Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

духовенство

духовенства, мн. нет, ср., собир. Служители религиозного культа.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

духовенство

А, ср., собир. В монотеистических религиях: лица отправляющие религиозные, церковные обряды, служители церкви. Д. православное, католическое, мусульманское. Черное д. (монашествующее). Белое д. (не монашествующее).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

духовенство

ср. Служители религиозного культа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

духовенство

служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).

Духовенство

в современных религиях служители культа, обычно (но не во всех религиях) организованные в иерархической корпорации. Верующими представители Д. почитаются как люди, наделённые сверхъестественной силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви Д. делится на высшее и низшее. В некоторых религиях представители высшего Д. почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий Д. разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства, в том числе уход «из мира») и белое (живущее «в миру»). В буддизме монашество охватывает всё Д.

В антагонистическом классовом обществе Д. в своей массе являлось и является опорой господствующих эксплуататорских классов. «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать революционную решимость» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 237).

Общепринято связывать Д. с монотеистическими религиями. Непосредственным его предшественником являлось жречество , типичное для политеизма (более ранней ступени развития религии). Принципиального различия между Д. и жречеством не существует. Одной из основных функций жречества государств древнего мира являлось отправление религиозного культа; жречество представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господствующего класса.

Процесс формирования Д., начало складывания церковной иерархии прослеживаются на примере христианства. В ранних христианских общинах, организованных демократически, Д. ещё не существовало. С ростом числа сторонников христианства произошло в общинах разделение на клир (духовенство) и мирян. Приблизительно с середины 2 в. руководство в общинах постепенно перешло к епископам, которым были подчинены священнослужители, а в начале 4 в. возникло монашество . Позже епископы наиболее влиятельных епископий стали именоваться патриархами, а на основе римского епископата образовалось папство (5 в.).

В феодальных государствах Д. составляло особое привилегированное сословие, стоявшее на страже интересов феодалов, освящавшее феодальную эксплуатацию народа. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели монастырей и др.) были крупными землевладельцами, на их землях жестоко угнетались массы феодально-зависимых крестьян. Хотя Д., будучи в средние века «... единственным образованным классом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), и способствовало некоторому распространению грамотности, знаний (основывало школы, переписывало в монастырях книги, составляло хроники и т.п.), но в то же время оно препятствовало развитию науки, независимой от богословия, захватывая монополию на образование, подчиняя своему влиянию всю духовную жизнь общества. Отдельные представители Д., поднимавшиеся выше своего круга и выступавшие как носители прогрессивной мысли (Дж. Бруно), подвергались преследованиям.

Низшее Д., вербовавшееся из среды бюргерства, крестьян и плебеев, стояло по условиям жизни ближе к народным массам. Выходцы из его рядов нередко были участниками или руководителями народных движений (Дж. Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), порой выступали с критикой религии, церкви и общественных порядков (Ж. Мелье, Ж. Ру).

При капитализме прежние политические и экономические связи высшего Д. с землевладельческой аристократией постепенно вытесняются связями с крупной буржуазией, с монополиями, интересы которых Д. (в своём большинстве) отстаивает, провозглашая священность частной собственности, оправдывая классовое деление общества и осуждая революционную классовую борьбу.

В эпоху империализма Д. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистического рабочего движения. После победы Великой Октябрьской революции, встреченной Д. и в России, и за рубежом, как правило, враждебно, антисоветизм и антикоммунизм стали одним из постоянных мотивов в общественной и религиозной деятельности большей части Д. (особенно высшего) капиталистических стран. Большое место в деятельности Д. буржуазных государств занимает пропаганда религиозных доктрин среди населения, при этом оно использует в своих целях различные политические партии и организации. Усиление мировой социалистической системы, успехи национально-освободительного движения и популярность идей социализма привели многих представителей Д. различных стран к осознанию необходимости пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности: а именно к отказу от безусловного оправдания капитализма. Часть Д. стала поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. В социалистических странах укрепление социалистического строя побудило Д. в своей основной массе занять лояльную позицию по отношению к социалистическому государству.

Д. остаётся проповедником антинаучной идеалистической идеологии. Для противодействия влиянию идей коммунизма и упадку религиозности Д. стало искать новые пути воздействия на массы. Одним из таких путей является, например, организация католической церковью так называемого светского апостолата ≈ создание из мирян помощников Д. Представители Д. в целях укрепления позиций религии, поколебленных развитием науки, пытаются идеалистически истолковывать научные открытия. Стремясь сохранить своё влияние на массы, Д. выдаёт себя за блюстителя национальной самобытности и культуры, отмежёвывается от мрачных страниц своего далёкого и недавнего прошлого, возвеличивает свою роль в истории.

М. М. Шейнман.

Д. в России. На территории Русского государства, а позднее Российской империи существовало много религиозных культов и вероисповеданий. Главнейшими из них были: в христианской религии ≈ русская православная церковь, армянская апостольская церковь, грузинская православная церковь, католическая церковь, лютеранские церкви, старообрядчество; а также ислам, имеющий последователей суннитского и шиитского толков; иудаизм, делящийся на талмудистов и караимов; буддизм, последователи которого исповедуют его ламаистскую разновидность; множество сект ≈ молокане, духоборы, мормоны, штундисты, хлысты, баптисты, евангельские христиане, адвентисты и др. Во многих религиях в России Д. ≈ это замкнутое сословие со строгой иерархией. Сверху вниз эта иерархия выглядит следующим образом: в православной церкви имеются 3 степени священства: епископ (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ); пресвитер (протопресвитер, протоиерей, священник), а в монашестве ≈ архимандрит, игумен, иеромонах; диакон (протодиакон, диакон), а в монашестве ≈ архидиакон, иеродиакон. В старообрядческой церкви белокриницкого и беглопоповского согласия ≈ архиепископ (глава церкви), епископ, протоиерей, священник, протодиакон, диакон; в старообрядческой церкви беспоповского согласия ≈ наставник. В католической церкви ≈ архиепископ, епископ, декан, пробст (настоятель), ксёндз, диакон, субдиакон. В протестантских религиях, не имеющих церковной иерархии, Д. избирается верующими и имеет: в лютеранской церкви ≈ архиепископов, епископов, пробстов, старших пасторов, пасторов. В религиозных сектах ≈ старших пресвитеров, благовестников, пресвитеров, проповедников, диаконов. В иудейской религии ≈ раввинов; в буддийской религии ≈ хамбо-лам, лам; в религиозных сектах ≈ старших пресвитеров, благовестников, диаконов, пресвитеров, проповедников.

Во главе русской православной церкви стоит патриарх, во главе армянской апостольской церкви ≈ верховный патриарх-католикос всех армян, грузинской православной церкви ≈ патриарх-католикос. Лютеране отрицают сложную церковную иерархию и монашество. Эстонская и латвийскаялютеранские церкви возглавляются каждая своим архиепископом, избираемым общинами верующих. Во главе каждой церковной общины стоит приглашаемый ею пастор, который рассматривается не как посредник между богом и верующими, а лишь как толкователь Священного писания. В иудейской религии примерно ту же роль знатоков и толкователей священных текстов и руководителей религиозной общины играют раввины. В мусульманстве над рядовыми служителями культа (муллами) стоит муфтий. Во главе забайкальских буддистов стоит бандидо хамбо-лама.

Господствующей церковью в России была русская православная церковь. В 1897 из 126368 тыс. чел. около 80 млн. населения России были православными. Оба вида духовенства ≈ чёрное (монахи) и белое (священники, протоиереи, диаконы и протодиаконы) ≈ появились на Руси после принятия христианства (988≈989). Так как христианство было заимствовано из Византии, то на первых порах, как правило, священнослужителями были греки. Тогда же создалась церковная иерархия. Глава русской церкви ≈ митрополит, назначался константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий (церковных округов) стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды чёрного Д. митрополитом и собором русских епископов при значительном участии светской власти (князей). С 1448 русская церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала самостоятельной (см. Православная церковь). Митрополит избирался собором русских епископов, а в 1589 главе русской церкви был присвоен титул патриарха московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь всё больше подчинялась власти царя. С самого начала архиереи и монастыри получали от князей земельные пожалования, которые росли за счёт вкладов «на помин души», покупки земель у светских феодалов, захвата земель у крестьян и др. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феодальными привилегиями, податным и судебным иммунитетом. Высшее Д., таким образом, составляло часть господствующего класса феодалов. Поэтому народные антифеодальные движения, будучи направленными и против духовных феодалов, и против церкви, освящавшей феодальный строй, часто принимали форму ересей. Нередко активными участниками еретических движений были представители низшего белого Д., ряды которого пополнялись выходцами из крестьянского и посадского населения. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т.к. кормилось за счёт своей паствы, являлось проводником официальной церковной идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. До 18 в. кандидатов на священнические места избирали сами верующие, в вотчинах огромную роль в этом деле играли землевладельцы. С конца 17 в. установился наследственный порядок занятия свободных священнических мест, что способствовало превращению белого Д. в замкнутое сословие, которое в 18 в. постепенно выдвинулось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. По первой ревизии (1718≈27) в России значилось 97413 душ мужского пола, относящихся к православному Д. Белое Д. всё больше оформлялось в обособленную касту. Пётр I ликвидировал патриаршество, а управление церковью передал созданному в 1721 Синоду во главе с государственным чиновником ≈ обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви государственной власти, превращение её в часть государственного аппарата. Самодержавие выделяло на содержание Д. огромные средства. К концу 19 в. только Синод отпускал на содержание православного Д. 7 млн. руб. в год, а государственное казначейство ≈ 18 млн. в год, не считая пожертвований на приходское Д., доходов от церковных земель, имуществ и процентов с капиталов. Всё католическое Д. получало содержание из казны, Д. др. вероисповеданий содержалось на средства приходов. Д. верно служило самодержавию. На него были возложены некоторые обязанности административного и полицейского характера: запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадёжностью прихожан. Во всех школах в обязательном порядке преподавался закон божий, значительнаячасть начальных школ находилась в руках Синода. Церковь имела свои учебные заведения: духовные семинарии, появившиеся в 18 в., и духовные академии. К началу 20 в. в России было 4 духовные академии, 58 семинарий, в которых обучалось 19900 чел. для занятия церковных должностейв русской православной церкви. Подобные учебные заведения имело и Д. др. вероисповеданий. К 1917 в Российской империи было 6 католических семинарий, 6 семинарий армянской апостольской церкви и др. Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми общественными идеями, печать находилась под гнётом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революционным движением. В годы Революции 1905≈1907 Д. участвовало в организации обществ типа «Союза русского народа» или «Союза Михаила Архангела» , сеяло национальную вражду, было вдохновителем еврейских погромов. Церковные учреждения владели землями, торговыми заведениями, промышленными предприятиями; многие монастыри были миллионерами. В 1912 в русской православной церкви насчитывалось 110434 чел. белого и 91654 чёрного Д. Подавляющее большинство Д. враждебно встретило Октябрьскую социалистическую революцию 1917. Всероссийский поместный собор православной церкви (август 1917 ≈ сентябрь 1918) восстановил патриаршество. Патриархия и Д. стали одной из сил, борющихся против Советской власти и социалистических преобразований. Враждебную позицию по отношению к Октябрьской революции занимало Д. всех др. вероисповеданий ≈ мусульманского, старообрядческого и т.д. В обстановке упрочения Советской власти и всенародной поддержки её мероприятий часть Д. осознала опасность оказаться в полной изоляции. В 20-х гг. внутри православной церкви получило большое развитие возникшее ещё до революции обновленческое движение. Обновленцы осудили антисоветскую деятельность патриарха Тихона и заявили о лояльном отношении к Советской власти. Они стояли также за некоторые нововведения в церковном устройстве и в быту Д., не затрагивавшие основ вероучения. Это движение сыграло определённую роль в пересмотре церковью её отношения к Советской власти. Церковь прекратила открытую борьбу с Советской властью. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисоветскую деятельность. Лишь победа социализма вынудила православное Д., как и Д. других вероисповеданий, встать на путь лояльного отношения к Советской власти. См. также статьи: Союз Советских Социалистических Республик, раздел Религия и церковь, Армянская апостольская церковь, Баптисты, Грузинская православная церковь, Ислам, Православная церковь, Старообрядчество, Церковь.

Лит.: Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Грекулов Е. Ф., Православная инквизиция в России, М., 1964; Самсонов А. М., Антифеодальные народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистические произведения, М., 1959; Церковь в истории России (IX в. ≈ 1917 г.), М., 1967; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Шишкин А. А., Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви, Казань, 1970.

В. С. Шульгин.

Википедия

Духовенство

Духове́нство - собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям.

Примеры употребления слова духовенство в литературе.

Когда часть духовенства отказалась поддерживать авторитарный курс режима, а военные большей частью остались пассивными, эта правящая партия, казавшаяся столь мощной и нередко считавшаяся третьей опорой режима, оказалась неспособной обеспечить ему необходимое плебисцитарное одобрение.

Жрецы древности и высшее духовенство пользовались аквамарином для углубления своих знаний и проникновения в свои прошлые жизни и в будущее.

Поначалу отметил ордынских послов и гостей иноземных, отличных по платью, потом - высшее духовенство в золоте облачений и уж потом - в череде бобровых, куньих и собольих опашней, в атласном, аксамитовом, шелковом и тафтяном великолепии праздничных одежд, сверкании золотых и серебряных оплечных цепей, жемчужных и парчовых наручей - узрел, наконец, крепкого, осанистого, празднично уверенного в себе Алексея Хвоста и супротив него насупленные лики Вельяминовых.

На это ангелы отвечали мне, что они знают о существовании такого понятия у многих в мире, о преобладании его в особенности в ученом сословии и также, к удивлению их, в духовенстве .

И я думаю, будет не бесполезно, если вы также разрешите мне задержаться еще на день в Антофагасте, побывать в местных церквах, побеседовать с духовенством .

В Антофагасте, посоветовавшись кой с кем из духовенства , Эшли на свои деньги приобрел напрестольную пелену, распятие и шесть сотен свечей.

Когда на следующий день, перед отъездом, Мария Антуанетта желает прослушать мессу, у портала кафедрального собора вместо почтенного епископа во главе духовенства дофину приветствует его племянник и коадьютор.

Здесь сказывались и общая культурная отсталость всей среднеазиатской окраины, и сохранившееся еще во многих местах довольно сильное влияние байства, фанатично настроенного мусульманского духовенства , других реакционных сил.

Как и все высшее духовенство , -- рапортовал Белецкий, -- Питирим содомник, секретарем при нем -- Осипенко, бывший учитель пе-ния в гимназии.

Кроме общих соборов, созывавшихся митрополитом всея Руси из подведомственных ему владык, могли быть еще частные, созывавшиеся владыкою, какой-нибудь области из подведомственного ему духовенства : так, в 1458 году ростовский архиепископ Феодосий созвал собор в Белозерске для отвращения некоторых злоупотреблений, например позволения вступать в четвертый брак.

Что же касается Бернини, то он был любимцем духовенства -- своего рода гордостью Святого престола.

Собирает собор из бояр и духовенства , присоединяет прелукавых некоторых монахов, Мисаила Сукина, издавна знаменитого злобою, Вассиана неистового и других, исполненных лицемерия и бесстыдства, сажает их близ себя, с благодарностию слушает их, клевещущих на святых.

Понятно, что Александр не хотел построить для жены православной церкви, не хотел окружать ее людьми православного исповедания, ибо понятно, как духовенство католическое и паны литовские латинского исповедания должны были смотреть на то, что их великая княгиня была греческой веры.

Сильные следы этого неудовольствия у великороссийского духовенства на малороссийских архиереев мы находим даже 50 лет спустя, когда архиереи из великороссиян с ненавистию отзывались о своих предшественниках-малороссиянах, об этих, по их словам, черкасишках никуда не годных и от людей переносили свое нерасположение к делу, к школам, заведенным архиереями-малороссиянами.

Но равнодушие или молчаливое сочувствие, с каким местные общества относились к московской уборке их удельных князей, открытое содействие высшего духовенства , усилия Москвы в борьбе с поработителями народа - все это придавало эгоистической работе московских собирателей земли характер народного дела, патриотического подвига, а совпадение их земельных стяжений с пределами Великороссии волей-неволей заставляло их слить свой династический интерес с народным благом, выступить борцами за веру и народность.

ДУХОВЕНСТВО, священнослужители и церковнослужители христианских церквей. Первыми представителями духовенства можно считать святых апостолов, на которых в праздник Пятидесятницы сошёл Святой Дух. Этот день считается началом христианской Церкви и миссионерских подвигов апостолов. В период Средневековья и Нового времени сословие в государствах с сословным общественным устройством, в том числе в Российской империи. Основная задача духовенства состоит в удовлетворении религиозных нужд прихожан. Священнослужители осуществляют богослужение, исполняют требы (крещение, венчание, отпевание, освящение домов), исповедуют и причащают прихожан, заботятся об их нравственном состоянии. Деятельность духовенства была также направлена на распространение знаний, исправление нравов и искоренение суеверий.

Оформление духовенства как сословия происходило с начала 4 века (епископы и клирики христианской Церкви стали наделяться различными привилегиями) и завершилось в эпоху раннего Средневековья. В Западной Европе в период классического Средневековья духовенство составило особое привилегированное сословие, традиционно именовалось первым и стояло выше светских феодалов. Ввиду обязательности целибата для католического духовенства к нему принадлежали лишь сами клирики Римско-католической церкви. После Реформации духовенство в странах, где утвердился протестантизм, перестало выступать в качестве сословия, сохранив статус духовных лиц. Служители православных церквей подразделялись на белое духовенство (священнослужители - священники и дьяконы; помогавшие им во время богослужения церковнослужители - дьячки, пономари, просвирни), которое входило в состав сословия вместе с членами семьи, и чёрное духовенство (монашество).

Представители восточно-христианского духовенства появились в Древнерусском государстве в середине 10 века, ещё до официального Крещения Руси. В «Повести временных лет» в связи с заключением русско-византийского договора 944 сообщается о существовании «соборной» церкви Святого Ильи в Киеве (однако в историографии существует мнение, что в данном случае речь идёт о храме в Константинополе). Духовенство формировалось одновременно со становлением Русской православной церкви. С созданием Киевской митрополии (вероятно, не позднее 997), подчинявшейся Константинопольскому патриархату, из Константинополя прибыли митрополит и иные священнослужители греческого происхождения. Они служили в первых поставленных на Руси в 990-е годы церквах - в Киеве и Новгороде, а также в центрах огромных по византийским меркам епархий, которые были образованы в Древнерусском государстве (15, возможно 16, к концу 1230-х годов). За пределами крупных городов постепенно сформировались церковные округа («погосты», «уезды», «переезды»), к 15 веку они были вытеснены приходами. После Ферраро-Флорентийского собора, на котором в 1439 году была заключена уния между католической и православной церквами, и избрания в 1448 Ионы первым митрополитом русской Церкви, ставшей автокефальной, русское духовенство перестало канонически подчиняться Константинопольскому патриархату.

Изначально духовенство обладало рядом так называемых канонических привилегий: было подсудно только архиерейскому суду, управлялось церковными иерархами, освобождалось от государственной службы и налогов в пользу государства. Рукоположение в священники осуществлял местный епископ. Предпочтение отдавалось людям кротким и целомудренным, кандидат обязательно должен был состоять в церковном браке. Священниками не могли стать холопы, убийцы, разбойники, лица, задолжавшие деньги, и двоеженцы. Подготовку и обучение священников проводил другой опытный священнослужитель в индивидуальном порядке в течение 6 недель за оговорённую плату.

Причт приходской церкви, который был полным только в богатых храмах, состоял из священника (попа), диакона (эта должность существовала не повсеместно), дьячка, пономаря (нередко заменялся сторожем), звонаря, сторожа и просвирни (с 12 века; женщина, которая пекла просфоры). Собор 1273 запретил привлекать кандидатов в священники к ручному труду и определил плату за «поставление». К 15 веку в русских землях и княжествах было построено около 6,5 тысяч храмов; в среднем на храм приходилось не более 2,4 служителей, а общее число лиц духовного звания не могло превышать 15,6 тысяч человек (хотя в историографии встречаются и большие цифры).

Содержание духовенства предоставлялось главным образом приходской общиной или ктитором храма (князем, боярином, купцом и др.), в ряде случаев оно оформлялось так называемой ружной грамотой, в которой оговаривалось специальное ежегодное жалованье за осуществление тех или иных служб или без всяких условий. Руга (позднее выплачивалась из казны) могла быть денежной или натуральной, она использовалась или всеми членами причта, или шла на содержание тех, кто был указан в грамоте. Кроме того, представители духовенства лично вели хозяйство, обрабатывали землю, принадлежавшую храму, при недостатке этой земли дополнительные участки брались причетниками в аренду. Другим способом материального обеспечения причта были доходы от церковных вотчин, сёл и деревень (ими ведал староста церковной общины), которые переходили в собственность храма, например, по завещанию или дарственной. Духовные лица могли сами владеть участками земли, что значительно улучшало их материальное положение. Доходы от торговли и ростовщической деятельности считались несовместимыми с церковной службой, хотя светские власти неоднократно предоставляли храмам право беспошлинной торговли.

Плата за требы, совершаемые в храме, считалась добровольной, её размер зависел от достатка прихожанина. Из получаемых доходов духовенство выплачивало многочисленные пошлины местному епископу, который сам устанавливал их размер и число (так называемое архиерейское тягло), среди них - соборное (или зборное), заезд, десятина и др. Единовременные пошлины взимались при поставлении священника, его переходе на службу в другой храм или другую епархию. Периодически священники выплачивали местному епископу различные дани на праздники - Петровское (Петровская дань), Рождественское. В конце 14 века для сбора пошлин и даней в епархиях стали действовать специальные архиерейские чиновники - десятинники, заездчики, доводчики. С того же времени фиксируются нарушения основных канонических привилегий духовенства.

Представители духовенства преимущественно были грамотными (однако известны случаи, когда службу проводили и неграмотные священники, выучив её наизусть «по напевке»). Священнослужители зачастую преподавали в школах, действовавших при церквах. Своим детям они старались дать образование. Часто сыновья священников (поповичи) становились лицами духовного звания или уходили на государственную службу.

В 16-17 веках белое духовенство численно значительно преобладало, но подчинялось высшим иерархам чёрного духовенства - архиереям (патриарху, митрополитам, архиепископам и епископам). Стоглавый собор (1551) провозгласил духовно-религиозную сферу основой государственной и народной жизни, декларировал принцип независимости церковного суда и управления, предоставил определённые административно-финансовые полномочия представителям белого духовенства - протопопам (почетное звание священника, как правило, служащего при городском или кафедральном соборе), а также представителям церковных общин - выборным поповским старостам и десятским. Учреждение патриаршества (1589) практически не отразилось на положении духовенства.

Стремление к «благочинию» в церковной жизни и борьба с неортодоксальными обрядами и верованиями в народной среде проявились в 1630-40-е годы в деятельности «ревнителей благочестия», в числе которых преобладали провинциальные приходские священнослужители. Соборным уложением 1649 года был учреждён Монастырский приказ как судебное государственное учреждение для лиц духовного звания и лиц, подчинённых им по служебным и владельческим отношениям (из ведения приказа исключались патриарх и патриаршая область).

Значительный удар по единству духовенства нанесли раскол в РПЦ и формирование старообрядчества. Во многом этим были обусловлены реформы, проводившиеся по решениям Большого собора 1666-67. В целях соблюдения основных канонических привилегий духовенства собор принял ряд важных решений, в том числе отстранил Монастырский приказ от суда над духовенством, после чего усилился архиерейский контроль. В течение 17 века одновременно со стабилизацией приходской сети унифицировалась система сбора дани с духовенства в пользу архиереев и упорядочивалось материальное обеспечение приходского духовенства (главным источником доходов становилась эксплуатация церковных земель). В среде приходского духовенства развивалась традиция передачи по наследству не только занятий и статуса, но и «места» (должности с доходом) при определённой церкви. Все эти факторы влияли на становление духовного сословия. Тем не менее, в конце 17 века единство белого духовенства нарушалось из-за отдельного статуса ружного духовенства и неразвитости сословного самосознания. Серьёзной проблемой являлся ограниченный уровень образования духовенства, причиной чего было отсутствие развитой специальной системы обучения.

К концу 17 века представителей белого духовенства со взрослыми членами семей мужского пола насчитывалось около 100 тысяч человек. Большинство из них служило при приходских церквах. Указом Петра I (1708; подтверждён в 1710) детям духовенства, не учившимся в школах, было запрещено поступать на должности священно- и церковнослужителей. В начале 18 века сформировался институт военного и морского духовенства (в 1891 было 569 военных священников), представители которого служили в полковых, судовых, крепостных, госпитальных, тюремных и других церквах, сопровождали части армии и флота во время военных походов и боевых действий.

Согласно Духовному регламенту 1721 года, патриаршество было упразднено (после смерти патриарха Адриана в 1700 Пётр I запретил выборы нового патриарха), управление РПЦ передано государственному учреждению - Синоду; ограничено пользование духовенства доходами с церковных вотчин; духовенство обязывалось вести метрические книги (в них фиксировались даты рождения, крещения, венчания и смерти прихожан); для подготовки духовенства учреждались духовно-учебные заведения; за счёт увеличения полномочий архиереев ограничена свобода помещиков или прихожан избирать причт. В 18 веке выборный принцип назначения на должности приходского духовенства постепенно вытеснялся (окончательно упразднён в 1841), с одной стороны, практикой назначения духовенства епархиальным архиереем, с другой - обычаем определения на места священно- и церковнослужителей их детей или родственников, а также лиц, вступавших в брак с дочерьми клириков. В случае если приход замещался посторонним лицом, вновь назначенный священнослужитель выплачивал своему предшественнику или его семье определённую часть своих доходов. В 18 веке определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий было запрещено. В то же время был затруднён выход из духовного звания. В связи с этим, а также благодаря тому, что дворяне воздерживались от перехода в духовное звание, духовенство приобрело характер замкнутого сословия.

Тогда же получила развитие тенденция оформления духовенства в привилегированное сословие. В 1722 состоявшие на службе священнослужители и члены их семей освобождены от подушной подати. В дальнейшем духовенство освобождено от рекрутской повинности (1724), постоев войск, дежурств на съезжих дворах, явки к офицерам для работ и посылок (1736), «хождения к рогаткам на караулы и на пожары и от прочей полицейской должности» (1742). В 1767 священники и иеромонахи освобождены от телесных наказаний, в 1771 эта привилегия распространена на диаконов. В царствование императора Павла I запрет утратил силу, в связи с чем в 1801 император Александр I вновь отменил телесные наказания для священников и диаконов, в 1808 - для их жён, в 1811 - для монахов, не имевших священнического сана (церковнослужители освобождены от телесных наказаний в 1863 в связи с отменой этой меры наказания как таковой).

В то же время с начала 18 века государство предпринимало активные меры по регулированию численности духовенства, в результате которых доля духовенства в составе всего населения России непрерывно снижалась. В 1722 введены первые штаты духовенства, которые устанавливали зависимость числа духовных лиц в приходе от численности прихожан и положили начало законодательному оформлению духовенства как сословия. На приход (100-150 дворов) полагалось по одному священнику, дьячку и пономарю; для двухприходских (200-250 дворов) и трёхприходских (300 дворов) церквей число увеличивалось соответственно в 2-3 раза, а трёхприходские церкви имели право содержать ещё двух диаконов. В 18 - 1-й трети 19 века неоднократно производились так называемые разборы духовенства, в ходе которых священно- и церковнослужители, не имевшие места или занимавшие не предусмотренные штатами места, а также провинившееся в чём-либо, переводились в податные сословия или в качестве рекрутов отправлялись в армию (последний рекрутский набор, касавшийся представителей духовенства, проведён в 1831). Аналогичные меры предпринимались по отношению к детям духовенства. Во 2-й четверти 18 века численность белого духовенства составляла около 125 тысяч человек.

В связи с секуляризацией 1764 часть дохода от церковных земель была направлена на содержание епархиальных управлений, епископов и консисторий, что позволило в том же году ликвидировать сборы с приходского духовенства в пользу церковных иерархов. С 1765 причты сельских приходских церквей наделялись земельными наделами площадью от 36 га (в 1890 площадь церковных земель составляла свыше 2 миллионов га, из которых 1,8 миллионов га - в Европейской России); приходское духовенство обрабатывало эти земли самостоятельно, реже сдавало в аренду. Тогда же установлен обязательный минимум (в 1801 был удвоен) оплаты приходскому духовенству за исполнение церковных треб. Исповедовать и причащать священник обязывался безвозмездно. В 1778 изданы новые, существенно сокращённые штаты духовенства, появление которых было связано с необходимостью привлечь на службу во вновь создававшиеся (согласно губернской реформе 1775) местные государственные учреждения большое число новых чиновников, которые набирались и среди духовенства, а также семинаристов. В 1784 имелось 93,7 тысяч штатных мест священно- и церковнослужителей, из них 74,6 тысяч были заняты. В 1797 началось награждение духовенства некоторыми орденами, а также скуфьями, камилавками, наперсными крестами и митрами. В 1798 году указом императора Павла I (отменён в 1801 императором Александром I) прихожанам предписано церковные земли обрабатывать и выплачивать часть доходов на содержание духовенства.

В начале 19 века разрешено определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий (при недостатке лиц духовного звания). Выход из духовного сословия детей духовенства, не принявших сан, был упрощён. В 1825 году белое духовенства насчитывало 101 тысячу человек (32,7 тысяч священников, 14 тысяч диаконов, 54,3 тысяч причетников), в 1839 - 108,5 тысяч человек (33,6 тысяч священников, 15,4 тысяч диаконов, 59,5 тысяч причетников).

Во 2-й четверти 19 века стало вводиться государственное денежное обеспечение сельского и городского духовенства (в 1900 денежное содержание от государства получало духовенство около половины всего количества причтов, к 1917 - 81,2%), его размер постепенно повышался. Однако и в начале 20 века по-прежнему главными источниками существования духовенства являлись платы прихожан за требы, сборы продуктов во время так называемых обходов прихожан, например, на Пасху, Рождество.

К середине 19 века в основном завершилось формирование системы учебных заведений, предназначенных для духовенства. К 1850 она состояла из 4 духовных академий (обучались 383 человека), 47 духовных семинарий (16,7 тысяч человек), 182 духовных училищ (24,7 тысяч человек). В дальнейшем их количество увеличилось незначительно. С 1843 для дочерей духовенства открывались епархиальные училища.

В ходе реформ, осуществлённых императором Александром II, усилилась тенденция нарушения сословной замкнутости духовенства. В 1863 выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты (в 1878 составляли 46% всех студентов; право семинаристов поступать в университеты без сдачи экзаменов на аттестат зрелости в гимназиях отменено в 1879, вновь даровано в 1884). В 1864 детям духовенства разрешено поступать в гимназии, в 1866 - в военные училища. В результате земской реформы 1864 представители духовенства, являвшиеся держателями церковных земель, получили право избирать гласных земств и быть избранными в их состав (упразднено земским положением 1890, которое ввело назначение депутатов от духовенства в земские собрания епархиальными архиереями). В 1867 году отменено наследование должностей духовенства (однако традиция наследования продолжала существовать); признана необязательной материальная помощь вновь назначенного священнослужителя своему предшественнику или его семейству (социальная защита оставшихся за штатом клириков и семейств умерших клириков была возложена на епархиальные власти). В 1869 дети духовенства перестали причисляться к духовному званию: дети священников получали право возведения в личное дворянство (если они не имели прав на потомственное), дети церковнослужителей - право причисления к сословной группе личных почётных граждан. Им был предоставлен свободный выбор занятий; из «духовного звания» исключались лица, не имевшие священнического сана и не состоявшие на церковнослужительских должностях: певчие, церковные сторожа, звонари и др. В 1871 в ряды духовенства дозволен доступ лицам всех сословий (однако на практике это право использовалось редко). В 1866 введено пенсионное обеспечение священников, в 1876 - протодиаконов, в 1880 - диаконов.

Улучшение материального обеспечения духовенства связывалось главным образом с сокращением его численности. Она уменьшилась в результате введения новых штатов 1869 года: священников - с 38,8 тысяч (1869) до 33 тысяч (1880), диаконов - с 14,3 до 7,6 тысяч, причетников - с 63 до 48,6 тысяч человек. С введением штатов 1885 численность белого духовенства вновь возросла, в 1898 она составила 102,7 тысяч человек; 44,7 тысяч священников, 14,4 тысяч диаконов, 43,6 тысяч причетников (по данным Всероссийской переписи населения 1897, численность населения, официально отнесённого к православному, превысила 87 миллионов человек).

Во 2-й половине 19 - начале 20 века существенно улучшился образовательный уровень приходского духовенства. В 1863 в Москве по инициативе белого духовенства основано Общество любителей духовного просвещения. Духовенство активно участвовало в деятельности Палестинского православного общества, образованного в 1882. В 1860-е годы многие представители духовенства стали публиковаться в периодических изданиях (главным образом церковных, в том числе в епархиальных ведомостях), духовенство впервые получило возможность обсуждать в печати собственное положение и нужды. В последней трети 19 - начале 20 века духовенство стало особенно широко участвовать в благотворительной деятельности (в 1897 при храмах действовало 17,3 тысяч благотворительных организаций, большинство из которых возникли по инициативе и при участии их настоятелей). Тогда же практически каждый священник являлся учителем Закона Божьего в одной или более начальных школах, реже - в средней школе; преподаванием Закона Божьего занимались также церковнослужители. С 1884 духовенство руководило церковно-приходскими школами.

С 1906 Синод назначал 6 представителей - по 3 от белого и чёрного духовенства - в Государственный совет, тогда же духовенство получило право участвовать в деятельности внецерковных общественных организаций при условии, что в их программах или действиях не содержалось «нечто явно противное учению и правилам» РПЦ. Представители духовенства избирались населением в Государственную думу: в 1-ю - 6 священников (2 из них подписали Выборгское воззвание), во 2-ю - 13 священников, в 3-ю - 45 священников и 2 епископа, в 4-ю - 48 священников и 2 епископа. В 1-й и 2-й Государственных думах большинство представителей духовенства принадлежали к левым и либеральным фракциям, в 3-й и 4-й - к правым и националистам.

В начале 20 века рост численности духовенства был незначителен по сравнению с увеличением православного населения. В 1912 приходского духовенства насчитывалось 110,5 тысяч человек: 50,3 тысяч священников, 14,6 тысяч диаконов, 45,6 тысяч причетников.

После Февральской революции 1917 часть архиереев либо под давлением Временного правительства (как лица, бывшие прежде близкими к Г. Е. Распутину или к членам императорской семьи), либо по требованию чрезвычайных епархиальных съездов духовенства и мирян (по обвинениям в суровом управлении и пр.) были вынуждены подать в отставку. Некоторую часть духовенства, главным образом церковнослужителей, захватили революционные настроения; среди духовенства получили распространение требования модернизации богослужения, введения выборного начала во всех органах церковного управления, наделения мирян правом участвовать в управлении приходом и т.п. (впоследствии многие сторонники этих идей примкнули к движению обновленчества). Вводился выборный порядок замещения церковных должностей. В августе 1917 по настоятельным требованиям духовенства и с согласия Временного правительства был созван Поместный собор РПЦ (смотри в статье Поместные соборы), который 5(18).11.1917 избрал патриарха Московского и всея Руси (им стал митрополит Московский Тихон).

После Октябрьской революции 1917 духовенство как сословие ликвидировано декретом ВЦИК и СНК от 10(23).11.1917. В соответствии с Декретом об отделении церкви от государства (1918) духовенство было лишено государственного обеспечения. В связи с изъятием Закона Божьего из программ общеобразовательных учебных заведений духовенство было отстранено от преподавания в них. В ходе Гражданской войны 1917-22 значительная часть духовенства, в том числе и представители военного духовенства, служившего в Белых армиях, эмигрировала, образовав Русскую православную церковь за границей.

До начала 1940-х годов в СССР, в условиях резкой антирелигиозной пропаганды, направленной на очернение социального служения духовенства и уничижение его значения в жизни общества, духовенство подвергалось массовым репрессиям. В середине 1940-х - 1950-х годов отношение Советского государства к РПЦ изменилось в связи с осознанием властью патриотической роли православного духовенства в годы Великой Отечественной войны. С середины 1950-х годов, с началом новой волны гонений, численность духовенства в СССР вновь стала сокращаться (9 тысяч священников и диаконов в 1961, 7,3 тысяч в 1967). Эта тенденция изменилась в период перестройки середины - 2-й половины 1980-х годов. В конце 20 - начале 21 века в постсоветской России в связи с возрождением церковной духовной жизни, укреплением позиций и влияния РПЦ общая численность православного духовенства возрастает: 6674 священника и 723 диакона (1988), 29,4 тысяч священнослужителей (начало 2000-х годов).

В Греции, Румынии, Болгарии, Армении, Грузии и Македонии поместные православные церкви пользуются особой государственной поддержкой (например, имеют налоговые льготы); в Греции государственный статус православной церкви закреплён конституцией.

Религиозный культ в мусульманстве отправляют муфтии, в иудаизме - раввины, в буддизме - ламы.

Лит.: Знаменский И. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 1880; Климов Н. Ф. Постановления по делам православной церкви и духовенства в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1902; Сергий [Тихомиров], архимандрит Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой книге Вотской пятины 1500 г. СПб., 1905; Каптерев Н. Ф. Царь и церковные Московские соборы XVI и XVII вв. Сергиев Посад, 1906; Стратонов Е. К установлению соборной и приходской жизни Русской церкви. М., 1906; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912; он же. Древнерусский духовник. М., 1913; Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV-XVII вв. СПб., 1913; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. XI- XIV вв. М., 1972; он же. Государство и церковь Древней Руси, Х-XIII вв. М., 1989; Хорошев А. С. Экономическое положение приходских церквей в Новгороде Великом // Русский город. М., 1979. Вып. 2; Комиссаренко А. И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. М., 1990; Камкин А. В. Севернорусский сельский приход XVIII в.: Пространство, населенность, клир. Вологда, 1994; Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. М., 1994-1996. Кн. 1-7; Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1; Баловнев Д. А. Низший церковный округ в терминологии XIV-XV вв. // Церковь в истории России. М., 1998. Сб. 2; ом же. Поставление священнослужителей. Теория и практика XIII-XV вв. // Там же; он же. Приходское духовенство XV - начала XVI в. По новгородским писцовым книгам (численность и особенности состава) // Отечественная история. 2004. №4; Бабкин М. А. Духовенство Русской православной церкви и февральская революция 1917 г. М., 2002; Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX - начале XX в. М., 2002; Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002; Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 годы). М., 2002; Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003; Котков В. М. Военное духовенство России: В 2 кн. СПб., 2004.

Д. А. Баловнев (10-15 века); П. С. Стефанович (16-17 века); И. В. Беспалов (18-20 века).

Духовенство - это профессиональные служители церкви (или иной религии)

В православной церкви существует три уровня священства, и два основных типа - белое и черное духовенство.

Белое духовенство - это семейные священники, им доступны первые два уровня священства. Жениться они могут лишь единожды.

Черное духовенство - это священнослужители, монахи, которые приняли три обета: целомудрия (в это понятие входит и безбрачие), послушания и нестяжания (добровольной нищеты)

Иерархия в церкви - таблица

Уровень священства Функции Белое духовенство Черное духовенство
Первый - диаконы Помогают в богослужениях, обрядах. 1.1. Диакон

1.2. Протодиакон (старший диакон)

Партиарший протодиакон (уровень архидиакона, служит при патриархе)

1.1.Иеродиакон

1.2. Архидиакон

Второй - священники Ведут службы, совершают таинства.

Часто настоятелями храмов и церквей являются протоиереи, а настоятели в монастырях обычно игумены

2.1. Иерей (или пресвитер)

2.2. Протоиерей

2.3.Протопресвитер - высший сан для представителя белого духовенства

2.1. Иеромонах

2.2.Игумен

2.3. Архимандрит

Третий - архиереи Управляют церковной жизнью, совершают все таинства, в том числе рукоположение в сан (что не могут делать священники) Нет 3.1. Епископ

3.2. Архиепископ

3.3. Митрополит

Возглавляет церковь партриарх, он так же относится к черному духовенству. Перейти из белого духовенства в черное - можно, только при условии принятия монашеских обетов, и либо смерти супруги, либо в случае одновременного пострига ее в монахини. Из черного духовенства в белое переход невозможен - если монах или священник решает, что мирская жизнь, в том числе создание семьи, для него важнее - он должен оставить служение церкви и лишиться сана.

Духовенство Духовенство - служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Почитаются верующими как люди, наделённые некой сверхъестественной силой (благодатью). В феодальных государствах духовенство составляло особое привилегированное сословие. Архиепископы, епископы, настоятели монастырей были крупными землевладельцами. Духовенство способствовало распространению грамотности, знаний. Оно основывало школы, составляло хроники и т.п., хотя и препятствовало развитию научных знаний, независимых от богословия. Выходцы из низшего духовенства нередко были участниками или руководители народных движений (Ян Гус и др.).

Исторический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Духовенство" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, архиерей, викарий, архимандрит, игумен, монах, протопресвитер, пресвитер, протоиерей, священник, иерей, протодиакон, диакон, псаломщик, пономарь, папа, кардинал, прелат, ксендз, патер, католикос,… … Словарь синонимов

    Духовенство - ДУХОВЕНСТВО, служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Почитаются верующими как люди, наделенные некой сверхъестественной силой (благодатью). В православии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Священник представитель своей части неба на земле. Геннадий Малкин Архиепископ: христианский священник, достигший более высокого ранга, нежели Иисус Христос. Генри Луис Менкен Власть от Бога, а иерархия от власти. Аркадий Давидович Католический… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники,… … Политология. Словарь.

    ДУХОВЕНСТВО, духовенства, мн. нет, ср., собир. Служители религиозного культа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДУХОВЕНСТВО, а, ср., собир. В монотеистических религиях: лица, отправляющие религиозные, церковные обряды, служители церкви. Д. православное, католическое, мусульманское. Чёрное д. (монашествующее). Белое д. (не монашествующее). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

    ДУХОВЕНСТВО, служители культа, обычно организованные в иерархические корпорации. На территории России существуют различные культы и вероисповедания, имеющие своё Д. (см. БУДДИЗМ, ИСЛАМ, ИУДАИЗМ, ЛАМАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО). В Русской православной… … Русская история

    Англ. clergy; priesthood; нем. Geistlichkeit. Служители религиозного культа. «ДУХ КАПИТАЛИЗМА» англ. spirit of capitalism; нем. Kapitalismus, Geist des. По M. Веберу соответствующий капитализму тип мышления и поведения, обусловленный в далеком… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Духовенство и народное образование , И. В. Преображенский. Духовенство и народное образование. Статья по поводу сообщения, сделаннаго в Собрании экономистов г. Соколовым`Земство и народное образование`. Составил И. В. Преображенский. Санкт-Петербург,…
  • Духовенство Тверской епархии XVIII - начала XX веков. Родословные росписи. Выпуск 7 , А. В. Матисон. В седьмой выпуск справочного издания "Духовенство Тверской епархии XVIII - начала XX веков" вошли родословные росписи шести священно-церковнослужительских родов: Воиновых, Гречихиных…

Выбор веры сегодня — личное дело каждого. Сейчас церковь полностью отделена от государства, но совершенно иная ситуация складывалась в средние века. В те времена именно от церкви зависело благополучие как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Еще тогда были сформированы группы людей, которые знали больше остальных, могли убедить и повести за собой. Они растолковывали волю Божью, именно поэтому их уважали и обращались за советом. Духовенство — это что? Каким было духовенство Средневековья, и какова была его иерархия?

В христианстве первыми духовными лидерами были апостолы, которые через таинство рукоположения передавали своим наследникам благодать, и этот процесс не прекращался на протяжении веков как в православии, так и в католицизме. Даже современные священники являются прямыми наследниками апостолов. Таким образом в Европе происходил процесс зарождения духовенства.

Каким было духовенство в Европе?

Общество в те времена делилось на три группы:

  • рыцари-феодалы — те люди, которые сражались;
  • крестьяне — те, которые работали;
  • духовенство — те, которые молились.

На то время духовенство — это единственное образованное сословие. При монастырях были библиотеки, где монахи хранили книги и переписывали их, именно там сосредотачивалась наука до появления университетов. Бароны и графы писать не умели, поэтому пользовались печатями, о крестьянах даже не стоит вести речь. Иными словами, духовенство — это определение служителей религиозного культа, это люди, которые способны быть посредниками между Богом и простым народом и занимаются проведением религиозных обрядов. В православной церкви духовенство разделяют на «белое» и «черное».

Белое и черное духовенство

К белому духовенству относятся священники, дьяконы, обслуживающие храмы, — это низшие священнослужители. Они не дают обет безбрачия, могут заводить семью и иметь детей. Самым высоким саном белого духовенства является протопресвитер.

Черное духовенство подразумевает монахов, которые всю свою жизнь посвящают служению Господу. Монахи дают обет безбрачия, послушания и добровольной нищеты (нестяжания). Епископ, архиепископ, митрополит, патриарх — это высшее духовенство. Переход из белого в черное духовенство возможен, например, если у приходского священника умерла жена — он может постричься в монахи и уйти в монастырь.

В Западной Европе (а у католиков и по сей день) обет безбрачия давали все духовные представители, естественным путем сословие не могло пополняться. Как в таком случае можно было стать духовным лицом?

Как становились представителями духовенства?

В те времена в монастырь могли уйти младшие сыновья феодалов, которые не могли унаследовать состояние отца. Если бедная крестьянская семья была не в состоянии прокормить ребенка, его тоже могли отдать в монастырь. В семьях королей старший сын занимал трон, а младший становился епископом.

На Руси духовенство возникло после принятия христианства. Наше белое духовенство — это люди, которые как не давали, так и не дают до сих пор обет безбрачия, что послужило причиной возникновения наследственных священников.

Благодать, которая была дарована человеку во время возведения его в священный сан, не зависела от его личностных качеств, поэтому будет неправильно считать такого человека идеальным и требовать от него невозможного. Он во что бы то ни было остается человеком со всеми достоинствами и недостатками, но это не отменяет благодати.

Церковная иерархия

Священство, которое сложилось во втором веке и действует до нынешнего времени, разделено на 3 ступени:

  • Низшую ступень занимают дьяконы. Они могут участвовать в совершениях таинств, помогать высшему чину проводить обряды в храмах, но самостоятельно вести службу они не имеют права.
  • Вторая ступень, которую занимает духовенство церкви, — это иереи, или священники. Эти люди могут самостоятельно вести службы, проводить все обряды за исключением рукоположения (таинства, в процессе которого человек обретает благодать и сам становится служителем церкви).
  • Третью, самую высокую ступень занимают архиереи, или епископы. Достичь этого сана могут лишь монахи. Эти люди вправе совершать все таинства, включая рукоположение, кроме того, они могут руководить епархией. Архиепископы управляли более крупными епархиями, митрополиты, в свою очередь, управляли областью, которая включала несколько епархий.

Насколько легко сегодня быть священнослужителем? Духовенство — это те люди, которые ежедневно выслушивают во время исповедей множество жалоб на жизнь, признаний в грехах, видят огромное количество смертей и часто общаются с убитыми горем прихожанами. Каждый священнослужитель должен тщательно продумывать каждую свою проповедь, кроме этого, нужно суметь донести людям святые истины.

Сложность работы каждого священника состоит в том, что он не вправе, как врач, учитель или судья, отработать положенное время и забыть о своих обязанностях — его долг каждую минуту с ним. Давайте будем благодарны всем священнослужителям, ведь у каждого, даже самого далекого от церкви человека может наступить тот момент, когда помощь батюшки будет неоценима.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ