Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

«Мы ездим на слонах!» — так однажды выразился один эколог о персональном транспорте. Взрослый индийский слон, правда, весит около 3,5 т, тогда как обычный легковой автомобиль втрое легче, но идея продолжает оставаться абсурдной. Чтобы перемещаться в пространстве, мы возим с собой металлическую коробку, раз в пятнадцать превышающую наш вес. К тому же иногда наши «слоны» едят вдвое больше положенного из-за неправильной эксплуатации. Что нужно сделать, чтобы уменьшить их аппетит?

Самый экономичный автомобиль

Помните анекдот: «Как вы расслабляетесь?» — «А я не напрягаюсь!»? С точки зрения экономичной езды в нем заложен глубокий смысл. При движении на автомобиле мы за счет мощности его двигателя преодолеваем различные силы сопротивления движению. Основных сил четыре: это сила сопротивления качению, сила сопротивления подъему, сила сопротивления воздуха и сила сопротивления разгону. Чем больше суммарная сила сопротивления, тем больше мощности требуется от двигателя для ее преодоления. В какой-то момент двигатель может выйти на максимальную мощность. Если в таком режиме он будет работать какое-то время, то автомобиль при включении соответствующей передачи выйдет на свою максимальную скорость. Двигаться быстрее он уже не сможет: на преодоление силы сопротивления разгону у двигателя больше нет сил. Самую большую скорость можно развить на спуске, когда сила сопротивления подъему меняет знак и начинает помогать двигателю.

Сила сопротивления дороги (это сумма сил сопротивления качению и сопротивления подъему) до 50 км/ч практически не зависит от скорости, но с дальнейшим ее ростом начинает расти. Сила же сопротивления воздуха зависит от квадрата скорости: с ростом последней она значительно увеличивается. Отсюда вывод: чем выше скорость, тем больше суммарная сила сопротивления, тем больше мощности требуется от двигателя. Все эти очевидные факты приведены для того, чтобы понять: можно двигаться быстро, преодолевая значительные сопротивления, а можно медленно, минимизируя их. В последнем случае обычный легковой автомобиль может преодолеть по шоссе 100 км, затратив всего 2 л топлива. Но для этого потребуется заменить стандартный двигатель аппаратом небольшой мощности. Штатный мощный мотор работал бы при небольшой скорости с очень невысоким КПД и свел бы все достоинства такого режима к минимуму.

Если же перевести машину на педальную тягу и оснастить ее маховиком (для безопасного преодоления подъемов), то можно достичь нулевого расхода топлива. Правда, такой автомобиль будет ездить уж слишком медленно, и желающих пойти на столь бескомпромиссные решения найдется немного. С одной стороны, никто не любит ездить слишком медленно, с другой — при определенном снижении мощности двигателя езда становится просто небезопасной. Перестав мечтать о кардинальном снижении расхода топлива, попробуем разобраться, как посадить «слона» на диету, принципиально ничего не меняя.

Правила экономичной езды

Правило №1. Не прогревайте автомобиль на месте. При езде двигатель прогревается быстрее, расход топлива меньше.
Правило №2. Тормозите как можно реже. Для этого поддерживайте большую дистанцию до впереди идущих машин, предугадывайте развитие дорожной ситуации.
Правило №3. На скорости отдавайте предпочтение высшим передачам, не раскручивайте двигатель выше 2500−3000 об/мин, никогда не открывайте дроссельную заслонку более, чем на 70%.
Правило №4. На пустой дороге без светофоров разгоняйтесь динамично на 1-й и 2-й передачах, и сразу переходите на 5-ю. Так вы быстрее начнете экономить топливо на высшей передаче.
Правило №5. При торможении двигателем полностью отпускайте педаль акселератора. Только в этом случае подача топлива в двигатель прекратится.
Правило №6. Минимально поднимайте частоту работы двигателя при трогании. Так вы не только сэкономите топливо, но продлите жизнь сцеплению.
Правило №7. Избегайте езды по «пробкам». Из-за работы двигателя на холостых оборотах и с низким КПД, расход на 1 км пробега может возрасти более чем вдвое.
Правило №8. Обычно предпочтительней ехать более длинным маршрутом без остановок, чем коротким с частыми светофорами.

Прожорливый двигатель

Большинство двигателей современных легковых автомобилей можно назвать излишне прожорливыми: ведь они скорее помогают автомобилю развивать высокую скорость, чем экономить топливо. Между тем, зная характеристики своего двигателя, можно добиться того, чтобы он работал максимально эффективно. Внешняя скоростная характеристика работы каждого двигателя показывает, как зависят мощность, крутящий момент и удельный расход топлива от частоты вращения при максимальной подаче топлива. Есть и частичные характеристики, описывающие те же зависимости при промежуточном положении дросселя. Удельный расход топлива обычно принимает минимальное значение при максимальном значении крутящего момента и открытии дроссельной заслонки примерно на 70%. Именно на этом режиме двигатель развивает максимальный КПД. Однако ехать так по трассе практически невозможно: двигатели наших машин достаточно мощны, так что при выходе на такой режим силы сопротивления окажутся ниже сил тяги и автомобиль начнет разгоняться. В реальности для достижения высокой экономичности профессиональные водители отнюдь не стараются вывести двигатель на режим минимального удельного расхода топлива — вместо этого на высшей передаче обычно выбирают режим работы двигателя с меньшим КПД — обороты и открытие дроссельной заслонки ниже оптимальных. Однако за счет того, что скорость автомобиля при этом меньше, а значит, и действующие силы сопротивления ниже, — автомобиль едет экономичнее, чем мог бы при гипотетическом выходе на работу двигателя с максимальным КПД.


Энергосберегающие шины ярко проявляют свои достоинства на грузовых автомобилях. На полигоне в Ладу журналисты могли наблюдать такой эксперимент: два грузовика, идя вровень, на скорости 30 км/ч начинали двигаться накатом. В результате, автомобиль, «обутый» в шины специальные шины, проезжал на 40 метров больше, чем такой же грузовик в регулярной «обувке». Статистика показывает, что за первый этап жизненного цикла «зеленые» шины на грузовиках позволяют сэкономить 1000 литров дизельного топлива и на 2,5 тонны сократить выбросы CO2 в атмосферу без ущерба безопасности. Любопытно, что благодаря прогрессу в шинной индустрии, за столетие сопротивление качению автомобилей удалось снизить в 5 раз.

Экстремальные экономисты

Рассмотрим способы, которые используют участники различных экоралли. Их цель — проехать определенный путь с минимальным расходом топлива. Стратегия победителей на трассе обычно такова: при старте пилот активно разгоняется на первой и второй передачах (дроссель открыт примерно на 70%) до скорости 70 км/ч, а затем переходит сразу на высшую, обычно пятую, передачу и, набрав около 90 км/ч, начинает ехать с постоянной скоростью. Оптимальная скорость зависит от типа автомобиля и его двигателя. У автомобиля аэродинамической формы с мощным высокооборотистым мотором максимально экономичная скорость наверняка будет выше, чем у маломощной машины с плохой аэродинамикой. Но в среднем такая скорость близка к 90 км/ч — это объясняется тем, что силы сопротивления движению на такой скорости еще не высоки, а двигатель уже работает с достаточно высоким КПД.

Второе очень важное правило экономичной езды состоит в том, что при выходе на постоянную скорость надо забыть о педали тормоза. Именно по этой причине экоралли может быть безумней обычной гонки.


Ради того, чтобы не тормозить, пилоты могут проехать перекресток на загорающийся красный свет или объехать колонну машин, вставших на светофоре, по обочине. Ведь каждое торможение — это выход на неблагоприятный режим работы двигателя и потери топлива на последующее ускорение. Опасными могут стать для участников экоралли и любые обгоны: ведь, обгоняя, они стараются сохранить скорость неизмененной, а не ускоряются, как обычные водители.

Если же торможения все-таки не избежать, то в экоралли может применяться движение накатом (передача не включена) или вообще с выключенным двигателем. При обычной езде такие режимы не просто не рекомендуемы, но и недопустимы. При отключении двигателя перестанет помогать водителю гидроусилитель руля, может раньше времени израсходоваться вакуум в вакуумном усилителе тормозов. Поэтому при обычной езде для достижения экономичности лучше всего при необходимости тормозить двигателем, убирая при этом ногу с педали газа. В этом случае топливо перестает поступать в двигатель и торможение становится минимально энергозатратным. Тут можно вспомнить автомобили-гибриды, которые во время каждого торможения рекуперируют энергию. Но рекуперация эффективна не на 100%, так что и при езде на гибридах приемы экономичной езды не меняются.


Экономия по каплям

Итак, совершаем динамичный разгон на низких передачах, переход на высшую, едем с постоянной наиболее экономичной скоростью и по возможности не тормозим — такая стратегия оптимальна для движения по трассе.

При езде по городу с неизбежными частыми торможениями стратегию придется изменить: здесь лучше сильно не разгоняться и постоянно следить за тем, чтобы дроссельная заслонка никогда не открывалась более чем на 70%, а также не забывать убирать ногу с педали газа при торможении двигателем. Очень важно не перегазовывать при трогании с места (как это делают новички) — только эта мера может сэкономить около 1 л бензина на 100 км.

Все дело в шинах

Дается отмашка, и по полигону Технологического центра Michelin в Ладу начинают на постоянной скорости 80 км/ч наматывать круги два Mercedes S-класса. Машины абсолютно одинаковы, только одна обута в обычные летние шины, а другая — в «зеленые» шины Michelin Energy Saver. Спереди к ним прикреплены два мерных цилиндра, заполненные дизельным топливом. После трех часов езды машины останавливают, и мы, журналисты, можем наглядно убедиться, что энергосберегающие шины действительно экономят топливо. В мерном цилиндре машины, обутой в «зеленые» шины, топлива осталось ощутимо больше. Расчет показывает, что этот автомобиль израсходовал 5,49 литров топлива на 100 км, тогда как конкурент затратил 5,92 л/100 км. Правда, признаются инженеры Michelin, таких данных удалось достичь за счет того, что автомобили двигались с постоянной скоростью. В более привычных условиях езды с разгонами и торможениями «зеленая» шина снижала бы расход топлива примерно на 0,2 л на 100 км и выбросы CO2 примерно на 4 г/км.
Согласно предложению Европейской Комиссии, к 2012 году новые автомобили, продаваемые в ЕС, должны выбрасывать в атмосферу не более 130 грамм CO 2 на 1 км. Выполнить строгое требование можно только по крупицам улучшив показатели, влияющие на выброс углекислого газа, и «зеленые» шины тут хорошее подспорье. Поэтому в первый год присутствия на рынке шины Michelin Energy Saver были омологированы на первичный монтаж на более чем 40 различных моделей автомобилей. Так что в будущем машины будут чуть экономичнее.
Говорят, что сегодня с «зелеными» шинами Michelin поймал удачу за хвост. Между тем, энергосберегающие шины компания выпускает с 1992 году. Примечательно, что нынешние «зеленые» шины выделяются не только пониженным сопротивлением качению и высокой износостойкостью, но и высоким уровнем безопасности. В ходе испытаний, проведенных компанией TUV SUD Automotive, выяснилось, что тормозной путь «зеленых» шин короче, чем у их конкурентов.
Цель на будущее — к моменту, когда автомобильный парк в мире возрастет вдвое, уменьшить сопротивление качения вдвое.

При остановке более чем на пять секунд рационально выключить двигатель. В Западной Европе все популярнее становятся системы Stop & Go, которые отключают и включают двигатель в автоматическом режиме. Они следят за уровнем заряда аккумуляторной батареи и, когда от нее работает много потребителей — например, «дворники» и фары, — отключают двигатель реже. Об этом надо помнить водителю, когда он сам отключает двигатель. Кстати, такой способ в условиях большого города может сэкономить до 10−15% топлива.


Еще один крайне важный фактор для эффективного сбережения топлива — техническая исправность машины. Требующий замены воздушный фильтр может повысить расход топлива на 10%, неисправные свечи зажигания — на 5−10%, неотрегулированные зазоры в приводе клапанов — на 5−10%, неисправный глушитель — на 10%. Большое значение имеют колеса: неправильные углы установки колес снизят экономичность примерно на 5%, а падение давления шин на 0,4 атм ниже нормы — еще на 10%. Лишний груз в багажнике повышает расход не столь заметно, зато если он перевозится на крыше автомобиля — топлива будет сжигаться ощутимо больше из-за ухудшения аэродинамических свойств.

Любопытный факт: при движении с высокой скоростью пользоваться кондиционером или климат-контролем экономичней, чем ехать с опущенными стеклами. А вот при небольшой скорости — наоборот. Это стоит учитывать, если топлива осталось мало, а АЗС еще далеко.

Впрочем, главный принцип экономии за рулем, как ни странно, заключен в правиле «скупой платит дважды». Пытаться достичь очень низкого расхода топлива обычно означает ездить небезопасно и подвергать себя риску. Так что в итоге в самом большом выигрыше оказывается тот, кто соблюдает приемы экономичной езды не в ущерб безопасности.

Стремление сэкономить на бензине – отнюдь не праздное увлечение автолюбителей, так как семейный бюджет буквально исчезает на глазах у «расточительной» модели. Найти универсальное решение, которое волшебным образом повлияет на расход, достаточно сложно. Причиной тому – масса факторов, которые усложняют выбор оптимального решения: техническое состояние авто, погодные условия, техника вождения, условия эксплуатации, хранения, дорожные условия. Самым простым способом определить причину «утечки» семейного бюджета будет диагностика железного друга и устранение неисправностей.

Техническое состояние авто: поиск «зоны риска»

  • нагар и неправильные зазоры в свечах соответствуют перерасходу 0,5 литра;
  • забитые форсунки соответствуют 1,5 литру или 25% перерасхода, поэтому непригодные свечи необходимо заменить;
  • замена фильтра равна экономии 1 литра, так как грязный фильтр является основной причиной повышенного расхода;
  • при низком давлении в шинах перерасход составит 0,5 литра, что часто проявляется зимой. Шины необходимо побольше накачать, так как даже незначительное увеличение давления упростит передвижение и позволит сократить расход топлива;
  • неисправная подвеска ;
  • неправильная геометрия колес .

Неправильная регулировка клапанов равнозначна перерасходу 8%, накипь в системе охлаждения -15%, неотрегулированный холостой ход является причиной 20% перерасхода. Ценителям аэродинамики, комфорта, престижа и спортивных девайсов (антикрыло, спойлер, «мухобойки», воздухозаборники, накладки, обвесы, прочие) стоит подготовиться к повышенным расходам на топливо. Усугубит ситуацию некачественная установка «своими силами». А автолюбителям без эффектных «дополнений» после устранения неисправностей можно освоить азы экономного вождения и дополнительно сократить расход.

Манера вождения: городская черта

Изменить манеру вождения и внести корректировки в технику – это залог экономии топлива на 20%. Преимущество такого способа заключается в отсутствии дополнительных расходов на установку «чудо-приборов». Для автолюбителя достаточно ознакомиться с опытом предшественников и экономить бензин. Проверенными решениями сократить расход в городской черте являются:

  1. избегать режима «газ-тормоз» в городском трафике и исключить интенсивное торможение перед светофорами. На расход в этом случае влияет количество разгонов, поэтому медленный разгон только создаст неудобства остальным участникам движения;
  2. техника вождения должна быть плавной и равномерной , а максимальный эффект экономии достигается за счет короткого резкого ускорения и плавного замедления. Популярный эксперимент автолюбителей в виде передвижения на низких оборотах при повышенных передачах не является экономным вождением. Кроме того, такая манера вождения может иметь обратный эффект и негативно отразится на ресурсе мотора. Оптимальные обороты находятся в диапазоне 2,0 – 3,5 тысяч.
  3. в «топе» заблуждений находится передвижение на нейтральной передаче, как способе снизить расход. В этом случае бензин продолжит сжигаться, а эффективным способом сэкономить будет отпустить педаль без переключения передачи и перемещаться по инерции ;
  4. исключить длительный прогрев двигателя, как проверенный способ увеличить расход и сжечь топливо впустую. Для экономного автолюбителя достаточно двух минут прогрева на холостых оборотах, а на невысоких до 2,5 тысяч мотор прогреется быстрее;
  5. оптимальный скоростной режим экономной езды – 60-80 км/ч на ровной дороге. Очередным заблуждением будет изобретение экономных владельцев «автоматов»: переводить селектор в положение N, P. В действительности ресурс дорогостоящей коробки уменьшится, а расход не сократится. Более полезным будет уменьшение «электронаворотов»: электроподогрев, мощная аудиосистема, кондиционер, фары и все то, что создает нагрузку на генератор.
  6. в авто с АКПП стоит избегать режимов «спорт», «кикдаун», а при наличии «winter» рекомендуется перейти на этот режим для экономии. Благодаря режиму « winter» передачи переключаются на пониженных оборотах и расход топлива снижается;
  7. простым способом сократить расход будет выбор маршрута , так как городские пробки являются основной причиной перерасхода. Исследования автопроизводителей подтвердили, что трехминутная стоянка на холостом ходу соответствует поездке до 1 км. Более длинный маршрут в объезд затора – мастер-класс экономии топлива и нервов, при этом выбрать нужно твердое покрытие и ровную дорогу;
  8. если простой в пробке не превышает 5 минут, то глушить двигатель не рекомендуется . Слишком частые запуски станут причиной перерасхода и повышенной нагрузки на аккумулятор.

Манера вождения: мастер-класс экономии на трассе

Для трассы сэкономить можно как проверенными способами 50%, так и простым изменением привычки – закрыть окно и сократить расход на 1,5 литра. Особенность перемещения по трассе накладывает отпечаток на манеру вождения, так как необходимо учесть аэродинамику. Поэтому экономный вариант представлен проверенными способами:

  • освободить багажник позволит сэкономить 0,5 литра на каждые 80 кг «нужных вещей»;
  • снять поперечные рейлинги , которые сократят 1 литр при скорости 100 км/ч. Сделать авто обтекаемым – основная задача экономного автолюбителя. Необходимо максимально убрать все элементы, которые увеличивают сопротивление: спойлеры, наружную антенну, дополнительные фары, дворники, сложить зеркала заднего вида.

В реальных условия трасс – плохие дороги, присутствие лихачей, строительной техники, которая преграждает путь, большинство проверенных способов сэкономить оказываются мало эффективными. Современная трасса является больше борьбой за выживание, судя по статистике ДТП, чем реальной возможностью сэкономить. Основные принципы экономии состоят в плавном разгоне, торможении, перемещении, однако на трассе необходимо учитывать погрешность на «помехи»:

  1. плавная езда является проверенным способом сэкономить, но сопровождается стремлением «подрезать» медленно едущее авто у других автолюбителей. Оптимальный вариант экономии состоит в планировании поездки на ранее утро – 5.00;
  2. скоростной режим 100 км/ч содержит 2 способа сэкономить: на топливе и на штрафах. При этом такая скорость позволит спокойно догнать «лихача», если встретятся участки с ремонтом. Секрет экономии при скорости 110 км/ч – удовлетворительное дорожное покрытие;
  3. скорость 90 км/ч рекомендована практически в каждой брошюре по экономии и является проверенным способом для автолюбителя с запасом нервов. Суть экономии: разгон, затем отпустить «газ» до 80 км/ч и плавно нажимать до 90. Если такая манера вождения станет привычкой, то при перемещении через населенные пункты рекомендуется сохранять алгоритм с другим диапазоном скорости.

Финансовые преимущества экономного вождения содержат ряд недостатков, включая негативную реакцию инспекторов на «странную» манеру езды. Хотя в данном случае, сомнения в способности управлять рассеиваются быстро и без финансовых потерь в виде штрафа. Самым неудобным вариантом экономии будет перемещение по двухполосной дороге. В этом случае необходимо запастись терпением, так как для левой полосы авто едет медленно, для правой – чересчур быстро. Стоит избегать экономного вождения на трассе в темное время, так как «лихачи» будут увлеченно объезжать «тихоход», создавая аварийные ситуации с выездом на встречную полосу и опасными маневрами.

Экономная езда: готовые решения

Экономия топлива – это не только поиск хороших дорог, изучения манеры вождения и выбора погодных условий. Современный автопром поставляет достаточное количество готовых решений, которыми можно воспользоваться в дополнение к проверенным способам. Самый привлекательный – экономный режим и скромные аппетиты модели «от производителя», однако стоимость такой покупки может оказаться непосильной нагрузкой на семейный бюджет.

Если расход топлива при помощи бесплатных способов экономии сократить не удалось, то можно воспользоваться альтернативными вариантами. В дополнение к аккуратной езде и удовлетворительному техсостоянию авто применить готовые решения: MD-tuning двигателя, тюнинг топливной, чип-тюнинг, установка ГБО. Эконом-вариант готовых решений представлен производителями топливных присадок, устройств электромагнитной обработки топлива, топливными элементами. Объединяет все бюджетные варианты готовых решений низкая эффективность снижения расхода топлива.

В сравнении с бесплатными способами (манера вождения или аккуратная езда) расход уменьшится, а в сравнении с, например, тюнингом топливной системы изменения будут незначительны. Обзор готовых решений позволит сократить расход топлива, а изучение преимуществ и недостатков – избежать ошибок:

  1. тюнинг топливной системы соответствует экономии 25% топлива;
  2. тюнинг двигателя признан эффективным способом снизить расход. Для реализации готового решения предстоит выполнить несложную модификацию «сердца» – расточку карбюратора или дроссельного узла. В результате такой модификации создается перепад давления, который приводит к формированию воздушных уплотнений. Результатом тюнинга двигателя является смешивание воздуха и топлива до однородной массы. Фактически тюнинг двигателя является оптимальным выбором готового решения в большинстве случаев. Преимущество технологии состоит в снижении расхода до 25%, дополнительного увеличения мощности двигателя (15%) и демократичной стоимости.
  3. MD- tuning снизит расход на 25% и признан эффективной технологией. Преимуществом владельцев Ford или Nissan являются успешные результаты тестирование этой технологии на моделях;
  4. Чип-тюнинг признан эффективным, дорогостоящим, но спорным удовольствием для ряда моделей. Связано такое недоверчивое отношение к готовому решению с тем, что параметры долговечности механических деталей при выборе этой технологии не исследованы. Кроме того, такое решение самостоятельно выполнить не удастся, так как от точного расположения и определения места нагрузки зависит долговечность узлов и деталей.

Существенным минусом чип-тюнинга является низкая эффективность технологии для бензиновых моторов. Поэтому при выборе чип-тюнинга владельцу «бензиновой» модели придется дополнительно выполнить механическую модернизацию клапанов, впускного коллектора, распредвала, поршней. Весь этот процесс может занять не только определенное время, но и быть оценен в существенную сумму денег. Поэтому чип-тюнинг – дорогое и эксклюзивное решение экономии топлива для автолюбителя.

Самый простой и успешно применяемый на практике вариант экономии состоит в установке ГБО . Фактически этот вид экономии является революционным, так как позволяет полностью избавиться от «бензиново-финансовой» зависимости. Преимущество готового решения – 50% экономии, но не топлива, а денег автолюбителя. Кроме того, практика применения не выявила нарушения эксплуатационных характеристик авто при установке ГБО. Основным условием применения готового решения является наличие свободного места в багажнике, а вид оборудования можно определить при помощи специалистов.

После приобретения ГБО потребуется прошивка и установка, однако это все расходы, которые понесет владелец на избавление от проблем с перерасходом топлива. Споры об окупаемости установки ГБО не дают однозначного ответа. При интенсивной эксплуатации авто окупаемость очевидна, а для сторонников пешеходных прогулок с выездом на природу – спорное удовольствие.

Специалисты при проведении экоралли смогли достичь расхода 3,1 л на 100 км при применении только особой тактики вождения. Поэтому даже выбор проверенных способов позволит сократить семейный бюджет. В любом случае, перечень доступных для сокращения расхода топлива проверенных способов и готовых решений, позволит существенно сократить расходы владельца. При выборе бесплатного способа потребуется корректировка техники вождения, а при выборе готовых решений достаточно определить оптимальную технологию.

Резкое подорожание топлива заставило многих автовладельцев обратить особое внимание на «аппетит» своей машины, даже если раньше расход топлива вполне их устраивал. Возникает закономерный вопрос: как повысить экономичность?

или Как добиться снижения расхода топлива

В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля в разделе «технические характеристики» всегда предоставляется информация о среднем расходе топлива при различных условиях движения - в городе, на трассе, а иногда и в смешанном цикле. Однако в реальных условиях эксплуатации расход горючего обычно превышает заводские данные. Обусловленно это различными условиями замеров во время тестов и при повседневной эксплуатации машины. Например, расход на трассе автопроизводители определяют при скорости 90 км/ч, и только иногда при 120 км/ч. В действительности же скорости 90 км/ч на трассе придерживаются только водители машин производства СССР. Владельцы иномарок и последних моделей «эсенговских» автомобилей, несмотря на требования ПДД, ездят быстрее. А расход топлива на высоких скоростях растет не только из-за того, что мотор работает на более высоких оборотах, но и из-за значительного увеличения сопротивления воздушного потока, для преодоления которого в цилиндрах необходимо сжигать больше горючего. В городе другие «нестыковки» - производители автомобилей не всегда учитывают многократные холодные пуски мотора и режимы перемещения в пробках, а также многочисленные перекрестки со светофорами.

Тем не менее снизить расход топлива можно. Для этого стоит усовершенствовать собственные навыки вождения и уделить внимание техническому состоянию автомобиля.

Динамика и скорость

Первое и основное правило экономичной езды - избегать высоких скоростей и динамичных разгонов. Чтобы попусту не сжигать топливо, стоит привыкнуть к плавному набору скорости и «заставлять» мотор больше работать в экономичном режиме - при 2000 - 3000 об/мин, когда удельный расход топлива у большинства двигателей минимален.

Нажимать на педаль газа при разгоне нужно как можно мягче. Любые резкие подгазовки нежелательны - на трассе следует поддерживать постоянную скорость. Для включения следующей передачи не нужно раскручивать мотор до высоких оборотов - для плавного разгона на повышенную передачу достаточно переключаться на средних оборотах. Для снижения расхода топлива при замедлении надо как можно дольше ехать на повышенных передачах.

В городе между светофорами желательно перемещаться, избегая остановок автомобиля. Троганье с места - самый неэкономичный режим движения, которого по возможности рекомендуется избегать. Следить за светофором нужно с того момента, как только он появится в зоне видимости. Если горит красный, имеет смысл прекратить разгон, а иногда и снизить скорость до величины, которая позволит подъехать к светофору, когда на нем уже включится зеленый - перекресток будет «взят» без остановки. После разгона на таких участках в карбюраторных машинах можно включить «нейтраль» и двигаться до перекрестка накатом, при необходимости притормаживая. Однако с точки зрения безопасности такой алгоритм езды не рекомендован. Безопаснее, а в инжекторных иномарках иногда и экономичнее «катиться» при включенной передаче, используя при необходимости эффект торможения двигателем.

В автомобилях с автоматической КПП важно избегать режимов «кикдаун» и «спорт», более того, если предусмотрен зимний режим («winter»), следует перейти на него - в этом случае передачи будут переключаться при более низких оборотах, когда расход топлива меньше.

Важно помнить и о том, что в режиме прогрева двигатель потребляет в два-три раза больше топлива, чем при рабочей температуре. Таким образом, желательно снижать время прогрева мотора на стоящем автомобиле - начинать движение целесообразно как можно скорее после пуска.

Согласно исследованиям автопроизводителей, трехминутная стоянка автомобиля с работающим в режиме холостого хода двигателем приравнивается к поездке на расстояние около 0,5-1 км. Из этого следует, что объезжать пробки подчас выгоднее, чем стоять в них в течение получаса-часа. А при стоянке перед железнодорожными переездами мотор лучше выключать. Справедливость этого утверждения доказывает и тот факт, что многие автопроизводители устанавливают на свои новые модели систему «Stop & go», которая автоматически выключает и включает двигатель при движении в пробках и стоянках на светофоре.

Впрочем, использовать правила экономичной езды нужно с умом, чтобы не создавать помех другим участникам движения.

Техсостояние

Техническое состояние автомобиля - фактор, который так же существенно влияет на расход топлива, как и стиль вождения.

Воздушный фильтр. Загрязненный фильтр в карбюраторных системах питания способствует обогащению топливо-воздушной смеси, что приводит к повышению расхода топлива на 10 - 30%.
Карбюратор. Это главный узел, который отвечает за подачу в цилиндры требуемого количества топлива. Если он неправильно отрегулирован, использованы несоответствующие жиклеры, воздушные каналы забиты, расход бензина может повыситься и в два раза.
Система зажигания. Момент воспламенения топливовоздушной смеси также влияет на расход топлива. И при раннем, и при позднем зажигании снижается мощность двигателя, что приходится компенсировать более продолжительной ездой на пониженных передачах при повышенных оборотах. Потребление топлива при этом увеличивается. Чтобы этого избежать, следует проверить межэлектродный зазор у свечей и работоспособность систем, от которых зависит угол опережения зажигания на различных режимах.
Инжекторная система питания. Повышенному расходу топлива может способствовать множество неполадок, при которых электронный блок управления переходит в режим работы по усредненным параметрам. Чаще всего из строя выходят датчики, которых в системе управления двигателем около десятка. Тогда на щитке приборов загорается надпись «check engine» или символ двигателя. В этом случае необходимо провести компьютерную диагностику и заменить неисправный датчик. Снизить расход топлива в машинах с электронным впрыском топлива можно с помощью чип-тюнинга, который обычно применяют для увеличения мощности и крутящего момента моторов.
Шины. Уменьшение давления (даже на 0,1 атм) способствует повышению сопротивления качению колес, а значит, и расходу топлива. Использование зимних шин в летний период также приводит к снижению экономичности, поскольку эти покрышки имеют больший коэффициент сопротивления качению.
Углы установки колес. При их нарушении не только ускоряется износ подшипников ступиц и протектора шин, но и из-за повышения сопротивления качению увеличивается расход топлива.
Тормозная система. Из-за отсутствия зазора между колодками и дисками (барабанами) в подклинивающих тормозных механизмах энергия тратится на «холостое» трение, что также компенсируется сжиганием в цилиндрах увеличенных порций топлива.
Попутные потребители

Кроме стиля вождения и техсостояния машины, на расход топлива оказывает влияние еще ряд факторов. Во-первых, это электропотребители. Мощные лампы фар, другие источники света, аудиоаппаратура через «генератор» могут забирать у двигателя значительную часть энергии, для компенсации которой требуется сжигать дополнительные порции топлива.

Во-вторых, кондиционер (климат-контроль), компрессор которого также отбирает у мотора часть мощности. Работающий кондиционер способен повысить расход топлива на 5 - 20%. И чем меньше мощность мотора, тем выше этот процент.

В-третьих, многие дополнительные навесные элементы больших размеров, предлагаемые в качестве тюнинговых аксессуаров, могут существенно увеличить коэффициент аэродинамического сопротивления, вследствие чего двигателю придется вырабатывать больше энергии.

Аэродинамика, а значит, и экономичность ухудшаются и при езде на высоких скоростях с открытыми (особенно полностью) окнами и люком. Отрицательно влияет на расход топлива и сильный встречный или боковой ветер.

Езда с верхним багажником или прицепом также способствует росту «аппетита». И чем больше и габаритнее груз, тем выше расход. Более того, отрицательно сказывается на экономичности и лишний груз, поэтому ненужные запчасти и запасы технических жидкостей желательно оставлять в гараже.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка, Сергея Кузьмича

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

DELFI, Ilmar Saabas

Экономный стиль жизни в последний год стал не только насущной необходимостью, но и, если можно так выразиться, вошел в моду. Экономит государство, экономят жители и предприниматели. Теперь учат экономить и автоводителей.

На самом деле, обобщенные принципы экономичной езды в большей или меньшей степени известны всем владельцам авто, однако практика показывает, что в жизни весь этот комплекс мер применяется довольно редко. Что-то кажется нелогичным (к примеру, соблюдение дистанции в условиях интенсивного городского движения, когда в потоке каждый норовит воспользоваться интервалом, чтобы выиграть лишний десяток метров), что-то (например, планирование пути не по кратчайшему, а по наименее загруженному маршруту) требует изменения старых привычек. Однако знать основные принципы экономичного вождения в любом случае полезно. Delfi.lv предлагает краткий список рекомендаций экспертов.

Соблюдение дистанции

Если автоводитель держит дистанцию в отношении впереди едущей машины, это дает ему время успеть оценить ситуацию и предвидеть развитие событий. Следуя своему стилю езды можно не только сэкономить горючее и избежать стресса, но и повысить уровень безопасности на дороге. Инструктор Айвис Дрейманис: «Мы проводили специальные тесты, когда водитель сначала преодолевает маршрут в обычном, агрессивном режиме, и в спокойном - со своевременными маневрами и анализом ситуации на дорогах. Разницы во времени фактически нет, либо она несущественна - измеряется в секундах».

Стиль вождения

Движение по возможности должно быть плавным, без резких ускорений и торможений. Чем больше остановок на маршруте, тем выше расход топлива: каждый раз, когда автомобиль трогается с места, расход топлива достигает максимальных показателей. В зависимости от ситуации на дороге можно тормозить двигателем (как правило, это можно сделать, если держать дистанцию). Инструктор Айвис Дрейманис: «Пробок избежать не удастся, однако движение в пробке должно быть плавным, не надо дергаться и газовать. Не стоит также пытаться сэкономить, переключаясь на нейтральную скорость - этот метод работал в эпоху «Жигулей», теперь инжекторные двигатели при езде «накатом» расходуют больше топлива, чем при торможении двигателем».

Выбор верной передачи и оборотов двигателя

Ещё на InDrive.Net:

Как вернуть автомобиль в автосалон по гарантии или в течение 14 дней в 2019 году?

Экономичная езда - не медленная езда. Большое значение при экономии топлива имеет правильный выбор передач и оборотов двигателя. Следите за тахометром: наименьшее потребление горючего достигается при выборе самой высокой передачи при минимальных, но стабильных оборотах. Если стрелка находится в диапазоне от 1500 до 2500-3000 оборотов, все в порядке. Инструктор Айвис Дрейманис: «Если ситуация требует резкого ускорения, возможно, есть смысл пропускать передачу - например, переключаться со второй на четвертую, или с третьей на пятую».

Планирование маршрута

Наблюдая за ситуацией на дороге, избегая ненужных маневров и излишнего торможения, водители могут существенно снизить расход топлива. Своевременно планируйте маршрут, выбирая не самый прямой путь, а самые свободные улицы. Каждая лишняя остановка во время движения и лишний запуск двигателя приводят к дополнительному расходу топлива. Инструктор Айвис Дрейманис: «Те, кто регулярно ездит по одному маршруту (например, на работу), возможно, замечают, что даже 10-20 минут значительно влияют на интенсивность движения. Возможно, стоит зафиксировать закономерность и планировать свою поездку на наименее загруженное время».

Сопротивление воздуха

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

На скорости более 90 км/ч расход топлива растет особенно быстро, и багажник на крыше машины (который на самом деле редко используется по назначению) - дополнительные пол-литра бензина на 100 километров. Что же касается водителей грузовиков, то им стоит использовать массу состава, так как инерция играет большую роль в экономии горючего.

Давление в покрышках

Снижение давления в покрышках затрудняет управление автомобилем, увеличивает риск скольжения, приводит к быстрому изнашиванию шин. Растет и расход топлива. Нормальное давление в покрышках для легкового автомобиля в зависимости от модели колеблется от 1,7 до 2,5 атмосфер. Для грузовой машины, в зависимости от массы, рекомендуемое давление в покрышках - от 6,5 до 9 атмосфер.

Техническое состояние автомобиля

Ещё на InDrive.Net:

Не прячь пуговицу под ремень безопасности

Техосмотр бывает раз в год, но это не повод для того, чтобы не контролировать техническое состояние машины. Если говорить об экономии топлива, то следует удостовериться в том, что тормоза работают должным образом, а с развал-схождением все в порядке.

От 15 до 60% экономии на бензине. Именно столько можно получить, если применить все способы, перечисленные мною в этой статье. Удивительно, сколько бензина мы жжем зря буквально на ровном месте.

Узнайте, сколько лишних литров тратите ВЫ!

Способ №0: Посетите сервис

Вне конкурса.

Повышенный расход топлива может быть вызван целым рядом поломок. Все написанное в этой статье предполагает, что ваш автомобиль исправен.

Регулярно посещайте сервис.

Способ №1: Снижение Cx

Cx – это коэффициент аэродинамического сопротивления. Чем больше машина похожа на кусок мыла, тем он меньше.

Например, Гелендваген, Cx=0,55:

Лада Приора, Cx=0,32:

Тойота Приус, Cx=0,25:

Гоночный болид: Cx=0,16:

«Ну, хорошо, понятно. А что мне делать с моим Гелендвагеном? Кувалдой что ли острые углы обстукивать?»

Углы обстукивать не будем, а вот поубирать кое-что из ненужного – хорошая идея. Вот и табличка полезная:

»
Если вы уже забыли, когда в последний раз пользовались багажником на крыше, то почему бы его не снять?

А зачем каждый третий уродует свою машину «мухобойкой», мне, видимо, никогда не понять. Можете попытаться меня «просветить» в комментариях.

Способ №2: Снижение массы автомобиля

Ну, это понятно: меньше масса – меньше расход.

Проверьте, не возите ли вы с собой ненужные вещи (детское кресло, зимняя резина и баллоны с «незамерзайкой» летом).

Надумали ставить дополнительную шумоизоляцию? Помните, что она увеличит массу вашего авто на 50-100 кг, а расход на 0,4–0,7 л. То есть за шумоизоляцию вы будете платить весь срок службы авто.

В странах с отличными дорогами разумно снять запаску. Правда, я слышал, что там новые машины и так ею не комплектуются. В России такой «трюк» вряд ли можно назвать удачным. Не знаю, как в Украине с дорогами.

Способ №3: Измените свой стиль вождения

Для кого-то здесь кроются бесконечные запасы экономии (А по данным скучного немецкого совета безопасности движения — до 25%).

Какой стиль вождения самый экономный?

Спросите у вашего дедушки: «умный» выбор скорости, плавные разгоны и торможения. Также нужно учитывать работу светофоров и дорожную обстановку в целом. Если в двух словах: чем реже вы используете тормоз, тем меньше расход.

Способ №4: С умом выбирайте время для поездки

Стоишь в пробке – тратишь бензин.

Может быть, имеет смысл выехать с запасом? Может, вообще в 6 утра? Да, вы приедете раньше, но вы сэкономите время и топливо, а оставшийся часок можно посвятить, например, чтению Лайфхакера.

Еще я не суюсь в центр по будним дням. Коплю все такие дела и делаю их одним махом в воскресенье, когда дороги намного свободнее.

Способ №5: Разумно выбирайте маршрут

Лайфхакер исправно статьи о навигаторах. Многие навигаторы снабжены функцией оповещения о пробках. В иные дни это может спасти вам несколько часов времени и пару литров бензина.

Кстати, друзья, будет здорово, если в комментариях вы напишите свой любимый сервис. Я как раз присматриваюсь к этой теме.

Способ №6: На трассе используйте крейсерскую скорость

Крейсерская скорость – это скорость, при которой расход топлива минимален. Чаще всего она достигается на последней передаче при частоте оборотов 2-2,5 тыс. об/мин.

Чем мощнее авто, тем выше крейсерская скорость. Для моего «задохлика» Форда Фиесты (83 л.с.) эта скорость — примерно 90 км/час.

Увеличение скорости выше крейсерской неминуемо приведет к росту расхода. Насколько? Возьмем для примера ВАЗ 2105:

  • 80 км/час — 7 л на 100 км
  • 100 км/час — 11 л на 100 км ( .

Очень часто крейсерскую скорость указывают в сервисной книжке автомобиля. Посмотрите, может и у вас она указана там.

Способ №7: Правильно выбирайте передачи

Как я уже говорил, расход топлива минимален, когда на тахометре — 2-2,5 тыс. об/мин. Старайтесь всегда выбирать такую передачу, чтобы двигаться именно на этих оборотах.

В современных машинах иногда устанавливают специальный подсказчик, который сигнализирует, когда надо переключиться вверх или вниз. В конце поездки такая машина может даже выставить вам «оценку по экологии».

Если у вас автомат, то думать над выбранной скоростью вам, конечно, не приходится.

Способ №8: Выбор резины

Одни шины расходуют топлива больше, другие меньше. Разница может достигать 0,5 л на 100 км. Согласитесь, немало?

Выбирая экономичные шины, опирайтесь не на данные производителя, а на реальные тесты, которые проводят все ведущие авто-издания.

Способ №9: Не ставьте колеса большего радиуса

Многие ставят на свои авто колеса большего радиуса, например, R16 вместо R14. Конечно, можно согласиться с тем, что так машина смотрится «круче»:

Но, к сожалению, за это придется заплатить увеличением расхода.

На сколько?

Достоверных данных я не нашел, но ходит поверье, что 1 см радиуса прибавляет к расходу 1 л на 100 км. Немало.

Способ №10: Правильное давление в шинах

Я не буду советовать вам перекачивать шины. Да, это даст уменьшение расхода, но какой ценой?. Разумнее накачивать их по верхней планке, рекомендованной производителем.

Вот говорится, что снижение давления с 2,0 кг/кв. см до 1,5 кг/кв. см ведет к перерасходу топлива примерно на 3%.

Следите за давлением в своих шинах. Или платите рублем.

Способ № 11: Купите отапливаемый гараж

Отогреть машину зимой нелегко, и пока она греется, горит драгоценный бензин. Отапливаемый гараж может решить эту проблему на корню.

Способ №12: Заведите дисконтную карту

Вы будете смеяться, но я годами заезжал на одну и ту же заправку, а додумался оформить там дисконтную карту только недавно. Это заняло у меня 5 минут. Теперь экономлю 3% от каждой заправки. Уверен, что у большинства крупных сетей есть что-то подобное.

Плохой Способ №1: Выключение электроприборов

Конечно, если вы в жару выключите кондиционер и будете потеть, то расход снизится ощутимо (примерно на 2 л/100 км). Открыть окна – не вариант. Вы же помните, что в этом случае ухудшится аэродинамика машины. «За рулем» даже как-то проводил эксперимент: что больше топлива жрет — кондиционер или открытые окна. Хоть убейте, не помню его результат. Пишите в комментариях, кто тоже читал эту статью, чем все у них закончилось.

Из той же серии отключение фар, музыки, подогрева сидений.

Не считаю этот способ экономии удачным. Если уж отказываться от комфорта в машине, то надо идти до конца и пересаживаться на велосипед.

Плохой способ №2: Движение в «аэротени» большой фуры

На трассе можно плотно пристроиться позади ползущей фуры и ехать в ее «аэротени». Говорят , что так можно сэкономить аж 3% бензина.

Хотел бы я увидеть человека, который так сильно печется об экологии, что готов долгое время «глотать» выхлоп Камаза. Да и водитель фуры, как мне кажется, не станет долго терпеть такого «зайца» и попытается что-то сделать. Да и про «Соблюдай дистанцию» можно забыть.

Короче, способ для фриков.

Плохой способ №3: Присадки для двигателя

Я имею в виду «чудо-присадки», которые льют в бензобак или в картер и которые обещают экономию топлива. Я в свое время следил за этой темой, но ни разу еще ни одно автомобильное издательство не смогло выявить сколь-нибудь значимой экономии.

Для себя я поставил крест на этой теме. Или у вас есть другой опыт? Пишите в комментариях.

Плохой способ №4: Езда на «нейтралке»

Когда машина катится с горки или докатывается по инерции к светофору, можно поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Машина перестает тормозить двигателем, а значит, мы экономим. Вот такая вот теория.

Однако, доказывается, что даже экономии топлива достичь не удается. В то же время езда на «нейтралке» может быть опасна – в нужный момент вы просто не сможете быстро набрать скорость. А это может быть необходимо, например, в случае заноса.

Сказать по правде я и сам иногда так езжу. Буду изживать!

Плохой способ №5: Покупка электромобиля или гибрида

Электромобили имеют большие льготы в некоторых странах: налоговые послабления в Японии и Норвегии, бесплатное парковочное место в Лондоне, выделенные полосы движения в той же Норвегии.

Обладатели гибридов, а тем более электромобилей – замечательные люди, которые делают наш воздух чище. Но признать удачной покупку электромобиля только как средство экономии денег, я никак не могу. Даже в США гибрид начинает окупать себя только после 90 000 км пробега. Не удивлюсь, если в России он не окупается в принципе. Никаких тебе льгот, да и цены на данные авто задраны до небес.

Какие способы сэкономить я пропустил?

Пишите в комментариях!

Также буду рад вместе с вами посмеяться и над плохими идеями.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ