Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

По смерти Тулла вновь, как уже установилось, власть перешла к «отцам». На созванном ими сходе народ избрал царем сабинянина Анка Марция - внука . Отцы утвердили этот выбор. Шел 640 год до н.э.

Имя Анка Марция означает «служитель Марса», что во многом определило его судьбу. Царь был похож мудростью и миролюбивым нравом на своего деда. Он покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик (член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью римлян) выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для совершения священнодействий, выставив ее в общественном месте.

Соседи же Рима, привыкшие видеть в римлянах бесстрашных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабость. На Рим поднялись племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков. Однако Анк Марций двинулся с войском на земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города Политорий, Теллен и Фиканы, разрушить их, как ранее была разрушена Альба-Лонга, и переместить всех жителей в Рим.

Латинское население всех этих городов было переселено на Авентинский холм , и пополнило собой плебейское сословие.

В действительности мы должны представить себе плебеев преимущественно как земледельцев этой местности, как свободных людей со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях и без права на государственные должности, без участия в религиозных обрядах старых или полноправных граждан. Плебеи, следовательно, составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам, или патрициям , без обычных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. В этом состояло их основное отличие от клиентов (домочадцев, наследственно подчиненных), составной части древнейшего римского населения, тесно связанной с патрициями, распределенной между отдельными патрицианскими родами и состоявшей под их особенным покровительством. Патриций в качестве патрона должен был защищать своего клиента перед судом и в других жизненных ситуациях, а за это клиенты были обязаны службой патрону. Впоследствии клиенты постепенно слились с плебеями, из которых многие стали клиентами.

Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Разбив их, он с сильным войском осадил их столицу - Велитру, после чего вольски были вынуждены заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. После этого Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидена.

Анк Марций вернулся с огромной добычей, захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить заново укрепленный Яникульский холм с городом и обезопасить Рим от нападений этрусков. Этот мост построили только из дерева, так как по каким-то, давно забытым, религиозным причинам для его сооружения было запрещено использовать металл. Ремонт моста возложили на главную коллегию римских жрецов, понтификов (pontifices означает «строители мостов»). Мост часто страдал от наводнений, и его восстановление являлось священной обязанностью. Этот мост просуществовал около тысячи лет. Вероятно, им пользовались даже в 5 веке н.э.

С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Здесь, в устье Тибра, были основаны соляные прииски и построен порт Остия (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в 4 веке до н. э.)


Амфитеатр и мавзолей в Древней Остии (Ostia Antica)

Для устрашения преступников, которых много развелось в таком населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.


Мамертинская тюрьма

Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия. Феретрий («несущий победу», «податель военной добычи») — эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.

Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию — порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне стали неуклонно следовать. Этот обычай был перенят им у древнего народа эквикулов. Введение такого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного.

При Анке Марции в Рим из этрусского города Тарквиния прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима . За свои способности он заслужил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.

За время правления Анк Марций:

  • присоединил к городу холмы, Авентинский и Яникул, и обвел город новыми стенами,
  • построил первый мост через Тибр,
  • предоставил лес для постройки кораблей и установил налог на соляные копи,
  • первый построил тюрьму и основал в устье Тибра колонию Остию,
  • перенял у эквикулов нормы международного права, которыми пользуются послы, когда требуют удовлетворения,
  • расширил Рим в сторону моря и этрусского берега Тибра. Это послужило началом интенсивных отношений с этрусками, которые вскоре укрепляются в правлении следующего царя.

Анк Марций умер, процарствовав 24 года и оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. Небольшое поселение на Палатинском холме начинало становиться на ноги.

Ancus Marcius. Это имя означает «служитель Марса».Четвертый римский царь, царствовавший между 640-616 гг. до Р.Х. Рождение: примерно 675 год до Р.Х. Династия:Марции. Отец: Нума Марций.Мать: Помпилия.

Внук царя Нумы Помпилия (со стороны матери). По своему характеру Анк Марций был скорее миролюбив, как и его дед. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик(1) выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою жизнь среди храмов и жертвенников. Соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабину.
На Рим поднялись кроме латинов племена сабинян, этрусков и вольсков.Однако они ошибались - Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов было переселено на Авентийский холм, став родоначальником плебейского сословия. Тем самым владения Рима были расширены до самого устья Тибра. Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидена.
По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь(2). С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - морской порт Рима. (Анк Марций считается основателем гавани и соляных приисков Остии, расположенной в устье Тибра (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э.)). Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия(3). Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием". После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает требуемого, то он объявляет войну, произнося следующие слова: "Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, чтовсе требования следует удовлетворить "войной честной и законной", то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециал(4) нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью, и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со словами: "Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне"(5). Введение этого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного.
При Анке Марции в Рим прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.
Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена.
Примечания:
(1. Член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью римлян, за правильным выполнением общественных и частных богослужений.)
(2. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.)
(3. Феретрий ("несущий победу", "податель военной добычи") - эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.)
(4. Фециал - член коллегии жрецов, ведавших международными отношениями в римском государстве, вопросами войны и мира.)
(5.В более позднее время, когда Рим вел войны с отдаленными от него народами и государствами, этот обряд, сохранившись, носил чисто формальный характер. Фециал в знак объявления войны бросал копье от "воинской колонны" у храма богини войны Беллоны.)

по сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638-614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и мирным промыслам. Несмотря, однако, на все его миролюбие, и ему пришлось воевать с соседними латинскими племенами, которые старались остановить быстрое развитие Рима. Он счастливо победил их и принудил поселиться в Риме на Авентинской горе. Кроме того, он укрепил Яникулум по ту сторону Тибра как передовой пост против этрусков и соединил его деревянным мостом с Римом. Предание говорит, что А. завоевал оба берега Тибра и устроил у устьев его гавань Остию, которая для Рима была тем же, что Пирей для Афин.

  • - Гней - см. Кориолан, Гней Марций...
  • - Луций - рим. политич. деятель, оратор. Нар. трибун 104. Консул 91. Противник реформ Ливия Друза...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Римский полководец, завоевавший в 493 до н. э. вольский город Кориолы, но потерпел неудачу на выборах при попытке стать консулом из-за своего презрения к плебеям...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - согл. рим. легенд. традиции, четвертый царь древнейш. Рима 640 - 616 до н.э. По происхожд. сабинянин, внук Нумы Помпилия...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - четвертый из семи легендарных царей Рима, внук Нумы Помпилия...

    Словарь античности

  • - а я все стоял, не двигаясь и не дыша, / и когда, легши в казарме, / я почувствовал, / что спящий рядом Марций / трогает мою руку обычным движением, / я притворился спящим...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - по преданию 4-й царь Рима. Ему приписывают постройку дерев. моста через р. Тибр, укрепление Яникула, основание гавани Остии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - по сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638-614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - согласно римской легендарной традиции, 4-й царь Рима. По происхождению сабинянин. Расширил римские владения до устья Тибра, где построил гавань Остию...
  • - по древнеримской легенде, патриций и полководец, командовавший войсками при взятии города вольсков Кориол в 493 до н. э. ...

    Большая Советская энциклопедия

"Анк Марций" в книгах

ГАЙ МАРЦИЙ И АЛКИВИАД

автора Плутарх

ГАЙ МАРЦИЙ И АЛКИВИАД [Перевод С.П. Маркиша]

Гай Марций

Из книги Сравнительные жизнеописания автора Плутарх

Гай Марций 1. Патрицианский дом Марциев дал Риму многих знаменитых мужей, среди прочих и Анка Марция, внука Нумы и преемника царя Тулла Гостилия. Марциями были и Публий с Квинтом, соорудившие самый обильный и самый лучший из римских водопроводов, и Цензорин, которого

Тулл Гостилий и Анк Марций

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

5. Кней Марций Кориолан

Из книги История Древнего Рима в биографиях автора Штоль Генрих Вильгельм

5. Кней Марций Кориолан История Кориолана имеет по большей части легендарный характер. Но так как обыкновенный рассказ был принят позднейшим временем за действительную историю, но мы выберем из него самое главное и затем вкратце прибавим то, что по устранении всего

1.4. Анк Марций, Аэций

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

1.4. Анк Марций, Аэций а. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха «АНК МАРЦИЙ» по Ливию. См. рис. 5.6. b. ТРЕТЬЯ ИМПЕРИЯ. Эпоха якобы 423–444 годов н. э. АЭЦИЙ.1а. ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ. После царя Тулла римский престол занял Анк Марций . Однако вскоре в Риме появляется Лукумон, принявший потом имя Л.

ГАЙ МАРЦИЙ КОРИОЛАН

Из книги Алкивиад и Гай Марций Кориолан автора Плутарх

ГАЙ МАРЦИЙ КОРИОЛАН Перевод В. АлексееваI. РИМСКИЙ патрицианский дом Марциев насчитывает среди своих членов многих знаменитых людей, между прочим, Анка Марция, внука Нумы, наследовавшего престол после Тулла Гостилия. К роду Марциев принадлежат также Публий и Квинт,

5. Анк Марций.

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

5. Анк Марций. (640…616 г. до Р. X.).Избранный царем Анк Марций был внуком Нумы Помпилия и унаследовал его благочестивый и миролюбивый образ мыслей. Запущенное в предшествующее правление богослужение было восстановлено и вновь возродилось господствовавшее при Нуме мирное

Тулл Гостилий и Анк Марций

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Тулл Гостилий и Анк Марций В образах двух следующих царей - Тулла Гостилия и Анка Марция - есть моменты дублирования Ромула и Нумы. Тулл Гостилий отличался воинственностью: он разрушил Альбу Лонгу, воевал с Фиденами, Вейями, сабинами. Жителей разрушенной Альбы он

V Анк Марций - четвертый римский царь

автора Аврелий Виктор Секст

V Анк Марций - четвертый римский царь Анк Марций, внук Нумы Помпилия от его дочери, справедливостью и благочестием был похож на деда; он покорил войной латинян. (2) Он присоединил к городу холмы, Авентинский и Яникул, и обвел город новыми стенами. Он предоставил лес для

XIX Гай Марций Кориолан

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XIX Гай Марций Кориолан Гай Марций, прозванный Кориоланом, после взятия города вольсков, Кориолы, получив от Постумия право свободного выбора награды, взял себе - в пример доблести и благочестия - лишь коня и пленника-чужеземца для оказания ему приюта. (2) Став

ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ

автора Маньков А Г

ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ Виттенбергская диссертация, посвященная Степану Разину, указывает дату публичного диспута (29 июня 1674 г.) и называет два имени: председательствовавшего на диспуте Конрада Самуэля Шурцфлейша и выступавшего (респондента)

CTEHKO РАЗИН ДОНСКИ КОЗАК ИЗМЕННИК, Т. Е. СТЕПАН РАЗИН, ДОНСКОЙ КАЗАК ИЗМЕННИК. ПРЕДСТАВЛЕНО НА ПУБЛИЧНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ КОНРАДА САМУ ЭЛЯ ШУРЦФЛЕЙША, ВЫСТУПИЛ ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ 29 ИЮЛЯ 1674 г

Из книги Иностранные известия о восстании Степана Разина автора Маньков А Г

CTEHKO РАЗИН ДОНСКИ КОЗАК ИЗМЕННИК, Т. Е. СТЕПАН РАЗИН, ДОНСКОЙ КАЗАК ИЗМЕННИК. ПРЕДСТАВЛЕНО НА ПУБЛИЧНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ КОНРАДА САМУ ЭЛЯ ШУРЦФЛЕЙША, ВЫСТУПИЛ ИОГАНН ЮСТУС МАРЦИЙ ИЗ МЮЛЬГАУЗЕНА В ТЮРИНГИИ 29 ИЮЛЯ

Анк Марций

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Кориолан Гней Марций

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Анк Марций

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Анк Марций По древнеримскому сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638–614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и

Вечно хранимая ларами, Светится под луной Старая Via Salaria, Или «путь соляной».

К самому сердцу Лация С солью пойдут корабли. Рим по почину Марция Станет «солью земли».

Туллу Гостилию наследовал Анк Марций, сын дочери Нумы Помпилия. Верный памяти деда, он принял знаки власти не иначе как в надежде возвратить римлянам благочестие, утраченное ими в годы правления своего сурового предшественника. По повелению нового римского царя понтифик извлек из хранившихся в храме записок Нумы все наставления, относящиеся к священнодействиям, и начертал их для всеобщего обозрения на побеленной известью деревянной доске. Казалось бы, в Лаций вскоре вернутся добрые времена Нумы Помпилия.

Но этому воспрепятствовал груз старых недоразумений и обид. Латиняне не могли забыть о судьбе Альбы Лонги и не дали новому царю возвратить в Лаций мир. Восприняв мирные намерения внука Нумы то ли как слабость, то ли как уловку, они совершили незаконный набег на римские земли. А когда Анк Марций потребовал возмещения убытков, ответили отказом. И пришлось Анку Марцию вопреки своим намерениям взяться за оружие.

Не найдя в записках Нумы ничего относящегося к правилам ведения войны, ибо он думал только о мире,

Анк Марций учредил по собственной инициативе специальную коллегию жрецов-фециалов, возложив на нее угодную богам процедуру объявления войны и иные связанные с войною обряды.

Если Риму кто-либо чинил обиду, в его земли посылался фециал с пучком травы на голове, извлеченным вместе с корнями и землей со склона Капитолия. Другой фециал, сопровождавший первого, сжимал в кулаке кремневый нож. Достигнув границ обидчика, тот, что с ножом, прикрыв голову шерстяным покрывалом, произносил такие слова: «Внемли, Юпитер, внемлите (латиняне, сабиняне, этруски), да слышит меня Вышний закон! Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу послом, и словам моим да будет вера! Вы (латиняне, сабиняне, этруски) напали на нашу землю и увели столько-то овец, столько-то коров и стольких-то пастухов. Возвратите их. Если неправо и нечестиво требую я, чтобы эти люди и эти вещи были мне выданы, да отторгнешь ты меня, Юпитер, навсегда от моего отечества!»

Перейдя рубеж города-обидчика и затем встретив кого-либо на пути, жрец с кремневым ножом повторял то же самое. Так же поступал он, входя в городские ворота, и затем на городской площади. Не получив возмещения, через тридцать дней на рубеже города-обидчика фециал во всеуслышание призывал богов в свидетели, что его требование не выполнено. После этого в течение трех дней римский народ на своих сборищах объявлял нарушителю мира войну, и сенат это решение утверждал. И снова фециалы в сопровождении трех квиритов шли к вражеским рубежам, и, сообщая им и Юпитеру о принятом решении, один из жрецов бросал через границу копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом. Война была объявлена!

Точно выполнив всю эту процедуру, Анк Марций вторгся в пределы латинян. Первым под натиском римлян пал латинский город Политорий. Взломаны ворота. Повалены стены. Политорийцы от мала до велика выброшены наружу. Победители гонят пленников в Рим, подталкивая копьями, а за их спиной слышится вой и визг убиваемых животных, грохот обрушиваемых зданий, и вскоре над развалинами поднимается пламя. В огне сгорает все, что побежденным не дали унести, а победители не пожелали взять. От города ничего не осталось, кроме пепла, но имя его продолжало жить на Авентине, куда поселили политорийцев и где возник Политорийский квартал.

Вскоре так же возникли Телленский, Фиканский кварталы, ибо Теллена и Фикана разделили судьбу Политория. Латинские войска были оттеснены к прекрасно укрепленному людьми и природой городу Медуллию, где развернулись самые ожесточенные схватки Латинской войны. Латиняне сражались с яростью обреченных, нанося недругам чувствительные удары. И все же Анк Марций одержал победу, и в низине, соединяющей Авентин с Палатином, вскоре появился Медуллийский квартал.

Пришлось Марцию воевать и с Фиденами, городом, населенном по преимуществу этрусками. Фиденяне не объявляли Риму войну, но совершали постоянные набеги на римские земли, разоряли селения, уводили скот и пленных. При этом послы Фиден клятвенно уверяли, что их город более всего стремится к прочной дружбе с римлянами. Марций повел против Фиден легион и стал лагерем близ городских стен. Фиденяне ожидали нападения, но римляне ничего не предпринимали, словно бы просто хотели напугать своим присутствием. Однако по ночам они рыли подземный ход в город и проникли в него, вызвав ужас осажденных. Когда были сломлены незначительные очаги сопротивления, Марций через глашатая велел побежденным снести оружие в одно место, наказал розгами зачинщиков интриг, а потом всех отпустил по домам.

Царь надеялся, что мягкостью он склонит фиденян к дружбе с Римом. Но просчитался. На протяжении столетий фиденяне много раз воевали против римлян, неизменно поддерживая всех их врагов.

Войны не помешали строительной деятельности Анка Марция. На правом берегу Тибра, откуда всегда угрожали этруски, он укрепил холм Яникул и соединил его с Римом деревянным мостом на сваях. Это был первый мост через Тибр, сооруженный по предписаниям понтификов. Другое не менее знаменитое сооружение Анка

Марция - знаменитая Мамертинская тюрьма у подножия Капитолийского холма на Форуме. Впрочем, тюрьма была не зданием, а ямой. Туда бросали первоначально военнопленных, а затем собственных преступников для телесных наказаний и казни. Дожди, лившие сверху, и сточные воды, проникавшие сквозь щели в массивной кладке, превращали темницу в подземный пруд. Много столетий спустя один из приговоренных к смерти царей, сброшенный в эту тюрьму, воскликнул: «Хорошее же купание вы приготовили мне, римляне!»

Завоевания Анка Марция расширили пределы римского государства до самого моря, и римлянам ничего не стоило построить корабли и стать морским народом. Но пастухи, выросшие в горах, питали неприязнь к неоглядным морским далям. И все же, будучи практичными людьми, они взяли у моря его соль, которую так любили лизать их овцы. В устье Тибра они соорудили соляные варницы. Как поселение солеваров возник городок Остия (Устье), впоследствии ставший одним из главных портов римской державы.

В конце своего сорокадвухлетнего правления Анк Марций расширил храм Юпитера Феретрия, ибо ему, а не какому-либо другому богу он был обязан своими победами.

Анк Марций – четвертый царь Рима

Анк Марций (639–616 до Р. Х.), которого легенда называет сыном дочери Нумы , не подражал войнолюбивым Ромулу и Туллу Гостилию , а пошел путем своего мирного деда, восстановил религиозные обряды в их прежней чистоте и снова приучил народ к благочестивой жизни, к мирным занятиям земледелием и скотоводством. Анк Марций поручил одному верховному жрецу собрать все предписания Нумы о религии и выставить их публично. Но воинственные соседи нарушали мир его царствования. Латины, считая его миролюбие слабостью, вошли в римские владения и стали опустошать их. Анк Марций пошел на них, завоевал несколько латинских городов; жителей этих городов он переселил в Рим на Авентинский холм, который вместе с Мурцийской долиной присоединен был тогда к составу города. Счастливыми войнами со всеми соседями Анк Марций расширил границы государства; на западе они дошли до моря, и он построил в устье Тибра гавань Остию. В Риме он построил через Тибр мост на сваях, укрепил холм Януса (Яникул), на северном берегу реки, для охранения свободы судоходства по ней.

При увеличении числа жителей от новых переселений, общественный порядок стал подвергаться более частым нарушениям, чем прежде, и Анк Марций построил темницу для обуздания беззаконий. Эта темница была построена над вырубленными в скале Капитолийского холма подвалами, которые уцелели до сих пор. Правда, сооружение этих подвалов, приписываемое одними известиями Анку Марцию, другими приписывается шестому царю Рима, Сервию Туллию. Позже это подземное сооружение называлось водоемом Туллия (Tullianum) – как кажется, потому что римляне следующих столетий считали строителем подвалов Сервия Туллия.

Правда и вымысел в легендарных сведениях о Тулле Гостилии и Анке Марции

Третий царь Рима Тулл Гостилий походит на первого, Ромула, а четвёртый Анк Марций – на второго, Нуму. Легенда выставляет на вид это сходство, ставя третьего царя Рима в родство с первым, четвертого со вторым; очевидно, что мы еще остаемся на почве вымысла; но личности третьего и четвертого царей менее мифичны, чем Ромул и Нума Помпилий . Две пары римских царей олицетворяют собой и два главных национальных элемента первоначального Рима. Ромул , латинянин, считается основателем города и создателем первых политических учреждений. Совершенно так же действует латинянин Тулл Гостилий . Напротив, Нума Помпилий, сабинянин, обосновывает и укрепляет государство своими религиозными учреждениями; по его следам идет и внук его Анк Марций.

Кажется, что в преданиях о Тулле Гостилии и Анке Марции единственными историческими фактами должно считать разрушение Альба-Лонги и увеличение числа жителей Рима новыми переселенцами. Многие из ученых сомневаются в том, что Альба-Лонга была разрушена римлянами; они полагают, что народ, считавший Альба-Лонгу своею метрополиею, не захотел бы поступить с нею так; притом Рим и не мог иметь такого могущества, чтобы победить Альба-Лонгу. Историк Нибур думает, что этот город разрушили латины, восставшие против его владычества над латинским союзом, и что жители его бежали в Рим. Вероятно, из них составилась третья триба старинного Рима, триба луцеров.

Возникновение сословия плебеев при Анке Марции

Предание говорит, что при Анке Марции возникло сословие плебеев. Завоевав латинские города Подиториум, Телленэ, Фикану и Медуллию, Анк Марций перевёл их жителей в Рим и поселил их на Авентине. Они и составили начало римского плебса.

Мы не имеем причин сомневаться в том, что Рим завоевал тогда землю по левому берегу Тибра до моря, сделался важным торговым центром, стал вести торговлю и на море, что некоторые из старинных латинских городов были тогда разрушены, что часть их жителей была переселена в Рим, другая была оставлена на прежних местах в положении римских данников.

Первые четыре царя Рима обозначают ещё и периоды, когда выступили разные составные части римского народа. Ромул и Нума представляют собою рамнов и тициев; при Тулле к этому населению прибавляются луцеры, а при Анке Марции – плебеи. Первыми плебеями было окрестное население латинских городов на левом берегу Тибра до моря, которые, по преданию, были завоеваны и разрушены Анком Марцием. Сказание свидетельствует о расселении их на Авентине потому, что эта гора впоследствии была местом жительства плебеев. В действительности мы должны представить себе плебеев преимущественно как земледельцев этой местности, как свободных людей со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях (jus suffragii) и без права на государственные должности (jus honorum), без коннубия (права на законные бракосочетания с полноправными гражданами) и без участия в богослужебных отправлениях старых граждан. Плебеи составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам, или патрициям, без обыкновенных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. От них отличались клиенты (наследственные домочадцы) – часть древнейшего римского населения, тесно связанная с патрициями, распределенная между отдельными патрицианскими родами и состоявшая под их особым покровительством. Патриций в качестве патрона, подобно отцу, должен был замещать своего клиента пред судом и в других общественных актах, а клиенты за это были обязаны известной службой патрону. Уже после эпохи Анка Марция клиенты слились с плебеями, и многие из последних тоже стали клиентами патрициев.

Статьи и книге об Анке Марции

Тит Ливий. История от основания города



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ