Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Поэт, прозаик, переводчик, бард, драматург, литературовед.

Александр Балтин

На смерть Новеллы Матвеевой

На этом свете света не найдёшь:

Он пеплом наших действий припорошен.

Услышит песню из окна прохожий:

Волна тепла, которую не ждёшь,

Омоет душу…

Славная волна.

Бездомный домовой найдёт жилище

В укромной песне - оной глубина

Согреет нежных слушателей тыщи.

Нам остаётся к песням и стихам

Сознаньями и душами прижаться.

Кораблик устремится к берегам,

И сказки ожидающим приснятся.

Вселенная Шекспира восстаёт

Из крепко сделанных сонетов мощно.

А творчества так долго зревший плод

Остался всем - красивый, дивный, сочный.

Мечтанья о кораллах и морях,

Когда сильны, уводят в запредельность.

Для всех потусторонний дан очаг:

Подчёркивает мирозданья цельность.

«45»: Публикация в нашем альманахе от 1 августа 2016-го - пожалуй, последняя прижизненная публикация Новеллы Николаевны…

Только реалистом чувств и можно быть в этом мире,

где, по-видимому, никак невозможно быть

реалистом всего остального.

К акому ребёнку не нравится лепить? Какому взрослому? Комкаешь в пальцах податливую мягкую субстанцию, думаешь о разных мелочах, очень серьёзных на тот момент, и пластилин начинает принимать форму… «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак…» (Н. Матвеева).

А стихи? Слова тоже бывают родом из детства - корабли и капитаны из далёкой «Дельфинии», неосязаемые солнечные зайчики, крылья с колокольчиками, болтливые водосточные трубы, ироничные водопады. В одно мгновение меняется восприятие окружающего мира: краски становятся ярче, мысли - светлее, а неудачи и переживания больших детей блекнут. Слово пластично тогда, когда говорит душа.

И счастье, и печаль звучали в песне той;

Был тих её напев старинный и простой...

Чтение стихов Новеллы Матвеевой можно сравнить с увлекательным путешествием. Корабль покачивается на волнах, поскрипывает мачта, у кораблика своя мелодия:

Набегают волны синие.

Зелёные? Нет, синие.

Как хамелеонов миллионы,

Цвет меняя на ветру.

Ласково цветёт глициния -

Она нежнее инея...

А где-то есть земля Дельфиния

И город Кенгуру.

Путешественник рано или поздно находит жемчуг - строки, которые близки его чувствам. Такова потребность читателя.

Какова же роль кораблей? В интервью «Литературной газете» Новелла Матвеева заметила, что поэты, если они настоящие поэты, они где-то близки к священникам. Они торопят нас к добру.

Когда потеряют значение слова и предметы,

На землю, для их обновленья, приходят поэты.

Капитаны, как и путешественники боятся не найти дорогу, не вернуться в страну детства, но и не могут остаться там навсегда, поэтому выходят в открытое море снова и снова.

Витает, как дух, сухой тополиный пух,

Боится упасть: земля сыра, холодна...

Боится душа с собой побеседовать вслух,

Боится признать, что потеряна та страна.

Р одилась Новелла Николаевна Матвеева 7 октября 1934 года в Царском Селе (г. Пушкин) в творческой семье. Отец - географ, историк-краевед Дальнего Востока, мама - преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева.

В книге воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе», опубликованной в 1996 году Новелла Матвеева с теплом говорит о своём детстве, несмотря на лишения военных и послевоенных годов.

Стихи мамы, поразившие Новеллу, она впервые услышала в голосе мамы:

Трудной дорога была… Как почернели орбиты!

Но не ржавеет перо на беспокойном столе.

Я неподкупным стихом коню подковала копыто.

Выпусти повод, поэт! Вымой лицо в хрустале!

Усталость, передышка, очищение и вечный поиск знания, силы и точности слова.

«Как Саксон бредила стихами своей матери, я бредила стихами - своей» - писала Новелла.

Сорок первый год. Отец, Николай Николаевич по состоянию здоровья был определён в Народное ополчение, работал в Монинском военном госпитале. Как вспоминала Новелла Матвеева о военном периоде жизни их семьи: «…Нашей семье между тем делалось всё труднее, всё хуже. На нас начинала наваливаться постоянная слабость от недоедания, вечные простуды зимой из-за плохой одежды и обуви. От острого авитаминоза я начала слепнуть. И тогда Николай Николаевич пошёл на первое и последнее в его жизни, великое, как он сам считал, «злоупотребление». На целый месяц устроил меня для излечения в тот свой Монинский военный госпиталь. В монинский свой период я могла, конечно, только читать, но никак не писать прозу. Что же до поэзии, то каких мне ещё стихов, если стихи моей матери были всегда в памяти!».

C 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детдоме Щёлковского района разнорабочей. «Да, нелегко бывало» - признается в своём очерке Новелла Матвеева. «Но ведь было не только плохое…

…Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. Была пленительная цветущая местность Молодой Колонии! И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или сделаться надомницей - разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики. Мечты, мечты! Этим непомерным притязаниям не суждено было сбыться».

Мелодии своих первых песен Матвеева сочинила ещё в конце войны. Новый виток в жизни Новеллы начался с 1959 г. во время активного сотрудничества с «Комсомолкой», а с 1961 года Матвеева становится Членом Союза писателей СССР.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, где и познакомилась с выпускником того же института Иваном Киуру. Поженились они в 1963 году.

В 1966 году появилась первая пластинка Новеллы Матвеевой с записью авторских песен.

О песнях Новеллы Матвеевой сказано немало. Прежде всего, это феноменальное действие на человека - очищающее, умиротворяющее, иногда в них слышится лёгкая печаль, как понимание сиюминутности, скоротечности счастливого мгновения.

Песня! Все на свете дышит песней;

Ветер, гомон гонга, говор Ганга, мерный шаг слона...

Да не спеть нам ни единой, ни единой - лебединой,

Ибо в песню вся планета впряжена.

К ак заметил Дмитрий Быков в своём эссе «Чистейший образец»: «Самое чистое вещество искусства, которое мне в жизни случалось видеть, - это песни Новеллы Матвеевой в авторском исполнении, просто так, на концерте или у неё дома, в Москве или на Сходне, за чайным столом или на крыльце». По его же мнению Матвеева - природный и потомственный демократ, защитница угнетённых и нищих, само понятие элитарности ей всегда было враждебно.

Новелла Матвеева всегда была верна себе в стремлении повлиять словом на несправедливость, неправильность, существовавшие в диссонансе с её восприятием мира.

Но мне, в утешенье, сказали вчера,

Что нет на земле совершенства. И что же?

Мне надо бы радостно крикнуть: «Ура!»,

А я сокрушённо подумала: «Боже!»

60-70-е годы. Переживания Новеллы Николаевны Матвеевой и Ивана Семёновича Киуру в описании Геннадия Красникова: «…какая разительная непохожесть в общении с миром, которое из-за вынужденного или добровольного одиночества чаще всего сводилось к общению с природой, органической частью которой всегда чувствовали себя Новелла Матвеева и Иван Киуру. Не раз приходилось мне наблюдать, как они во время прогулки приостанавливались внезапно на дороге, уступая путь бегущему муравью или неторопливому жуку. «Пусть парень пройдёт», - говорили они едва ли не в один голос...».

Безусловно, поэту тяжело ужиться с правилами и штампами эпохи.

Их любит мир. Весна без них не может.

Их не берут ни войны, ни века.

И все ж они зачахли. От чего же?

От шума штамповального станка.

Новелла Матвеева много своих стихов посвятила мужу, записала песни на его стихи, они выпустили совместную пластинку.«Мне ещё многое нужно сделать: подготовить к изданию книгу Ивана Семёновича - его прозу, стихи. Пишу воспоминания о нём.

В этом нахожу силы, в этом вижу свой долг перед его памятью» (Ф. А. Нодель. «Кому сам Хронос не указ»).

Н еоценимы радость, отвага и житейская мудрость, подаренные стихами и песнями Новеллы Матвеевой. И пусть все сказано на свете, важно - как сказано. Искренне, просто и одновременно глубоко.

Можно подняться - в конце концов - на Парнас,

Якорь на Кипре кинуть, заплыть за Крит,

Но как вернуться туда, где стоишь сейчас?

Где одуванчик долгим дождём закрыт?

Библиография Новеллы Матвеевой:

Новелле Матвеевой принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов: «Лирика» (1961), «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Закон песен» (1983), «Страна прибоя» (1983), «Кроличья деревня» (1984), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991), «Мелодия для гитары» (1998), «Кассета снов» (1998), «Сонеты» (1998), «Караван» (2000), «Жасмин» (2001).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: «Песни» (Мелодия, 1967), «Стихи и песни» (Мелодия, 1966), «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982), «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски «Какой большой ветер» (ASP, 1997), «Девушка из харчевни» (ASP, 1997), «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999), «Лучшие песни» (Московские окна, 2000), «Отчаянная Мэри», «Трактир "Четвереньки"».

Альбом из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы «Сегодня в мире» вышел в 2009 году и получил высокую оценку поэта.

Награды Н. Матвеевой: Пушкинская премия - в 1998-м, Государственная премия - в 2003 году.

Литература:

    Матвеева Н. Мяч, оставшийся в небе. - М: Молодая гвардия, 2006. - 132 с.

    Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой // Юность. — 1966. — № 7.

    Красников Г. И. Одна в поле воин...

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Матвеева Евгения Семеновича

Матвеев Евгений Семенович (08.03.1922, с. Новоукраинка, Украина – 01.06.2003, Москва) – советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист.

Детство

Детство Евгения Матвеева было трудным. Родился он 8 марта 1922 года в Херсонской области в селе Новоукраинка, куда волею судьбы забросило его отца, красноармейца Семена Калиновича, и мать Надежду Федоровну. Сразу же после рождения ребенка отец бросил семью, и матери ничего не оставалось, кроме как вернуться в родную деревню. Там ее, родившую без родительского благословения, ждали проклятия и оскорбления. Однако сильная женщина все это пережила…

С ранних лет Жене пришлось работать. Он возил воду пахарям, собирал в поле колоски, водил лошадь по борозде, т.е. делал все, что было под силу (а порой и не под силу) деревенскому мальчишке. В свободное же время Евгений забавлялся тем, что играл на балалайке для сельчан. Может быть, именно тогда в нем и родился артист…

Довоенные годы

Позже Евгений Матвеев вместе с матерью перебрались в город Цюрупинск все той же Херсонской области. Здесь мальчик впервые соприкоснулся с миром театра, начав заниматься в школьном драмкружке. Актерство увлекло Евгения, и он по окончании школы поступил в театральную студию, а затем начал работать статистом в Херсонском театре.

Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Матвеева, если бы однажды в 1940 году в Херсоне не остановился проездом знаменитый актер . Побывав в театре, он отметил нескольких молодых актеров (в том числе и Матвеева) и посоветовал им отправиться в Киев к режиссеру Александру Довженко.

В Киеве Евгения приняли в актерскую школу при киностудии. Однако вскоре его учеба была прервана. Грянула Великая Отечественная война…

Личная жизнь

На фронт Евгений Матвеев попал лишь в 1944 году, после того, как в звании лейтенанта окончил Тюменское пехотное училище. После окончания войны Матвеев еще около года служил в Тюменском училище, где руководил военной самодеятельностью. Именно благодаря этому он и познакомился со своей будущей половиной.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Однажды на их концерт пришла студентка местного музыкального училища Лида. Она сразу же обратила внимание на Евгения Матвеева, исполнявшего на сцене роль . Чуть позже ситуация повторилась, но уже в прямо противоположном варианте. Евгений Матвеев вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт и Лида выступала. Она была божественна, у нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…» . 1 апреля 1947 года молодые поженились… В том же году у супругов родилась дочь Светлана. Через десять лет в семье появился второй ребенок – сын Андрей.

Театр

В 1946 году Евгений Матвеев демобилизовался и стал актером Тюменского драматического театра. Здесь он проработал два года, а затем получил приглашение в труппу знаменитого Новосибирского театра «Красный факел». Евгений долго раздумывал над предложением и решился только лишь благодаря настойчивости жены…

На сцене «Красного факела» Матвеев выступал до 1952 года, став за это время одним из ведущих актеров театра и завоевав огромную популярность среди местных зрителей. Поэтому не удивительно, что вскоре талантливого актера пригласили в Москву в знаменитый Малый театр.

Первые роли в кино

Впервые в кино Евгений Матвеев снялся уже достаточно поздно – в тридцать три года. Его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». Сегодня эту картину мало кто помнит, но тогда, в 1955 году, она стала одним из лидеров кинопроката, заняв почетное шестое место и собрав 30,5 миллионов зрителей.

После выхода этой картины на Матвеева наконец-то обратили внимание кинорежиссеры. Он снялся в приключенческом фильме «Дорога» и киноповести «Искатели» (роль – инженер Андрей Лобанов). А затем пришел и первый серьезный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, взял первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Высоко оценили картину и зрители. По итогам опроса читателей газеты «Советская культура» фильм занял пятое место.

Триумф

Еще не закончились съемки в фильме «Дом, в котором я живу», как Евгений Матвеев получил приглашение на пробы в картину режиссера Александра Иванова «Поднятая целина» (по одноименному роману ). На роль Макара Нагульнова претендовало около 30 актеров, но победу одержал Матвеев. Выбор режиссера оказался оправданным. Актер создал яркий, запоминающийся образ, чем завоевал всеобщую зрительскую любовь.

Стоит заметить, что персонажами Матвеева в его первых картинах были простые русские люди, сильные, размашистые, темпераментные, порой безоглядные. И когда вслед за Нагульновым Матвееву предложили роль князя Нехлюдова в драме «Воскресение» (по ), это вызвало всеобщее недоумение. Удивлялись и режиссеру, который «на кирзовый сапог собирается надеть замшевые гамаши» , удивлялись и самому актеру, решившемуся согласиться на совершенно безвыигрышную роль.

Тем не менее Евгений Матвеев, отбросив все сомнения, взялся за создание образа Нехлюдова. Причем подошел к этому он со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники , буквально впитывая в себя новый образ. Даже в повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов.

Картина «Воскресение», вышедшая на экраны сразу же вслед за «Поднятой целиной», посрамила всех скептиков. Евгению Матвееву удалось глубоко и полно передать внутренний мир своего персонажа, отразить на экране его сложнейшую эволюцию.

Столь разноплановые роли, как Нагульнов в «Поднятой целине» и Нехлюдов в «Воскресении», продемонстрировали разносторонний талант Матвеева и принесли актеру всесоюзную популярность. Теперь уже не было сомнений – в отечественном кино появилась новая звезда.

Всенародная любовь

На волне успеха Евгений Матвеев снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной стала «Родная кровь» режиссера . В этой чистой, лишенной всякой политики и социальных лозунгов мелодраме Матвеев исполнил главную роль – сержанта-танкиста Федотова, который по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней (), матерью троих детей. Однако их счастье длится недолго…

Пронзительная любовная история не оставила зрителей равнодушными. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек. Персонаж Матвеева полюбился всем, но в особенности женской аудитории. На актера обрушился поток писем с признаниями в любви, многочисленные поклонницы буквально обрывали его телефон.

Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе (оба – Аргентина), а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964).

Несчастье

В самый пик популярности с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В 1965 году он с группой других известных актеров выехал в украинский город Николаев. Там на местном стадионе был организовано праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному под Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке.

Вместо тачанки Матвееву выдели какую-то телегу. Еще перед заездом актер, осмотрев ее, хотел было отказаться от этого мероприятия – слишком уж так называемая «тачанка» ненадежно выглядела. Однако устроители праздника уговорили его.

Все закончилось тем, что во время поворота у телеги отвалилось колесо, и Евгений Матвеев, вылетев из нее, рухнул на асфальт. Итог – серьезное повреждение позвоночника: два раздавленных диска и защемленный нерв. После длительного лечения Матвеева наконец выписали, дав третью группу инвалидности (первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать).

Режиссерский дебют

В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая кто способы лечения, кто деньги, а кто просто выражал свое сочувствие. Не оставили актера в стороне и коллеги – киностудия им. Довженко предложила ему заняться режиссурой. Как признавался сам Евгений Матвеев, об этом он уже давно втайне мечтал.

Первым опытом на новом поприще для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина. Роль Клавдии новоиспеченный режиссер доверил популярной актрисе , а Будулая сыграл сам.

Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики. Многие зрители были в восторге, поэтому не случайно, что по итогам опроса журналом «Советский экран» исполнителей главных ролей (Матвеев и ) назвали лучшими актерами 1967 года. Однако было немало и критических замечаний…

Актер и режиссер

С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью переключился на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг», в которых снялся и сам. Впрочем, оба эти фильма большого успеха не имели.

Много Евгений Матвеев снимался и у других режиссеров, но большинство фильмов были откровенно среднего уровня. Среди успешных картин стоит назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка» (благодаря которому Матвеев спустя два года был вновь назван лучшим актером года) и историко-биографическую ленту «Укрощение огня» (но здесь Матвееву досталась роль второго плана).

В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена социальная кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», рассказывающая о жизни председателя колхоза Захара Дерюгина и его любви к молодой Мане Поливановой. Главную мужскую роль в картинах исполнил сам Евгений Матвеев, а Поливанову сыграла замечательная актриса .

Конечно же, в обеих картинах имела место лакировка событий, без этого в то время редко обходился какой фильм. Тем не менее и «Любовь земная», и «Судьба» вызвали у зрителей живейший отклик. «Любовь земная» вышла в прокат в 1975 году и собрала на сеансах около 51 млн зрителей, а «Судьба» в 1978 году и вовсе почти 58 миллионов.

Еще одной заметной работой Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль в фильме «Солдаты свободы». Заметной, но не в плане творчества, а в плане дальнейшей карьеры. Этот небольшой эпизод открыл актеру путь в «верха». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов, его картинам устраивали пышные всесоюзные премьеры, отмечали высокими наградами. Все это еще скажется на Евгении Семеновиче чуть позже…

Постперестроечные работы

Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль , и многое другое… Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, что бы случилось, если бы не дети и внуки…

В конце 80-х Матвеев вернулся в кинематограф. Он снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь распределил между собой и . На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и даже завоевала приз зрительских симпатий, но широкому зрителю она осталась практически неизвестной.

Довелось Матвееву сняться и в тогдашней «чернухе» – криминальной драме «Место убийцы вакантно» и политическом детективе «Клан». Что делать, надо было как-то зарабатывать на жизнь. Кстати в «Клане» Матвеев вновь изобразил . Только теперь это был уже совсем не тот , нежели в картине «Солдаты свободы»…

«Любить по-русски»

В середине 90-х отечественный экран захлестнула волна низкопробных латиноамериканских сериалов и американских боевиков. Российское кино оказалось на задворках. Тогда казалось, что оно уже никому не нужно. Именно в этот момент Евгений Матвеев вновь напомнил о себе.

В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику и обвинения в лакировочности. Однако эта картина (скажем откровенно – красивая сказка) была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя.

«Любить по-русски», а значит, без оглядки, со всем размахом... Название настолько точно соответствовало содержанию! И народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины! Действительно – любить по-русски…

В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура так же, как и первая.

В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. Наивно? Да. Но, может быть этой наивности и веры в хорошее тогда и не хватало нам…

«Мое кино – прямолинейное , – сказал тогда Евгений Семенович. – Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки – вот что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь» .

«Любить по-русски» была последний серьезной работой Евгения Матвеева (в 2001 году он мелькнул в крошечном эпизоде сериала «Под Полярной звездной»). 1 июня 2003 года он скончался. Причина смерти великого актера – рак легких. Матвеева похоронили на Новодевиьчем кладбище.

После смерти Евгений Матвеев не ушел в забвение. Поклонники его таланта продолжали смотреть его фильмы, восхищаться его тонкой игрой и режиссурой. В 2007 году на ТВ вышел документальный фильм под названием «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», в котором создатели проекта постарались наиболее полно рассказать о творческом пути простого мальчика из глухой деревни, ставшего настоящим гением кинематографа.

Основные награды и премии

Народный артист СССР (1974).

Лучший актер по опросу журнала «Советский экран» (1967, 1974).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди историко-революционных фильмов (1970).

Золотая медаль им. А.П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»).

Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1978 год, за фильм «Судьба»).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979 за фильмы «Судьба» и «Любовь земная»).

Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «

Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 г. в городе Пушкин Ленинградской области.
C 1950 по 1957 годы Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (заочно).
С детских лет писала стихи. Печатается с 1958. Первый сборник вышел в свет в 1961; затем последовал второй сборник - "Кораблик" (1963).
С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).
Матвеева сразу стала необыкновенно популярной - она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку и исполнявших их под гитару. Песни Матвеевой в 1960-х пела буквально вся студенческая молодежь страны, нередко не зная их автора.
В 1963 выходит ее сборник стихов "Душа вещей", пользовавшийся большим спросом.
В 1970-е выходят книги "Ласточкина школа", "Река" и др. В 1980-е - "Закон песен", "Страна прибоя" и др. Новелла Матвеева заочно окончила Литературный институт им. М.Горького.
В последние годы были опубликованы стихотворения "Волны и скалы", "Множимый сводами вздох", "Ночные фиалки", "Открытие", "Рисунки для чайного сервиза", проникнутые тонким лиризмом и изяществом.
В 1996 вышла книга воспоминаний - "Мяч, оставшийся в небе".
В 2002 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Н. Матвеева живет и работает в Москве.

Новелла Николаевна родилась 7 октября 1934 г. в городе Пушкин (Ленинград). Её отец, Николай Николаевич Матвеев-Бодрый - по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества, по мировоззрению - романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, преподаватель литературы, поэтесса. Дед, Николай Петрович Матвеев-Амурский, также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат, Иван Венедиктович Елагин (настоящая фамилия - Матвеев) - поэт русского зарубежья.

C 1950 по 1957 годы Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (заочно).

С детских лет пишет стихи, печатается с 1958 г. Первый сборник издан в 1961 году; второй («Кораблик») - в 1963 г. В 1961 г. Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1970-х у нее выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 1980-х - «Закон песен», «Страна прибоя» и др.

Творчество

С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

В 1996 года вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии.

В 2002 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Новелла Николаевна живёт и работает в Москве.

Основные книги

  • «Лирика» (1961)
  • «Кораблик» (1963)
  • «Душа вещей» (1966)
  • «Солнечный зайчик» (1966)
  • «Ласточкина школа» (1973)
  • «Река» (1978)
  • «Закон песен» (1983)
  • «Страна прибоя» (1983)
  • «Кроличья деревня» (1984)
  • «Избранное» (1986)
  • «Хвала работе» (1987)
  • «Нерасторжимый круг» (1991)
  • «Мелодия для гитары» (1998)
  • «Кассета снов» (1998)
  • «Сонеты» (1999)
  • «Караван» (2000)
  • «Жасмин» (2011).

Дискография

  • «Песни» (Мелодия, 1967)
  • «Стихи и песни» (Мелодия, 1966)
  • «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982)
  • «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984)
  • «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985)
  • «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Какой большой ветер» (ASP, 1997) CD
  • «Девушка из харчевни» (ASP, 1997) CD
  • «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999) CD
  • «Лучшие песни» (Московские окна, 2000) CD

Биографические материалы

  • Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой, «Юность», 1966, № 7
  • Приходько В. Душа и плоть поэзии, «Дружба народов», 1967, № 2.
  • Рунин Б. Далёкое и близкое. «Новый мир», 1964, № 5

В Детском Селе (бывшее Царское Село, ныне город Пушкин) Ленинградской области. Ее отец Николай Матвеев-Бодрый был географом, историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества. Мать, Надежда Малькова, была преподавателем литературы, поэтессой, печатавшейся под псевдонимом Матвеева-Орленева. Дед, Николай Матвеев-Амурский, был писателем и автором первой "Истории города Владивостока", долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат — Иван Елагин (настоящая фамилия — Матвеев) — поэт русского зарубежья.

В 1950-1957 годах Новелла Матвеева работала в детдоме Щелковского района Московской области.

В 1962 году заочно окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького.

Писать стихи Новелла Матвеева начала с детских лет. Первой ее публикацией стала в 1957 году пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". С 1959 года стихи Матвеевой стали регулярно печататься в центральных газетах.

В 1961 году вышел первый сборник поэтессы "Лирика", в 1963 году издан второй сборник "Кораблик", в 1996 году — "Душа вещей" и др. В 1969 году издана поэма "Питер Брейгель Старший".

В 1970-х годах вышли ее книги "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978) и др.

В 1980-х годах были изданы "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Хвала работе" (1987).

В 2000-х годах вышли ее сборники "Караван", "Жасмин" и "Девочка и пластилин".

С конца 1950-х годов Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре, став одним из основателей жанра авторской песни. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняла песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

Также Матвеева писала песни на стихи Уильяма Шекспира и русских поэтов Михаила Лермонтова и Афанасия Фета. В 1966 году вышла первая ее пластинка с песнями — первая бардовская пластинка в СССР, впоследствии неоднократно переиздававшаяся.

Среди лучших песен — "Кораблик", "Ветер", "Девушка из харчевни", "Караван", "Окраины", "Цыганка-молдаванка", "Страна Дельфиния", "Испанская песня", "Шарманщик".

С 1961 года она была членом Союза писателей России.

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой "Предсказание Эгля" — фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни поэтессы.

В 2009 году был из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы "Сегодня в мире".
Матвеева — автор книги воспоминаний "Мяч, оставшийся в небе" (1996).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ