Родителям ученика просто необходимо прочитать эту статью, если ребенок стал излишне рассеянным и плохо запоминает новую информацию. Особенно переживают родные первоклассников, на чьи головы обрушивается горы учебных материалов. Детский психолог может объяснить это тем, что школьники сейчас перегружены лишними знаниями, поэтому в мозгу срабатывает «предохранитель» и отсекает все то, что посчитает ненужным. Но есть несколько рекомендаций, как улучшить память ребенку .
Память – это способ отразить окружающий нас мир путем усвоения, сохранения и применения полученного опыта в будущем. При отсутствии ее человек не смог бы развиваться.
1. По типу психической активности она делится на словесно-логичес кую и образную (визуальную, аудиальную, кинестетическую) .
2. По видам деятельности – на произвольную и непроизвольную.
3. В зависимости от того, участвует ли в процессе запоминания мышление: опосредованная (участвует) или неопосредованная.
4. В зависимости от того, насколько долго хранится информация: долго- и кратковременная.
Иногда даже не нужны специальные упражнения, необходимо только обеспечить ребенка нужным типом информации. В последнее время на слуху такие понятия, как визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (осязательный) и дискретный (субъективно-лог ический) способы получения информации из окружающего мира. Чтобы эффективнее проводить упражнения на закрепление в памяти новых данных, необходимо сначала определить, кем является ребенок: визуалом, аудиалом, кинестетиком или дискрет. Многие родители замечают, что для того чтобы запомнить что-то новое, их ребенок должен сначала это увидеть. И сколько бы ему не читали стихотворение, он его пропускает мимо ушей. Перед нами обычный визуал. А вот аудиалу нужно стих прочитать вслух, только тогда он его запомнит. Такой ребенок в процессе выполнения домашнего задания может постоянно бубнить себе под нос, заучивая правила.
Разобравшись, к какому типу относится ребенок, и обеспечив ему необходимые условия для учебы, можно быстро улучшить память без упражнений . С другой стороны, у детей еще достаточно развиты сразу несколько типов памяти, поэтому родители должны контролировать, чтобы школьник запоминал информацию разными способами. Пусть мама и ребенок читают друг другу по очереди, а также пересказывают услышанное и прочитанное.
Ученики начальных классов лучше запоминают материал с помощью карточек с рисунками ярких цветов или же посредством развивающих игрушек и игр. Это результат работы наглядно-образно й и непроизвольной памяти.
Ученики средних классов уже применяют произвольную и словесно-логичес кую память. Ее развитие очень важно для успешного обучение школьника. Когда ребенок запоминает всю информацию, которая требуется в рамках учебной программы, а не только то, что ему нравится, тогда формируется основа для эффективного школьного обучения.
Именно это правильное систематическое обучение помогает ученикам сформировать к старшим классам хорошо развитую словесно-логичес кую память.
1. Начните тренировки как можно раньше. Наиболее эффективны такие занятия до 12 лет. После этого возраста усвоение информации из окружающего мира ухудшается. Вот почему говорят, что дети гораздо легче взрослых усваивают иностранные языки. Поэтому стоит потратить свое время сейчас, чтобы в будущем ребенок мог успешно учиться.
2. Уделите особое внимание развитию логической памяти. Учите ребенка осмысливать всю поступающую информацию, а не бездумно складывать на «антресоли» разума. Сначала ваш ученик должен разбить весь материал на отдельные блоки, после чего найти логические связи, существующие между ними.
3. Заставляйте одновременно работать логическую и образную память. Пусть ребенок попытается отобразить изученное в виде графиков, таблиц, схем и рисунков.
4. Позаботьтесь о том, чтобы школьник читал качественную литературу. Сейчас детей очень сложно оторвать от мультфильмов, игр или социальных сетей. Поэтому в семье должен быть культ книги, чтобы ребенок с раннего возраста читал и видел, как читают родители. Читайте ребенку на ночь, делитесь с ним впечатлениями от прочитанной книги, предложите что-то действительно интересное. Если школьник уже высказывает мнение, что бумажная книга – это несовременно, то пойдите на компромисс и купите ему электронную книгу или планшет, куда сразу запишите те произведения, которые, по вашему мнению, стоит прочитать в его возрасте. Только не надо предлагать ребенку книги из школьного списка литературы, принуждением тут ничего не решить.
5. Пусть ребенок освоит что-то новое. Очень хорошо развивают память кружки (рукоделия, сценического мастерства, рисования, игры на гитаре, иностранного языка) и спортивные секции (особенно шахматы). Выберите то направление, которое наиболее ему интересно.
6. Постоянно расширяйте словарный запас. Пусть вся семья участвует в веселой игре «Новый день – новое слово». Изучайте ежедневно какое-нибудь заковыристое слово, которое и взрослые не все знают. Начните с дезоксорибонукле иновой кислоты, а дальше по очереди ищите что-нибудь интересное и рассказывайте другим.
7. Следите, чтобы ребенок больше заучивал наизусть. Контролируйте, чтобы школьник учил заданные в школе стихи, расскажите о любимых поэтах, прочитайте и предложите выучить хотя бы несколько строчек.
8. Запоминайте числа – это прекрасно улучшает память (номера телефонов, дни рождения друзей и родственников, автомобильные номера и т.д.). Соревнуйтесь, кто больше запомнит, заодно и себе память приведете в порядок.
9. Придумывайте «запоминалки», в которых трудная информация закладывается в песню, стих, фразу или аббревиатуру. Так в детстве запоминают цвета и английский алфавит.
Специально для сайт
При использовании материала прямая ссылка на сайт обязательна!
Внимательность и хорошая память – основа успешной учебы в школе. Развивать эти качества можно и нужно в любом возрасте, а помочь в этом ребенку должен каждый родитель.
Как развить память и внимание у школьника? Упражнения, приведенные ниже, должны выполняться регулярно, но ненавязчиво. Маленький ученик не должен быть уставшим, утомленным, пребывать в плохом настроении. В противном случае, результата от занятий не будет.
Чтение — универсальный способ для развития памяти, грамотности, внимательности. Прочитанное следует пересказывать или заучивать наизусть. Следует задействовать не только визуальную, но и слуховую память. Озвученные фразы и предложения легче и быстрее запоминаются. Ребенок может читать вслух или слушать родителя.
Игры — помогут школьнику интересно и увлекательно развиваться. Шахматы, шашки, нарды и даже карты требуют концентрации внимания, активизируют память и формируют логику. Известные и популярные настольные игры, такие как «Монополия» или «Мафия» положительно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка.
При отсутствии необходимо инвентаря, можно обойтись воображением. «Города» (родитель и ребенок поочередно называют города), «Угадай животного» (один из игроков показывает зверя, другой угадывает) и многие другие речевые игры помогут провести время с пользой для маленького человечка.
Изучение языков – одна из лучших зарядок для мозга. Необходимость усваивать новую информацию заставляет полушария активно работать и задействовать дополнительные резервы памяти. В дальнейшем знание иностранного языка (или даже нескольких) обязательно пригодится школьнику.
Кроссворды – азарт, связанный с выполнением занятия, переплетается с необходимостью вспоминать, отвечать на вопросы, угадывать.
Счет в уме – не только развивает математические способности, но и способствует развитию представлений, визуальной памяти, формирует воображение. Начинать следует с простейших примеров, постепенно усложняя задания. Особенно просто школьники подсчитывают деньги, чем стоит воспользоваться родителям. Пускай ребенок считает сдачу в магазине, сумму продуктов в корзине, стоимость проезда в автобусе на всю семью.
Для того чтобы избежать детской рассеянности, взрослые должны следить за выполнением следующих условий:
Развитие памяти, внимательности и интеллекта помогут школьнику избежать проблем в учебе.
Ребенок просится домой из детского лагеря — что делать родителям?
Как научить ребенка правильно писать в тетради и отступать линейки клетки
Как научить ребенка быстро писать под диктовку
Как тренировать и развивать дикцию и голос у ребенка
Как развить логическое мышление у ребенка 8-9-10 лет
Как объяснить ребенку дроби: 3-4 класс. С чего начать?
Как научить ребенка фантазировать и мечтать?
Правила, даты, формулы, теоремы – львиная доля успеха в учебе зависит от памяти. Если память хорошая, ученику достаточно объяснений учителя, данных на уроке. Если же в голове «ветер» – не помогут и длительные зубрежки. Как же развить память школьника?
Сначала небольшой тест, чтобы вы оценили, насколько у вас и ребёнка хорошая паямть. В течение 2 минут ознакомьтесь с приведенными ниже словами. Закройте список. Воспроизведите слова, которые вы запомнили: Кресло, чашка, леопард, брюки, персик, самолет, береза, озеро, ладонь, гроза, баскетбол, флейта. Если вы запомнили 12-8 слов у вас высокий уровень запоминания. 8-6 слов – уровень средний, пока нет повода для беспокойства. 6-0 слов – пора принимать меры.
По мнению Алексея Алексеева, врача невролога из Клиники нервных болезней МГМУ им. И.М. Сеченова: «В офисных центрах редко встретишь человека без тревожных нарушений памяти. Таких людей не надо лечить, им нужно объяснить, что необходимо по-другому посмотреть на свою жизнь. Они живут по принципу: доктор выписал таблеточку и все станет хорошо. При этом те факторы, которые собственно и вызывают тревогу, ухудшение памяти никуда не денутся и работа мозга улучшаться не будет». А вся проблема решается правильным режимом сна и бодрствования , поэтому школьнику важно высыпаться и получать нагрузки, адекватные возрасту.
А. Алексеев: «Во время активного познания, например, учебы – мозг схватывает информацию, но ее сортировка и усвоение происходят в основном во время сна. Поэтому, чем больше на вас наваливается новой информации, тем больше вы должны спать. В жизни же все происходит наоборот. Чем напряженнее работа и учеба, тем меньше времени для сна остается. Но если у вас много дел и вы еще постоянно тревожитесь, все ли вы успели сегодня сделать, то лучше увеличьте количество сна». Если же ваш школьник отлично высыпается, но проблемы с запоминанием и сортировкой информации не проходят, без помощи специалиста не обойтись.
Различают следующие виды памяти: образная и словесно-логическая (по типу психической активности); произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности); непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить); кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).
К образной памяти относятся - зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Действительно некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают ее вслух (слуховой тип памяти) или наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип). У некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывается или проговаривается (двигательный тип), а некоторые запоминают лишь в том случае, если запоминаемый материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), как вы догадались это эмоциональная память. Как правило, у ребенка сильнее выражен не один вид памяти, а несколько.
Пусть ребенок пытается запомнить материал различными способами: не только читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка. Также заставляйте проговаривать выученный материал вслух (рече-двигательный тип памяти). В практике запоминания иностранных слов учителя старой школы часто советуют записывать их несколько раз подряд, проговаривая про себя звучание и значение слова.
Тут расчет на срабатывание нескольких видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной.
Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...
Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.
Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано
Современный поток информации, обрушивающийся на каждого из нас лавиной, заставляет задуматься о том, как улучшить память. Вопрос этот актуален и для людей зрелого возраста с церебральными нарушениями, и для студентов, и даже для школьников, ведь учебная программа сегодняшних школ определенно не из легких.
Между тем, существуют и продукты улучшающие память, и фармацевтические методы, и даже средства народной медицины. Изначально следует отметить, что вредные привычки - враг вашего организма в целом и центральной нервной системы в частности. А значит курящим, а тем более пьющим или употребляющим наркотики людям, рассчитывать на отличную память не приходится.
Прежде всего рассмотрим как улучшить память и внимание с помощью традиционной фармации . Это актуально, прежде всего, для пожилых людей, но в период сессий и студенты иногда не прочь прибегнуть к таблеткам. Группу лекарственных средств, стимулирующих мозговое кровообращение, называют ноотропами. Они отлично повышают энергетический потенциал клеток головного мозга, за счет чего достигается облегчение восприятия больших объемов информации, улучшение настроения, активация всех сенсорных систем человека.
После применения таблеток, улучшающих память, человек легче запоминает и зрительно, и на слух. Иногда даже внезапно вспоминаются давно забытые стихи, выученные еще в ранние школьные годы.
Основные препараты улучшающие память, применяемые врачами сегодня - это пирацетам (и его дорогостоящий импортный аналог ноотропил), оксирацетам, прамирацетам, изацетам и другие. Эти лекарства призваны насытить головной мозг кислородом. При этом они не оказывают сильного токсического эффекта на организм. Тем не менее, это лекарства, которые все же имеют противопоказания. Это предполагает непременную консультацию врача перед началом применения.
Не менее важным остается вопрос о том, как улучшить память у ребенка. Применять таблетки следует лишь в крайнем случае.
Вполне достаточным будет прием биологически активных добавок, например глицина. Сладкие подъязычные таблетки не вызовут дискомфорта при приеме. Систематическое употребление глицина улучшит память школьника, снизит конфликтность, поможет в социальной адаптации, решит проблемы со сном. Для того, чтобы повысить конценрацию внимания школьника, с утра можно давать выпить небольшое количество воды с разведенными в ней несколькими каплями жидкого экстракта элеутерококка или женьшеня за 15 минут до завтрака.
Этот способ не подходит обучающимся во вторую смену - раствор пьют исключительно с утра.
Вариант как улучшить память народными средствами, подходящий и взрослым и детям, также без внимания оставлять не стоит : шесть столовых ложек «без горки» измельченных плодов шиповника заливают горячей, но не кипящей водой. Раствор остужают до комнатной температуры, процеживают. Принимают настой по трети стакана натощак утром на протяжении трех недель. Детям настой разбавляют водой в соотношении один к одному. Эффект не заставит себя ждать.
Некоторые продукты питания способны также активно улучшать память. Среди них на первом месте стоят грецкие орехи (но не арахис). Их регулярное употребление в пищу способно быстро улучшить память, как в прочем и общее функциональное состояние головного мозга. Какие же еще продукты способны на это? Это, в умеренных количествах, твердые сорта сыра, шоколад и, как ни парадоксально, красное вино хорошего качества. Именно умеренное потребление этих продуктов принесет пользу.
Для памяти полезны практически все фрукты, ягоды и овощи, содержащие в достаточном количестве витамины группы В, а также витанимы А,С и Е - гаранты хорошего состояния церебральных сосудов. Активно употребляйте в пищу и крупы, особенно гречневую. Следуя этим рекмендациям, вопросов о том, как улучшить память быстро вскоре не останется.
Теперь поговорим о том, как улучшить память человека, не прибегая к гомеопатии, медикаментозному вмешательству или специальному питанию. Как ни странно такие методики существуют. Это простые упражнения . Попросите кого-либо зачитать для вас два десятка разных слов, что называется, наобум. Сконцентрируйтесь, а спустя две минуты повторите эти слова письменно, на листе бумаги. Порядок зачитывания соблюдать не требуется. Если вам удалось воспроизвести 15 и более слов - волноваться не о чем. С вашей памятью все в порядке. В противном случае повторяйте это упражнение регулярно, применяя метод ассоциаций: привязывайте каждое названное слово к определенному событию вашей жизни.
Чрезвычайно полезно для тренинга памяти изучение иностранных языков. Любая «зубрежка » окажет положительный эффект.
Иногда заучивайте небольшие стихи и повторяйте их время от времени. Однако если у вас в этом отношении мало что получается, не стоит огорчаться - начните стимулировать мозг правильными продуктами, чаще бывайте на свежем воздухе, по возможности откажитесь от вредных привычек - тогда отличная память и ясный рассудок непременно станут вашими надежными спутниками до глубокой старости.