Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Название: Доктор Живаго

Жанр: Роман

Продолжительность: 10мин 54сек

Аннотация:

Начало 1900 годов. После смерти матери Юра Живаго воспитывается в Москве в семье дальних родственников Громеко. Юра учится в гимназии, а позже в университете на медицинском факультете. Все его детские годы с ним рядом его ближайшие друзья – Миша Гордон и дочь Громеко – Тоня.
В Москву с Урала приехала вдова Амалия Гишар со своим сыном Родионом и дочерью Ларой. Пути Лары и Юры Живаго впервые пересеклись еще в юности. Юра видел ее среди молодежи, обратил внимание на ее красоту, но они не были знакомы.
Юра стал врачом, женился на Тоне. Лара вышла замуж за страстно влюбленного в нее Павла Антипова.
Идет Первая мировая война. Живаго на фронте. У Лары состоялось непростое объяснение со своим мужем, после чего он исчез. Лара, предполагая, что он на фронте, записалась сестрой милосердия и едет искать его на фронт. Там они с Живаго вновь встречаются.
Россию сотрясают революционные события. Лара уезжает с фронта. Позже уезжает и Живаго. В Москве голод, нищета. Живаго заболевает тифом. Выживать им помогает сводный брат Юрия – Евграф. Он же советует им уехать в бывшее имение Варыкино, на Урал. Там они сажают огород, чем и спасаются от голода.
Однажды в библиотеке Юрий встречает Лару. Между ними завязываются отношения. Теперь уже Юрий понимает, что Лара стала частью его жизни. Он решает сказать об этом своей жене Тоне. Однако, он не успел это сделать. Его встретили по дороге партизаны и принудительно увели в партизанский отряд, так как им нужен доктор. Продолжительное время Живаго находится в партизанском отряде, ничего не зная ни о семье, ни о Ларе. Когда он узнает, что гражданская война закончена, белых в округе нет, он уходит из отряда. Его семьи на Урале уже нет. Он слышал, что они в Москве. Он приходит к Ларе. Отношения у них складываются непросто. Она все время вспоминает о своем муже Павле. Они оба понимают, что надо уезжать с Урала. Надо каким-то образом добраться до Москвы. Их приглашает на правительственный поезд старым знакомый Лары Комаровский. Живаго знает, какие отношения связывали раньше Лару и Комаровского. Гордость не позволяет ему принять это приглашение. Лара с дочерью Катей уезжают с Комаровским, а Живаго в одиночестве начинает скатываться в отчаяние.
Весной 1922 года Живаго все же добрался до Москвы. Половину пути он со своим спутником Васей преодолели пешком. Живаго узнает, что все его родственники и жена были высланы за границу. У него нет надежды увидеть их. Он начинает совместную жизнь с влюбленной в него Мариной Щаповой. У них родились 2 дочери.
Однажды Юрий случайно встретил своего сводного брата Евграфа. Брат стал ему всячески помогать: снял комнату, дал денег. Живаго пишет статьи, очерки, стихи. Жизнь должна бы наладиться. Он поступил на службу в больницу. По пути на работу он умирает. И снова рядом с ним Лара. Она приехала в Москву, решила зайти по адресу, где когда-то жил ее покойный муж Антипов. А оказалось, что именно эту комнату снял для Живаго его брат. Лара навеки прощается со своей большой любовью: «Твой уход, мой конец». Больше Лару никто не видел.

Первая книга

Юрий Живаго - наследник богатой фамилии русских промышленников. Лариса Гишар была простой девочкой, далекой от высшего общества. Но роман построен на переплетении судеб этих двух героев, а композиция произведения очень необычна: одна глава - о Юрии, другая - о Ларе и т. д.

Лара и Юрий похожи, но вместе с этим они очень разные. Живаго живет в мире тесных родственных связей. По всей стране - от Урала до Москвы - проживают его многочисленные родственники. Мать Живаго умерла, когда ему было всего десять лет, а через два года отец покончил жизнь самоубийц ством. Но мальчик не остался один. Опеку над ним взял Николай Николаевич Веденяпин - поп-расстрига, ставший журналистом. Этот человек и повлиял на раскрытие в Юрии писательского таланта. Другой человек - старик Федька, который поначалу присматривал за мальчиком, - дурно влиял на Юрия.

Он проживал со своей воспитанницей и растрачивал часть денег, которые ему доверяли на воспитание ребенка. Семья Громеко, в которой вырос Живаго, окружила его благоприятной атмосферой заботы и благополучия.

У Лары жизнь сложилась менее успешно. Она была дочерью инженера-бельгийца и француженки Амалии Карловны Гишар, которая приехала в Москву с Урала. О родственниках Лары автор почти ничего не сообщает, кроме того, что мать девочки в Москве стала хозяйкой швейной мастерской и нарочно толкнула собственную дочь в руки своего ухажера. Лариса была не единственным ребенком в семье Гишар. Автор упоминает о ее эгоистичном и наглом брате Родионе.

Но Лара недолго будет связывать жизнь со своими истинными родственниками. Ее новой семьей стали Кологривовы, у которых она работала гувернанткой младшей дочери Липы, а старшая дочь Кологриво-вых Надя стала для Лары лучшей подругой. Еще одной подругой Гишар была Ольга Демина, которая училась в мастерской матери Лары. Благодаря Ольге Лара знакомится с множеством людей. Наиболее значимыми для нее были Паша Антипов (будущий муж героини) и бунтовщик Ника Дудоров. Но в ее окружении был человек из прошлой жизни - Комаровский.

Комаровский - очень сильная и влиятельная личность, известный адвокат, который повлиял на самоубийство своего клиента (отца Юрия Живаго) и совратил дочь Амалии Карловны Гишар. Беззащитная Лара долго находилась в его власти.

На скором поезде, направлявшемся в Москву, ехал Юрий Живаго со своим отцом и дядей Веденя-пиным. Это были последние часы жизни разорившегося миллионера Андрея Живаго (он сбросился с площадки поезда, и пассажирский состав вынужден был сделать остановку). На этом же поезде ехали Миша Гордон (друг Юрия Живаго), вдова Тиверзина и Комаровский. Скорый поезд явился неким связующим звеном в судьбах всех этих людей.

В Москве жизненные пути героев все больше переплетаются. Мать Лары покончила жизнь самоубийством (отравилась), и девушка остается одна, без поддержки родственников. Единственными для нее близкими людьми были друзья - Комаровский и сосед Фадей Каземирович. Фадей выступает на музыкальном вечере в доме Громеко, и именно там Юрий Живаго впервые видит Лару (она не замечает юношу, поскольку увлечена своей тайной связью с Комаровским). Вторая их встреча состоялась на елке у родственников Юрия - Свентицких. К тому времени в жизни Лары произошли перемены. Она хотела навеки попрощаться со своим прошлым. Девушка решила, что непременно нужно убить Комаровского. Юрий Живаго в то время уже начал свой творческий путь.

Праздник у Свентицких оказался решающим событием в жизни главных героев. Умирает Анна Ивановна Громеко, благословив перед смертью свою дочь Тоню и Юрия. В жизни Лары и Юрия наступают времена вынужденных событий. Лара выходит замуж за Павла Антипова и, окончательно разорвав все связи с прошлым, уезжает с мужем в город Юрятин. Там она начинает работать учительницей. Юрий Живаго в это время женится на Тоне Громеко, а вскоре у этой пары рождается сын. Началась Первая мировая война. Живаго, всего один раз видевшего своего ребенка, забирают на фронт военврачом.

Юрий Живаго и Лариса Антипова совершенно по-разному относятся к жизни, чувствам, судьбе. Юра как будто плывет по течению жизни, никогда не отклоняясь в сторону. У Лары же более неспокойный характер. Их взаимоотношения с Павлом не складывались. Каждый из них пытался быть лучше другого, никогда не задумываясь, что тем самым приносит любимому человеку боль. Павел, не выдержав тупиковой ситуации, сложившейся в их семейной жизни с Ларой, просто убегает от проблем. Он уходит добровольцем на фронт и пропадает без вести. Лариса отправляется на поиски своего мужа и попадает на фронт.

Война - грандиозное событие, губящее множество жизней и сближающее множество людей. Так, на фронте оказываются Михаил Гордон, Гимазетдин Галиуллин (дворник дома, где живут Тиверзины) и его сын Юсупка (на фронте он был подпоручиком полка, в котором служил Павел Антипов). Лара и Юрий наконец знакомятся. Их встреча происходит в госпитале, где Живаго лежит с ранением, а Лара работает медсестрой. В том же госпитале в это время пребывал Осип Гимазетдинович. Он рассказал Ларе о том, что ее мужа взяли в плен, хотя на самом деле Павел погиб.

В госпитале Лара и Юра все больше времени проводят вместе. Их неизбежное сближение заметно даже жене Юрия Тоне, которая пишет мужу ревностные письма. Для Юрия расставание с Ларой было невыносимой потерей, но все же его мысли были заняты женой и сыном, которого он никогда не видел. Также и Лара заботилась о своей дочери Катеньке.

Февральская революция. Юрий Живаго возвращается домой и застает смерть молодого комиссара Гинца. Живаго и во времена Первой мировой войны, и во время революции были чужды высокопарные, пафосные речи, боевой революционный дух. Тем страшнее показалась ему смерть этого молодого человека. Гинц, убегая от разозленных им солдат, не желавших больше воевать, в последний момент взбирается на бочку, чтобы произнести речь, но проваливается внутрь, и его со смехом убивают.

С другим революционером судьба сталкивает Живаго в поезде по дороге с фронта. Его попутчик оказался не способным к общению, потому что был глухонемым. Только свеча, горевшая в ту ночь, помогла людям понять друг друга (революционер смотрел на губы Живаго и мог понять, что тот говорит).

Возвращение домой не приносит герою ожидаемого успокоения. Здесь, в кругу друзей и родных, он оказывается еще более одиноким, чем на фронте. Первым разочарованием была для Юрия встреча с сыном Сашей, который заплакал, увидев незнакомого мужчину. Встречи с некогда близкими друзьями тоже не приносят радости. Их постоянное веселье было неуместно в голодные времена.

Но вскоре доктор Живаго возвращается к своей обычной жизни, некогда насильно прерванной. Он оказывается в больнице, в которой раньше работал. Юрий очень загружен на работе, занимается лечением своего сына, и у него не хватает времени думать о переменах, произошедших в его близких друзьях. В Москве у него осталось всего три близких человека - Тоня, сын Саша и тесть.

Началась Октябрьская революция. Перед народом опять встала проблема выживания. Доктор Живаго был настолько потрясен новостью о Петроградском перевороте, что забыл о своей цели выхода в город и о странном юноше, встреченном в подъезде. Он все-таки не смог пройти мимо аккуратно сложенных бревен и вернулся домой с ошеломляющей новостью и бревном для растопки печи.

Все события - общественные и личные - скатываются в один большой ком. Но Юрий Живаго все-таки вспоминает о медсестре Антиповой. В одном из московских домов он встречается с Ольгой Деминой и матерью подпоручика Галиуллина, которые рассказывают Юрию о Ларе. Но это воспоминание отходит на второй план, потому что доктор заболевает тифом.

Даже Тоня, оказавшаяся прекрасной хозяйкой, не могла бы сотворить такого чуда: Юрий, не совсем еще пришедший в себя, почувствовал запах булочки с маслом - непривычной роскоши в голодное время. Тут-то он вспомнил о человеке, которого встретил в подъезде. Тот юноша оказался братом героя (ребенком от второго брака отца). Граня Живаго знал своего брата и восхищался им. Появившись с неожиданной помощью в трудное время, он посоветовал брату уехать из города на какое-то время.

Живаго начал собираться на Урал к родственникам. Для Юрия, живущего в Москве, это был путь в никуда, но жена и тесть Александр Александрович все же настаивали на отъезде. Антонина Александровна сама упаковала вещи Юрия Андреевича, а ему оставалось проверить, в порядке ли все документы.

Вагоны, следовавшие в восточном направлении, перевозили в основном военных и мобилизованных. Семья Живаго пребывала в четырнадцатом вагоне, который тоже был наполнен мобилизованными. Пассажиры были все очень разные, с разными судьбами, но среди общей массы выделялись три человека: Прохор Харитонович Притульев, который раньше работал кассиром винной лавки, Вася Брыкин, которому на тот момент было шестнадцать лет, и ре-вол юционер-кооператор Костоед-Амурский, побывавший на всех каторгах старого времени.

Вася Брыкин вызывал всеобщее сочувствие. Он попал в трудармию случайно: его дядя попросил у охранника разрешение попрощаться с провожающей женой, а в залог оставил мальчика. Естественно, назад за племянником он не вернулся.

Во время поездки о Васе особенно заботилась любовница Притульева - Пелагея Ниловна Тягунова, которая последовала за любимым добровольно. Но с Притульевым поехала не только она. Ее соперницей была близкая знакомая Прохора Харитоновича девица Огрызкова. Но о Притульеве заботилась еще и его законная жена, которая пыталась доказать, что с ее мужем поступили несправедливо. На самом деле Прохора просто поймали без документов и отправили рыть окопы.

Прохор Харитонович и Вася оказались земляками и всю дорогу посвятили воспоминаниям о родной стороне. На одной из станций охранник Воронюк не досчитался четверых людей. Это были Вася, Притульев и недавно поругавшиеся Тягунова и Огрызкова. Испугавшись наказания, Воронюк сбежал.

Поезд тронулся, а Вася и Пелагея Ниловна в это время уже пробирались к деревне Васи, ничего не зная о судьбах Притульева и Огрызковой.

Пассажиры четырнадцатого вагона продолжали свой путь. Командиры эшелона обвинили Костоеда-Амурского -в том, что он позволил убежать одному из солдат. Но вскоре тема побегов была закрыта, и люди начали думать о проблемах насущных: что можно выменять на еду, как уберечься от заболевания тифом и т. д. Семья Живаго с удовольствием помогала во всех трудовых работах. Но на одной из остановок случилась путаница, и Юрия Живаго арестовали, приняв за разыскиваемого шпиона. Так Юрий познакомился с известнейшим в то время человеком - со Стрельниковым.

Живаго при первом взгляде на столь великого человека проникся к нему уважением и восхищением. Ему очень нравились уверенные в себе люди, ставящие перед собой цель и непременно ее достигающие. Как поэт Юрий разглядел в этом человеке некую одаренность, только было непонятно, какого рода.

Стрельников отпускает на свободу Юрия, но тем не менее берет себе на заметку наследника крюгеров-ских фабрик. Новый знакомый показался Живаго загадкой, которую ему еще предстояло разгадать. Стрельников, прозванный в народе Расстрельнико-вым, следовал своей идее, и то, что нарушало эту идею, он уничтожал.

Вторая книга

Во время вынужденного отсутствия Юрия в теплушке появился новый пассажир, который впослед ствии очень сильно повлияет на жизнь семьи главного героя. Его звали Анфим Ефимович Самдевятов. В ту пору в России было очень много людей, которые являлись революционерами с загадочным и странным прошлым и неизвестным настоящим. Разговаривая со своим новым попутчиком, Живаго узнает всю правду об Октябрьской революции, а заодно и свою дальнейшую судьбу. Самдевятов рассказывает Живаго о Юрятине, о людях, живущих там, называет некоторые фамилии, имена, улицы. Из разговора с Анфи-мом Ефимовичем Юрий узнает о партизанской войне и «лесных братьях». Самдевятов произносит имя Лары, учительницы, преподающей в гимназии, но его собеседник не придает этому имени никакого значения. Странный пассажир еще много расскажет доктору о его будущей жизни.

Но семья Живаго пока следует намеченному пути - в Варыкино. Здесь их все узнавали благодаря очень большому внешнему сходству Антонины Александровны с ее дедом Крюгером. В Варыкине семья знакомится с Микулицыными, которых так подробно и точно описал до этого Самдевятов. Несмотря на то что хозяева оказались не очень-то дружелюбными, Живаго все-таки поселяют в задней части дома, некогда предназначенной для избранной челяди. Они очень быстро обустраиваются, начинают вести хозяйство, активно работать. Благодаря знаниям Александра Александровича, который раньше был профессором сельскохозяйственной академии, семья смогла безбедно прожить всю зиму. Долгими зимними вечерами все устраивались в уютной гостиной. Женщины занимались рукоделием, а мужчины читали русских классиков. В это время Юрий Живаго снова начал писать, только уже не стихи, а личный дневник. Его очень заинтересовала история сибирского края, и, решив побольше узнать об этом, он направился в юрятинскую библиотеку, где и встретил Лару, школьную учительницу, вдову знаменитого учителя Павла Павловича Антипова (про ее мужа в то время ходили слухи, что он вовсе не умер, а стал командиром Стрельниковым и теперь издевается над людьми).

Наконец их долгожданная встреча состоялась. Первая молчаливая встреча была в библиотеке, а вторая - во дворе дома Антиповой. Так начались отношения между вдовой и женатым человеком. Все это продолжалось два месяца. Живаго очень любил свою жену Тоню, с которой был знаком с детства, но от Лары он тоже не мог отказаться. Однажды по дороге из Юрятина домой он задумывает рассказать все Тоне и порвать тайную связь с бывшей медсестрой, тем более что его жена была в это время беременна вторым ребенком. Но Юрия все же одолевали сомнения, он никак не хотел расставаться с Ларой. Судьба сама решает, какой выбор сделать герою: по дороге домой его похищают партизаны.

Два года Юрий Андреевич кочует вместе с «лесными братьями». Волею судьбы он сходится с командиром этого отряда Ливерием, сыном Микулицына, который был хозяином нового жилья семьи Живаго. Главный герой все больше соглашается с тем, что против судьбы нельзя идти.

Партизанская война - страшная, братоубийственная. В партизанское движение входили люди разнообразных чинов и социальных положений. Это были и крестьяне-середняки, и бедняки, идейные анархисты, пленные и люди, непонятно по каким причинам нужные партизанам. Каждый из этих людей рисковал своей жизнью и подвергал великой опасности своих родных и близких.

В партизанском лазарете Живаго сталкивается с давним знакомым. Это был солдат-дезертир Памфил Палых, который лишил жизни молоденького комиссара Гинца, тем самым ускорив возвращение Юрия Андреевича из Мелюзеева в Москву. Но история, случившаяся в партизанском лагере, совершенно вывела из себя доктора. Палых очень долго раскаивался в своем преступлении. Тогда он совершенно случайно застрелил бедного мальчишку, и из-за его глупой ошибки могли пострадать его любимые жена и двое детей. Но хладнокровный убийца и прекрасный семьянин - две несовместимых роли. Памфил сам убил свою жену и детей хорошо наточенным топором, которым еще недавно делал игрушки для своих ребятишек. После этого Палых больше никто не видел.

Этот ужасающий эпизод заставил Юрия всерьез задуматься о судьбе своей жены и детей. Он слышал, что на Варыкино было совершено нападение и что почти вся деревня разграблена. Живаго решает бежать из партизанского отряда. Вот позади его навязанная дружба с Ливерием, какие-то неизвестные люди, попавшие в лагерь так же, как и он сам, случайно раненный, но спасенный мальчик-белогвардеец и много всего другого. Он отправляется в Юрятин к своей Ларе.

Очень много повидал и пережил за эти годы доктор Живаго. Он узнал, что такое голод и людские страдания, смерть, указы, декреты, приказы. Именно на них он хотел посмотреть первым делом по возвращении домой. Но как раз рядом со стеной, где находились указы, герой упал в обморок. Очнувшись, Живаго пошел в дом к Ларе, но ни ее, ни Катеньки дома не было. Они уехали в Варыкино, чтобы устроить Юрию сюрприз в честь возвращения. Предусмотрительная Лара оставила в доме еду. Немного придя в себя, Юрий вышел из дома и направился в парикмахерскую (за время пребывания в лагере он сильно оброс). Волей судьбы он оказался в швейной мастерской, которой заведовала Глафира Севериновна Тунцева, тетка Ливерия и, соответственно, свояченица Микулицына. Она узнала Юрия, но, так же как и он, не показала этого. Женщина рассказала Юрию Андреевичу о судьбе его семьи. Тоня с детьми и отцом вернулись в Москву еще до нападения на Варыкино, а Лара ведет жизнь одинокой школьной учительницы, помогающей всем, кто нуждается в ее помощи.

Приведя себя в порядок, Юрий Андреевич вернулся домой к Ларе. Он сильно заболел и погрузился в длительное бредовое состояние. Иногда Юрий видел то, что происходило в реальной жизни, но свидетелем чего он не являлся (отъезд Лары и Павла в Юрятин). Реальные события и видения смешались. Теперь доктору Живаго казалось, что видения - это явь, а реальный мир - вымысел. Но Лара помогла ему выйти из оцепенения, и, очнувшись от прикосновения ее нежных рук, он потерял сознание от счастья.

Впервые в жизни эти люди были по-настоящему счастливы. Эта пора длилась примерно два-три месяца. Лара и Юрий мечтали о еще большем счастье, о соединении с семьей Живаго. Во время отсутствия Юрия Андреевича Лара и Тоня очень подружились, и бывшая медсестра Антипова даже принимала роды у Тони. Лара мечтала о том, чтобы вернулся ее пропавший муж, и тогда семья Живаго смогла бы дружить с Антиповыми. Но надежды на лучшую жизнь постепенно терялись, а оставалась лишь привязанность и близость Лары и Юрия. Наступили очень тяжелые времена. Юрию Андреевичу пришлось уйти с работы, Ларе грозила та же участь. К тому же Тоня написала, что семью Громеко выселяют из России, а Стрельникова собираются арестовать. Получилось так, что судьба опять отправила доктора Живаго и Лару в Варыкино.

Такое светлое прошлое, семейная жизнь с Тоней, московский дом - все исчезло. Теперь оставалось только настоящее вместе с милой и родной Ларой. Она очень сильно отличалась от Тони: Лара - земная, прекрасная женщина, не склонная к философскому мировосприятию, но интуитивно чувствующая все на каком-то подсознательном уровне. Таким же был и Юрий Андреевич. Иногда поставить точный диагноз он мог просто, без всяких обследований, потому что он на подсознательном уровне уже знал, чем болен человек. Юрию Андреевичу были близки рассуждения Симы Тунцевой (самой младшей сестры из четырех) о христианской истории человечества. Ларе тоже была близка эта теория, хотя она и отвергала философию как науку. Лару очень привлекало, что рассуждения Симушки соответствовали мыслям Юрия Андреевича, и поэтому она очень хотела, чтобы, если ее и Юрия арестуют, Катенька осталась в семье Тунцевых.

Вскоре отъезд из Юрятина стал для Лары и Юрия неизбежным. Положение усугубил приезд Комаровского, с которым Лара была связана в юности. Он привез с собой еще более плохие вести, но предложил паре уехать вместе с ним на Дальний Восток, где большевики задумали создать Дальневосточную республику, а его (Комаровского) назначить министром юстиции. Предложение Комаровского было тут же отклонено доктором Живаго, а Ларе лишь оставалось согласиться с этим решением. Лара и Юра, попрощавшись только с Симушкой, вынуждены были уехать обратно в Варыкино.

Дом в деревне показался влюбленным очень уютным, как будто кем-то обжитым, но им было не до этого. Оставалось очень мало времени до их окончательного и неизбежного расставания. Прошлое куда-то ушло, исчезло, испарилось, настоящее скоро должно было разрушиться, а семьи уже никак нельзя было вернуть. Почти через две недели жизни в Варыкино снова приехал Комаровский. Он забрал с собой Лару, насильно разлучив влюбленных. Лара знала, что этот человек обманывает ее, но сделала такой ответственный шаг ради спасения Катеньки и Павла.

Попрощавшись со своим прошлым, с Ларой, Тоней, Юрий понял, что значит быть по-настоящему одиноким, и этот период стал для него творческим этапом. Он писал о Ларе, но получался портрет не той земной женщины, которую он любит, а какой-то нереальной. Однако вскоре Живаго был выведен из такого состояния появлением Павла Павловича Антипова (Стрельникова). Он находился в бегах, а его розыском занимались политкаторжанин Антипов (отец Павла) и его друг Тиверзин (в доме которого Антипов-младший воспитывался). Люди больше не подчинялись чувствам и эмоциям, они действовали как роботы, по приказу. Стрельников мечтал теперь только об одном - в последний раз увидеть жену и ребенка, а потом спокойно умереть. Но его надежды не оправдались. Он погибает, выстрелив сам в себя. Его смерть заставила доктора Живаго наконец прийти в себя и отправиться в Москву.

Остается рассказать только о последних годах жизни Юрия Андреевича Живаго. Его жизнь после первого отъезда из Москвы была настолько переполнена событиями, что поэт начал творить без остановки.

Живаго возвратился домой не один. По дороге он встретил своего давнего попутчика из четырнадцатой теплушки - Васю Брыкина. Последние девять лет жизни Юрий Андреевич потратил на воспитание Васи и на семейную жизнь.

Он женился в третий раз, при этом не разведясь с Тоней и все еще думая о Ларе. Его третьей и последней любовью была дочь бывшего дворника Маркела. Последний этап жизни доктора Живаго был мрачным и скучным, Юрия уже ничего не интересовало. Брат Юрия Евграф пытался пробудить ото сна творческий талант бывшего поэта, предоставив ему полное уединение, но, к сожалению, было уже слишком поздно. Юрий Андреевич Живаго умирает на пути к новой жизни. Видимо, судьба снова распорядилась жизнью этого человека. Все случилось так, как должно было быть. Автор проводит параллели между покойным Живаго и француженкой мадам Флери, которая, в отличие от доктора, добивается выезда за границу и смотрит только вперед, в будущее, не оглядываясь. Лариса Федоровна Антипова приезжает в Москву на похороны доктора Живаго, чтобы в последний раз увидеть лицо своего возлюбленного и попрощаться с ним навсегда.

Ее вторая дочь, случайно потерянная матерью, будет найдена много лет спустя во время Великой Отечественной войны генералом Евграфом Живаго.

Михаил Гордон и Ника Дудоров проживут очень долгую жизнь, побывав в заключении, в тюрьмах и на каторге. Они всегда осуждали своего общего друга Юрия Живаго, не понимали его творчества. Но, несмотря на это, много лет спустя, пережив все войны и лишения, они все же вспоминают о Юрии и наконец понимают смысл его стихов.

Концепция произведения

Главным событием, с которым прямо или косвенно связаны все события романа, является революция. Она изменила и погубила жизни многих людей. Естественно, мнения по поводу революционных событий различны. Кто-то считает, что кровопролитие и убийство необходимы ради создания светлого и свободного будущего, но в большинстве случаев люди не принимают революцию.

Главный герой романа - Юрий Андреевич Живаго - не выступает ни «за», ни «против». Он плывет по течению времени, не препятствуя никакому повороту событий. Два года, проведенных в плену, воспринимаются главным героем как судьба, которой нельзя противиться. Доктор Живаго также не старается воссоединиться со своей семьей, думая, что так и должно быть.

Судьба Юрия и его семьи - это история людей, чья жизнь на долгое время была выбита из колеи, разрушена революцией. На протяжении всего романа семья Громеко вынуждена бежать то из Москвы на Урал, то снова в Москву, а в итоге выехать из страны за границу.

Под влиянием политических изменений доктор Живаго начинает постепенно погибать как личность. Революция не оставляет ему возможности быть счастливым.

Сцена смерти Юрия Живаго глубоко символична. В трамвае у него начинается сердечный приступ, но надежды на спасение уже не остается, потому что он попал «в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья». Отказавшись от прошлого, герой потерял надежду на счастливое будущее, поэтому такой финал был неизбежен.

Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» стал одним из наиболее противоречивых произведений современности. Им зачитывался Запад и категорически не признавал Советский Союз. Его издавали на всех европейских языках, в то время как официальная публикация на языке-оригинале вышла лишь спустя три десятка лет после написания. Заграницей он принес автору славу и Нобелевскую премию, а на родине – гонения, травлю, исключение из Союза советских писателей.

Прошли годы, разрушился строй, пала целая страна. Родина наконец-то заговорила о своем непризнанном гении и его произведении. Учебники были переписаны, старые газеты отправлены в топку, доброе имя Пастернака восстановлено и даже Нобелевская премия возвращена (в виде исключения!) сыну лауреата. «Доктор Живаго» разлетелся миллионными тиражами во все концы новой страны.

Юра Живаго, Лара, подлец Комаровский, Юрятин, домик в Варыкино, «Мело, мело по всей земле…» – любая из этих словесных номинаций является для современного человека легко узнаваемой аллюзией на пастернаковский роман. Произведение смело шагнуло за рамки традиции, бытовавшей в ХХ веке, превратившись в литературный миф об ушедшей эпохе, ее обитателях и силах, что управляли ими.

История создания: признанный миром, отвергнутый родиной

Роман «Доктор Живаго» создавался на протяжении десяти лет, с 1945 по 1955 годы. Замысел написать большую прозу о судьбах своего поколения появляется у Бориса Пастернака еще в 1918-м. Однако, по различным причинам, воплотить его в жизнь не получалось.

В 30-е годы появились «Записки Живульта» – такая-себе проба пера перед рождением будущего шедевра. В сохранившихся отрывках «Записок» прослеживается тематическое, идейное и образное сходство с романом «Доктор Живаго». Так, Патрикий Живульт стал прообразом Юрия Живаго, Евгения Истомина (Люверс) – Ларисы Федоровны (Лары).

В 1956 году Пастернак разослал рукопись «Доктора Живаго» в передовые литературные издания – «Новый мир», «Знамя», «Художественную литературу». Все они отказались печатать роман, в то время как за «железным занавесом» книгу выпустили уже в ноябре 1957-го. Она увидела свет благодаря интересу сотрудника итальянского радио в Москве Серджио Д’Анджело и его соотечественника издателя Джанджакомо Фельтринелли.

В 1958 году Бориса Леонидовича Пастернака наградили Нобелевской премией «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также продолжение традиций великого русского эпического романа». Пастернак стал вторым, после Ивана Бунина, русским литератором, удостоившимся этой почетной премии. Европейское признание имело эффект разорвавшейся бомбы в отечественной литературной среде. С этих пор началась масштабная травля писателя, которая не утихала до конца его дней.

Пастернака называли «Иудой», «антисовесткой наживкой на ржавом крючке», «литературным сорняком» и «паршивой овцой», что завелась в хорошем стаде. Его вынудили отказаться от премии, исключили из Союза советских писателей, осыпали колкими эпиграммами, устраивали «минуты ненависти» Пастернака на заводах, фабриках и прочих госучреждениях. Пародоксально, что о публикации романа в СССР не шло и речи, так что большинство хулителей не видели произведения в глаза. В последствии травля Пастернака вошла в литературную историю под названием «Не читал, но осуждаю!»

Идеологическая мясорубка

Только в конце 60-х, после смерти Бориса Леонидовича, травля стала утихать. В 1987-м Пастернака восстанавливают в Союзе советских писателей, а в 1988 году роман «Доктор Живаго» публикуют на страницах журнала «Новый мир», который тридцать лет назад не только не согласился печатать Пастернака, но и разместил обвинительное письмо в его адрес с требованием лишить Бориса Леонидовича советского гражданства.

Сегодня «Доктор Живаго» остается одним из самых читаемых романов в мире. Он породил ряд других художественных произведений – инсценировок и кинофильмов. Роман четырежды экранизировался. Самая известная версия снята творческим трио – США, Великобритания, Германия. Проект срежиссировал Джакомо Кампиотти, главные роли исполнили Ханс Мэтисон (Юрий Живаго), Кира Найтли (Лара), Сэм Нилл (Комаровский). Есть и отечественный вариант «Доктора Живаго». Он вышел на ТВ-экраны в 2005 году. Роль Живаго исполнил Олег Меньшиков, Лары – Чулпан Хаматова, Комаровского сыграл Олег Янковский. Кинопроектом руководил режиссер Александр Прошкин.

Действие романа начинается с похорон. Прощаются с Натальей Николаевной Ведепяниной, матерью маленького Юры Живаго. Теперь Юра остался круглой сиротой. Отец давно покинул их с матерью, благополучно проматывая миллионное состояние семейства где-то на просторах Сибири. Во время одного из подобных путешествий, упившись в поезде, он выпрыгнул из состава на полном ходу и расшибся насмерть.

Маленького Юру приютила родня – профессорская семья Громеко. Александр Александрович и Анна Ивановна приняли юного Живаго как родного. Он рос вместе с их дочкой Тоней – его главным другом с детских лет.

В то время, когда Юра Живаго потерял старую и нашел новую семью, в Москву приехала вдова Амалия Карловна Гишар с детьми – Родионом и Ларисой. Организовать переезд мадам (вдова была обрусевшей француженкой) помог приятель ее покойного супруга уважаемый московский адвокат Виктор Ипполитович Комаровский. Благодетель помог семейству обосноваться в большом городе, устроил Родьку в кадетский корпус и продолжил время от времени навещать Амалию Карловну, женщину недалекую и влюбчивую.

Однако интерес к матери быстро угас, когда подросла Лара. Девушка быстро развилась. В 16 лет она уже походила на молодую красивую женщину. Седеющий ловелас охмурил неопытную девочку – не успев опомниться, юная жертва оказалась в его сетях. Комаровский валялся в ногах молодой возлюбленной, клялся в любви и хулил себя, умолял открыться матери и сыграть свадьбу, словно Лара спорила и не соглашалась. И продолжал-продолжал с позором водить ее под длинной вуалью в специальные кабинеты дорогих ресторанов. «Разве когда любят, унижают?» – задавалась вопросом Лара и не находила ответа, всей душой ненавидя своего мучителя.

Спустя несколько лет после порочной связи, Лара стреляет в Комаровского. Это произошло во время рождественского празднования у почтенной московской семьи Свентицких. В Комаровского Лара не попала, да и, по большому счету, не хотела. Зато сама того не подозревая, она угодила прямо в сердце молодому человеку по фамилии Живаго, который также был в числе приглашенных.

Благодаря связям Комаровского инцидент с выстрелом удалось замять. Лара скоропалительно вышла замуж за друга детства Патулю (Пашу) Антипова, очень скромного и беззаветно влюбленного в нее молодого человека. Отыграв свадьбу, молодожены уезжают на Урал, в небольшой городок Юрятин. Там у них рождается дочка Катенька. Лара, теперь уже Лариса Федоровна Антипова, преподает в гимназии, а Патуля, Павел Павлович, читает историю и латынь.

В это время в жизни Юрия Андреевича также происходят перемены. Умирает его названная мать Анна Ивановна. Вскоре Юра женится на Тоне Громеко, нежная дружба с которой уже давно перешла во взрослую любовь.

Размеренную жизнь этих двух семей всполошила начавшаяся война. Юрия Андреевича мобилизуют на фронт в качестве военного врача. Ему приходится покинуть Тоню с новорожденным сыном. В свою очередь Павел Антипов покидает родных по доброй воле. Он давно тяготится семейной жизнью. Понимая, что Лара слишком хороша для него, что она его не любит, Патуля рассматривает любые варианты вплоть до самоубийства. Война пришлась очень кстати – идеальный способ, чтобы проявить себя как героя, или найти скорую смерть.

Книга вторая: самая большая любовь на земле

Хлебнув горестей войны, Юрий Андреевич возвращается в Москву и застает любимый город в страшной разрухе. Воссоединившееся семейство Живаго принимает решение покинуть столицу и отправиться на Урал, в Варыкино, где раньше находились фабрики Крюгера – дедушки Антонины Александровны. Тут, по стечению обстоятельств, Живаго встречается с Ларисой Федоровной. Она работает сестрой милосердия в больнице, куда Юрий Андреевич устраивается врачом.

Вскоре между Юрой и Ларой завязывается связь. Томимый угрызениями совести Живаго снова и снова возвращается в дом Лары, не в силах противостоять чувству, которое вызывает в нем эта прекрасная женщина. Он восхищается Ларой каждую минуту: «Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша… Как хорошо все, что она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее, доступное животным. Точно она носит воду или чистит картошку».

Любовную дилемму решает вновь-таки война. Однажды по дороге из Юрятина в Варыкино Юрия Андреевича возьмут в плен красные партизаны. Только через полтора года скитаний по сибирским лесам доктору Живаго удастся сбежать. Юрятин захвачен красными. Тоня, тесть, сын и дочка, родившаяся уже после вынужденной отлучки доктора, уехали в Москву. Им удается выхлопотать возможность эмигрировать заграницу. Об этом Антонина Павловна пишет мужу в прощальном письме. Это письмо-крик в пустоту, когда пишущий не знает, дойдет ли его послание до адресата. Тоня говорит, что знает о Ларе, но не осуждает по-прежнему горячо любимого Юру. «Дай перекрещу тебя, – надрывно кричат буквы, – На всю нескончаемую разлуку, испытания, неизвестность, на весь твой долгий, долгий темный путь».

Утратив навсегда надежду на воссоединение с семьей, Юрий Андреевич вновь начинает жить с Ларой и Катенькой. Чтобы лишний раз не мелькать в городе, поднявшем красные знамена, Лара и Юра уединяются в лесном домике опустевшего Варыкино. Здесь они проводят самые счастливые дни их тихого семейного счастья.

О, как же хорошо им было вместе. Они любили подолгу говорить вполголоса, когда на столе уютно горит свеча. Их объединяла общность душ и пропасть между ними и остальным миром. «Я ревную тебя к предметам твоего туалета, – признавался Юра Ларе, – К каплям пота на твоей коже, к носящимся в воздухе заразным болезням… Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя». «Нас точно научили целоваться на небе, – шептала Лара, – И потом детьми послали жить в одно время, чтобы друг на друге проверить эту способность».

В варыкинское счастье Лары и Юры врывается Комаровский. Он сообщает, что всем им грозит расправа, заклинает спасаться. Юрий Андреевич – дезертир, а бывший революционный комиссар Стрельников (он же мнимо погибший Павел Антипов) попал в немилость. Его близких ждет неминуемая смерть. Благо, на днях мимо будет проходить поезд. Комаровский может устроить безопасный отъезд. Это последний шанс.

Живаго наотрез отказывается ехать, но ради спасения Лары и Катеньки идет на обман. По наущению Комаровского, он говорит, что отправится за ними следом. Сам же остается к лесном домике, так толком и не попрощавшись с любимой.

Стихи Юрия Живаго

Одиночество сводит Юрия Андреевича с ума. Он теряет счет дням, а свою бешеную, звериную тоску по Ларе заглушает воспоминаниями о ней. В дни варыкинского затворничества Юра создает цикл из двадцати пяти стихотворений. Они прилагаются в конце романа как «Стихотворения Юрия Живаго»:

«Гамлет» («Гул затих. Я вышел на подмостки»);
«Март»;
«На Страстной»;
«Белая ночь»;
«Весенняя распутница»;
«Объяснение»;
«Лето в городе»;
«Осень» («Я дал разъехаться домашним…»);
«Зимняя ночь» («Свеча горела на столе…»);
«Магдалина»;
«Гефсиманский сад» и др.

Однажды на пороге дома появляется незнакомец. Это Павел Павлович Антипов, он же ревком Стрельников. Мужчины разговаривают всю ночь. О жизни, о революции, о разочаровании, и женщине, которую любили и продолжают любить. Под утро, когда Живаго провалился в сон, Антипов пустил себе пулю в лоб.

Как обстояли дела доктора дальше не ясно, известно лишь, что он вернулся в Москву пешком весной 1922-го. Юрий Андреевич поселяется у Маркела (бывшего дворника семьи Живаго) и сходится с его дочерью Мариной. У Юрия и Марины рождается двое дочерей. Но Юрий Андреевич больше не живет, он словно доживает. Забрасывает литературную деятельность, бедствует, принимает покорную любовь верной Марины.

Однажды Живаго пропадает. Своей гражданской жене он присылает небольшое письмо, в котором сообщает, что некоторое время хочет побыть один, подумать о дальнейшей судьбе и жизни. Однако к родным он так и не вернулся. Смерть застигла Юрия Андреевича неожиданно – в вагоне московского трамвая. Он скончался от сердечного приступа.

Кроме людей из ближайшего окружения последних лет, на похороны Живаго пришли неизвестные мужчина и женщина. Это Евграф (единокровный брат Юрия и его покровитель) и Лара. «Вот и снова мы вместе, Юрочка. Как опять Бог привел свидеться… – тихо шепчет Лара у гроба, – Прощай, большой и родной мой, прощай моя гордость, прощай моя быстрая реченька, как я любила целодневный плеск твой, как я любила бросаться в твои холодные волны… Твой уход, мой конец».

Предлагаем вам ознакомиться с , поэта, писателя, переводчика, публициста – одного из самых ярких представителей русской литературы двадцатого века. Наибольшую славу писателю принес роман – “Доктор Живаго”.

Прачка Таня

Спустя годы, время Второй мировой, Гордон и Дудоров встречаются с прачкой Таней, недалекой, простой женщиной. Она беззастенчиво рассказывает историю своей жизни и недавней встрече с самим генерал-майором Живаго, который зачем-то сам ее отыскал и пригласил на свидание. Гордон с Дудоровым вскоре понимают, что Таня – внебрачная дочь Юрия Андреевича и Ларисы Федоровны, родившаяся уже после отъезда из Варыкино. Лара была вынуждена оставить девочку на железнодорожном переезде. Так и прожила Таня на попечении сторожихи тетки Марфуши, не зная ласки, заботы, не слыша книжного слова.

В ней не осталось ничего от ее родителей – величественной красоты Лары, ее природной интеллигентности, острого ума Юры, его поэтичности. Горько смотреть на беспощадно побитый жизнью плод великой любви. «Так было уже несколько раз в истории. Задуманное идеально, возвышенно, – грубело, овеществлялось». Так Греция стала Римом, русское просвещение – русской революцией, Татьяна Живаго превратилась в прачку Таню.

Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго»: краткое содержание

5 (100%) 1 vote

Стал одним из самых важных произведений XX века, написанных на русском языке. Анализ "Доктора Живаго" помогает лучше понять этот труд, разобраться в том, что стремился донести до читателя сам автор. Он работал над ним на протяжении целых 10 лет - с 1945 по 1955 год. В нем представлено обширное описание судьбы отечественной интеллигенции на фоне драматических событий в России в начале 20 столетия. Через судьбу главного героя рассматривается тема жизни и смерти, проблемы отечественной истории, революции и роли в ней интеллигенции, основных мировых религий.

При этом роман был негативно встречен провластной литературной средой в СССР. Он находился под запретом, в Советском Союзе его не печатали из-за противоречивого отношения автора к Октябрьской революции и последующим событиям советской истории.

История публикации романа

Возможность анализа "Доктора Живаго" у отечественного читателя появилась только после распада Советского Союза. Тогда роман был напечатан полностью и без купюр. В СССР он публиковался только частично.

В 1954 году в литературном журнале "Знамя" вышел цикл стихотворений под общим заголовком "Стихи из романа в прозе "Доктор Живаго". В предисловии Пастернак отметил, что эти стихи были найдены среди документов, оставшихся после смерти персонажа романа врача Юрия Андреевича Живаго. В журнале были напечатаны десять текстов - это "Разлука", "Ветер", "Весенняя распутица", "Март", "Свидание", "Лето в городе", "Свадьба", "Хмель", "Объяснение" и "Белая ночь".

В декабре 1955 года Пастернак в письме Варламу Шаламову сообщил, что роман окончен, но он сомневается в его прижизненной публикации. Дописать этот текст означало для него исполнить долг, завещанный богом.

При этом писатель предпринимал попытки издать на родине свой труд. Уже весной следующего года он предложил текст двум ведущим советским литературным журналам - "Знамя" и "Новый мир". А также популярному альманаху "Литературная Москва". В то же время, не надеясь на скорую публикацию своего произведения, передал "Доктора Живаго" на Запад.

Осенью подтвердились худшие опасения Пастернака. Из журналов пришел ответ, что их создатели считают публикацию невозможной, так как стоят на позициях прямо противоположных авторской.

Впервые анализ "Доктора Живаго" стал возможен после выхода романа в Италии в конце 1957 году. Примечательно, что он был напечатан на итальянском языке.

Впервые на языке оригинала прочитать "Доктора Живаго" можно было в Голландии. Тираж всего в 500 экземпляров вышел летом 1958-го. Большое внимание выходу этого романа уделяли даже западные спецслужбы. Например, анализ "Доктора Живаго" могли провести советские туристы, которые бесплатно получали книгу на Всемирной выставке в Брюсселе, международном форуме студентов в Австрии. В ЦРУ даже отмечали, что книга имеет колоссальное пропагандистское значение, так как может заставить советских людей задуматься о том, что в их стране многое не в порядке, если один из главных литературных шедевров последних лет нельзя прочитать в оригинале у себя на родине.

Параллельно ЦРУ участвовало в распространении "Доктора Живаго" в странах, относившихся к социалистическому блоку.

Сюжет романа

Сюжет романа Пастернака "Доктор Живаго", анализ которого приведен в этой статье, позволяет наглядно убедиться, каким масштабным является это произведение. Труд Пастернака начинается с того, что главный герой появляется перед читателями маленьким ребенком. Все начинается с грустного описания похорон его матери.

Сам Юра Живаго потомок богатого рода, который построил свое состояние на банковских операциях и промышленных сделках. Однако финансовый успех не гарантировал счастье в личной жизни. Родители мальчика расстались.

Оставшегося одного Юру, берет на воспитание его дядя, который постоянно живет на самом юге России. Когда Живаго становится подростком, его отправляют в Москву в семью Громеко.

Одаренный ребенок

Анализ романа "Доктор Живаго" часто начинается с того, что описывается одаренность Юрия, которая проявилась еще в детстве. На него обращают внимание, как на талантливого поэта. Однако он выбирает для себя более прозаичный путь - идти по стопам отца. Становится студентом медицинского университета. Свои таланты он проявляет и на этом поприще. Вскоре встречает свою первую любовь - дочь его новых благодетелей - Тоню Громеко.

Они стали мужем и женой, родили двоих детей. Но вскоре они вновь оказались разлучены. На этот раз навсегда. А свою дочь, которая родилась после того, как главный герой уехал, Живаго так никогда и не увидел.

Особенность романа, которая проявляется в самом начале, состоит в том, что читателю постоянно приходится сталкиваться с новыми персонажами, запутаться в них несложно. Однако со временем все они сплетаются в один клубок, их жизненные пути начинают пересекаться.

Лариса

Один из ключевых персонажей "Доктора Живаго", анализ произведения без которого будет неполным, это Лариса. Читатель знакомится с юной девушкой, которой покровительствует престарелый адвокат Комаровский. Сама же Лариса стремится вырваться из этого плена.

У нее есть друг детства. Верный, влюбленный в нее Паша Антипов. В будущем он станет ее мужем, именно в нем Лара найдет свое настоящее спасение. Но сразу после свадьбы они не могут отыскать счастья в личной жизни. Павел в результате бросает семью и отправляется добровольцем на фронт. Принимает участие в Первой мировой войне. Там с ним происходит удивительная метаморфоза. Из мягкого человека он превращается в грозного революционного комиссара. Меняет свою фамилию. Его новый псевдоним - Стрельников. После того как заканчивается Гражданская война, он стремится воссоединиться со своей семьей, но этому так и не суждено сбыться.

Между тем судьба сводит между собой Юрия и Ларису. Их отношения являются ключевыми для анализа романа "Доктор Живаго" Пастернака. На фронтах Первой Мировой они встречаются в небольшой деревеньке с неказистым названием Мелюзеево. Живаго там работает военным медиком, а Лариса сестрой милосердия, которая мечтает отыскать пропавшего мужа.

В следующий раз их пути пересекаются в вымышленном уральском городке Юрятине. Его прообразом служит Пермь. Туда они бегут от тягот революции. Герои влюбляются друг в друга. Начавшаяся Гражданская война накладывает отпечаток на жизнь героев. Голод, репрессии и нищета разлучают не только семью Лары, но и Юрия. Супруга Живаго остается в Москве и пишет своему мужу на Урал о вероятной принудительной высылке за пределы страны в ближайшее время. Тем временем бушует власть революционных советов, Живаго с Ларой укрываются на зиму в усадьбе Варыкино. Внезапно туда к ним заявляется Комаровский, который получил пост в министерстве юстиции в едва образовавшейся Дальневосточной республике. Комаровскому удается убедить Живаго отпустить с ним Лару, чтобы она бежала на восток, а дальше спасалась за границей. Юрий Андреевич соглашается на это, ясно понимая, что больше никогда не встретит свою любовь.

Жизнь в одиночестве

Оставшись один в Варыкино, Живаго постепенно начинает терять рассудок от одиночества. К нему приезжает Стрельников, которого разжаловали, и теперь ему приходится скитаться по всей Сибири. Он честно рассказывает Юрию Андреевичу о своей роли в революции, а также свои представления об идеалах советской власти, вожде революции Ленине.

Живаго признается ему, что на самом деле Лара любила его все эти годы. А он заблуждался, подозревая ее в неискренности.

Возвращение в Москву

Ночью после откровенной беседы Стрельников кончает жизнь самоубийством. Живаго, став свидетелем очередной трагедии, возвращается в Москву. Там он встречает свою последнюю любовь - Марину, дочь дворника Маркела, который работал на семью Живаго еще до революции. Они живут в гражданском браке. У них рождаются две дочери.

Роман "Доктор Живаго", анализ (кратко) которого представлен в этой статье, приводит читателя к тому, что в конце жизни главный герой откровенно опускается, но ничего не может с этим поделать. Он забрасывает литературу, больше не занимается наукой. Со своим падением он ничего не может поделать.

Как-то утром по дороге на работу ему становится плохо в трамвае. Живаго поражает сердечный приступ в самом центре Москвы. Проститься с его телом приходят его единокровный брат Евграф, который не раз помогает ему по ходу роману, и Лара, случайно оказавшаяся поблизости.

Финал романа

Битва на Курской дуге разворачивается в финале романа Пастернака "Доктор Живаго". Анализ произведения основан на восприятии героями событий произведения.

Перед читателями появляется прачка Таня, которая рассказывает свою историю друзьям детства Живаго, Михаилу Гордону и Иннокентию Дудорову. Они пережили ГУЛАГ, сталинские репрессии и аресты.

Оказывается, что она внебрачная дочь Лары и Юрия Живаго. Под свою опеку ее берет брат главного героя Евграф, который в годы Великой Отечественной войны стал генерал-майором.

Важную роль в тексте играют стихотворения Живаго, которыми завершается роман.

Стихи Живаго

Анализ стихотворений доктора Живаго помогает лучше понять саму суть этого романа. Центральным в этом цикле является текст "Зимняя ночь".

Исследователи предлагают его рассматривать в контексте борьбы за выживание. При этим февральская метель ассоциируется со смертью, а пламя свечи с будущей жизнью. В это время доктор Живаго уже достаточно опытен и зрел, чтобы принять окружающую его действительность. При этом он продолжает верить в прекрасное, в его душе теплится надежда на лучшее.

Анализ романа

Роман Пастернака "Доктор Живаго", анализ которого необходимо провести любому почитателю творчества этого писателя, является масштабным обобщением жизни русской интеллигенции во время революции и Гражданской войны.

Книга проникнута глубокой философией, затрагивает темы жизни и смерти, хода всемирной истории, тайн, которые кроются в человеческой душе.

С ее помощью автору удается показать действительность внутреннего мира своих героев, приоткрыть дверь к важному пониманию эмоциональной сущности человека. Решать такую сложную задачу писателю удается, выстроив многогранную систему образов. В полной мере эта задумка находит отражение в жизненном пути и характере главного героя.

Нобелевская премия по литературе

Роман "Доктор Живаго" (анализ краткий знаком любому человеку, увлекающемуся литературой) в 1958 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. С формулировкой "за продолжение традиций великого русского эпического романа".

Советские власти восприняли этот факт в штыки, так как считали роман антисоветским. Против Пастернака в СССР развернулась настоящая травля. Его вынудили отказаться от премии. Только в 1989 году диплом и медаль шведской академии получил его сын Евгений.

Идея романа

Пожалуй, главная отличительная особенность романа - его поэтичность. Ею проникнуты все страницы произведения, даже те, на которых текст излагается в прозе.

Ключом к восприятию человеческой души как раз является лирика. Через нее удается понять, ради чего живет и что чувствует человек.

Юра Живаго в десять лет остается сиротой. Долгое время за-ботился о нем его дядя, Николай Николаевич Веденяпин, рас-стриженный по собственной просьбе священник. Но когда Веде-няпин переезжает в Санкт-Петербург, Юра остается один. Его берут в свой дом родственники — семья Громеко.

Громеко жили на Сивцевом Вражке. Это была интеллигент-ная, необычайно образованная профессорская семья, а потому в их дом были вхожи очень интересные люди. Здесь Юра смог развить свои таланты, начал писать стихи.

Юра делил свои детские секреты с Тоней, дочерью Александ-ра Александровича и Анны Ивановны Громеко. Кроме того, его хорошим другом стал одноклассник Миша Гордон.

Однажды произошло событие, которое потрясло впечатлитель-ного Юрия. Александру Александровичу пришлось как-то сопро-вождать одного из приглашенных на концерт музыкантов в номер. Там Амалия Карловна Гишар пыталась свести счеты с жизнью. Александр Александрович уступил горячим просьбам Юры и Миши взять их с собой. Они стояли в коридоре, дальше их не пустили, но отчетливо слышали голос Амалии Карловны и смог-ли понять причину ее поступка. А причина эта была в ее подозре-ниях насчет истинных отношений ее дочери Лары и друга их се-мьи адвоката Комаровского.

В это время мальчики увидели человека средних лет, вышед-шего из-за перегородки. Он подошел к спящей в кресле девушке и разбудил ее. Они обменялись знаками. Было ясно, что этот че-ловек и девушка связаны какой-то тайной, и теперь были доволь-ны, что тайна эта известна по-прежнему только им одним.

Внезапно Миша узнает этого человека. Он рассказывает, что именно этот мужчина ехал в поезде в одном купе с Мишей, его отцом и отцом Юры. Этот человек как будто намеренно спаивал Юриного отца, который после разговоров с ним бросился под поезд.

Девушка Лара, дочь Амалии Карловны, была шестнадцати-летней гимназисткой. Она считала себя уже вполне взрослой, а потому ее подруги несколько раздражали ее. Она настолько свык-лась с ролью взрослой, что поддалась ласкам советника матери в делах Виктора Ипполитовича Комаровского.

Следующая встреча Юры и Лары состоялась, когда он стал студентом-медиком. Это была счастливая предрождественская пора. Юра и Тоня ехали на елку к Свентицким. Тоня очень хорошо понимала Юру и была настолько близка ему, что практически угадывала его настроение. Вот и теперь она поняла, что он очень тронут видом замерзших окон. Это был очень знаменательный момент. В одном из окон Юра увидел огонь свечи, похожий на вполне сознательный взгляд. Свеча смотрела на мир сквозь остав-шуюся щель не задернутых до конца штор. Именно в этот момент рождается самое знаменитое стихотворение Юрия Живаго «Све-ча горела на столе, свеча горела…». По странному стечению обсто-ятельств именно за этими шторами стояла Лара. Она разговарива-ла с Пашей Антиповым. С самого детства для Паши Лара была предметом обожания. И чем больше он взрослел, тем сильнее ста-новилось его чувство и тем меньше он его скрывал. Зная о привя-занности Паши, Лара говорила ему, что они должны немедленно обвенчаться. Только в этом случае он сможет удержать ее.

Чуть позже Лара появляется в доме Свентицких, где уже веселились Тоня и Юра. В самый разгар веселья, а это было око-ло двух часов ночи, в зале раздался выстрел. Ужас и паника охватили гостей. Лара стреляла в Комаровского. Он тоже был сре-ди гостей. Однако Лара промахнулась, попав в товарища прокуро-ра московской судебной палаты. Юра узнает девушку, узнает и того седоватого человека, по словам Миши, причастного к ги-бели его отца. Ужасные события дня не закончились у Свентиц-ких. Приехав домой, Юра и Тоня узнали о смерти Анны Иванов-ны Громеко. К этому времени она уже давно и тяжело болела. И именно Анна Ивановна соединила руки Юры и Тони, сказав, что они предназначены друг для друга.

Лара избежала суда. В этом ей помог все тот же Комаровский, опасавшийся огласки. Но пережитого нервного потрясения она не могла перенести и слегла в постель.

К ней приходил Кологривов, у которого Лара была воспита-тельницей младшей дочки. На этот шаг она пошла для того, чтобы уйти из дома и избавиться от Комаровского. В этой должности ей пришлось проработать более трех лет. И все как будто стало на-лаживаться. Но вот только непутевый брат Лары Родя принес беду. Он проиграл общественные деньги, а поскольку взять денег боль-ше было неоткуда, то он пришел просить их у сестры, угрожая застрелиться. Лара дала ему деньги, взяв их взаймы у Кологривовых. Но вот вернуть долг она не могла. Лара приплачивала хозяе-вам квартиры, которую снимал Паша Антипов, за жилье и за оду, чтобы он не так нуждался, и посылала деньги его сосланно-му отцу.

Наконец Лара решила уйти от Кологривовых и начать новую жизнь, а деньги на эту новую жизнь попросить у Комаровского. С этой целью она отправилась на бал к Свентицким и положила к себе в муфту заряженный револьвер, решив стрелять в Кома-ровского, если он ей откажет или унизит. На балу у Свентицких Виктор Ипполитович делал вид, что не замечает ее совершенно. И только улыбка скользнула по его лицу, когда он обратился к ней. А по этой улыбочке Лара все поняла…

Лара быстро поправлялась. Вскоре она и Паша уехали в город Юрятин, на Урал. Теперь они были муж и жена. После свадьбы Лара рассказала ему историю своих отношений с Комаровским, и Паша в течение этого разговора чувствовал не раз, что «у него падало сердце». Жизнь их тем не менее потихоньку наладилась. Лара и Паша преподавали в гимназии. Росла маленькая Катенька. И Лара чувствовала себя вполне счастливой.

Поженились и Тоня с Юрой. Юра закончил университет меди-ком, Тоня — Высшие женские курсы юристкой. Их друг Миша Гордон — филологом по философскому отделению.

И в это же время начинается Первая мировая война.

Юрий и Павел оказываются на фронте. Но с той лишь разни-цей, что Юрий Андреевич был отослан туда, не успев даже по-быть с новорожденным сыном, а вот Павел Павлович стремился на фронт. В своей семейной жизни он не чувствовал искренности и жил сомнениями в истинности любви Ларисы. Он проходит офи-церские курсы и оказывается на фронте, в гуще событий. Тут же попадает в плен.

Лариса, перестав получать письма от мужа, бросается на его поиски, для чего поступает медсестрой на санитарный поезд.

Перед Юрием Живаго раскрываются неприглядные стороны военных будней, наполненные бесчинствами разрушительной силы. Он наблюдает беспорядки, устраиваемые анархиствующи-ми дезертирами. Москва еще больше поражает его. Резко изменя-ется его отношение к революции. Он отказывается принимать ее. Чтобы оградить свою семью от военных ужасов, Живаго увозит их ближе к Уралу. Останавливаются они недалеко от города Юря-тина. Но и сюда доходят жуткие отголоски войны. То и дело при-ходят слухи о тех бесчинствах, которые устраивает банда Стрель-никова, самого лютого соперника и врага полковника Галиуллина.

Семья Живаго останавливается в селе Варыкине, где они встре-чают бывшего управляющего Крюгеров Микулицына. Имение Крюгеров принадлежало некогда матери Тони. Немного позже Живаго переселяются в пристройку для челяди.

Живаго проявили себя как очень трудолюбивые и неприхот-ливые люди. Они охотно ухаживали за домом, Юрий даже иногда принимал пациентов. Дела их пошли значительно лучше, когда совершенно неожиданно к ним явился Евграф, сводный брат Юрия. Он помог молодой семье. А сама Антонина Александровна снова ждала ребенка.

Следующий очень значительный этап в жизни Юрия Живаго — это встреча с Ларисой. Когда положение семьи упрочилось, Жи-ваго постарался получить доступ к библиотеке. Именно здесь они и встретились. Лариса рассказывает Юрию о себе. Она признает-ся, что наводящий ужас своей жестокостью Стрельников — это ее муж, Павел Антипов. Он вырвался из плена. Павел атаковал город Юрятин снарядами, захватывал его, но ни разу не удосу-жился узнать, что стало с его женой и дочерью.

Так прошло два месяца. Юрий обманывал Тоню с Ларисой, тяжело переживал это и собирался признаться жене, покончив с Ларой. Но вот только сделать этого ему так и не удалось.

Юрий Живаго против воли оказывается мобилизованным в от-ряд Ливерия Микулицына. Эта мобилизация произошла прямо на дороге, когда Живаго возвращался домой. «Работы у доктора было по горло: зимой — сыпняк, летом — дизентерия и во все време-на года — раненые». Юрий Живаго говорил о своем неприятии революции Микулицыну. Он прекрасно понимал, что достичь мира и согласия, прийти к коммунизму нельзя через насилие и кровь. Он понимал также, что идеи революции иллюзорны и призрач-ны, и многие просто не осознают, за что воюют. Кроме того, он видел, что люди, пришедшие к власти, далеки от народа, как и вся власть, что они и сами не до конца понимают идеи, кото-рые провозглашают. Два года пробыл Живаго в плену и, наконец, смог сбежать. Он возвращается в Юрятин. Город к этому времени истощен постоянными схватками, атаками, обагрен кровью. В мо-мент возвращения доктора в город входили красные. Ларисы с дочерью дома не оказалось. Он находит в тайнике ключи, а потом и записку: Лариса надеялась найти Юрия в Варыкино. Устав от долгого изнурительного пути, Живаго засыпает, а просыпается умытым и чистым. Как оказалось, он долго болел и выздоравли-вал теперь с помощью Лары. Оба они теперь работают, но только недоверие к ним растет. Это период жесткого идеологического контроля, недоверия ко всему, неустойчивости. Даже под Стрель-никовым начинает колебаться почва. Живаго чувствует и видит перемены. В это время он получает письмо от жены. Тоня с детьми в Москве, но ее и всех Громеко вот-вот должны выслать за грани-цу. Живаго с болью вспоминает, что так и не увидел своего второ-го ребенка — дочь Машу. Но еще большую боль и страдания ему приносит мысль о том, что он больше не любит Тоню, а вот ее письмо пропитано любовью к нему.

Неожиданно в городе появляется Комаровский. Он получил приглашение от правительства Дальневосточной Республики. Ко-маровский предлагает Ларе и Юрию бежать вместе с ним, но они отказываются. Живаго уже знает от Лары, какую роль в ее жизни сыграл этот человек. Да и Юрий рассказал Ларисе о том, что Виктор был причастен тем или иным образом к смерти его отца.

Лариса и Юрий решают уехать в Варыкино. Село опустело, ночные звуки, и особенно вой волков, наводили ужас. Но Лара и Юра боялись их меньше, чем людей.

Снова появляется Комаровский. Он приносит дурные вести: Стрельников приговорен к расстрелу, а потому Ларе и Катеньке нужно срочно уезжать. Юрий решает, что Лариса должна отпра-виться с Комаровским, чего бы ей это ни стоило, и спасать себя и дочь. Лара уезжает, а Живаго остается один.

Зимние темные вечера наводят на него тоску. Постоянное оди-ночество, мрачный вид опустелого села, леденящие душу звуки леса, постоянный страх перед появлением людей — все это при-вело к тому, что Живаго потихоньку, медленно сходил с ума. Он начал пить. Юрий занимает себя размышлениями о революции, о ее оказавшихся столь далекими и призрачными идеалах, о че-ловеке в этом вихре событий. Живаго начинает здесь же писать стихи. Он часто вспоминает о любимой, тяготится разлукой с нею.

Одиночество Живаго однажды было нарушено звуком при-ближающихся шагов. Со страхом ждал он появления человека. И не сразу узнал в появившемся человеке Стрельникова. Да, он был жив, ему почти ничего не угрожало. И это могло означать только одно — Комаровский обманул их. Павел и Юрий прогово-рили всю ночь, вспоминая Лару, а когда Юрий встал утром, то нашел Павла застрелившимся.

Живаго решает вернуться в Москву. Большую часть своего нелегкого пути он проделывает пешком. Дорога заняла у него очень много времени. Когда он появляется в Москве, здесь уже вовсю идет строительство коммунизма — это эпоха нэпа. Исхудавший и обросший Живаго долго не может найти себе пристанища, дол-го не может оправиться от пережитого. Постепенно он утратил свои врачебные навыки. Время от времени он брался за перо и выпускал тоненькие книжечки, которые очень ценились в не-большой группе любителей. Автор описывает еще семь или во-семь лет его жизни.

Живаго жил очень скромно. Часто ему помогала по хозяйству Марина, дочь бывшего дворника семьи Громеко. Работала она на телеграфе, на линии зарубежной связи.

Вскоре она стала гражданской женой Живаго, у них родились две дочери. Но однажды Юрий исчезает. Марина получает от него письмо, где он пишет, что хочет некоторое время пожить один. В его жизни вновь появляется сводный брат Евграф, которые снимает ему комнату и помогает с деньгами. Кроме того, он начи-нает ходатайствовать о работе для Юрия. Но в один из жарких августовских дней Живаго умирает от сердечного приступа. На его похороны пришло удивительно много народу. Похороны были в Камергерском, где он и снимал комнату. Сюда по старой памяти приходит и Лариса Федоровна. Это была бывшая квартира ее пер-вого мужа — Павла Антипова. По странному стечению обстоя-тельств буквально через несколько дней после похорон Живаго Лариса исчезает. Скорее всего, ее арестовали. Она так и не вер-нулась домой.

Далее действие переносится на несколько лет вперед. Идет 1943 год. Снова война. Евграф Андреевич Живаго теперь генерал- майор. В будничной беседе с обычной бельевщицей Танькой Безочередевой он расспрашивает о героической смерти ее подруги, разведчицы Христины Орлецовой. Невзначай он поинтересовался и судьбой самой Татьяны. Живаго понимает, что перед ним дочь Ларисы и его брата Юрия. Татьяна прожила нелегкую жизнь. Ее мать, убегая вместе с Комаровским в Монголию, оставила ма-ленькую девочку сторожихе Марфе, работавшей на железнодо-рожном разъезде. Марфа после попала в сумасшедший дом, а Таню ждали скитания, попрошайничество.

Евграф Андреевич счел своим долгом не только позаботиться о Татьяне, но и собрать воедино все написанное его братом, в том числе и стихи. Многие из этих стихов впоследствии стали известными. А особенно — «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горе-ла…».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ