Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Под общественным достоянием в современной юриспруденции понимаются объекты, являющиеся результатом умственной деятельности. Это могут быть книги, рассказы, поэзия, картины, музыка, а также исследования в научной области, на которые не распространяются имущественные права.

Правовой режим, в рамках которого существуют произведения общественного достояния подразумевает истечение исключительных притязаний правообладателя во времени или их полное отсутствие. Именно эта характеристика продуктов умственной деятельности позволяет их использовать обществу без каких-либо ограничений. В данном случае нет нарушения авторских прав и можно пользоваться объектами права без .

Когда произведение переходит в общественное достояние

В последнее время проявляется повышенное внимание к интеллектуальным продуктам. По большей части такой интерес оправдан коммерческой составляющей или попыткой проявить свои таланты. Понятие прекращения охраны общественного достояния (в части исключительного права) определяется нормами статьи 1281 Гражданского Кодекса. Согласно положению, законодательство определяет исключительное право на творение в течение срока жизни его автора и дополнительного периода, равному 70 лет после его смерти (в ране действующем Кодексе РСФРР период устанавливался равным 25 лет).

Средняя продолжительность перехода в общественное достояние может достигать 100 и более лет, правда, если автор в письменном виде не завещал особенности использования авторского права.

Особенности перехода в общественное достояние творений советского времени

Самое большое количество вопросов современности, связанных с использованием творческого труда уже умерших авторов, приходится на советский период. Так, согласно Гражданскому Кодексу РФ корпоративное право на творческий труд признавалось бессрочным.

Получалось, что переход владения копирайтом был практически вечным, за исключением случаев смены правового статуса предприятия, если владельцем оригинала была организация. Если происходила реорганизация, исключительное право переходило к правопреемнику. В иных случаях владение трудами получало государство.

Именно этот факт затрудняет переход продуктов интеллектуального труда в общественное достояние, а равно и свободное пользование. Согласно обновленным нормам законодательства возможность свободно публиковать, переводить, издавать такой объект авторства юридических образований, которое возникло до 1993 года, сможет наступить не ранее 70 лет после обнародования.

Охрана общественного достояния

Литература и другие произведения, которые перешли в правовой режим общественного достояния, могут использоваться любым лицом свободно. При этом пользователь освобождается от необходимости выплачивать кому-либо вознаграждение или следовать иным ограничениям.

Важно: интеллектуальная собственность запрещена к обнародованию под своим именем. Так, Закон продолжает охранять авторство произведения и его неприкосновенность.

Как можно использовать общественное достояние произведений науки и искусства

Для того что применять общедоступные произведения искусства и литературы в рамках Закона, эксплуататор такого права может применять следующие режимы:

  • использование отрывков музыкальных и иных продуктов в целях ознакомления или обучения;
  • произведений науки и искусства можно свободно использовать в научных работах, официальных публикациях в случаях, если автором при жизни не установлено ограничений на такой режим использования;
  • включение авторских произведения в библиотеки, фонды или архивы
  • создание репродукций

Свободный доступ к общественному достоянию не подразумевает прямой коммерческой составляющей.

    «Иракское досье » (англ. Iraq War logs; Baghdad War Diary) – это общее название для 391 832 документов, опубликованных 22 октября 2010 года международной некоммерческой организацией WikiLeaks и содержащих секретные сведения о войне в Ираке и его оккупации американскими войсками с 1 января 2004 по 31 декабря 2009 (за исключением мая 2004 и марта 2009). Публикация этих документов является самой крупной утечкой засекреченных военных документов в истории. «Иракское досье» представляет собою отчёты американских...

    Компромат обычно представляет собой документы (бумаги, фотографии, видео и звукозапись), содержащие информацию, разоблачающие тёмные стороны деятельности человека или организации - те, которые он/они старались не разглашать.

    Также известное как конфиденциальность информации, или журналистские привилегии (амер.) – это право журналиста, гарантированное ему национальным и государственным законодательством. Иначе говоря, властные структуры, включая судебные, не в праве требовать от журналиста сообщать данные об источнике поступления информации. Данное право основано на признании того факта, что в случае несоблюдения конфиденциальности источников многие люди откажутся сообщать общественно...

    А́утинг (англ. Outing) - предание гласности, публичное разглашение информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека без его на то согласия. Аутинг противоположен по смыслу каминг-ауту - добровольному раскрытию собственной сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Аутинг может быть расцененен как нарушение права на неприкосновенность частной жизни и может быть использован для компрометирования человека и нанесения вреда его репутации. Иногда аутинг используется в политической...

    Информатор (англ. Whistleblower букв. «дующий в свисток») - активный гражданин, предающий гласности имеющую место или предполагаемую мошенническую или незаконную деятельность внутри правительственного учреждения, общественной или частной организации или коммерческой организации. Информаторы сообщают о нарушениях либо внутри (к примеру, другим членам внутри обвиняемой организации) либо вне (то есть инспекторам, правоохранительным органам, средствам массовой информации или группе заинтересованных лиц...

Общественное достояние

Любые РИД переходят в статус "общественное достояние" в случае истечения срока действия исключительных прав, предусмотренных для каждого РИД.

Данный статус у произведения позволяет свободно его использовать любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Например, в рамках патентного права касательно лекарственных средств – это так называемые "воспроизведенные лекарственные средства".

Произведение, которое не было обнародовано, но перешло в общественное достояние, может обнародовать лицо, которое при этом получает статус "публикатора". Однако это возможно, если такое обнародование не запрещено автором в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

Свободное использование результатов интеллектуальной деятельности

Свободное использование РИД – это право лица использовать РИД или средства индивидуализации без согласия правообладателя, т.е. бездоговорное использование, наличие или отсутствие выплаты вознаграждения за которое зависит от каждого конкретного случая.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД или средства индивидуализации, причем использование другими лицами РИД или средства индивидуализации без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения допускаются в объеме, прямо предусмотренном действующим законодательством, в следующих случаях (ст. 1272–1280 ГК РФ):

  • 1) дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения в том случае, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, за исключением случаев права следования, предусмотренного ст. 1293 ГК РФ;
  • 2) воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:
    • – воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
    • – воспроизведения баз данных или их существенных частей;
    • – воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ;
    • – репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов;
    • – видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
    • – воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях;
  • 3) свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
    • – цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
    • – использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
    • – воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
    • – воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.
  • – воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • – воспроизведение без извлечения прибыли рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами;
  • – предоставление библиотеками экземпляров правомерно введенных в гражданский оборот произведений во временное безвозмездное пользование. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме;
  • – создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры;
  • 4) свободное использование произведения путем репродуцирования с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли допускается:
    • – для правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;
    • – отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) – библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий;
  • 5) свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, путем воспроизведения либо сообщения (в эфир или по кабелю) фотографического произведения, произведения архитектуры или изобразительного искусства (за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях);
  • 6) свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии;
  • 7) свободное воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью;
  • 8) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир (при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач);
  • 9) свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных может осуществляться исключительно пользователем, т.е. лицом, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных. Осуществление указанных действий не должно наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных пользователем осуществляется в целях решения следующих задач:
    • – внесения в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя;
    • – осуществления действий, необходимых для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе для записи и хранения в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети);
    • – исправления явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
    • – изготовления копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования;
    • – изучения, исследования или испытания функционирования такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления вышеназванных действий;
    • – декомпилирования программ для ЭВМ (поручение иным лицам осуществления указанных действий) в целях достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, причем:
    • информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;
    • указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;
    • информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами и не может передаваться иным лицам (за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами), а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ;
  • 10) свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, но с выплатой вознаграждения, которое имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения (ст. 1245 ГК РФ). Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ.

Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (ст. 1244 ГК).

Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях;

  • 11) распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы, только при условии правомерности их опубликования и введения в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения. В этом случае действует принцип исчерпания права;
  • 12) любые РИД, перешедшие в общественное достояние;
  • 13) использование изобретения в рамках института преждепользования;
  • 14) использование объектов патентного права в рамках института исчерпания права;
  • 15) использования запатентованного решения для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли или дохода;
  • 16) использование продукта, его ввоз на территорию РФ лицом, собирающимся использовать продукт в личных целях;
  • 17) использование запатентованного способа как "процесса осуществления действий" допускается во всех случаях;
  • 18) разовое изготовление в аптеках по рецептам врачей лекарственных средств с использованием изобретения. Авторы Постатейного комментария считают, что в данном случае речь идет только об использовании изобретения, "потому что лекарственное средство – это не устройство (значит, не полезная модель) и не изделие (значит, не промышленный образец). Лекарственные средства всегда изготавливаются либо из определенного вещества, либо определенным способом, а такие технические решения могут быть только изобретениями (подп. 1 п. 1 ст. 1350 ГК). Обращает на себя внимание и множественность задействованных лиц: врач, который выписывает рецепт; провизор, который изготовляет лекарство в аптеке; наконец, лицо, для которого изготавливается лекарство. Вопреки бытующему мнению, в данном случае не требуется специального указания на то, что для свободного использования лекарства мало его изготовить, надо его еще и продать, т.е. ввести в оборот. Купли-продажи здесь нет: лекарство изготавливается за плату, но по заказу лица, предъявляющего рецепт, т.е. налицо договор подряда. Соответственно, рассматриваемый способ вообще не предполагает введения изготовленного лекарства в оборот. Таким образом, нарушением исключительного права будет как раз продажа заказчиком изготовленного лекарства";
  • 19) применение запатентованных объектов в отношении иностранных транспортных средств и космической техники, находящихся на территории РФ временно (т.е. транзитом или при осуществлении международных перевозок, при туризме и т.д.) или случайно (вынужденные посадки и т.п.);
  • 20) свободное использование объекта патентных прав при проведении научного исследования запатентованного продукта (способа) или при проведении над ним научного эксперимента;
  • 21) свободное использование запатентованных решений при чрезвычайных обстоятельствах с выплатой вознаграждения – "соразмерной компенсации" правообладателю. С обязательным уведомлением патентообладателя об использовании;
  • 22) использование объектов патентного права в "интересах национальной безопасности" без согласия правообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок, но с выплатой за это использование соразмерной компенсации.

Правило исчерпания прав

Данное правило определено в ст. 1272 ГК РФ и определяет возможность использовать экземпляры правомерно опубликованного произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. То есть любой, кто правомерно приобрел экземпляр произведения, не должен спрашивать разрешения правообладателя, а также платить деньги, например, за то, что дарит этот экземпляр кому-либо или дает почитать и т.д. Однако необходимо понимать, что это правило распространяется только на произведения, правомерно введенные в гражданский оборот на территории РФ. На контрафактные экземпляры произведений данное правило не распространяется, и в любом случае их использование образует нарушение исключительного права на произведение, независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен он у третьих лиц.

Кроме того, принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории РФ.

Необходимо помнить и о том, что импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения является самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя и на данные отношения данный принцип также не распространяется. В связи с чем в качестве разъяснений судам было указано , что не является препятствием импорт оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

  • Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.
  • Под декомпилированием программы для ЭВМ понимается преобразование объектного кода программы в исходный текст программы.
  • Патентное право: Постатейный комментарий главы 72 ГК РФ / под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. С. 30–31.
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Общественное достояние (Public domain) — это правовой режим существования творческих произведений, при котором исключительные имущественные права истекли либо никогда не возникали, что позволяет использовать (в т.ч. копировать, распространять и видоизменять) произведения любым лицом без каких либо ограничений и без выплаты вознаграждения бывшим правообладателям. При этом, личные неимущественные права авторов произведений (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) должны неукоснительно соблюдаться, несмотря на истечение сроков охраны имущественных прав.

Сроки перехода произведений в общественное достояние отличаются в различных странах в зависимости от национального законодательства, однако в подавляющем большинстве случаев произведения переходят в общественное достояние не ранее 70 лет с момента смерти автора. В условиях стремительно развивающихся технологий и возможностей для творческого труда произошел резкий скачок количества ежегодно создаваемых произведений, однако чрезмерный срок охраны исключительных прав сегодня представляется несправедливым как для Интернет сообщества пользователей, так и для артистов, которые занимаются новыми формами творчества. Кроме того, последние исследования в области авторского права позволяют сделать однозначный вывод, что снятие избыточной защиты произведений не может существенно повлиять на развитие контент-бизнеса.

Очевидно, что в информационную эпоху развития человечества приоритетом в государственной политике в области авторского и информационного права должно стать расширение доступа к культурным ценностям и знаниям. Охрана интересов бизнеса должна быть вторична по отношению к этому основному благу человечества.

Кроме того, избыточный срок охраны авторских прав существенно ограничивает использование , UGC контента, а также произведений, в отношении которых автор не настаивает на своем исключительном использовании.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США:

Переход произведений в общественное достояние по законодательству США

Согласно законодательству об авторском праве, действующему в США, произведения, опубликованные до 01 января 1923 г. на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием, однако если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Указанное положение было введено в законодательство США после принятия в 1994 году поправок к закону об авторском праве после заключения международного Соглашения уругвайского раунда (URAA) , которое фактически стало основой для перехода от ГАТТ к ВТО . Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 г. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад. В соответствии с указанными поправками ряд зарубежных произведений лишались статуса общественного достояния для обеспечения вступления в силу соглашений ТРИПС. Фактически, указанный закон вернул под охрану копирайта тысячи зарубежных произведений, включая сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, фильмы Феллини и Хичкока, книги Вирджинии Вульф, картины Пикассо и др., которые на тот момент уже находились под режимом общественного достояния.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Переход произведения в общественное достояние по российскому законодательству мало чем отличается от законодательства США, т.к. нормы ФЗ “Об авторском праве, а позже и положения 4-ой части ГК были приняты много позже принятие соотвествующего американского законодательства, а потому почти зеркально повторяют их. Согласно ст. 1281-1282 ГК РФ произведение переходит в общественное достояние, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Наибольшее количество вопросов вызывает сегодня правовой статус произведений советского периода. Так, Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации - к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии до принятия первого закона об авторском праве — Статута Королевы Анны 1709 г., который впервые ограничил срок исключительных прав для издателя. Такое положение вполне вписывалось в политику советского режима. Вредный эффект от вечного копирайта не ограничивал общественное достояние в стране где не было частной собственности

Однако, многие произведения культуры и науки, созданные в советский период до сих пор охраняются исключительными правами, и не могут быт переданы в общественное достояние в связи с тем, что в 2006 г. был принят новый Гражданский кодекс, а Федеральным законом Российской Федерации от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» задним числом был продлен срок охраны исключительных прав на советский репертуар. Таким образом, в отношении почти всех культурных достояний советского прошлого было установлено правило, согласно которому в случае, если 50-летний срок охраны (минимальный срок охраны, установленный Бернской конвенции) не окончился к 1 января 1993 года, то авторское право подлежит охране в течение 70 лет с момента смерти автора (как это установлено в 4-ой части ГК РФ).

Вместе с тем, авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения.

Эта статья Вводного закона к ГК и стала причиной того, что считающиеся общественным достоянием советского периода фильмы и музыка оказались внезапно под действием копирайта, а права на них стали принадлежать различным юр. лицам, своевольно управляющим ими и получающими доход от их использования.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕФОРМЕ

1. Внести изменения в ст. 6 ФЗ 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ “О введении в действии части четвертой ГК РФ”, указав, что сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда 25-летний срок охраны действия авторского права или смежного права после смерти автора и 25 летний срок охраны с момента публикации произведений (в случае если оно принадлежало организации) не истек к 1 января 1993 года. Это позволит установить режим общественного достояния для произведений, созданных в СССР, срок охраны которых (25 лет) истек ко времени принятия закона об авторском праве 1993 года;

2. Внести изменения в Гражданский кодекс, изложив ст. 1298 ГК РФ в следующей редакции ”произведения науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, а также произведения, созданные сотрудниками государственных органов в связи с исполнением служебных обязанностей (служебные произведения), переходят в общественное достояние с момента их создания”.

3. Внести изменения в ст.7 Бернской Конвенции 1886 г., указав, что срок охраны, предоставляемый Конвенцией, составляет 20 лет начиная с даты первого выпуска в свет данного произведения. Автоматически срок охраны исключительных прав на произведение устанавливается на 5 лет с момента публикации. Срок охраны может быть продлен на 5 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Для дальнейшей пролонгации срока охраны произведения правообладателю необходимо зарегистрировать свои права в публичном реестре авторских прав на произведения по истечении 5 лет с момента публикации. Продление срока действия исключительного права на произведение возможно не более 3 раз. Аналогичная поправка должна быть внесена в ст. 1281 ГК РФ. Регистрация произведения должна осуществляться на платной основе, аналогичной регистрации регистрации прав на промышленную собственность (патенты, средства индивидуализации юр.лиц, товаров, работ, услуг)

4. В связи с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми подписавшими конвенцию государствами-членами, представляется маловероятным, что основные экспортеры контента в лице США и Великобритании подпишутся под подобными изменениями. В этом свете единственным выходом представляется выход из Бернской конвенции (что повлечет также выход из Соглашения ТРИПС), с инициированием международных переговоров по подписанию Московской конвенции

В случае, если сроки охраны исключительных прав будут уменьшены до 20 лет, это во многом решит проблему оцифровки библиотеками и архивами (в т.ч. электронными) культурного и научного наследия прошедшего столетия, до сих пор остающегося недоступным.

Кроме того, это могло бы решить проблему использования «сиротских» произведений, а также свободного распространения и копирования произведений, в отношении которых автор/правообладатель не настаивает на своем монопольном использовании. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в современную цифровую эпоху.

Законопроект Пиратской партии России и КПРФ № 525953-6 «О внесении изменения в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в части советского культурного наследия (о переходе исключительного права на произведение, созданное по государственному контракту, в общественное достояние)

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. 3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Консультации юриста по ст. 1282 ГК РФ

    Алла Панина

    Здравствуйте! С праздником Победы! Будьте добры, через сколько лет произведение искусства становится народным достоянием? 60? 70? : 15:00 - 17:00

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Ольга Мельникова

    Чем может подтверждаться авторское право умершего художника на произведение?. Доброго времени суток, уважаемые участники проекта! Художник времен СССР Иванов Виктор Семенович нарисовал плакат про Сталина "За народное счастье", сам художник умер в 1968 году. Чем на данный момент может подтверждаться авторство Иванова В. С. на этот плакат и у кого сейчас спрашивать разрешение на его использование, если нет наследников и плакат по срокам не стал еще общественным достоянием (станет только в 2043 году)? !

    • Ответ юриста:
  • Александр Безхлебицын

    • Ответ юриста:
  • Диана Кузьмина

    Если на сайте разместить текст классической книги (достоевского, например), то это будет нарушением авторских прав?. Да это понятно все про контакт и т. д. и т. п. Меня интересует именно ответственность сайта за добавленный администратором контент.

    • Ответ юриста:
  • Леонид Тарханов

    Как обойти закон об авторском праве?. Как обойти закон об авторском праве? Речь идёт о печати (в коммерческих целях) известных мировых картин, авторы которых умерли более 70 лет назад. Если частично изменить картину это не поможет?

    • 1. Обходить ни чего не надо. Исключительные права на такие картины уже не действуют 2. На будущее - частичное изменение картины, срок исключительных прав на которые еще не прошел, как раз таки и влечет за собой нарушение.

  • Виктория Калинина

    изменение концовки произведения это законно? в школе задали написать 6 эпизод к ревизору.

    • Пускай он особо не парится, пускай пишет от болды. А если учитель начнет ныть, вы так и скажите ему -А ты сможешь лучше?

    Олеся Соболева

    • Ответ юриста:
  • Маргарита Калинина

    Размещение песен на проекте Мой Мир. нарушаю ли я авторские права, разместив песни из старых русских фильмов? Я должна их удалить?

    • Ответ юриста:

      Нарушаете. Думаю к ответственности за это Вас привлекать не будут, т. к. Вы только воспользовыались сервисом, созданным не Вами. Но формально ведь права на публичное опубликование произведений Вы не приобретали. Даже если это старые фильмы и авторов нет в живых, то скорее всего права принадлежат Госфильмофонду.

  • Юрий Коренев

    Дамы и господа, дадите консультацию (или совет) по авторскому праву?!. Если опубликовать свою «писанину» на сайте На этом сайте опубликованы "Правовые нормы" Соответствует ли это действительности и с юридической точки зрения - то, что они предлагают, этого достаточно (Свидетельство о публикации в электронной форме и выдача по необходимости копии всех необходимых свидетельств в бумажной форме с подписью и печатью) или всё-таки необходимо регистрация авторских прав у нотариуса или в Агентстве по авторским правам.Заранее благодарен.

    • Ответ юриста:

      Уважаемый автор вопроса! Как Вам известно, действует презумпция авторства: право возникает при создании.Закон действует во времени и в пространстве, поэтому при разрешении споров и разногласий юридическое значение имеет место создания произведения и время его создания. Вы можете встретить распространённое заблуждение, что имеет значение только дата создания произведения. Это - не так. Когда мы определяем событие, доказываем совершение поступка, ведем речь о доказательствах факта, применяем законодательство имеет значение и время, и место.При этом, существует как система норм права, так иерархия норм права. Первое означает, что данная отрасль законодательства, как и иные не существует сама по себе в отрыве от иных норм законодательства (поэтому, бездумное выхватывание цитат бессмысленная и вредная затея) , второе, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ признается приоритет норм международного права (см. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации)К таковым относится Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и т. д. Это полезно знать, хотя бы с тем, чтобы понимать значение не только даты создания, как это предусмотрено федеральным законодательством РФ Гражданским кодексом РФ его Главой 70), но и времени создания произведения. Если говорить о перспективах судебного разбирательства, то следует помнить, что в судах действует принцип, нашедший воплощение в многочисленных нормах права, общепризнанная гарантия независимости и объективности суда (т. е. находящаяся в диспозиции со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и т. д. :НИКАКИЕ доказательства для суда не имеют заранее установленной силы.В процессуальном праве, также есть принципы: относимости и допустимости средств доказывания и т. д.Если говорить об электронной форме, то существует специальная норма права ФЗ РФ "Об электронной цифровой подписи".О самом главном для целей защиты ИС и авторского права. Точные время и дату создания произведения указывать опасно. Это очень просто понять, если вспомнить, что лицу, похитившему произведение, или пользующемуся похищенным ЛЕГЧЕ можно обеспечить "доказательства" того, что похищенное было создано им, третьими лицами, но не действительным автором, если известно когда оно было создано на самом деле. Год не создания, а первого ОПУБЛИКОВАНИЯ, автор указывает по ЖЕЛАНИЮ, для оповещения третьих лиц о том, что произведение под охраной авторского права (ст. 1271 ГК РФ) Это - не обязательно. Авторское право будет подлежать защите и без такого обозначения.Теперь пару слов об организации. Организационно- правовая форма - коммерческая организация (ООО) , т. е. созданная для целей извлечения прибыли. В любой момент к ней могут возникнуть претензии у налоговых органов по поводу "безвозмездных услуг" . Свидетельство, о котором идет речь, никоим образом не будет являться допустимым доказательством авторского права. Они свидетельствовать могут и заявляют что готовы, лишь о времени поступления произведения к ним на сервер. Опубликованная оферта недействительна в силу ничтожности. Согласно п. 10.3 Организация не несет ответственности за убытки и нежелательные последствия в результате пользования услугой. Могут нести, в соответствии со ст. 15 ГК РФ и т. д. в т. ч. нормами уголовного права.И так дальше, практически по каждому пункту. .Если Вы опубликуете свои стихи на то такая публикация будет не меньшим, а значительно большим доказательством авторства, и лучше будет обеспечена его защита, т. к. аудитория неизмеримо больше, иностр. инвесторы и т. д. = см. комментарии

    Инна Маркова

    Является ли публичное выступление политического деятеля объектом авторского права(см.прим.)?. Прикладной аспект - может ли сам политик или его наследники и т. п. имея авторские права и права обладателя "заблокировать" любую публикацию по своему усмотрению, в т. ч. если публикация делается в научных целях (история)?



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ