Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Меч - не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Экскалибур

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» - сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» - твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.

в связи с недавно зашедщим разговором - решил запостить Имена Известных Мечей (те, что помню и те, что показались интересными)
в общем, см. под кат:)

~ Исторические мечи Европы ~

Грус — меч Болеслава III Кривоустого (князь Польши с 1102 г.)

Драгоценный Жертвенный Меч (Jewelled Sword of Offering) — коронационный меч английских королей, изготовлен в 1820 г.

Куртана (Curtana, «Меч Милосердия») — тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей.

Ликорн (Licorne) — исторический меч бургундских принцев.

Щербец - коронационный меч королей польских.

Меч святого Петра — хранимый в музее архидиоцеза (Познань) меч, который отождествляется с мечом, которым согласно Евангелиям апостол Пётр отсёк ухо рабу Малху.

Меч св. Бориса — князь Андрей Боголюбский вывез из Киева в 1155 году вместе с иконой Владимирской Богоматери. После смерти Андрея меч хранился в одной из церквей г. Владимира.

Тизона, Тисона (Tizona) — меч Эль Сида, национальное сокровище Испании, знаменитое по «Поэме о моем Сиде». Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе). Меч, считающийся Тизоной, экспонируется в Мадриде. Его второй меч: Колада — менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе).

Шойс — меч Вильгельма Оранского.

~ Легендарные и вымышленные мечи европейского эпоса ~

Аскалон (Ascalon) — меч Св. Георгия (по средневековым легендам).

Иштен Кардъя (Az Isten Kardja, «Меч Бога Войны (Марса)») — оружие Атиллы (по Иордану, средневековым легендам).

Дамоклов меч

Меч-кладенец — меч Святогора и Ильи Муромца (в русском фольклоре).

Финист — ещё один вариант названия меча Святогора

Огненный меч — принадлежит ангелу (херувиму), поставленному сторожить Эдем после изгнания оттуда Адама и Евы (в Книге Бытия).

Харалужный меч - из «Слово о полку Игореве».

~ Мечи в британском мифе ~

Кроцеа Морс (Crocea Mors, «Желтая смерть») — меч Юлия Цезаря согласно Гальфриду Монмутскому (в Британском мифе).

Меч Грааля (The Grail Sword) — сломанный меч, соединенный сэром Персивалем, в котором все равно осталась трещина.

Меч в камне — дважды встречается в легендах Артуровского цикла.

Меч, который юный Артур извлёк из каменной глыбы, доказав тем самым своё право на трон. Встречается вариант его имени — Кларент (Clarent) . Не путать с Экскалибуром , вторым мечом Артура, полученным им из рук Владычицы Озера.

Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок Камелот. Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей Круглого Стола вынуть меч смог только юный Галахад. Именно ему было суждено впоследствии найти Святой Грааль и стать его хранителем.

Филиппа — меч Марка Антония (в поздней англ. литературе, в частности «Антоний и Клеопатра» Шекспира).

Экскалибур, Калибурн — меч короля Артура. Его ножны останавливали кровотечение.

~ Кельтские мечи ~

Бегаллта (Begallta, «Маленькая Фурия») — меч Диармайда (Diarmuid Ua Duibhne), ирл. Его второй меч:

Нораллтах (Noralltach, «Большая Фурия») - Эти мечи ему вручает владыка моря Мананнан Мак Лир, чтобы он смог противостоять Финну Мак-Кумхайлу.

Дирнуин (Dyrnwyn) — меч короля Стратклайда Ридерха (Riderch I of Alt Clut), горевший огнем, но не оставлявший ожогов.

Каладболг — меч Фергуса. В первоначальных версиях мифа использовался Кухулином. Отождествляется с Экскалибуром более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain).

Калад-колг (Calad-colg) — отждествляющийся с предыдущим, а также с Экскалибуром , меч Огмы в битве при Маг Туиред. Также — Кухулина. Выкован феями.

Клив-Солаш, Claiomh Solais (Claidheamh Soluis, «Меч Солнца, Меч Света») (меч Нуаду) — меч легендарного короля Ирландии Нуаду Серебряная Рука, представителя племен Богини Дану, который невозможно было отразить. Одно из 4 сокровищ племен богини Дану. Также отождествлялся с более поздним Экскалибуром .

Круайдин Крепкоголовый (Круадин) — меч Кухулина. Говорящий и поющий. Другой поющий меч принадлежал Конаире Мору (Conaire Mor).

Лейте — другой меч Фергуса, светился радугой, когда его заносили для удара.

Орна — меч Тетры, короля фоморов, который нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред. Разговаривал.

Фрегарах (Fragarach, Frecraid, Freagarthach, «Отвечающий») — меч ирландского владыки моря Мананнана и бога Луга, который мог разрубить любой доспех.

~ Скандинавские и германские мечи ~

Атвейг — пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шёл вдалеке.

Бальмунг — меч Зигфрида (по «Песне о Нибелунгах»). В «Эдде» он называется Грам , в вагнеровском цикле — Нортунг (Nothung), также называется Мимунг (Mimung) . Бальмунг был выкован Велундом для Одина, сломан и перекован Регином. До того, как этот меч стал называться Грамом , он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый) , т.к. Зигмунд (отец Зигфрида) его вынул из ствола дерева.

Бертинг (Birting, Bertinng, Bierting, Birting, Bjerting, Grundtvig) — меч, который молодой Орм получил от своего мертвого отца Сигурда, говорившего с ним из могилы. (Датская баллада Childe Orm and the Berm Giant).

Дайнслейф (Dainsleif) — меч из легенд викингов. Выкован карликами. Не может вернуться в ножны, если никого не убил. Принадлежал королю Хогни (Hogni).

Ридилл и Хротти (Ridill и Hrotti) — два магических меча, часть сокровищ Фафнира, найдены Зигфридом. Ридиллом Зигфрид вырезал Фафниру сердце.

Росса — меч Отвита, короля лангобардов. Подарен ему королем карликов Альбрихом. Сиял всеми цветами.

Тюрвинг, Тюрфинг (Tyrfing, Tirfing, Tervingi) — магический меч, вылетая из ножен, ищет жертвы и не идет обратно в ножны, пока не прольется кровь. Первым владельцем был король Свафрлами («Старшая Эдда»). Согласно «Саге о Хледе» (эддическая песнь, не входящая в Codex Regius («Королевский Кодекс») и описывающая битву на Каталаунских полях и её предпосылки) это меч Ангантюра (Агантира), короля готов, которым он сражался в битве Каталауна. В этой саге он упоминается в ст. 9: «...И воинов много\ Падет на траву,\ Прежде чем Тюрвинг начну я делить...» и в прозаической вставке между ст. 29 и 30: «...что полки гуннов дрогнули. Увидев это, Ангантюр вышел из ограды щитов, стал в о главе войска и, взяв Тюрвинг в руки, начал рубить людей и коней». Его же меч в «Саге о Фритьофе Смелом». У Рихарда Вагнера — меч Одина.

Хвитинг («Белый») — меч Берси. Поражает врага, но исцеляет друга, если прикоснется плашмя. («Сага о Кормаке»).

Хофуд (Hofud) — меч Хеймдаля, стража Бильфроста.

Хундингсбана — волшебный меч Фрейра, который сражался сам по себе.

Хрутинг (Нэглинг) — меч Беовульфа (или его помощника Унферта).


~ Мечи рыцарских романов и песен ~

Аронди (Arondie, Arondight, Arondight) — меч Ланселота. Получил его в возрасте 18 лет во время посвящения в рыцари королем Артуром. Упоминается также другой его меч — Chastiefol , а против саксов он сражался мечом по имени Seure . В итальянском эпосе он владел мечом Кьяренца (Chiarenza, «Ясность»).

Галатин (Galatine, Galatyn, Galantyne) — меч сэра Гавейна.

Дюрандаль (от «dur» — твердый) — меч Роланда.

Жуаёз (Joyeuse, Fusberta Joysa, «Радостная») — меч Карла Великого. Сделан Галасом.

Морглес (Murgleis, не поддается переводу) — меч графа Ганелона, отчима Роланда

Альтеклер, Отклер (Hauteclaire, «Высокосветлый») — меч Оливье, выкован Геласом. Согласно поэме «Жирар Вианский», до Оливье этот меч принадлежал римскому императору Клозамонту, который потерял его в лесу. После того как меч был найден, его отдали папе римскому, но затем им завладел Пипин Короткий, отец Карла Великого, который подарил его одному своему вассалу; последний продал его еврею Иоахиму, ровеснику Понтия Пилата (вечному жиду). Во время поединка с Роландом у Оливье ломается меч. Роланд разрешает ему дослать в Виану за другим. Тогда Иоахим присылает ему Альтеклер, и поединок заканчивается миром.

его второй меч — Глориоза (Glorieuse, «Славная»);

Альмас (Almace, «Святая секира?») — меч архиепископа Турпина (епископ Реймский, 753-794 гг.).

Курешуз (Courechouse) — меч короля Бана, отца Ланцелота

~ Азиатские мечи ~

Гань Цзян (Gan Jiang) и Мо Се (Mo Xie) — легендарные мечи, выкованные из метеоритного железа китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца — любви к мужу).

Змеиный меч — принадлежал индийскому царю Ашоке.

Зу-ль-факар (Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») (Zulfiqar) — меч-зульфикар Али ибн Абу Талиба, прежде — его тестя пророка Мухаммеда. Он же упоминается как скимитар Dhu" l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный»). Не сохранился.

Всего у Мухаммада было 9 мечей, прочие:

Al-"Adb (аль-Адб),
Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка»),
Al-Ma’thur (аль-Маатур),
Al-Mikhdham (аль-Михзам),
Al-Rasub (аль-Расуб),
Al-Qadib (аль-Кадиб),
Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»),
Medham, Qal’i (Мезам, Кали)

Шамшир-е Зоморроднегар («Украшенный Изумрудами») — меч Эмира Арсалана (Amir Arsalan), принадлежавший до этого царю Соломону (в персидском фольклоре).

У Дж. Р. Р. Толкина («Властелин Колец» и «Сильмариллион»)

Гламдринг — меч Гэндальфа.
Жало — эльфийский длинный кинжал, принадлежавший Бильбо и подаренный им Фродо.
Нарсил — меч Элендила. Перекован для Арагорна, новое имя — Андрил.
Оркрист — меч, покоящийся на груди Торина.
Англахель — меч Турина Турамбара. Носил также имя Гуртанг.
Ангуирель — меч Эола Тёмного, выкован из того же материала, что и Англахель
Рингиль — «Льдистая Звезда» меч Финголфина
Хэругрим — меч Теодена.
Гутвин — меч Эомера.

У Анджея Сапковского (цикл «Ведьмак»)

Ласточка — меч, который был вручен Цири, когда её принудили сражаться на арене цирка;
Сигилль из Махакама — меч, который был подарен ведьмаку Геральту краснолюдом Золтаном Хивайем.

У Марии Семёновой

Солнечный пламень — меч, принадлежавший Волкодаву (в соответствующем цикле)
Спата — меч, принадлежавший Мстивою Ломанному («Валькирия»)

:)) Кому интересно - дополняйте;)


Posted on Feb. 19th, 2010 at 09:53 pm | | | |


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии, известные на весь мир.
Кусанаги-но цуруги


Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги - «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

До широкого распространения железа и стали мечи делали из меди, а затем из сплавов меди с оловом либо мышьяком - бронза. Бронза очень устойчива к коррозии, поэтому мы имеем достаточно много археологических находок бронзовых мечей, правда, атрибуция и чёткая датировка их довольно часто очень затруднены.

Бронза - довольно прочный материал, хорошо держащий заточку. В большинстве случаев применялась бронза с содержанием олова порядка 10 %, отличающаяся умеренной твёрдостью и сравнительно высокой пластичностью, однако в Китае использовалась бронза с содержанием олова до 20 % - более твёрдые, но при этом и более хрупкие (иногда из твёрдой бронзы делали только лезвия, а внутреннюю часть клинка - из более мягкой).

Бронза является дисперсионно-твердеющим сплавом и не может подвергаться закалки подобно стали, однако может быть значительно упрочнена холодной деформацией (проковкой) режущих кромок. Бронза не может «пружинить», как закалённая сталь, зато сделанный из неё клинок может гнуться в значительных пределах, не ломаясь и не теряя свойств - выправив, его можно снова использовать. Часто для предотвращения деформации на бронзовых клинках присутствовали массивные рёбра жёсткости. Длинные клинки из бронзы должны были быть особо склонны к изгибанию, поэтому применялись довольно редко, типичная длина клинка бронзового меча - не более 60 сантиметров. Тем не менее, называть короткие бронзовые мечи исключительно колющими совершенно неверно - современные эксперименты, напротив, показали весьма высокую рубящую способность данного оружия, его сравнительно небольшая длина ограничивала лишь дистанцию боя.

Так как основной технологией обработки бронзы было литьё, из неё было сравнительно просто изготовить более эффективный сложноизогнутый клинок, поэтому бронзовое оружие древних цивилизаций нередко имело изогнутую форму с односторонней заточкой - сюда относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис. Стоит отметить, что все они по современной классификации относятся к саблям или тесакам, а не мечам.

На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день претендует бронзовый меч, который найден российским археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея, в каменной гробнице новосвободненской археологической культуры. Этот меч в настоящее время выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Данный бронзовый протомеч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э. Нужно отметить, что согласно современным стандартам это скорее кинжал, а не меч, хотя форма оружия говорит о том, что оно вполне подходило и для рубящих ударов. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут.

До этой находки самыми древними считались мечи, найденные итальянским археологом Пальмиери, который в верховьях Тигра в древнем дворце Арслантепе обнаружил клад с оружием: наконечники копий и несколько мечей (или длинных кинжалов) длиной от 46 до 62 см. Находки Пальмиери датируются концом 4-го тысячелетия.

Следующей по времени крупной находкой являются мечи из Арслантепе (Малатья). Из Анатолии мечи постепенно распространяются как на Ближний Восток, так и в Европе.

Меч из местечка Бет-Даган вблизи Яффы, датируемый 2400-2000 годами до н. э., имел длину порядка 1 метра и сделан из практически чистой меди с небольшой примесью мышьяка.

Также весьма длинные бронзовые мечи, относящиеся примерно к 1700 г. до н. э., были обнаружены в ареале Минойской цивилизации - так называемые мечи «тип А», имевшие общую длину около 1 метра и даже больше. Это были преимущественно колющие мечи с сужающимся клинком, видимо, рассчитанные на поражение хорошо бронированной цели.

Очень древние мечи были найдены при раскопках памятников Харрапской (Индской) цивилизации, с датировкой по некоторым данным вплоть до 2300 г. до н. э. В ареале культуры охряной расписной керамики найдено множество мечей, датируемых 1700-1400 г.г. до н. э.

Бронзовые мечи были известны в Китае как минимум со времён государства Шан, самые ранние находки относятся примерно к 1200 г. до н. э..

Множество кельтских бронзовых мечей обнаружено на территории Великобритании.

Железные мечи известны как минимум с с VIII века до н. э, а активно начинают применяться с VI века до н. э. Хотя мягкое, не поддающееся закалке железо и не имело особых преимуществ над бронзой, оружие из него быстро стало дешевле и более доступно, чем бронзовое - железо встречается в природе намного чаще меди, а необходимое для получения бронзы олово в древнем мире вообще добывалось всего лишь в нескольких местах. Полибий упоминает, что галльские железные мечи III века до н. э. часто гнулись в бою, вынуждая владельцев выправлять их. Некоторые исследователи считают, что греки просто неправильно интерпретировали галльский обычай изгибать мечи, приносимые в жертву, однако сама способность сгибаться без излома является отличительной особенностью именно железных мечей (из стали с низким содержанием углерода, не поддающейся закалке) - меч из закалённой стали можно только сломать, а не изогнуть.

В Китае стальные мечи, значительно превосходящие по своим качествам и бронзовые, и железные, появились уже в конце периода Западного Чжоу, хотя и не получили широкого распространения вплоть до эпохи Цинь или даже Хань, то есть, конца III века до н. э.

Примерно тогда же стали применять оружие из стали, в том числе - подобной сварной дамасской, жители Индии. Согласно периплу Эритрейского моря, в I веке н. э. индийские стальные клинки поступали в Грецию.

Найденный в Ветулонии этрусский меч VII в. до н. э. был получен соединением нескольких частей с различным содержанием углерода: внутренняя часть клинка была выполнена из стали с содержанием углерода порядка 0,25 %, лезвия - из железа с содержанием углерода менее 1 %. Другой романо-этрусский меч IV века до н. э. имеет содержание углерода до 0,4 % что подразумевает применение в его изготовлении науглероживания. И тем не менее, оба меча отличались невысоким качеством металла, с большим количеством примесей.

Повсеместный переход к клинкам из закалённой углеродистой стали сильно затянулся - так, в Европе он закончился лишь около X века н. э. В Африке железные мечи (мамбеле) применялись ещё в XIX веке (хотя стоит отметить, что обработка железа в Африке началась очень рано, причём за исключением средиземноморского побережья, Египта и Нубии Африка «перескочила» бронзовый век, сразу перейдя к обработке железа).

Самую большую известность в классической древности получили следующие виды колюще-рубящих мечей:

-Ксифос

Древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой;

Общее название всех мечей у римлян, сегодня обычно ассоциируется со специфическим коротким мечом легионера;

Скифский меч - с VII до н. э.;

Меотский меч - с V по II век. до н. э.

Позднее рубящие мечи начали использовать кельты и сарматы. Сарматы применяли мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Перекрестье сарматского меча достаточно узкое (шире лезвия всего на 2-3 см), рукоять - длинная (от 15 см), навершие - в форме кольца.

Спата, имеющая кельтское происхождение, использовалась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовины не было, навершие - массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.

В последний век существования Римской империи спата стали стандартным оружием легионеров - как кавалеристов, так и (более короткий вариант, иногда называемый «полуспатой» - англ. semispatha) пехотинцев. Последний вариант считается переходным от мечей античности к оружию Средних веков.

Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. Представляем вам 10 самых известных смертоносных реликвий в истории.

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.
В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо - лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.
Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги - «меч, собирающий облака рая».Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.
Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду - герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.Однако, по мнению учёных, меч в часовне - вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен - кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.Кстати, сейчас меча в часовне нет - в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.
Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, - не более, чем легенда.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.Конечно, это чистейшей воды вымысел - Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.
Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» - «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.
Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань - не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи
Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» - во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве на Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.
По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке - старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины - оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню - одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия - на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка - поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. - «Семизубый меч»).
Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ