Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22), – сказал Апостол Павел .

Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:

– "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби " (Откр.1:9).

С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему:

– Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.

Отвечал ему обуреваемый страстью:

– Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

Преподобный же Иоанн сказал ему:

– Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.

И он начал рассказывать всю свою жизнь подробно.

Когда я пришел (говорил он) в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, – я, сильно разжигаемы похотью, – весьма много претерпел ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя. Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и пробыл день и ночь в молитве у его гробу; и вот я услыхал голос преподобного ко мне:

– Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных.

Потому (продолжал он) я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя. Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать. Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца:

– Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один – безгрешный! избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне:

– Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке.

Я же (сказал он), поклонившись, сказал:

– Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение?

– По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым – плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа 1 и может помогать страдающим от этой страсти.

А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать:

– Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного!

Потом я узнал, что это был Моисей 2 , родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет.

Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал:

– Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря:

– Приложи ее к своему телу.

Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала беспокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха.

Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18 июля предал дух свой в руки Господу 3 , чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал. Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала там себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления. Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого, как победившего телесную страсть многим страданием, стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом с столпом, явившимся пред Моисеем, – в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну – наперснику Христа, благодатью и слову в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь.

Евангельское чтение:
Мф. 25:31-46

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры! Тем из вас, кому ещё посчастливится прочитать в Священном Писании места, с которыми вы до сих пор не знакомы, советую обратить внимание на тех, кого в Предании Церкви именуют великими и малыми пророками. В их писаниях нередко повторяется определённый возглас. Они о чём-то рассуждают и по ходу своей речи возглашают: «Жив Господь!». Это происходит, когда то или иное событие в очередной раз наглядно свидетельствует, что Бог не просто существует, а живёт, более того – действует в этом мире, в том числе и через нас.

В богословских науках есть понятие «аргумент-доказательство бытия Божия». Их несколько. Один из них космологический – о том, что есть Первопричина бытия; затем следует телеологический, обращающий внимание на то, что в этом мире всё разумно, удивительно красиво устроено, даже в этом искажённом нами мире есть гармония, поражающая своей отточенностью, говорящей о мастерстве Того, Кто это изначально создавал. Есть понятие внутреннего нравственного аргумента: в каждого из нас Господь вложил представление о Себе, и оно есть в нашем сердце. Есть исторический аргумент, говорящий о том, что нет ни одного общества или цивилизации, не знавшей Бога. Пусть в искажённом виде, пусть в очень сильно изменённом, но нет такого общества, в котором совсем не возносились бы жертвы Богу. Есть религиозно-нравственный аргумент, практический, который говорит о том, что жизнь людей, угодивших Ему, всегда содержит потрясающие встречи. Читая жития святых, поражаешься, насколько у них всё удивительно управлено и как эти люди прошли по лестнице исполнения Божьего Закона.

Есть и ещё рассуждения подобного порядка, одно из них очень глубокое: у каждого из нас есть совесть, внутренний Закон. Есть и внешний Закон, данный Богом, и вот это состояние стремления к нравственному идеалу в человеке поразительно. Оно существует даже в том, кто страшно оступился. Мне случалось посещать тюрьмы, и там я общался с теми, кто оступился сильно, несёт наказание и раскаивается. Есть моменты в жизни, когда мы испытываем состояние, которое трудно передать словами. Если чувство веры в человеке притупилось, но он этого не ощущает, это беда.

Я сегодня вместе с вами пережил необычную службу. Но вот о причине этого я говорить не буду, потому что тот, кто понимает, о чём я говорю, осознаёт, почему я это сказал, но кому-то то, что я мог бы сказать, будет услышать неполезно. Кому-то я могу это сказать лишь в личной беседе, потому что когда подобное происходит, мы видим, что Бог жив в сердцах и устах людей, юных и взрослых, и не можем не переживать это состояние встречи. Можем и не пережить его вовсе, если находимся далеко от источника Божьей милости. Согреваясь в нём, важно быть благодарными, потому что это нас сподвигает к определённой ответственности, когда мы пересекаемся с чистотою.

Есть благословение преподобного Серафима Саровского, есть те места в его обители, те клиросы, где поют только девственницы – преподобный понимал чистоту жизни. Порой мы погружаем себя в совсем иное состояние. Состояние порочности, искажённости – это ведь страшный грех. Когда принимаешь исповедь у людей, уже не первый год ведущих церковную жизнь, с ужасом узнаёшь, какие пристрастия могут бороть христианина. Трепещешь: «Господи, дай мне сохраниться! Поберечь то, что Ты мне дал». Потому что край пропасти очень близок, и рухнуть туда можно довольно быстро. А подняться сложно, хотя и возможно. Поэтому радуюсь этой службе и в молчании разделяю с вами её высоту.

Я не об этом, если честно, собирался говорить. Я готовился по Евангелию. То, что сказал сейчас, было по сердечному чувству. В Евангелии было сказано о Страшном Суде. Заметьте, речь не шла ни о мировоззрении, ни о вероисповедании. Хотя это нисколько не умаляет высоты православия, это как бы само собой. Понятие православия – это правильное славление Бога не только словами, но и делами. Когда мы исполняем Божий Закон «по обязаловке», это похоже на то, как в сказке «Морозко» Ваня бегал со звериной мордой и пытался делать добрые дела, но всех пугал. До тех пор пока у него сердце не заработало. Старуха обронила палку – «Как же она пойдёт?». Как только он это сказал, сразу стал человеком. А человек – это тело и душа. В Евангелии сказано о том, как Господь будет нас судить. Накормил ли, напоил, утешил, поддержал, то есть – был ли ты человечным? И кто-то будет очень удивлён: «Господи, Ты же не приходил ко мне, как я мог накормить Тебя? Мы же не встречались непосредственно». А Господь говорит о помощи малым, о готовности овладеть искусством этой помощи. Ты вкусил от этой земной любви, ты вошёл в глубину, ты поднялся на высоту, ты пытался, ты стремился и хотел – будь со Мной, ты сможешь разделить эту Любовь, которая в этом Царстве и выше. Вначале надо пройти экзамен, но ты прошёл и сдал его.

Вчера ночью я пришёл на стук швейной машинки. Дело уже было к часу, у нас в библиотеке сидели женщины. Они строчили декорации для того, чтобы завтра на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Ильиничны Сац была показана сказка «Двенадцать месяцев». У женщин были немного покрасневшие глаза, и я предложил им немного прогуляться. Мы подышали воздухом, я провёл экскурсию, потому что они ни разу не были в здании нашей строящейся гимназии. Мы походили, порассуждали, где что будет. И вернулись. И они снова бодро застучали машинками, делая то, что должно принести свои плоды. Потому что когда на сцене будет совершаться чудо, то появится особое сердечное ощущение, которое передастся залу – как сегодня здесь было то, что передавалось с клироса и из алтаря в среднюю часть храма, а из храма передавалось обратно на клирос и к алтарю. И всё это соединялось с Небом. Вот эту связь Господь очень ценит и по ней будет нас судить. Иногда в нашей жизни подобных ощущений бывает очень мало. И когда этого мало, понимание того, что значит «жить для других», постепенно может угаснуть в человеке. Конечно, невозможно сразу взять и отдать всё. Но никто и не требует этого, нужно просто учиться замечать чужую боль и пытаться что-то делать, чтобы другим было лучше. Я вспоминаю своего покойного наставника, который нёс послушание духовника в Троице-Сергиевой Лавре вместе с отцом Кириллом Павловым. И вот он говорил так: «Всегда думай о том, что ты сделал, чтобы другим было лучше. Что-то сделал – думай, что ещё можешь сделать. Что-то сегодня, что-то завтра и послезавтра. И ты увидишь, как Господь поможет тебе это сделать».

Радуюсь этому дню, всех вас сердечно приветствую, прошу ваших молитв. Не будем останавливаться. Спаси Господи!

Протоиерей Андрей Алексеев

». Этот эпитет объясняется наличием в пещерах монастыря огромного количества святынь, и, главным образом, - мощей подвижников. Одним из слуг Господних, чьи нетленные останки покоятся в древней Божьей обители, является преподобный . День его памяти Православная Церковь празднует каждый год 31 июля (18 июля по ст.с.). Указанная дата связана с преставлением святого.


Страдания и освобождение

Преподобный Иоанн Многострадальный отличается от других праведников, посвятивших свою жизнь служению Богу. С ранней юности он был одержим грехом плотской страсти, физической похоти, с которым ничего не мог поделать. Иоанн предпринимал попытки избавиться от подобных мучений, выбирая самые изощренные способы и методы: томился жаждой, голодал. Однако ничто не в силах было освободить будущего святого от пагубного порока.


В отчаянии Иоанн отправился в Киево-Печерскую Лавру, где подвизался на монашеское служение. В особенно острый момент он ушел в пещеру с мощами преподобного Антония. Там юноша стал неистово молиться святому и просить авву избавить его от невыносимых телесных страданий, влекущих за собой греховность души. Молодой человек быстро получил ответ - уже через сутки, а вместе с ним и руководство к действию. Иоанн услышал голос, который велел юноше навсегда остаться в пещере и жить в последней затворником. По мнению невидимого наставника лишь неведением и молчанием возможно победить страсть плоти, к чему так стремился преподобный.


Иоанн послушался голоса и сделал место покоя святого Антония своим постоянным жилищем. 30 лет он пробыл в полнейшем уединении. Все это время преподобный непрестанно молился, лишал себя сна, постился. Однако эти меры приносили мало толку, облегчая муки телесные лишь отчасти. Тогда в бессилии Иоанн разделся и наложил на себя железные вериги. Так в холоде и под гнетом физической боли он провел много дней и ночей. После преподобный еще более усугубил собственное положение: выкопал глубокую земляную яму, в которую залез, как только наступил Великий пост . Все тело свое он засыпал песком и землей - лишь руки да голова преподобного видны были на поверхности. В таком обездвиженном состоянии Иоанн Многострадальный провел весь пост. Но и здесь нечистая сила продолжала искушать бедного подвижника: сначала ноги его поразила тяжкая болезнь, затем кости стало крутить и ломать, а во всем теле будто заполыхало адское пламя. Однако все это не возымело на праведника никакого действия, поскольку тот одержим был идеей сохранить свое физическое целомудрие и чистой, непоруганной - душу. Иоанн даже радовался происходящему и готов был сгореть в огне, насылаемом дьяволом, лишь бы не сдаться на милость нечистого - не покинуть яму.

Тогда сатана, видя равнодушие преподобного к своим ухищрениям, сотворил устрашающее видение. Иоанн Многострадальный узрел огненного, страшного змея, который накинулся на святого, чтобы сожрать свою добычу. Мерзкая тварь, вышедшая из самого ада, раскрыла свою жуткую, полыхающую пламенем пасть, и в тот же миг руки, а после - голова подвижника оказались объяты огнем. Иоанн взмолился Богу о помощи, защите и спасении. По окончании пламенной молитвы откуда не возьмись сверкнула молния и страшный змей исчез бесследно. Иоанн вздохнул с облегчением и с благодарностью обратился ко Господу. Тотчас он услышал голос, посоветовавший помолиться для окончательного избавления от пагубной страсти преподобному Моисею Угрину, способному помочь в этой конкретной беде. Иоанн Многострадальный исполнил указание таинственного голоса, принадлежавшего, без сомнения, самому Творцу, и снизошел на него Дух Святой. В душе и во всем теле воцарились такие тишина, умиротворение и благодать, что от плотской страсти не осталось даже напоминания. 30 лет неистовых мучений и самоистязаний во имя высокой цели навсегда остались в прошлом.

Исцеление инока

После случившегося Иоанн стал помогать другим людям, одержимым похотью плоти, побороть греховную страсть. И никто из посещавших святого не уходил, не получив освобождение от оков порока и не очистив свою душу. Церковное предание описывает случай, когда к Иоанну многострадальному стал часто наведываться один из братии Печерского монастыря, точно также сжигаемый огнем плотской страсти. Этот монах неоднократно просил преподобного помолиться о его душе и об ослаблении вожделения. Иоанн поучал молодого инока, что надобно терпеть и осознавать, какой это великий подвиг - сопротивляться пагубной страсти и победить ее, в конце концов. А еще он сказал несчастному: «Молись преподобному Моисею».

После этих слов Иоанн вместе с братом вознес мольбы к Божьему угоднику и самому Господу, затем взял одну из костей от мощей указанного подвижника, дал страдальцу и повелел приложить к телу своему. Несчастный послушался и - о, чудо! - в ту же секунду похоть в теле его угасла, все чувства порочные разом умерли. Вместе монахи воздали небесам хвалу и возблагодарили святого Моисея за скорую помощь.

Кончина преподобного

Иоанн Многострадальный незадолго до своей смерти почувствовал приближение последней. И захотел он окончить земное существование там, где избавился от пагубного плотского порока: в яме, вырытой им собственноручно в пещере с мощами святого Антония. Подвижник забрался в яму и почил с миром. Произошло это около 1160 г., 18 июля по старому стилю, как уже выше было упомянуто.


Мощи святого сегодня находятся в том самом месте, где преподобный Иоанн провел 30 лет в попытках умерщвления собственной плоти. Молитва, вознесенная у тела святого и просто самому угоднику Божьему, помогает в борьбе с мирскими пагубными страстями, причем не только с той, что обуревала обладателя священных останков, но любой, способной низвергнуть душу человеческую в ад.

В исторических хрониках описано немало случаев, подтверждающих особую благодать, источаемую нетленными мощами преподобного Иоанна Многострадального. Так, к примеру, в повествовании о чудесах в пещерах Киево-Печерского монастыря (период написания 1629-1631 гг.) рассказывается о некоем Яне Пиглавском, польском дворянине, который при посещении ближних, Антониевых пещер, стал насмехаться над мощами подвижника и даже попытался оторвать почившему праведнику голову. Спустя короткое время у нечестивца заболели шея и плечи. Ни один врач не мог унять страдания дворянина: помогли только искреннее раскаяние в кощунственном поступке и пылкая молитва.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА МНОГОСТРАДАЛЬНОГО Память 18/31 июля. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), – сказал Апостол Павел. Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби» (Откр.1:9). С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему: «Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя.» Отвечал ему обуреваемый страстью: «Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.» Преподобный же Иоанн сказал ему: «Зачем ты хочешь отдать себя на растерзание врагу? Ты будешь похож на человека, стоящего на краю пропасти; придет к нему враг и внезапно столкнет его вниз, и такое падение будет ужасно, так что потом ему уже не подняться; если же ты останешься здесь, в святом монастыре, ты будешь похож на человека, стоящего далеко от пропасти, которого враг как бы ни трудился тащить, не можете сбросить; так Господь за твое терпение избавит тебя от пропасти страстей и от бренной нечистоты; послушай, брат, я расскажу тебе, что случилось со мной в юности.» И он начал рассказывать всю свою жизнь подробно.

Когда я пришел (говорил он) в этот святой монастырь печерский и стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, – я, сильно разжигаемый похотью, – весьма много претерпел ради своего спасения! По два, иногда и по три дня я не ел, часто и целую неделю я совершенно не принимал никакой пищи и жаждою умерщвлял себя: целыми ночами я не спал; в таком страдании я провел около трех лет, но и таким образом не нашел я покоя. Тогда я пошел в пещеру, где положен был преподобный отец наш Антоний и пробыл день и ночь в молитве у его гробу; и вот я услыхал голос преподобного ко мне: – Иоанн, Иоанн, тебе нужно здесь затвориться в пещере, чтоб, не видя ничего и пребывая в молчании, побороть страсть. Господь поможет тебе молитвами Своих преподобных. Потому (продолжал он) я с тех пор затворился здесь в тесном и печальном месте, где живу вот уже тринадцатый год; и не скоро я достиг покоя. Целые года боролся я со страстями и телесными помыслами, ведя жизнь строгую, немало лет, удручая свое тело сначала только постом и бодрствованием; потом, не зная, что делать и не будучи в состоянии побороть плотской страсти, я решил жить нагим; я повесил на свое тело тяжелые вериги и так с тех пор и поныне я изнуряю себя холодом и тяжестью железа. Однако, когда и этого всего бывало недостаточно, я придумал иное: выкопал глубокую яму, по самые плечи мне. Когда настали дни святого Великого поста, я влез в яму и засыпал всего себя землей, так что у меня остались свободными только руки и голова, и так я пробыл под тяжестью земли весь пост, не будучи в состоянии двинуть ни одним суставом; но и от этого не прекратилась жгучая плотская страсть моя. Кроме того меня пугал враг диавол, желая выгнать меня оттуда, и я ощутил такое его коварство: на дне ямы загорелись мои ноги, жилы в них стянуло, кости трепетали, пламя достигло уже живота и члены мои начали гореть. Я же не обращал внимания на жестокую боль, но радовался душою, радовался, что душа моя сохранилась чистою от скверны: я предпочел сгореть в том огне ради Господа, нежели выйти из ямы поруганным от беса, и в то же самое время я увидел страшного и лютого змея, который дышал пламенем, обжигал меня искрами и хотел пожрать. Так он делал несколько дней, желая прогнать меня. С наступления Светлой ночи Воскресения Христова напал на меня внезапно тот лютый змей, захватил в пасть мою голову и руки, на голове и на бороде у меня опалились волосы, как ты теперь видишь, и я, уже находясь в пасти у того змея, вскричал из глубины моего сердца: – Господи Боже, Спаситель мой, зачем ты оставил меня? будь щедр ко мне, Владыка, потому что Ты один Человеколюбец! спаси меня грешного, ибо Ты один – безгрешный! избавь меня от скверного беззакония моего, чтоб я не погиб в сетях лукавого навеки, спаси меня от этого врага: вот он рычит, как лев, желая меня поглотить. Покажи силу Твою и приди спасти меня! Блесни Своей молнией и прогони его, чтоб он исчез от лица Твоего!

Когда я кончил молитву, тотчас свет божественный блеснул как молния, и лютый змей тот исчез; и я его до сих пор не видал, по милости Божией. Я услышал тогда и голос Господа ко мне: – Иоанн, Иоанн! Вот тебе была помощь, теперь смотри сам, чтоб больше не пострадать в будущем веке. Я же (сказал он), поклонившись, сказал: – Господи, зачем ты оставил меня на жестокое мучение? Отвечал мне голос: – По мере твоего терпения было это послано тебе, чтоб ты, испытанный огнем, стал чист, как золото; выше силы не допустит Бог искушения человеку, чтоб не изнемог он и не был поруган лукавым змеем. Но как разумный хозяин поручает крепким и сильным рабам большую и тяжелую работу, а слабосильным и слабым – плохую и легкую, так понимай и ты о борьбе с телесною похотью, из-за которой ты молишься о себе. Но помолись тому мертвецу, который находится близ тебя, чтоб он излечил тебя от блудной страсти: он сделал больше Иосифа и может помогать страдающим от этой страсти. А я (продолжал он), не зная имени этого мертвеца, стал восклицать: – Господи, помилуй меня молитвами этого преподобного! Потом я узнал, что это был Моисей, родом угрин (венгерец). Тогда меня осиял несказанный свет, в котором я и теперь нахожусь, не нуждаясь в свете ни ночью, ни днем, и все достойные, которые приходят ко мне, довольствуются этим светом и видят воочию мое утешение, которое осветило меня в ту ночь Воскресения, давая надежду на будущий свет. Окончив этот рассказ о многострадальной жизни своей, преподобный отец наш Иоанн обратился к одержимому страстью плотскою и сказал: – Мы ведь сами, брат, помышляем своим умом о плотском, за это и попускает на нас Бог страдания Своим праведным судом, потому что мы не приносим достойных плодов покаяния. Но, брат, я скажу тебе: помолимся этому преподобному Моисею, и он поможет тебе.

После этого он помолился вместе с одержимым страстью; потом взял одну кость от мощей преподобного Моисея и дал ему, говоря: – Приложи ее к своему телу. Сделав это, брат тотчас почувствовал, как угас жар в теле его; блудная страсть перестала безпокоить Иоанна и замерла в теле его; с тех пор не было ему более мучений от нее. Тогда святой и брат, одержимый страстью, вместе воздали хвалу Богу за то, что тех, которые прославили Его чистотою в своей жизни, прославляет Он и по смерти чудесами, очищающими людей от греха. Вскоре после рассказа о своих великих страданиях многострадальный затворник, преподобный отец наш Иоанн 18 июля предал дух свой в руки Господу (кончина св. Иоанна последовала в половине XII века), чтоб воцариться с Тем же, с Кем вместе пострадал. Мощи же его святые, подающие неоскудевающее исцеление, как столп защиты от лица вражьего, стоят и теперь непоколебимо там, где он сначала там себя закопал по плечи, когда подвизался, и после, когда узнал время своего преставления. Молитвами многострадального сего затворника, преподобного отца нашего Иоанна (честное тело которого, как победившего телесную страсть многим страданием, стало столпом в доме Божием), да будем и мы направлены, как светом с столпом, явившимся пред Моисеем, – в ту обетованную небесную землю, текущую молоком и медом, чего удостаиваются кормящиеся грудью младенцы, а также и этот девственник Иоанн, подобно Иоанну – наперснику Христа, благодатью и слову в Троице славимого Бога, Которому воссылается слава ныне и вечно. Аминь. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Июль

Иоанн Многострадальный

Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), - сказал апостол Павел. И преподобный Иоанн Многострадальный, возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы обители Печерской, российский девственник, поистине много принял скорби ради подвига девства, будучи обручен Небесному Жениху.

Так сам подвижник рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти: «От самой юности много я страдал, мучимый похотью плоти. Пришедши в этот святой монастырь Печерский, стал трудиться по чину святого ангельского иноческого образа, но, сильно разжигаемый похотью, весьма много претерпел ради своего спасения. По два, иногда и по три дня я не ел, часто целую неделю совершенно не принимал никакой пищи и жаждой умерщвлял себя. Бывало, целыми ночами не спал. И в таком состоянии я провел около трех лет, но и таким образом не нашел покоя. Тогда я пошел в пещеру, где был положен преподобный отец наш Антоний († 1073; память 10/23 июля) и пробыл день и ночь в молитве у его гроба; и вот услыхал голос преподобного ко мне: «Иоанне, Иоанне! Подобает тебе здесь затвориться в пещере, да невидением и молчанием упразднится брань, и Господь поможет тебе молитвами преподобных Своих». Тогда я затворился в этом тесном и скорбном месте и пребываю здесь уже тридцатое лето и только недавно обрел покой. Все это время боролся со страстьми и помыслами телесными, удручая тело свое постом и бдением. Обуреваемый плотскими страстями и не зная, как изгнать их, я решил, сняв одежду, наложить на тело мое тяжкие брони и с того времени и доныне измождаю себя стужею и тяжестью железа. Однако и этого всего было недостаточно. Тогда я придумал иное: выкопал глубокую яму по самые мне плечи. С наступлением Великого поста я шел в нее, засыпал себя песком, оставив свободными только руки и голову. И так, угнетаемый землей, пробыл весь пост, не двигая ни единым суставом. Много творил мне пакостей диавол, желая изгнать меня из ямы. Он поразил страшной болезнью ноги мои, так что они скорчились, кости мои разломило и огонь поразил члены мои, но, не думая и не печалясь об этой болезни, я радовался душою, соблюдая ее чистой от скверны и желал лучше сгореть в огне том, нежели выйти из ямы, поруганный бесом. И вот в то же время я увидел страшного и лютого змея, дышащего пламенем и искрами и хотевшего пожрать меня. И это продолжалось несколько дней. В светоносную же ночь Воскресения Христова вдруг напал на меня тот страшный змей и, вложив голову мою и руки в свою пасть, опалил мне волосы на голове и бороде. Я же, находясь в гортани того змея, возопил из глубины сердца моего: «Господи Боже, Спасе мой! Вскую оставил мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси един Человеколюбец, избави мя от поглощения врага сего: воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти мя, блесни молнии Твоя и прожени его, да исчезнет от лица Твоего». Когда же кончил я молитву, тотчас свет Божественный блеснул, как молния, и лютый змей исчез; и я его не вижу благодатью Божией и доныне. И услышал я тогда голос Божий ко мне: «Иоанне, Иоанне! Вот была тебе помощь - смотри же, будь внимателен к себе, дабы не случилось что-либо худшее в будущем веке». Я же, поклонившись, сказал: «Господи, почто мя оставил еси зле мучима быти?» Отвечал мне голос: «По силе терпения твоего Я испытал тебя, дабы, искушенный огнем, явился чистым, как золото. Ибо выше силы Бог не попускает человеку искушений, дабы не был он поруган змием лукавым; но премудрый господин вручает крепким и сильным рабам великие и тяжкие дела, немощным и слабым - легкие. Ты же, чтобы избавиться от брани похоти телесной, помолись преподобному Моисею Угрину, да облегчит тебя от страсти блудной, ибо он более Иосифа Прекрасного (Быт. гл. 39) сотворил и может помогать страждущим страстью сей». Я же стал взывать: «Господи! Помилуй меня молитвами преподобного сего». И вот пришел на меня неизреченный свет, который и ныне есть, не требуя свечи ночью и днем. И все, достойно приходящие ко мне, видят воочию мое утешение и насыщаются такого света, осветившего меня в ночь Воскресения Господня, ради будущего вечного света». Так окончил преподобный Иоанн рассказ о своем многострадальном житии.

Много раз приходил к преподобному Иоанну, затворившемуся в пещере преподобного Антония, некто от братии, боримый наветом диавольским на вожделение плотское, и просил святого, дабы помолился он ко Господу об ослаблении его страсти. Преподобный Иоанн говорил ему: «Брате! Мы сами пригвождаем ум наш к плотолюбию, поэтому Господь праведным судом Своим попускает на нас и страсти, ибо мы никогда не творим плодов достойных покаяния. Если же пробудешь здесь, во святом монастыре, то будешь подобен мужу, стоящему недалеко от пропасти, и уже враг не в силах будет низринуть тебя. Так Господь за терпение твое изведет тебя от рова страстей и от брения нечистоты. И сему преподобному Моисею помолись, и он поможет тебе». Затем, помолившись вместе с братом и взяв одну из костей от мощей прп. Моисея, блаженный Иоанн дал ее ему, говоря: «Приложи это к своему телу». Тот поступил так и тотчас же ощутил, что разжжение угасло и все страсти блудные в плоти омертвели. Тогда вместе - блаженный и брат - воздали хвалу Богу и угоднику Его Моисею, совершающему и по смерти чудеса.

Провидя свою блаженную кончину, преподобный Иоанн Многострадальный также закопал себя в ту яму, в которой однажды подвизался, и там мирно почил около 1160 года, 18 июля. Мощи святого Иоанна стали неоскудевающим источником исцелений от блудной страсти.

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА СОРОК ЧЕТВЁРТАЯ. ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦЫ - МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ИОВ И ИОНА. После книг Ездры, Неемии и Есфири в Библии следует Книга Иова, рассказывающая историю, дата которой нигде не указана. Заключается она в следующем: в земле Уц (?) жил некий несметно богатый и очень

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ ИОВ Само имя Иов означает, «истерзанный». Возможно, впрочем, что то было прозвище, потому что оно больше подходило этому человеку тогда, когда он уже претерпел все муки, выпавшие на его долю.Вряд ли можно было назвать его истерзанным в пору его

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 44 Иже во святых отцы – многострадальный Иов и Иона После книг Ездры, Неемии и Есфири в Библии следует Книга Иова, рассказывающая историю, дата которой нигде не указана. Заключается она в следующем: в земле Уц (?) жил некий несметно богатый и очень богобоязненный

Из книги Иисус, не знавший Христа автора Черный Вадим

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Иоанн. Иоанн Богослов. Он же Иоанн Зеведеев. Он же Воанергес. Рыбак. Апостол. Был обращён Иисусом в числе первых. Его евангелие должно быть самым достоверным. Начинаем.«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»…Очень просто, предельно понятно. Сразу видно -

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИОАНН (Стефан Митропольский), еп. (1836–1914), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Калуге; окончил МДА (1862); будучи студентом принял монашество. В 1870 хиротонисан во еп.Алеутского и Аляскинского. Окончил служение еп.Аксайским (Донская епархия). С 1910 на покое. И. принадлежит ряд

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский (+ ок. 1160) Память его празднуется 18 июля в день преставления,28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских,в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поставместе с Соборам всех прпп. отцевСкорбно было

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

ЭКСКУРС II. СВ. ИОАНН ПРЕДТЕЧА И СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ Св. Иоанн Богослов был учеником св. Иоанна Предтечи. Именно в Евангелии от Иоанна апостолом–самовидцем повествуется, как двое из учеников Иоанна стояли вместе с Предтечей. По обычаю евангелиста, назван только один, Андрей,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Февраля 13 (26) Священномученик Иоанн (Калабухов) и исповедник Иоанн (Летников) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Иоанн родился 13 ноября 1873 года в селе Толобино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Луки Калабухова.С 1900 года Иван

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Иоанн В некоторых книгах Ветхого Завета есть апокалиптические пассажи, например, в Книге пророка Исайи содержится «малый апокалипсис», а последняя половина Книги пророка Даниила - апокалиптическая. Однако ни одна книга Ветхого Завета не является полностью

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Праведный ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ 6/19 мая Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии – местом пребывания его была земля Хус, которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына – первенца Нахора, брата Авраамова (см.: Быт. 22,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 1-е. Св. и праведный Иов Многострадальный (О христианском терпении) I. Праведный Иов, великое терпение которого прославляется в сегодняшних церковных песнопениях и чтениях, жил в Аравии за 1900 лет до Р.Х. Был он человек богатый и славный. У него было семь сыновей и

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Иоанн Многострадальный, преподобный (+1160) Иоанн Многострадальный (? – 18 июля 1160) – монах Киево-Печерской лавры. Почитается в Православной церкви в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 18 июля и 28 сентября (в составе Собора преподобных отцов

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ИОАНН, многострадальный, преподобный Печерский Мощи его почивают в пещере преподобного Антония; в Патерике день кончины его показан июля 18; год его преставления неизвестен; но по некоторым обстоятельствам жития Иоаннова, в Патерике описанного, явствует, что инок сей жил



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ