Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В России существует шесть видов "детских" пособий: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 и до 3 лет.

1. Кому положены пособия?

Выплаты на ребенка вправе получать следующие категории граждан:

а) граждане РФ, проживающие на территории РФ;

б) граждане РФ, находящиеся в иностранных государствах: военные, служащие по контракту; сотрудники органов внутренних дел; сотрудники Государственной противопожарной службы; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сотрудники таможенных органов; гражданский персонал воинских частей РФ, находящихся на территории иностранных государств (в случаях, когда выплата детских пособий предусмотрена международными договорами РФ);

в) иностранцы постоянно проживающие в России и временно проживающие в России и подлежащие обязательному социальному страхованию лица без гражданства. Напомним, что обязательному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам и граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

г) беженцы.

2. Кому не назначаются пособия?

а) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

б) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

в) гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за рубеж.

3. Кто получает пособие?

Обычно все детские выплаты получает женщина, которая родила ребенка. Однако некоторые пособия могут получать другие родственники или законные представители ребенка. Например, отец, усыновитель, опекун, приемный родитель или родственник, ухаживающий за ребенком.

4. Источники получения выплат.

В зависимости от рода занятий женщины (работа, служба, учеба, ведение домашнего хозяйства) обратиться за назначением пособия нужно:

К работодателю (работающие женщины);

В учебное заведение;

В службу социальной защиты населения (например, если женщина уволена в связи с ликвидацией или прекращением деятельности работодателя);

В другое уполномоченное государственное ведомство (например, по месту службы - для служащих).

5. Размеры выплат (действующие на 2010 год).

Обратите внимание, с декретных выплат НДФЛ не удерживается.

а) Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - 412,08 руб.;

б) Пособие по беременности и родам:

В размере среднего заработка, но не более 1136,99 руб. за день (если страховой стаж женщины больше или равен шести месяцам);

В размере среднего заработка, но не более 4330 руб. за полный календарный месяц (если страховой стаж женщины менее шести месяцев).

Страховой стаж - периоды работы и (или) иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

в) Единовременное пособие при рождении ребенка - 10 988,85 руб. Если родилось два ребенка и более - пособие положено за каждого из них.

г) Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - 10 988,85 руб.;

д) Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:

Для первого ребенка - 40% среднего заработка по месту работы (службы), но не менее 2060,41 руб. и не более 13 833,33 руб.;

Для второго (последующего) ребенка - 40% среднего заработка по месту работы (службы), но не менее 4120,82 руб. и не более 13 833,33 руб.;

Для матерей, уволенных в период беременности, отпуска по беременности и родам, а также для неработающих и очно обучающихся размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком равен: для первого ребенка - 2060,41 руб., для второго (последующего) ребенка - 4120,82 руб.

е) Ежемесячная компенсация на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет - 50 руб.

Власти субъектов федерации (области, края, республики и т. д.) могут устанавливать в своем регионе и другие выплаты, связанные с рождением, усыновлением и воспитанием ребенка.

При рождении или усыновлении второго (последующего) ребенка, кроме пособий и компенсаций, можно получить материнский (семейный) капитал. В 2010 году размер материнского капитала равен 343 378,8 руб.

6. Сроки получения выплат.

Выплаты на ребенка можно получить в течение полугода с момента наступления определенного события.

а) Пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - в течение 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам;

б) Пособие по беременности и родам - в течение 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам;

в) Единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка (для родителей); вступления в законную силу решения суда об усыновлении (для усыновителя); вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (для опекуна); заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (для приемного родителя);

г) Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет - в течение 6 месяцев со дня, когда ребенку исполнится 1,5 года;

д) Ежемесячная компенсация на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет - в течение 6 месяцев с начала данного отпуска.

7. Что делать, если пропущен шестимесячный срок получения выплаты?

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет можно получить, даже если прошло 6 месяцев с момента окончания соответствующего отпуска. При условии, что женщина пропустила этот срок по уважительным причинам (их перечень утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 74).

Решение о выплате пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в этом случае принимает территориальное отделение ФСС России.

Остальные пособия (за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью) по истечении полугодового срока для обращения получить нельзя.

8. Документы для получения и оформления пособий.

Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности вправе получить женщины, которые встали на учет в медицинских учреждениях в первые 12 недель беременности. Чтобы получить пособие по месту работы, службы или учебы, представьте справку из медицинского учреждения, подтверждающую постановку на учет в ранние сроки беременности;

Пособие по беременности и родам. Для оформления пособия напишите заявление о предоставлении декретного отпуска и получите у врача листок нетрудоспособности (больничный лист). Заявление можно оформить в произвольной форме. Будущей маме должны выплатить пособие сразу за весь период декретного отпуска, т. е. за 140 календарных дней (при многоплодной беременности - за 194 дня).

Женщина, которая работает по совместительству на нескольких работах (внешний совместитель), вправе получать пособие по беременности и родам у всех своих работодателей.

Пособие при рождении ребенка. Чтобы получить пособие, работодателю представьте: заявление о назначении пособия; справку о рождении ребенка (выдает ЗАГС); справку с места работы другого родителя о том, что пособие не назначалось.

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Чтобы получить пособие, в уполномоченное ведомство представьте: заявление о назначении пособия; документы, которые подтверждают, что родители ребенка отсутствуют или не могут воспитывать ребенка; копию вступившего в силу решения суда об усыновлении - для усыновителя; выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки, в том числе по договору о приемной семье - для опекуна, приемного родителя.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Чтобы получать пособие, своему работодателю нужно принести: заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; заявление о назначении пособия; пакет подтверждающих документов. Перечень всех этих документов может различаться в зависимости от того, кто претендует на пособие (родитель, опекун, усыновитель).

Пособие по уходу за ребенком до трех лет. Чтобы получить компенсацию, работодателю предоставляется заявление с просьбой назначить компенсацию. Никаких дополнительных документов больше не требуется.

С 2010 года россияне могут отправлять документы, необходимые для назначения пособий, по почте. К документам надо приложить и заявление с указанием паспортных данных, статуса (мать, отец, опекун и т.д.), вида пособия и способа его получения (почтовым переводом либо перечислением на счет).

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ПОРЯДКЕ И РАЗМЕРЕ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ
ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ)
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52,
от 13.09.2006 N 41, от 14.07.2010 N 35)
Настоящий Закон в соответствии с пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в городе Москве.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Денежные средства на содержание подопечных детей
1. На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), местом жительства которых является город Москва, опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в городе Москве.
2. На детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, распространяются нормы материального обеспечения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для детей, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях.
Статья 2. Правовое регулирование назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей

Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Уставом города Москвы, Законами города Москвы от 26 декабря 2007 года N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа", от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Статья 3. Основания для назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
1. Назначение и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производятся во всех случаях установления опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе и при установлении предварительной опеки (попечительства), кроме случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), если опекуны (попечители) назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3. Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание подопечных, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях (детских домах, школах-интернатах), лечебных организациях (домах ребенка), организациях социальной защиты населения (детских домах-интернатах для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационных центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютах) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других аналогичных организациях.
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52, от 14.07.2010 N 35)
Статья 4. Размер денежных средств на содержание подопечных детей
(в ред. Закона г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
1. Денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), ежегодно устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума для детей в городе Москве.
2. Если величина прожиточного минимума для детей в городе Москве в течение года превысит размер выплачиваемых денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), производится доплата до установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума для детей в городе Москве.
Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Статья 5. Органы, осуществляющие назначение и выплату денежных средств на содержание подопечных детей
1. Назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, наделенными отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы (далее - органы местного самоуправления), по месту жительства подопечного.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется управлениями социальной защиты населения районов города Москвы по месту жительства подопечного (далее - управления социальной защиты).
3. Если опекуну (попечителю) органами социальной защиты населения производятся иные выплаты на подопечного, выплата денежных средств на содержание подопечного может осуществляться управлением социальной защиты по месту получения указанных выплат.
(часть 3 введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
Статья 6. Обращение за назначением денежных средств на содержание подопечных детей
Денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), назначаются на основании заявления, которое опекун (попечитель) подает в орган местного самоуправления по месту жительства подопечного. В случае назначения ребенку нескольких опекунов (попечителей) за назначением денежных средств обращается только один опекун (попечитель) в соответствии с постановлением органа местного самоуправления об их назначении. При отсутствии согласия между опекунами (попечителями) вопрос, кто обращается за установлением денежных средств, решается органом местного самоуправления. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность опекуна (попечителя);
2) копия решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства);
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3) копия свидетельства о рождении ребенка;
4) справка с места жительства ребенка о его совместном проживании с опекуном (попечителем) в городе Москве или документы, подтверждающие место жительства подопечного, достигшего возраста 16 лет, и опекуна (попечителя) в городе Москве, если органом местного самоуправления разрешено их раздельное проживание.
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52, от 14.07.2010 N 35)
Статья 7. Порядок назначения денежных средств на содержание подопечных детей
1. Назначение денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления органа местного самоуправления.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Орган местного самоуправления в тридцатидневный срок со дня подачи заявления опекуном (попечителем) издает постановление о назначении или об отказе в назначении денежных средств на содержание подопечного и выдает копию постановления опекуну (попечителю).
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3. Орган местного самоуправления в трехдневный срок со дня издания постановления по вопросу назначения денежных средств на содержание подопечного извещает опекуна (попечителя) о принятом решении.
4. Постановление о назначении денежных средств на содержание подопечного и копии документов, на основании которых оно издано, в трехдневный срок со дня его издания направляются органом местного самоуправления в управление социальной защиты.
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52, от 14.07.2010 N 35)
5. Основаниями для отказа в назначении денежных средств на содержание подопечного являются:
1) отсутствие отношений опеки (попечительства) между заявителем и ребенком;
2) обстоятельства, установленные в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона;
3) установление опеки (попечительства) над ребенком, не относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(п. 3 введен Законом г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
6. Отказ в назначении денежных средств на содержание подопечного может быть обжалован опекуном (попечителем) в суд.
7. Орган местного самоуправления вправе назначить денежные средства на содержание подопечного в постановлении об установлении опеки (попечительства).
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 8. Сроки выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
1. Денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания органом местного самоуправления постановления о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг за период с момента возникновения оснований на их получение, то есть со дня, когда ребенок остался без попечения родителей.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Если основания для назначения денежных средств на содержание подопечного возникли после установления опеки (попечительства), то они выплачиваются опекуну (попечителю) со дня издания органом местного самоуправления постановления о назначении денежных средств на содержание подопечного с возмещением опекуну (попечителю) расходов за период со дня возникновения этих оснований.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3. Денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечными возраста 18 лет, включая месяц их рождения, кроме случаев, которые могут повлечь за собой досрочное прекращение или продление выплат.
(в ред. Закона г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
3.1. В случае установления над ребенком предварительной опеки (попечительства) денежные средства на его содержание назначаются и выплачиваются временному опекуну (попечителю) на период предварительной опеки (попечительства). Временному опекуну (попечителю) не возмещаются расходы по содержанию ребенка за период до установления предварительной опеки (попечительства). При установлении постоянной опеки (попечительства) денежные средства на содержание подопечного назначаются и выплачиваются в порядке, установленном настоящим Законом, с исключением периода предварительной опеки (попечительства), за который были назначены и выплачены денежные средства.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
4. Если опека (попечительство) над ребенком, местом жительства которого является город Москва, установлена в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации, денежные средства на содержание подопечного назначаются не ранее чем с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты указанных денежных средств в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации и (или) не ранее чем с месяца его постоянного проживания в городе Москве.
(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
5. При достижении подопечным, обучающимся по очной форме в общеобразовательном учреждении, возраста 18 лет выплата денежных средств на его содержание продлевается до окончания бывшим подопечным данного общеобразовательного учреждения, включая период до первого сентября года выпуска.
(часть 5 введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52; в ред. Законов г. Москвы от 13.09.2006 N 41, от 14.07.2010 N 35)
6. Продление выплаты денежных средств на содержание подопечного, достигшего возраста 18 лет, осуществляется на основании постановления органа местного самоуправления, издаваемого при наличии соответствующего заявления бывшего попечителя и справки из общеобразовательного учреждения о продолжении обучения бывшим подопечным и дате окончания обучения.
(часть 6 введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52; в ред. Законов г. Москвы от 13.09.2006 N 41, от 14.07.2010 N 35)
Статья 9. Порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
1. Выплата денежных средств на содержание подопечных производится опекунам (попечителям) не позднее 20 числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на лицевой счет опекуна (попечителя), открытый в банке, либо через отделение почтовой связи по месту жительства подопечного.
2. Назначенные денежные средства на содержание подопечного, своевременно не полученные опекуном (попечителем), выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.
3. Денежные средства на содержание подопечного, не полученные своевременно по вине органа местного самоуправления и управления социальной защиты, выплачиваются за прошедшее время без ограничения срока выплаты.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
4 - 6. Исключены. - Закон г. Москвы от 02.11.2005 N 52.
3.1. Опекун (попечитель) расходует денежные средства на содержание подопечного в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 9.1. Порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных детей при изменении места жительства подопечного
(введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
1. При изменении места жительства подопечного в городе Москве выплату денежных средств на его содержание продолжает управление социальной защиты населения по новому месту жительства подопечного.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2 - 3. Утратили силу. - Закон г. Москвы от 14.07.2010 N 35.
4. При изменении места жительства подопечного на другой субъект Российской Федерации выплата денежных средств на содержание подопечного в городе Москве прекращается в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона, а назначение и выплата денежных средств на содержание подопечного в другом субъекте Российской Федерации производятся в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.
5. Если опека (попечительство) над ребенком, местом жительства которого является город Москва, установлена в другом субъекте Российской Федерации, назначение и выплата денежных средств на содержание ребенка производятся в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
6. Если опека (попечительство) над ребенком установлена за пределами Российской Федерации, в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, двусторонними соглашениями, заключенными Российской Федерацией, денежные средства на содержание такого подопечного, местом жительства которого является город Москва, назначаются и выплачиваются в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
Статья 9.2. Назначение и выплата подопечному денежных средств на его содержание
(введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья попечителя, неприязненные отношения между попечителем и подопечным и другие) орган местного самоуправления вправе издать постановление о назначении и выплате подопечному, достигшему возраста 14 лет, денежных средств на его содержание, если это отвечает интересам подопечного.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Глава 3. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
НА СОДЕРЖАНИЕ ПОДОПЕЧНЫХ ДЕТЕЙ
(в ред. Закона г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
Статья 10. Основания и порядок прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
1. Выплата денежных средств на содержание подопечного опекуну (попечителю) прекращается в следующих случаях:
1) достижения подопечным совершеннолетия, за исключением случая, установленного частью 5 статьи 8 настоящего Закона;
(в ред. Закона г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
2) усыновления ребенка;
3) устройства подопечного на полное государственное обеспечение в образовательные организации (детские дома, школы-интернаты), лечебные организации (дома ребенка), организации социальной защиты населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другую аналогичную организацию;
(п. 3 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
4) передача ребенка в приемную семью, на патронатное воспитание;
(п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
5) вступления подопечного в брак;
6) объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
7) освобождения, отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;
8) изменения места жительства подопечного на другой субъект Российской Федерации;
9) признания подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявления их умершими;
10) смерти опекуна (попечителя), подопечного;
11) возвращения подопечного родителям (родителю).
2. Выплата денежных средств на содержание подопечного прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи. Выплата денежных средств, назначенных на период предварительной опеки (попечительства), прекращается со дня, следующего за днем окончания срока предварительной опеки (попечительства).
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
3. Прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного (кроме случаев достижения подопечным совершеннолетия) и выплаты денежных средств на период предварительной опеки (попечительства) производится на основании постановления органа местного самоуправления, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.
(в ред. Законов г. Москвы от 02.11.2005 N 52, от 14.07.2010 N 35)
4. Орган местного самоуправления в трехдневный срок со дня издания постановления о прекращении выплаты денежных средств на содержание подопечного направляет копию данного постановления опекуну (попечителю).
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
5. Орган местного самоуправления до издания постановления о прекращении выплаты денежных средств на содержание подопечного в связи с возвращением подопечного родителям (родителю) обязан проверить, отвечает ли интересам ребенка его возвращение родителям (родителю). Если возвращение ребенка родителям (родителю) противоречит его интересам, опекун (попечитель) не освобождается от исполнения своих обязанностей и выплата денежных средств на содержание подопечного не прекращается.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
6. В случае назначения ребенку нового опекуна (попечителя) выплата денежных средств на содержание подопечного предыдущему опекуну (попечителю) прекращается, а новому опекуну (попечителю) денежные средства на содержание подопечного назначаются с месяца прекращения их выплаты предыдущему опекуну (попечителю). Назначение и выплата денежных средств на содержание подопечного вновь назначенному опекуну (попечителю) производятся в порядке, установленном главой 2 настоящего Закона.
7. Опекун (попечитель) обязан в месячный срок извещать орган местного самоуправления и управление социальной защиты по месту жительства ребенка, находящегося под опекой (попечительством):
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
1) об изменении места жительства подопечного;
2) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного.
Статья 10.1. Приостановление выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
(введена Законом г. Москвы от 02.11.2005 N 52)
1. Если управлению социальной защиты стало известно о возникновении обстоятельств, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Закона основаниями для прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечного, то руководителем управления социальной защиты принимается решение о приостановлении выплаты указанных денежных средств. Копии решения и документов, послуживших основанием для его принятия, в трехдневный срок со дня его вынесения направляются в орган местного самоуправления для решения вопроса о прекращении или возобновлении выплаты денежных средств на содержание подопечного.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
2. Орган местного самоуправления в течение месяца со дня принятия решения о приостановлении выплаты денежных средств на содержание подопечного проводит проверку документов, представленных управлением социальной защиты, и по результатам проверки издает постановление о прекращении выплаты указанных денежных средств либо извещает управление социальной защиты о необходимости ее возобновления.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм денежных средств на содержание подопечных детей
1. Излишне выплаченные денежные средства на содержание подопечного удерживаются с опекуна (попечителя) в случае, если переплата произошла по вине опекуна (попечителя).
2. Удержание денежных средств на содержание подопечного производится в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся опекуну (попечителю) при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты оставшаяся задолженность взыскивается с опекуна (попечителя) в судебном порядке.
3. Суммы денежных средств на содержание подопечного, излишне выплаченные опекуну (попечителю) по вине органа опеки и попечительства или управления социальной защиты, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 12. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона
Должностные лица органов местного самоуправления и управлений социальной защиты, по вине которых выплата денежных средств на содержание подопечных не была произведена своевременно, несут дисциплинарную ответственность в установленном порядке.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 13. Право на возмещение убытков в связи с нарушением настоящего Закона
В случаях необоснованного отказа в назначении денежных средств на содержание подопечных, а также несвоевременной выплаты денежных средств опекунам (попечителям), возникшие у них убытки возмещаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14. Хранение документов по назначению и выплате денежных средств на содержание подопечных детей
Документы, на основании которых назначается выплата денежных средств на содержание подопечных, хранятся в органах местного самоуправления; их копии и документы по выплате денежных средств на содержание подопечных хранятся в управлениях социальной защиты.
(в ред. Закона г. Москвы от 14.07.2010 N 35)
Статья 15. Финансирование расходов на выплату денежных средств на содержание подопечных детей
Финансирование расходов на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), является расходным обязательством города Москвы.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
2. Опекуны (попечители), которым денежные средства на содержание подопечных детей были назначены до 1 января 2005 года, сохраняют право на их получение в порядке и размере, установленных настоящим Законом.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
15 декабря 2004 года

Каждый человек, который по каким-либо причинам решил стать опекуном интересуется одним и тем же вопросом – какие положены выплаты за ?

Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Как можно оформить получение пособия?

В каком размере и какие документы могут потребоваться? Существуют ли какие-то региональные надбавки или нет?

Рассмотрим все эти вопросы подробно.

Законодательное регулирование

Вопрос выплат пособий опекуну регулируется практически таким же законодательством, как порядок вступления в такую форму устройства, как “опекун”.

Если конкретизировать этот вопрос, то речь идет о таких законодательных актах , как:

Помимо этих законодательных актов существует еще и Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение финансовой помощи от государства опекуну, который оформил опеку над несовершеннолетними детьми.

Стоит отметить, что действующим законодательством допускается возможность предоставления опекунам дополнительной надбавки к пособиям либо же отдельных дополнительных выплат. Решение об этом принимаются непосредственно на региональном уровне в конкретном регионе проживания. По этой причине наличие дополнительных выплат либо надбавок необходимо узнавать в отделе социальной защиты населения по своему месту проживания.

В каких случаях положены выплаты

На сегодняшний день в действующем законодательстве четко прописан перечень условий, при которых каждый опекун имеет право на получение ежемесячного пособия.

В частности речь идет о таких условиях :

  • опекун является дееспособным гражданином, который еще не относится к гражданам пенсионного возраста: для мужчин – возраст не старше 60 лет, для женщин – до 55 лет;
  • опекун не получает либо же перестал получать официальный доход (в этом случае имеется в виду отсутствие официального места работы);
  • опекун осуществляет уход непосредственно за ребенком, который является .

При соблюдении этих условий, можно беспрепятственно оформить пособие при опекунстве над ребенком. По сути, эти условия, можно сказать, довольно-таки расплывчатые и под них попадает каждый опекун.

Виды и размеры пособий

В 2019 году при опекунстве можно оформить получение таких выплат:

  • ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 12 лет в размере 15 000 рублей. В том случае, если несовершеннолетний ребенок старше 12 лет, размер пособия составляет порядка 20 000 рублей;
  • единовременная государственная помощь по факту передачи несовершеннолетнего ребенка опекуну в размере 17 479,73 рублей;
  • дополнительные региональные выплаты, которые определяются и рассчитываются в каждом конкретном регионе органами местного самоуправления.

Однако, помимо этих выплат, сам несовершеннолетний ребенок имеет право рассчитывать на , которая может иметь следующий вид:

  • алименты, в случае если его родители живы;
  • пособие по инвалидности, если у него есть соответствующее медицинское подтверждение.

Безусловно, размеры помощи, которые могут быть получены непосредственно самим опекуном немаленькие, но в первую очередь необходимо помнить о том, что все эти средства должны быть потрачены непосредственно на саго ребенка – его воспитание и организацию быта.

В том случае, если органы опеки и попечительства установят факт нерационального использования денежных средств можно не только потерять ежемесячное пособие (его перестанут начислять), но также и лишиться своего статуса опекуна.

Порядок оформления выплат

Процесс оформления не сложный и с этим может справиться любой опекун при своем желании.

Рассмотрим весь порядок по очередности.

Куда следует обратиться

Для того чтобы оформить выплаты на ребенка необходимо обратиться в территориальный отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

При этом необходимо помнить об одном нюансе, перед походом в отдел социальной защиты необходимо обратиться в отдел опеки и попечительства для оформления договора о приемной семье, без этого соглашения оформить выплаты будет невозможно.

Какие документы необходимо предоставить

Базовый перечень документов состоит из таких компонентов:

Стоит также отметить, что если опекун является , то для увеличения суммы пособия он в обязательном порядке должен предъявить документ, который подтверждает этот статус.

Другие способы оформления пособия

Территориальный орган отдела социальной защиты населения является не единственным органом, куда можно обратиться.

Каждый опекун при оформлении имеет полное право обратиться :

  • в многофункциональный центр предоставления услуг;
  • воспользоваться интернет-порталом “Госуслуги”.

Если говорить об МФЦ , то обращаться можно в ближайших центр, который расположен по месту проживания опекуна. Перечень документов является таким же самым, как и при обращении в территориальный отдел социальной защиты населения.

Еще проще обстоят дела с порталом в интернете “Госуслуги” . Поскольку вся процедура осуществляется в домашних условиях либо же в другом месте, где есть выход в интернет.

Порядок оформления заключается в следующем:

  • перейти на официальный сайт “Госуслуги” ;
  • перейти в раздел “Получить услугу”;
  • из предоставленного перечня указать оформление пособия по опекунству над ребенком;
  • загрузить копии документов в формате JPEG;
  • дождаться принятия решения;
  • получить пособие.

Единственным нюансом при оформлении через интернет является тот факт, что если личного кабинета у опекуна на сайте нет, необходимо будет пройти регистрацию. Она не занимает много времени, но сама проверка персональной информации займет до 5-7 рабочих дней.

Кто может оформить

В том случае, если опекун по каким-либо причинам не может заниматься оформлением пособия самостоятельно (например, работает), то за него это может сделать любой другой человек.

Однако при этом необходимо будет составить на такого человека нотариально заверенную доверенность, которая будет являться подтверждением того, что он имеет на это полное право.

Принятие решения

Вне зависимости от того, каким образом были поданы все документы, решение принимается до 10 календарных рабочих дней , после чего предоставляется ответ о начислении пособия либо же отказе.

Дополнительные региональные выплаты по опекунству над ребенком

В зависимости от того, в каком именно регионе проживает тот или иной опекун, он вправе рассчитывать на дополнительную региональную финансовую поддержку .

Рассмотрим на примере некоторых регионов.

Москва

В столице РФ каждый опекун, который берет несовершеннолетнего ребенка непосредственно из детского дома, имеет полное право рассчитывать на дополнительную финансовую помощь , а именно, 5500 руб. на первого ребенка, 14 500 — на второго и последующих. При единовременном усыновлении троих и более детей — 50 000 руб.

Несмотря на то, что суммы небольшие, помощь все-таки оказывается местными властями, а это не может не радовать.

Екатеринбург

Единовременное пособие составляет 57 054 руб., на ребенка старше 10 лет, а также братьев и сестер — 228 218 руб., на ребенка-инвалида — 456 435 руб.

Ежемесячные пособия на детей-сирот — 7962 руб. (до 7 лет), 8758 руб. (от 7 до 12 лет), 9157 руб. (от 12 до 18 лет). Если ребенок-инвалид — 10 351 руб. (до 7 лет), 11 385 руб. (от 7 до 12 лет), 11 904 руб. (от 12 до 18 лет).

Вознаграждение за 1 ребенка — 3750 руб., если воспитывает единственный приемный родитель — 5300 руб.

Каждый опекун имеет полное право рассчитывать на ежемесячную региональную надбавку к выплатам в размере 1265 руб на ребенка-инвалида.

Пермь

В этом регионе органы местного самоуправления решили не просто предоставить региональную надбавку для опекунов, а в качестве определенной компенсации.

В частности речь идет о , который посещает несовершеннолетний ребенок, над которым установлено опекунство.

Размер ежемесячного пособия при усыновлении в Перми — 19 272,95 руб. с коэффициентом 1,15, в некоторых районах с коэффициентом 1,20 — 20 110,91 руб.

Единовременная выплата — 100 000 руб.

5000 рублей — при поступлении ребенка в 1 класс.

Челябинск

В этом регионе как такового дополнительного пособия не предусмотрено, но параллельно с этим единовременная помощь при оформлении опекунства определяется с учетом местного коэффициента .

По этой причине, единовременная помощь здесь выплачивается в районе 19 272,95 рублей.

Дополнительные виды помощи:

  • 464 руб. — на проезд на каждого школьника или студента;
  • 28 654 руб. — единовременная выплата на покупку мебели;
  • 41 306 руб. — единовременно при достижении 18-ти лет.

О размере данных выплат смотрите в следующем видеоматериале:

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944
"О порядке предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, при этом размер выплаты на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4000 рублей в месяц, на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, - не менее 2500 рублей в месяц.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации осуществлять предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предусмотренных на эти цели Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

3. Утвердить прилагаемые:

Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

методику распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2010 г.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации в месячный срок разработать и утвердить:

форму соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;

форму отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с государственной поддержкой детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, источником финансового обеспечения которых является субсидия, полученная из федерального бюджета.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять законы и (или) иные нормативные правовые акты, обеспечивающие увеличение ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

6. Министерству образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Правила
предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, в том числе переданных на воспитание в семьи граждан до 1 января 2008 г., а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее соответственно - субсидия, выплаты).

2. Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление выплат, если родители ребенка неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо других аналогичных учреждений.

3. Субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации для осуществления выплат, на основании соглашения о предоставлении субсидии субъекту Российской Федерации, заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации с субъектом Российской Федерации, предусматривающего условия предоставления субсидии и обязательства субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации расходов, связанных с содержанием детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю.

6. Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии не может быть выше 95 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства и определяется по следующей формуле:

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;

методикой постановлением

Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий, определяемый по следующей формуле:

,

C - объем субсидий, предусмотренных Федеральным законом

Суб - количество субъектов Российской Федерации;

Оценка расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, связанного с содержанием детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, определяемая по следующей формуле:

Количество детей, находящихся под опекой (попечительством) в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество детей, находящихся на воспитании в приемных семьях в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

- районный коэффициент

Базовый (минимальный) размер средств для расчета вознаграждения, причитающегося приемному родителю, с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 3155 рублей в месяц.

Размер уровня финансирования обязательств субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации указывается в соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

6.1. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из достижения целевых значений показателей количества детей, переданных на воспитание в семьи опекунов (попечителей), приемных родителей, а также доли детей, переданных на воспитание в семьи опекунов (попечителей), приемных родителей, в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей. Целевые значения показателей указываются в соглашении между Министерством образования и науки Российской Федерации и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

7. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство образования и науки Российской Федерации отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с государственной поддержкой детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю, источником финансового обеспечения которых является субсидия, полученная из федерального бюджета.

8. При установлении Министерством образования и науки Российской Федерации нарушения условий предоставления субсидий, в том числе недостижения показателей эффективности субъектами Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации приостанавливает (сокращает) в установленном им порядке предоставление субсидий на основании предложений Министерства образования и науки Российской Федерации, представленных в Министерство финансов Российской Федерации.

В случае осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, возлагается на Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

Методика
распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящая методика устанавливает порядок распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью частичного возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с осуществлением ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.

2. Размер субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, определяется в пределах объема средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, из расчета ежемесячной выплаты семье опекунов (попечителей) или приемной семье на содержание 1 ребенка в размере до 4000 рублей и ежемесячной выплаты на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в размере до 2500 рублей до применения к этим выплатам районного коэффициента.

При определении размера субсидий учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, определяется по следующей формуле:

,

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (тыс. рублей);

Количество детей, находящихся под опекой (попечительством) в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, указанные в пункте 1 настоящей методики, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество детей, находящихся на воспитании в приемных семьях в субъекте Российской Федерации, на содержание которых предусматриваются выплаты, указанные в пункте 1 настоящей методики, по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Количество приемных семей в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря очередного финансового года;

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670;

Районный коэффициент в субъекте Российской Федерации;

- районный коэффициент к заработной плате, установленный за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, в субъекте Российской Федерации;

Базовый (минимальный) размер выплат, предусматриваемых на содержание 1 ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или в приемной семье;

Базовый (минимальный) размер средств для расчета вознаграждения, причитающегося приемному родителю, с учетом отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 3155 рублей в месяц;

С - объем субсидий из федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с содержанием 1 ребенка в семье опекуна (попечителя) или приемной семье, а также с вознаграждением, причитающимся приемному родителю;

18 Мар 2010 09:07

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены в ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ). К ним относятся:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Названной статьей предусмотрено также, что:

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату последних, определяется Правительством РФ;

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Напомним, что до 1 января 2010 г. при назначении и выплате пособий на детей следовало руководствоваться Постановлением Правительства от 30.12.2006 N 865. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1144 названный документ утратил силу, и с этой даты Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее - Порядок), установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н. Отметим, что полномочия разрабатывать и принимать соответствующие правила были возложены на Минздравсоцразвития Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321.

Также Постановлением N 1144 был отменен абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2008 N 275. Ранее данным абзацем были введены правила предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий.

Кто имеет право на пособия?

В соответствии с п. 3 Порядка пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

а) гражданам РФ, проживающим на территории РФ;

б) гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;

в) постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;

г) временно проживающим на территории РФ и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Отметим, что в п. 4 Порядка отдельно перечислены категории лиц, которым пособия не назначаются:

а) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

б) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

в) гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Документы, необходимые для получения пособия на ребенка

Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, необходимыми для получения пособий (п. 5 Порядка). Приведем перечень таких документов.

Вид пособия

Документы, подтверждающие назначение пособия

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (п. 19 Порядка)

Медицинская справка о постановке на учет в ранние сроки беременности, выданная врачом лечебного учреждения

Единовременное пособие при рождении ребенка (п. 24 Порядка)

Заявление о назначении пособия;

Справка о рождении ребенка (форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274);

Справка с места работы другого родителя о том, что ему такое пособие не назначалось;

Выписка из решения об установлении над ребенком опеки (для лиц, заменяющих родителей)

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (п. 31 Порядка)

Свидетельство о смерти родителей;

Решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

Документ об обнаружении найденного(подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;

Заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;

Справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;

Медицинское заключение о состоянии здоровья родителей, выданное учреждением здравоохранения;

Решение суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей;

Справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п. 50 Порядка)

Заявление о предоставлении отпуска по ходу за ребенком и назначении пособия;

Приказ о предоставлении отпуска;

Свидетельство о рождении ребенка, свидетельство об усыновлении ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки;

Свидетельства о рождении предыдущих детей

Указанные заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, по почте. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются.

Направление заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

В п. 6 Порядка приведены требования к составу информации, отражаемой в заявлении. В частности, там указываются:

Наименование организации, в которую подается заявление;

Фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);

Сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), - в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;

Сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) - на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);

Сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);

Вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;

Способ получения пособия - почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;

Сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.

В случае подачи заявления лицом, имеющим право на получение пособий, через законного представителя или доверенное лицо в заявлении дополнительно к сведениям, требуемым в п. 6 Порядка, указываются данные законного представителя (доверенного лица):

Фамилия, имя, отчество;

Почтовый адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания);

Наименование, номер и серия документа, удостоверяющего личность;

Сведения об организации, выдавшей удостоверяющий личность документ, и дате его выдачи;

Наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия;

Сведения об организации, выдавшей подтверждающий полномочия документ, и дате его выдачи.

Указанные сведения подтверждаются подписью законного представителя (доверенного лица) с проставлением даты представления заявления.

При приеме заявления организация, назначающая пособия, выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления (при направлении заявления по почте - направляет извещение о дате получения (регистрации) заявления в 5-дневный срок с даты его получения (регистрации)).

Если к заявлению, направленному по почте в организацию, назначающую пособия, не приложены или приложены не все документы, предусмотренные Порядком, организация, назначающая пособия, возвращает обратившемуся лицу в 5-дневный срок с даты получения (регистрации) этих документов заявление и приложенные к нему документы.

Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.

Размер пособий: базовый и проиндексированный на 2010 год

Базовые размеры пособий установлены Законом N 81-ФЗ в следующих размерах:

300 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (ст. 10);

8000 руб. - единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 12);

8000 руб. - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 12.2);

14 000 руб. - единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.4);

6000 руб. - ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 12.7).

Согласно ст. 8 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

Среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

300 руб. - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

Стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

Денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Что касается размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, согласно ст. 15 Закона N 81-ФЗ он составляет:

1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абз. 6 - 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ;

40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ;

40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавшие месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ.

При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.

Индексация пособий. На практике выплата "детских" пособий будет осуществляться в большем размере, чем указано в вышеперечисленных статьях Закона N 81-ФЗ. Это обусловлено необходимостью индексации пособий.

В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.03.2008 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" подлежат индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции, следующие пособия:

1. Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи:

С ликвидацией организаций;

С прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

Прекращением полномочий частными нотариусами;

Прекращением статуса адвоката;

В связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое неработающим гражданам (указанным в абз. 6 - 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ):

Минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, проходящим военную службу и службу в правоохранительных органах, а также уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности работодателя, истечением срока трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких частей (указанным в абз. 3 - 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ);

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ).

5. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

6. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Напомним, в 2008 - 2009 гг. пересчет "детских" пособий производился трижды с применением следующих коэффициентов:

01.01.2008 - 1,085 (Закон N 198-ФЗ);

01.07.2008 - 1,0185 (Закон N 198-ФЗ);

01.01.2009 - 1,13 (Закон N 204-ФЗ).

В соответствии с п. 83 Порядка получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Размер "детских" пособий в 2010 г. Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на 2010 г. прогнозный уровень инфляции установлен в размере 1,10.

Представим расчет размеров детских пособий в таблице.

Вид пособия

Порядок индексации размера пособия

Размер пособия с 01.01.2010, руб

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

374,62 руб. x 1,10

Единовременное пособие при рождении ребенка

9989,86 руб. x 1,10

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

9989,86 руб. x 1,10

Ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком (минимальный размер)

1873,10 руб. x 1,10

Ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (минимальный размер)

3746,20 руб. x 1,10

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (максимальный размер)

7492,40 руб. x 1,10

8 241,64 <*>

415 000 руб. / 12 мес. x 40%

13 833,33 <**>

<*> Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, с выплат которым не начисляются страховые взносы в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Перечень таких лиц установлен в абз. 3 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ: матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

<**> С 01.01.2010 пособие по уходу за ребенком для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и указанных в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ, максимальным размером не ограничивается (ст. 15 Закона N 81-ФЗ). Несмотря на это, следует учитывать, что средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Законом N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12 (п. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Напомним, что к лицам, в отношении которых действуют вышеупомянутые нормы, относятся: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, расположенных на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Обращаем внимание, что в соответствии с нормами п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предельный размер среднего дневного заработка, из которого исчисляются пособия по беременности и родам, в 2010 г. составляет 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365 дн.).

Кроме того, следует помнить, что вышеуказанные размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении таких пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы (ст. 5 Закона N 81-ФЗ).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ