Защита прав ребенка в Российской Федерации происходит при помощи ряда Законов. Одним из главных является ФЗ « »
Используются следующие понятия для целей действующего Федерального закона:
Органы в Российской Федерации государственной власти, органы субъектов государственной власти Российской Федерации, должностные особы указанных органов согласно со своей компетенцией ребенку содействуют в защите и реализации его законных интересов и прав с учетом возраста и в пределах законодательства Российской Федерации посредством принятия соответствующего нормативно правового акта, проведения информационной, методической и другой работы с ребенком по разъяснению его обязанностей и прав, порядка правовой защиты, установленной законодательством России, а также посредством поощрений исполнения обязанностей ребенком, поддержки правоприменительной практики в области защиты законных детских интересов и прав.
Родители несовершеннолетнего (лица, заменяющие их) в осуществлении самостоятельных действий содействуют ему, действия направлены на реализацию и защиту его законных интересов и прав с учетом возрастных данных ребенка и в пределах законодательства Российской Федерации установленного объема дееспособности лица.
Медицинские, педагогические, социальные работники, специалисты психологи и другие, которые осуществляют функции по воспитанию, обучают, охране здоровья, социальному обслуживанию и социальной поддержке ребенка, содействуют его социальной адаптации и реабилитации, в установленном в Российской Федерации законодательством порядке могут участвовать в мероприятиях по обеспечению охраны законных интересов и прав ребенка в организациях местного самоуправления и государственных организациях.
Общественные организации (объединения) и другие некоммерческие организации осуществлять могут деятельность по подготовке несовершеннолетнего к реализации им и выполнению обязанностей.
При осуществлении в области образования ребенка деятельности в организации или в семье, которая осуществляет образовательную деятельность, не может быть ущемление прав лица.
Органы управления физическими лицами, осуществляющими деятельность образовательную, не имеют права препятствовать созданию по соглашению обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, исключение составляют детские общественные юридические лица, учреждаемые либо создаваемые политическими организациями, детские религиозные организации.
Обучающиеся организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, исключение составляют учащиеся по образовательным программам начального и дошкольного общего образования, имеют право самостоятельно или при помощи выборных представителей обратиться в комиссию для урегулирования споров между участниками образовательных правоотношений.
В целях обеспечения на охрану здоровья прав детей в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации, в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию бесплатной медицинской помощи детям, предусматривающей профилактику заболеваний, диагностику медицинскую, оздоровительно-лечебную работу, сюда же относится диспансерное наблюдение, медицинская реабилитация несовершеннолетних инвалидов, страдающих хроническими патологиями, и курортно-санаторное лечение лиц.
Компетенция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего гарантии прав несовершеннолетних, — реализовать в интересах детей государственную политику, в том числе осуществляется деятельность в области образования, социальной защиты, охраны здоровья, социального обслуживания, социальной реабилитации и социальной адаптации детей, обеспечения их охраны труда и занятости, профилактика безнадзорности и правонарушений, организации семейного и детского отдыха, государственной поддержки юридических лиц, других некоммерческих организаций и в иных областях в соответствии с законами Российской Федерации, устанавливает Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Компетенции органов субъектов Российской Федерации исполнительной власти, которые осуществляют по реализации государственной политики мероприятия в интересах детей, регулируется законами субъектов Российской Федерации.
Система защиты прав ребенка в Российской Федерации включает в себя органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения, которые должны соблюдать Конституцию РФ и законы нашего государства.
Защита прав ребенка основывается на нормах международного законодательства, обязательного для исполнения Российской Федерацией (в рамках принятых соглашений), Конституции РФ, Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», соответствующих федеральных законах и иных нормативных актах РФ,
а также законах и иных нормативных актах субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Под правовой защитой ребенка следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих право ребенка на рождение и благополучное социальное развитие, а также деятельность субъектов, осуществляющих реализацию данных норм права.
Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи; образование; здравоохранение; труд; социальное обеспечение; досуг; профилактику правонарушений и др.
Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ, которая в юридическом статусе ювенальной юстиции могла бы обеспечивать права и законные интересы ребенка более эффективно.
Согласно проекту Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» от 14 февраля 2005 г. под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).
Основным элементом ювенальной юстиции должен являться ювенальный суд. Проект Федерального конституционного закона «О ювенальных судах в Российской Федерации» также разработан, но до настоящего времени не принят.
В настоящее время в России под ювенальным судом подразумевается уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних, также под ним могут понимать суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовные, гражданские и административные дела по обеспечению прав, свобод и ответственности несовершеннолетних.
Отсутствие в Российской Федерации соответствующей законодательной базы не позволяет рассматривать ювенальную юстицию и ювенальный суд в качестве полноправных субъектов, пока они являются предметом для экспериментальной деятельности, обсуждений в научных кругах, законодательных органах и средствах массовой информации.
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон «О прокуратуре РФ»). Целью деятельности прокуратуры РФ является обеспечение:
Верховенства закона;
Единства и укрепления законности;
Защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.
В соответствии со ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе и законодательства, защищающего права ребенка).
В п. 4 ст. 27 «Полномочия прокурора» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В данном случае возраст пострадавших признается основанием для участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адвокатская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № бЗ-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Согласно ч. 3 ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Кроме того, ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершеннолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. Вп.2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст. 425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.
Формирование ювенальной юстиции предполагает повышение значимости квалифицированной юридической помощи в сфере защиты прав ребенка. Создание специализированных ювенальных адвокатур позволит поднять деятельность по юридической помощи в охране прав детей на новую качественную ступень, и такие шаги в России уже предпринимаются: в Екатеринбурге создана ювенальная адвокатура, специализирующаяся на делах с участием несовершеннолетних; в Ростове-на-Дону созданы адвокатское бюро «Ювенал» и Центр бесплатной правовой помощи молодежи.
Необходимость организации качественной защиты прав ребенка требует создания в России системы ювенальной юстиции, ювенальных судов, ювенальных прокуратур и ювенальных адвокатур в качестве обязательных компонентов юстиции, позволяющих комплексно решать указанную проблему.
Важную роль в обеспечении защиты детей может сыграть институт уполномоченного по правам ребенка.
Впервые в мире уполномоченный по правам ребенка появился в начале XX в. в Швеции, в дальнейшем такая должность была введена в Австралии, Австрии, Канаде, Ирландии, Румынии и других странах.
В России в 1998 г. уполномоченные по правам ребенка появились в Волгоградской, Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новгороде. В настоящее время уполномоченные по правам ребенка есть в Москве, Ленинградской области, Самарской области и вводятся еще в целом ряде регионов РФ на основе регионального законодательства. Основная функция уполномоченного по правам ребенка- служить гарантом соблюдения прав ребенка.
На федеральном уровне только планируется введение должности уполномоченного по правам ребенка при Президенте России и обсуждаются возможные кандидатуры.
Актуальность создания института уполномоченного по правам ребенка связана с серьезными проблемами в области защиты детства в нашей стране, где 1 млн детей-инвалидов, 5 млн наркозависимых детей, 2 млн неграмотных детей, каждый пятый ребенок находится в недопустимо плохих социальных условиях, 730 тыс. детей официально зарегистрированы в качестве беспризорных.
УДК 347.63
О. К. Царапкина
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена конституционно-правовой защите прав ребенка, что на сегодняшний день является актуальной проблемой в Российской Федерации. В настоящее время в стране уделяется много внимания вопросам правовой защиты ребенка, как со стороны Правительства, так и со стороны заинтересованных лиц (родители, усыновители, воспитательные органы, органы опеки). И в то же время наблюдается большое количество случаев нарушений прав несовершеннолетних. СМИ часто сообщают о подобных случаях из разных регионов. В данной статье проводится анализ системы правовой защиты детей в РФ, выявляются ее плюсы и минусы в сравнении с другими странами, а также пробелы, требующие пристального внимания и доработки. Раскрывается важность такого понятия как детство, указывает на серьезные вопросы в области суррогатного материнства, законности абортов в стране, поддержки детей-инвалидов.
Ключевые слова: несовершеннолетний, детство, государство, права ребенка, правовая защита несовершеннолетних, новорожденный.
O. K. Tsarapkina
Penza State University, Penza, the Russian Federation
CONSTITUTIONAL LEGAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. Article is devoted to an urgent problem in the Russian Federation. Now in the country it is paid much attention to questions of legal protection of the child both from the Government, and from interested persons (parents, adoptive parents, educational bodies, bodies of guardianship). And at the same time a large number of cases of violations of the rights of minors are observed. Mass media often report similar cases from different regions. In this article the analysis of system of legal protection of children is carried out to the Russian Federation, its pluses and minuses in comparison with other countries, and also the gaps requiring close attention and completion come to light. Article discloses importance of such concept as the childhood, indicates serious questions in the field of surrogacy, legality of abortions in the country, supports of disabled children.
Key words: minor, childhood, state, rights of the child, legal protection of minors, newborn.
Согласно международному и государственному законодательству, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет .
Детство является важнейшим этапом в жизни каждого человека, государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к жизни в современном обществе, развития у них активности, воспитания в них высоких нравственных качеств и патриотизма. Поэтому защита прав детей является одной из важнейших обязанностей современного государства и общества. Однако защита прав детей не может быть реализована самостоятельно самими детьми в силу их недееспособности. Поэтому защита интересов и прав детей возлагается на родителей и государство. То есть государство должно выступать гарантом прав и свобод ребенка, а родители или их представители должны обеспечивать защиту этих прав.
В настоящее время в нашей стране уделяется достаточно пристальное внимание данному вопросу. О положительных результатах проделанной работы в данном направлении говорит Президент РФ в своем последнем послании Федеральному Собранию: «Знаете, не могу не сказать два слова о том, что реально происходит, что у нас здесь есть, чего мы добились. Естественный прирост населения продолжается. В 2013 году - у демографов есть такое понятие «коэффициент рождаемости» - он в России составил 1,7, это выше, чем в большинстве европейских стран. Для примера скажу: Португалия - 1,2, в Испании, Греции - 1,3, Австрия, Германия, Италия - 1,4, в Чешской Республике - 1,5. Это данные за 2013 год. В 2015 году суммарный коэффициент рождаемости в России будет ещё больше, чуть-чуть, но всё-таки больше - 1,78... Хорошо помню, как в своё время обсуждали с коллегами проекты развития высокотехнологичной медицинской помощи, а также сети перинатальных центров, которых у нас и не было совсем. Их, в 2018 году, в России уже будет 94. И сегодня наши врачи спасают новорождённых в самых трудных случаях. И по этим показателям мы также вышли на позиции передовых стран мира. По итогам ещё 2015 года показатели младенческой смертности составили в России 6,5 на тысячу родившихся живыми, а в европейском регионе Всемирной организации здравоохранения показатель 6,6, то есть у нас уже был чуть получше. По итогам 10 месяцев 2016 года Россия вышла на уровень 5,9.» Т.е. право на жизнь и на бесплатную квалифицированную помощь новорожденных реализуется максимально. Также Президент говорит о создании комфортных и удобных условий для получения качественного образования детьми: «Уважаемые коллеги! Везде на всей территории нашей большой страны дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях, поэтому мы продолжим программу реконструкции и обновления школ. У нас не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии, не имеющих элементарных удобств.
Необходимо, наконец, решить проблему третьих смен, а дальше и вторых. И конечно, нужно направить дополнительные усилия на повышение квалификации учителей. Вы знаете, что с 2016 года реализуется программа создания новых мест в общеобразовательных организациях. Эта программа рассчитана на 20162025 годы, по 25 миллиардов рублей предусматривается» .
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
Федеральный закон «Об образовании»;
Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Федеральный закон об опеке и попечительстве.
Также такие отрасли законодательства, как гражданское, уголовное, административное, содержат нормы о защите прав ребенка.
Несомненно, большим прорывом в области защиты прав ребенка является введение института Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ (Указ Президента РФ об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка от 01.09.2009 г.) Уполномоченный по правам ребенка непосредственно занимается защитой прав детей-граждан РФ, как на территории РФ, так и за ее пределами, наделен полномочиями, позволяющими оперативно получать необходимую информацию и принимать решения в отношении конкретной сложившейся ситуации .
За последнее десятилетие Россия сделала большой шаг вперед в развитии направления защиты прав детей и в отношении многих стран она ушла далеко
вперед. К примеру, в развивающихся странах до сих пор распространена торговля детьми. В Китае высокий уровень детской преступности. В настоящее время из-за того, что в Китае огромное количество населения, у большинства населения, живущих в провинциях и городах, низкий уровень дохода, а также низкий уровень культурного воспитания родителей, государство ограничило возможность семьи как инструмент социального контроля и влияния на несовершеннолетних лиц. В Китае проводятся широкие пропагандистские методы по воспитанию несовершеннолетних лиц и возрастанию у них авторитета по отношению к взрослому населению. Данная политика, по мнению государственных органов, должна привести к сокращению преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами в Китайской Народной Республике .
Но есть и страны, которым Россия уступает в данном направлении. В Великобритании, к примеру, в отличие от России, существует такое понятие как «Фостерный воспитатель». Статья 23 Закона о детях дала определение понятию «Фостерный родитель», которым и руководствуются органы местного управления: человек, который не является родителем ребенка, но несет за него родительскую ответственность. Тот, кто заботится и воспитывает ребенка, помещенного в его семью решением органов местной власти.
Проблемы, которые существуют у нас в России, не знакомы британцам: многотысячные очереди в детские дошкольные учреждения, реализация права детей-инвалидов на получение образования в учебных заведениях, проблема массового сиротства при живых родителях. В настоящее время возможности местных властей Великобритании в этой области значительно расширены (Children Act, 1989). Они оказывают услуги детям, которые нуждаются в помощи, консультируют общественные организации, а также координируют работу местных департаментов и служб по защите детей .
В США защита прав ребенка начинается еще в утробе матери. 21 октября 2003 года Сенат США (US Senate) утвердил запрет на так называемый «частичный аборт» на поздних сроках беременности. Несмотря на яростные протесты, в ноябре 2003 года президент Буш подписал этот законопроект и, тем самым, превратил его в полноценный закон.
Права детей серьезно учитываются также во время процесса усыновления (удочерения). Если ребенок находится под опекой какой-то семьи и проходит через процесс усыновления, то в этом процессе семья, которая опекала его на протяжении всего времени, в большинстве случаев, получает преимущество, так как ребенок уже привык к этому окружению и очагу. В случаях, когда права родителей конфликтуют с правами ребенка, то предпочтение отдается правам ребенка. При этом в США в некоторых штатах разрешено усыновлять детей однополым парам.
Права детей защищены также в американских школах. Главной правовой нормой считается право ребенка на интеллектуальное развитие и обучение, вне зависимости от его способностей. Эта норма дает неопровержимые права детям-инвалидам, особенно умственно отсталым. Дети-инвалиды в возрасте от 3 до 21 года имеют право на бесплатное образование. Каждый подобный ребенок должен обучаться по особой, индивидуально составленной программе. Более того, во время периода, который больной ребенок проводит в школе, образовательное учреждение, учителя и директор обязаны обеспечивать максимальный уход за ним и гарантировать его безопасность. Например, дети, больные диабетом, должны регулярно получать инъекции инсулина, а школьные власти должны особо следить за их питанием .
Во французской системе организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские
функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребенку.
Система защиты прав ребенка включает два компонента, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей, одна из которых - работа по профилактике, реализуемая в рамках так называемой «организационной защиты», когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая - защита прав и жизненных интересов ребенка, реализуемая в рамках так называемой «правовой защиты», когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребенка (в этом случае судебный орган требует от семьи выполнения определенных мер) или что в отношении ребенка совершено уголовно наказуемое деяние.
Службы, находящиеся в подчинении председателя Генерального совета, специально занимаются вопросами охраны прав детей:
Служба социальной помощи детям (играет главную и стержневую роль на службе семей);
Служба по охране материнства и детства;
Социальная служба в масштабе секторов;
Служба пропаганды здорового образа жизни среди учащихся школ и школьная социальная служба;
Служба психиатрической помощи детям и подросткам.
Судебный орган имеет очень широкие и разнообразные по форме полномочия, которые в зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство Судебного органа, так называемое применение «Мер по защите неблагополучных детей», основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса .
Но и среди ведущих стран мира Россия имеет ряд преимуществ. В Великобритании, например, не существует детских врачей в медицинских центрах, как в России. Детей принимает врач общей практики. В России несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности.
Разрешение в некоторых штатах США на усыновление детей однополыми браками можно отнести к нарушению прав и свобод ребенка, согласно статье 17 Конституции РФ, т.к. ребенок может быть подвержен в будущем оскорблениям и насмешкам со стороны окружающих, что существенно повлияет на его психическое здоровье.
Итак, анализируя плюсы и минусы Российской системы защиты прав несовершеннолетних, учитывая нынешнюю ситуацию в стране, можно определить основные моменты, вызывающие большие сложности в реализации системы защиты прав детей и которые необходимо совершенствовать.
Один из таких вопросов - суррогатное материнство. Достаточно серьезной проблемой является то, что часто встречаются случаи, когда суррогатная мать отказывается отдавать ребенка биологическим родителям или наоборот, биологические родители не хотят забирать ребенка после его рождения. И в том и другом случае страдает ребенок. Таким образом, возникает необходимость принятия специального закона о суррогатном материнстве, в котором должен содержаться раздел о правовом регулировании договора о суррогатном материнстве и условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора суррогатного материнства.
Еще одним из спорных вопросов в Российской Федерации является защита еще не родившегося ребенка. Здесь большой проблемой выступают практикующиеся аборты на поздних сроках, когда плод считается уже жизнеспособным, т.е. в некотором смысле нарушается право человека на жизнь. Статья 20 Конституции РФ говорит: «Каждый имеет право на жизнь» . По критериям, установленным Министерством Здравоохранения, живорождением считается полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента, причем плод после такого отделения:
Дышит, или
Имеет сердцебиение, или
Пульсацию пуповины, или
Произвольные движения мускулатуры .
Для установления живорожденности достаточно наличия одного признака. С одним из указанных признаков плод может родиться на любом сроке беременности. Значит и аборт можно рассматривать как посягательство на жизнь, а, следовательно, и как нарушение статьи 20 Конституции РФ. Поэтому отсутствие ответственности за подобные операции медицинскими учреждениями, а также неосознанность женщины за подобный поступок, что практически происходит убийство еще не родившегося ребенка, заставляет рассмотреть вопрос о расширении перечня признаков незаконности аборта.
Серьезным вопросом является защита новорожденных детей во время нахождения в родильном доме. Страшная трагедия в Туле с новорожденным мальчиком Матвеем, произошедшая из-за халатности персонала в 2015 году, заставляет пересмотреть уровень ответственности и медицинского персонала, и персонала детских учреждений, где находятся такие малыши. Нарушены статьи 38, 39,41 Конституции РФ. Сложные судебные тяжбы в борьбе за усыновление ребенка впоследствии принесли ребенку еще больший вред, что заставляет изменить подход к данной проблеме, внести дополнения и изменения в действующую правовую систему страны.
Имеет свои недостатки и вопрос по реализации прав на образование детей-инвалидов и детей с дефектами в развитии. К примеру, в Пензе нет специализированных школ или классов на базе стандартных школ для детей с задержкой развития речи. Т.е. это дети, имеющие физическую возможность посещать школу, но проблемы с речью создают серьезные препятствия в получении качественного образования. Нарушены статья 43 Конституции РФ, статьи 5, 34 Федерального Закона об образовании РФ, согласно которым каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья .
Еще одна проблема защиты детей - это рождение ребенка несовершеннолетними. Здесь проблема носит двоякий характер. С одной стороны, необходимо рассматривать вопросы защиты несовершеннолетних родителей, т.к. они сами подпадают под категорию детей, так и родившегося ребенка. Основной задачей в регулировании данного вопроса является сведение к минимуму подобных случаев. Несовершеннолетние не в состоянии дать полноценное воспитание своему ребенку ни в финансовом отношении, ни в моральном и культурном отношении, т.к. сами родители еще нуждаются в подобном воспитании. Девочка до 18 лет не в
состоянии выносить и родить физически здорового ребенка, т.к. сама еще не сформирована как детородная женщина. Поэтому необходимо усиливать мероприятия по сексуальному воспитанию детей, прививать несовершеннолетним культуру половых отношений. Усилить контроль за досугом молодежи.
С другой стороны, необходимо уделять пристальное внимание новорожденному ребенку, если такой случай произошел. Согласно статье 62 Семейного кодекса Российской Федерации, до достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка . Государство должно оказывать необходимую помощь в воспитании родившегося ребенка: обеспечение финансовой поддержки, т.к. несовершеннолетние не могут заработать необходимые средства в силу отсутствия профильного образования и трудового опыта, должна работать служба социальных работников, в состав которых могут входить психологи, педагоги, педиатры, дающие возможность молодым родителям полноценно воспитывать ребенка. Также молодые родители должны иметь право на льготы в получении профильного образования.
Итак, подводя итоги всего перечисленного, можно сделать вывод о том, что система защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации вполне сформирована, имеет ряд своих преимуществ, но нуждается в дальнейшем совершенствовании и требует особого внимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белозерова И.И. Защита прав несовершеннолетних в Китайской народной республике. Уголовно-правовые и процессуальные аспекты / И.И. Белозерова, А.С. Кирилов // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 5. - С. 95-96.
2. Зарубежная практика защиты прав ребенка. Справка / Дело россиянки Завго-родней в Финляндии и судьба ее детей (52) // Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html 17.03.2010 (дата обращения: 23.11.2016).
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
4. Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 64 с.
5. Мартынова А.В. Права ребенка в России и Великобритании / А.В. Мартынова// Сборник материалов VIII всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая», отв. редактор О.В. Тайлаков. - Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2016. - С. 755.
6. О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи: Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687н (ред. от 02.09.2013) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/ (дата обращения 21.11.2016).
7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/ (дата обращения 22.11.2016).
9. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 г. № 986 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.11.2016).
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 20.11.2016).
11. Семейный кодекс от 29.12.1995 г. / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.11.2016).
1. Belozerova I.I., Kirilov A.S. Protection of the Minors in СЫпа. Criminally-legal and Procedural Aspects. Evraziiskii iuridicheskii zhurnal = Eurasian law journal, 2015, no. 5, pp. 95-96 (in Russian).
2. Zarubezhnaia praktika zashchity prav rebenka. Spravka. Delo rossiianki Zavgorodnei v Finliandii i sud"ba ee detei (52) . Available at: https://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html (accessed 23.11.2016)
3. Konventsiia o pravakh rebenka (odobrena General"noi Assambleei OON 20 noiabria 1989 g.). Ratifitsirovana Postanovleniem VS SSSR 13 iiunia 1990 g. № 1559-1 . Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 21.11.2016).
4. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii . Moscow, Airis-press Publ., 2016, 64 p.
5. Martynova A.V. The Rights of the Child in Russia and Great Britain. Sbornik materi-alov VIII vserossiiskoi, nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh s mezhdunarod-nym uchastiem «Rossiia molodaia» = The collection of materials VIII of the All-Russian, scientific and practical conference of young scientists with the international participation «Young Russia», Kemerovo, Kuzbasskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. T.F. Gorbacheva, 2016, p. 755.
6. O meditsinskikh kriteriiakh rozhdeniia, forme dokumenta o rozhdenii i poriadke ego vydachi: Prikaz Minzdravsotsrazvitiia Rossii ot 27.12.2011 № 1687n (red. ot 02.09.2013) . Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 21.11.2016).
7. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal"nyi zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ . Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 20.11.2016).
8. Ob osnovnykh garantiiakh prav rebenka v Rossiiskoi Federatsii: federal"nyi zakon ot 24.07.1998 g. № 124-FZ . Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 22.11.2016).
9. Ob Upolnomochennom pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po pravam rebenka: Ukaz Prezidenta RF ot 01.09.2009 g. № 986 . ]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 20.11.2016).
10. Poslanie Prezidenta RF Federal"nomu Sobraniiu ot 01.12.2016. . Available at: http: //kremlin.ru/events/president/news/53379 (accessed 20.11.2016).
11. Semeinyi kodeks ot 29.12.1995 g. . Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (accessed 24.11.2016).
Царапкина Ольга Константиновна - магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Tsarapkina Ol"ga Konstantinovna - Master student, Penza State University, 40 Krasna-ya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Царапкина О. К. Конституционно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации / О.К. Царапкина // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2016. - Т. 4, № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Tsarapkina O. K. Constitutional legal protection of the rights of the child in the Russian Federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 4, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).
С момента рождения ребенок обладает следующими правами:
Жить и воспитываться в семье;
Общаться с родителями и другими родственниками;
Защищать свои права;
Выражать своё мнение;
Право на имя, отчество и фамилию;
Изменение фамилии и имени;
Право на имущество;
Право на медицинское обслуживание;
Право на образование и другие.
Данные права установлены и гарантированы:
Конституцией РФ;
Семейным кодексом РФ;
Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.
Право детей на здравоохранение определенно согласно 41 статьи Конституции РФ: «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.
Право детей на образование определенно согласно 43 статьи Конституции РФ: «каждый имеет право на образование». Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.
Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
Защита прав несовершеннолетних детей регулируется ст. 56 Семейного Кодекса РФ. Ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.
Конвенция о правах ребенка
Необходимо отметить, что реализация данного права не должна зависеть от того, состоят ли родители в браке или нет. Сегодня судебная практика такова, что при разводе несовершеннолетний остается, как правило, с матерью. При этом в большинстве случаев в решении устанавливается право отца и прочих родственников видеться и общаться с ребенком.
В качестве основного документа, принятого на международном уровне, выступает Конвенция прав ребенка. В России ее положения являются основополагающими для всех прочих законов. В этом документе присутствует 54 статьи. Все положения распространяются на всех детей мира. В РФ основным документом считается ФЗ №124. Он устанавливает гарантии прав ребенка на территории страны. Кроме указанных документов, к нормативным актам, регулирующим данную сферу, относят:
Согласно Конституции РФ, несовершеннолетние имеют право на получение дошкольного, общего и среднего образования. Причем законодательство защищает права людей с ограниченными возможностями. Подросток сам может выбрать учебное заведение и форму обучения.
Чтобы обеспечить нормально физическое и психологическое развитие детей в России принят закон, который дает четкое определение опасной информации. В ФЗ № 436-ФЗ от 29.12.2010 указан перечень опасных данных, которые оказывает негативное воздействие на разум ребенка:
Каждый из актов направлен на защиту прав и интересов детей, а также на сохранение гарантированных для них свобод. Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с тем, как регулируются такие правоотношения в России и каким образом обеспечиваются права несовершеннолетних граждан.
Защита прав ребенка осуществляется через органы опеки и судебные инстанции, в которые нужно обратиться с письменным заявлением, а ответчику в случае удовлетворения искового заявления придется еще оплатить госпошлину. Чаще всего нарушителями прав ребенка оказываются его родители, для которых предусмотрены две категории санкций, налагаемых государством, – ограничение в родительских правах и полное лишение права родителя.
Закон не только декларирует права маленького человека, но и гарантирует их соблюдение. Осуществлять защиту своих прав ребенок может самостоятельно или с помощью законных представителей. Законодательство предусматривает случаи, когда гражданин, не достигший 18-летнего возраста, признается полностью дееспособным и может без чьей-либо помощи обращаться в суд и отстаивать свои права.
Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка . Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций. Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств. В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации.
Данный перечень норм – один из самых важных ввиду того, что воспитание в семье дает возможность детям нормально развиваться физически, нравственно и интеллектуально.
И в случае пренебрежения ими предусмотрена ответственность, прописанная Административным и УК РФ.
Родители, которые издевались над своим ребенком, вынуждали заниматься противоправными действиями, могут расстаться со своей свободой на срок до 7 лет.Если вовлечение в махинации и другие более тяжкие нарушения произошло по вине группы лиц, то мать или отца могут посадить на 5-8 лет.
С наступлением 15 лет ребенок принимает решение о медицинском вмешательстве, заключить договор на выполнение труда в легких объемах. 16 лет - это возраст, с которого разрешается вступать в брак, осуществлять права родителя, в неделю работать до 35 часов, стать участником кооператива, право на эмансипацию.
Российское государство признает высокую значимость детского этапа (до наступления 18 лет) в становлении полноценной личности. Исходя из приоритетного принципа подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме, государство ориентируется на формирование личной гражданской ответственности, развитие значимой для общества активной деятельности, воспитание не угасающего патриотического чувства наравне с высокой нравственностью.