Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).

Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор. Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем. Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.

Некрасов вспоминает о непростой судьбе и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.

Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.

Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.

Отправляя студентов нашей Сретенской духовной семинарии на летние каникулы, мы дали им поручение: встретиться с христианами, которые на два или на три поколения старше современной молодежи, расспросить у них о том главном, что происходило в жизни этих людей в государстве, восставшем против Бога, а потом уставшем от этого восстания и осознавшем всю его тщетность и бессмысленность. О том, как эти люди обрели и сохранили свою веру, о главном, к чему пришли люди старшего поколения, приближаясь в зениту или к закату земного пути.

Надо сказать, что все студенты с немалой пользой для себя, да и для нас, их наставников и воспитателей, исполнили это послушание. Все без исключения их наблюдения и записки необычайно интересны. С некоторыми из этих работ мы готовы познакомить наших читателей.

житель села Большой Бор Онежского района Архангельской области, говорит, что когда решил восстанавливать Ильинскую церковь, крещеным не был и о вере еще не помышлял, а хотел восстановить для потомков культурное наследие, оставить по себе память. Но чудесно начала приходить помощь: «С кем ни поговоришь, побеседуешь, что надо, и люди соглашаются и помогают». А потом в храм стали возвращаться иконы. И в 50 лет Александр Николаевич крестился: «Жизнь так складывается, что год за годом приходит осознание». Он рассказал участникам миссионерской экспедиции о вере на селе в годы богоборчества, судьбах закрытых храмов, героях Великой Отечественной войны и о своей непростой жизни.

- Александр Николаевич, расскажите о своем детстве, о семье, о родителях.

Родился в 1954 году, в июне месяце. Вот уже седьмой десяток разменял. В Онеге жили. Было четверо в семье, я самый малый. Восьмилетку-школу кончил, потом в ПТУ два года отучился. После в Германии служил. Ушел в 18 лет, пришел в 20.

- Вы тогда о вере что-то знали?

Ради любопытства ходили на смотреть Крестный ход. Это в Онеге, в Лазаревской церкви. А там народу! Пожарников нагонят, милиции нагонят. Один раз с ребятами сходили, в ПТУ я учился тогда. А директор утром на линейке говорит: «Вот у нас богомольцы есть», - фамилии назвали тех, кто ходил на Крестный ход смотреть. Что в этом такого? Мы же там ничего, не хулиганили - только посмотрели и ушли.

В армию тоже идти. Ясное дело, что с ребятами, со всеми родственниками. С похмельца: что там - 18 лет… И нас - в комсомол. Военком говорит, что каждый, кто за границу отправляется служить, должен идти со значком Ленина на груди. И минут за 30 до отправки поезда нас всех - в комсомол: уже готовы заявления, и фотографии наши у них были, чтобы в комсомол принимать. И тот, который принимает, так сказать, фанатик, говорит: «Садитесь. Желаете ли вы быть в первых рядах ленинской молодежи?» А я говорю: «Всех принимают, так ладно, принимайте и меня».

- А в партии?

В партии уже не был. Правда, вызывали, говорили: «Работаешь ты хорошо, без прогулов, не пьешь, не куришь - иди в партию». А что мне? В партию идут для чего? Для карьеры. Я не пью и не курю - я и не в партии. А вот те, кто пьют, и курят, и воруют - тех нужно в партию брать. У вас выше половины этого контингента - я к вам не подойду.

- Вы в то время крестик носили?

Нет, крестик не носил, я в 50 лет только крестился.

- Как в те годы народ относился к вере?

- «Религия - опиум для народа» - вот так относился, не знаешь, что ли? И этот опиум мы «курили» семьдесят с лишним лет, а сейчас плоды пожинаем.

- Может быть, у вас дома как-то отмечали церковные праздники?

На Пасху яйца красили. Собирались на застолье на Пасху, на Троицу. И на собирались. Раньше праздник-то отпраздновать, ясное дело, что «не посуху»: чтобы водки, этой отравы, бутылку купить, нужно еще очередь выстоять, чуть ли не полдня. А то и бражку варили, да и кто что умел - даже томатную пасту перегоняли.

- Хотелось бы узнать о том, как застала война ваших родителей, родственников. Расскажите, пожалуйста.

Да, отец воевал, был на Дальнем Востоке. Еще у матери два брата. Один брат, Федор, был замполитом полка в звании майора уже в военное время, и когда Калининград занимали, там его оставили политработником. Умер в 1980-х годах. В 1980 году мы поехали в гости в Калининград, в июне месяце, и он говорит: «Поехали до Зеленограда - там бывший немецкий курорт, пляж». Мы приехали, он разделся, а у него на ноге вместо икры одни жилы торчат. Не знаю, как он ходил, - осколок в ноге был. Смотрю: он разделся, в воду - плюх. Я зашел, думаю: «Вода-то ледяная, все же Балтийское море». Смотрю: прибалты на машинах приехали, детей-грудничков годовалых купают тоже в этом море. Я побродил, побродил, а он говорит: «Ты не с Архангельска? Что боишься купаться-то?» - «Вода холодная». - «Да ну, ты что?» Он барахтался, барахтался, мне уж волей-неволей пришлось залезть в воду.

Другой брат погиб на северной железной дороге. Они даже повоевать не успели - их эшелон разбомбили. Так Федор, брат, после войны архивы поднял, нашел место захоронения, организовал перезахоронение. Говорит, что похоронены были прямо в шинелях, головы полотенцем обернуты и у каждого номерок.

- Как появилась ваша семья, как вы познакомились с женой? И как оказались в Большом Бору, в такой далекой от районного центра деревне?

На сенокосе с будущей женой познакомились. Нас было десять ребят и девять девчонок. Потом переехали в Большой Бор, и вот почему: с работой было худо, платить меньше стали. А здесь два месяца поработал - и меня мастером-строителем сделали.

В храме Ильи Пророка совхоз хранил семечки, зерно, овес, семена

Вы, можно сказать, один, своими руками, восстановили находящийся в руинах храм в Большом Бору. И начали это 20 лет назад. Почему сразу не обратили внимание на храм, когда приехали?

Разговоры-то были о храме, все знали. Но я в нем не бывал, хоть он и открыт был. Рядом - туда заходил, в нем тогда спортшкола была, теннисные столы стояли. Один активист-комсомолец, Касьянов Николай Петрович, храм сделал спортклубом. Он руководствовался тем, что культура - для народа. А в храме Ильи Пророка совхоз хранил семечки, зерно, овес, семена. В один год на поле картошку сажали, в другой на нем же - уже овес: так земле легче, и урожай лучше. Архангельская область до 1950-х годов сама себя кормила, даже на вывоз оставалась продукция.

- А на разоренные храмы все тогда глаза закрывали?

Раньше было принято ходить друг к другу в гости по деревням на Пасху, Рождество и светские праздники, но вот храмы… Не то слово, что глаза закрывали - хуже! В Поле, например, в Богоявленском храме стена ободрана, снята обшивка. Что за выгоду человек получил от этого, который снял? Это, можно сказать, кощунство.

Бабушки восьмидесятилетние - вот кто сохранял веру. А я в Онегу ездил иногда, заходил в церковь. Но здесь в храм не заглядывал - все было заколочено. Кстати, видел, в храме обрезанную икону ? Когда-то ее распилили, чтобы заколотить окошко.

Александр Николаевич, расскажите, как начиналось восстановление Ильинской церкви. Что вас подвигло обратить внимание на храм?

Был один человек в деревне, я с ним разговаривал, он и говорит: «Надо бы память оставить о себе». Только вот выпивал много, так что с ним, как с маленьким, приходилось сидеть: вел себя, как бы это сказать, неадекватно. И в итоге удавился - 40 лет ему было, молодой.

Пускай ты будешь трижды крещен, а если у тебя за душой - ничего, то что толку

Я смотрел на храм и видел в нем культурное наследие, памятник. И поэтому решил восстанавливать. Когда храмом занялся, верующим еще не был. Но ведь у каждого свой царь, свой Бог. Пускай ты будешь трижды крещен, а если у тебя за душой - ничего, то что толку. Пришел я, например, креститься, заплатил 150 рублей. Но веру разве за деньги купишь? Ты ее ни за что, ни за какие деньги не купишь. В 1995 году я поехал в Онегу, узнал, где живет батюшка, отец Иоанн. А тогда был введен хозрасчет. Он говорит: «Ты знаешь, мне нужно на рубь дохода рубь десять сдать в казну, а для того чтобы общину создавать, нужно много денег». Он меня отговаривал. Но как-то потихоньку, доска за доской, что-то получалось.

- Как поменялось отношение к храму - от культурного памятника до места молитвы? Как вы обрели веру?

Случай расскажу. 2007 год. Подхожу как-то к храму, а рядом рюкзаки лежат - москвичи приехали, паломники с какого-то Владимирского храма. Я им открыл храм, двери к тому времени уже сделал. Эти ребята, оказывается, меня ждали. Зашли в храм, помолились они, тропари попели. Потом выходят - одна женщина подала тысячу рублей, вторая достает 400 рублей. Говорят: «Это вам на восстановление храма». Я отвечаю: «Восстановление так восстановление, будем крыльцо на эти деньги делать». Брус купил, привез, ребятам деревенским говорю: «Давайте крыльцо обоснуем», - и без разговоров помогли.

Я гвозди отогнул - а это не дверь, а икона. На самом виду, а ведь никто не догадался

- Я слышал, что иконы в храме нашли, расскажите об этом.

Женщина приехала с детьми из Вологды, говорит: «Можно ли церковь посмотреть?» - «Пожалуйста». Открыл. Ходили, смотрели. Я с сыном был, с Егоркой. И видим: дверь наискось и два гвоздя загнутых. Я говорю: «Ну-ка, Егорка, держи дверь». Я гвозди отогнул - а это не дверь, а икона. На самом виду - а ведь никто не догадался, и те, кто утаскивал раньше иконы. Я ее Спасителем называю. И не только потому, что Вседержитель на ней, но и потому, что икона эта храм спасла, хранила его: он не сгорел, ничего в нем не было плохого, как в других. Знаете, бывало храмах: и танцевали, и дискотеки устраивали, и охальничали. А в нашем только мыши были, зерна подъедали.

Вторую, нашли, когда иконостас налаживали. Парень говорит: «Там что-то есть еще между досками». Посмотрели - вытянули икону.

Икону Крещения принесли деревенские. Только она со сколами, ее нужно наращивать, восстанавливать. Может, доживем до таких лет?

- Почему другие не брались за восстановление храма?

Это хлопотно. Постоянно мотаться в Онегу за материалами - кому это надо? В Онеге заходил в столярные мастерские: «Сделаете царские врата в храм?» Все отказывались. И тогда самому пришлось.

Привез песок однажды. Беру лопату и раскидываю, а соседи - один пьяненький сидит: «Ну чего, десять-то косарей имеешь в месяц?» Я говорю: «Ты что, за десять-то косарей и близко бы не подходил! Двадцатник». И он мне: «Вот так я бы тоже стал». Видишь, мнение у деревенских такое, что я тут, оказывается, деньги стягиваю. У меня в свое время за лето выходило, что до десяти печек перекладывал. Меня считали «хапугой», мол, такой-сякой. Но я же не воровал, а сам работал. Каждый судит по себе.

Никто не принуждал, не приводил - крестился сам, осознанно

- Расскажите, как вы крестились.

Отец Александр с Онеги приезжал, предложил, да я и пришел креститься. Никто не заставлял, не принуждал, не приводил - крестился сам, сам пришел, осознанно. А жена уже крещена была. Она также помогает - иконостас, например, раскрасила.

Жизнь так складывается, что год за годом приходит осознание. У меня ведь такая установка: я работаю, и живу, и делаю все для детей, для внуков. Племянник мой разбился на мотоцикле. А мне за день до его похорон приснился сон, что в гробу лежит мой сын Алексей, как будто предсказание, - и через четыре года так и случилось. Поехали они с друзьями в Поле, там спирту напились и собрались домой. На мотоцикле. Его хоть и отговаривали, но все равно пьяный поехал. «Урал» как трактор: если разгонишь, так ведь не остановишь. А тут коровы шли: он их сбил, ноги переломал. Было часов пять или чуть пораньше. Мы мост ремонтировали неподалеку, приехали: мотоцикл на обочине, Алексей лежит посреди дороги. Участкового вызывали да медика привезли. Перелом шейных позвонков. Ему было 20 лет.

Поблизости есть село Сырья, там храм, - скажите, совершались ли там богослужения в советское время, и посещал ли кто-либо храм?

В Сырье во время войны иногда были службы, и люди приходили и записки оставляли с пожертвованиями (кто пять рублей, кто десять рублей, кто как мог) - просили у Бога защиты. Опиум опиумом, но еще не все выветрили в 1940-е годы. Человека еще не успели переделать. Это как сейчас: 70 лет советское время было, а все равно еще много старого осталось, пережитков разных, привычек.

- Чувствовали ли вы помощь свыше в восстановлении храма?

С кем ни поговоришь, побеседуешь, что надо, и люди соглашаются и помогают. Иконостас делал - думал, что со старого соберу. А старые детали рассохлись и теперь не подходят. Материала мало: приходилось делать так, чтобы не ошибаться, - и получалось. Потом вы приехали как снег на голову, и жизнь храма забила ключом. Это все, конечно, не случайность.

Вспомнил вот еще что. Говорили мне, что когда в Георгиевском храме спортзал был, туда школьники ходили и видели: небо проявляется, закрашенное побелкой. Потом снова белили, и не помогало - тогда совсем закрасили. А школьники иногда специально заходили на иконы посмотреть.

Александр Николаевич, не могли бы вы дать совет подрастающему поколению и сказать, что самое главное вы вынесли для себя из опыта прожитых лет?

Вот тебе сейчас сколько годов-то?

Я пришел вот к чему: не навреди - ни себе, ни людям

Запиши, что думаешь, а когда будет 60 лет, прочтешь и сравнишь. Я пришел вот к чему: не навреди - ни себе, ни людям.

Завершить беседу я бы хотел вопросом, который для всех, и для вас особенно, очень важен: что главное в воспитании детей?

Доброта и любовь к детям. Не обижать, а если наказывать, то за дело. Внучка, ей три годика было, ходит и говорит: «Деда, я тебя любу». Приятно слышать? Я говорю: «Лина, я тебя тоже любу». А что еще нужно?

- Спасибо вам, Александр Николаевич, за столь ценный опыт общения.

«Школьник» Николай Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы . Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу , однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну . При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Текст стихотворения Некрасова «Школьник» был создан в 1856 году, когда его автор находился на родине Ломоносова под Ораниенбаумом. Эти места невольно ассоциируются с Ломоносовым, который по своему рождению был обычным простым русским мужиком. Однако благодаря своему стремлению к знаниям сумел выбиться в люди и стал великим ученым. Именно эту идею и заложил в свое стихотворение Некрасов. Для того, чтобы ученикам в классе было интересно читать стих «Школьник» Некрасова Николая Алексеевича, а потом и учить произведение наизусть, необходимо раскрыть тему.

Поэта очень глубоко волновали вопросы образования простых крестьянских детей, когда далеко не каждая семья могла позволить себе выучить своего отпрыска в школе. Композиция стихотворения состоит из трех частей. В начале произведения автор описывает встречу лирического героя с бедно одетым крестьянским мальчиком. У него в котомке лежит книга, поэтому поэт предполагает, что тот идет учиться в школу. Автору интересно происхождение мальчика, из каких крестьян он, из дворовых или из отпускных. Далее он начинает рассуждать о том, какие преимущество дает образование, что если приложить труд, то можно выбиться в большие люди, как это получилось у Ломоносова. Если стихотворение задали на уроке по литературе, то его скачать онлайн можно на нашем сайте.

– Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.

В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский учёный Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.

Литературное направление, жанр

Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях реализма подаётся историческая и общественная подоплёка возможного (представляемого лирическим героем) будущего мальчика.

Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником – только повод к началу монолога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек – история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк. Это обращение к родине, которой лирический герой признаётся в любви и предсказывает ей великое будущее, потому что в ней рождаются славные люди.

Тема стихотворения – роль образования в становлении личности и в судьбе родины.

Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися...Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа , край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт ). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Этот размер передаёт топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ