Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония , в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха , а в 1057 году избран игуменом . Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосии продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосии спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем , учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Преподобный Феодосий Печерский - молитвенник за Киев и все наше Отечество: Духом всегда буду с вами

27 августа Православная Церковь празднует память перенесения мощей преподобного Феодосия Печерского из пещер - в Успенский храм Киево-Печерской лавры.

О особом значении преподобного Феодосия для Православия свидетельствует тот факт, что он стал вторым святым после князей Бориса и Глеба, канонизированным в 1108 году.

Феодосий родился в древнем городке Васильев (нынешний Васильков) в 1036 году. С детства он отличался от сверстников особой религиозностью, склонностью к уединению и духовным размышлениям. В то же время Феодосий заметно тянулся к учебе, к чтению духовной литературы, которую он с упоением осваивал.

Мысли о монашеской жизни, об отречении от мира, с ранних лет не покидали молодого Феодосия. После многих жизненных испытаний и поисков, юноша добрался до Киева и стал учеником преподобного Антония Печерского. В 1058 году преподобный Никон Великий, игумен Печерской обители, постриг Феодосия в монахи.

Все годы его монашеского подвига проходили в тяжелом труде. Никогда не заботясь о свом грешном теле, он был озабочен лишь своей душой и ее спасением. Никогда не боялся и не сторонился тяжелой работы, а всегда искал ее и с удовольствием делал все за себя и за других монахов. Молился преподобный Феодосий всегда горячо и искренне. Во время Великого поста удалялся в отдельную пещеру, находясь в затворе и уединении до самой Пасхи.

За монашеские подвиги и особые добродетели братия монастыря избрала преподобного Феодосия своим игуменом в 1062 году. На этой духовной ниве он проявил себя, прежде всего, как строитель Печерской обители.

Преподобный на месте своих подвигов основал наземный монастырь, перенеся монашеские кельи с узких пещерных переходов в каменные и деревянные постройки. При его игуменстве были возведены все основные храмы и кельи обители. Кроме того, рядом с монастырем, преподобный Феодосий построил храм в честь первомученика архидиакона Стефана с помещением для больных и малообеспеченных людей.

Также преподобный отчислял десятину от доходов монастыря им на потребу. Необходимо особо отметить всепрощение, любовь и терпимость к ближним святого Феодосия. Несмотря на кротость и доброту характера, преподобный Феодосий управлял Печерской обителью твердой отцовской рукой. Он первый ввел в обители Студийский устав, что послужило примером для всех других монастырей Киевской Руси.

Преподобный Феодосий скончался через год после преподобного Антония, в 1074 году. Перед своей кончиной он собрал возле себя всю монастырскую братию, заповедав им чистое и верное служение Церкви и Богу, терпение и любовь к ближним. После смерти тело преподобного Феодосия было похоронено в его келии в Дальних пещерах.

В 1091 году игумен Иоанн с братией Печерской обители посовещались и постановили, что мощи преподобного отца Феодосия должны находиться в главном монастырском храме. Мощи преподобного решили перенести в Успенский собор.

Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору Летописцу, который впоследствии описал это событие. За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел Нестора в пещеру преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они наметили место, где необходимо было копать. Игумен запретил преподобному Нестору рассказывать братии о раскопках, пока мощи не будут найдены. Для помощи отец игумен позволил Нестору взять кого он захочет.

Преподобный Нестор и двое помощников-монахов от заката до рассвета копали в Дальних пещерах, однако не могли ничего найти. Они стали скорбеть и плакать, думая, что святой не благоволит их поискам. Одновременно эту мысль сменила другая - в том ли месте они ищут? И они стали копать с противоположной стороны.

Только ударили к утренней службе, как преподобный Нестор наткнулся на гробницу преподобного Феодосия. Мощи оказались нетленными, суставы не распались, только волосы присохли на голове.

Обретение мощей преподобного сопровождалось разными чудесами. Той ночью многие видели необычное яркий свет, который распространился над обителью.

Чудесное знамение в ту ночь также видел епископ Владимирский Стефан (игумен Печерской обители в 1074 - 1078 годах), который находился в Киеве в Кловском монастыре и знал о поисках мощей преподобного Феодосия.

Когда епископ Стефан увидел вночи над монастырем яркий свет, подумал, что начали перенесение мощей без него. Он, сев на коня, вместе с Климентом, игуменом Кловской обители, направился к пещере преподобного. Когда они приближались к пещере, увидели над ней множество ярких свечей, однако подъехав совсем близко ничего похожего не обнаружили.

На следующий день мощи торжественно были перенесены в Успенский собор, где были положены в специально приготовленном месте, справа.

В 1108 году по просьбе игумена Феоктиста митрополит Киевский Никифор постановил на Соборе вписать Феодосия в Синодик во всех епархиях. Это означало, что с этого момента начали отмечать не только блаженную кончину преподобного Феодосия, но и перенесение его нетленных мощей.

Впоследствии на пожертвования князей для мощей была сделана драгоценная рака из серебра. В 1240 году, во время нашествия монголо-татар, эта рака вместе с другими священными реликвиями была спрятана братией монастыря под спудом Успенского собора, где она и до сих пор находится.

Преподобный Феодосий и после своей смерти не оставляет свою духовную опеку над Печерской лаврой, Киевом и всем нашим Отечеством, потому что как говорил сам святой: «Телом отхожу от вас, но духом всегда буду с вами».

Архимандрит Дамиан (Радзиховский), блюститель Дальних пещер Киево-Печерской лавры.

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

В восемнадцатый год после блаженной кончины преподобного Феодосия (+1074; память 3/16 мая) по воле Божией совершилось перенесение его нетлен ных мощей из пещеры в лаврскую церковь. В 1091 году братия святой, великой и чудотворной Печерской лавры, собравшись вместе со своим игуменом Иоанном, единодушно решили раскрыть место погребения преподобного Феодосия и перенести его святые мощи в соборный Успенский храм. «Следует нам, братия, - говорили они, - всегда иметь перед глазами нашими честную раку наше го отца и всегда приносить ему достойное поклонение. Неудобно ему пребывать в другом месте кроме монасты ря и своей церкви, потому что он основал ее и собрал иночествующих». Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору Летописцу, который впоследст вии описал их обретение .

За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел преподобного Нестора к пещере преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они опреде лили место, где нужно копать. Игумен обители запретил преподобному Нестору сообщать братии о раскопках, пока святые мощи не будут обретены. В помощь ему отец игумен разрешил взять, кого он захочет. Сам блаженный Нестор о себе так свидетельствует: «Глубоким вечером я взял с собою двух братьев, мужей чудной жизни - более же никто не знал. Когда пришли
в пещеру, то, сотворив молитву с поклонением, приступили немедля с пением псаломских песен к делу. Копать начал я; после продолжительного труда я вручил заступ друго му брату. Так копали до полуночи и не могли обрести мощей святого. Тогда мы начали скорбеть и плакать; сначала думали, что свя­той не благоволит нам явить себя, эту мысль сменила другая: не копаем ли мы в другой стороне. И затем стали копать с другой стороны. Наступало утро, ударили в колокол к заутрени, а мы все, не переставая, копали. Вдруг чувствую, что достиг гроба; великий страх напал на меня и я начал восклицать: “Господи, помилуй меня ради преподобного Феодосия”. Сейчас же послал к игумену сказать: “Прииди, отче, изнести честныя мощи преподобнаго”. Когда пришел игумен, я еще прокопал землю и мы увидели святые мощи, нетленно почивающие. Все составы были целы, лицо светло, очи закрыты, уста сомкнуты, головные волосы прилипли ко главе. Возложив мощи на одр, мы вынесли их из пещеры. Открытие святых мощей преподобного Феодосия было ознаменовано дивными знамениями и чудесами. Ночью, когда раскапывали могилу преподоб ного, многие видели необычайный лучезарный свет над пещерой Феодосия, расп­ространявшийся над Великой лаврской церковью, куда были перенесены его святые мощи».

Чудесное знамение видел в эту ночь епископ Владимирский Стефан, который в 1074-1078 гг. был игуменом Печерского монастыря. Он находился тогда в Киеве в Кловском монастыре и знал о скором перенесении святых мощей препо доб ного Феодосия. Когда епископ Стефан увидел ночью над пещерой боль шое зарево, то подумал, что начали перенесение без него. Тотчас он сел на коня и вместе с Климентом, игуменом Кловского монастыря, отправился к пещере преподобного. Когда они приблизились к пещере, то увидели над нею множество свечей, но, подъехав совсем близко, не видели уже ничего.

В эту ночь в монастыре Печерском бодрствовали два брата, сторожа, когда игумен тайно с неизвестным им братом перенес честные мощи преподобного; и смотрели они прилежно по направлению к пещере. Когда ударили к утрене в церковное било, они заметили, что три столпа в виде как бы светозарных дуг, постояв над пещерой преподобного Феодосия, переместились на верх Великой церкви, куда преподобный имел быть перенесен. Это видели и другие из иноков, идущих к утрене в церковь; видели и в самом городе многие из благочестивых граждан.

14 августа, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, собрались епископы - Переяславский Ефрем, Владимирский Стефан, Черниговский Иоанн, Юрьевский Марин и Полоцкий Антоний, а также игумены многих монастырей с иноками и множеством православных мирян. Четные мощи преподобного Феодосия были перенесены с подобающими почестями в приготовленное место на правой стороне притвора Успенского собора обители.
Во время перенесения святых мощей шествие останавливалось для отдыха. Мощи были поставлены на пень дерева. Позднее на этом месте был построен храм во имя преподобного Феодосия, он был расположен так, что пень оказался на месте пре стола.

От гробницы отца нашего преподобного Феодосия происходили исцеления болящих, во множестве притекавших к его святым мощам. И через 18 лет по перенесении честных мощей преподобный Феодосий Печерского Собором Русской Церкви был причислен к лику святых и память его торжественно празднуется с того времени всей Православной Церковью. «Радуйся, отче Феодосие, - поет она,- наша похвала и велелепие! Лавра твоя хвалится тобою и до окраин вселенной славно имя твое».

По материалам сайта vosvera.ru

Святая Успенская Киево-Печерская Лавра

Преподобный Феодосий Печерский

Значение ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Феодосий Печерский - преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Родился в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 верстах от Киева) и происходил из родовитой семьи. Ни имя Феодосия (мирское), ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят в 1036 г. Юные годы Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец Феодосия был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14 лет Феодосий лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты - отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого. Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о святых местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где Антонием был принят и пострижен. Тогда же дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056 - 57 годов. Высокие духовные подвиги преподобного Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет. С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Чисто братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе было строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги. Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преподобного Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением великого князя Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Через 11 или 12 лет игуменства Феодосий, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преподобного Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073). 3-го мая 1074 г. Феодосий скончался. Преподобный Феодосий погребен был в той пещере, в которой под руководством Антония, начал свои подвиги. Открытие мощей преподобного Феодосия последовало в 1091 г. Память празднуется 3 мая и 14 августа. В 1089 г. церковь, заложенная преподобным Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием. Киево-Печерская обитель сделалась образцом для всех других обителей. Преподобный Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе - о терпении и любви, третье - о терпении и милостыне, четвертое - о смирении, пятое - о хождении к церкви и о молитве), одно к келарию, четыре так называемые отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божьих" и "тропарных чашах", два послания к великому князю Изяславу ["о вере крестьянской и латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна - "за вся христианы", другая - написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва). Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор, ни печерский Патерик, занимавшийся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных. Два поучения Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи - замечательно изображенным остатком языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства. Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пятницу решается согласно с Студийским уставом; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках. В историческом отношении поучения преподобного Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так например, новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божьих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими Феодосию. Литература. Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перевод на современный язык преподобным Филаретом в "Записках Академии Наук", 2 отделение, книга II, выпуск 3, 1856). См. профессор Голубинский "История русской церкви" (1901), преподобный Макарий "История русской церкви" (1868); М. Погодин "Святой Игумен Феодосий" ("Москвитянин", 1850, книга 23); академик С. Шевырев "История русской словесности" (СПб., 1887, издание II, часть II); Н.И. Петров "Источники поучения преподобного Феодосия Печерского о казнях божиих" (в "Трудах Киевской Духовной Академии" за 1887 г., том II - "Археологические заметки"); Н.К. Н. (Никольский), "Памятники древнерусской учительной литературы" (1894, выпуск 1); В.А. Чаговец "Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения" (1901); епископ выборгский Антоний "Из истории христианской проповеди" (1892); профессор Максимович "Лекции по истории древнерусской словесности" (1839, книга I); Ал. Востоков "Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума", ¦ CCCCVI; Яковлев "Памятники древнерусской письменности XII - XIII веков"; митрополит Евгений "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской церкви" (СПб., 1827, издание II, том II); рукописные сборники Киево-Печерской лавры, ¦ 47 и 48.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный. Основатель общежительного монастырского устава и …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездн. гор. Васильков, в 35 верстах …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    ? преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездный город Васильков, в 35 …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    . преподобный (ок. 1036 1091 гг.)- русский святой, один из основателей Киево-Печерской лавры, учредитель монашеского общежития в русских монастырях. Принял …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1030 - 1074) древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Печерский (около 1008, Василев, ныне г. Васильков Киевской области, v 3.5.1074, Киево-Печерский монастырь), древнерусский церковный писатель. С 1057 игумен Киево-Печерского …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (около 1036 - 1074), древнерусский церковно-политический деятель, игумен Киево-Печерского монастыря (с 1062), один из его основателей и руководителей постройки святой …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    Феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Орфографическом словаре:
    феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
    (ок. 1030 - 1074), древнерусский писатель, игумен Киево-Печерского монастыря с 1062; первым ввел на Руси монастырский (Студитский) устав. Влиятельный политический …
  • ФЕОДОСИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ФЕОДОСИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 1470 v начало 16 в.), русский живописец. Сын Дионисия, к творческой манере которого был близок в собственных работах. …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Андрей — псевдоним П. И. Мельникова …
  • ФЕОДОСИЙ
    ФЕОД́ОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1036-1074), один из основателей и игумен Киево-Печерского мон. (с 1062), писатель. Первым ввёл на Руси общежительный монастырский …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ КОСОЙ, еретик, монах Кирилло-Белозерского мон., из беглых холопов. С 1551 распространял "Новое учение". Отвергал офиц. церковь, осн. догматы, обряды …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 424-529), христ. монах, архимандрит Палестинского монашества, один из основателей общежительного …
  • ФЕОДОСИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОД́ОСИЙ I, или Великий (Theodosius) (ок. 346-395), рим. император с 379. В 380 утвердил господство ортодоксального христ-ва, преследовал ариан и …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЕЧ́ЕРСКИЙ А., см. Мельников П. …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Андрей? псевдоним П. И. Мельникова …
  • ФЕОДОСИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    печ`ерский (к Печ`ерск, К`иево-Печ`ерская л`авра); но: Феод`осий …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    печерский (к Печерск, Киево-Печерская лавра); но: Феодосий …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Орфографическом словаре:
    печ`ерский (к печ`ерск, к`иево-печ`ерская л`авра); но: феод`осий …
  • ФЕОДОСИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Угличский (ум. 1609), преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) …
  • ПЕЧЕРСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    А., см Мельников П. …
  • ФЕОДОСИЙ ГРЕК в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодосий Грек - игумен Киево-Печерского монастыря (1142 - 1156), автор нескольких полемических и учительных произведений; до последнего времени обыкновенно смешивался …
  • ФЕОФИЛ ПЕЧЕРСКИЙ, ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Печерский (XII - XIII вв.), затворник, преподобный. Память 24 октября, в …
  • ФЕОФИЛ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил Печерский, имя ряда Киево-Печерских святых: В Ближних Пещерах: Прп. Феофил Слезоточивый (XI …
  • ФЕОДОСИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (+ 1696), архиепископ Черниговский, святитель. Память 5 февраля, 9 сентября …
  • ФЕОДОСИЙ ТОТЕМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Суморин), Тотемский (ок. 1530 - 1568), преподобный. Память 28 января. Родился в …
  • ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, КИНОВИАРХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Великий (ок. 424 - 529), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный. Память 11 января …
  • ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Феодосий I Великий (около …
  • ФЕОДОСИЙ (ШИБАЛИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Шибалич) (род. 1963), епископ Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии. В миру Живко Шибалич, …
  • ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Харитонов) (+ 1607), архиепископ Астраханский и Терский, святитель (местночт.). В миру Феодот, сын …
  • ФЕОДОСИЙ (НАГАСИМА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Нагасима) (1935 - 1999), архиепископ Токийский, митрополит всея Японии. В миру …
  • ФЕОДОСИЙ (ЛАЗОР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Лазор) (род. 1933), митрополит, б. предстоятель Православной Церкви в Америке, архиепископ Вашингтонский …
  • ФЕОДОСИЙ (ГАНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ганицкий) (1860 - 1937), епископ Коломенский и Бронницкий, священноисповедник. Память …
  • ФЕОДОСИЙ (ВАЩИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Ващинский) (1876 - 1937), епископ. В миру Димитрий Васильевич Ващинский. В большинстве …
  • ФЕОДОСИЙ (БЫВАЛЬЦЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий (Бывальцев) (+ 1475), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель. В 1453 году …
  • ФЕОДОР ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Печерский, имя ряда Киево-Печерских святых: В Ближних Пещерах: Прмч. Феодор Печерский (+ 1098 …
  • ТИТ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тит Печерский Прп. Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тит Печерский …
  • СИСОЙ ПЕЧЕРСКИЙ, СХИМНИК в Православной энциклопедии Древо.

Преподобный ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (†1074)

Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик , третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью, и первый ее преподобный. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры.

Родился около 1008 года в селе Василеве, неподалеку от Киева. Детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

Будучи с детства набожным, Феодосий носил вериги и мечтал о монашестве. В 1032 году, на 24-м году жизни, тайно покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он пытался принять постриг в киевских монастырях, но получал везде отказы в силу своего молодого возраста. Узнав о святом Антонии, Феодосий пришёл к нему и принял постриг (пострижение по указанию Антония совершил Никон Печерский) в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Поселился в пещере вместе с Никоном Великим и Антонием.

Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха , а в 1057 году избран игуменом.

В период игуменства в 1060—62 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около 100 человек. По инициативе Феодосия Печерского был принят первый Устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. При Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской Лавры.


В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Св. Феодосий был одним из последовательных борцов с иудаизмом. В «Киево-Печерском Патерике» рассказывается о ночных посещениях прп. Феодосием религиозных собраний иудеев с целью изобличения последних в их замыслах против христианства и спасения русских христиан от иудейских обольщений. «Блаженный, — повествуется в Патерике, — имел следующее обыкновение: многократно ночью он вставал и тайно от всех ходил к евреям и спорил с ними о Христе; укорял их и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками, поелику желал быть убитым за исповедание Христа». В то время в Киеве было много иудеев, притворно принявших Православие, но продолжавших исповедовать иудаизм и всячески вредить христианам. Тайные иудеи проникли даже в Киево-Печерскую лавру и всячески досаждали православным. За этими перевертышами преподобный имел бдительный надзор. Не доверяя монастырской братии, среди которой могли найтись некоторые не вполне благонадежные иноки, преподобный игумен вставал много раз ночью и самолично, тайно от всех, «исходил» (из своих покоев) к сосланным в монастырь для исправления неискренним крещеным иудеям, препирался с ними, укоряя и стыдя их (коряше и досаждаше я) как отступников и изменников христианству, причем действительно рисковал подвергнуться каким-либо со стороны их оскорбительным действиям.

Преподобный Феодосий активно участвовал в политической жизни Киева, решительно выступил против князя Святополка, свергнувшего Изяслава в 1073 году. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.

Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году . Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.


Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году.

Память преподобного Феодосия совершается:

  • 16 мая (3 мая по старому стилю);
  • 27 августа (14 августа по старому стилю) — перенесение мощей;
  • 10 сентября (28 августа по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
  • 15 сентября (2 сентября по старому стилю) — вместе с преподобным Антонием Печерским.

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан.

Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу
О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. А минь.

Тропарь, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв, отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Наследник отцев быв, преподобне, тех последуя житию и учению, нраву и воздержанию, молитве же и предстоянию. Тем, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие.

Преподобный Феодосий Печерский

Передача о житие преподобного Феодосия Печерского из цикла "Жития преподобных Печерских".
Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год


Ф еодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосий был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево-Печерского монастыря. Вместе они стали основателями монашества на Руси.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.

... Н а заре XI века (точно не установлено) в городе Васильеве, что неподалеку от Киева, в семье судьи появился младенец.

Священник дал ему имя Феодосий и предсказал, что новорожденный посвятит себя Богу.

И действительно, мальчик сильно отличался от ровесников, и это замечали многие в Курске, где вскорости после рождения Феодосия по велению князя поселилась семья. Стороной обходил Феодосии резвую детвору, одежду предпочитал неброскую, даже заплатанную, проявлял повышенный интерес к церкви.

Обеспокоенные родители уговаривали Феодосия отдаться детским забавам, одеться поприличнее, но мальчик не реагировал на эти уговоры и только просил обучить его божественной грамоте. Когда же, наконец, воля его была исполнена, Феодосий с жадностью пристрастился к религиозной литературе. Обнаружил к учебе блестящие способности, однако не кичился этим, сохраняя подчеркнутую покорность и послушание как в отношениях с учителем, так и в общении с соучениками.

Едва минуло Феодосию 13 лет, умер отец, и в доме еще энергичнее стала господствовать мать. Рано овдовев, она жила вольно, однако это не мешало ей "деражать в руках большую торговлю". Дом был - полная чаша, один из самых богатых в Курске. Верхний этаж занимала семья, внизу поварня, во дворе склады, мастерские, жилые избы, и все - за высоким бревенчатым забором с колючим гребнем из железных шипов. Семейное достояние умножалось.

Была мать тяжела на руку к рабам своим, не щадила и сына. Когда Феодосий уходил на работу в поле, мать считала это оскорблением ее чести и не подзатыльники ему отпускала, как Другие родители, наставляя детей, а избивала, порой жестоко, как и покорных ей взрослых людей.

Восхищенный земной жизнью Иисуса Христа, Феодосий мечтал совершить паломничество. Когда в городе появились однажды странники, попросил их взять его в попутчики, чтобы посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа.

Тайный уход юноши из дома был замечен, и мать, взяв с собой лишь младшего сына, отправилась в погоню за паломниками.

Немалый проделала она путь, прежде чем догнала блаженного Феодосия, "и схватила, и в гневе вцепилась ему в волосы, и, повалив его на землю, стала пинать ногами, и осыпала упреками странников, а затем вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что и придя домой, била его, пока не изнемогла".

Феодосий был привязан и оставлен в уединении взаперти. Покормила и освободила его мать только через два дня, предварительно надолго усмирив ноги сына тыжелыми оковами, чтобы снова не сбежал из дому.

Любила она сына тяжелой любовью. Феодосий принимал ее как кару, только укрепляясь волей и мыслями о подвижничестве во имя Господа.

Когда же милосердие все-таки победило, оковы были сняты, а сыну разрешено "делать что захочет". И отрок снова зачастил в церковь. Как-то заметил, что литургии часто не бывает из-за отсутствия просфор. Очень печалился по этому поводу, пока не решил взяться за изготовление просфор для всех желающих. Лет с десяток ушло на это, но каждый день Феодосию "было внове это чудо - что из бледного теста, сыро пахнущего, сила огня и креста сотворит плоть Божию, спасение человеков".

Со светлой радостью покупали просфоры верующие ("Это уж Бог так пожелал, чтобы чистые просфоры приносились в церковь Божию от рук безгрешного и непорочного отрока").

На вырученные деньги Феодосий покупал зерно, сам молол и снова пек просфоры. Прибыль щедо раздавал нищим, будучи во многом сам на них похожим. По этому поводу и в связи с необычным занятием своим наслушался юноша множество обидных слов, какие обрушивали на него ровесники. Но знали бы добры молодцы куряне, над кем насмехаются - над человеком, кому суждено было войти в круг передовых просветителей и современного ему общества и грядущих поколений.

Мать все настойчивее отлучала Феодосия от необычного для юноши занятия, но Феодосии рассуждал иначе: "Иисус Христос дал ученикам своим хлеб со словами "Возьмите и ешьте, это тело мое, преломленное за вас и за многих других, чтобы очистились вы от всех грехов". Если уж сам Господь наш хлеб назвал плотью своею, то как же не радоваться мне, что сподобил он меня приобщаться к плоти своей". Мать же настаивала на своем:

Брось! Ну что за дело просфоры печь! И подкрепляла свое требование побоями. Однажды отчаявшийся юноша глухой ночью снова покинул родительский дом.

Приютил его священник в одном из близких к Курску городов. Видно, прозорливый был человек, коль внимательно отнесся к интересам юноши.

Феодосию позволили пребывать в церкви постоянно. Очарованные им, не раз дарили дорогие одежды, но юноша раздавал их нищим, а сам под ветхим одеянием стал носить изготовленный кузнецом железный пояс. Вгрызаясь в тело, пояс ежеминутно напоминал о смирении и подвижничестве. И укреплялась юношеская вера, и ободрялось и просветлялось сознание. Во имя любви к Богу Феодосий был готов к любым испытаниям.

На память читал он Евангелие: "Если кто не оставит отца и мать и не последует за Мной, то он меня недостоин... Придите ко мне все страждующие и обремененные, и я успокою вас. Возложите бремя мое на себя, и научитесь у меня кроткости и смирению, и обретете покой душам вашим..." И воспылал рвением и любовью к Богу, мечтая уйти в монастырь, в самый Киев.

Когда такой случай представился, три недели был Феодосий в пути. Добравшись до желанного Киева, обошел все монастыри, упрашивая принять его, пока не услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере.

Антоний, прозорливо предчувствуя, что у юноши большое будущее, разрешил Феодосию остаться с ним.

Феодосий всецело отдался служению Богу, молился и постился неистово, как и бывшие рядом с ним преподобный Антоний и великий Никон. Затем были пострижены в монахи по их великой просьбе первый из княжеских бояр Иоанн, в монашестве Варлаам, и управляющий княжеским домом, нареченный в монашестве Ефремом. Узнав об этом, князь Изяслав страшно разгневался, но Никон пояснил: "По благодати Божьей я постриг их, по велению небесного Царя и Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг".

Жизнь в пещере. Ржаной хлеб и вода. По субботам - чечевица или же одни только вареные овощи.

Постепенно число монахов увеличивалось. Одни обувь плели, чтобы в городе на вырученные за нее деньги зерна купить, другие огородом занимались. В церковь сходились дружно, отпевали положенные часы и совершали службу. И снова, поев немного хлеба, возвращались каждый к своей работе.

Феодосий Печерский всех превосходил смирением и послушанием. Был он ладно скроен и крепко сшит и взваливал на свои плечи самую тяжелую работу. Носил из леса дрова. Ночами бодрствовал, славя в молитвах Бога. Иной раз замечали, как ночью обнажал он свое тело до пояса, прядя шерсть для плетения обуви и распевая Давидовы псалмы. Оводы и комары нещадно кусали тело его, насыщаясь кровью. Изведав пытку эту, Феодосий раньше всех приходил к заутрене. Неуклонно возрастал его авторитет, и однажды монахи дружно "возвестили преподобному Антонию", что они "поставили себе игуменом" блаженного Феодосия, "ибо он и жизнь монастырскую уставил по чину, и божественные заповеди знал как никто другой". Произошло это в 1057 году. Хотя и стал Феодосий старшим над всеми, но не изменил своего обычного смирения, помнил о словах Господних, вещающих: "Если кто из вас хочет быть наставником другим, то пусть будет скромнее всех и всем слуга..."

И многие вельможи приходили в монастырь и отдавали ему какую-то долю своих богатств.

Игумен Феодосий употребил эти пожертвования, как и другие собранные в народе средства, на строительство церкви во имя святой и преславной Богородицы и приснодевы Марии. "И окружил стеной то место, и построил множество келий. И переселился туда "из пещеры с братией в год 6570 (1062). И с этого времени по божественной благодати возвысилось то место и существует монастырь славный, который и доныне называем мы Печерским..."

Святой игумен Феодосии впервые на Руси ввел общежительный устав. Он был заимствован в Студийском монастыре (Константинополь) и стал впоследствии основным регламентирующим документом для всех древних русских монастырей. Деятельность игумена Феодосия во многом способствовала тому, чтобы Киево-Печерский монастырь стал центром русской культуры.

В период Великого поста Феодосий уединялся в своей пещере, затворившись, вплоть до Вербной недели, а в пятницу той недели, в час вечерней молитвы возвращался в церковь, поучал всех и утешал в подвижничестве их и посте. После вечернего пения садился подремать, потому как никогда не ложился, если же хотел поспать, то "садился на стульце и, подремав там немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение".

Учил монахов свято следовать монастырскому уставу, не беседовать ни с кем после вечерней молитвы, уединившись в свою келью, молиться Богу, не допускать праздности. Заниматься ремеслом, распевая псалмы Давидовы, чтобы трудом своим кормить убогих и странников.

При монастыре Феодосий устроил станноприимный дом для нищих и убогих, коему отписывал десятую чать монастырского дохода. "Каждую неделю преподобный посылал в тюрьмы воз провизии".

Киево-Печерский монастырь привлекал великое множество верующих, и преподобный Феодосии стал духовным наставником многих князей и бояр. Исповедовавшись великому Феодосию, они не скупились на пожертвования, иные дарили полные населенные пункты, иные одаривали монастырь золотом и другими драгоценностями. И благой игумен вынашивал планы о строительстве большой церкви, так как деревянная стала мала для стекающегося в нее народа.

Сан игумена ни в чем не изменил образ жизи Феодосия. На работу он по-прежнему выходил прежде всех, в церковь являлся раньше других и последним из нее выходил. Одеждой служила ему власяница из колючей шерсти, которую он прятал под ветхой свитой. "Многие неразумные издевались над этой убогой одеждой, попрекая его".

Между тем влияние игумена распространилось и на политическую жизнь.

Своим образом жизни преподобный Феодосий подкреплял силы окружающих. Питался, как и прежде, только хлебом сухим да овощами вареными без масла, запивая водой. Но всех обратившихся в монастырь поддерживал и духовно, и материально.

Был Феодосий заступником не только обездоленного народа, но и в княжеских кругах было весомым его слово.

Узнав, что князья Святополк и Всеволод изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава, Феодосий Печерский написал князю: "Голос крови брата твоего взывает к Богу, как крови Авелевой на Каина".

Разгневался князь! Но, поостыв, не посмел поднять руку на великого праведника и испросил разрешения приехать в монастырь, чтобы с ним помириться. "А что может, благой владыка, гнев наш против власти твоей? - отозвался Феодосий.- Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это". И продолжал настаивать, чтобы престол был возвращен Изяславу, которому был поручен отцом.

Находясь во главе монастыря, Феодосии постоянно общался с преподобным Антонием и получал он него духовные наставления. Он пережил старца лишь на один год, но успел заложить просторный каменный храм Успения Божией Матери.

На новостройке Феодосий работал с упоением, не чураясь самой черной работы, но строительство церкви было завершено уже после того, как душа оставила его тело. Игумен предсказал, когда он отойдет к Господу. И завещал: "... так вы узнаете о дерзновении моем перед Богом: если увидите, что процветает монастырь наш, - знайте, что я возле Владыки небесного; если же когда-либо увидите оскудение монастыря, и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться". И просил положить его тело в пещере, где он постился.

"На своего великого настоятеля Киево-Печерский монастырь осиротел в год 6582 (1074) месяца мая, на третий день, в суботу, как и предсказывал святой Феодосий, после восхода солнечного".

Православная Церковь почитает преподобного Феодосия Печерского как основателя монашества на Руси. Светское общество признает в Феодосии Печерском выдающегося древнерусского писателя, основателя знаменитого Киево-Печерского монастыря и реформатора его Устава, как влиятельного политического деятеля своего времени.

К сожалению, авторство произведений древнерусской литературы не всегда удается установить. Однако доподлинно известно, что Феодосий Печерский является создателем по крайней мере одиннадцати сочинений. Это два послания князю Изяславу Ярославичу - "О неделе" и "О вере крестьянской и латынской", 8 "Слов" и "Поучений" монахам, а именно: "О терпении и любви", "О терпении и смирении", "О душевной пользе", "О хождении к церкви и о молитве" верующим известна и его молитва "За всея крестьяны".

Куряне вправе гордиться, что на нашей земле сформировался родоначальник российской духовности и как человек, сумевший построить свою судьбу вопреки окружавшему его бытию.


3 мая церковь отмечает день памяти Феодосия Печерского. Куряне чтят своего великого земляка - "отца русского монашества", родоначальника российской духовности. Курская православная гимназия носит имя этого святого. В области действует Областной медико-социальный реабилитационный центр им. Преподобного Феодосия Печерского.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ