Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

60. Ответственность за порчу земель

За порчу земель предусмотрена уголовная (ст. 254 УК РФ) и административная (ст. 8.6 КоАП) ответственность.
Объектом данного преступления выступает экологическая безопасность, стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал земли.
Предметом данного преступления выступает земля. Статья 1 ЗК РФ говорит, что земля выступает как природный объект, охраняемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и является основой осуществления хозяйственный и иной деятельности на территории Российской Федерации и одновременно является недвижимым имуществом, объектом права собственности.
Статья 12 ЗК РФ говорит о том, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, за-хламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Объективная сторона данного преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под отравлением земли следует понимать заболевание плодородного слоя земли в результате воздействия вредных веществ на нее.
Под загрязнением следует понимать внесение в землю загрязняющих веществ, т. е. химических или биологических, либо смесь таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Под иной порчей земли следует понимать захламление, нарушение земель, засоление, деградацию и т. п.
Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке повлекло отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности. Необходимо также установить причинную связь между деянием и последствием.
Субъективная сторона преступления - косвенный умысел.
Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.
Часть 2 ст. 254 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Часть 3 ст. 254 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.
К лицу, виновному в порче земли (ст. 25 4 УК РФ), в зависимости от тяжести преступления может быть наложен штраф, либо назначено ограничение свободы, либо лишение свободы. Одновременно виновное лицо может быть принуждено к восстановлению состояния испорченной земли.

Статья 12 ЗК устанавливает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем и определяет целями охраны земли: — предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

— обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. При этом ЗК в ст. 13 обязывает в целях охраны земель собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов проводить мероприятия по:

сохранению почв и их плодородия;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания,

сохранению достигнутого уровня мелиорации;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

За загрязнение, порчу земли, невыполнение обязанности по рекультивации возникает административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность. Под земельным правонарушением понимается противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей природной среде и здоровью человека.

Административная ответственность наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Административная ответственность предусмотрена ст.8.6, ст.8.7 КоАП РФ.

Статья 8.6. Порча земель: 1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры —

2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает за правонарушения имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям. Порча земли (ст. 254 УК РФ). Различие между административно-наказуемой порчей земель (например, ст. 8.6 КоАП РФ) и уголовным преступлением проводится, в частности, по степени и характеру общественной опасности (в зависимости от вреда, причиненного окружающей среде; наличия вреда жизни и здоровью человека; формы умысла и др.). Порча земель выражается в ухудшении физических и биологических свойств почвы, снижении ценности земли.

Статья 254. Порча земли

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Дисциплинарное производство осуществляется в связи с дисциплинарной ответственностью за совершенный проступок. Оно представляет собой совокупность юридических норм, обеспечивающих правоприменительную деятельность по реализации мер дисциплинарной ответственности рабочих и служащих. Этот вид производства проходит в рамках управленческого (служебного) подчинения и осуществляется исключительно на основе государственно-властного метода регулирования административных правоотношений.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства. Гражданско-правовая ответственность состоит в применении мер имущественного характера за земельные правонарушения. Условиями наступления такой ответственности являются: противоправное поведение; виновность; наличие имущественного вреда; причинная связь между нарушением и последствиями.Гражданско-правовая (имущественная) ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и т. п. Понятие убытков содержится в ст. 15 ГК РФ. Под убытками понимаются расходы, которые потерпевший, чье право нарушено, произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Между тем вред собственникам и иным титульным владельцам и пользователям земли может быть причинен также и органами государственной власти и местного самоуправления либо их должностными лицами. В законодательстве закрепляется норма, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п. 2 ст. 61 ЗК РФ).

Гражданское законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков, которые уже понес потерпевший к моменту предъявления иска в суде. При возмещении вреда, причиненного земле, речь идет о взыскании в основном будущих расходов на произведение восстановительных работ.

Размер убытков, причиненных земле, исчисляется в некоторых случаях в соответствии со специальными методиками, а в остальных по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, включая упущенную выгоду. Статья 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Об охране окружающей среды» предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона). Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется согласно статье 78 данного Закона исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных в результате порчи земли как природного объекта, Приказом Роскомзема от 10 ноября 1993 г. и Минприроды России от 18 ноября 1993 г. утвержден Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. Эта методика устанавливает правила исчисления размера ущерба, причиненного в результате загрязнения земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов. Методика определения размера ущерба состоит в следующем. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основе материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов.

Применяется также методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утвержденная Минтопэнерго России 1 ноября 1995 г. Эта методика предназначена для определения ущерба окружающей природной среде в результате аварийных разливов нефти из-за отказов сооружений, объектов или линейной части магистральных нефтепроводов.

Создание специальных методик расчета вызвано тем, что исчисление всех элементов убытков представляет собой чрезвычайно сложный процесс. При предъявлении исковых требований не всегда удается определить характер и объем всех последствий причиненного вреда, так как цепочка вредных последствий обусловлена взаимосвязью элементов природного комплекса. Ведь не всякий ущерб проявляется сразу, часто он носит потенциальный характер. Поэтому установление специальных такс и методик для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, призвано облегчить на практике определение размера взысканий.

Применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда на практике не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, так как стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния земли может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам. Минприроды России были предприняты попытки применить иной принцип определения расчета для исчисления размера взысканий. Так, согласно пункту 3.1 Порядка определения размера ущерба от загрязнения земель химическими веществами размер ущерба от загрязнения земель определяется исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. Если оценить такие затраты невозможно, то размер ущерба от загрязнения земель рассчитывается по методике.

За нарушение прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в статье 62 ЗК РФ предусмотрено возмещение убытков в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. комментарий к ст. 62 ЗК РФ).

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Добро пожаловать!

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не «специалистами» широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы , а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу , проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru . При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности . При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы выполняем только работы по праву).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства , а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году .

Абсолютно на все работы даются гарантии .

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции — от двух до четырех недель.

Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Электронная библиотека

Уголовная ответственность за преступления, в результате совершения которых могут быть нарушены правила по использованию и охране земель, предусмотрена Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ). Например, среди преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170), среди преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ) можно назвать незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231), среди экологических преступлений (гл. 26 УК РФ) - порчу земли (ст. 254), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Земля, как природный компонент, подвержена наиболее сильному воздействию хозяйственной деятельности человека: промышленное и гражданское строительство, разведка и разработка полезных ископаемых, применение различных химических средств борьбы с вредителями и болезнями растений вызывают ее порчу. Будучи аккумулятором различных веществ, земля способна накопить в себе такое количество веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на другие компоненты окружающей среды, которое опасно для жизни и здоровья людей, а также флоры и фауны. Этим обусловливается высокая вредоносность загрязнения и порчи земли.

Правовая охрана земель - важная задача любого цивилизованного государства. Земельный кодекс (ст. 12) предусматривает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Приведенное положение, а также другие нормы, направленные на охрану земли, подкреплены и уголовно-правовыми гарантиями. Уголовная ответственность за порчу земли предусмотрена ст. 254 УК. Диспозиция ее ч. 1 сформулирована следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Основным объектом предусмотренного ст. 254 УК преступления следует считать экологическую безопасность земли.

Экологическая безопасность земель с учетом содержания ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» может быть определена как состояние защищенности земли, являющейся компонентом природной среды, и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Применительно к этому составу преступления необходимо обратить внимание на предмет преступления. Несмотря на многозначность слова «земля», в юридической литературе высказываются мнения, что речь идет о поверхностном почвенном слое. При этом акцент ставится либо на плодородность этого слоя, либо на функции (эта позиция представляется более точной), которые этот слой призван выполнять (экологические, экономические, рекреационные и др.).

Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. // РГ. - 2002. - 12 января.

Формулировка диспозиции ч. 1 ст. 254 УК позволяет выделить следующие признаки объективной стороны порчи земли: 1) деяние, 2) последствия, 3) причинная связь между деянием и последствиями, 4) средства. Законодатель охарактеризовал это деяние как нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Не вызывает сомнений, что статья носит бланкетный характер. Соответственно, для определения содержания признаков состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам других отраслей законодательства, а правоприменителю в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, какие именно правила были нарушены и в каких юридических документах эти правила закреплены.

Общие требования обращения с опасными химическими или биологическими веществами содержатся в упомянутом ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельном кодексе РФ, а также в ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Эти требования конкретизируются в нормативных актах различного уровня. Среди них ФЗ от 19 июня 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», а также подзаконные нормативные акты, в частности: санитарные правила, утвержденные Главным санитарным врачом РФ; Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г., которым утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, и др.

Анализ изученных уголовных дел показывает, что наиболее распространенные нарушения в этой сфере - нарушения условий хранения удобрений и ядохимикатов, а также превышение установленных нормативов их использования.

Общими свойствами для средств совершения преступлений являются: 1) вещественный характер; 2) химическая или биологическая природа; 3) опасность для здоровья человека или окружающей среды.

В качестве ориентира для правоприменителя законодатель указал следующие виды таких веществ: удобрения, стимуляторы роста растений и ядохимикаты.

Удобрения - органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений, применяемые в целях повышения урожая и его качества.

Стимуляторы роста растений - это природные или синтетические вещества, стимулирующие рост растений путем ускорения деления клеток или их растяжения в длину.

Как удобрения, так и стимуляторы роста растений широко применяются при возделывании различных культур и дают положительный эффект. Однако нарушение правил их применения отрицательно отражается на состоянии почвы.

Ядохимикаты - это пестициды, т.е. химические препараты для борьбы с сорняками (гербициды), вредителями (инсектициды), болезнями (бактерициды и др.) сельскохозяйственных растений, деревьев и кустарников, зерна и т.п.

Формальным показателем опасности других химических или биологических веществ может служить то, что применение этих веществ строго лимитировано и подлежит обязательной регистрации.

У преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 254, два ряда последствий. Первый - последствия, непосредственно приближенные к деянию. Это отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности. Нормативной дефиниции понятия отравления или загрязнения земли нет. Однако в

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.

О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами: Федеральный закон от 19 июня 1997 г. № 109-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. - № 29. - Ст. 3510.

ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» раскрывается категория «загрязнение окружающей среды». Под ней понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Можно также предположить, что применительно к этому составу преступления и для отравления, и для загрязнения почвы характерно ухудшение ее качества вследствие превышения нормативов содержания в ней веществ, указанных в качестве средств преступления. Причем превышение этих нормативов способно вызвать причинение вреда жизни и здоровью людей, гибель и вред здоровью животных и растений. Отравление при этом характеризуется более высокой степенью поражения, поскольку оно оказывает негативное воздействие на живые организмы на клеточном уровне.

Второй ряд последствий образуют такие результаты преступного деяния, как причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Именно наступление этих последствий - критерий отграничения преступления, предусмотренного ст. 254 УК, от административного проступка, ответственность за который установлена ч. 2 ст. 8.6 КоАП «Порча земель». Понятие причинения вреда здоровью раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». Согласно ему, причинение вреда здоровью человека (ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одному или нескольким лицам.

Трудности в установлении содержания понятия «вред окружающей среде» заключаются в том, что любое загрязнение или отравление либо порча земли уже могут рассматриваться в качестве такого вреда, так как земля является одним из основных компонентов этой среды.

У причинной связи между деянием и последствием при порче земли есть своя специфика - она устанавливается в два этапа. Во-первых, наступившие последствия (вред здоровью и окружающей среде) должны находиться в причинной связи с загрязнением, отравлением или иной порчей земли, а во-вторых, порча земли должна быть следствием нарушения правил обращения с указанными в ст. 254 УК веществами, допущенного в результате хозяйственной или иной деятельности.

Последствия второго ряда могут быть значительно удалены от последствий первого, а следовательно, и самого деяния, поскольку неопределенно долгим может быть вредоносное влияние загрязнения и отравления земли на здоровье человека и окружающую среду. Следовательно, в момент совершения деяния масштабы отрицательного эффекта порчи земли могут быть только спрогнозированы. С учетом этого логично было бы указать в диспозиции ст. 254 УК в качестве обязательного признака состава преступления не наступление таких последствий, как вред здоровью человека или окружающей среде, а реальную опасность их наступления.

Поскольку к субъекту анализируемого преступления законодатель не предъявляет каких-либо специальных требований, ответственность по ст. 254 могут нести вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной, форму которой следует определять с учетом психического отношения лица к обоим рядам наступивших

О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. // РГ. - 1998. - 24 ноября.

последствий. Поэтому преступление с основным составом может быть как неосторожным или умышленным, так и преступлением с двойной формой вины. Ведь в отношении первого ряда последствий возможен как умысел, так и неосторожность. Определяя психическое отношение ко второму ряду последствий, необходимо принимать во внимание характер причиняемого вреда. Относительно вреда, причиненного окружающей среде, может быть и умысел, и неосторожность. Умысел в отношении вреда здоровью, думается, предполагает дополнительную квалификацию по статьям, предусматривающим ответственность за причинение вреда здоровью, поскольку максимальное наказание, предусмотренное в ст. ст. 111, 112 и 115 УК, выше, чем в ч. 1 ст. 254. В свете сказанного нельзя согласиться с точками зрения, согласно которым преступление характеризуется неосторожной виной, либо косвенным умыслом, либо двумя формами вины, либо умыслом в отношении действия и неосторожностью в отношении последствий.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 254, - небольшой тяжести. Наказание за него устанавливается в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Ответственность за порчу земли повышается, если деяние совершено в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (максимальное наказание - до двух лет лишения свободы). Указанный квалифицирующий признак может быть констатирован лишь в том случае, если на момент нарушения правил соответствующая территория в установленном законом порядке уже была отнесена к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия. В ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подчеркивается, что решение вопроса о признании определенной территории зоной чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия находится в компетенции Правительства РФ.

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 254, рассматривается законодателем уже как преступление средней тяжести, поскольку за него предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В диспозиции ч. 3 в качестве квалифицирующего признака указано наступление такого последствия, как причинение смерти человеку по неосторожности. Поскольку признаки потерпевшего, употребленные в формулировке закона, говорят о единственном погибшем, а санкция, закрепленная в ч. 3 ст. 254, не является более суровой по сравнению с санкцией за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3 ст. 109 УК), то в случае гибели двух или более человек в результате порчи земли деяние должно квалифицироваться по совокупности двух преступлений. Однако представляется, что во избежание двойного влияния на объем ответственности одного и того же обстоятельства квалификация такого деяния должна осуществляться не по ч. 3, а по ч. 1 или ч. 2 ст. 254.

Немаловажно для квалификации выяснение соотношения состава преступления, предусмотренного ст. 254 УК, с преступлениями, ответственность за которые регламентируется в ст. 246 - 248 УК. Нарушение правил, о которых идет речь в ст. 254, также может быть при производстве работ, о которых упоминается в ст. 246 УК. Оно может выразиться и в нарушении правил обращения с экологически опасными веществами и отходами либо правил обращения с микробиологическими агентами или токсинами (ст. 247 - 248). Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254, более конкретны по сравнению с объективными признаками составов преступлений, предусмотренных ст. 246 - 248, поскольку здесь речь идет о неправомерном воздействии на один компонент окружающей среды - землю.

Однако ст. 246 УК указывает на признаки специального субъекта преступления - «лицо, ответственное за соблюдение правил», в то время как в ст. 254 такого указания нет. Следовательно, при совершении преступления, подпадающего под признаки состава и ст. 246, и ст. 254, квалификация зависит от признаков субъекта. Таким образом, если лицо совершает деяние, содержащее признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 254, и при этом обладает признаками специального субъекта, деяние квалифицируется по ст. 246, если не обладает таковыми - по ст. 254. Следует заметить, что санкции статей существенно разнятся (ч. 1 ст. 254 предусматривает максимальное наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет, ст. 246 - лишение свободы сроком до пяти лет).

Иначе решается вопрос о соотношении статей 254 и 247 УК. Об их конкуренции можно говорить в том случае, когда порча земли происходит в результате нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов. По логике вещей такая конкуренция должна решаться в пользу ст. 254, поскольку, как и в предыдущем случае, объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 254, более конкретизированы. Однако в правильности такого вывода заставляет усомниться сопоставление санкций ч. 1 и 2 ст. 254 (максимальное наказание - два года исправительных работ по ч. 1 и до двух лет лишения свободы по ч. 2) и ч. 2 ст. 247 (максимальное наказание - до пяти лет лишения свободы), которые несоразмерны.

Вместе с тем нельзя не заметить, что именно в пользу ч. 2 ст. 247 может быть решен вопрос о конкуренции этой статьи со ст. 250 «Загрязнение вод». Поскольку ст. 250 не связывает совершение преступления с определенными орудиями или средствами. Получается, что за загрязнение вод экологически опасными отходами наказание на порядок выше, чем за порчу земли теми же веществами. Даже если учесть, что загрязнение вод потенциально более опасно (быстрая распространяемость загрязнения), думается, здесь можно усмотреть нарушение принципа справедливости. Законодатель связывает наступление уголовной ответственности в обеих рассматриваемых статьях с наступлением вредных последствий в виде вреда здоровью человека или окружающей среде. Выйти из этой ситуации можно путем изменения диспозиции ст. 254. Вряд ли справедливо утверждать, что портят землю только опасными химическими или биологическими веществами, порча возможна и посредством строительного мусора или путем физического уничтожения плодородного слоя. Следовательно, один из вариантов приведения ст. 254 в соответствие со ст. 247 - отказ от указания в диспозиции ст. 254 на средства совершения преступления. Такое нововведение может послужить и решению другой проблемы, ведь общественно опасное по своей сути деяние, выражающееся в порче земли не указанными в ст. 254 веществами, остается пока вне сферы действия уголовного закона.

34.34. Ответственность за порчу и загрязнение земель.

За порчу земель предусмотрена уголовная (ст. 254 УК РФ) и административная (ст. 8.6 КоАП) ответственность. Объектом данного преступления выступает экологическая безопасность, стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал земли. Предметом данного преступления выступает земля. Статья 1 ЗК РФ говорит, что земля выступает как природный объект, охраняемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и является основой осуществления хозяйственный и иной деятельности на территории Российской Федерации и одновременно является недвижимым имуществом, объектом права собственности. Статья 12 ЗК РФ говорит о том, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, за-хламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Объективная сторона данного преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Под отравлением земли следует понимать заболевание плодородного слоя земли в результате воздействия вредных веществ на нее. Под загрязнением следует понимать внесение в землю загрязняющих веществ, т. е. химических или биологических, либо смесь таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Под иной порчей земли следует понимать захламление, нарушение земель, засоление, деградацию и т. п. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке повлекло отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности. Необходимо также установить причинную связь между деянием и последствием. Субъективная сторона преступления - косвенный умысел. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами. Часть 2 ст. 254 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Часть 3 ст. 254 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека. К лицу, виновному в порче земли (ст. 25 4 УК РФ), в зависимости от тяжести преступления может быть наложен штраф, либо назначено ограничение свободы, либо лишение свободы. Одновременно виновное лицо может быть принуждено к восстановлению состояния испорченной земли.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru, studwood.ru, www.justicemaker.ru, libraryno.ru, studfiles.net.

Защита природных ресурсов необходима для поддержания биологического разнообразия и экономического потенциала почвы, лесов и других частей окружающей среды. Юридическая ответственность за порчу, загрязнение земли, в том числе плодородного слоя по КоАП и УК РФ – эффективный метод борьбы с недобросовестными пользователями.

Общая характеристика

В статье 8.6 КоАП РФ устанавливается ответственность за неправомерное негативное воздействие на плодородный слой почвы. Материальный состав нарушения: правонарушение завершено, когда часть грунта снята, перемещена, уничтожена, либо подверглась определённому загрязнению. В первых двух случаях предполагается ответственность:

  • Для физических лиц – 1000-3000 рублей;
  • Для должностных лиц – 5000-10000 рублей;
  • Для юридических лиц – 30000-50000 рублей.

В остальных:

  • Для физических лиц – 3000-5000 рублей;
  • Для должностных лиц – 10000-30000 рублей;
  • Для индивидуальных предпринимателей – 20000-40000 рублей;
  • Для юридических лиц – 40000-80000 рублей.

Нарушение совершается гражданином, достигшим 16 лет, должностным лицом организации, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Наказание применяется к лицу, которое осуществляет фактическое пользование участком и обязано следить за его состоянием.

Субъективная сторона

Отношение нарушителя к содеянному может быть различным. Так лицо умышленно срезает слой почвы, если желает продать его или разместить на другом участке.

Засорение части земельного участка отходами, приведшее к ухудшению характеристик плодородного слоя, может быть в форме неосторожности. Виновный безразлично относится к потенциалу участка, хотя обязан принять меры для сохранения его плодородных функций.


Новая редакция Ст. 8.6 КоАП РФ

Комментарий к Статье 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч.

Какое наказание предусмотрено за порчу и загрязнение земель

1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

<32> <33>
———————————
<32> БНА. 1996. N 4.

<33>

<35>

Другой комментарий к Ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельным кодексом РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

2. Обычно снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч.1 комментируемой статьи) производится в процессе рекультивации почвенного слоя, под которой понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" было определено, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. При этом снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

3. Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

4. Часть 2 комментируемой статьи говорит об уничтожении и порче земли. Следует отметить, что ни в одном законодательном акте не дается понятие "порча земли". Лишь в п.8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых, нарушения установленного режима использования земель, хищения, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние земель.

5. Ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.8.6 наступает независимо от наступления опасных последствий, ч.2 же предусматривает уже изначально наступление последствий в форме уничтожения или порчи земли. Однако отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, а также совершение указанных деяний в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, являются уголовным преступлением, предусмотренным ст.254 УК.

6. Субъективная сторона ч.1 комментируемого правонарушения может быть выражена только в форме умысла, в то время как правонарушение, предусмотренное ч.2, может быть совершено в форме как умысла, так и неосторожности.

7. Субъектами административной ответственности в данном случае могут быть и граждане, и должностные лица, и юридические лица.

Административная и уголовная ответственность за порчу земель (Каленов С.Е.)

Федеральное законодательство содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния, предотвращения необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв.

За самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусмотрена административная ответственность по ст.8.6 КоАП РФ в виде штрафа для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Кроме того, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может повлечь административное приостановление их деятельности.

В соответствии со ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде является преступлением (ст.254 УК РФ).

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами, либо исправительными работами.

За те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, повлекшие по неосторожности смерть человека, предусмотрено более суровое наказание, вплоть до лишения свободы.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

В соответствии со ч. 2 ст.

Статья 74 ЗК РФ. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 <32>, под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ <33> представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).

———————————
<32> БНА. 1996. N 4.
<33> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399; см. с изм. и доп.

———————————
<34>
<35> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; см. с изм. и доп.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

Комментарий к статье 8.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).

В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства — для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.

Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.

4. Федеральным законом от 02.04.2014 N 61-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее — до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц — до десяти тысяч рублей (ранее — до трех тысяч рублей), на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей (ранее — до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч. 2 ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

Другой комментарий к статье 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч. 1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 <32>, под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ <33> представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).

———————————
<32> БНА. 1996. N 4.
<33> СЗ РФ. 1998. N 29.

Ответственность за порчу земли

Ст. 3399; см. с изм. и доп.

———————————
<34> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; см. с изм. и доп.
<35> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; см. с изм. и доп.

Статья 8.6 КоАП РФ. Порча земель

Порча земли

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, --

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, --

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -- наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Комм. О.Л.Дубовик

1. Данная статья является новой для российского уголовного законодательства. Она восполняет существенный пробел в защите одного их важнейших элементов окружающей среды -- земли.

Цель настоящей статьи -- охрана земли путем предотвращения ее порчи, т.е. ухудшения состояния земли вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом (предметом) которой земля является. Данная статья существенно расширяет возможность уголовно-правовой охраны ценнейшего национального достояния -- земли. До этого предусматривалась ответственность за отдельные посягательства на недра, возможна была уголовная ответственность за должностные преступления, связанные с порчей земли. Однако норма, подобная содержащейся в статье «Загрязнение водоемов и воздуха» УК РСФСР, в прежнем Кодексе отсутствовала.

  • 2. Земля рассматривается как любые виды земельных участков (угодий), освоенные либо осваиваемые, независимо от форм собственности на землю или характера владения ею.
  • 3. Объективная сторона данного преступления выражена законодателем крайне казуистично. Она включает в себя: действия или бездействие, представляющие собой отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами в процессе их (т.е. веществ) хранения, использования и транспортировки; последствия, состоящие в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде; причинную связь между действиями (бездействием) и последствиями.
  • 4. Удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты представляют собой вещества, специально предназначенные для использования в сельскохозяйственном производстве либо для любительского или иного некоммерческого выращивания растений. Требования к ним, равно как и правила обращения с ними закреплены многочисленными нормативно-правовыми актами и являются обязательными.
  • 5. О перечне опасных химических и биологических веществ, порядке их регистрации см. п.3 и 15 комментария к ст.247 УК РФ.
  • 6. Использование веществ, не являющихся удобрениями, стимуляторами роста растений, и других, не названных в данной статье веществ исключает возможность ее применения независимо от характера наступивших последствий осуществления хозяйственной или иной деятельности.
  • 7. Под хозяйственной или иной деятельностью в смысле данной статьи следует понимать все виды воздействия на землю с целью достижения определенных хозяйственных, рекреационных или иных результатов, т.е. выращивание сельскохозяйственных растений, стимулирование дикорастущих растений, проведение экспериментов, связанных с изменением растительного покрова, и проч.

Не подпадает под признаки преступления, ответственность за которое установлена настоящей статьей, порча или загрязнение земли в результате промышленного производства, выбросов и сбросов вредных веществ на землю, размещение на земле отходов в тех случаях, когда эти вещества или отходы не относятся к классу опасных химических или биологических веществ.

8. Специальное земельное законодательство устанавливает особые режимы для почв, подвергшихся сильному негативному воздействию, обозначая их как «деградированные», и определяет перечень таких земель. В частности, это земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше ПДК или радиоактивными веществами свыше ПДУ, и иные (см. Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. -- САПП РФ, 1992, No.8, ст.505). Таким образом, загрязнение, отравление и иная порча земли выражаются в деградации земель.

Вред, причиненный здоровью человека, может быть любой степени тяжести -- от легкого до тяжелого.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели животных и несельскохозяйственных растений, лесонасаждений, загрязнении водных объектов и гибели водных биоресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п.

  • 9. Преступление считается оконченным с момента наступления одного из указанных последствий.
  • 10. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение данного преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. п.10 комментария к ст.247 УК РФ). Введение данного квалифицирующего признака и установление повышенной ответственности связано с особым режимом земель в такого рода зонах, существенным ограничением права пользования землями и сложностью восстановления и рекультивации земель в зонах.
  • 11. Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.
  • 12. Субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла. Лицо осознает нарушение им правил обращения с указанными веществами, предвидит возможность отравления, загрязнения и иной порчи земли вследствие нарушения им этих правил, а также возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, но сознательно допускает их либо относится к наступлению указанных последствий безразлично. Психическое отношение к смерти человека (ч.3 ст.254) выражается в неосторожности (в виде как легкомыслия, так и небрежности).

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрено административное наказание за уничтожение плодородного слоя почвы опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Хочется верить, что применение административных наказаний специалистами Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области за нарушение Земельного законодательства будет происходить не так часто. А население будет руководствоваться принципом, что - «чисто не там где убирают, а там где не мусорят».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ