Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее - Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

В органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

Из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

Из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие "земельный участок". Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.

Если вы уже провели межевание, то узнать границы своего участка можно несколькими способами, описанными в .

Когда не требуется?

Так как данное правило распространяется только на вещные права собственников земель, оно не предусмотрено для соседей, владеющих землями на ином законном основании . Например, арендаторы не имеют право подписывать акт согласования границ земельного участка с соседями (бланк для скачивания находится ), удостоверение должно проводиться законным собственником, в лице которого выступает местная администрация.

Некоторые ситуации предусматривают приложение соответствующей документации, вместо подписи собственника . Это допускается, если собственник утратил правоспособность, а его правопреемник не приобрел ее. Например:

  • тяжелое заболевание;
  • утрата дееспособности;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • смерть владельца;
  • его исчезновение и невозможность установить место нахождения.

В таких случаях вместо личной подписи прилагается соответствующий документ в виде выписки из решения суда, справки из отделения миграционного учета или выписки из поликлиники.

Если гражданин находится за пределами населенного пункта, согласие допустимо выслать по электронной почте. Но впоследствии, по приезду, соседу потребуется подписать заполненный бланк согласования границ земельного участка.

В принципе, согласование границ земельного участка не требуется только тогда, когда границы установить невозможно . Например, к участку прилегает территория государственной границы. Или он граничит с зоной лесного, водного массива. Так же допускается, что по краю надела проходит обрыв и иные препятствия. Также не требуется согласование, если планируется , которая бесхозная.

Если у вас возникают споры с соседями и они не дают своего согласия на проведение межевания, тогда поможет вам.

Пошаговая инструкция согласования границ ЗУ

О планировании межевых работ требуется оповестить собственников смежных участков . Оповещение должно произойти не позднее, чем за один месяц до наступления даты, запланированной для общего собрания собственников смежных ЗУ.

Правила и нормы извещения

Согласно регламенту допускаются формы извещения о согласовании границ земельного участка:

  • лично под роспись;
  • по электронной почте;
  • заказным письмом;
  • публикацией в СМИ.

В первом и во втором случаях оповещаются лица, которые гарантированно подойдут и удостоверят акт , а также поставят подпись в извещении о проведении согласования границ земельного участка или ответят по электронной почте, что послужит доказательством добросовестного уведомления.

Заказным письмом удобно известить граждан, чье местонахождение известно, но которые настроены недоброжелательно к планируемой процедуре . Если они будут уведомлены троекратно и проигнорируют извещения, не явившись, то к акту вместо подписи подшиваются документы о почтовом отправлении, полученные у оператора почтового отделения, и удостоверенные его подписью и печатью.

Лица, чье местонахождение неизвестно, уведомляются через СМИ – подачей объявления о собрании собственников, с указанием адресов участков.

Через месяц после последнего почтового отправления или публикации объявления, допускается проводить собрание.

Куда обратиться?

После того, как соседи уведомлены о планируемой процедуре, нужно подать заявку в геодезическую компанию по месту расположения ЗУ . Заявка подается кадастровому инженеру, уполномоченному на проведение соответствующих услуг.

В течение месяца, установленного в качестве регламента оповещения соседей, кадастровый инженер выполняет работы :

  • по подготовке предварительного плана ЗУ;
  • на участке;
  • подготавливает окончательный
  • составляет акты ;
  • устанавливает временные .

В назначенный для собрания день кадастровый инженер лично подходит на собрание и наглядно показывает собравшимся гражданам линию прохождения границ между участками.

Если , тогда следует обратится в геодезическую компанию повторно.

Предоставление документации

При оформлении заявки требуется предъявить:

На собрание собственники смежных наделов подходят с паспортом и свидетельством о собственности , из которых кадастровый инженер выписывает реквизиты и вносит в акт согласования.

Допускается присутствие представителей, осуществляющих доверительное управление на основании нотариально удостоверенной доверенности .

Стоимость услуги

По преимуществу геодезические компании не взимают отдельной платы за согласование, а используют стандартный ценовой диапазон, который выражается в установленной фиксированной сумме 5-7 тысяч рублей. зависит от :

  • населенного пункта;
  • статуса компании;
  • конфигурации и площади участка.

Обозначенная стоимость распространяется на земли прямоугольной формы, размером 6-8 соток, предоставленные под дачи или земли населенных пунктов.

При сложной конфигурации, расчет производится по числу поворотных точек . В этом случае ценовой диапазон услуги может определяться суммировано, то есть – при сложении отдельных видов работ.

Элитные земли или участки в пригородах Москвы и Санкт-Петербурга обслуживаются по отдельным расчетам . Как правило, минимальная стоимость работ в этих регионах составляет 25-30 тысяч рублей.

Сроки

С учетом норм, предусматривающих извещение соседей за месяц до подписания акта, порядок согласования местоположения границ земельных участков не выполняется менее 30 дней, а по преимуществу достигают полутора месяцев . Если компания обеспечена большим числом клиентов, исполнение услуги может задержаться с учетом очередности.

Разъяснение от Минэкономразвития о согласовании границ ЗУ смотрите в следующем видео:

Особенности согласования с администрацией

Если расположенные по соседству земли принадлежат муниципалитету, то необходимо согласование границ земельного участка при межевании с администрацией . Этот момент требует соблюдения следующих нормативов законодательства:

  1. Ответственным лицом за составление и удостоверение акта согласования является кадастровый инженер.
  2. Он обязан лично проинформировать уполномоченное должностное лицо о правилах и нормах проведенных расчетов при определении межевых границ.
  3. Администрация в лице уполномоченного представителя не имеет права отказаться от участия в согласовании границ.
  4. Все отказы от присутствия исполком обязан представить в официальной форме, требующей объяснения.
  5. Все спорные вопросы по установлению границ стороны вправе решать только в суде, в соответствии с нормами законодательства.

По усмотрению сторон допускается личное посещение уполномоченного лица кадастровым инженером , для экспертного представления информации и получения подписи.

Согласование границ ЗУ с администрацией не рекомендуется проводить самостоятельно, без участия кадастрового инженера.

В статье показан порядок согласования . Все возникающие нюансы требуется решать при консультировании с опытным юристом или кадастровым инженером.

Установление границ земельного участка (межевание) - необходимая процедура для того, чтобы поставить землю на кадастровый учет и оформить на нее право собственности.

Если участок был сформирован до вступления в 2001 г. в силу Земельного кодекса РФ, в некоторых случаях возможно воспользоваться старыми планами границ (это правило действует для дачных и садовых участков, которые предоставлялись на правах пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования).

По общему же правилу необходима процедура установления границ, по итогам которой оформляется межевой план. Формируют его кадастровые инженеры.

Межевой план

Цели и порядок составления межевого плана описываются в статьях 38-39 Закона «О государственном кадастре недвижимости».

Когда делается межевой план? В случае необходимости:

Определения границ вновь образованного земельного участка;

Уточнения границ ранее сформированного земельного участка;

Новые участки появляются двумя способами. Поскольку еще не все территории точно обмеряны и нанесены на единую общероссийскую кадастровую карту, бывает, что участок полностью формируется заново. Второй вариант - образование нового участка путем изменения ранее существующих (выдел, раздел, объединение).

С целью установления границ кадастровые инженеры проводят ряд мероприятий:

Собирают и анализируют документацию на соответствующий участок (если документы на давно существующий участок отсутствуют, то его границы определяются по заборам или природным объектам, ограничивающим данный участок более 15 лет);

Находят на местности контрольные точки (пункты межевой сети);

Обследуют границы участка, выясняя состояние межевых знаков;

Определяют координаты поворотных точек границ (это места, где граница участка меняет направление);

Выясняют площадь земельного участка путем измерения фигуры, которую дает проекция границ участка на горизонтальной плоскости;

Согласовывают границы земельных участков с владельцами соседних участков;

Готовят сам документ «Межевой план участка» и помогают поставить участок на учет в кадастре недвижимости (или изменить данные об участке).

Согласование местоположения границ земельного участка

Данная процедура проводится, если границы измеряемого или соседних участков уточняются. Например, измеряемый участок стоит на кадастровом учете, но как ранее учтенный, в кадастре отсутствуют сведения о координатах поворотных точек. В результате процедуры подписываются акты согласования, которые включаются в состав межевого плана.

Границы необходимо согласовывать не со всеми смежными землепользователями, а только с долгосрочными владельцами соседних участков (собственниками; владельцами на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования, кроме государственных и муниципальных организаций; арендаторами по договору сроком более 5 лет).

Кадастровый инженер согласовывает границы с каждом соседом индивидуально (если таких немного и найти их легко) либо уведомляет «смежников» о проведении собрания по согласованию границ (если собственников более 5, участок находится в садоводстве или дачном кооперативе, либо адресов соседей в Росреестре нет, адреса неверны и письма с них возвращаются в связи с отсутствием адресата).

Уведомление о собрании производится в особом порядке. Возможны два варианта:

Почтой России заказным письмом с уведомлением и одновременно на адрес электронной почты (на адреса, предоставленные землевладельцами Росреестру, ведущему кадастр недвижимости);

Объявлением в официальной местной газете (какой именно, определяется нормативными актами местного самоуправления).

В уведомлении необходимо указать:

Владельца измеряемого участка и кадастрового инженера (имя, адрес, для инженера обязательно указать контакты и e-mail);

Данные измеряемого участка и соседних земель;

Время и место согласования границ;

Адрес, на который смежные землепользователи могут отправлять свои возражения и предложения по установлению границ на местности.

Молчание соседей, получивших уведомление о согласовании границ (даже если уведомление было только в газете) приравнивается к их согласию. Подтверждение уведомления соседей является частью межевого плана.

Необходимость установления границ и их закрепления на местности

Необходимо понимать, что при существующей системе согласования границ, использование «дачной амнистии» для оформления дачных и садовых участков представляет некоторый риск для его собственников.

Предположим, лицо регистрирует право на землю по дачной амнистии. Его смежник же решил установить границы своего участка.

Может возникнуть ситуация, когда смежный землепользователь расширит свой участок в процессе межевания (если достоверного адреса соседа в Росреестре нет, то согласование границ будет произведено «по умолчанию»). Сведения о точных границах сформированных в советские годы участков в кадастре недвижимости отсутствуют, соответственно, наложений с соседними участками, зарегистрированными по дачной амнистии, не будет - и участок «захватчика» поставят на кадастр без проблем. А затем и зарегистрируют право собственности.

И приехав на дачу, оформленную «по амнистии», ее владелец обнаружит новый забор, передвинутый вглубь его участка, причем на законных основаниях. Перспективы судебного спора в данном случае для владельца дачи, зарегистрированной по дачной амнистии, сомнительны.

Таким образом, установление точных координат границ земельного участка, вынос их на местность, регистрация права на обмерянный современными методами участок представляют интерес прежде всего для его владельца.

Единственным отрицательным моментом межевания является его высокая стоимость - в районе 10-12 тыс. руб. за стандартный участок в Московской области. Под стандартным участком понимается земельный надел размером 6-10 соток, ровный по рельефу, простой формы.

В случае образования нового земельного участка, уточнения границ уже существующего участка или регистрации права собственности на давно используемый земельный участок (например, по «дачной амнистии») необходимой процедурой является согласование границ такого участка с правообладателями смежных земельных участков. Результат данной процедуры отображается в акте согласования границ.

1. Для чего нужен акт согласования границ земельного участка?

Такой документ, как акт согласования границ земельного участка (в случае наличия учтенных в государственном кадастре недвижимости (ГКН) смежных земельных участков) является обязательной частью межевого плана.

Межевой план - фактически единственный документ, который нужен для постановки земельного участка на кадастровый учет, для учета части земельного участка или внесения в ГКН сведений об изменении уникальных характеристик земельного участка.

В свою очередь, постановка земельного участка на кадастровый учет нужна для последующей регистрации права собственности (или иного вещного права) на такой земельный участок. Согласно закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1.2 ст. 20), «не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме того, даже если участок учтен, государственная регистрация прав на него может быть приостановлена. Это может произойти в случае, если в ГКН в отношении такого земельного участка «отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка». При этом существуют некоторые исключения, когда регистрация разрешена и при неуточненных границах:

1) если право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке;

2) если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

3) если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;

4) если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (исключение действует до 1 января 2018 г.);

5) если право возникает в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (исключение действует до 1 января 2018 г.);

6) в иных установленных федеральным законом случаях (исключение действует до 1 января 2018 г.).

Проведение согласования границ смежных земельных участков может быть и самоцелью, когда данная процедура кадастровыми инженерами проводится для разрешения споров между соседями. Если участники спора не придут к соглашению

между собой, разрешение вопроса возможно только в судебном порядке.

При этом кадастровый инженер только фиксирует притязания сторон и не имеет возможности самостоятельно устанавливать границы. Если границы согласованы, кадастровый инженер может обозначить в натуре межевые знаки и подготовить документы для внесения изменений о границах и характерных точках земельных участков в ГКН (для юридического закрепления данных границ).

Таким образом, согласование границ земельного участка и составление акта согласования необходимо:

1) при образовании новых земельных участков для регистрации на них права собственности и иных вещных прав;

2) в случае возникновения межевых споров для уточнения границ земельных участков;

3) в случае регистрации права собственности на земельные участки, которые предоставлены гражданам, но права на которые не зарегистрированы должным образом, в том числе в случае регистрации права собственности на земельные участки по «дачной амнистии».

2. Когда согласование границ земельного участка обязательно?

В соответствии со статьей 39 закона «О государственном кадастре недвижимости» , местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ были уточнены границы земельного участка или смежных земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН. При этом согласовывать месторасположение границ необходимо со следующими категориями правообладателей смежных земельных участков (заинтересованными лицами):

1) собственники (исключение составляют случаи, когда смежные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также предоставлены частным предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования);

2) лица, которые владеют участками на праве пожизненного наследуемого владения;

3) лица, которым участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования (кроме государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти, органов местного самоуправления, казенных предприятий);

4) арендаторы, которые заключили договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок от 5 лет.

3. Каков порядок согласования месторасположения границ земельного участка?

Процедура согласования границ земельного участка с правообладателями смежных участков организовывается кадастровыми инженерами, нанятыми для выполнения кадастровых работ, в том числе для проведения межевания и составления межевого плана.

По выбору заказчика работ согласование может проводиться как с установлением границ земельного участка на местности, так и без него. При этом заинтересованные лица могут потребовать вынесения совместной границы земельных участков на местности. В некоторых случаях установление границ на местности все же не разрешается (на лесных землях, землях особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных землях, предназначенных для природопользования коренными народами Севера, Дальнего Востока, Сибири).

Законодательством предусмотрено две формы проведения согласования границ земельного участка:

1) посредством проведения собрания заинтересованных лиц;

2) в индивидуальном порядке.

Если индивидуальный порядок согласования в законе не регламентирован, то по отношению к организации общего собрания правообладателей смежных земельных участков существуют четкие правила:

1) Общее собрание должно проводиться в населенном пункте, в котором размещен участок, или в ближайшем к нему населенном пункте. Иное место может быть определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами;

2) Для приглашения заинтересованных лиц на собрание им вручается под расписку, высылается почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направляется на электронную почту извещение. Контактные данные заинтересованных лиц берутся из сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Извещение должно быть вручено или доставлено за 30 дней до собрания. При этом у заинтересованных лиц должно быть не менее 15 дней для подачи возражений. В случае если заинтересованные лица отказываются получать извещения, они считаются надлежащим образом извещенными.

3) В случаях, если смежные земельные участки являются лесными участками, если в ГКН отсутствуют сведения об адресе хотя бы одного из правообладателей смежных участков или почтовое отправление возвратилось с пометкой о невозможности вручения, а также если смежным земельным участком является территория общего пользования садоводческого, дачного или огороднического некоммерческого объединения граждан или собственниками смежного участка являются 5 и более лиц, то допускается, что извещение о проведении собрания по поводу согласования границ земельного участка может быть опубликовано в порядке, определенном для опубликования муниципальных правовых актов;

4) В извещении должны обязательно содержаться следующие сведения:

Сведения о заказчике кадастровых работ, в т.ч. почтовый адрес и номер телефона;

Сведения о кадастровом инженере, в т.ч. его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона;

Кадастровый номер и адрес земельного участка, кадастровые номера и адреса смежных земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

Порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

Место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

Сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Кадастровый инженер во время проведения согласования местоположения границ:

1) проверяет полномочия заинтересованных лиц или их представителей (проверяет документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей, а также документы, подтверждающие права на соответствующие земельные участки);

2) обеспечивает возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дает необходимые разъяснения;

3) указывает заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования границ с их установлением на местности).

Результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, либо в письменной форме не представили свои возражения, в акт согласования вносится соответствующая запись. При этом акт считается согласованным. В таком случае к межевому плану обязательно прилагаются документы, подтверждающие, что заинтересованное лицо было должным образом извещено о проведении собрания.

Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно согласования, в акт согласования вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, в том числе в судебном порядке.

При выполнении кадастровых работ в целях кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка местоположение границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Под заинтересованными лицами в данном случае понимаются:
1) лица - собственники смежных земельных участков (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены:
- гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование;
- юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) землевладельцы и землепользователи, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или праве аренды на срок более пяти лет (если собственником земли является публичное образование).
Предметом согласования с заинтересованным лицом является определение местоположения границы земельного участка (в отношении которого проводятся кадастровые работы), одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ либо с установлением границ земельных участков на местности, либо без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением следующих случаев:
1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются:
- лесными участками;
- земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;
- земельными участками в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
Закон о государственном кадастре недвижимости выделяет две формы согласования местоположения границ: коллективная форма (путем проведения собрания со всеми заинтересованными лицами) и индивидуальная форма согласования с каждым заинтересованным лицом. Право выбора конкретной формы принадлежит кадастровому инженеру.
Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Извещение о проведении собрания вручается заинтересованным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Извещение должно содержать в том числе сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, сведения о кадастровом инженере; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дату и время проведения собрания о согласовании местоположения границ. Полный перечень сведений, обязательных к включению в извещение, содержится в ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Извещение о проведении собрания должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее чем за 30 дней до дня проведения собрания. Извещение должно содержать срок для направления заинтересованными лицами возражений по местоположению границ, который не может составлять менее 15 дней с момента получения заинтересованным лицом извещения.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, когда надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием.
В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным с таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если же местоположение границ земельных участков не согласовано с заинтересованным лицом и такое лицо представило в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Еще по теме 3.3. Порядок согласования местоположения границ земельных участков:

  1. § 3. Порядок предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта
  2. § 2. Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта
  3. 2.6.1. Установление границ земельного участка на местности (межевание участка)
  4. Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  5. 2.2. Особенности предоставления земельных участков с предварительным согласованием места расположения объекта строительства
  6. § 1. Основания предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта
  7. 2.1. Обращение с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ