Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Михаил Емельянников

В нескольких последних проектах, выполняемых нашим агентством, мы столкнулись с одной и той же проблемой – с какого возраста наступает дееспособность субъекта в отношении распоряжения своими персональными данными — передачи их третьим лицам, выражении согласия на обработку и т.д. Ответ оказался совсем непростым и неоднозначным.

В соответствии с частью 6 статьи 9 закона «О персональных данных», в случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных. Для операторов, имеющих дело с несовершеннолетними субъектами, это головная боль и постоянный риск нарушить закон, конституционные права несовершеннолетнего, оказаться ответчиком по иску родителей и т.д.

Возникают эти ситуации довольно часто. Самая распространенная – принятие пользовательского соглашения и получение доступа к контенту на сайте, к платным или бесплатным информационным услугам, к рассылкам и т.п. Усугубляется ситуация анонимностью Интернета, невозможностью в большинстве случаев идентифицировать пользователя и установить его возраст. Но здесь риски для оператора хоть и есть, но не очень большие. А есть ситуации с перспективой существенной материальной ответственности.

Надо ли брать согласие на обработку персональных данных в отношении учащихся учебных заведений, если обучение не предусматривает заключение договора? Если да, то у кого – у учащегося или его родителей? С какого возраста?

Кроме учащихся, есть многочисленные группы несовершеннолетних — участников творческих и спортивных соревнований, юные актеры и модели, имеющие вполне профессиональные контракты, и многие другие.

Так что делать?

Если кто не знает, Гражданский кодекс РФ вводит три возраста дееспособности.

Гражданская дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме, в соответствии с частью 1 статьи 21 ГК РФ, с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Если законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Часть 1 статьи 26 ГК РФ предусматривает, что в возрасте от 14 до 18 лет юноши и девушки вправе совершать сделки, за исключением перечисленных в части 2 той же статьи, только с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Без согласия законного представителя можно:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

3) вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные частью 2 статьи 28 ГК РФ – см. ниже.

При этом несовершеннолетние, совершая перечисленные действия, самостоятельно несут имущественную ответственность и за причиненный ими вред.

Ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами может только суд, при наличии достаточных оснований, и по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства, кроме случаев, когда несовершеннолетний успел вступить в брак.

Но и здесь есть нюансы. Статья 27 ГК РФ с красивым названием «Эмансипация» предусматривает, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия, – по решению суда.

После такого важного события законные представители эмансипированного чада уже не несут ответственность по его обязательствам, в частности, по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Наверное, для многих будет неожиданностью узнать, что есть дееспособность и у детишек от 6 до 14 лет. Это указано как раз в упоминавшейся выше части 2 статьи 28. Они могут без участия родителей или иных представителей совершать (1) мелкие бытовые сделки (естественно, кодекс не определяет, что под них подпадает, мы включаем здравый смысл и полагаем, что это покупка мороженого или воздушного шарика, например), (2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, а также (3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Но имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица, в соответствии с законом, также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Самое интересное, с точки зрения рассматриваемого вопроса, – это сделки за номером (2), направленные на безвозмездное получение выгоды. Под эту категорию вполне подпадает принятие пользовательского соглашения на сайте сети Интернет, а оно часто требует в качестве акцепта представления своих персональных данных.

И что же, пусть неграмотный шестилетка занимается этим на законном основании?

Не думаю.

А думаю вот что. Дееспособность в отношении своих персональных данных у субъекта наступает в возрасте 14 лет, когда он лично, а не его представители, получает паспорт, который, в терминах Научно-практического комментария Роскомнадзора, имеет идентификаторы субъекта, присвоенные государством и которые сами по себе однозначно определяют физическое лицо (стр. 16 комментария).

Было бы странно выдавать такой документ и ограничивать его самостоятельное использование обладателем в случаях, когда законом такие ограничения прямо не предусмотрены.

С другой стороны, статья 61 Семейного кодекса РФ предусматривает, что родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. А статья 64 Семейного кодекса устанавливает, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Значит, действия, предусмотренные частью 6 статьи 9 закона «О персональных данных», в отношении 17-летнего абитуриента или бегуна-полумарафонца должны выполнить его родители?

Все не так просто.

Часть 2 статьи 54 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает право несовершеннолетним в возрасте старше 15 лет, больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте старше 16 лет на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. С согласием на трансплантацию в качестве реципиента еще хуже, но об этом писать не буду – страшно.

В соответствии со статьей 9 закона «О гражданстве Российской Федерации», для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие, что точно требует представления персональных данных. Про согласие родителей в законе нет ничего.

Статья 58 закона «Об актах гражданского состояния» дает право 14-летнему ребенку переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, т.е. по своему усмотрению, без родителей, распорядиться персональными данными.

Статья 20 Трудового кодекса РФ в общем случае устанавливает, что вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет, а в случаях и в порядке, которые установлены Кодексом, также лица, не достигшие указанного возраста. С момента начала трудовых отношений такие лица приобретают все права, предусмотренные главой 14 ТК РФ как субъекты персональных данных.

Поэтому резюмирую. Дееспособность в отношении своих персональных данных, в том числе право выражать согласие на их обработку и предоставлять иным лицам по своему усмотрению, наступает в возрасте 14 лет.

Хорошо бы по этому поводу услышать мнения регулятора и надзорного органа, но, увы, они пока молчат.

Персональные данные детей – типичные проблемы

В мае 2014 года впервые специалисты Роскомнадзора попытались проанализировать попавшие в Интернет персональные данные российских детей.

Федеральное законодательство обеспечивает защиту личных данных всех граждан РФ, включая и тех из них, которые не достигли возраста совершеннолетия. Это означает, что конфиденциальная информация, касающаяся несовершеннолетних, не должна становиться достоянием общественности без их личного согласия или согласия их представителей.

Что такое персональные данные?

Любая информация, способная идентифицировать человека, считается персональной. Федеральный Закон N 152-ФЗ разграничивает личные сведения о человеке на общедоступные и конфиденциальные. К общедоступным относятся сведения об имени, фамилии, поле, возрасте несовершеннолетнего. Эти данные не считаются секретными и не подлежат защите.

К конфиденциальным сведениям относятся, например, сведения о перенесённых заболеваниях, информация о родителях и другая информация. Распоряжаться этими сведениями никто не вправе без разрешения самого несовершеннолетнего или его представителей.

Где могут быть использованы личные данные несовершеннолетних?

Обучаясь в школе, лицее и любом другом учебном учреждении лица, не достигшие совершеннолетия, должны предоставлять информацию, которая, согласно Федеральному Закону (N 152-ФЗ), подлежит защите. Наиболее часто встречаются следующие ситуации, когда учебное учреждение передаёт персональные данные несовершеннолетних и для этого должно иметь у себя официальное на это разрешение:

  • медицинские осмотры, диспансеризация прививки и так далее; персональные данные передаются в соответствующее лечебное учреждение;
  • постановка на воинский учёт; эта ситуация касается в основном юношей, их личные данные передаются учебным учреждением в военный комиссариат;
  • организация льготного питания, защита интересов подростков; данные передаются в отдел образования;
  • участие обучающихся в различных олимпиадах, конкурсах, ГИА, ЕГЭ и так далее; данные передаются в отдел образования.

Случаев, когда учебное учреждение должно передавать сведения об учащихся третьим сторонам достаточно много. Даже само хранение конфиденциальной информации должно быть оформлено разрешением на такое действие.

Что понимается под обработкой данных?

В Федеральном Законе N 152-ФЗ фигурирует такое понятие, как обработка данных. Это собирательный термин, он включает в себя достаточно много действий с информацией. Это и получение информации, и её хранение, и обработка, и систематизация, и передача, и уничтожение.

Давая своё согласие на обработку данных, гражданин РФ подтверждает разрешение на каждое из таких действий. Возможно, что согласие даётся для достижения определённых целей (например, для формирования базы данных). В этом случае должно чётко оговариваться что, разрешается использование только определённой информации (лучше, если разрешённая информация будет перечислена).

Действия с персональной информацией могут производиться в любом виде – бумажном, электронном, графическом и так далее.

Кто может дать согласие на обработку личной информации несовершеннолетнего?

Правом давать согласие на использование личных сведений о несовершеннолетнем наделены его родители (или иные представители). Своё согласие на работу с личной информацией они должны выразить в письменном виде с обязательной собственноручной подписью.

Вышесказанное в полной мере относится к ситуациям, когда несовершеннолетнему не исполнилось 14 лет. В возрасте от 14 до 18 лет требуется согласие и самого несовершеннолетнего.

Специалисты юридического портала сайт обращают ваше внимание на то, что если несовершеннолетний вступает в брак до достижения 18 лет, он признаётся полностью дееспособным и согласие на обработку своих личных данных должен давать самостоятельно.

Текст согласия на обработку личных данных не имеет определённой формы. Поэтому допускается его произвольное написание с обязательным отражением следующих положений:

  • данные о представителе несовершеннолетнего – фамилия, имя, отчество, адрес проживания; если требуется – паспортные сведения;
  • цель, с которой требуется предоставление личных сведений несовершеннолетнего;
  • перечень персональных сведений о несовершеннолетнем, на который распространяется согласие;
  • перечень тех действий, которые допускаются с персональными данными несовершеннолетнего;
  • срок действия согласия, возможность и порядок его аннулирования.

Если у вас есть необходимость составить согласие на обработку данных о несовершеннолетнем, но самому это сделать затруднительно или просто не хватает времени, на сайте сайт . Скачав файл в удобном для редактирования виде, вы легко сможете приспособить его к конкретной ситуации.

Преимуществом скачивания согласия на обработку данных несовершеннолетнего также является отсутствие необходимости оплачивать это действие.


Прим.: данная статья была опубликована в журнале "Бухгалтерия " 23.02.2012 г. Произошли важные изменения в законодательстве. Актуальный материал от 11.10.2017 года можно скачать .


В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") "требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции... обязательны для исполнения... организациями, должностными лицами и иными лицами...". Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона "О полиции". Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон "Об оперативно-розыскной деятельности").

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • п. п. 4, 17 ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона "О полиции";
  • ст. ст. 6, 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

  • Рассмотрим их подробнее, выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований.
    Закон "О полиции" Сотрудники полиции в своих запросах о представлении информации обосновывают свои требования п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13

    Закона "О полиции".

    Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции". В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект - это законность и обоснованность запроса.
    Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), как истребуемые документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.

    Придраться к слову

    Пункт 17 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции". Сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги вашей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы.

    В связи с некорректностью формулировки - "другие информационные материалы" - сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы.
    Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

    Следовательно, если в запросе имеется ссылка на вышеуказанную норму права, в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером либо деле об административном правонарушении.

    В противном случае вы вправе на запрос не реагировать ввиду его необоснованности.
    Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу неправомерны ссылки на указанную норму, что, в свою очередь, является основанием для отказа в представлении информации.

    Я слежу за тобой

    Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
    При применении данного Закона в запросах о представлении информации сотрудники полиции чаще всего ссылаются на его ст. ст. 6 и 7.

    Статья 6. В ней перечислены оперативно-разыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • опрос;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.

  • Необходимо заметить, что мероприятие "наведение справок" проводится для получения именно справок, поскольку понятия "справка" и "документация" не идентичны между собой. Оно может проводиться в виде гласного и подразумевает получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

    Исследование предметов и документов применяется только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-разыскных мероприятий.

    Готовить злодеяние

    Статья 7. В данной статье приведены основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
    Наиболее часто применяемое основание - это "ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".
    Указанные основания должны быть сообщены вам в случае проведения в отношении вас оперативно-разыскных мероприятий, и на основании этих данных вы решаете, соглашаться с проведением данных мероприятий или нет.

    Права имеют

    Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Часто в своих запросах сотрудники полиции указывают на ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ, - за непредставление сведений (информации): для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    В соответствии с ранее действовавшим Законом "О милиции" сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона "О милиции");
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона "О милиции").

  • При этом согласно ст. 23 Закона "О милиции" законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

    Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона "О милиции") не порождало аналогичную обязанность у организаций.

    А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий представлять документацию, связанную с деятельностью организации, и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

    В связи с этим ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

    Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п. п. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции", влечет за собой ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона "О полиции" "требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции", обязательны для исполнения... организациями... и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения".

    Как уже говорилось, ст. 19.7 КоАП РФ за неисполнение указанных требований установлен следующий размер штрафа: для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех до пяти тысяч рублей.

    Легальное подозрение

    Теперь рассмотрим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

    В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.
    Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет.

    Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции.

    Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают в качестве основания запроса не весь Закон, а ссылаются на ст. 7.
    В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

    Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности.

    Такая проверка должна проводиться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом. Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным Законом, является Росфинмониторинг.
    Как было указано выше, обязанности представлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями данной статьей не предусмотрено.

    Не сдаваться!

    Иногда в запросах также встречается ссылка на ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
    Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Статья 145 УПК РФ - порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

    Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции права изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по представлению информации.

    Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона "О полиции" органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.
    В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

    Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными.
    Но только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.

    Спросить еще раз

    До тех пор пока вам непонятны причины и основания проверки, вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и не можете быть абсолютно уверены в законности ваших действий.
    Поэтому в ответ на запрос вы можете направить письмо с просьбой разъяснить законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбуждено уголовное дело, каковы их номера).
    До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.


    А.Матюшенко
    Адвокат
    МКА "Князев и партнеры"

    В.Китсинг
    Адвокат
    МКА "Князев и партнеры"

    Подписано в печать
    23.02.2012

    А также взрослых. Дело все в том, что в 2006 году в России вышел специальный закон, который наложил ограничение на компании и учреждения в отношении использования тех или иных сведений о человеке. Соответственно, со сбором и обработкой данных о людях стали возникать проблемы. Особенно в отношении несовершеннолетних. Родители должны знать, что такое персональные данные, а также как защищать их при выявленных нарушениях. На самом деле все не так трудно, как кажется. Главное - разобраться в ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. На что следует обратить внимание в первую очередь?

    Определение

    Например, необходимо разобраться, что такое персональные данные детей. Этот момент крайне важен. Не все понимают, какую информацию организации могут использовать, а какую нет в том или ином случае.

    На самом деле разобраться во всем этом не так уж и трудно. Персональные данные человека - это сведения, которые помогают установить личность и составить общее впечатление о гражданине. Например, вес, рост, а также сведения о здоровье, Ф. И. О. и дата рождения. Можно сказать, это личная информация о человеке.

    Несколько составляющих единого целого

    Теперь понятно, что такое персональные данные. Что к ним относится? Иногда догадаться бывает не так просто. Но чтобы не возникали лишние вопросы, можно просто заглянуть в ФЗ № 152 от 27.07.2006 г. В нем указываются несколько категорий личной информации.

    На данный момент персональные данные разделяются на:

    • общие;
    • биометрические;
    • специальные.

    Что относится к каждому типу информации? Запомнить не так трудно. Многое зависит от возраста гражданина. У детей персональной информации гораздо меньше, чем у взрослых. Это вполне нормальное явление.

    К общим относят имя, фамилию, отчество, образование человека. Также сюда включают сведения о фактическом месте проживания, прописке. Трудоустроенные граждане (например, дети после 14-16 лет) имеют еще и данные о месте работы, заработке.

    Специальная информация персонального типа - это данные, которые помогут в полной мере охарактеризовать человека. В основном то, что не относится к общему типу. Речь идет о расовой и половой принадлежности, политических и религиозных взглядах. Помимо всего прочего, сюда относят медицинские заключения о состоянии здоровья.

    Как нетрудно догадаться, - это не что иное, как биологические материалы, служащие для идентификации гражданина. У каждого человека это ДНК, радужка глаз, а также данные о росте и весе. Сюда относят еще фотографии и видеоролики. Они тоже помогают установить личность человека.

    Выражение согласия

    Персональные данные детей и взрослых находятся под защитой закона в Российской Федерации. Выход ФЗ № 152 "О персональных данных" наложил на организации и учреждения запреты на использование сведений о людях. Но в установленном законом порядке можно снять данные ограничения.

    Как именно? Каждый гражданин должен дать свое согласие на обработку и сбор персональных данных. Тогда можно будет пользоваться сведениями о человеке. Но с определенными ограничениями. О них немного позже.

    Для начала следует обратить внимание на то, что персональные данные несовершеннолетних детей обрабатываются и могут быть собраны только с согласия законных представителей. Это значит, что родители или опекуны при обращении в то или иное учреждение должны заполнить заявление установленного образца. Без него нельзя пользоваться сведениями о ребенке.

    Установление запретов по закону

    Тем не менее все вышесказанное не позволяет организациям по своему усмотрению распоряжаться теми или иными данными о несовершеннолетнем. ФЗ № 152 "О персональных данных" накладывает некоторые ограничения. О чем идет речь?

    Дело все в том, что защита персональных данных детей - это обязанность родителей. Но и сам закон побеспокоился о том, чтобы личная информация всех граждан страны не могла быть использована не по назначению.

    Изначально родители дают согласие на изучение и сбор определенной личной информации о несовершеннолетнем. Это необходимо для достижения той или иной цели. К примеру, для постановки диагноза и назначения лечения в больнице. Как только результат будет достигнут, обрабатывать и продолжать сбор сведений о ребенке (или взрослом человеке) запрещается. Нарушение данной нормы в той или иной степени накладывает на организацию административный штраф.

    В письменной форме

    Уже было сказано, что для волеизъявления относительно изучаемого вопроса стоит заполнить бланк ребенка. То есть документ представляется только в письменной форме. Устное согласие - не аргумент для использования в той или иной мере сведений о несовершеннолетних.

    Также разрешается в свободной форме дать согласие. На самом деле это не так трудно. Подобная практика позволяет защищать персональные данные (что к ним относится, уже понятно).

    Самостоятельный документ

    Соответственно, изучаемая бумага - это способ защиты информации личного характера. Причем при нарушении установленных правил родители или уже совершеннолетние граждане имеют право на обращение в суд. На практике подобные случаи время от времени встречаются.

    Именно для того, чтобы обезопасить своего ребенка от сбора и обработки сторонней информации, рекомендуется самостоятельно писать согласие на работу со сведениями о несовершеннолетнем. Но как правильно это сделать?

    Достаточно знать составляющие бумаги. На отдельном листе придется написать:

    • данные о родителе-заявителе (Ф. И. О.);
    • Ф. И. О. несовершеннолетнего ребенка;
    • законного представителя;
    • сведения из свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
    • информацию из паспорта ребенка (если такие данные имеются, для детей от 14 лет);
    • цель обработки и сбора сведений (к примеру, для выдачи медицинского заключения);
    • всю информацию о несовершеннолетнем, которая будет обрабатываться;
    • срок действия бумаги;
    • порядок отзыва разрешения (не обязательно, обычно не пишется);
    • операции, которые можно совершать с полученной информацией о ребенке.

    Соответственно, родители должны тщательно продумать все пункты заявления, а затем написать их. В самом конце ставится дата составления соглашения, а также подпись законного представителя с расшифровкой. Ничего трудного в этом нет.

    Принуждение

    Как быть, если не хочется предоставлять персональные данные? Дети (Роскомнадзор указывает, что законные представители в полной мере отвечают за защиту личной информации несовершеннолетних) в школах и дошкольных учреждениях довольно часто заполняют разнообразные тесты. Им они кажутся веселыми. На самом деле это сбор персональной информации. И нередко подобные "развлечения" проводятся в принудительном порядке.

    Родителям следует знать, что они имеют право не предоставлять право на сбор и обработку данных о ребенке. Но при этом отказать в тех или иных услугах гражданам не имеют права. Например, не принять в детский сад. Соответственно, никто не может принудить к подписанию согласия на обработку личной информации. Это противозаконно. Родители должны помнить, что данный документ - это право, а не обязанность.

    Необходимые сведения

    Тем не менее какие-то личные сведения о ребенке все равно предоставляются. Чтобы защита персональных данных детей была воплощена по максимуму, рекомендуется самостоятельно писать согласие по ранее предложенному принципу. Основным плюсом является то, что можно указать максимально узкий спектр сведений о несовершеннолетнем, который 100% необходим для достижения той или иной цели.

    О чем идет речь? Стоит рассмотреть пример на основании общеобразовательных учреждений. Что требует школа? Персональные данные (дети не отвечают за их защиту, этим вопросом должны заниматься законные представители) о несовершеннолетних собираются разнообразные. Чаще всего родителям просто дают бланк установленного образца. Как правило, школа после подписания бумаги родителями получает доступ ко всей информации о ребенке - и о его здоровье, и о половой принадлежности, и о Ф. И. О.

    На самом деле для данного учреждения подобного рода сведения являются лишними. Поэтому, чтобы осуществить защиту личной информации, законные представители должны написать документ, который указывает на согласие в обработке:

    • имени;
    • фамилии;
    • отчества;
    • возраста;
    • места проживания (или прописки);
    • половой принадлежности.

    Для обучения в школе этого достаточно. Следует помнить, что требовать справки о состоянии здоровья или любые другие сведения никто не имеет права для принятия в ОУ.

    Отказы

    Еще один нюанс - это то, что персональные данные детей, как уже было сказано, время от времени в разнообразных организациях собираются и обрабатываются. Например, для выявления обстановки в семье. Каждый родитель вправе запретить подобные действия. Желательно сразу побеспокоиться о написании отказа на сбор и обработку персональных данных несовершеннолетнего.

    Как правило, составляется документ в свободной форме. Он будет выглядеть приблизительно следующим образом:

    "Я, Ф. И. О. (данные паспорта), мать Ф. И. О. (данные из паспорта ребенка, если есть), ученика (сведения об ОУ и классе обучения несовершеннолетнего), отказываюсь от сбора и обработки персональных данных моего ребенка. Разрешаю использовать только: имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, место проживания и прописки. Передачу третьим лицам запрещаю. В противном случае буду обращаться в суд в установленном законом порядке".

    Для Сети

    Отдельного внимания стоит защита персональных данных детей в Интернете. Дело все в том, что в Сети довольно часто собирают личную информацию. Она может использоваться для разных целей. Поэтому необходимо как-то обеспечивать защиту информации о детях.

    Сделать это не так трудно. Достаточно воспользоваться следующими советами:

    1. Установить на компьютер фильтры почты и антивирусные приложения.
    2. Отрегулировать на ПК "Родительский контроль".
    3. Делать время от времени копии информации с компьютера. Желательно копировать все на съемный жесткий диск.
    4. Разрешать детям использование только проверенных сайтов.
    5. Периодически менять пароль от социальных сетей и прочих аккаунтов. Как своих, так и ребенка.
    6. Проводить беседы с ребенком на тему правильного общения в Сети.

    Следует пояснить несовершеннолетним, что новым знакомым не стоит отправлять информацию о себе. В том числе фото и видео. Аккаунты в социальных сетях рекомендуется сделать защищенными в настройках приватности.

    Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.

    Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.

    Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

    Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.

    В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.

    Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.

    При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:

      Наличие возбужденного уголовного дела.

      Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

      1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

        событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

        лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

        лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

      Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

      Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

      Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

      Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации

    Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.

    Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере

      от 100 до 300 рублей на граждан;

      от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;

      от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.

    Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:

      на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;

      на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

      на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения. Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов. В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ