Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

98dce83da57b0395e163467c9dae521b

Иван Иваныч с Буркиным прогуливаются по полю. Из-за начавшегося дождя они решают укрыться у хорошо знакомого им помещика - Павла Константиныча Алехина, чье имение находилось поблизости - в деревушке Софьино.

Павел Алехин, выглядящий лет на сорок и обладающий большим ростом, упитанный и длинноволосый. Внешность его скорее соответствовала профессорской внешности или виду художника. Одет он был небрежно, нос с глазами были черны от пыли. Он встретил гостей с порога амбара, было видно, что он чрезвычайно рад им. Проследовав с Павлом в купальню и помывшись, втроем они заходят в дом, а там, во время чаепития, Иван рассказывает о своем младшем брате Николае.


Детство братьев проходило вольно, в отцовском имении. Отец их был кантонистом, заработавшим впоследствии чин офицера и оставившим сыновьям в наследство дворянство и имение, которое забрали вслед за его кончиной за долги. Мечтой младшего брата была свой дом у реки, а не отведенная ему казенная палата. Иван же не разделял стремления брата, видя в таком желании лишь монашество человека, ищущего для себя самого клетки. Но Николай не способен был думать о чем-то, кроме такой желанной усадьбы, в которой без сомнения рос бы крыжовник. Накапливая деньги, Николай ограничивал себя в пище, женился на состоятельной вдове лишь ради денег, заставляя голодать и жену.

Через некоторое время, не вынося тяжелых условий, она умерла. На оставшееся ему состояние, Николай, не терзаемый муками совести, приобрел именье, а вместе с ним – целый кустарник крыжовника, посадив который, он стал вести жизнь помещика.


Увидев спустя время своего брата, Иван ужаснулся: тот располнел, состарился – сказался новый образ жизни и возраст. Николай был истинным барином: ел максимально, судился с обществом, разговаривая напыщенным министерским тоном. Оскорблялся, если называли иначе, чем «Ваше высокоблагородие» Угощаясь крыжовником, его брат легко мог понять, что для человека этого всего достигнутого было достаточно для довольства собой.

Почти отчаяние напало при виде брата на Ивана Иваныча. Ночуя в усадьбе, размышлял Иван лишь о судьбах людей, о том, что множество несчастных людей теряют рассудок, пьют, а многие дети погибают от истощения. А в это же время иные люди живут в свое удовольствие, едят и спят, когда вздумается, разговаривают о чепухе, женятся, умирают в старости. И если этим людям не напоминать обо всех бедах и несчастьях других людей, то они и не подумают помогать кому-то, помогать тому, от кого когда-нибудь может зависеть жизнь этих самых господ.

Иван Иваныч в заключение рассказа утверждает, что абсолютного счастья не существует; что если и есть смысл в жизни, то он в добрых поступках, благодетели. На Буркина и Алехина не производит впечатления рассказ. Алехину сложно было разобраться в правдивости сказанных слов, ведь сказаны они были не о пшене или сене, тема была для него слишком далека. Однако он был доволен, ему хотелось продолжения беседы с гостями. Но поздний час не позволял, и было решено, всем отправиться спать.

Историю своего брата Николая Ивановича рассказывает в гостях Иван Иванович, с грустью рассказывает, хотя, казалось бы, у брата все отлично. Николай, еще в молодости, еще на службе мечтал о собственном домике, и во всех его мечтах почему-то присутствовал как символ крыжовник. Только мечтания эти были весьма приземленные, а цель всего - просто уйти от мира, жить в довольстве и сытости. Ради этой мечты Николай Иванович шел на все обманы и подлости, даже женился "на деньгах", мучил жену своей жадностью. Но вот его мечта сбылась, а его "барское" поведение печалит брата Ивана. Человек интеллигентный никак не может понять, как брат (и подобные ему) могут быть счастливы до слез, когда в мире столько страдания, более того, они сами причина этого страдания.

Рассказ о жадном брате с грустью слушают знакомые Ивана Ивановича. Все силы души положил Николай Иванович на то, чтоб обзавестись поместьем, и теперь он счастлив, но это лишь материалистическая иллюзия, кроме того, он делает несчастными всех вокруг.

Читать краткое содержание Крыжовник Чехов

Два друга-охотника попадают в дождь. Они решают зайти к знакомому (Петру Алехину), чтобы переждать непогоду. Петр встречает их радушно. Вот только он не очень чистый - работал. Он предлагает промокшим гостям помыться, сам тоже идет в купальню. Они видят, как он намыливает голову, а вода становится черной. Петр сам немного смущен.

После они пьют чай, отдыхают. У Алехина очень приятная спутница – добрая и красивая женщина. За чаем, за разговорами Иван Иванович начинает рассказывать о своем брате Николае. Иван говорит, что у Николая всегда была мечта – жить в поместье. Николай даже журналы когда смотрел, то внимание обращал на объявления про земли, дома, про покупку и продажу всего, что могло бы быть связано с «его домом». Он даже делился с братом, мол, представляешь, как было б здорово… Но почему-то всегда в его этих образах появлялся шиповник. Если сад, то в саду крыжовника кусты. Если вечером пьют чай, то подают и тарелку ягод крыжовника к столу. Ивану эти стремления казались странными, как уход в монастырь. Только монахи стремятся к духовности, молятся, мало о мирском думают, а Николай, наоборот, уходил от этого сложного мира в детали поместья.

Николай Иванович очень старался заработать на поместье. Он и служил, и экономил каждую копейку. Стоило ли поместье таких жертв? Но мечтатель зачастую жертвовал не собой. Например, до Ивана, который уже мало общался с братом, дошли слухи, что тот женился. Зря обрадовался Иван, что брат влюбился, вернулся к нормальной жизни, за ум взялся. Нет, Николай женился на богатой вдове. Деньги все ее положил на свой счет, а её, которая привыкла к хорошей жизни, держал почти на хлебе и воде. Из-за этого она скоро заболела и умерла, но вдовец не испытал никаких угрызений совести. Может быть, даже немного порадовался. Он ни о чем не мог думать, кроме поместья. И он его купил.

Вот Николай Иванович и добился своего. Сразу стал представлять себя настоящим помещиком. Он требовал, чтоб его крестьяне называли «благородием». Быстро забыл Николай свой собственный род. Иван замечает, что многие так делают: купят поместье, забудут, что дед их мужиком простым был, а говорят о себе, дескать, мы – дворяне. Говорят глупыми казенными фразами, которые ничего не значат, только пыль в глаза пускают.

Скоро, конечно, Николай Иванович от праздной жизни обрюзг, а характер его совсем испортился. Всё делает он напоказ, даже молебен заказывает для крестьян, а после ставит им ведро водки. Эта деталь особенно раздражает Ивана. То есть получается, что «барин» за мельчайшую провинность тащит своего трудягу к уряднику, а вот раз в неделю ему водку выставляет. Мужики отвратительно напиваются, славят при этом жестокого и глупого «барина».

Самое интересное для Ивана то, что он знает – его брат счастлив. У Николая при виде его собственного шиповника даже слёзы радости выступают на глазах. Вот тут-то и недоумевает Иван… И не только по поводу своего брата, но из-за всех таких «счастливцев». Они отгородились от жизни, от страданий других, которые часто сами им и причиняют, но счастливы, благодаря какой-то ерунде. Иван Иванович был почти в отчаянии, увидев такое вот счастье брата. Ест-пьёт, живёт-умирает… Ничего такие люди не делают, заботясь только о насущном. Ничто их не интересует, ни один человек, кажется, не способен достучаться до них – пробить броню этого счастья. И поразмыслив, Иван делает вывод о том, что рядом со счастливцами хорошо бы приставить человека с молоточком, чтобы напоминать, как много в мире страдающих, несчастных людей. Иван считает, что в жизни должен быть смысл, тогда и счастье появится, даже если нет благополучия материального.

Слушатели не совсем понимают мораль этого рассказа. Хозяин бы хотел, чтоб беседа была более светской, легкой. Он отправляет гостей спать.

Картинка или рисунок Крыжовник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шесть Наполеонов Дойла

    Одна из захватывающих историй о великом сыщике Шерлоке Холмсе. Суть повествования состоит в том, что инспектор Лейтрид, который частенько наведывается в гости к Шерлоку, однажды рассказывает странную историю, которая не укладывается в рамки здравомыслия

  • Краткое содержание Шукшин Волки!

    Рассказ «Волки» сталкивает в экстремальной двух героев: тестя и зятя. У них нет друг к другу симпатии. Они вечно посмеиваются друг над другом, критикуют друг друга, но ради женщины, которая их связала, сохраняют мир.

  • Краткое содержание Железников Путешественник с багажом

    Пионер Сева Щеглов всю жизнь живет в совхозе. Поскольку совхоз считался лучшим на Алтае, Сева получает путевку в «Артек». Мальчик считает, что не достоин этой путевки, потому что он много врет окружающим и дает обидные прозвища. Но отказаться он не может

  • Краткое содержание Жуковский Кубок

    Как-то раз царь решил проверить преданность своих подданных, предложив своим рыцарям показать себя смельчаками и спрыгнуть с обрыва в пучину моря. Правитель сбросил с горы свой золотой кубок

  • Краткое содержание Домбровский Хранитель древностей

    В книге описывается жизнь в Казахстане в 30 – е годы. Главным персонажем романа является Зыбин. Зыбин переезжает в Алма-Ату и устраивается на работу хранителем городского музея, который следит за сохранностью экспонатов.

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Крыжовник. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями популярных авторов.

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

/ / / «Крыжовник»

Рассказ «Крыжовник» А.П. Чехова переносит читателя во вторую половину 19 века.

Однажды через поле, в село Мироносицкое шли двое друзей Иван и Буркин. Неожиданно начался сильный ливень, и друзья вспомнили что находятся неподалеку от их общего приятеля - помещика Павла Алехина. Товарищи решили заскочить к нему в гости и заодно переждать дождь. Алехин радушно встретил приятелей, предложил переодеться в сухие одежды и выпить горячего чаю для согревания. По внешнему виду Павла, его можно было бы сравнить с ученым или художником, но никак не с помещиком. Одет он был в старые одежды, лицо и волосы были немытые, а сам Павел страдал полнотой. Когда приятели уселись за стол пить чай, чтобы скрасить неловкое молчание, Иван поведал собеседникам рассказ о своем брате Николае Иваныче.

Детские годы двух братьев Ивана и Николая проходили в усадьбе их отца, который дослужив до высоких чинов, ушел в отставку. Детям. отец оставил в наследство дворянский титул. Когда отца не стало, их имение отобрали за неуплаченные кредиты. Николай пошел служить чиновником, но ему там было скучно, и он часто предавался мечтам заиметь усадьбу, в саду которой будут расти кусты крыжовника. Николай долго копил деньги, лишал себя всего, даже еды. В конце концов он женился на пожилой, богатой вдове, ради выгоды. Но даже после свадьбы, он экономил каждую копейку на питание.

Так, Николай, который был добрым и щедрым человеком, обернулся в жестокого и жадного деспота. Жена, не выдержав такой жесткой экономии, вскоре умерла. Вдовец ни капли, не сожалея о смерти супруги, наконец приобрел усадьбу. Также он купил несколько десятков кустов крыжовника, высадил их вокруг усадьбы и заделался помещиком.

Пришло время первого урожая. Николай собрал с кустов, ягоды крыжовника. Они оказались кислыми и твердыми. Но землевладельца это не расстроило, наоборот, он чувствовал себя успешным человеком, который добился в жизни того, чего хотел.

Спустя время, в гости к брату заехал Иван и удивился, как изменился Николай, он располнел, постарел и стал очень ленивым человеком. Брат угостил Ивана крыжовником и по его лицу было заметно, что он необычайно горд своей скучной, унылой и монотонной жизнью.

Иван Иваныч, увидев брата, пришел в горькое уныние. Посмотрев на его жизнь, он подумал, что пока такие, как Николай, пьют, едят вдоволь и довольствуются счастливой жизнью, другие голодают, страдают от нехватки лекарств и умирают. Ночью Иван подумал, что каждому человеку нужно напоминать, что кроме него, есть другие люди, которые нуждаются в помощи. Также нужно помнить, что с каждым человеком может приключиться беда и его могут не услышать, также, как он в данный момент не слышит остальных.

Завершая свою историю, Иван поведал своим собеседникам о том, что смысл жизни заключается не в счастье, и не в сбывшихся мечтах, а в том, чтобы творить добро.

Однако, Буркин и Петр не поняли смысл повествования Ивана и не вникли в его последние слова. Приятели рады бы ещё поболтать, но уже поздно и все пошли почивать.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ