinghouse уже столетие славится как передовая фирма по разработке и производству высокотехнологичного оборудования для нужд ядерной промышленности). Электричество в то время - передний край науки и техники, а Сундбэк приложил все свои силы для усовершенствования новомодной застежки. Казалось бы, совершенно нелогичный шаг - квалифицированному инженеру бросить процветающую компанию ради сомнительной фирмы, выпускающей одно-единственное изделие, да к тому же находящейся в глубоком кризисе на грани банкротства. Однако правильно говорят французы - "шерше ля фам". Долго искать женщину в данном случае не придется - швед был без ума влюблен в дочь менеджера компании Universal Fastener Питера Аронсона Эльвиру, на которой благополучно женился в 1909 году.

Гидеон Сундбэк

Как показала история, Сундбэк не зря ввязался в эту авантюру - не с женитьбой, конечно - с переходом в другую фирму. Он оправдал все возложенные на него надежды и в 1912 году предложил совершенно новую конструкцию, названную Hookless N1 - "Бескрючковая N1". В новом варианте металлические зубья располагались на матерчатой ленте. Сундбэк существенно упростил изготовление застежки, увеличил количество зубцов, скрепил их пружинкой и придал застежке гибкость. Очень революционная идея, если б не один недостаток: эта застежка тоже изнашивалась всего за несколько "вжиков" туда-обратно. Тогда Сундбэк решил заменить крючки элементами другой формы - так в 1913 году родилась Hookless N2. Эта "бескрючковая" напоминала уже современную застежку-"молнию". Так пожар помог "молнии" родиться, а любовь - усовершенствовать обличье и приблизить его его к тому, с чем мы с вами знакомы с детства. Через два года, 29 апреля 2013 года мы отметим столетний юбилей "молнии".


Внедрение этого последнего варианта застежки было более долгим и мучительным, чем сама разработка - из-за недоверия со стороны фабрикантов, помнивших первый неудачный опыт компании. Первые четыре застежки были проданы 28 октября 1914 года по одному доллару за штуку. Успех пришел лишь через четыре года, в 1918-м, когда компания продала двадцать четыре тысячи (!) застежек для "денежных поясов", популярных у отправляющихся в Европу военных моряков.

Потом руководство американского военного флота закупило еще десять тысяч таких застежек для одежды, обуви и брезентовых чехлов. Так военное ведомство снова сыграло положительную роль в распространении новшеств в одежде - как это было, например, с футболками. Гражданские тоже быстро поняли преимущество этой застежки, и она стала необыкновенно популярной во всем мире. Молния молниеносно - как ей и полагается! - начала приносить деньги. Поступил огромный заказ от американской почтовой службы, затем армия снова приобрела застежки для обмундирования.

Теперь усовершенствованная Сундбэком застежка выглядела более изящно, не ломалась через несколько циклов открывания-закрывания, стоила приемлемо и мир, наконец-то, понял, что перед ним нечто совершенно новое и до ужаса удобное.

Патент на современный вариант - "разделяющуюся застежку" - был выдан 20 марта 1917 года. "Люди посвятили двадцать с лишним лет, изобретая и совершенствуя застежку-молнию. Это кажется неразумным, бессмысленным. Застежка не работала, постоянно выходила из строя, изобретателям давно пора было выбросить ее на свалку", - писал Роберт Фридел в книге "Застежка-молния: исследование нового". Он был не прав - застежка пробила-таки себе дорогу в жизнь.


К сожалению, Уиткомб Джадсон не дожил до триумфа своего детища - скончался в тот год, когда счастливец-швед сочетался законным браком со своей обожаемой Эльвирой - в 1909 году. Он не узнал, что с легкой руки модельера Жана Клода, заменившего пуговицы на мужских брюках молниями, застежка станет героиней международных анекдотов, что журнал Esquire - главный современный "трендовед" мира - объявит молнию "самой модной концепцией в области мужской одежды", предохраняющей джентльмена "от непроизвольного конфуза в туалете". Он много чего не узнал, но, будем надеяться, все это подозревал. Иначе бы не вкладывал столько сил, времени и денег в разработку своей идеи.


Уиткомб был "отцом" молнии, а "крестным отцом" стал Бертрам Рок, президент обувной компании B.F. Goodrich. Ему очень полюбился звук, который застежка издавала при застегивании-расстегивании - тот самый "з-з--зип", и он в 1923 году выбрал эту застежку для резиновых калош. Модель назвали Zipper Boots, название стало нарицательным в английском языке и через два года послужило причиной названия для самой молнии. Так новая застежка постепенно становилась культурным явлением и знаком своего времени. К середине 20-х молнию активно применяли при пошиве уже любой одежды.

И лишь в 1930-х застежка-«молния» стала символом сексуальной активности. Новая технология позволяла снять одежды в разы быстрее! Однако, для женщины тех лет считалось неприличным носить наряды со «змейками» - это подчеркивало их доступность и легкомыслие.

Большую роль в распространении молнии сыграла вездесущая Эльза Скъяпарелли, один из ведущих дизайнеров ХХ века. Она обратила внимание, что маленьким детям трудно справляться не только с крючками и петлями, но и с пуговицами. В начале 30-х годов она начала экспериментировать с "молнией" на детских вещах и быстро поняла, что для неумелых детских пальчиков молния - идеальный вариант. С ее легкой руки в 1935 году производители "молний" запустили рекламную компанию под лозунгом "Ваши дети смогут одеваться сами!". "Молния" на детских вещах прижилась молниеносно - опять же как ей и положено, детишкам больше не приходилось мучиться с другими застежками.

Но самым молниеносным был прорыв молнии в нашу жизнь в 1937 году, когда вышеупомянутый французский модельер Жан Клод, поняв, что патент Сундбэка истек, решил использовать молнию в своих работах. Сначала - исключительно эпатажа ради. Он впервые поместил новую модную застежку на ширинку в мужских брюках. Публика пришла в экстаз. Его модели раскупались словно по мановению волшебной палочки.

Жирную точку в деле завоевания молнии крепких позиций в одежде поставил герцог Виндзорский, когда в том же 1937 году выбрал ее в качестве застежки для брюк. Вторая "точка" принадлежала Марлону Брандо. В 1953 году этот красавчик снялся в скандальном - по тем временам - фильме "Дикарь", том самом, который послужил трибуной пропаганды футболок. В фильме герой Брандо эффектно расстегал и застегивал молнии во всех мыслимых и не мыслимых местах. Картина имела дикий успех. Молния превратилась в настоящий символ сексуальной революции и свободы - ведь новая технология позволяла снять одежды несравнимо быстрее! Для женщины в те годы считалось неприличным носить наряды с такими застежками - ведь это подчеркивало ее доступность и легкомыслие. Молния прочно обосновалась на дамских платьях только в середине XX века. После "Дикаря" борцы за нравственность негодовали, а байкеры и другие свободные личности возвели фильм в культ. Энди Уорхолл выбрал ее центром концепции при разработке обложки диска Rolling Stones. Звуку "з-з-зип!" подражали музыканты. На этом звуковом эффекте основывается самый сильный эротический эпизод в фильме Анджея Вайды "Охота на мух". Не остались в стороне и писатели. Олдос Хаксли в своем романе-антиутопии "О, дивный новый мир" сделал молнию символом технократического будущего человечества. Знаменитый же путешественник Амундсен из- за "молнии" чуть не погиб: отправляясь в очередную северную экспедицию, он приобрел снаряжение, сделанное по последнему слову инженерной мысли. В числе прочего у него была новомодная палатка, застегивающаяся на "зиппер". После первой же полярной ночевки застежка покрылась толстым слоем инея, и палатку пришлось вспарывать ножом.

Понятное дело, что после всего этого молния не могла не придти и в женскую одежду. Именно в женской одежде "молния" обрела и чисто декоративные функции. "Молния" позволяет дамам не только сделать силуэт одежды более элегантным, подчеркнуть фигуру и носить облегающие вещи как вторую кожу (т.н. платья-футляры), но и самим моделировать одежду "под себя". Например, вертикальная "молния" по всей длине юбки от Jil Sander позволяет даме самой регулировать разрез. Глубина его ограничивается лишь смелостью владелицы юбки. "Молнии" многие модельеры используют в таких местах, где раньше и присниться не могло. Например, в коллекции Moschino "молнии" появилась даже на прозрачной вуалетке. А чисто декоративная "молния" на сапогах от Etro расположена не на внутренней стороне обуви, где ее привычное место, а на внешней. В модели от Paul Smith молния позволяет увеличить асимметрию подола, в модели от Helmut Lang помогает уменьшить или увеличить глубину декольте на блузке, в модели от Burbery позволяет превратить обычные брюки в "бермуды" или микро-шорты. Сразу вспоминается фильм "Бриллиантовая рука". Гайдай, выражаясь современным языком, просто прикололся, а Burbery через несколько десятков лет занялись этим всерьез.

Молния становится и самостоятельным элементом, точнее, материалом, из которого шьются платья. Представьте себе длиннющую - несколько метров - молнию, которая обвивает фигуру, словно змея, создавая при этом платье. Но традиционно работающие модельеры используют молнии более скромно. Так, несколько лет назад классические маленькие черные платья от Гуччи были лишь украшены многочисленными металлическими молниями разной длины, создав совершенно новый силуэт. Большинство же модельеров, натешившись и наигравшись с техническим новшеством, ограничили применения "зиппер" исключительно утилитарными функциями. Такая застежка редко выходила на самые верхние строчки в хит-параде актуальных деталей.

Сегодня молния является непременным элементом любой одежды, войдя в тройку наиболее популярных массовых изобретений ХХ века. Да что там одежды! На молнию застегивают края разреза хирурги, если нужно проводить санацию брюшной полости после перитонита, при помощи молнии "уменьшают пузо" парусов яхтсмены, на молнию застегивают свои разборные конструкции новаторы-мебельщики из Тайваня. В виде молнии оформлены края пруда с лотосами недалеко от города Тайбэй на Тайване, в Музее современного искусства им. Джу Минга. Архитектор этого удивительного творения, тайваньский скульптор Джу Чун, так поясняет свою идею: "Я лишь хотел показать, насколько уязвима, хрупка живая природа перед натиском цивилизации. Цивилизация за секунду может уничтожить то, что природа создавала миллионы лет. Одно движение рукой, и исчезнут пруды, леса, горы, целые виды животных. Задачей же нынешнего поколения является защита того, что осталось. Даже если это островки зелени среди бетонных джунглей мегаполисов".

Современной промышленностью молнии предлагаются в огромном ассортименте. Они бывают металлическими, "тракторными", спиральными - по типу и материалу изготовления, даже водогазонепроницаемыми - при необходимости герметичных соединений.

Сегодня более половины «молний» на планете производит фирма YKK, основанная в 1934 году в Японии. Также мировыми центрами по изготовлению «зипперов» считаются Бангладеш, Индия и Китай.

Кстати, самую большую застежку-молнию сделали в Нидерландах в 1989 году. Длина этого «зиппера» составила 2851 метр.

Казалось бы, ничего нового в качестве застежки человечество уже не в состоянии придумать. Однако придумали! "Липучку". По-научному она называется "велькро" - "бархатный крючок" (от французских слов velours - "бархат" и croch - "крючковатый"). Идею создания этого принципа застегивания одежды подсказала собака. Однажды - это случилось в 1941 году - швейцарский инженер Жорж де Местраль гулял со своим четвероногим другом по альпийским лугам и попал в репейник. Замучившись отчищать свою одежду, но более всего шерсть собаки от репьев (недаром же говорят - прилипчивый, словно репей), он задумался, а нельзя ли применить этот способ - крючки по принципу репейника с одной стороны и ворсинки-петельки с другой - в качестве застежки для одежды. Он внимательно рассмотрел творение природы - репей - и придумал оригинальную застежку. Однако запатентовал изобретение лишь через четырнадцать лет. "Липучку" оценили быстро и она успешно завоевала весь мир, потеснив кое-где и молнию, и пуговицы, и крючки с петлями. Она побывала даже на Луне: на одежде американских астронавтов. По ее подобию теперь изготовляют множество соединений не только в одежде: ее применяют для крепления деталей в машиностроении, микросхем к печатным платам, штор к карнизам и т.п. Однако изобретатель скончался в 1990 году в возрасте восьмидесяти двух лет, так и не разбогатев, а его изобретением воспользовались ловкие дельцы. Печальная, но такая стандартная история.

Жизнь современной хозяйки облегчают бытовые помощники: стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и другая техника.

Однако не все вопросы можно решить с их помощью. Например, починка предметов одежды требует применения ручного труда.

Автор статьи Розалия Хамитова публикует советы домашнему мастеру по доступным способам ремонта замка застежки молнии своими руками на одежде, обуви или сумке с демонстрацией их поясняющими картинками и видеороликом.


Принцип работы замка

Застежка молния популярна своей простотой и удобством. Она часто встречается на одежде, обуви и сумках.

Описание конструкции

Застежка молния состоит из:

  • двух полосок ткани;
  • замка (бегунка);
  • кольца;
  • подвески (собачка, брелок, пупер);
  • звеньев;
  • ограничителей;
  • штифтов;
  • разъемного ограничителя с гнездом;
  • уплотнительной ленты.

Как работает замок

Две текстильные ленты с прикрепленными звеньями молнии и ограничителем на каждой собираются замком в общее зацепление зубьями.

Работа на закрытие

Если потянуть пальцами за собачку, то бегунок начинает скользить по звеньям тесьмы, соединяет зубья по очереди, фиксирует их между собой: замок закрывается. Ограничитель определяет диапазон движения собачки.

Работа на открытие

При обратном движении замка с подвеской звенья выходят из зацепления, а молния расстегивается.

Какой бывает застежка

Производители выпускают три конструкции соединения звеньев:


Наиболее прочными в эксплуатации являются металлические молнии. Тракторные застёжки отличаются высокой износостойкостью, а спиральные обладают хорошей эластичностью.

Классификация бегунков

Замки изготавливаются под вид каждого звена застежки с разными способами его работы.

На каждом типе молнии используется определенный вид замка.

Номер бегунка соответствует ширине звеньев, измеренной в мм между зубьями при закрытом положении молнии. Они маркируется цифрой на тыльной стороне. Форма подошвы определяется с изнаночной части замка.

Конструкция замка

По способу работы бегунки подразделяют на:

  • автомат, механизм которого не позволяет звеньям расходиться независимо от положения собачки;
  • полуавтомат, разрешающий расстегивание только при поднятом положении собачки. В конструкцию включен специальный фиксатор;
  • галантерейный: стопор отсутствует, а звенья не блокируются. Это позволяет свободно двигаться бегунку по молнии без какого-либо закрепления.

Почему ломается замок

Самой частой причиной поломки застежки является износ внутренних полостей бегунка, когда механизм не может соединять звенья, а молния расходится.

Опасности подвергаются молнии на:

  • обуви, так как в них забивается песок и грязь;
  • куртках и верхней одежде, когда их застегивают рывками с грубой силой;
  • а также все пластмассовые детали, подвергаемые резким перепадам температур.

Замок приходит в негодность по причине:

  • стирания поверхности и увеличения зазора между боковыми стенками и звеньями;
  • образования микротрещин после продолжительной эксплуатации;
  • механической поломки из-за неосторожного обращения, когда собачку резко дергают с большой силой;
  • проникновения пыли и грязи между звеньями и замком, которая начинает тормозить скольжение бегунка;
  • обрыва собачки, передающей усилие руки на замок молнии.

Способы ремонта бегунка

Если молния начинает расходиться, то можно попробовать починить замок своими руками.

Существует два простых метода:

  1. поджать увеличившийся зазор пассатижами;
  2. сблизить грани ударом молотка.

Работа пассатижами

Для этого надо закрыть молнию и поджать боковые части бегунка с торцов на внешней и внутренней сторонах замка.

Зазор между зубьями сблизится: молния перестанет расходиться. Работать надо осторожно, чтобы не пережать и не сломать бегунок.

Место для поджатия боковых сторон замка ограничено. Поэтому работать удобнее инструментом с длинными и узкими губками - утконосами.

Более подробно об этом способе рассказывает Oleg Ars в своем видеоролике.

Ремонт ударами молотка

Исправить дефекты замка можно легкими постукиваниями небольшим молотком по его краям, не допуская попаданий по центральной части.

Снизу необходимо обеспечить жесткий упор: можно подложить плоский твердый предмет или пластину. Чтобы не попасть случайно по средней части замка рекомендуется дополнительно использовать верхний упор. Этот способ лучше подходит для металлической молнии.

На таком же принципе основан ремонт бегунка небольшими ручными тисками.

Однако, все эти способы требуют большой осторожности и аккуратности. Довольно просто превысить механическое усилие и поломать замок: потребуется его замена.

Как поменять бегунок на молнии

Если после попытки неудачного ремонта произошла поломка, то потребуется искать новую деталь, подходящую по размеру и конструкции, а затем заменить ее на поломанную.

Критерии выбора замка

Сначала нужно определить характеристики и тип неисправного бегунка. Его номер обозначается с обратной стороны. Он может быть просто замерен обычной линейкой.

Классификация бегунков подробно разобрана выше. Однако при посещении магазина необходимо иметь образец поломанной детали, а также четко представлять тип застежки.

Технология замены бегунка

После выбора и покупки замка приступают к его замене. Для выполнения работы необходим несложный инструмент:

  • тонкая отвёртка;
  • бокорезы;
  • плоскогубцы.

Затем потребуется:

  • расстегнуть молнию до конца;
  • снять ограничитель с одной стороны;
  • застегнуть молнию и вывести бегунок со стороны, где отсутствуют ограничители;
  • вставить новый бегунок;
  • снятый ограничитель слегка сжать пассатижами и установить на прежнее место;
  • заправить концы ленты.

Особенности замены бегунка на разных видах молний

Для каждого типа конструкций застежек прослеживается своя специфика.

Металлические молнии

У них следует бокорезами с отверткой снять верхний ограничитель с правой стороны и попробовать произвести замену бегунка. Утолщение тесьмы может помешать этой работе.

В этой ситуации кончиками ножниц перерезают ткань. Через сделанный разрез осторожно с легкими покачиваниями вводят бегунок. Место пореза на тесьме укрепляют двумя стежками ниток или устанавливают на него ограничитель.

Тракторные молнии

В такую застежку обычно хорошо вводится бегунок через ограничители, снимать их необязательно.

Если же ограничитель мешает, то придется снять его, а после замены замка установить металлический или самодельный аналог. Все действия производятся при расстегнутой застежке.

Спиральные молнии

Схема замены бегунка на застежках этого типа ничем не отличается от обычной методики. Она описана выше.

Как улучшить работу застежки молнии

Существует несколько простых способов обработки поверхностей за счет смазки:

  • воском;
  • грифелем карандаша.

Покрытие воском

Можно натереть зубчики с двух сторон обычной парафиновой свечой или пчелиным воском. Молния может быть в закрытом состоянии или разведена.

Парафин заполнит пустоты между зубьями. Бегунок станет свободнее скользить.

Смазка грифелем карандаша


Смазка молнии воском или грифелем карандаша облегчает скольжение, защищает от внешних воздействий и увеличивает срок службы бегунка. Однако графит способен проникнуть на одежду и загрязнуть ее.

Как продлить срок службы молнии

Чтобы застежка с замком прослужила как можно дольше, достаточно придерживаться простых правил:

  • аккуратно пользоваться собачкой, не подвергать ее резким нагрузкам;
  • не перегибать молнию при хранении;
  • если расходится металлическая застежка, то попробовать отрегулировать ход ее замка пассатижами или молотком;
  • не допускать соприкосновения застежки, изготовленной из пластмассы, при глажении белья горячим утюгом;
  • застегивать замок на период стирки белья до соприкосновения с ограничителем;
  • использовать воск или грифель карандаша в качестве профилактической смазки на ранней стадии износа замка застежки.

Если у вас еще остались вопросы по этой теме, то сейчас самое удобное время задать их в комментариях.

Используя в повседневной жизни и в быту многие полезные изобретения, мы даже не задумываемся о том, как бы мы без них жили. И при этом совершенно не представляем, что многие из них были придуманы совершенно случайным образом.

Так, например, большинство из нас, застегивая по дороге на работу молнию юбки или брюк, куртки или сумки, совершенно не в курсе, что этот удобный тип застежки мог бы так и остаться неизвестным.

А, между тем, история изобретения застежки молнии достаточно интересна.

Все началось в 1851 году. Именно тогда изобретатель швейной машинки знаменитый портной Элиас Хоуи сконструировал новую застежку, представляющую собой две металлические цепочки, снабженные крючками и дырочками, которые должны были соединяться между собой при помощи специального «ключа», по форме напоминающего скрепку. Внешне первая молния мало походила на современные варианты, была очень громоздкой, неудобной. Неудивительно, что никто не заинтересовался этим изобретением. Тогда Хоуи махнул рукой на свое открытие и продолжил заниматься пошивом костюмов, благополучно забыв о своем детище.


Прошло почти двадцать лет. Однажды в Чикаго случился страшный пожар. Разрушения после него были признаны одними из самых катастрофических последствий в истории США. На тушение огня были брошены все пожарные расчеты. В тушении принимали участие и добровольцы из местных жителей. Спасая из пылающего дома маленькую девочку, скромный чертежник Стайл, выпрыгнул с нею на руках из окна второго этажа. Девочка была спасена, но Стайл при падении повредил себе спину. Лечение было малоэффективным, чертежнику было трудно даже наклоняться, чтобы завязать шнурки на обуви. В отчаянии он обратился к своему другу Уиткомбу Л. Джадсону. Надо ли говорить, что Джадсон по профессии был инженером-изобретателем и на тот момент был уже автором 12 патентов. К проблеме друга он отнесся с должным пониманием и всерьез задумался над новым типом застежки, которая бы позволяла тратить меньше времени и усилий.

Спустя некоторое время 7-го ноября 1891-го года в патентном бюро было зарегистрировано очередное изобретение Джадсона под номером 504038. Новая застежка также состояла из двух цепочек, одна из которых была снабжена крючочками, а другая петлями. Соединялось все это также специальным ключом, который получил название «claps locker».Для того, чтобы расстегнуть изделие, его надо было перевернуть. Через два года патент вступил в силу. При этом Джадсон вряд ли был знаком с творением своего предшественника Элиаса Хоуи, несмотря на то, что в конечном итоге их идеи были очень похожи.


Основав собственную компанию «Universal Fastener» Джадсон занялся производством изобретенной им застежки. Но дела шли не очень. Люди не лишком доверяли новинке. Причина была до банальности проста - никто не знал, как ею пользоваться. Чтобы устранить эту проблему, было решено выпустить подробную инструкцию, которая заняла целых два листа. Но даже это не помогло стимулировать спрос. Единственным крупным успехом был заказ на двадцать застежек для почтовой службы. Не помогли и усовершенствования, в числе которых было то, что теперь крючки и петли располагались теперь на отдельных матерчатых лентах, благодаря чему застежка пришивалась к изделию, а не крепилась, как раньше.

В 1905 году в компанию пришел инженер Гидеон Сундбэк. До этого он работал в компании, занимающейся электрическими технологиями. Но любовь к дочери одного из менеджеров «Universal Fastener» заставила его сменить род деятельности. Впрочем, он убедил своих будущих боссов, что всерьез поверил в успех изобретения Джадсона.

Взявшись за работу Сундбэк внес несколько изменений в конструкцию застежки. Так он существенно модернизировал изобретение Джадсона, создав новую модель, которую назвал «Hookless N1», что означает «Безкрючковая N1». Она была более тонкой, в ней было увеличено количество зубцов, а также Сундбэк упростил процесс, придумав станок для изготовления молний. Но, к сожалению, «Hookless N1» была недолговечной – ее хватало буквально на несколько раз. Тогда Сундбэк придумал другую модель «Hookless N2», в которой форма зубцов была изменена.

Но достаточно долгое время и эти новинки не пользовались спросом. С большим трудом в 1914 году удалось продать первые четыре штуки застежек. Цена при этом была более чем символической – один доллар за единицу товара. Впрочем, как показала практика, этот маркетинговый ход удался. В 1917 году США вступили в Первую мировую войну. Изобретением заинтересовалось военное министерство. Особенно удобство новой застежки было оценено летчиками. И продажи наконец-то сдвинулись с мертвой точки. Вскоре молнии использовались во многих видах обмундирования и военной амуниции. В этом же году производство застежек было запатентовано. Молния была заслуженно признана во всем мире.


Но Уиткомб Джадсон так и не дожил до триумфа своего изобретения. Он скончался раньше в 1909 году.

По окончании войны застежки перекочевали и на гражданскую одежду. Поначалу особый упор делался на детскую одежду, поскольку, снабженная молнией, она легко снималась и одевалась.

Кстати, название застежки в английском варианте «zipper» было придумано в 1923 году Бертрамом Роком – президентом компании «B.F. Goodrich», производящей резиновые сапоги и галоши. Эта компания одной из первых стала применять новую застежку для своей продукции. А название «зиппер» возникло из-за звука, которое издавала застежка - «zzzip», что созвучно нашему «вжжик».

Долгое время молнию не не использовали при пошиве женской одежды. Считалось, что это показывает падение нравственных устоев, так как символизирует доступность женщины, поскольку застежка расстегивалась очень быстро. Но в 1930 году владелица парижского Дома моды мадам Шапарель нарушила этот негласный запрет в своей новой коллекции. А вскоре женская одежда с молниями была представлена и на выставке в Нью-Йорке.

В 1937 году парижский модельер Жан Клод разместил молнию на мужских брюках, что произвело настоящий фурор. Среди тех, кто оценил достоинство нововведения был даже герцог Виндзорский. Но по-настоящему популярной во всем мире стала после выхода фильма «Дикарь», где манипуляции с молнией героя Марлона Брандо вызвали шквал эмоций.

Продолжая своей триумфальное шествие застежка со временем меняла свой внешний вид, приспосабливаясь под различные виды одежды. Разработчиками было придумано и внедрено достаточно большое количество видов застежки молнии, которые сегодня принято классифицировать по нескольким признакам.

Так, например, в зависимости от материала, из которого изготавливаются зубцы, их подразделяют на пластиковые и .


По способу крепления пластиковые молнии подразделяются на или витые, и или литые.


По способу расстегивания молнии бывают:

  • неразъемные;
  • разъемные - те, которые расстегиваются только сверху;
  • двухзамковые, расстегивающиеся и сверху и снизу.

По ширине застежки в закрытом виде молнии бывают от 3 до 10 мм. (тип 3 и тип 10, соответственно). Чем молния шире, тем большие нагрузки на разрыв и растяжение она выдерживает.

Также молнии классифицируются по типу замка:

  • автомат (auto/lock, A/L) – расположенный внутри бегунка механизм, закрепляет зубья молнии, не позволяя ей расходиться при любом положении язычка бегунка;
  • полуавтомат (pin/lock, P/L) или молния со стопором, который надежно закрепляет зубья и не дает молнии расходиться только при опущенном положении язычка;
  • галантерейный (non/lock, N/L) или бегунок без механизма-автомата и стопора, обеспечивает свободное движение по молнии без закрепления.

А еще молнии бывают как фиксированной длины, так и производимые в промышленных масштабах .

Таким образом, пройдя достаточно долгий путь застежка молния, она же «зиппер», стала неотъемлемым элементом не только в одежде, но и во многих других направлениях легкой промышленности.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ