Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ТЕСТ ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛОГИЯ»

Психология занимает центральное место согласно классификации наук :

а) В.И. Вернадского; б) Б.М. Кедрова ; в) М.В. Ломоносова; г) Ф. Бэкона.

Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт ; б) Дж. Милль; в) Г. Фехнер; г) Э. Вебер.

Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.; б) в 80-х гг. XIX в.; в) в 90-х гг. XIX в.; г) в начале XX в.

Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена: а) Эпикуром; б) Демокритом; в) Аристотелем; г) Б. Спинозой.

Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

б) с развитием метода интроспекции;

в) с развитием метода наблюдения;

г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».

Термин «психология» в научный оборот ввел: а) Р. Декарт; б) Г. Лейбниц; в)Х. Вольф ; г) Аристотель.

Психология как наука о сознании возникла: а) в XV в.; б) в XVI в.; в) вXVII в.; г) в XVIII в.

Психология как наука о поведении возникла : а) в XVII в.; б) в XVIII в.; в) в XIX в.; г)в XX в. (бихевиоризм)

Определение психологии как науки о душе было дано:

а) более трех тысяч лет тому назад; б) более двух тысяч лет тому назад ; в) в XVI в.; г) в XVII в.

Первые представления о психике были связаны:

а) с нейропсихизмом; б) с биопсихизмом; в) с анимизмом ; г) с панпсихизмом.

Термин «эмпирическая психология» был введен: а) в XVI в.; б) в XVII в.; в)в XVIII в.; г) в XIX в.

Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая; б) психосоциальная; в) психопраксическая; г) психогностическая.

Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

а) неотъемлемое свойство материи; б) свойство мозга, отражение объективной реальности;

в) функция мозга; г) образ бесплотной сущности .

Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

а) отражения объектов экстрапсихической реальности;

б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;

в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;

г) регуляции вегетативных изменений.

Психология – это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму ; б) структурализму; в) бихевиоризму; г) психоанализу.

По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется: а)экзопсихикой ; б) эндопсихикой; в) интропсихикой; г) экстраверсией.

Психическим явлением является: а) нервный импульс; б) рецептор; в)интерес; г) сердцебиение.

Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение ; б) восприятие; в) память; г) воображение.

Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

а) С.Л. Рубинштейн, б) А.Р. Лурия; в) П.Я. Гальперин; г) А.Н. Леонтьев.

Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

а) ощущением; б) восприятием; в) мышлением; г) воображением.

К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

а) мотива; б) личности; в) темперамента; г) способностей.

Особенности онтогенетического развития психики изучает психология :

а) медицинская; б) социальная; в) возрастная; г) общая.

Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогией; б) педологией; в) дидактикой; г) психопедагогикой.

Основоположником российской педологии является: а)А.П. Нечаев ; б) В.М. Бехтерев; в) К.Д. Ушинский; г) Н.Н. Ланге.

Педология возникла:

а) во второй половине XIX в.; б) в начале XX в.; в) в середине XIX в.; г) на рубеже XIX–XX вв.

Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл; б) Дж. Дьюи; в) Дж. Уотсон; г) У. Джемс.

Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

а) в 1928 г.; б) в 1932 г.; в) в 1936 г.; г) в 1939 г.

В. Франкл известен как основоположник :

а) индивидуальной психотерапии ; б) рациональной психотерапии; в)логотерапии ; г) социальной терапии.

Основные направления в психологии, на которых базировалась экспериментальная социально-психологическая наука:

а) бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ ;

б) бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм;

в) интеракционизм, трансактный анализ, социальная драматургия;

г) теории когнитивного соответствия, необихевиоризм, неофрейдизм;

д) теории групповых процессов, теория когнитивного диссонанса, теория конгруэнтности.

Концепции психологии масс содержали в себе важные социально-психологические закономерности:

а) взаимодействия людей в толпе;

б) отношений массы и элиты;

в) влияния средств массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание;

г) верны только ответы А и В;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

«Отцом» эмпирической психологии является:

а) Г.Лейбниц; б) Б. Спиноза; в) Х.Вольф; г) Дж. Докк.

Большая социальная группа - это:

а) исторически сложившаяся группа;б) группа, имеющая регуляторы социального поведения; в) стихийная группа;

г) социальная группа, объединяющая большое количество людей, не связанных обязательными личностными контактами.

а) теории черт (Бэрд, Стогвилл);б) ситуационной теории лидерства (Хартли);в) ролевой теории лидерства (Гордон, Шериф);

г) школе групповой динамики (К.Левин); д) синтетической теории лидерства.

Среди видов групповой сплоченности исключите лишнее:

а) эмоционально-личностная; б) национально-этническая ; в) целевая; г) ценностная.

Межличностные конфликты представляют собой:

а) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов;

б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;

в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;

г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;

д) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками.

Идентификация:

а) является одним из способов понимания другого человека;

б) выражается в уподоблении себя другому человеку;

в) является одним из механизмов усвоения опыта;

г) как понятие наиболее глубоко разработано в психоанализе;

д) верны ответы Б и В;

е) все ответы верны.

К психологическим характеристикам группы относятся:

а) групповые интересы; б) групповые потребности; в) групповые нормы;

г) групповые ценности; д) групповые цели; е) все ответы верны.

В социальной психологии под рефлексией понимается:

а) познание субъектом самого себя;

б) осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению;

в) бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека;

г) аффективно окрашенное понимание себя в контексте социальных отношений;

д) принятие позиции другого человека.

Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:

а) переживания «свой – чужой»; б) наличие «Мы-чувства»; в) отсутствие доверия к другим группам;

г) аутгрупповой негативизм; д) рефлексия границы группы; е) совпадение индивидуальных и групповых ценностей.

Социальная установка на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, называется:

а) аттитюд; б) аттракция; в) гиперболизация; г) стереотипизация; д) социальная категоризация; е) идентификация.

а) индетерминизма; б) развития; в) детерминизма; г) системности.

С материалистической точки зрения психические явления рассматривал:

а) Р. Декарт; б) Б. Спиноза; в) Т. Гоббс ; г) Платон.

Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

а) детерминизма; б) развития; в) перехода количественных изменений в качественные; г) объективности.

Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:

а) персонализмом; б) экзистенциализмом; в) рационализмом; г) иррационализмом.

Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

а) деятельности; б) бессознательного; в) подкрепления; г) интроспекции.

При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как: а)процессуальный ; б) генетический; в) философский; г) эволюционный.

Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

а) управления; б) развития; в) детерминизма ; г) системности.

Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн; б) А.Н. Леонтьев; в) Г.А. Ковалев; г) Л.С. Выготский.

Методологической основой бихевиоризма является:

а) пантеизм; б) позитивизм; в) неотомизм; г) редукционизм .

Методология бихевиоризма тесно связана :

а) с иррационализмом; б) с механистическим пониманием поведения ; в) с футуризмом; г) с эволюционизмом.

Философской основой гуманистической психологии является:

а) позитивизм; б) экзистенциализм ; в) прагматизм; г) рационализм.

Б.Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

а) к организационным методам ; б) к эмпирическим методам;

в) к способам обработки данных; г) к интерпретационным методам.

Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является: а) экспериментом; б) контент-анализом; в)наблюдением; г) методом анализа продуктов деятельности.

Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

а) пилотажным; б) лонгитюдным; в) сравнительным; г) комплексным.

Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

а) интроверсия; б) интроекция; в) интроспекция; г) интроскопия.

Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

а) для гуманистической психологии; б) для гештальтпсихологии ; в) для психоанализа; г) для психологии сознания.

Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это: а) наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г)самонаблюдение.

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

а) контент-анализом; б) анализом продуктов деятельности; в) беседой; г) экспериментом.

Основным для современных психогенетических исследований не является метод:

а) близнецовый; б) приемных детей; в) семейный; г) интроспекции.

Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

а) контент-анализом; б) методом сравнения; в) методом социальных единиц; г) социометрией.

Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом; б) Г. Эббингаузом; в) В. Вундтом ; г) Х. Вольфом.

Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

а) в 1850 г.; б) в 1868 г.; в) в 1879 г.; г) в 1885 г.

а) Р. Готтсданкер; б) А.Ф. Лазурский; в) Д. Кэмпбелл; г) В. Вундт.

Основоположником русской педагогической психологии является:

а) К. Д. Ушинский; б) А. П. Нечаев; в) П. Ф. Каптерев; г) А. Ф. Лаэурский

Не является разделом педагогической психологии

а) психология обучения в) психология учебной деятельности

б) психология младшего школьника г) психология педагогической деятельности

Педагогическая психология изучает:

а) процесс воспитания и развития

в) процесс обучения

б) процесс развития

г) психологические закономерности процесса обучения и воспитания

Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

A) Прочности B) Научности C) Систематичности и последовательности D) Доступности E) Наглядности

Уровень притязаний характеризуется :

A) желаемым уровнем самооценки личности

B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

D) уровнем трудности будущих действий

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

A) Возрастной психологии; B) Педагогики; C) Педагогической психологии ; D) Дидактики

Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

A) Интеракция; B) Знание; C) Привычка; D) Умение; E) Навык

Наказание – это:

A) Просьбы, стимулирование, добрые дела

B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования

C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

A) совместимость; B) лидерство; C) адаптивность ; D) пластичность

Способности, определяющие высокие результаты в любой деятельности, называются:

A) вербальные; B) общие ; C) специальные; D) невербальные; E) коммуникативные

Переход внешних предметных действий во внутренний план сознания – это:

A) интериоризация; B) экстериоризация; C) валидность; D) активизация

Один из концептуальных принципов современного обучения - «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

а) Л. С. Выготский; б) Л. С. Рубинштейн; в) Б. Г. Ананьев;г) Дж. Брунер

Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

а) младшем школьном возрасте; б) младшем подростковом возрасте; в) старшем подростковом возрасте;

г) юношеском возрасте

В современной концепции обучения тезис «Научить знаниям» заменен тезисом «Научить…»

а) основными навыками; б) делать выводы в соответствии с полученными знаниями;

в) получать знания ; г) контролировать знания

Целенаправленная, последовательная передача общественно – исторического опыта в специально организованных условиях называется:

а) учением; б) научением; в) учебной деятельностью; г) обучением

Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать пра­вильность выполнения действия, определяется как:

а) разумность; б)осознанность; в) прочность; г) освоенность

Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

а) меру развернутости; б) меру освоения; в) меру самостоятельности; г) меру обобщенности

Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в оте­чественной науке изучает(ют): ,

а) В. В. Давыдов, В, В. Рубцов ; б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов; в) Н. Ф. Талызина; г) Т. В. Габай

Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:

а) игра; б) труд; в) общение; г) учение

Одним из компонентов учебной деятельность является

а) выполнение домашних заданий; б) контрольная работа; в) учебная ситуация; г) учебное действие

Отметка в отличие от оценки выражается в:

а) замечании; б) похвале; в) одобрении; г) баллах

Учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, овладение способами предметных и ________ действий

а) игровых; б) познавательных; в) корректирующих; г) контролирующих

Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями, называется:

а) широкими познавательными мотивами ; б) широкими социальными мотивами;

в) учебно-познавательными мотивами;г) узкими социальными мотивами.

Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:

а) законом эффекта; б) законом Йеркса - Додсона ;

в) законом упражнений;г) законом плато в формировании навыка.

Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов;

б) наличие специальных знаний, умений и навыков;

в) желание быть школьником;

г) самостоятельность в умственной деятельности.

Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понима­ется как:

а) субъект; б) индивид деятельности; в) личность ; г) индивидуальность.

Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:

а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений;

б) мораль поддержания отношений;

в) мораль индивидуальных принципов совести;

г) ориентация на наказание и покорность.

а) Дж. Брунер; б) П. Блум ; в) В. Оконь; г)Дж. Дьюи.

Подход, объясняющий особенности личности структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми, называется:

а) биогенетический; б) социогенетический; в) психогенетический; г) двухфакторный.

Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

а) традиционное обучение; б) проблемное обучение ; в) программированное обучение; г) догматическое обучение. .

Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. п., называется:

а) внушением; б) подражанием; в) заражением; г) убеждением.

Внушение, повествование, диалог, доказательство относят к группе воспитательных методов:

а) коррекции; б) упражнений; в) оценки и самооценки; г) убеждения.

На конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив, считал:

а) Л.П. Божович в) Я.А. Коменский

б) С.Л. Рубинштейн г) А.С. Макаренко

В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:

а) Н. Д. Левитовым в) В. А. Крутецким

б) Ф. Н. Гоноболиным г) Л. М. Митиной

Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть... педагогической функции:

а) конструктивной ; б) организаторской; в) коммуникативной;г) гностической.

Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н. В. Кузьминой, обладает... уровнем продуктивности деятельности учителя:

а) репродуктивным; б) адаптивным; в) локально-моделирующим;г) системно-моделирующим

Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюда­тельность педагога и т. п. составляют суть:

а) дидактических способностей

б) перцептивных способностей

в) коммуникативных способностей

г) организаторских способностей

В структуру педагогической деятельности не входит:

а) цели; б) личность учащегося ; в) мотивация; г) способы деятельности.

Предметом педагогической деятельности является:

а) методы и средства обучения и воспитания

в) сам учащийся

г) организация учебно–воспитательной деятельности обучающихся

Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике состав­ляет суть:

а) эффекта ореола; б) эффекта последовательности; в) эффекта инерционности ;г) эффекта стереотипизации

Принцип «безусловного принятия» ребенка означает:

а) выражать неудовольствие отдельными действиями, а не ребенком;

б) любить ребенка за то, что он умный и красивый;

в) любить его за то, что он есть;

г) систематически выражать недовольство действиями ребенка.

Податливость человека давлению группы и принятие им группового мнения, которого он первоначально не разделял, проявляющееся в изменении его поведения и установок, называется а)конформность; б) интериоризация; в) подражание; г) самоопределение личности в группе.

В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как: а) эмоции; б) интеллект ; в) воля; г) характер.

Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм


Введение

Глава IЭмпиризм

Глава IIАссоцианизм

Глава III Эмпирическая психология сознания

3.1 Эмпирическая психология и ее основные направления

3.2 Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка

Заключение

Список используемой литературы


Введение

XVIII век ознаменовался дальнейшим укреплением и развитием капиталистических отношений в передовых странах. Произошла индустриальная революция, превратившая Англию в могущественную державу. Глубокие экономические изменения привели в конце века к политической революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Социально-экономические сдвиги порождали идеологические формы, противостоявшие теологическому мировоззрению. В борьбе с ним расширялось движение, получившее название "Просвещение". Оно было направлено против всего, что препятствовало росту науки и научного мировоззрения. Укреплялась концепция "естественного человека", сложившаяся в XVII в. и воплотившая принцип формального буржуазного равенства. Сенсуализм и эмпиризм становятся в противовес рационализму и априоризму главными методологическими заповедями. В этой атмосфере и складывалась психологическая мысль.


Глава I . Эмпиризм

(Empiricism; Empiric) - в философии - направление в теории познания, признающее источником знания чувственный опыт и полагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к немуЭмпирический подход в психологии описывает и изучает конкретные явления психической жизни Юнг определял свою психологию как эмпирическую, подразумевая при этом, что в большей степени она основывается на конкретных исследованиях и эксперименте, нежели на теории"Он рассматривал это как противоположность умозрению или идеологии и считал, что эмпиризм обладает преимуществом в представлении фактов наиболее точным образом, хотя и ограничен недооценкой ценности идей Эмпирическое мышление не менее рационально, чем мышление идеологическое; Юнг обсуждал эти два подхода по отношению к интроверсии, которую рассматривал как выражение эмпиризма, в то время как экстраверсия оказывалась более присущей идеологическому типу (КСАП, с 167).

Слово «эмпирический» образовано от греческого слова «эмпейра», что означает «опыт».

Все истинные знания, заявлял Локк, проистекают из опыта, т.е. из восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств. Но «душа» человека не может служить предметом такого восприятия. Сколько бы человек ни старался наблюдать свою «душу», он не в состоянии это сделать. Внутренний опыт дает знания только об отдельных психических состояниях или процессах. Отсюда Локк сделал вывод, что предметом психологии могут быть только психические процессы или состояния, а не «душа».

Все свои выводы эмпирическая психология стремилась строить на наблюдении и эксперименте. Эти методы опытного исследования были заимствованы эмпирической психологией из естественных наук, которые стали быстро развиваться в XVII в. Однако в эмпирической психологии эти методы утратили объективный характер (направленность на познание предметов и явлений внешнего мира, мира объектов), превратившись в методы самонаблюдения и субъективного эксперимента (направленность на познание внутренних, субъективных процессов человеческого сознания).


Глава II . Ассоцианизм

АССОЦИАНИЗМ - ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Философская энциклопедия

Ассоцианизм - иначе ассоциативная психология теория, сводящая психические процессы, прежде всего мышление, к ассоциации представлений. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. ассоцианизм а, мн. нет, м. (… Словарь иностранных слов русского языка

Ассоцианизм (associationism) - Ассоц. идей это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) некоторым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», но не о… … Психологическая энциклопедия

Ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое английским философом Т. Гоббсом, было развито голландским философом Б. Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). Термин «ассоциация» употребил впервые английский философ Дж. Локк (в 1698), который, однако, обозначил им «... неверные и неестественные сочетания идей...» («Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. В середине 18 в. английский философ Д. Гартли, опираясь на механику И. Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации - универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому естественнонаучному направлению возник идеалистический А. английских философов Дж. Беркли, Д. Юма, утверждавших, что связь между психическими элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в начале 19 в. к прямолинейной механистической концепции английского философа Дж. Милля, согласно которой всё здание психической жизни составлено из «кирпичей» - ощущений и связывающего их «цемента» - ассоциаций. Стремясь смягчить крайность этой концепции, английские философы Дж. С. Милль и А. Бэн модернизировали её, признав, что из ощущений могут возникать качественно новые психические единицы.

Принципы А. оплодотворили прогресс психологических исследований, в частности разработку новых методов изучения памяти [механической (Г. Эббингауз - Германия) и образной (Ф. Гальтон - Англия)], эмоций (Ч. Дарвин - Англия), мотивации (З. Фрейд - Австрия, К. Юнг - Швейцария). Происходит переориентация А. Взамен устаревших механистических объяснений выдвигаются биологические (Г. Спенсер - Англия, И. М. Сеченов - Россия). Концепция А. преобразуется на новой физиологической основе в учении об условных рефлексах и Бихевиоризме. Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа и гештальт-психология (См. Гештальтпсихология)) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. С позиций марксистской психологии эта критика носила односторонний характер и, хотя и содержала рациональные моменты, игнорировала историческое значение А., его вклад в причинное объяснение психической деятельности.


Глава III . Эмпирическая психология сознания

3.1 Эмпирическая психология и ее основные направления

Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632-1704).

Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся методом научного исследования в естествознании, что в психологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, в процессе которой человек может наблюдать только свои собственные психические переживания. Естественно, что метод самонаблюдения вследствие своего субъективного характера не мог обеспечить построение действительно научной психологии.

Эмпирическая психология рассматривала сознание как замкнутый в себе непосредственно данный человеку внутренний мир психических переживаний, управляемый своими собственными законами, познание которых возможно лишь путем внутреннего опыта или самонаблюдения.

Такое утверждение основывалось на идеалистическом понимании природы психики.

Эмпирическая психология стояла на позициях дуализма, т. е. идеалистического учения о том, что мир состоит из двух самостоятельных и не связанных друг с другом начал - духовного и материального.

Основным признаком материальных явлений представители дуализма считали протяженность. Психические явления такой протяженностью не отличаются: о мыслях, чувствах, желаниях нельзя сказать, что они имеют размеры, находятся справа или слева и т. п. Отличительным их признаком является то, что они даны только в сознании человека. Это и послужило для философов-дуалистов основанием к выделению этих явлений в особый духовный мир, существующий и развивающийся по своим собственным законам совершенно независимо от явлений протяженного материального мира.

Дуализм создал для эмпирической психологии непреодолимые трудности при разрешении так называемой психофизической проблемы.

Данные опыта показывают, что между телесными процессами в организме и внутренними психическими процессами существует определенная связь. Нарушение правильного течения физиологических процессов сейчас же приводит к соответствующим изменениям и в течении психических процессов. Например, в зависимости от физического состояния организма человек чувствует то усталость, то бодрость. Необходимость научно объяснить эту связь и составляет существо психофизической проблемы. Для решения этой проблемы в эмпирической психологии было предложено несколько теорий.

Теория психофизического взаимодействия утверждала, что между психическими явлениями и материальными процессами в организме существует взаимодействие: физиологические процессы воздействуют на психические и наоборот. Однако этот вывод противоречил основному принципу дуализма, согласно которому психическое, не отличаясь протяженностью, не может переходить в физическое, так же как физическое не может переходить в психическое. Стоя на позициях дуализма, нельзя было одновременно признавать истинность теории психофизического взаимодействия.

Теория психофизического параллелизма утверждала, что физиологические и психические процессы протекают лишь параллельно, будучи совершенно независимыми друг от друга. Например, когда во время ходьбы в теле человека совершаются определенные физиологические (нервные и мышечные) процессы, в его сознании одновременно, но совершенно независимо от первых, происходит некоторая смена психических переживаний (человек воспринимает свою ходьбу).

По этой теории нервно-мышечные процессы, с одной стороны, и двигательные ощущения - с другой, существуют одновременно, но только как параллельные и по существу никак не связанные друг с другом процессы: ряд материальных явлений в организме и независимо от него существующий ряд психических явлений в сознании человека совпадают друг с другом по времени так, что определенным изменениям в одном ряду соответствуют строго определенные, но полностью независимые от первых, изменения во втором ряду.

Чем же объясняется такой удивительный параллелизм?

Представители дуалистической философии, вслед за ее родоначальником Декартом, стоя на позициях идеализма, утверждали, что хотя мир и состоит из двух начал - материального и духовного, но все же в основе мира лежит и им управляет начало духовное (божественное). Наблюдаемое в опыте параллельное существование столь отличающихся по своей сущности материальных и духовных явлений есть результат «предустановленной гармонии». Такое объяснение показывает, что теория психофизического параллелизма ненаучна, а вместе с тем уничтожается и сколько-нибудь научная база эмпирической психологии.

Эмпирической психологии за время ее существования удалось собрать большой материал по субъективной характеристике отдельных психических процессов, например ощущений, памяти, внимания и др. Однако при всем этом она оказалась полностью несостоятельной и неспособной создать научную психологию, поскольку в понимании предмета психологии стояла на позициях идеализма.

В своем развитии эмпирическая психология породила много направлений, по-разному описывавших и объяснявших психические процессы, но согласных между собой в идеалистической трактовке их сущности.

Структурная психология, как и все другие направления эмпирической психологии, отличаясь от них в деталях, рассматривала сущность психических процессов идеалистически, как обусловленную внутренними психическими закономерностями их структуры. Исходя из этого положения, гештальтисты пытались объяснить и поведение животных как обусловленное не взаимодействием организма со средой, а структурными особенностями совершаемых животными действий. Выдвинутую Кёлером гештальтистскую теорию поведения животных резкой критике подверг И.П.Павлов, вскрывший ее идеалистическую сущность.

Несостоятельность этих и других направлений эмпирической психологии объясняется не теми или другими недостатками, присущими каждому отдельному направлению, а общим для всех них идеалистическим пониманием сущности психических процессов.

Эмпирическая психология путем самонаблюдения и эксперимента смогла накопить известное количество знаний описательного характера о психических процессах. Однако она накопила эти знания вопреки своей идеалистической основе и дуалистическому пониманию природы человека. Поскольку объяснение психических процессов давалось эмпирической психологией, исходя из идеалистического понимания природы психики, она не могла дать действительно научного объяснения накопленным ею фактам.

Термин "эмпирическая психология" был введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, в задачу которой входило изучение конкретных явлений психической жизни, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, бессмертной душой. Эмпирическая психология сознания получила свое развитие в трудах французских материалистов и просветителей Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Э.Кондильяка. Представители французской эмпирической психологии больше внимания, чем английские ассоцианисты, обращали на активность субъекта в восприятии окружающего мира, рассматривая психику с естественнонаучных позиций.


3.2 Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка

эмпирический психофизический параллелизм познание

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632- 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 1688 г. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,- писал Декарт,- что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах». Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков, конституциональных различий между людьми. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом - внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом - идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами». Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) - деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом - идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Все идеи происходят или из одного или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» - этот сенсуалистический тезис, который высказывали еще Гоббс и Гассенди, защищает и материалистически разрабатывает Локк. Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями - через ощущение и рефлексию. С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами. Первичные качества - это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи - плотности, протяженности, формы и др.- точно воспроизводят их. Вторичные качества - это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц. «Первичные качества есть подобия, вторичные считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают ими». Деление качеств на первичные и вторичные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения от объекта. Беркли и Дидро вышли из Локка. При восприятии простых идей разум по большей части пассивен, «разум также мало волен не принимать эти простые идеи, когда они представляются душе, изменять их, когда они запечатлелись, вычеркивать их и создавать новые, как мало может зеркало не принимать, или изменять, или стирать образы или идеи, которые вызывают в нем поставленные перед ним предметы». Хотя Локк не всегда последователен и при описании простых идей рефлексии, говорит о том, что ум часто бывает не вполне пассивным, все же в целом он верен тезису о пассивности познающего субъекта при восприятии простых идей: внешние воздействия влияют на сознание, минуя деятельность познающего субъекта. Здесь же проступает мысль о том, что активность в познании является причиной отхода от адекватного познания объекта. Современные исследования в области философии и психологии познания убедительно показали несостоятельность такого подхода. Установка на предметно-ориентированное познание оценивается как натуралистическая; для объяснения работы сознания привлекается механизм рефлексии.

В отличие от простых, сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием). Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом. Локкова теория восхождения от простых идей к сложным путем выделения того общего, что имеют между собой единичные вещи и факты, в течение долгого времени использовалась в практике научного исследования. «...Вследствие образования отвлеченных идей и закрепления их в уме, в слове люди становятся способны рассматривать вещи как бы целыми связками и соответственно говорить о них, стремясь к более легкому и быстрому совершенствованию и сообщению своего познания». Долгое время теория обобщения Локка выступала в качестве единственно возможной научной основы организации процесса обучения в школе. Однако этой теории свойственна ограниченность, упрощенная трактовка общего. Психологический анализ и критику эмпирической теории обобщения дал В.В. Давыдов и противопоставил ей теоретическое обобщение. По С.Л. Рубинштейну, на основе эмпирического обобщения невозможно теоретическое познание.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в Античности). По Локку, ассоциация - это неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...». Примерами являются все наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т. п. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания. Несмотря на то, что Локк ввел понятие ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. «Невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает». Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность. «Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления».


Заключение

В эмпирической концепции Локка задача психологии сводилась к изучению явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это была психология без души. «Я не стану утруждать себя исследованием, в чем состоит сущность души», - писал Локк. Вся методология исследования сознания строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действий человека в материальном и идеальном мире одинаковы. «Так как материалы в том и другом случае таковы, что не во власти человека их создавать, все, что он может делать - это или соединять их вместе, или сопоставлять их друг с другом, или совершенно отделять их».

Список литературы

1. Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический -и гносеологический, Казань, 1909; его же. Учение об ассоциации идей, «Уч. зап. имп. Казанского университета», 1915, кн. 12; 1917-18, кн. 2, 7-9, 10-12;

2. Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника, М., 1959;

3. ЯрошевскийМ. Г., Историяпсихологии, М., 1966, гл. 6; Warren Н. С., A history of the association psychology, , 1921.

Раздел 1. Психология

1. Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является …

a) Аристотель

2. Психология – это наука …

a) о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных

3. Признаком метода интроспекции является…

a) непосредственное, прямое наблюдение переживаний

4. Стандартизированная процедура психологических измерений обеспечивается…

a) тестированием

5. При проведении _____ эксперимента испытуемые не знают, что являются его участниками

a) естественного

6. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З Фрейдом, – …

a) глубинная психология (психоанализ)

7. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является …

a) процесс превращения сексуального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности

8. Наибольшее развитие отечественная психологическая теория деятельности получила в трудах …

a) Аристотель

10. Причинами формирования основных психологических школ стали…

a) переход к исследованию системы организм-среда, кризисная социальная ситуация, открытия в других науках

11. Понимание движущей силы психического развития как бессознательного стремления к сублимации влечений свойственно работам…

a) З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга

a) А. Н. Леонтьев

13. Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…

a) И. П. Павлов

14. Наиболее важную роль в центральной нервной системе играет(ют) …

a) большие полушария головного мозга

15. Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает

a) физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений

16. С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А Н Леонтьев объясняет следующим образом:



a) в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития

a) С Л Рубинштейн и А Н Леонтьев

18. Для успешной социализации подростка необходимо его включение в такой вид деятельности, как …

19. Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие – либо внешние средства, называется _______ действием

a) умственным

20. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

a) обусловлена биологическими закономерностями

21. Целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, называется

a) действием

22. Одним из принципов отечественной психологии является принцип…

a) единства сознания и деятельности

23. В когнитивную составляющую самосознания входят…

a) знание личности о себе

24. Соотношение сознания и бессознательного было достаточно полно изучено…

a) К. Юнгом

25. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …

a) сознанием

26. В Вундт определил психологию как науку о…

a) структурах сознания

27. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

a) Б. М. Кедрова

28. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

a) И. Гербарт

29. Психология как самостоятельная наука оформилась:

a) в 80-х гг XIX в.

30. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

a) Аристотелем

31. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

a) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений

32. Термин «психология» в научный оборот ввел:

a) Х. Вольф

33. Психология как наука о сознании возникла:

34. Психология как наука о поведении возникла:

35. Определение психологии как науки о душе было дано:

a) более двух тысяч лет тому назад

36. Первые представления о психике были связаны:

a) с анимизмом

37. Определение эмпирической психологии принадлежит:

a) Х. Вольфу

38. Термин «эмпирическая психология» был введен:

39. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

a) Дж. Ст. Милль

40. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

a) психофизиологическая

41. Психическое отражение:

a) носит избирательный характер

42. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

a) образ бесплотной сущности

43. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

a) регуляции вегетативных изменений

44. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

a) бихевиоризм

45. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

a) психологии души

46. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

a) функционализму

47. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

a) экзопсихикой

48. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

a) к эндопсихике

49. Психическим явлением является:

a) интерес

50. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

a) ощущение

51. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

a) П. Я. Гальперин

52. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

a) воображением

53. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

a) темперамента

54. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

a) возрастная

55. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

a) социальная

56. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

a) педологией

57. Педология возникла:

a) на рубеже XIX–XX вв.

58. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

59. В. Франкл известен как основоположник:

a) Я. Морено

61. Методология:

a) определяет способы достижения и построения знания

62. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

a) материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов

63. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):

a) постановка целей и задач исследования

64. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:

a) системности

65. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

a) детерминизма

66. Сидеалистическую точку зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

a) Аристотель

67. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

a) развития

68. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:

a) рационализмом

69. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

a) биологического

70. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:

a) структурно-функциональным

71. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

a) общенаучной методологии

72. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

a) философской методологии

73. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

a) деятельности

74. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:

a) единства и борьбы противоположностей

75. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

a) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека

76. При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:

a) эволюционный

77. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

a) детерминизма

78. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

a) детерминизма

79. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:

a) детерминизма

80. Методологической основой бихевиоризма является:

a) позитивизм

81. Методология бихевиоризма тесно связана:

a) с механистическим пониманием поведения

82. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

a) развития

83. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

a) рационализм

84. Философской основой гуманистической психологии является:

a) экзистенциализм

85. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:

a) L – данными

86. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:

a) Q-данными

87. Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:

a) интервалов

88. Шкала порядка соответствует измерению на уровне:

a) ординальном

89. Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:

a) ординальном

90. Крайне редко в психологии применяется шкала:

a) отношений

91. К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:

a) дихотомии

92. В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:

a) наименований

93. Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:

a) наименований

94. Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:

a) отношений

95. Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

a) к организационным методам

96. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

a) наблюдением

97. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

a) лонгитюдным

98. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

a) интроспекция

99. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

a) для гештальтпсихологии

100. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:

a) тестирование

101. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

a) самонаблюдение

102. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

a) экспериментом

103. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:

a) интроспекции

104. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:

a) полевое

105. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

a) социометрией

106. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

a) В. Вундтом

107. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

a) эксперимента

108. С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:

a) причинно-следственной связи между явлениями

109. Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:

a) А. Ф. Лазурский

111. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:

a) Р. Готтсданкер

112. Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:

a) квазиэксперимент

113. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:

a) независимой

114. По Д.Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:

a) независимым

115. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется.


Эмпирической психологии за время ее существования удалось собрать большой материал по субъективной характеристике отдельных психических процессов, например ощущений, памяти, внимания и др. Однако при всем этом она оказалась полностью несостоятельной и неспособной создать научную психологию, поскольку в понимании предмета психологии стояла на позициях идеализма.

В своем развитии эмпирическая психология породила много направлений, по-разному описывавших и объяснявших психические процессы, но согласных между собой в идеалистической трактовке их сущности.

Структурная психология, как и все другие направления эмпирической психологии, отличаясь от них в деталях, рассматривала сущность психических процессов идеалистически, как обусловленную внутренними психическими закономерностями их структуры. Исходя из этого положения, гештальтисты пытались объяснить и поведение животных как обусловленное не взаимодействием организма со средой, а структурными особенностями совершаемых животными действий. Выдвинутую Кёлером гештальтистскую теорию поведения животных резкой критике подверг И.П.Павлов, вскрывший ее идеалистическую сущность.

Несостоятельность этих и других направлений эмпирической психологии объясняется не теми или другими недостатками, присущими каждому отдельному направлению, а общим для всех них идеалистическим пониманием сущности психических процессов.

Эмпирическая психология путем самонаблюдения и эксперимента смогла накопить известное количество знаний описательного характера о психических процессах. Однако она накопила эти знания вопреки своей идеалистической основе и дуалистическому пониманию природы человека. Поскольку объяснение психических процессов давалось эмпирической психологией, исходя из идеалистического понимания природы психики, она не могла дать действительно научного объяснения накопленным ею фактам.

Термин "эмпирическая психология" был введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, в задачу которой входило изучение конкретных явлений психической жизни, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, бессмертной душой. Эмпирическая психология сознания получила свое развитие в трудах французских материалистов и просветителей Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Э.Кондильяка. Представители французской эмпирической психологии больше внимания, чем английские ассоцианисты, обращали на активность субъекта в восприятии окружающего мира, рассматривая психику с естественнонаучных позиций.

3 .2 Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка

эмпирический психофизический параллелизм познание

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632- 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 1688 г. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,- писал Декарт,- что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах». Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков, конституциональных различий между людьми. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом - внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом - идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами». Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) - деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом - идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Все идеи происходят или из одного или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» - этот сенсуалистический тезис, который высказывали еще Гоббс и Гассенди, защищает и материалистически разрабатывает Локк. Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями - через ощущение и рефлексию. С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами. Первичные качества - это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи - плотности, протяженности, формы и др.- точно воспроизводят их. Вторичные качества - это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц. «Первичные качества есть подобия, вторичные считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают ими». Деление качеств на первичные и вторичные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения от объекта. Беркли и Дидро вышли из Локка. При восприятии простых идей разум по большей части пассивен, «разум также мало волен не принимать эти простые идеи, когда они представляются душе, изменять их, когда они запечатлелись, вычеркивать их и создавать новые, как мало может зеркало не принимать, или изменять, или стирать образы или идеи, которые вызывают в нем поставленные перед ним предметы». Хотя Локк не всегда последователен и при описании простых идей рефлексии, говорит о том, что ум часто бывает не вполне пассивным, все же в целом он верен тезису о пассивности познающего субъекта при восприятии простых идей: внешние воздействия влияют на сознание, минуя деятельность познающего субъекта. Здесь же проступает мысль о том, что активность в познании является причиной отхода от адекватного познания объекта. Современные исследования в области философии и психологии познания убедительно показали несостоятельность такого подхода. Установка на предметно-ориентированное познание оценивается как натуралистическая; для объяснения работы сознания привлекается механизм рефлексии.

В отличие от простых, сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием). Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом. Локкова теория восхождения от простых идей к сложным путем выделения того общего, что имеют между собой единичные вещи и факты, в течение долгого времени использовалась в практике научного исследования. «...Вследствие образования отвлеченных идей и закрепления их в уме, в слове люди становятся способны рассматривать вещи как бы целыми связками и соответственно говорить о них, стремясь к более легкому и быстрому совершенствованию и сообщению своего познания». Долгое время теория обобщения Локка выступала в качестве единственно возможной научной основы организации процесса обучения в школе. Однако этой теории свойственна ограниченность, упрощенная трактовка общего. Психологический анализ и критику эмпирической теории обобщения дал В.В. Давыдов и противопоставил ей теоретическое обобщение. По С.Л. Рубинштейну, на основе эмпирического обобщения невозможно теоретическое познание.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в Античности). По Локку, ассоциация - это неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...». Примерами являются все наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т. п. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания. Несмотря на то, что Локк ввел понятие ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. «Невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает». Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность. «Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления».

Заключение

В эмпирической концепции Локка задача психологии сводилась к изучению явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это была психология без души. «Я не стану утруждать себя исследованием, в чем состоит сущность души», - писал Локк. Вся методология исследования сознания строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действий человека в материальном и идеальном мире одинаковы. «Так как материалы в том и другом случае таковы, что не во власти человека их создавать, все, что он может делать - это или соединять их вместе, или сопоставлять их друг с другом, или совершенно отделять их».

Список литературы

1. Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический -и гносеологический, Казань, 1909; его же. Учение об ассоциации идей, «Уч. зап. имп. Казанского университета», 1915, кн. 12; 1917-18, кн. 2, 7-9, 10-12;

2. Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника, М., 1959;

3. ЯрошевскийМ. Г., Историяпсихологии, М., 1966, гл. 6; Warren Н. С., A history of the association psychology, , 1921.

Понятие «опытная наука» впервые прозвучало в XIII в. в работах английского мыслителя доктора Роджера Бэкона. Он же ввел двоякое представление о самом опыте. Один вид опыта - это приобретаемый с помощью «внешних чувств». В частности, он писал о том, что «земные вещи» мы узнаем с помощью зрения, а, например, небесные тела наблюдаем с помощью специально изготовленных для этого инструментов; от других сведущих людей мы узнаем о тех местах, где нас не было. Но есть и другой опыт - духовный; в этом опыте ум идет по пути познания, обретая «внутреннее озарение», не ограничиваемое ощущениями. Духовные предметы познаются и через их «телесные следствия», и рационально - умом.
Таким образом, уже в докартезианскую эпоху прозвучало представление о связи опытного (эмпирического) познания и рационального.
Следующий великий англичанин с той же фамилией - Фрэнсис Бэкон - развил учение об опыте, введя представление о его опосредствовании орудиями: как орудия направляют движение руки, «так умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его». Но «идолы» ума и мешают познанию (психологам хорошо известна его концепция четырех типов заблуждений), ум должен от них освобождаться. Занимаясь наукой, человек является, по Бэкону, обычно или эмпириком, или догматиком. Эмпирики только собирают данные (и довольствуются собранным), в то время как рационалисты, подобно пауку, воспроизводят нечто из себя самих. Третьим путем был бы путь пчелы, собирающей нектар, но перерабатывающей его. Дело философии - не исследование начал вещей или абстракция от природы, а осмысление извлекаемого с помощью опыта материала посредством категорий - «средних аксиом». В каждой науке такие аксиомы будут своими.
То есть в концепции Бэкона речь идет не о психологическом знании как таковом, а о необходимости соединения опытного и рационального в познании, противопоставляемом схоластике. Через 35 лет после рождения Ф. Бэкона в мир войдет другой мыслитель - француз Рене Декарт, также не связавший себя служением в университетах, но давший классическую парадигму в разведении движений тела и души - академическую формулировку психофизической проблемы. Он завершит отождествление категорий души и сознания. Но пока в работах Бэкона психология - в рамках философии - перестает быть наукой
о душе. Бэкон вводит индуктивную логику в законы познания. Он предполагает также возможность эмпирического изучения психических процессов и явлений, причем в эмпирической установке на то, «как они есть». Критерий отделения таковых от организмических дал позже - в первой половине XVII в. - Декарт.
С одной стороны, он последовательно «рационализировал» представление о человеке (в его телесной сущности) в своем учение о рефлексе, отказавшись от идеи ума (или души) как обеспечивающего движение тела. С другой - он ввел отождествление души и сознания, сделав эмпирическую данность мышления конечным критерием психического. В качестве мышления у него выступила вся совокупность непосредственно воспринимаемого, т. е. это и ощущения, и чувства, и мысли - все, что осознается. Он продолжил эмпирическую линию в изучении сознания. Таким образом, в рамках философского знания различным образом представленные рационализм и эмпиризм не были изначально разведены по разным «этажам» познания. У Декарта - при решении им психофизической проблемы - появился даже специальный орган их взаимодействия (шишковидная железа). Мышление свойственно именно душе (духовной субстанции). А страсти, имеющие как телесную, так и душевную сторону, побеждаются интеллектуально (в соответствии с гипотезой взаимодействия души и тела).
Последующий этап развития эмпиризма, направлявший психологию в более автономную область (но все еще в рамках теории познания), - это учение Дж. Локка, ориентирующегося в целом на материализм и занятие естественными науками.
Локк также различал два вида опыта, исходящего из ощущений и восприятия действий нашего ума (т. е. рефлексии). Оба вида опыта лежат в основе возникновения идей, и нет в сознании ничего, что не прошло бы первоначально через призму опыта. Ощущение пассивно, мышление - наиболее активно; сложные идеи образуются из простых работой разума - операциями сравнения, абстрагирования и обобщения. Идеи - это элементы сознания; они не врожденны; их же соотношение аналогично законам ньютоновской механики. Признание активности разума (происхождение свойств которого не обсуждается) делает картину эмпирического познания в целом довольно противоречивой и подготавливает противоположную позицию - рационалистической традиции в представлении сознания.
Главное, что предуготовил Локк, введя понятие ассоциации, - почву для последующего выделения собственно психологической науки из рамок философского знания - ассоциативной психологии. Но само понятие ассоциации связано у Локка с представлением о случайности и «неестественном» характере возникновения этой связи. Основную же роль в закономерной душевной жизни играет соединение идей деятельностью разума.
На основной труд Локка «Опыт о человеческом разумении» немецкий философ, языковед, физик и математик Г. В. Лейбниц (1646-1716) ответил «Новым опытом о человеческом разумении», дискутируя с ним по следующим направлениям. Идее души как tabula rasa противопоставляется идея наделенности души общими категориями, невыводимыми из опыта. Механистическому пониманию сознания - последовательный идеалистический рационализм: «Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума».
Монада выступила термином, закрепившим представление о внутреннем законе любой вещи, или лежащей в ее основе субстанции. Душа, как экран, отображает внешне накладывающееся изображение, но имеет свои «складки» - врожденные особенности. Активность сознания также строится по внутреннему закону - стремлению достигнуть цельного восприятия. Среди них могут быть и так называемые малые восприятия, не поддающиеся сознательному различению. Эту линию существования бессознательной психической деятельности можно затем продолжить к другим учениям немецкоязычных исследователей - Г. Гельмгольца, 3. Фрейда. Но здесь мы этого делать не станем, поскольку очерчиваем иной круг вопросов возникновения двух оснований психологического анализа - эмпирически и рационально ориентированных психологий.
Термины эмпирической и рациональной психологии ввел немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). В 1732 г., т. е. уже после картезианской постановки психофизической проблемы, вышла его книга «Рациональная психология». В обосновании им эмпирической и рациональной психологии как двух самостоятельных дисциплин речь шла на самом деле об апелляции к одному и тому же типу опыта - основанному даже не на самонаблюдении, а на подтверждении отдельными (извлекаемыми из опыта субъективных представлений) случаями сугубо умозрительных и в этом смысле теоретических построений как основы психологического знания. Важно, что при этом речь шла не о выделении психологии в отдельную опытную науку, тем более не о претензии на «душеведение», а о систематизации философского знания вокруг психологии как философской дисциплины.
Итак, выделение X. Вольфом представления о теоретической психологии прозвучало не в противопоставлении эмпирического, т. е. опытного, и теоретического знания, а в связи с направленностью на ее выделение как центральной части философии. Не помышляя о выделении психологии из философии, он дал первое систематическое изложение психологии в Новое время, понимая в качестве ее предмета душу, а точнее, силу представлений, в которой находит выражение активность сознания.
Из 64 томов его работ на немецком и латыни два были посвящены психологии: «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Популярность термина «психология» сделала ее на время центральной философской дисциплиной, что попытался затем ограничить И. Кант. В качестве теоретической психологии Вольф обосновал такую, которая строится как логическая конструкция, имеющая произвольный (теоретический) характер. Но важно учесть, что в то время соотношение теоретического и эмпирического мыслилось иным образом, чем в последующей научной картине мира.

Вольф разделил: 1) науки рациональные теоретические (куда и вошла рациональная психология) и рациональные практические, а также 2) науки эмпирические теоретические (эмпирическая психология, телеология, догматическая физика) и науки эмпирические практические (технология и экспериментальная физика). То есть любая психология в этой системе - теоретическая. И предметом для обеих психологий стала «природа» души.
Эмпирическая психология в качестве теоретической науки противопоставлена указанным практическим, т. е. опытным, наукам и рассматривается как «опытная» только в одном аспекте - как наука, дающая представление о том, что происходит в человеческой душе. Она не предполагает рациональной психологии, а служит для проверки и подтверждения того, что априорно развивает психология рациональная. Рациональная же психология в начале эпохи Нового времени, несмотря на оппозицию Локка-Лейбница, в качестве общего закона движений души постулировала закон ассоциаций. Движение представлений в концепции Вольфа и предполагалось по закону ассоциаций. Это общая часть названных двух теоретических психологий (рациональной и эмпирической). Самонаблюдение не выступило еще методом систематической интроспекции, а поставляло (как и память) лишь примеры для демонстрации тех или иных положений. Оно было призвано выполнять функцию проверки соответствия теоретических построений опыту, т. е. не было источником эмпирического материала: «...было достаточно отдельных примеров, которые бы подтвердили “жизненную правду” созданной картины (“сцепления психологических понятий”). Далее менялись принципы, определяющие “сцепления”, но не традиция» [Мазилов, 2003, с. 60].
Таким образом, превалирование теоретической психологии над любыми другими уже присутствовало в самом начале истории ее становления. Причем именно в качестве философской основы и мира теорий (рациональная психология), и мира эмпирии, понятого как общий уровень знания с телеологией и догматической физикой (а отнюдь не в связи с построением науки Нового времени). Уже это ставит проблему: видимо, дело не в том, возможна ли единая метапсихологическая дисциплина, а в том, какой мыслится эта теоретическая психология.
Рационализм и эмпиризм направляли не только выделение предмета психологии (в рамках ее становления), но и развитие представлений о ее методах. Выделившись в качестве науки о сознании, психология задала в качестве основного (адекватного предмету изучения) метод интроспекции. В его рамках работали как психологи, ориентированные на эмпиризм в понимании оснований сознания (например, Вундт), так и психологи, стоящие на позициях рационализма (например, представители вюрцбуржской школы мышления).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ