Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

МАСТЕР – КЛАСС

«Моделирование маленькими человечками»

Подготовила и провела:

Воспитатель

Курноскина Марина Анатольевна

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Моделирование маленькими человечками».

Эпиграфом к нему я хочу взять слова : А.И.Грина - «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности».

Презентация

Цель и задачи мастер-класса:

  • Совершенствовать знания педагогов о технологии ТРИЗ;
  • Показать способы моделирования объектов и явлений неживой природы (ММЧ);
  • Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой образовательной деятельности дошкольников, направленные на решение жизненных задач».

Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию метод. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), который помогает мне реализовать задачи:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Развитие воображения и творческой активности;
  • Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.

На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. «Метод Маленьких Человечков» разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.

Почему человечки?

  • Могут думать, производить действия, вести себя по-разному;
  • У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам;
  • При моделировании можно поставить себя на их место, почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Обозначения целесообразно придумывать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым надо следовать:

  • Человечки твердого вещества: дерева, камня, стекла, ткани, пластмассы обладают общим свойством – держат форму, они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла(на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз).
  • Человечки жидкого вещества: молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки капельки; они принимают форму того сосуда, в который их наливают: эти человечки не держатся за руки; руки у них на поясе;
  • Человечки газообразного вещества постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят(газ, пар, дым).

С чего начать?

1 этап - построение с детьми простейших моделей;

2 этап – моделирование взаимодействий двух веществ;

3 этап – моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое.

Построение с детьми простейших моделей можно начинать со средней группы

Виды моделей маленьких человечков.

  • Роли маленьких человечков исполняют дети;
  • Карточки с изображением маленьких человечков. Это заранее заготовленные карточки: плоские изображения МЧ или схематично нарисованными.
  • Кубики с изображением маленьких человечков;
  • Схематичное изображение МЧ, которые рисуют сами дети.

Игры с педагогами.

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках.

Вы знаете, что это за маленькие человечки?

Твердые человечки крепко держатся за руки, чтобы ничего не произошло, чтобы никто и ничто не могло проскользнуть между ними.

Жидкие человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями, чтобы между ними можно было проскользнуть.

Газообразные или бегущие человечки живут в различных запахах, пузырьках жидкости. Они все время летают, т.е. бегают.

(Отбираю воспитателей, которые будут со мной играть)

Итак, по этой тропинке (маркер ТТ) пройдут в первый город те,

кто состоит из твердых природных человечков. Вы называете себя (объект, состоящий из твердых человечков). Например, «я – камень…». (Называя себя, педагоги проходят по тропинке в город твердых человечков)

Твердые МЧ сильные, крепкие, умеем держать свою форму).

Педагоги, проходя по дорожке, называют себя.

Хорошо ли вам здесь, в своем городке, жидкие человечки?

(Они любят течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться).

Дорога привела нас к городу самых веселых газообразных человечков. Надо в него пройти. Жители страны газообразных человечков, проходите по тропинке! (Проходя, воспитатели называют себя: я –запах от цветка, я – запах от духов, я – воздушинка из пара, туман и т.д.)

А как вам живется в своем городе? (Мы не прочь везде побывать, не любим «сидеть» на месте, любим движение! Мы хотели бы подружиться с другими человечками.)

Второй этап – моделировании взаимодействий двух веществ, можно начинать осваивать с детьми старшего дошкольного возраста. И я предлагаю вам

отправиться в следующий город, в город смешанных Человечков. Наденьте шапочки с маркерами своих городов и, объединившись в пары, тройки, назовите себя.

ТЖ – вода в стакане, лед в воде…

ТГ – воздушный шарик,

ГЖ – минеральная вода, лимонад, пузырьки воздуха в воде…

ТГЖ – человек, растение, животное, аквариум…

Все, что окружает нас, и мы сами состоим из маленьких человечков, разница только в количестве разных человечков и в каждом отдельном объекте и их связях.

Игры.

«Назови твердое» - упражнять в умении подбирать объекты по агрегатному состоянию.

«Замри» - игра на умение моделировать твердые и жидкие вещества.

«Маленькие человечки» - умение быстро реагировать на сигнал «твердые», «жидкие», «газообразные».

«Волшебная дорожка» - упражнять в умении подбирать объекты по двум признакам агрегатному состоянию и цвету.

Игра «Кубики» - (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели «Водоем” и т.д.

В подготовительной группе в непосредственно образовательной деятельности по О.О. «Познавательное развитие» при объяснении детям круговорота воды в природе можно использовать сказку.

Приключение дождевых капелек.

«Жили – были в тучке маленькие капельки-человечки. Их было очень много. Они были веселые, непоседливые, легкие. Однажды, разыгравшись, они даже не заметили, что оторвались от тучки и падают на землю. Но и на земле им не захотелось расставаться друг с другом. И те капельки – человечки, что упали далеко, побежали к своим друзьям. А когда собрались все вместе, получился ручеек. Обрадовались, что они опять все вместе, зажурчали, зашептались и побежали дальше, посмотреть, что там?

Бежали, бежали и прибежали к реке. Хорошо, что река была расположена ниже того места, где упали человечки – капельки, а то бы вверх было очень тяжело бежать, не добежали бы человечки до своих родственников.

А в речке таких же водных человечков еще больше. Обрадовались они встрече и давай веселиться, прыгать, перескакивать друг через друга. Речка забурлила, зашумела. Но постепенно человечки устали и успокоились. Решили отдохнуть. И вдруг почувствовали, как похолодало. Это морозные человечки очень хотели с ними поиграть, но пока водные прыгали, морозные не могли их ухватить, подойти к ним. А теперь, когда водные человечки устали и успокоились, морозные сели рядом, обняли водных. Водные, почувствовав, что замерзают, стали прижиматься друг к другу чтобы согреть МЧ. Они так тесно прижались, что превратились в лед. Но человечки не расстраивались. За лето они устали и захотели отдохнуть. Человечки знали что пройдет время и вновь пригреет солнце им станет тепло и можно будет бегать и кувыркаться играть в любые игры. И даже навестить бабушку – тучку. После прослушивания сказки – дети строят изменчивую модель переход из одного вещества в другое.

А сейчас вы самостоятельно попробуете создать модели, используя ММЧ.

Задание по группам:

1 группа – создание модели - стакан с водой;

2 группа- создание модели - стакан воды со льдом;

3 группа –создание модели- стакан с лимонадом.

Где можно еще использовать ММЧ?

  • в режимных моментах;
  • НОД по О.О. «Познавательное развитие» - формирование элементарных математических представлений. Можно измерять предметы по длине, закреплять понятия «больше - меньше», «тяжелее - легче» и т.д.
  • В изобразительной деятельности – смешивание цвета.
  • В О.О. «Развитие речи» - детям предлагается модель из различного сочетания гласных и согласных человечков.
  • маленькими человечками можно моделировать социальные отношения.

Рефлексия

Название технологии

Технология решения изобретательских задач

Прием технологии ТРИЗ

«Метод маленьких человечков»

Что дает ребенку

  • помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи;
  • регулярная тренировка творческого мышления;
  • осознание зависимости между изменением вещества и тепловыми условиями.

Что дает педагогу

  • знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;
  • развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления;
  • воспитывает готовность к восприятию нового;
  • обеспечивает профессиональный рост.

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями. Используйте различные приемы ТРИЗ в своей работе, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Оценка работы мастер – класса

Я предлагаю оценить свой мастер – класс. На тропинку прилетели листочки.

  • Понравились игры. Буду применять их в своей работе, пусть прилетит желтый листочек.
  • Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, пусть прилетит зеленый листик.
  • Ничего не поняла. Было не интересно, пусть прилетит красный листик.

Литература:

  1. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками. – Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014г.
  2. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих знаний с дошкольниками/ Науч.-метод. центр развив. образования N242 "Садко". - Ульяновск, 1996.
  3. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей.
  4. Н.М.Журавлева, Т.А.Сидорчук, Н.В.Хижняк, «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ-технологии как универсальное средство формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста», Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, 2007г.
  5. http://volga-triz.org/ (Официальный сайт Волга - ТРИЗ)
  6. www.altshuller.ru (официальный фонд Г.С. Альтшуллера)
Творчество как точная наука [Теория решения изобретательских задач] Альтшуллер Генрих Саулович

МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ «МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ»

С каждой новой модификацией детерминированность шагов АРИЗ возрастает. Усиливается и информационное обеспечение. Тем не менее АРИЗ не отменяет необходимости думать, он лишь управляет процессом мышления, предохраняя от ошибок и заставляя совершать необычные («талантливые») мыслительные операции.

Существуют очень подробные наставления по управлению самолетами и не менее подробные наставления по хирургическим операциям. Можно выучить эти наставления, но этого мало, чтобы стать пилотом или хирургом. Кроме знания наставлений, нужна практика, нужны выработанные на практике навыки. Поэтому в общественных школах изобретательского творчества планируется на основе АРИЗ примерно 100 учеб. часов занятий в аудитории и 200 ч. на выполнение домашних заданий.

На первых порах нередки очень грубые ошибки, обусловленные самым элементарным неумением организованно мыслить. Например, как решают задачу 31? Четыре человека из пяти в начале обучения указывают в качестве конфликтующей пары агрессивную жидкость и стенки камеры. Изделия (кубики сплавов), для обработки которых существует техническая система «сосуд - жидкость - кубики», не попадают в конфликтующую пару и, следовательно, в модель задачи. В результате скромная задача об обработке кубиков заменяется намного более сложной проблемой сохранения любой агрессивной жидкости (притом горячей) в сосуде из обыкновенного металла. Такая задача, разумеется, достойна всяческого внимания, на нее не жалко потратить и годы. Решение подобных задач обычно требует изменения всей надсистемы, в которую входит рассматриваемая система. Детализация, проверка и внедрение новых идей требуют в этих случаях огромной по объему работы. Прежде чем посвятить этому годы (а может быть, и всю жизнь), целесообразно потратить пять минут на решение более простой, но тоже нужной задачи: как все-таки быть с кубиками?..

Если в качестве конфликтующей пары взяты «кубик-жидкость», камера не попадает в модель задачи. На первый взгляд, это утяжеляет условия: раз дело не в стенках камеры, они могут быть любые (их даже может вообще не быть!); придется искать решение, при котором хранение агрессивной жидкости вообще не зависит от стенок сосуда... Как обычно, мнимое утяжеление фактически означает упрощение задачи. В самом деле, в чем конфликт теперь, когда осталась пара «кубик-жидкость», а «камера» оказалась «вне игры»? В агрессивном действии жидкости? Но ведь в этой паре жидкость обязана быть агрессивной - это ее полезное (и только полезное!) качество... Конфликт теперь в том, что жидкость не будет держаться (без камеры) у кубика. Она просто-напросто разольется, выльется, утечет. Как сделать, чтобы жидкость, не разлилась, а надежно держалась у кубика? Налить ее внутрь кубика - ответ единственный и достаточно очевидный. Гравитационное поле действует на жидкость, но это действие не передается на кубик и поэтому жидкость и кубик не взаимодействуют (механически). Простейшая задача на постройку веполя: пусть гравитационное поле действует на жидкость, а та передаст это действие кубику. Заменить кубики «стаканами» (полыми кубиками) - первая идея, которая приходит в голову, если в модели задачи взяты кубик и жидкость, а не жидкость и камера. Стенка есть (стенка кубика) и стенки нет (стенки камеры) - отличное устранение физического противоречия. Такое решение заведомо не надо проверять - оно абсолютно ясно и надежно, здесь не нужна конструкторская разработка, нет проблемы внедрения. А чтобы получить это решение, нужно всего-навсего выполнить прямое и простое предписание АРИЗ: в конфликтующей паре должны быть изделие и непосредственно действующий на него элемент системы. Или (как в задаче о молниеотводе) можно рассмотреть конфликт между двумя парами: «кубик-жидкость» и «жидкость-камера». ИКР: отсутствующая жидкость сама не действует на камеру, сохраняя способность действовать на образец. Здесь путь к решению еще короче, ибо с самого начала принято, что жидкость отсутствует. Сразу возникает четкое противоречие: жидкость есть (для кубика) и жидкости нет (для камеры). По условиям задачи разделить конфликтующие свойства во времени нельзя (жидкость должна непрерывно действовать на образец), остается одна возможность: разделить конфликтующие свойства в пространстве - жидкость есть там, где кубик, и жидкости нет там, где камера.

Текст АРИЗ-77 включает девять простых правил, но научиться выполнять эти правила, увы, не так просто. Сначала правила не замечают, «пропускают», потом их начинают неверно применять и лишь постепенно, где-то на второй сотне задач вырабатывается умение уверенно работать с АРИЗ. Любое обучение трудно, но обучение организованности мышления при решении творческих задач трудно вдвойне. Если дать задачу на вычисление объема конуса, человек может неверно записать формулу, неверно перемножить числа, но никогда не скажет, даже не заглянув на цифры: «Объем конуса? А что если он равен 5 см3 или 3 м3? В какой цвет окрашен конус? А может быть, дело совсем не в конусе? Давайте лучше вычислим вес какой-нибудь полусферы...» При решении изобретательских задач такие «пируэты» называются «поиском решения» и никого не смущают...

Есть много тонких механизмов решения, которые сегодня еще нельзя сформулировать в виде простых правил. Они пока не включены в текст АРИЗ, но их можно «встроить» по усмотрению преподавателя, когда обучающиеся привыкнут вести анализ, не обрывая его где-то в середине извечным: «А что если сделать так?..»

Как мы уже говорили, Гордон, создавая синектику, дополнил мозговой штурм четырьмя видами аналогий, в том числе эмпатией - личной аналогией. Сущность этого приема заключается в том, что человек, решающий задачу, «входит» в образ совершенствуемого объекта и старается осуществить требуемое задачей действие. Если при этом удается найти какой-то подход, какую-то новую идею, решение «переводится» на технический язык. «Суть эмпатии,- говорит Дж. Диксон, - состоит в том, чтобы «стать» деталью и посмотреть с ее позиции и с ее точки зрения, что можно сделать» . Далее Дж. Диксон указывает, что этот метод очень полезен для получения новых идей.

Практика применения эмпатии при решении учебных и производственных задач показывает, что эмпатия действительно иногда бывает полезна. Но иногда она бывает и очень вредна. Почему?

Отождествляя себя с той или иной машиной (или ее частью) и рассматривая ее возможные изменения, изобретатель невольно отбирает те, которые приемлемы для человека, и отбрасывает неприемлемые для человеческого организма, например разрезание, дробление, растворение в кислоте и т. д.

Неделимость человеческого организма мешает успешно применять эмпатию при решении многих задач, подобных, например, задачам 23-25.

Недостатки эмпатии устранены в моделировании с помощью маленьких человечков (ММЧ) - методе, который применяется в АРИЗ. Суть его состоит в том, чтобы представить объект в виде множества («толпы») маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков.

В истории науки известны случаи, когда стихийно применялось нечто похожее на ММЧ. Два таких случая особенно интересны. Первый - открытие Кекуле структурной формулы бензола.

«Однажды вечером будучи в Лондоне, - рассказывает Кекуле, - я сидел в омнибусе и раздумывал о том, каким образом можно изобразить молекулу бензола С6 Н6 в виде структурной формулы, отвечающей свойствам бензола. В это время я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом. что составили кольцо. Каждая одной задней рукой держалась за клетку, а следующая держалась за другую ее заднюю руку обеими передними, хвостами же они весело размахивали по воздуху. Таким образом, пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола. Так возникла вышеприведенная формула, она нам объясняет прочность бензольного кольца» (цит. по ).

Второй случай еще более известен. Это мысленный эксперимент Максвелла при разработке им динамической теории газов. В этом мысленном опыте были два сосуда с газами при одинаковой температуре. Максвелла интересовал вопрос, как сделать, чтобы в одном сосуде оказались быстрые молекулы, а в другом медленные. Поскольку температура газов одинакова. сами по себе молекулы не разделятся: в каждом сосуде в любой момент времени будет определенное число быстрых и медленных молекул. Максвелл мысленно соединил сосуды трубкой с дверцей, которую открывали и закрывали «демоны» - фантастические существа примерно молекулярных размеров. Демоны пропускали из одного сосуда в другой быстрые частицы и закрывали дверцу перед маленькими частицами.

Два эти случая интересны, прежде всего тем, что объясняют, почему в ММЧ взяты именно маленькие человечки, а не, например, шарики или микробы. Для моделирования нужно, чтобы маленькие частицы видели, понимали, могли действовать. Эти требования естественнее всего ассоциируются с человеком: у него есть глаза, мозг, руки. Применяя ММЧ, изобретатель использует эмпатию на микроуровне. Сохранена сильная сторона эмпатии и нет присущих ей недостатков.

Эпизоды с Кекуле и Максвеллом описывались многими авторами. Но никто не связывал их вместе и не задумывался над вопросом: вот два случая в разных отраслях науки, почему бы не превратить эти случаи в метод, используемый сознательно? Историю с Кекуле обычно приводили, чтобы поговорить о роли случайности в науке и изобретательстве. А из опыта Максвелла делали и без того очевидный вывод, что ученому нужно воображение...

Техника применения метода ММЧ сводится к следующим операциям:

На шаге 3.3 надо выделить часть объекта, которая не может выполнить требования, указанные на шаге 3.2, и представить эту часть в виде маленьких человечков;

Надо разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи;

Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Например, в задаче 24 рисунок к шагу 3.3 обычно выглядит так, как показано на рис. 1, а : выделен внешний слой круга, который по структуре ничем не отличается от центральной части круга. На рис. 1, б показан тот же рисунок, но сделанный с использованием ММЧ. Маленькие человечки, соприкасающиеся с обрабатываемой поверхностью, удаляют частицы металла, а другие человечки придерживают «работников», не давая им вылететь из круга, упасть, быть отброшенными. Меняется глубина впадины - соответственно перестраиваются человечки. Рассматривая левый рисунок, не так просто прийти к выводу о необходимости раздробить наружную часть на «зерна», сделав эти зерна подвижными и в то же время «цепляющимися» за круг. Правый рисунок приводит к этой идее.

Однажды на семинаре по ТРИЗ слушателям была предложена задача об увеличении скорости движения ледокола: повысить скорость за счет увеличения мощности двигателей нельзя; современные ледоколы настолько «заполнены» двигателями, что почти не несут полезной нагрузки (подробные условия задачи и запись решения по АРИЗ, см. ).

Сначала задачу решали, используя эмпатию. Один из слушателей, вживаясь в «образ ледокола», сосредоточенно ходил по комнате, а потом подошел к столу «Это - лед, - сказал слушатель. - А я - ледокол. Я хочу пройти сквозь лед, но лед меня не пропускает... ». Он давил на «лед», наскакивал на него с разбега, временами ноги «ледокола» пытались пройти под столом, но туловище этому мешало, иногда туловище пыталось пройти над столом, но мешали ноги... Отождествив себя с ледоколом, слушатель перенес на ледокол неделимость, присущую человеческому организму, и тем самым усложнил задачу, эмпатия в данном случае только затрудняла решение.

На следующем занятии тот же слушатель решал задачу, используя метод ММЧ. Он подошел к столу, несколько секунд подумал, потом с некоторой растерянностью сказал: «Не понимаю, в чем задача... Если я состою из толпы маленьких человечков, верхняя половина толпы пройдет над столом, нижняя - под столом... По-видимому, задача теперь в том, как соединить две части ледокола - надводную и ту, что подо льдом. Прядется ввести какие-то стойки, узкие, острые, они легко пройдут сквозь лед, не надо будет ломать огромную массу льда...»

Метод ММЧ еще не исследован до конца, в нем много загадочного. Скажем, в задачах на измерение длины выделенную часть элемента лучше представлять, не в виде сплошной шеренги человечков, а как шеренгу «через одного». Еще лучше, если человечки расположены в виде треугольника. И еще лучше - неправильным треугольником (с неравными или криволинейными сторонами). Почему? Пока тут можно только строить догадки. Но правило действует...

Вспомним хотя бы задачу 7. Нужно измерить глубину реки с самолета. По условиям задачи вертолет применить нельзя, высадка людей недопустима, использовать какие-нибудь свойства радиоволн тоже нельзя, потому что нет возможности заказывать специальное оборудование. К тому же замеры глубины надо вы- полнить в сущности бесплатно (допустимы только расходы на оплату полета вдоль реки).

Используем метод ММЧ. Еще неизвестная «измерялка», которую придется использовать, бросив или направив с самолета, должна иметь форму неправильного треугольника. Мыслимы только два варианта расположения маленьких человечков (рис. 2), образующих эту «измерялку».

Верхние человечки должны быть легче воды, нижние - тяжелее. Предположим, что это деревяшки и камни, объединенные леской (рис. 3); реализовать такой треугольник нетрудно. Деревяшки А и Б соединены с камнем В лесками, причем длины обеих лесок заведомо превышают глубину реки (это можно проверить пробным сбросом). Чем глубже река, тем меньше расстояние АБ (деревяшки не связаны между собой). К одному из поплавков надо прикрепить (для «масштаба») метровую рейку, и можно сбрасывать это «оборудование», а затем фотографировать сверху. Зная АВ и БВ и измерив на снимке АБ, легко вычислить ВГ. Решение удивительно простое и красивое (а. с. № 180815), Прийти к нему без подсказки («Сбрось трех человечков, прикажи им расположиться в виде неправильного треугольника...») очень трудно, читатель сможет убедиться в этом, предложив задачу своим коллегам...

Рассмотрим теперь задачу 8, в ней речь идет об измерении радиуса шлифовального круга, поэтому здесь тоже должны помочь маленькие человечки.

Шлифовальный круг обрабатывает деталь - со шлифованием, таким образом, все в порядке (в отличие от задачи 24), веполь уже есть. Но круг работает внутри цилиндра, и надо определить изменение радиуса круга, не выводя инструмент из недр детали. Задача класса 14. Решение (по таблице типовых моделей): к В2 надо присоединить такое В3, которое меняет поле П в зависимости от состояния В3 и, следовательно, В2. Если на торец круга нанести электропроводную полоску и пропускать ток, то по изменению сопротивления можно судить об изменении радиуса круга (рис. 4).

К сожалению, такая схема не обеспечивает точность измерений. Сопротивление зависит не только от длины полоски, но и от силы прижатия круга к обрабатываемой поверхности и от состояния контакта «цепь-вал», и от температуры круга...

Попробуем расположить маленьких человечков цепочкой «через одного» (рис. 5).

Теперь об измерении радиуса круга можно судить по числу импульсов тока, а величина самих импульсов не имеет значения. Решение намного более эффективное, чем предыдущее. Правда, подвести ток к каждому человечку не так просто.

Перейдем к «треугольнику». Правильный «треугольник» ничего не дает. Зато неправильный - это еще одно решение (рис. 6), причем теперь уже без изъянов: с изменением радиуса меняется скважность (отношение сигнала к паузе) проходящих импульсов, это позволяет просто и надежно измерять радиус круга.

В методе ММЧ есть и другие, не вполне ясные хитрости. Придет время, мы поймем действующие здесь закономерности, и метод войдет в АРИЗ в виде обязательных шагов. Так получилось, например, с оператором РВС, который поначалу тоже казался странным и экзотическим.

РВС - это размеры, время, стоимость. Любая техническая система, данная в условиях задачи, имеет привычный для нас образ. Можно, например, убрать из текста задачи слово «ледокол», но

Рис.4., Рис.5. Рис.6

останется образ ледокола: нечто «кораблеобразное», примерно соответствующее по размерам ледоколу, действующее примерно в таком же темпе и стоящее примерно столько же. Термина уже нет, но образ исходной системы сохранился и несет сильный заряд психологической инерции. Цель оператора РВС - преодолеть эту инерцию, сломать навязчивый старый образ технической системы. Оператор РВС включает шесть мысленных экспериментов, перестраивающих условия задачи (шаг 1.9 в тексте АРИЗ-77). Эксперименты могут быть осуществлены на разных уровнях - тут многое зависит от силы воображения, от характера задачи и от других обстоятельств. Однако даже формальное выполнение этих операций резко сбивает психологическую инерцию, связанную с привычным образом системы.

Из книги Занимательная анатомия роботов автора Мацкевич Вадим Викторович

3. Моделирование – экспериментальная основа роботостроения Пытаться конструировать радиоэлектронные системы роботов, не представляя хорошо их теории и физических основ, – это значит работать с очень низким коэффициентом полезного действия. Создать какую – либо

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Модель и моделирование Современные научно – технические исследования и промышленное строительство ведутся с огромным размахом, и на них затрачивается много средств (вспомним хотя бы о космических исследованиях). Поэтому ошибки или просчёты могут привести к

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

Моделирование радиоэлектронных устройств из радиокубиков Радиокубики – это небольшие пластмассовые коробки, в которые вмонтированы различные радиодетали и магниты, притягивающие кубики один к другому и соединяющие их в единое работающее устройство (рис. 10). На каждом

Из книги автора

Моделирование робото-технических радиоэлектронных устройств из модулей Типовые модули являются основой всех промышленных радиоэлектронных разработок. В этом отношении наиболее убедителен пример конструирования современных ЭВМ. Первые ламповые ЭВМ состояли из

Из книги автора

4. Моделирование речи Искусственная речь и связанные с ней проблемы Говорящие машины уже существуют. Словарь их пока небольшой и состоит из слов, произнесённых человеком и записанных на магнитный барабан. Наиболее известный тому пример – говорящие часы, работающие на

Из книги автора

Моделирование речи автоматов Как мы уже видели из рис. 23, спектр речи автомата – сирены значительно проще речи человека. Чтобы получить сигнал сирены, нужно сформировать звуковой сигнал, частота которого периодически изменялась бы по пилообразному

Из книги автора

5. Моделирование слуха Бионика и слух Исключительное значение для роботостроения имеет совершенствование технических приборов, воспринимающих звуковые сигналы. Звук быстро позволяет передавать командные и управляющие сигналы. Разработка новых систем слуха, пригодных

Из книги автора

Моделирование систем слуха Прежде чем приступить к конструированию устройства слуха роботов, смоделируем отдельные элементы этих систем.На рис. 34 – 37 показаны схемы усилителей звуковой частоты.Начинать конструирование моделей слуховых систем лучше всего с

Из книги автора

Тайна пляшущих человечков. Мы познакомили читателя с различными электронными устройствами, с помощью которых моделируют системы слуха. С этим багажом можно уверенно двигаться вперёд – использовать модели в создании роботов, принцип работы которых основан на сложных

Из книги автора

6. Моделирование зрения Специалисты в области бионики ведут работы по моделированию некоторых функций человеческого глаза. Создана электронная модель сетчатки, воспроизводящая работу фоторецепторов в центральной ямке и на периферии, предложено устройство, аналогичное

Из книги автора

8. Моделирование нервной системы (нейроны и нейронные сети) Кибернетика и нервная система Многое в работе нервной системы человека до сих пор непонятно учёным. Тем не менее общие закономерности управления, установленные кибернетикой, справедливы и для неё. Кибернетика

Из книги автора

9. Моделирование памяти и вычислительных систем На пути к созданию искусственного мозга Важнейшим объектом исследования нейрокибернетики является самая сложная биологическая система – человеческий мозг. Исследуя процессы, происходящие в головном мозге, можно изучить

Из книги автора

Проектирование и моделирование Роботы оказались способны к выполнению не только циклических операций. Компании – производители широко используют системы компьютерного проектирования (computer aided design CAD), управляемого компьютерного производства (computer aided manufacturing CAM) и

Из книги автора

Плавание с помощью крыла Хвост рыбы можно рассматривать как подводное крыло. При движении хвоста из стороны в сторону он отбрасывает поток воды назад и соответственно движет рыбу вперед. Во время движения хвоста в воде за ним образуются вихри. Есть основания полагать,

Из книги автора

Плавание с помощью хвоста Как уже утверждалось ранее, устройства, имитирующие движения рыб, имеют очень низкий КПД. Эта модель не является исключением. Однако тщательный сбор информации источников типа МТИ может способствовать созданию модели (здесь этого не сделано) с

Из книги автора

3.8. Моделирование До сих пор, говоря об ассоциациях представлений, мы полностью игнорировали их динамический, временной аспект, т. е. рассматривали связываемые представления как статические и не имеющие никакой координаты во времени. Между тем идея времени может активно


1.«Моделирование маленькими человечками» или

«Использование технологии ТРИЗ в

экспериментировании».

подготовила Спиридонова Т. С.

2.Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у

детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в

нашей стране в 50-х

годах

усилиями выдающегося российского учёного,

изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. В детские

сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас

остаётся актуальной и востребованной.

3. ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную

программу, а максимально увеличить её эффективность.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному

развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на

вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать

практически во всех видах деятельности. Это позволяет формировать единую,

гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника.

Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение

одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения,

стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку

проявить

свою

индивидуальность,

учит

дошкольников

нестандартному

мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо

используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе

стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения

предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том

числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают

наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему

обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств

одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только

развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как

совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно

функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и

их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень

эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления

стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов

характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в

чтобы

разделить

ситуации

составляющие

(реальную

фантастическую),

последующим

нахождением

реальных

проявлений

фантастической составляющей.

4.- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками)-

моделирование

процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами

(твердое – жидкое –газообразное)

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по

каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять

свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию

вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства

объекта.

Приёмы

волшебства:

увеличение-уменьшение,

деление-объединение,

преобразование

признаков

времени,

оживление-окаменение,

специализация-

универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути,

подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я

начала в 2014 году. Мне очень понравился метод ММЧ, который использую в

образовательных

областях:

«социально

коммуникативное

развитие»,

«познавательное развитие».

5.Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и

вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании

нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется,

сведения

подаются

детям

виде сказки

«Маленькие

человечки».

Детям

становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие

Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких

– просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на

примере воды: лёд-вода-пар) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с

детьми провели опыты, рассуждали, делали выводы, находили ответы.

Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть

неожиданное рядом.

Я предлагаю вашему вниманию использование приема

моделирование маленькими человечками при ознакомлении детей с объектами

неживой природы.

5.«Маленькие человечки»фото

6.Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в неживой

природе.

7.Задачи:

- используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ), объяснить

детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

-расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;

- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих

веществ;

-учить детей моделировать объекты неживой природы;

Материалы и оборудование:

- плоскостные изображения моделей " маленькие человечки", характеризующие

такие вещества как: вода, лёд, пар, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, дым

и т.д.

- стаканчики с водой и молоком, деревянный брусок, небольшой камень, лёд,

кусочек

пластмассы,

деревянная

палочка,

пустой

полиэтиленовый

пакет

небольшого размера.

- карточки с моделями " маленькие человечки";

- бутылка лимонада (пластиковая);

Ход занятия:

1. Постановка проблемы - можете ли вы изобразить бутылку лимонада, не

ПОЛЬЗУЯСЬ при этом карандашом или красками?

2. Рассказ воспитателя о маленьких человечках, живущих вокруг нас.

- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что 8.всё существующее вокруг нас

- и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших

частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Этих частиц столько

много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень.

Частицы эти- МЧ- очень разные и они по- разному дружат между собой. Одни

частицы, давайте назовём их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда

держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не

разъединить, как мы с вами, когда играем в «Цепи кованые». Эти человечки -

крепкие, твердые, и именно они живут в камнях, дереве, горах. Я покажу вам их

фотографию.

8. фото

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! 8.Это твердые

человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны,

стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Если мы вспомним с вами

нашу игру «Цепи кованые», когда дети слабо держатся за руки, то вы поймете,

как легко можно пробежать между ними. 9.Такие человечки живут в жидких

веществах, они менее дружны, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в

стакан с чаем и размешать сахар! Я покажу вам их фотографию тоже.

Фото 9

Ну, а 10.третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем

не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко

пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, пар, дым, туман. Такие

вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и

должны узнавать новые слова!

Я покажу вам и их фотографию:10.фото

Вот такую историю про маленьких человечков я вам рассказала, а теперь давайте

сами узнаем, где какие человечки живут.

3. Задание -11 эксперименты " Где какие маленькие человечки живут? "

11Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной

палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы. В результате опыта

дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах

живут дружные человечки! Эти вещества - твердые! Фото…

Б. 12.Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в

стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что

палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не

очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду,

не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества

называются - жидкими. Фото….

В. 13.Ребята, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например,

дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Я

предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите

пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в

пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Да ребята, это мы с вами

поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой -

проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные

человечки! Фото…

4. 14.Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе

какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок

- дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети

отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д. фото…

5. 15.Дидактическое упражнение " Узнай вещество"

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача

детей - узнать о каком веществе идет речь. Фото..

Например:

Это- молоко.

Это-лёд, камень, пластмасса.

Это – сок.

Это – дым.

Это - вода (человечки прозрачные)

Это – дерево.

Это - воздух (человечки прозрачные)

Вы можете придумать своих человечков. Надеюсь, идея понятна.

г с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно,

когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести

добавляют углекислый газ. Давайте покажем пузырьки.

Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня

вы узнали много нового из жизни неживой природы.

Уважаемые коллеги! Занятие, по мнению детей было интересным.

технологии ТРИЗ.

Тема: Метод «маленьких человечков».

Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить

представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение,

умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение

анализировать причины.

Оборудование: мяч.

Обсуждение «Что не делится на части?».

Обобщая ответы детей, воспитатель указывает, что эти «маленькие

частицы», из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно

сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды,

бумага - из молекул бумаги и т. д.

О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы

маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие

человечки». Разные предметы состоят из разных человечков. Дом, стол,

машина не очень похожи друг на друга, но они все твердые, значит, и

«человечки» там похожи. В твердых предметах «человечки» крепко держатся

за руки...

Игра «Назови твердое».

Проводится игра с мячом. Тот, кто получил мяч, должен назвать различные

твердые предметы. Кто ошибся или повторил - выходит из игры.

Дети нередко путают понятия «твердое» (в смысле «крепкое») и «твердое» (в

смысле «нежидкое»). Могут быть ситуации типа: «Нет, бумага не твердая,

вот фанерка твердая...». При возникновении подобных ситуаций воспитатель

уточняет задание: твердое - это то, что не жидкое. (Бумага - это не

жидкость,

она состоит из «твердых человечков», но они, наверное, не очень сильно

держатся за руки, вот почему бумага легко рвется.)

Инсценировка «маленьких человечков».

Воспитатель «превращает» детей в «маленьких человечков» и предлагает

изобразить проволоку, брусок, спичку (дети становятся в линию, держась за

руки).

При этом анализируются свойства этих предметов: почему проволоку

можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.

Как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если

растянутую резинку отпустить? Продолжать растягивать? (Все ответы

моделируются.)

Подведение итогов.

Тема: «Твердые и жидкие человечки».

Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о

свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать

свойства объектов.

Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

Решение проблемной ситуации.

- В воскресенье я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все

кругом такое красивое, сверкает, переливается... Особенно мне понравилась

посуда - тонкая, прозрачная, искристая... Снежная Королева мне даже одну

чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы не разбить и

привезла вам. Сейчас покажу...

Игрушка открывает коробочку, но там ничего нет, только мокрое дно.

- Ой, а куда же она делась? Как она могла исчезнуть? В процессе обсуждения

выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, а лед

растаял.

Сравнение твердых и жидких веществ.

Оказывается, лед волшебный, он умеет превращаться.

Лёд-это твердое вещество, в нем «человечки» крепко держатся за руки

Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается

жидкость, вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно

делать с водой, а что - со льдом?

Ответы детей желательно сопровождать соответствующим показом

различных свойств твердых и жидких веществ: поставить рядом стаканы с

водой и с кубиками льда (можно заменить обычными кубиками (они тоже

твердые, но не тают)).

Можно показать следующие опыты: жидкость растекается, она может

впитываться, принимает форму емкости, в которой находится; а твердые

вещества сохраняют свою форму в любой емкости; «жидкие человечки» легко

перемещаются (если дотронуться до воды, палец станет мокрым, а если до

кубиков, то палец деревянным или пластмассовым не становится); вода занима-

ет весь стакан, без «пустот», с кубиками так не получается (а в коробку кубики

можно уложить плотно, почему?); если налить воду в тряпичный мешочек, она

вытечет, а кубики останутся.

Игра «Замри».

Дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал

(бубном или колокольчиком), они превращаются в ледяные фигуры, т. е должны

замереть - «замерзнуть», повторный сигнал - «растаяли» и т. д.

Моделирование ситуации.

Воспитатель предлагает детям проинсценировать ситуацию «Сосулька

весной»: Что происходит, когда солнце пригревает? Что образуется па земле

под сосулькой? Что происходит ночью?

Подведение итогов.

Можно предложить ответить на вопрос: «Бывает ли так, чтобы люди по

воде ходили?»

Тема: «Газообразные человечки».

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления

детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение

перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка и рассказывает:

- Вчера я шла по улице, вспоминала, что есть «твердые человечки», они крепко

держатся за руки; есть «жидкие человечки», они за руки не держатся, а просто

так ходят или стоят... И вдруг вижу: калитка впереди - то откроется, то

закроется. Подошла поближе: никого нет. А калитка все равно то

откроется, то закроется... Кто же ее открывал?

В результате обсуждения различных вариантов дети приходят к выводу, что

это делал ветер.

Беседа о «газообразных человечках».

Примерные вопросы для беседы:

Что такое ветер?

Можно ли его увидеть, нарисовать?

По каким «следам» (признакам) люди узнают, что погода ветреная?

Ветер какой - твердый или жидкий?

Ветер - это сильная струя воздуха. Воздух состоит из «человечков газа»: эти

«человечки» очень подвижные, они бегают в разные стороны, кто куда

захочет. Если подуть на ладошку, можно почувствовать «газообразных

человечков».

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она

превращается в пар, который хорошо виден (можно вспомнить или показать

кипящий чайник).

Во время беседы желательно использовать Игрушку, которая дает

неправильные, ошибочные варианты ответа или сомневается в очевидном.

Игра «Маленькие человечки».

Воспитатель называет слова «твердые», «жидкие», «газообразные», а дети

должны соответственно реагировать: браться за руки, спокойно ходить

или бегать по группе. Порядок и темп команд - произвольный.

Тема:

«Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение,

фантазию; обобщить представления о веществах в различных

агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок.

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка грустная на занятие, дети и воспитатель

волнуются: что случилось?

И.: Захотела я сейчас порисовать, чтобы принести вам рисунок на

занятие, а у меня ничего не получилось... И акварельные краски у меня

хорошие, и кисточка новая - в чем дело, не понимаю...

В результате дополнительных вопросов выясняется, что при рисовании

Игрушка не обмакивала в воду кисточку, а пробовала рисовать сухой.

В.: «Человечки краски» твердые, но они спят. Их нужно умыть и

разбудить. Когда кисточку макаем в воду, «человечки кисточки» берут за

руки «человечков воды» и несут их на бумагу. А потом «человечки краски»

и «человечки кисточки» вместе держатся, и, когда кисточку плотно

прижимаешь при рисовании, они остаются на бумаге.

И.: Я все поняла, буду теперь рисовать. (Берет кисточку не тем концом и

обмакивает в краску.) Опять ничего не получается!

В.: Почему ты кисточку не тем концом взяла?

И.: А какая разница?

В.: Этот конец острый, деревянный, с него «человечки воды» будут

скатываться. А нужный конец кисточки пушистый, там много волосков

- легко зацепиться «человечкам краски», и «человечки воды» не разбегутся.

2. Упражнение «Волшебная дорожка».

И.: Спасибо, теперь я все поняла и нарисую картину - вол

шебную дорожку...

(Игрушка «рисует» дорожку из квадратиков разного цвета.)

Черный

Желтый

Зеленый

Например:

Красный

В.: Какая красивая разноцветная дорожка получилась! А почему ты

говоришь, что она волшебная?

И.: Потому что, когда по ней путешествуешь, меняешь Цвет.

Смотрите: вот кружок - он вначале белый, потом стал красным, затем

желтым и т. д. (Используется прозрачный кружок из полиэтилена или

целлофана.)

В.: А еще, наверное, этот кружок умеет превращаться в разные

предметы?

И.: Конечно, если он на белой дорожке, то это одуванчик…

В.: Подожди, дай ребятам сказать...

3. Игра «Разноцветный светофор». Правила игры: воспитатель

называет любой цвет. Дети, у которых этот цвет есть в одежде,

держатся за него и проходят через препятствие. У кого такого цвета

нет, могут присоединиться к кому-нибудь или пробежать, чтобы их

не поймали.

Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).

В.: А можно, чтобы по твоей дорожке путешествовали «маленькие

человечки»?

И.: Конечно, можно!

В.: Первыми будут «твердые человечки». Что это будет: белое и

твердое?

Д.: Мел, стена, зубы...

Аналогичная игра проводится с другими цветами, совершают

«путешествие» «жидкие и газообразные человечки».

Когда обсуждается сочетание «Черные газообразные человечки, что

это?» (дым), желательно проанализировать, что хорошего и что

плохого в дыме; высказывается пожелание, чтобы небо было всегда

чистым, голубым.

Подведение итогов.

Тема: «Обобщающее занятие по ММЧ»

Цели: развивать познавательную активность; развивать умение

сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать

физические процессы.

Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной,

карточки МЧ.

Упражнение «Черный ящик».

Приходит Игрушка с черным ящиком и предлагает детям узнать, что

в нем находится.

Отгадка: мыло.

Обсуждение: зачем оно нужно, что еще можно делать с мылом.

Беседа о мыльных пузырях.

И.: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!

В.: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получаются. Мыло

ведь твердое. А пузыри какие?

В.: Откуда берется воздух внутри пузырей?

И.: Так мы же сами его надуваем!

В.: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят

купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают

плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть

пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки

мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в

стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь...

И.: Почему пузыри так быстро лопаются?

В.: У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко

держаться и отпускают их.

И.: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?

Практическая работа.

И.: Давайте сами попробуем выдуть пузыри!

В.: Конечно!

Дети получают трубочки и стаканчики с пеной; можно устроить

соревнование: у кого самый большой пузырь, у кого дольше не лопнул и

Беседа о свойствах вещества.

И.: Сейчас я покажу опыт (берет стакан, наполненный водой до

середины). Запомните, где сейчас вода (отмечает границу воды на

стакане). Сейчас я брошу туда кубики. Смотрите, что произойдет.

Д.: Вода поднялась!

И.: Верно, а вы можете объяснить, почему так произошло?

В.: Наши дети могут не только рассказать, но и показать на

карточках весь этот опыт и объяснить его.

Воспитатель вызывает несколько детей, дает им карточки

Ч и предлагает смоделировать этот процесс.

И.: А что будет, если кубики достать?

Д.: Вода опустится снова.

И.: Сейчас проверим. Точно! Как это объяснить?

В.: Сейчас наши ребята тебе снова все расскажут и покажут.

И.: Спасибо, теперь мне все понятно.

4. Подведение итогов.

Воспитатель подчеркивает, что сегодня было последнее занятие с

«маленькими человечками», но мы с ними не прощаемся, потому что

молекулы - «маленькие человечки» - повсюду, из них состоит все, что

нас окружает.

Суть методики ММЧ состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность

Рассмотрим методику ММЧ на примере опыта «Как из снега получить воду?»

Что такое снег? (Снег - это вода, которая застыла в виде кристалликов-снежинок.)

Как можно получить из снега воду? (Снег надо нагреть. Сделать это можно по-разному: в руке, принести в тёплое помещение, подогреть на огне.)

Вывод: в любом из этих случаев снег превратится в воду.

В результате ознакомления детей с явлениями неживой природы на основе ММЧ решаю следующие задачи:

  • Расширение и уточнение представлений о воде, находящейся в жидком состоянии, её признаках и свойствах, о мерах по охране её чистоты, экономному использованию.
  • Знакомство со свойствами твёрдых тел, с приёмами обследования всеми органами чувств, понимание зависимости свойств вещества от внутренней структуры.
  • Систематизация знаний о свойствах воздуха, овладение основами исследовательской деятельности, умением изображать различные действия с воздухом с помощью ММЧ.
  • Уточнение представлений о трёх состояниях воды, причинах перехода одного в другое, понимание круговорота воды в природе.

При знакомстве детей со свойствами твёрдых тел, веществ объясняю, что все предметы, которые нас окружают, состоят из очень маленьких частиц-молекул, которых мы не видим. Их мы будем называть «маленькими человечками», разные предметы состоят из разных «маленьких человечков».

В некоторых предметах, например, железе, «маленькие человечки» крепко держатся за руки, поэтому, чтобы разделить железный прутик на части, нужно приложить много силы. В других материалах, таких как бумага, «маленькие человечки» не так крепко держатся за руки, поэтому бумага легко рвётся. Для более полного понимания ММЧ провожу игру-инсценировку: превращаю «волшебной палочкой» детей в «маленьких человечков» твёрдых тел. Попутно учу их символически изображать «маленьких человечков» твёрдых веществ.

По аналогии знакомлю детей со свойствами жидких и газообразных веществ. Только в воде «маленькие человечки» не держатся между собой, но стоят рядом, поэтому воду легко переливать из сосуда в сосуд, между ними могут располагаться «маленькие человечки» других веществ.

«Маленькие человечки» газообразных веществ очень подвижны, их руки подняты вверх, они всегда бегают и прыгают.

В своей работе иду по пути «от простого - к сложному», то есть вначале мы изучаем простые вещества: стекло, дерево, вода. Затем даю представление о воде как о веществе, находящемся в природе в трёх агрегатных состояниях (жидкость, пар, лёд), которые непрерывно переходят одно в другое, то есть знакомлю детей с круговоротом воды в природе. Рассматривая схему «Круговорот воды в природе», подробно и доступно объясняю детям, как в природе протекают эти процессы и закрепляю всё в игре с использованием ММЧ. После того как дети научились описывать и моделировать простые системы, перехожу к изучению более сложных систем, состоящих из двух, трёх и более веществ (лужа на асфальте, вода в стакане, минеральная вода в бутылке и т.д.). При этом не забываю про игры-инсценировки «маленьких человечков».

Учу детей не только моделировать системы, но и читать карты-схемы объектов рукотворного и природного мира на основе ММЧ. Раздаю карты-схемы, предлагаю подумать и ответить, что это может быть.

В процессе использования ММЧ в организации поисково-познавательной деятельности заметила, что дети стали не просто пассивными наблюдателями, как это было вначале, а активными участниками практической части опыта, научились высказывать предположения, пусть даже и ошибочные, анализировать полученные результаты. Стали более самостоятельными, активными, а самое главное - усвоили в доступной форме знания о сущности процессов в явлениях неживой природы. Таким образом, подтвердилась выдвинутая мною гипотеза о целесообразности использования ММЧ в организации поисково-познавательной деятельности детей-дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш

Выполнила: воспитатель I кв. категории

Васильевой М.М

Канаш, 2017 г

Ход мастера-класса

Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить вашему вниманию метод, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я активно применяю метод «Моделирование маленькими человечками» позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов

Цель нашего мастер -класса: познакомить педагогов с методом ТРИЗ-технологии «Моделирование маленькими человечками».

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на планету ТРИЗ. .Но перед тем как отправится в это путешествие мы с вами должны вспомнить: «Что это такое ТРИЗ и зачем он нужен?». ТРИЗ- это теория решении изобретательских задач.

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся того.

Дошкольное детство –это тот особый возраст когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в разных ситуациях жизни ребенка (креативность).В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально -практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающим для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению уснуть способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому важным считаю применение методов и приёмов ТРИЗ, для развития фантазии, речи, научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы в природе.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Познакомить педагогов с методами ТРИЗ- технологиями;
  • Побудить к использованию метода «Моделирование маленькими человечками» в совместной деятельности педагога с детьми;
  • Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

Существуют следующие технологии основанные на ТРИЗ

Сегодня мы опробуем метод ММЧ

Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности .

Педагог обращается к гостям семинара:

Только сегодня и только сейчас,

Только у нас и только Вам

Я предлагаю с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства. Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей.

В своей работе со знакомством с Маленькими человечками мне помогает волшебник Оживлялка

Волшебник Оживлялка сочинил сказку и хочет, чтобы я рассказала вам.

„Сказка про маленьких человечков"

(чтение сказки сопровождается показом схем)

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил : „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. (Слайд №10)

Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки.

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Так теперь и живут маленькие человечки.

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить нужно приложить усилие .

В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)

В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Педагог: С чего предлагается начать работу для знакомства с человечками. Работа начинается с предварительной беседы, я рассказываю, что все предметы состоят из частей, и предлагаю назвать, из каких частей состоит, например , кирпич, бумага, мыло, проволока, камень и т.д . Обычно дети дают такие ответы: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло состоит из маленьких кусочков мыла»…

Обобщая ответы детей, я указываю, что эти маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды, бумага - из молекул бумаги…

О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки» .

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках .

Педагог: но на чем мы с вами полетим? (варианты детей)

Воспитатели: На космическом корабле.

Педагог: А где этот корабль? Его нет! Как быть?

А поможет нам в создании космического корабля морфологическая таблица (1 педагога создает на мольберте космический корабль)

1 2 3 4

А - «Нос ракеты»

Б – корпус корабля

В – форма иллюминаторов

Г – количество крыльев 2, 3, 4, 6

Задание: Построить космический корабль по комбинации А2, Б3, В4, Г1. (педагоги строят ракеты)

Педагог: Ну что, вот такой у нас получился космический корабль!

Теперь отправляемся в полет. Но не хватает капитана. Им буду я.

Считаем 5, 4, 3, 2, 1 . Пуск!

Вот мы с вами и прилетели в город «Твёрдых человечков»

Твердые человечки хотят поиграть с вами в игру. Кто же такие твёрдые маленькие человечки ?

Игра «Назови твёрдое»

(игра с мячом)

Задача участников: назвать различные твёрдые предметы. Кто ошибся или повторил- тот выходит из игры. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.

Теперь глазки закроем, и представим чтобы в лаборатории маленьких человечков, которые очень любят проводить опыты

«На столе лежит железная проволока и металлический брусок»

Педагог: Скажите, из чего они сделаны?

Воспитатели: Из железа.

Педагог: На что они похожи?

Воспитатели: на толстую нитку. На кирпичики.

Педагог: Что можно сделать из проволоки и железного бруска?

Воспитатели: Корзинку. Значок. Машинку. Вертушку.

Педагог: Что нужно, чтобы сделать корзинку из проволоки?

Воспитатели: Изогнуть. Разрезать. Тяжело ее сделать. Надо гнуть руками.

Педагог: Да. Надо приложить усилия. Знаете почему?

В железе живут человечки, они очень крепкие, они держатся за руки. Сможете разорвать проволоку? Попробуйте. Ничего не получается, потому что они очень крепко держатся эти человечки. Нужен инструмент, чтобы их расцепить.

Педагог: Вы спросите, почему проволоку можно гнуть, а железку только топором разрубить?

Потому что проволока тонкая, человечков легче заставить изменить свое положение. В бруске больше человечков, и поэтому его руками не согнешь. Как в венике, смотрите: вот один прутик – я его смогу согнуть, а веник не смогу, т.к. прутиков много.

Педагог: Ну что, мы побывали в городе твёрдых человечков, теперь оправляемся дальше. Вот мы с вами прибыли в город «Жидких человечков»

Давайте дорогие друзья поближе познакомимся с жидкими человечками. Кто же они такие ?

В этом городе человечки ведут себя по разному в разные времена года. .Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.

Педагог: Давайте немного разогреемся и поиграем.

Игра «Замри »

Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком), они превращаются в «ледяных», т.е. должны замереть –«замерзнуть», повторный сигнал –«растаяли».

Педагог: Давайте теперь оправимся в город «Газообразных человечков»

Газообразных человечков можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит их «человечков газа»..

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.

Педагог: Жители того города очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Маленькие человечки »

Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:

камень - дети берутся за руки,

сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,

воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

Педагог: Работа с карточками «Маленьких человечков»

Педагог подготавливает набор карточек, где символически изображены маленькие человечки:

Педагог предлагает рассмотреть модели и предлагает ответить, что это такое может быть .

Скажите, что можно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада? (добавить «газообразных человечков»)

Газообразные человечки очень любят фантазировать и превращаться в разные предметы. Они предлагают вам поиграть и узнать в какие предметы они превратились. Согласны?

Игра «Узнай вещество»

Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями, наше путешествие подошло к концу и на пора возвращаться домой.

Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1.

Вот мы и дома. Итак, мы побывали в городах большой страны ТРИЗ: город твердых, жидких и газообразных человечков.

С дороги все устали и наверно проголодались. Предлагаю нам всем вместе сварить компот конечно же с помощью метода «Моделирование маленькими человечками».

Давайте мы с вами поиграем в игру «Фрукты»,

Приглашаю к себе 3 помощника.

Я вас сейчас превращу во фрукты:

Хлопните 3 раза в ладоши И в чудо фрукты превратитесь. (Дети превращаются во фрукты).

Называем кто в какой фрукт превратился. Дети называют.

А что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, салат)

Дети, вот вы сказали, что из фруктов можно приготовить варенье, сок, салат. А знаете ли вы, как сварить вкусный компот. А какие бывают компоты? (клюквенные, яблочные, брусничные). Давайте вы не только расскажите, как сварить компот, но и покажите. А помогут нам в этом наши маленькие человечки.

Хлопните 3 раза в ладоши И в маленьких человечков превратитесь.

Сначала надо взять кастрюлю.

Кто хочет показать, какая это кастрюля, мне нужны опять помощники. Дети, какие вы человечки?

Мы твёрдые человечки (встают в круг и крепко держатся за руки)

Как ведут себя твёрдые человечки?

Они крепко держатся за руки.

Теперь надо положить в кастрюлю свежие фрукты. Какие они? (они тоже твёрдые)

А чего не хватает? Правильно, воды.

Сейчас зальём фрукты водой. Какие это человечки? (жидкие). Как они себя ведут? (слегка касаются друг друга, например локтями) Приглашаю 2 человека.

Ставим кастрюлю на плиту. Вода закипает. Как ведут себя человечки кипящей воды?

Они бурлят, двигаются, подвигайтесь, закипайте. (ходят рядышком, соприкасаясь…)

Компот всегда вкусно пахнет, я всё думаю, почему?

Это газообразные человечки из него выскакивают.

Кто хочет быть паром, выходите, мне нужны помощники.

Вот компот и готов. Какой у нас получился вкусный, сладкий, ароматный, полезный компот.

А теперь вы снова превращаетесь в детей. Спасибо, садитесь.

Оценка работы мастер – класса

Я предлагаю оценить свой мастер – класс.

  • Понравился мастер класс. Буду применять игры в работе с детьми. (Показать смайлик зеленого цвета)
  • Неплохо было. Но о том, буду ли применять игры в своей работе, не знаю, пусть покажет смайлик желтого цвета.
  • Ничего не поняла. Было не интересно, пусть покажет смайлик красного цвета.

Уважаемые коллеги, Вы были благодарными слушателями и прекрасно справились с предложенными играми и игровыми упражнениями. Используйте различные приемы ТРИЗ в своей работе, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ