Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Славяне верили, что колдунам и ведьмам непросто отойти в мир иной, магическая сила не отпускает – «черт не дает умереть» - как говорили в старину.


Рис. М. Микешин (вторая половина 19 века)

По поверью, чтобы душа колдуна (ведьмы) отошла в другой мир, нужно разобрать крышу. Славяне верили, что если заглянуть в избу через разобранное отверстие в крыше – можно увидеть, как черти мучают душу колдуна.

На чердаке, прямо над изголовьем кровати колдуна, вешали чугунную сковородку, в которую сильно ударяли три раза, чтоб на всю избу было слышно.

Говорили, что колдуны умирают несколько дней и, пытаясь отдать свою силу, кричат: «Нате! Нате!». Люди им отвечают: «Воткни в стенку».

Прикасаться к умирающим колдунам опасно, можно невольно получить их колдовскую силу.

Некоторые колдуны знали, как перед смертью самим избавиться от магической силы. Они «сажали черта в палочку» и оставляли в лесу, кто палочку найдет – тот колдовскую силу получит.
Или заламывали колосья - кто до заговоренного колоска дотронется, в душу того «черт войдет».


Рис. Лео Хао

Нельзя встретиться взглядом с умирающим колдуном, его взгляд может заставить выполнить свою предсмертную просьбу – обычно навредить кому-то.

В конце 19 века в Орловской губернии рассказывали о случае, как крестьянка встретилась взглядом с умирающим колдуном, и, повинуясь магической воле, положила к нему в гроб ржаные колосья. В день похорон колдуна началась гроза с градом, который побил все посевы. Так продолжалось три года, в день похорон колдуна начинался град. Когда селяне разрыли могилу колдуна и вынули из гроба сгнивший сноп ржи, природные катаклизмы в день его похорон прекратились.


Иллюстрация к повести "Вий" Гоголя
Рис. Э. Новиков

Люди боялись, что умершие колдуны и ведьмы ночами встают из могилы и пугают живых. Поэтому тело колдуна иногда прибивали осиновыми кольями к гробу.

Был и другой способ успокоить душу колдуна – три ночи читать молитвы над умершим. Колдун будет вставать из гроба, пытаясь помешать чтецу. Для защиты надо стоять внутри круга, обведенным стальным ножом. Черту круга колдуны не могут переступить. На третью ночь после чтения молитв, душа колдуна обретает покой, и он больше не тревожит живых.
Такой обряд ночных молитв над ведьмой описан в мистической повести Гоголя «Вий».

В старину верили, что есть «заклятые молитвы», которые священник должен прочитать после заката над умершим колдуном. На чтении присутствовали только родственники покойного. Поэтому колдунов и ведьм часто хоронили вечером.

Не всегда колдунов хоронили по христианскому обряду. Бывали случаи, когда при отпевании покойного в доме начинали двигаться предметы, а крест на кладбище падал с могилы.

Удивительно, но бытовые истории об умерших колдунах оказались очень популярны в 1920-1930 годы - разгар борьбы с «антиреволюционным мракобесием». О советских колдунах расскажу в отдельном посте, обширная тема получается.

Не так уж важно, верите ли вы , или , в сверхъестественные силы. Даже лучше, если вы относитесь к неверующим, здоровый скептицизм еще никому не мешал…

Деревня Забурово — долго, мучительно долго умирал колдун. Он был стар и сам желал смерти, но она все не приходила. Почему? Об этом то и шепталась вся деревня: колдун не может умереть, пока не передаст кому-нибудь свои дар. Для этого ему достаточно прикоснуться к человеку… Но никто из близких не хотел такой «подарок». Вот и маялся старый колдун.
В конце концов, он сдался, перестал умолять сыновей подойти к нему. А скоро показал глазами на потолок над собой и велел разбирать его…
В народе существует поверье, что, когда ведьма или колдун умирают и никак не могут умереть, следует разобрать крышу или хотя бы угол дома над тем местом, где стоит кровать умирающего. И еще нужно отомкнуть в доме все замки и запоры, распахнуть двери. Это вроде бы поможет колдуну умереть.
Сыновья согласились, и позвав соседей начали разбирать кровлю. Уже почти закончили, когда услыхали из дома смех старика. Почуяв неладное, спустились с крыши. А из сеней выходит внучка колдуна Маша. Она призналась, что ей стало жалко дедушку, который стонал и все просил воды. Вот и принесла ему чашку. А старик в избе все смеялся…
Как говорит исследователь А. Горбовский, который записал эту историю, родные после возили девочку в церковь, отчитывали молитвами. Но не помогло. Она приняла дар. И сейчас колдунью Машу хорошо знают не только в окрестных селах, к ней приезжают и из города, и даже из области.
Не всякого выберет колдун в качестве своего преемника. Но даже если выбор сделан, это еще не означает, что этот человек сможет совладать с необычным «подарком». Для некоторых это может обернуться сущим бедствием.

Вот еще один случай, хранящийся в архивах исследователей феноменов такого рода.
…За глаза Марфу Петровну называли колдуньей и как огня боялись ее «недоброго глаза». Стоило колдунье посмотреть на какого-то малыша на улице, тот начинал капризничать и болеть. Сама она умерла в 86 лет. Но как! Все близкие вынуждены были уйти из дома, потому как вещи там взбесились. А соседи даже вызвали милицию – в квартире стоял неимоверный грохот, мало ли что.
Но, как видно, старая колдунья не смогла при жизни передать кому-то свое колдовское наследство. Когда Марфу Петровну хоронили, она лежала в гробу вся в синяках – отметки от домашнего светопреставления. Но и на улице, стоило вынести тело к автобусу, началось непонятное. Неожиданно похолодало, налетел ураганный ветер, началась пурга.
Рассказывала жительница Амурской области Александра Ч. (внучка Марфы Петровны):
–На кладбище когда я подошла к могиле, чтобы повесить венок, неожиданно ощутила, что кто-то схватил меня двумя руками за ноги у щиколоток. Несмотря на ветер и холод, меня кинуло в пот. Старалась оторвать от земли ноги, уйти, но неведомая сила не пускала. Нелепая ситуация продолжалась с минуту, но мне тогда показалось, что это длилось вечность. Сейчас уже не припомню, как возвращалась домой. С того времени и начало твориться что-то необъяснимое.
Однажды, писала я ночью дипломную работу. Вдруг слышу, кто-то скребется во входную дверь. Я подумала – это наша кошка. Открыла, а там никого. Тут за спиной начала скрипеть раскладушка. Я к ней, а в лицо дует странный ветерок, даже волосы колышутся. Я поправила их и тут получила такую затрещину, что даже искры с глаз посыпались. А дома, как вы понимаете, никого. С того времени я боюсь спать без света…
Еще один случай. Как-то летней ночью сидела и шила себе новое платье – с утра собралась лететь к своей подруге в Запорожье. На улице жарко, поэтому окна открыты, но шторы задернуты. Вдруг вижу боковым зрением, какие-то огоньки и тени замелькали между штор. Я почему-то поначалу не испугалась, говорю:
«Заходи, Хозяин, веселее будет!» Это я так, значит, домового пригласила… Тут на стуле передо мной возникло серое дымчатое облако. Оно поерзало, будто устраиваясь поудобнее, и вдруг из него на меня уставился светящийся глаз величиной с блюдце. Представляете, что со мной было?..
Такого рода «недоразумения» преследуют Александру Ч. постоянно. Она полагает, что подхватила эту «заразу» на кладбище – много лет назад, когда хоронила бабушку-колдунью.
Если верить сообщениям, временами поступающим к нам от исследователей такого рода явлений, заразиться «чертовщиной» возможно иногда без всякого участия ведьм и колдунов. Достаточно просто зайти на кладбище.

…Невероятные события начали происходить в квартире Стефы Григайтене (г. Вешвеле, Литва) после того, как она возвратилась с местного кладбища после дня поминовения усопших.
Тем же вечером в спокойной до этого квартире что-то стало поскрипывать, постукивать… По ночам шум усилился. А в скором времени и вовсе стало происходить невероятное. Без видимых причин начала опрокидываться мебель, слетала с полок посуда.
Некоторые «чудеса» носили отнюдь не безобидный характер. На глазах у хозяйки с печки слетела и… пропала бесследно кастрюля с готовящимся мясом. Сорванный невидимой силой, остро отточенный нож, пролетел по комнате и воткнулся у самых ног оторопевшей женщины …
Дальше – больше. У Григайтене на ногах и боку начали появляться странные раны. Врач, который осматривал пораженные места, сказал, что это похоже на трофическую язву. А местный экстрасенс пояснил: такое может быть, когда сверхъестественная сила поглощает энергию человека…
Слух о «невидимке» быстро облетел городок. В гости к Стефе, среди прочих любопытных, наведались и журналисты. Они осмотрели место происшествия, опросили очевидцев.
Свидетели рассказали, что на их глазах с кастрюль слетали крышки, поворачивались на месте стулья, а одного мужика взбесившийся стол с разгону прижал к стене. Во время импровизированного эксперимента «духу» задавались вопросы, а тот весьма охотно объяснялся с любопытными при помощи стука.
К примеру, задавался вопрос: «Сколько человек сидит в комнате?» Или: «У скольких из них золотые часы?» И невидимка ни разу не ошибся…
Местные жители думают, что в доме Стефы Григайтене поселился дух девушки, которая некогда тоже жила в этом доме, но несколько лет назад покончила с собой, из-за несчастной любви и была похоронена на том самом кладбище, которое Григайтене посетила в день поминовения.
Любопытные журналисты зашли к настоятелю местного костела с просьбой от Григайтене освятить ее квартиру, заодно поинтересовались, действительно ли, с точки зрения священнослужителя, дух девушки-самоубийцы мог выжечь язвы на коже несчастной Стефы, а заодно умыкнуть кастрюлю с мясом? Но ксендз отказался от всяких комментариев.
Специалисты называют подобные аномальные проявления — . Но это лишь слово, которое ничего не объясняет, потому что суть явления остается загадкой.
Такое явление не только до сих пор не изучено, но даже как бы официально не существует.
Уместно будет сказать, что полтергейсты происходят не только у «рядовых граждан». Невидимая сущность буйствовала и в квартире летчика-космонавта В. Аксенова, и у ученого-физика действительного члена Академии энергоинформационных наук О. Добровольского. Но не оказало ни какого влияния на «официальные круги» и не заставило их изменить свое демонстративно скептическое отношение к полтергейсту.
Мы не станем здесь рассматривать все особенности известных полтергейстов и все гипотезы, их объясняющие.
И упомянули мы это пока никем не объяснимое явление только в связи с тем, что им часто сопровождается так называемый «дар колдуна». Но ни в коем случае не следует вешать клеймо «колдуна» на людей, в чьих домах бушует «шумный дух». Прежде всего эти люди жертвы не изученного еще явления.
Как же можно защититься от него? Увы, универсального совета нет.
Так что же делать, если дома начнутся чудеса? Практика показала, что бороться с ними так же бесполезно, как с насморком. Надо попросту перетерпеть, и через какое-то время все само пройдет.
Впрочем, несколько лет назад, когда в одной московской квартире происходило нечто подобное, ее хозяин, перепробовавший все способы и вконец отчаявшись, повесил на все стены таблички с надписью: «Потусторонним вход воспрещен!» Шутка сработала, и полтергейст прекратился.
Делаем вывод: даже в безвыходных ситуациях юмор – бывает действенным оружием.
Будем верить, что подобные «подарки» нам с вами не достанутся…

О том как умирают колдуны, придуманы многочисленные легенды, зафиксированы реальные факты истории. При жизни ведьмы развивают могущественную астральную сущность, используют в различных обрядах, ритуалах, предсказаниях. Перед тем как умирать, они обязаны передать магическую силу другому человеку, освободив душу для перехода в загробный мир.

Охоту на ведьм переживала Западная Европа до XVII века, католические, протестантские государства. Одни относятся к магии и заклинаниям скептически, другие - побаиваются проявлений волшебства, третьи - перекрещиваются, встретившись с таким человеком, плюют через левое плечо, молятся Всевышнему. К колдунам относятся по-разному. Существуют легенды о том, как умирают ведьмы, о передаче дара, последствиях приворотов, порчи, заговоров. Церковь относит силу магов к бесовству, однако, к помощи чародеев продолжают обращаться.

Приворожить, защититься от сглаза, отпугнуть злых духов, заглянуть в будущее - скромный список способностей магов и волшебников.

Бриджет Бишоп, Салемские ведьмы, Анна Колдингс, датчанка Каэль Мерри умирали под языками пламени. Диким наказаниям чародеи больше не подвергаются, но им требуется передать одержимость нечистой силой. Новые способности, тайное наследство получает:

  • кровный родственник ворожеи;
  • ученик, последователь прорицательницы, владеющий магическими знаниями в теории;
  • чернокнижник, темный колдун;
  • любой смельчак, готовый принять другую судьбу по соглашению;
  • человек, нечаянно оказавшийся возле умирающей ведьмы.

При жизни чародей заключает договор с темными силами. Своеобразный бартер предполагает передачу физического тела медиумов, экстрасенсов в пользование нечисти. Совершая определенные обряды, заметно, как ведьмы меняют голос, внешность, цвет глаз. С колдуном происходит некий транс, он напоминает шизофреника. Одержимость - подтверждение тесного контакта с потусторонними силами.

Когда умирает колдун, злому духу требуется другая обитель. Новым домом становится сильный человек, способный продать душу дьяволу. Колдун умирает спокойно, будучи знаком с таким смельчаком. Кровная родственница, если это незамужняя девушка, даже против своей воли перенимает знание, дар прорицательницы.

Когда ведьма умирает, родственники могут отказаться, откреститься от нее. Тогда находится совершенно незнакомый странник, готовый перенять могущественный дар. Перед тем как умирать, ведьма может и не найти, кому передать нечистую силу. Она начинает бесноваться, проклинать, раскидывать угрозами, иногда впадает в летаргический сон. Когда у вещуньи нет вариантов передачи сил, первыми признаками, что она умирает тяжелой смертью окажутся:

  • разложение, гниение тела при жизни;
  • покрытие кожи язвами, бородавками;
  • стремительное формирование сутулости;
  • неприятный трупный запах, который невозможно вывести.

Эти явления доказывают, что перед физической смертью душа ведьмы постепенно перемещается в загробный мир, а тело продолжает жить под управлением нечисти, гнить, колдунья мучительно умирает.

Существует поверье, чтобы облегчить предсмертную участь ведьмы, в доме необходимо разбить потолок над телом полумертвой ведуньи. После периода инквизиции, когда колдунов сжигали на костре, чародеев стали хоронить в гробах. Их протыкали осиновым колом, укладывали лицом вниз. Есть множество скептиков, убежденных, что мистики и магии не существует. На кладбище ведунов не хоронят и в церкви не отпевают после того, как они умирают.




Можно ли облегчить страдания колдуна

Смерть ведьмы - астральная борьба человеческой души. Считается, что мучительная агония магов - наказание за их темные дела, совершенные при жизни, главная причина мучительной расплаты. Когда ведьма уходила в иной мир - ее дом заколачивали намертво. Запрещалось присутствовать рядом во время кончины знахарки, нельзя реагировать на ужасающие крики, вопли, длящиеся не одну ночь. Облегчить страдания можно в единственном случае: перед тем как умирать, она должна успеть передать дар.

Испытывать страдания колдунью заставляют души невинноубиенных от приворотов, заговоров и проклятий.

Попытка облегчить агонию ведьмы с помощью экзорцизма может быть успешной. Считается, что именно бесы, овладевшие телом ведуньи, заставляют испытывать ее невыносимую боль. Если ритуал проходит удачно, то колдовство после смерти колдуньи исчезает, магия пропадает, как только ведьма умирает.

Есть несколько правил поведения во время смерти магов:

  1. Если он умирает в частном доме, разбирается крыша, скат. В квартире ломать бетонный потолок нельзя, поэтому для облегчения участи мага, открываются двери и окна.
  2. Важно закрыть в помещении зеркала, отражающие стекла темными полотнами, чтобы душа ведьмы в момент, когда она умирает, не попала в зазеркалье, не навредила живым.
  3. В давние времена предсмертные муки останавливали с помощью веретена, сделанного из осины. Предмет укладывали в руки колдуньи, а та проговорила все свои злодеяния. Позже веретено сжигалось в печи, а ведьма испускала дух.
  4. В наше время облегчить мучения колдуна получится с помощью окуривания благовониями в момент, как он умирает. Темные сущности боятся аромата ладана, можжевельника, сандалового дерева.

Священник может провести определенный обряд по изгнанию дьявола, но редко кто соглашается.

Действенным способом облегчить агонию станет передача силы. Найти бесстрашного смельчака затруднительно, поэтому часто ведьмы умирают в беспокойстве и терзаниях.

Куда девается магическая сила и может ли колдун помогать после смерти

Если волшебный дар не перешел в руки следующего поколения, энергия трансформируется в некие субстанции. Они могут принимать вид призрака, привидения, лярвы. Когда умирает черная ведьма, последствием ее кончины оказывается появление нечисти в доме. Рекомендуется освятить помещение, повесить на стену икону, чтобы изгнать негатив. Ночные кошмары, странные звуки в квартире, быстрые тени на стенах, завывание собаки, шипение кота и беснование других животных - явные признаки присутствия неупокоенной души в доме.

В загробном мире у ведьм не остается полномочий и сверхъестественных сил. Но помогать близким или тем, кто обращается к ним мысленно, они способны. Благодаря определенным ритуалам, заговорам, спиритическому сеансу можно вызвать их дух. Любая энергия не исчезает, а лишь переходит из одного состояния в другое.

При правильном обряде дух мага сможет помочь вам обрести силу, привлечь удачу. Помогают личные вещи ведьм: кулоны, предметы быта, книга заклинаний и пр. Они наделены особой магией и могут как помочь, так и нанести вред. Любой колдун помогает после своей смерти, если к нему обращаются с должным почтением. Но тревожить душу покойной ведьмы без знаний ритуальной магии не стоит без крайней надобности.




Почему когда умирает ведьма разбирают крышу

Большое значение уделяется крыше дома при прощании с колдуньей, в момент, когда она умирает. Душа прорицательницы еще при жизни была продана дьяволу. Просто так темные силы не могут оставить тело в покое. Замкнутое пространство, в котором умирает ведьма, лишь усугубляет ее боль.

Потолок, крыша разбираются над постелью старухи, открывая своеобразный портал, через который душе будет легче вылететь наружу, когда умирает тело.

Колдовство имеет две стороны медали. Магическая практика ведьмы способна уничтожить судьбу, приворожить, заставить действовать против своей воли. Ритуалы призваны скрепить союз молодых, вылечить от недугов, привлечь удачу.

В обоих случаях люди имеют дело с потусторонними силами. Дьявол дарует власть магу, которая в результате превращается в зло, а мука от содеянного преследует его до последнего вздоха и приносит страшную боль, когда колдун умирает. Человеческая вера, любовь и сила духа способны сломать тяжелые кандалы, в которые себя заточила ведьма.

Православие настаивает на запрете отпевания магов и прорицателей, однако еще при жизни любая гадалка может искупить свою вину путем причастия, молитвы до того, как начнет умирать. Продавая душу темному миру, гадалка, экстрасенс, маг не спасут себя от смертельной муки. Больницы не станут гарантией выздоровления, а похороны произойдут вдали от общего кладбища. Если в вашем роду по легенде были ворожеи или знахарки, постарайтесь подробнее изучить их дар и причины смерти ведьмы.

С древних времен со смертью ведьмы связано множество ритуалов и обрядов. Считется, что когда умирает та, что сотрудничала с темными силами, нельзя находится рядом ибо можно перетянуть на себя страшный дар.

За свою жизнь ведьмы очень много грешат, ведь именно с их помощью совершаются обряды и ритуалы, связанные с нечистью, порчами, проклятьями, приворотами.

Как умирает ведьма, знает не каждый. В отличие от простого человека, та, что связана с нечистой силой, умирает мучительно и тяжело. В старину дом умирающей ведьмы заколачивали намертво и никто не присутствовал в момент ее кончины рядом. Иногда дикие вопли и крики люди слышали несколько дней и ночей подряд. Но, если ведьма перед смертью передает свой дар, то умирает она легко и быстро, без мучений.

Считается, что перед самой смертью к ней приходят души тех, кого ведьма загубила. Именно души невинноубиенных и заставляют колдунью испытывать мучения. Еще к умирающей ведьме никогда не подходили и ничего ей не подавали. Колдунья чувствовала приближеник конца и старалась облегчить себе последние минуты тем, что старалась передать свою темную силу другому человеку, даже если тот был против. А вместе с силой она передавала все грехи за сотворенные порчи, проклятья и привороты. Не редко, когда она была повинна в смерти человека и не одного. Люди по незнанию брали на себя ответственность за все сотворенное чужим человеком и после смерти держали ответ за чужие грехи на суде Божьем.

Еще существует версия, что жизнь у умирающей ведьмы поддерживают сущности, которые ей служили и выполняли черную работу. Эти духи и демонические существа не хотят оставаться без своей хозяйки, поэтому поддерживают ее тело, усиливая мучения и страдания.

Так как облегчить смерть ведьмы и уберечься от страшного дара или проклятья на последнем издыхании? Этот вопрос интересует многих людей. В старину, чтобы дух колдуньи быстрее покинул тело, мужчины разбирали крышу дома или поднимали конек, на котором установлен скат крыши. Считалось, что в замкнутом пространстве грешная душа не может найти выхода и поэтому не спешит покидать тело.

Но все эти меры хороши, если ведьма живет в частном доме и есть возможность разобрать скат крыши. А вот тем, кто проживает в квартире, умирать намного тяжелее, ведь не разберешь бетонный потолок. Но и в этой ситуации можно помочь умирающему человеку. Для этого во всей квартире нужно открыть окна и двери. Те сущности, которые были помощниками колдуньи уходят через эти своеобразные порталы. А с уходом нечисти, которая служила умирающей, ее мучения уменьшаются.

Также нужно в жилье умирающей закрыть все зеркала, чтобы ведьма не ушла в зазеркалье и не вредила людям, которые будут жить в доме или квартире после ее смерти.

Еще в старину облегчить предсмертные муки ведьмы можно с помощью веретена, которое сделано из осины. Веретено должно быть новое. Его отдавали в руки умирающей и женщина должна была проговорить все свои грехи и страшные деяния на эту вещь. После чего веретено нужно было переломить пополам и сжечь в огне. Для разведения костра нужно было использовать только еловые лапы. После того, как веретено сгорало, ведьма спокойно и без мучений испускала дух.

Еще для того, чтобы смерть человека наступила как можно быстрее, помещение в котором находится умирающая нужно окуривать благовониями. Этот запах неприятен и страшен для темных сущностей, которые не хотят уходить от своей хозяйки и продляют ее жизнь.

Не всем людям известно, как умирают ведьмы. Это долгий и страшный процесс. Если есть возможность, желательно облегчить уход грешной души, но при этом нужно опасаться передачи страшной колдовской силы.

Умирали и ведьмы, и колдуны страшно, так как считалось, что им черт не дает умирать. Потому ведьма и колдун перед смертью старались передать свои знания другому, так как оставить их при себе - грех. В случае трудной смерти поднимали «кочет», передние стропила крыши, вбивая под него клин или «конь снимали» («конек» - украшение на передних стропилах крыши). Считалось, что, если заглянуть сквозь это отверстие внутрь избы, можно было увидеть, как черти терзают душу колдуна.

Ни в коем случае нельзя было встретиться с умирающим ведьмаком взглядом. Если считалось, что встретиться с остановившимся взглядом любого покойника - очень опасно, поскольку мертвый мог «увести за собой» (и именно поэтому практически у всех народов погребальный обряд требовал, чтобы покойникам закрывали глаза или вообще лицо), то посмотреть в глаза умирающего колдуна - просто смертельно. Во взгляде чародея сосредоточена сила, способная навредить не только людям, но и действующая не хуже любого природного катаклизма, от которого может произойти какое-нибудь стихийное бедствие.

Так, С. Максимов приводит рассказ о некоем колдуне из Орловской губернии Брянского уезда, дочь которого, повинуясь взгляду умершего, положила в его гроб свежей сжатой ржи. Тотчас же после похорон грянул гром, откуда ни возьмись явилась черная грозовая туча с градом - и выбила все посевы. С тех пор каждый год в день похорон этого колдуна стало постигать «Божье наказание» (самое удивительное, как пишет фольклорист, что действительно в 1883, 1884 и 1885 годах град при грозе побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу и вынуть гнилой сноп. И только тогда, как утверждали в деревне, всё успокоилось.

После смерти колдуна от его трупа распространялся страшный смрад, и тело в тот же день разлагалось.

Еще в народе считали, что если над колдуном или ведьмой три ночи подряд читать Псалтырь, то каждую ночь умерший чародей будет подыматься из гроба и стараться схватить отчитывающего его. Если не испугаться, стоять в кругу, обведенном стальным ножом, и продолжать чтение молитв, то на третью ночь ведьмак умрет по-настоящему и никогда уж больше не будет пугать живых. Этот сюжет хорошо нам известен из повести «Вий» Н. В. Гоголя.

Погребали колдунов и ведьм по христианскому обряду, как и прочих умерших естественной смертью крестьян, но иногда хоронили их поздно вечером. Это бывало тогда, когда родственники умершей, боясь «посещения ее из могилы», просили священника прочитать над нею «заклятые молитвы», а потому желали, чтобы было поменьше народа при исполнении этого обряда.

Часто ведьма после смерти приходила по ночам к своим домашним и занималась хозяйством, как при жизни. Чтобы избавиться от этих ужасных посещений ведьмы, ее прибивали к гробу колом или по крайней мере осиновыми кольями прибивали крышку к гробу. Также поступали и с начавшими «гулять» по ночам колдунами.

А главу эту нам бы хотелось закончить украинской сказкой «Остап купеческий сын отчитывает панночку», в которой рассказывается, как именно умирали ведьмы и как именно их отчитывали.

«В некотором государстве жил-был купец, у него был сын Остап. Выучился Остап грамоте и нанялся к одному богачу r работники. Хорошо он работал на него три года, получил за все это время жалованье и собрался домой.

Идет он дорогою, а навстречу ему нищий плетется - и хром, и слеп, и просит святой милостыньки Христа ради. Купеческий сын отдал убогому все заработанные деньги и пришел домой ни с чем; а тут несчастье - отец помер, надо хоронить да долги платить. С ног парубок сбился, но управился с делами и даже отцово дело продолжать стал: за торг принялся.

Вскоре прослышал он, что двое его дядьёв нагружают корабли товарами и хотят за море ехать. «Дай, - думает, - и я поеду! Авось дядья возьмут меня с собою» Пошел к ним проситься.

Дядья обещали. «Приходи, - говорят, - завтра!» - а назавтра чуть свет распустили паруса и уехали одни, без племянника.

Остап запечалился, но мать его была умная женщина и говорит ему:

Не кручинься, сыночка! Ступай на рынок, найми себе приказчика - только постарей выбирай; старые люди - бывалые, на все догадливые. Как наймешь приказчика, изготовь корабль и поезжайте вдвоем за море. Бог не без милости!

Остап купеческий сын послушался, побежал на рынок, а навстречу ему седой старичок:

Куда спешишь, добрый молодец?

Иду, дедушка, на рынок, хочу нанять приказчика.

Найми меня!

А что возьмешь?

Половину барыша.

Купеческий сын согласился и принял старика в приказчики.

Изготовили они корабль, нагрузили товарами и отвалили от берега. Ветер был попутный, корабль ходкий, и прибыл Остап в чужестранное государство в то самое время, как дядьёвы корабли в пристань входили.

В том государстве обмерла у царя дочь, а была она страшной ведьмой. Вынесли ее в церковь и каждую ночь посылали к ней по одному человеку на съедение. Много народу погибло, царь-отец с дочкой-ведь-мой сделать ничего не может: сила ее чар была больно страшная.

«Что же делать? - думает царь. - Этак, пожалуй, и царство мое не устоит». Думал-думал и выдумал: вместо своих людей посылать к дочери приезжих из иных земель. По его указу какой бы купец ни явился у пристани - должен наперед перебыть ночь в церкви, а потом, коли уцелеет, - может и покупать, и продавать, и назад ехать.

Вот новоприезжие купцы сошлись на пристани и стали судить да рядить, кому прежде в церковь идти. Кинули жребий, и доставалось на первую ночь идти старшему дяде, на вторую ночь - младшему дяде, а на третью ночь - Остапу купеческому сыну.

Дядья испугались и давай просить своего племянника:

Голубчик Остапушка! Переночуй за нас в церкви; что хочешь - то и возьми за послугу, спорить не будем.

Постойте, я спрошусь у дедушки.

Пошел к старику.

Так и так, - говорит, - дядья пристают, просят за них потрудиться. Как ты, дедушка, присоветуешь?

Ну что ж - потрудись; только пусть они за то по три корабля тебе дадут.

Остап купеческий сын передал эти слова своим дядюшкам, они согласилися:

Ладно, Остап! Шесть кораблей - твои.

Когда наступил вечер, старичок взял Остапа за руки, привел в церковь, поставил возле гроба и начертил круг:

Стой крепко, из-за черты не выходи, читай Псалтырь и ничего не бойся!

Сказал и ушел, а Остап купеческий сын остался один в церкви, развернул книгу и начал псалмы читать. Как только пробило двенадцать часов - подымается крышка с гроба, встает царевна и подходит прямо к черте. «Я тебя съем!» - грозит, рвется вперед, кричит на разные голоса, и по-собачьи, и по-кошачьи, а переступить черты не может. Остап читает, на нее не смотрит. Вдруг петухи запели, и царевна бросилась в гроб как попало, только платье ее через край повисло.

Поутру посылает царь своих прислужников: «Ступайте в церковь, приберите кости» Прислужники отперли двери, заглянули в церковь - а купеческий сын стоит живой перед фобом да все Псалтырь читает.

На другую ночь было то же самое; а на третий день вечером взял старик Остапа за руку, привел в церковь и говорит: «Как только ударит двенадцать часов, ты, не мешкая, полезай на хоры. Там стоит большой образ Петра-апостола, стань позади него - ничего не бойся!»

Купеческий сын принялся за Псалтырь и читать стал, как и в прежние ночи. Ровно в двенадцать часов видит - крышка с фоба подымается. Он тогда поскорей на хоры и стал позади большого образа Петра-апостола. Царевна выскочила да за ним. Прибежала на хоры, искала-искала, все углы обошла - не могла найти. Подходит к образу, глянула на лик святого апостола и задрожала; вдруг от иконы глас раздался: «Изыди, окаянный!»

В ту же минуту злой дух оставил царевну, пала она перед иконою на колени и начала со слезами молиться.

Остап купеческий сын вышел из-за образа, стал с нею рядом, крестится да поклоны кладет.

Поутру приходят в церковь царские прислужники, смотрят - Остап купеческий сын и царевна стоят на коленях и Богу молятся. Побежали они к царю и доложили о чуде произошедшем.

Царь обрадовался, поехал сам в церковь, привез царевну во дворец и говорит купеческому сыну: «Ты мою дочь и все царство избавил; возьми ее за себя замуж, а в приданое жалую тебе шесть кораблей с дорогими товарами».

На другой день их перевенчали; весь народ пировал на свадьбе - и бояре, и купцы, и простые крестьяне.

Через неделю после того собрался Остап купеческий сын домой ехать; распростился с царем, взял молодую жену, сел на корабль и велел выходить в море. Бежит его корабль по морю, а вслед за ним двенадцать других плывут; шесть кораблей, что царь подарил, да шесть кораблей, что у дядьев выслужил.

На половине пути говорит старичок Остапу купеческому сыну:

Когда ж станем барыши делить?

Хоть сейчас, дедушка! Выбирай себе шесть кораблей, какие полюбятся.

Это не все; надо и царевну поделить.

Что ты, дедушка, как ее делить?

Да вот разрублю надвое: тебе половина да мне половина.

Бог с тобой! Этак она никому не достанется; лучше бросим жребий.

Не хочу, - отвечает старик, - сказано - барыши пополам, так тому и быть!

Выхватил меч и рассек царевну надвое - поползли из нее разные гады и змеи. Старик перебил всех гадов и змей, сложил царевнино тело, сбрызнул раз святою водою - тело срослось, сбрызнул в другой - царевна ожила и сделалась краше прежнего.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ