Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ


Многокилограммовые тороидальные трансформаторы — главные бойцы с сетевыми помехами

Для истинного аудиофила конденсаторы характеризуются не только емкостью, но и звуком


Только мощные радиаторы, опоясывающие корпус усилителя, спасают 30 выходных транзисторов от перегрева

В 1972 году талантливый американский музыкант и инженер Марк Левинсон основал в Коннектикуте одноименную компанию Mark Levinson. И вот уже 30 лет вокруг этого имени фанатики Hi-End"а слагают огромное количество легенд и историй. Одна из них гласит, что даже слово «Hi-End» придумал сам Марк Левинсон. А вот то, что все высококлассные усилители в мире сравниваются с Mark Levinson № 33 Reference Mono Power Amplifier, — уже не легенда, а факт. Недаром усилитель так и называется — эталонный.

Может ли играть конденсатор

Левинсон одним из первых задумался о качестве звука и причинах, которые его формируют. До него считалось, что чем лучше технические параметры аппаратуры (шире полоса пропускания и меньше нелинейные искажения), тем лучше звук. Марк же высказал почти крамольную для инженеров, но понятную для музыканта мысль — во главу угла нужно ставить не технические характеристики, а человеческое восприятие звука, живое прослушивание. Никому же в голову не приходит оценивать скрипку Страдивари по ее возможности воспроизвести частоту в 35 кГц. И свои усилители Левинсон стал создавать не по техническим параметрам, а по критерию «звучит — не звучит». Критерий выбраковки деталей (этот конденсатор играет, а этот нет) для традиционных электронщиков был кощунственным. Звучали у Марка не только радиодетали, но и схемотехнические решения. В итоге, после многочисленных проб и ошибок, Левинсон пришел к тем решениям, многие из которых сохраняются по сей день.

Горячий, но классный

Наиболее известными усилителями компании стала модель Mark Levinson № 20.6 (кстати, вся аппаратура легендарной марки выпускается только под номерами), появившаяся в конце 80-х годов. Усилитель состоял из двух неподъемных раздельных блоков — по одному на канал. Помимо большого веса и размеров, усилитель имел не очень большую выходную мощность, грелся как печка, но звучал как Бог. Это было похоже на звучание лучших ламповых усилителей, но при транзисторной основательности — бархатный бас и открытый среднечастотный диапазон. № 20.6 даже по прошествии десятилетия никто не думает сдавать в утиль — он до сих пор услаждает слух своих владельцев.

Грелся усилитель неспроста. Инженеры Mark Levinson используют схемотехнику чистого класса A, при котором выходные транзисторы открыты постоянно, то есть ток течет через них даже в то время, когда нет сигнала. Подобный режим имеет наименьший КПД из возможных (до 20%), зато позволяет добиться минимальных искажений. Для примера, транзисторы, применяемые в аппаратуре класса D (обычно это цифровые усилители), работают в ключевом режиме, а сами усилители имеют КПД более 90%.

Так же неслучайна высокая масса усилителей Mark Levinson. Наибольшее влияние на звук оказывает, как это ни странно, обычное сетевое питание.

Идеальный синус

Даже по Москве стандартные 220 В разные — разброс составляет, в зависимости от района, от 160 до 260 В. Но даже не это самое страшное — напряжение сильно загрязнено, то есть отличается от стандартного синуса.

В него проникает куча всяких бытовых искажений: сосед бреется этажом выше, ребенок играет в Nintendo, жена сушит волосы феном. Точно так же, как некачественный бензин может стать причиной перебоев отлично отрегулированного японского двигателя, так и искажения, вместе с электричеством попавшие в усилитель, портят выходной сигнал. Кстати, именно по этой причине истинные аудиофилы лучшим временем для прослушивания называют ночные часы — с 23:00 до часу ночи, когда большинство «постановщиков помех» уже спят.

С загрязненным напряжением, как, впрочем, и грязным бензином, борются при помощи фильтров. Например, на нынешнем флагмане Mark Levinson № 33 стоят регенераторы напряжения, принцип работы которых заключается в выпрямлении напряжения и дальнейшей генерации идеального синуса при помощи эталонного задающего генератора. И никаких компактных импульсных источников тока на входе, которые вносят хоть небольшие, но собственные искажения. Только тороидальные трансформаторы, обладающие наименьшими электромагнитными излучениями, причем очень тяжелые и мощные — в пиковые моменты усилитель может потреблять до нескольких киловатт электроэнергии. Причем трансформаторов должно быть не менее двух — по одному на канал. Традиционно усилители Mark Levinson строятся по принципу «двойного моно»: схемы ничем не связаны, а во флагманских моделях даже заключены в разные корпуса. Сделано это для лучшего разделения между каналами — они разделены абсолютно.

Еще один параметр, который влияет на звук, — выходное сопротивление усилителя. Чем ниже выходное сопротивление, тем лучше усилитель справляется со сложной нагрузкой акустических систем. Написанное на колонках сопротивление (4 или 8 Ом) — усредненное. На самом деле, для каждой частоты сопротивление свое, причем на некоторых частотах оно может падать ниже допустимого. И если у усилителя собственное высокое выходное сопротивление, то он плохо обрабатывает эту полосу частот.

Транзисторный хор

Обеспечить низкое сопротивление можно двумя способами. Например, увеличить глубину обратной связи усилителя. Чем глубже обратная связь, тем ниже выходное сопротивление усилителя. Но это негативно влияет на восприятие звука — он получается более ровным, но «мертвым», как выражаются знатоки.

В усилителях Mark Levinson низкое выходное сопротивление достигается путем запараллеливания транзисторов выходного каскада. Это хорошо известно из школьного курса физики — при параллельном включении общее сопротивление падает. Количество выходных транзисторов может достигать трех десятков на канал, тогда как обычной нормой являются два. Причем, чтобы эти десятки работали вместе, необходим жесткий подбор — они должны, как хор, петь вместе. Если обычно транзисторы отбирают по одной-двум статическим характеристикам, то в Mark Levinson — по шести динамическим. И все равно при этом последнее слово остается за слухом — заиграют вместе или нет. Hi-End никакими приборами не меряется — в этом его суть.

Основанная в 1972 году одноименная компания Mark Levinson, за короткий срок стала синонимом понятия High End. Марк родился в 1946 году в Окленде (Oakland) штат Кали­форния (California). Его отец – Daniel J. Levinson, мать – Maria Hertz Levinson. Марк рос в районе Бостона (Boston) и затем в Нью Хевене (New Haven). Его отец – профессор психоло­гии работал в Йеле (Yale) и Гарварде (Harvard) на протяжении сорока лет. Автор фунда­ментального труда – Seasons of a Man s Life (Этапы жизни мужчины).

Музыкальные наклонности проявлялись у сына с самого детства. Когда ему исполнилось 20 лет, он уже играл на контрабасе и трубе с величайшими джазменами: John Coltrane, Sonny Rollins, Sonny Stitt, Johnny Griffin, Chick Corea and Keith Jarrett. Это стало возможным благодаря его таланту и профессиональным связям отца.

В возрасте 21 года он создал то, что изменило его жизнь – аудио-консоль для легендар­ного музыкального фестиваля Woodstock Music Festival (1969).

Четыре года спустя он основал свою первую компанию – Mark Levinson Systems. Первым продуктом стал предварительный усилитель LNP-2, в котором применялись схемные принципы из аудио-консоли. Через десять лет, в 1982 году, компания его имени перешла к Madrigal, после чего было выпущено много новых продуктов. Марк Левинсон, как раз­работчик, не имел с ними ничего общего. Но не только он, руководство Madrigal так же уволило его ближайшего коллегу – Тома Коланжело (Tom Colangelo), и еще некоторых ключевых работников.
Левинсон не мог сидеть без дела и в том же году (1982) он основал другую компанию – Cello Technologies, которая стала культовой благодаря своим продуктам и, в частности, благодаря аналоговому эквалайзеру Palette.

В 1999 году он покидает компанию, продает права на использование своего имени, и ор­ганизовывает другую компанию – Red Rose Music.
Под этим брендом он выпустил несколько прекрасно записанных SACD дисков, а также несколько моделей усилителей и акустики. Некоторые из них можно было увидеть в се­риале Секс в Большом городе (Sex and the City). В 2000 году Левинсон начал работу по созданию аудио систем для автомобилей Lexus. В тоже время компания, носящая его имя, была куплена гигантом – Harman International Group.

После расставания с Ким Кэттрэлл, Левинсон переезжает в Швейцарию, на родину его ма­тери. Там, в 2007 году он основывает свою новую компанию – Daniel Hertz S.A. Hertz – де­вичья фамилия его матери. Продукция компании – очень дорогие аудио системы, кото­рые очень популярны в Японии. Стоит отметить, что Марк Левинсон занимается продю­серской работой. Он принимал участие в нескольких проектах, которые были отмечены различными музыкальными премиями. Он работает с Jacky Terrason, Joe Lovano и Carnegie Hall Jazz Band.

Кстати, система, состоящая из акустики Daniel Hertz M1, предварительного усилителя Dan­iel Hertz M6 и усилителей мощности Daniel Hertz M5, общей стоимостью 200’000.00 USD, принадлежит Дмитрию Медведеву.

SACD проигрыватель № 512, которому посвящен данный обзор, был разработан много позже того времени, когда Марк Левинсон покинул компанию и переехал в Европу. Тем не менее проигрыватель носит его имя. Возможно, это покажется парадоксальным, но та­ким образом, проигрыватель, построенный в 2008 году, все так же приносит дивиденды. Во время запуска формата DSD и, основанного не нем, SACD, компании Sony и Philips предложили сотрудничество Марку. Он получил в свое пользование DSD рекордер, кото­рый был использован по максимуму. Левинсон записал огромное количество музыкаль­ного материала. Который, впоследствии, был издан в виде SACD дисков под лейблом Red Rose Music. Эти записи стали эталонными для многих любителей музыки. № 512 является лучшим SACD проигрывателем компании и лучшим проигрывателем SACD дисков, из су­ществующих.

Перечень музыки, которая использовалась во время прослушивания:

Istanbul , wyk. Hespèrion XXI, Jordi Savall, Alia Vox, AVSA 9870, «Raices & Memoria, vol. IX», SACD/CD (2009).

Ashra, Belle Aliance Plus , MG

ART/Belle, 121914-5, 2 x SHM-CD (1979/2012).

Bill Evans, Everybody Digs Bill Evans , Riverside/JVC, JVCXR-0020-2, XRCD (1958/2007).

Chet Baker, Big Band , Pacific Jazz Records/Toshiba-EMI Limited, TOCJ-9442, «Super Bit Jazz Classics», CD (1957/2002).

Dead Can Dance, Anastasis , Entertainment Group, PIASR311CDX, «Special Edition Hard­bound Box Set», CD+USB drive 24/44,1 WAV (2012);

Depeche Mode, Black Celebration , Mute, DMCD5, Collectors Edition, SACD/CD + DVD (1986/2007).

Dominic Miller & Neil Stancey, New Dawn , Naim, naimcd066, CD (2002).

Delius, Cello Concertos , wyk. Jacqueline Du Pré, EMI Classic, 9559052, 2 x SACD/CD (1965/2012).

Frank Sinatra, Sinatra Sings Gershwin , Columbia/Legacy/Sony Music Entertainment, 507878 2, CD (2003).

Genesis, Abacab , Virgin/EMI, 851832, SACD/CD + DVD (1981/2007).

Hilary Hann, Hilary Hann Plays Bach , Sony Classical, SK 62793, Super Bit Mapping, 2 x CD (1997).

Kraftwerk, Minimum-Maximum , Kling-Klang Produkt/EMI, 3349962, 2 x SACD/CD (2005).

Manuel Göttsching, E2-E4. 30th Anniversary , MG

ART, 404, CD (1981/2012).

Miles Davis, Milestones , Columbia/Mobile Fidelity, UDSACD 2084, SACD/CD (1958/2012).

Portishead, Third , Go! Disc/Universal Music K.K. (Japan), UICI-1069, CD (2008).

Schubert, Lieder , wyk. Dietrich Fischer-Dieskau, dyr. Gerald Moore, «Signature Collection», EMI, 55962 2, 4 x SACD/CD.

Sting, Sacred Love , A&M Records, 9860618, Limited Edition, SACD/CD (2003).

Tangerine Dream, Zeit , Cherry Red Records/Belle, 121943-4, SHM-CD + CD (1972/2011).

The Dave Brubeck Quartet, Time Out , Columbia Records/Sony Music Entertainment Hong Kong, 883532, «K2HD Mastering CD», No. 0055, CD (1959/2011).

This Mortal Coil, HD-CD Box SET: It’ll End In Tears, Filigree & Shadow, Blood, Dust & Guitars , 4AD , TMCBOX1, 4 x HDCD, (2011).

Многие, если не все, инженеры, которые не знакомы с теорией и практикой разработки цифровых плееров с приводами, убеждены, что «цифра – есть цифра» и в цифровой об­ласти не может быть потерь. Всех, кто думает иначе, они считают идиомами или лжецами (в зависимости от намерений). Для них оптический диск (вместе с CD транспортом) явля­ется не чем иным как идеальным устройством чтения данных с диска. Идеальное устрой­ство чтения осуществляет необходимую коррекцию, являющуюся частью стандарта Red Book. А последующим каскадам, таким как цифро-аналоговый преобразователь, остается лишь только усилить результирующий сигнал.

Но! Если они проведут лабораторные исследования с использованием нескольких транс­портов и одного ЦАПа, для конвертирования нулей-единиц в аналоговый сигнал; а затем измерят результаты и услышат какую разницу в звуке оказывает каждый из транспортов, то это повергнет их в ступор. Результаты измерений не будут показывать никакой замет­ной разницы между транспортами. Откровенно говоря, они смогут увидеть различия в уровне джиттера, но, по крайнем мере в теории, реклокинг в ЦАПе должен компенсиро­вать подобные искажения.

На самом деле все гораздо сложнее. C другой стороны, есть разработчики, включая ди­пломированных инженеров, которые понимают, что даже минимальные улучшения в та­ких узлах как: лазер, привод лазера, источники питания лазера и схемы управления, могут значительно улучшить звучание проигрывателя. Это позволяет понять, почему в руках не­которых производителей CD приводы превращаются в произведения техно-искусства. Среди таких: Philips и их CD-Pro2, CEC с их ременным приводом, Accuphase и их собствен­ная версия SACD привода, TEAC (Eso­teric) и их версии Vibration-free Rigid Disc-clamping Sys­tem (VRDS) привода; а также VRDS-NEO версия привода оптимизированного для наилуч­шего чтения SACD дисков.

Приводы TEAC применяются в таких транспортах как dCS, emmLabs и Soulution. Последние два, кстати, не используют две самые дорогие генерации привода VRDS-NEO (1 Series и 3 Series), которые применяют только в топовых проигрывателя Esoteric, а также один из ва­риантов VOSP: Vertically-aligned Optical Stability Platform. В нем используется тот же опти­ческий блок, мотор и другие компоненты от VRDS-NEO, включая трей из металла. Следует заметить, что существует новая, более простая версия привода VRDS-NEO, которая назы­вается VRDS-VMK-5 (подробнее http://www.6moons.com/audioreviews/esoteric18/transports.pdf). Приводы разных конструк­ций звучат по-разному. Приводы Esoteric, которые являются высокоточными приборами, имеют точный, подробный звук, который некоторые называют «холодным». По крайней мере, так звучит VRDS-NEO. Тем не менее, если послушать проигрыватели So­lution (745 и 540), или emmLabs XDS1 Signature Edition, будет трудно в это поверить. Звуча­ние этих производителей в корне отличается от принятого стереотипа. Так же как и звуча­ние проигрывателя Mark Levinson №512.

EMI Signature Collection - Super Audio CD во всей его красе:

Японский аудио рынок удивитель­ный. Его характеризует фанатичное внимание к деталям и привержен­ность традициям. В тоже время он открыт для новых футуристических идей.

Проявлением перфекционизма яв­ляются CD и SACD диски. Японцы взяли тот же неиде­альный материал, который используют по всему миру, и создали чудо, которое называется мини-винил (mini-LP). Качество звука, исполнения и по­лиграфия великолепны.

Наши друзья с японских островов также известны своей преданностью классическим ев­ропейским композиторам, а также американской музыки – джазу и року. Однако их лю­бовь к классике, по истине, не имеют границ. Классика издается огромными количест­вами.

Один из крупнейших источников ремастеров – богатые архивы EMI. Они тщательно ката­логизированы и хранятся в отличных условиях. Архивы состоят из виниловых записей на 78, 33,5 и 45 оборотов. Также в архиве мастер-ленты и более современные – жесткие диски с цифровыми записями. Лучшие из которых были изданы в серии “Best 100”.

Самое интересное издание классики – Signature Collection, Audiophile Edition - на гибрид­ных SACD. Серия включает в себя самые важные работы 50-х и 60-х годов. Это двойные, тройные и даже 4-х дисковые издания. Альбомы объединены по авторам.

Специально для этого проекта на студии Abbey Road подготовили ремастеры, сделанные с мастер-лент и оцифрованные в формате 24 бит 96 кГц при помощи SADiE Series 5 PCM 8 system . Сигнал был оцифрован в PCM, и после этого переведен в DSD файлы.

Среди продюсеров, ответственных за ремастеринг - Simon Gibson, Ian Jones и Andrew Wal­ter. Материалы остались в том виде, в каком они были на мастер лентах. т.е. стерео записи остались в стерео, а моно – в моно. Вам будет интересно интервью Саймона Гиб­сона (Simon Gibson). В нем он описывает детали процесса по созданию A.D. 2012 masters titled High Resolution Resurrection , которое опубликовано в октябрьском номере Stereophile за 2012 год (Robert Baird, High Resolution Resurrec­tion , “Stereophile,” Vol.35 No.10, October 2012, pp. 133-137).

Качество этих записей безупречное, и с точки зрения истории и с художественной точки зрения. Звучание просто сводит с ума! Я настоятельно призываю вас купить все десять из­даний, которые появятся. Потому что, это коллекционное издание, которое наполнено невероятной, фантастической музыкой. Эти альбомы не дешевы, но помните, что в каж­дом из них по несколько дисков из Японии.

Если бы я был поклонником вокальной музыки, то я бы уже вел переговоры с банком о новом кредите. Исполнение Шуберта Die­trich Fischer-Dieskau было невероятным. Записи 1955 года, тщательно ремастированные и изданные EMI на гибридных SACD дисках (Signa­ture Collection Series) великолепны. Первый из четырех дисков я слушал на ночь, и это были непередаваемые ощущения. Голоса были полными, большими, объемными, даже не смотря на то, что это была моно-запись. Рояль выступал в роли аккомпанимента, но даже в таком амплуа его звуковая подача была хорошей. Это была запись живого выступ­ления, сделанная с небольшой теплотой и интимными нотками. Могу сказать, что я впер­вые слушал на столько старые записи без шума. Они звучали очень естественно. Рестав­рация старых записей – это героический труд. В процессе очень легко нанести непопра­вимый вред фонограмме. Саймон Гибсон, ответственный за ремастеринг в компании EMI, проделал отличную работу.

Вокал звучал естественно. Я говорю о голосе Синатры (Sinatra) и Фишер-Дискау (Fischer-Dieskau) потому, что они подарили наиболее яркие впечатления от прослушивания проиг­рывателя №512. И он звучит похоже на любом репертуаре, не зависимо от того, что звучит CD или SACD, цифровая это запись или аналоговая, PCM или DSD. В каждом из вариантов, Mark Levinson звучал «естественно» в лучшем смысле этого слова. Одно из важных ка­честв – он создает ощущение присутствия. Для достижения этого эффекта пришлось пово­зиться. Я расскажу об этом позже.

Хочу сказать, что если бы я был поклонником малых джазовых составов и камерной му­зыки, где вокал не является обязательным элементом; то я бы уже должен был начинать продавать фамильное серебро, свои биржевые акции и все, что мне осталось от дедушки в Австралии (если бы он у меня был).

Этот плеер так играет джаз, что вы влюбитесь в него! Например, записи Била Эванса (Bill Evans) с альбома Everybody Digs Bill Evans, гитарный дуэт Доминика Миллера (Dominic Miller) и Нила Стейси (Neil Stacey (New Dawn)), или Time Out Квартета Дейва Брубека (Dave Brubeck). А также других.

Американский проигрыватель звучал реалистично, т.е. показывал настоящую суть записи. Огромное пространство, отлично звучащий мидбасовый и басовый регистры (практически до единиц Гц, на которых прекрасно звучит контрабас), общее звучание захватывающее, как на живом исполнении. Практически ощущалась невидимая и неслышимая энергия, присутствующая в каждой записи. Звучание было полным, осязаемым с красивым и от­крытым верхним регистром, с большим количеством воздуха вокруг каждого инстру­мента. Между двумя акустическими системами было окно в другое измерение. Как будто бы в мою комнату была телепортирована часть пространства из прошлого. Когда-то я чи­тал о подобном в журналах, а теперь ощутил на своей шкуре.

Впечатляли не только масштабы инструментов, но и само акустическое пространство, возникающее между акустическими системами. Без какого либо напряжения, натурально, с дыханием. Эти соотношения звуковых тонов, изменение громкости и динамики были невероятными. Подобный эффект я слышал в исполнении цифровых плееров только два­жды - Ancient Audio Lektor Grand SE и Jadis JD1 MkII/JS1 MkIII , и на виниловых проигрывате­лях, в том числе на Transrotor Ar­gos . Подытожив, я могу сказать, что вокал и малые составы зву­чали так, как будто-бы Mark Levinson был High End проигрывателем пластинок.

C другой стороны, если бы я был поклонником рока, электронной музыки и больших орке­стров, то я бы нашел как плюсы, так и минусы. Нельзя сказать, что звучание ней­тральное в том смысле, в котором мы говорим о Marantz, dCS, Linn или даже Accuphase. Звук № 512 отлично сформирован во всем диапазоне и во всех измерениях.

Живое исполнение никогда не сравнится со звучанием в комнате. Отчасти из-за того, что нет визуального контакта с исполнителями. Нужно учитывать, что до 80% восприятия за­нимает визуальный рад. Среди других причин - физические ограничения размеров ком­наты прослушивания и акустических систем.

Каждый раз, когда мы слушаем музыку, мы хотим, что бы запись была живой, аутентич­ной, наполненной эмоциями, подобными тем, которые мы переживаем на живом кон­церте. Это может быть достигнуто улучшением звуковой атаки (звучание становится более ярким, улучшается передача фантомных источников звука). Или же путем тонкой под­стройки разрешения, немного подчеркивая нижний среднечастотный диапазон и мидбас, увеличивая количество гармоник (что на самом деле не так и легко). В результате мы по­лучаем тот, звук, который слышим у № 512.

Проигрыватель обладает отлично сфокусированным в верхних регистрах. Звуковая сцена отлично прорисована, и обладает «аналоговостью» - цельная и динамичная. Но если мы поставим записи на подобии Depeche Mode Black Celebration, Kraftwerk Minimum-Maxi­mum, Genesis Abacar или Sting Sacred Love мы получим аналитическое прочте­ние.

Это явление, с которым борются многие разработчики. Успеха достигли только некоторые и не на сто процентов, но стоимость таких аппаратов превышает в несколько раз стои­мость № 512.

Басовый регистр отлично контролируемый, верхний подробный и натуральный. Levinson звучит полноценно, т.е. невозможно выделить недостатки в каком-то из диапазонов. Но когда мы ставим что-то из перечисленных выше альбомов, к которым можно добавить Cello Concertos Edgar и Delius в исполнении Jacqueline Du Pré, мы слышим, что низкий диа­пазон, который до этого был отличным – создавал особое настроение, и придавал звуку объем, не так хорошо контролируется на самых нижних нотах. Или, по крайней мере, не­много хуже, чем у других, упомянутых мной. Он ближе к Ayon CD-5s SE, оснащенного лам­повым каскадом, нежели к McIntosh или Solution. Он не настолько рафинирован. С другой стороны он не ухающий, а обладает четким затуханием – очень цельный и не распадается на детали.

Описать недостатки верхнего диапазона мне было еще сложнее. Говоря коротко – звук очень открытый. Он не такой сглаженный как в Solution или emmLabs, и не такой теплый как в Ayon или даже Jadis. По разрешению, открытости и детальности напоминает Ancient Audio, однако немного теплее. Я не имею в виду, что высокочастотный диапазон плохой, он просто не такой совершенный как среднечастотный. И скорее всего поэтому, я его вы­делил.

Вы, наверное заметили, что все диски, о которых я писал в предыдущем абзаце, это SACD. Это не простое совпадение. Я даже рискну сказать, что это лучший проигрыватель SACD из существующих, полностью оправдывающий свое название. В 90% случаев я не слышал такую большую разницу при переходе на SACD слой. Было слышно, что звук улучшается, но не до такой степени, которую предполагали инженеры и продюсеры. Один из немно­гих проигрывателей высокого разрешения, который я назвал абсолютом – комплект Accuphase DP-900/DC-901 (стоимость которого более 65’000.00 USD). Его обзор я сделал для журнала “Audio.” Mark Levinson № 512 я ставлю в тот же ряд. Учитывая его музыкаль­ные возможности и мои личные предпочтения, он отлично подходит на звание лучшего.

Важный момент в том, что качество воспроизведения отличное на дисках разного уровня. Даже на тех дисках, в которых SACD слой сделан из не лучшего PCM материала. Таких как Sting и Genesis. Я их привел только для того, чтобы иметь отправную точку – так называе­мую Харибду мира аудио. У меня нет другого, настолько плохо звучащего, SACD диска. И не смотря на это на № 512 он звучал неплохо, что на других проигрывателях значит «сен­сационно». Плохое разрешение и другие проблемы, связанные с ухудшением динамики, не улучшаются за счет повышения «яркости», как это бывает в других «прецизионных» проигрывателях. Похожим образом, далекий от идеала SACD диск Genesis (из пака SACD+DVD), отлично передал глубина и оттенки.

Заключение

Прослушивание и обзор качественной аудио техники это настоящее удовольствие. Не смотря на то, что я стараюсь не делать обзоры техники, которая мне не нравится, я отно­шусь к ней с уважением. Я допускаю, что в другой системе, для другого слушателя воз­можно результат будет другой.

Мне нравится звук Mark Levinson № 512. Он не идеален, просто я говорю это для того чтобы вы знали. Мой эталонный проигрыватель может в чем-то выиграть. Например он создает больше объема и более точен на краях диапазона. Не смотря на это, спустя много времени, которое я провел в тестах, я нашел такой SACD проигрыватель, который я хотел бы иметь в своей системе и это № 512. Отметим, что встроенный предварительный усили­тель, доказал свой отличный класс. На основе его можно создать полноценную систему. Проигрыватель был соединен с усилителем мощности Solution 710 при помощи баланс­ного межблочного кабеля Siltech Royal Signature Empress Double Crown. Я ставил различ­ные диски (которые многие назвали бы «плохими») и убеждался в прекрасном звуке про­игрывателя. Отличная глубина тембров, объемность звуковой сцены, совершенный сред­нечастотный диапазон и немного подчеркнутый бас. Звук нельзя назвать «натуральным», или «нейтральным», или «точным». Он просто такой, каким должен быть. Послушайте сами и вы поймете о чем я.

Для кого этот проигрыватель? Неужели сегодня есть те, кому нужен дорогой проигрыва­тель дисков? Это два вопроса, которые требуют внимания. Если вам понравились мои от­зывы и вы хотите познакомиться поближе с № 512, то ответ «Да».

Свобода воли это священная вещь, данная нам Богом (если вы человек верующий) или гарантирована конституцией (если вы придерживаетесь других взглядов) и никто не мо­жет сказать вам, что делать в той или иной ситуации. Но позвольте мне воспользоваться своим правом сказать, что я думаю.

Мне кажется, что компактные диски CD и, в частности SACD, останутся с нами еще на долго. И это, как не парадоксально, из-за распространенности компьютеров и популярно­сти аудио файлов. Каждый раз, во время прослушивания на компьютере, нам что-то ме­шает или просто не дает это сделать. В конечном итоге это всего лишь компьютер. Мело­ман имеет право не ждать пока компьютер загрузится, запустится программа и т.д. он (или она) просто хочет слушать музыку. Таким образом он (или она) опять возвращается к диску, который можно запустить при помощи двух пальцев и нескольких кнопок. И звуча­ние всегда будет одинаково хорошим.

Следовательно мы возвращаемся к физическим носителям. С этой точки зрения, чем выше цена проигрывателя, тем больше в этом смысла. Дети слушают аудио файлы и ско­рее всего продолжат делать это. Для серьезных людей с деньгами – выбор только один - проигрыватель дисков. И Mark Levinson это идеальное устройство, которое останется с нами надолго. Отчасти благодаря применению привода от Esoteric.

Итак, почему Mark Levinson № 512? Пожалуйста прочтите еще раз главу, в которой я опи­сываю звучание проигрывателя. Проигрыватель с захватывающим, привлекательным, цельным звуком. Конечно, у него есть изъяны, но они гаснут на фоне плюсов. Кроме того, покажите мне проигрыватель без изъянов…. А здесь и сейчас ML № 512 – последний SACD проигрыватель.

Тестовая методика

Проигрыватель из Америки сравнивался с Ancient Audio AIR V и Human Audio Libretto HD . Тестирование производилось по схеме А – В. Музыкальные отрезки были длиной по 2 минуты. Также прослушивались альбомы целиком. Проигрыватель № 512 был установлен на платформу Acoustic Revive RAF-48H , которая как оказалось просто создана для него. И по габаритам и по влиянию на звучание. Я использовал кабель питания Acrolink Mexcel 7N-PC9300 , подключенный к распределителю питания Acoustic Revive RTP-4U . Я также использовал кабель питания Royal Signature Ruby Double Crown и Siltech Octopus power strip. Проигрыватель № 512 был под­ключен к системе с референсным предварительным усилителем Ayon Audio Polaris III (спец-версия) при помощи небалансного межблочного кабеля Acrolink Mexcel 7N-DA6300. Отдельно производилось прослушивание, в котором проигрыватель был напрямую под­ключен к балансным входам усилителя мощности Soulution 710 при помощи межблоч­ного кабеля Siltech Royal Signature Empress Double Crown. Перед прослушиванием проиг­рыватель работал 48 часов в режиме «повтор».

Американский производитель верен своей линии дизайна, разработанной в течение мно­гих лет. Устройства Mark Levinson большие и цельно сделанные, с характерной черной пе­редней панелью и серебристыми кнопками. Это традиционные «аналоговые» кнопки с характерным ощущением при переключении. Всего двенадцать кнопок, включая черную. Кнопки используются для управления транспортом, для димирования и отключения дис­плея, переключением между SACD и CD слоями. Кнопки продублированы на большом, тяжелом металлическом пульте ДУ. В дополнение пульт оснащен управлением громко­стью, прямым вводом номера трека, режимом приглушения (mute) и выбором типа вы­хода (регулируемого или фиксированного).

По сути № 512 это SACD проигрыватель с интегрированным предварительным усилите­лем. В проигрывателе нет входов. В нем явно нехватает современного USB или хотя бы S/PDIF входа (24/192). Регулировка громкости производится аналоговым способом от 0 до 73.2. Выходной уровень 2В на RCA выходах и 4В на выходах XLR при уровне 61.2. На мак­симальной громкости выход 8В и 16В соответственно. Выходной импеданс 10 Ом. Этого достаточно для любого усилителя мощности.

Дисковый трей изготовлен из алюминия. Выше него находится большой матричный дис­плей. К сожалению на дисплей не выводится информация CD-text или SACD-text. Нет на дисплее и красивого SACD логотипа. Вместо него обычный красный светодиод.

Задняя панель выглядит в стиле High End CD проигрывателей прошлых 90-х. На ней распо­ложены XLR и RCA выходы, а также цифровые выходы RCA (S/PDIF) и XLR (AES/EBU). Также там расположен RS- порт т порт для управления. Разъем Ethernet позволяет управлять проигрывателем и видеть его статус. Устройство помещено в отлично сделанное алюми­ниевое шасси.

Внутреннее пространство проигрывателя поделено на несколько секций. В центре нахо­дится привод VOSP Esoteric, такой же, как в проигрывателе emmLabs и Soulution. Опорная рама шасси смонтирована на алюминиевой пластине, изолированной от основного шасси.

Цифровой сигнал передается в другую «коробку», в которой расположен ЦАП. Говоря бу­квально, ЦАП разрабатывался как отдельное устройство с пометкой № 512 (в 2008 году). Все применяемые компоненты и печатные платы высочайшего класса. В продукции Mark Levinson обычно используется очень дорогой материал Arlon (также применяемый в уст­ройствах от Enlightened Audio Design). Сейчас существует еще более дорогой материал на­зываемый Nelco N4000-13. Зная как звучит этот проигрыватель, я никогда не подумал бы, что входные каскады построены на микросборках! На выходе стоит DSP Xilinx. На первый взгляд, прменяется апсемплинг до 24/192. Но, похоже, что применяется еще какие-то ал­горитмы. Компания гордится специальным Direct Digital Synthesis (DDS) блоком, который уменьшает джитер. По сути, он загружает данные из CD или SACD диска в свою память, об­рабатывает его и в этом виде передает в ЦАПы.

И мы приходим к ЦАПам. В каждом канале используется по одному ЦАПу Analog Devices AD1955. Отличительной способностью этого чипа является то, что он может понимать DSD поток (без преобразования в PCM) и имеет цифровой фильтр.

Балансный выход построен на чипах Analog Devices и прочих. Выходной каскад построен на операционном усилителе Burr Brown OPA2134. Также стоит две пары реле - переклю­чатели выходов (регулируемый – фиксированный). Выходные разъемы качественные с золотыми контактами. В XLR разъемах «горячий» пин – 2.

Оставшуюся часть пространства занимает большой блок питания. Я насчитал восемь дис­кретных выпрямителей с цепями фильтрации на конденсаторах. Есть несколько стабили­заторов напряжения, оснащенные мощными радиаторами. Проигрыватель питается от двух тороидальных трансформаторов, произведенных в Канаде фирмой Plitron. Монтаж выполнен с отличным качеством.

Технические характеристики (по данным производителя):

Поддерживаемые форматы: CD и SACD

Частотный диапазон: +0.0 dB / -0.2 dB PCM/CD; +0.0 dB / -0.5 dB DSD/SACD
Отношение сигнал/шум: 108 dB
Динамический диапазон: 108 dB
Уровень гармонических искажений: 92 dB PCM/CD, 99 dB DSD/SACD
Выходной сигнал (фиксированный выход): 4 V (XLR), 2 V (RCA)
Максимальный уровень выходного сигнала (регулируемый выход): 16 V (XLR), 8 V (RCA)
Выходной импеданс: 10 Ω
Потребляемая мощность: 100 W
Габариты (ВxШxГ): 116 x 442 x 448 mm
Вес: 15 кг

Оборудование

CD проигрыватель: Ancient Audio Lektor Air V-edition, review

Фонокорректор: RCM Audio Sensor Prelude IC, review

Картриджи: Miyajima Laboratory SHILABE, review ), Miyajima Laboratory KANSUI, review

Предварительный усилитель: Ayon Audio Polaris III with Re-generator Power Supply

Усилитель мощности: Soulution 710

Интегральный усилитель/усилитель для наушников: Leben CS300 XS Custom Version, review

Моно-усилители Mark Levinson No.53 Как и во всех референсных изделиях Mark Levinson, само собой разумеется, что основной функцией Nº53 является воспроизведение звука на самом бескомпромиссном уровне, насколько это вообще возможно. Следуя традиции таких полупроводниковых усилителей мощности Mark Levinson как ML-2 и Nº33, новый усилитель Nº53 продолжает доказывать, что полупроводниковая электроника может соперничать с лучшими по звучанию ламповыми конструкциями. Более определенно, Nº53 является самым первым импульсным усилителем мощности от Mark Levinson. Несмотря на свои многочисленные преимущества – увеличенный к.п.д., большую мощность, компактные габариты, пониженный вес и меньшее рассеивание тепла по сравнению с их линейными аналогами – импульсные усилители мощности, как правило, скептически рассматривались аудиофильским сообществом из-за технических ограничений, свойственным импульсным схемам, и предположений о результирующем качестве звучания. Nº53, однако, является конечным результатом обширной работы по исследованию и разработке, посвященной нахождению способов подчеркнуть преимущества импульсных усилителей мощности, преодолеть их слабые места и создать знаковый продукт, действительно достойный названия - референсный Mark Levinson.

Nº53 имеет впечатляющую паспортную мощность 500 Вт на 8 Ом, при габаритных размерах всего 533 (В) × 227 (Ш) × 533 (Г) мм и весе только 61 кг – несомненно поддерживая эффективность, благодаря которой широко известны импульсные усилители. Он способен вырабатывать феноменальные уровни мощности практически в любую нагрузку в виде акустической системы, чтобы поддерживать и мгновенные, и продолжительные потребляемые мощности. По-прежнему более выразительный, Nº53 делает этот трюк без малейшего изменения в качественных параметрах при поддержании постоянной, термически сбалансированной температуры при эксплуатации. В отличие от большинства импульсных усилителей, Nº53 имеет потрясающе эффективное управление средствами питания, поэтому его рабочая температура не изменяется, независимо того, как сильно или долго был нагружен усилитель.

Подобные усилители мощности названы импульсными потому, что они включают и выключают выходные приборы в очень быстрой последовательности, имитируя входной сигнал. Один набор выходных приборов управляет положительной полуволной, а другой – отрицательной полуволной. Результатом является то, что меньше мощности расходуется в виде тепла, поскольку рабочая нагрузка по существу уменьшается наполовину. К сожалению, это также создает значительные проблемы в конструкции, в плане того, как справиться с помехой переключения, которая создается постоянным включением и выключением выходных приборов, а также явлением, называемым «зонами нечувствительности». Традиционно, они были двумя факторами, способствующими тому, что импульсные усилители заслужили репутацию второсортных по качеству звучания. Однако в своем Nº53 Mark Levinson удалось преодолеть эти препятствия и поднять планку качества на небывалую высоту.

Nº53 устраняет помеху переключения без ущерба для качества звука с помощью новой патентованной и оригинальной технологии переключения с перемежением (IPT – т.е. чередования мощности), которая, кроме всего прочего, повышает частоту переключения Nº53 до экстремально высокой - 2 МГц. Преимущества этого являются двойными: Во-первых, она выносит основную частоту помехи переключения и её гармоники далеко за пределы слуха человека, так что они напрямую не влияют на качество звучания; во-вторых, она облегчает удаление помех переключения из сигнала при помощи намного более слабых фильтров, не оказывая отрицательного влияния на критический диапазон звука. Результатом является диапазон рабочих частот – ровный по всему звуковому спектру и ниже только на несколько дБ на 100 кГц – впечатляющий результат для любого усилителя мощности, но поразительный - для импульсной схемы.

Nº53 также преодолел проблему «зоны нечувствительности». Зоны нечувствительности являются интервалами тишины в звуковом выходе, созданными, когда выходные приборы, управляющие положительной и отрицательной полуволнами сигнала, оба выключены. Это обычно проявляется на «точке перехода через ноль», всякий раз, когда звуковой сигнал направляется из положительной амплитуды в отрицательную или наоборот. Это довольно частое явление – в 20-кГц аудио сигнале эта точка пересекается 40000 раз в секунду. Такие переходы становятся проблемой, т.к. даже самые лучшие выходные приборы не способны включаться и выключаться мгновенно, поэтому результатом является ряд «мертвых зон» сигнала каждую секунду. Очевидно, чем больше зона, тем вреднее ее последствия для звукового сигнала. Многие конструкции минимизируют мертвые зоны, делая так, что оба выходных прибора находятся в выключенном состоянии как можно более короткий период. К сожалению, это увеличивает возможность того, что оба выходных прибора будут включены одновременно, что может повредить или разрушить их. С другой стороны, Nº53 был разработан с использованием патентованной технологии, которая позволяет обоим наборам выходных приборов быть одновременно включенными на короткие периоды времени, чтобы полностью устранить мертвые зоны, причем без повреждения выходных приборов или уменьшения их срока службы. Иначе говоря, это решает проблему зоны нечувствительности и сохраняет долговременную надежность Nº53.

Основной задачей усилителей мощности является усиление входного аудио сигнала без его искажения и работа без особых усилий с широким диапазоном импедансов акустических систем на любом уровне громкости, со всей силой и грацией, которых требует звуковоспроизведение эталонного качества. Nº53 спроектирован именно в этом направлении. Шасси является компактной вертикальной конструкцией, состоящей из трех отдельных внутренних отсеков, чтобы обеспечить экранирование и изоляцию различных цепей – источника питания в нижней части, четырех усилителей в средней и схемы управления в верхней части. Источник питания полностью изолирован и экранирован от остального усилителя, чтобы ослабить помехи от магнитных полей и сильноточных приборов. Чрезвычайно малошумящий тороидальный трансформатор имеет огромный запас по мощности - 2800 ВА, а в схеме стабилизатора использованы четыре конденсатора по 47000 мкФ с низким последовательным сопротивлением разряду (ESR). Четыре усилителя в среднем отсеке, оснащенные парой катушек каждый, смонтированы симметрично и зеркально, чтобы сохранить разделение каналов. Работая вместе, четыре усилителя повышают эффективную частоту переключения с 500 кГц до 2 МГц, чтобы обеспечить наилучшее качество звучания, известное для импульсного усилителя. Схема управления имеет свой собственный, независимый стабилизированный источник питания и она экранирована от остального усилителя, чтобы предотвратить интерференцию со звуковыми схемами. 2074103 1

Многие аудиофилы считают компанию Mark Levinson Audio Systems символом истинного High End. Не так много компаний в истории High End Audio, которые имели бы столь высокую и непререкаемую репутацию. Все высококлассные усилители в мире по привычке сравниваются с Mark Levinson №33 Reference Mono Power Amplifier настоящей легендой High End, эталоном для всех остальных.

Компания Mark Levinson Audio Systems была основана Марком Левинсоном в 1972 году, когда появился на свет первый предусилитель JC-1 - символ особого подхода Марка к воспроизведению звука. Он был не только способным музыкантом с неплохой инженерной подготовкой и талантливый дизайнер, но и обладал великолепным слухом, что позволил ему в собственных разработках полагался исключительно на свои золотые уши. Несмотря на малые объёмы выпуска продукции, компания быстро стала известной в кругах почитателей самого совершенного звучания, не взирая на стоимость и затраты. В High End аппаратах Mark Levinson неизменно использовались самые дорогие детали высочайшего качества.

Первый предусилитель Mark Levinson положил начало целой серии потрясающих аудио компонентов, которые сумели укрепить репутацию Америки, как лидера в конструировании High End Audio. Кроме того, модель JC-1 убедила даже самых закоренелых аудиофилов в том, что лампы не имеют монополии на правдивое звучание. Предусилитель JC-1 эволюционно превратился в ML-1, затем к нему присоединился ML-2 - моно усилитель мощности. Потом Mark Levinson создал усилитель мощности ML-3 - массивный и ультрастабильный двойной моноблок, который мог полностью совладать даже самыми капризными колонками того времени.

В середине 80-х, несмотря на ряд инноваций, таких как полностью модульный предусилитель и выдающиеся студийные катушечные магнитофоны, Mark Levinson Audio Systems оказалась в затруднительном финансовом положении. На помощь пришла Madrigal Audio Laboratories - дистрибьютор родственного бренда. Традиции Mark Levinson по ручному выпуску конструкций высочайшего качества удалось сохранить, а ключевые сотрудники были перегруппированы для продолжения процесса проектирования и производства. Реорганизация укрепила финансовую дисциплину и расширила инженерные штаты.

То время было благоприятное для перемен - аудио индустрия быстро переходила на CD, как на основной источник музыки. И хотя созданный компанией цифроаналоговый конвертор не был самым первым, тем не менее референсный процессор Mark Levinson No. 30 был немедленно провозглашен экспертами новым образцом звучания. Это было достижение, которое показало, что цифровая техника наконец достигла уровня зрелости. Через год появился референсный CD-транспорт No. 31, реализовавший желание Mark Levinson предложить аудиофилам самую утонченную систему воспроизведения цифровых источников. Он также стал вехой в истории проектирования, исполнения и качества звучания.

В то время как имя Mark Levinson уже утвердилось в качестве главного поставщика аппаратуры для энтузиастов домашних систем, Mark Levinson решил наладить отношения с Lexus, подразделением Toyota по выпуску роскошных автомобилей. Тесно работая с инженерами Lexus, Mark Levinson использовал свой опыт, а также опыт других автомобильных подразделений компании Harman International, для того, чтобы аудио характеристики машин Lexus полностью соответствовали их превосходным водительским качествам.

Сегодня, через три с лишним десятилетия с момента возникновения компании, Mark Levinson продолжает расширять горизонты для аудиофилов как дома так и за рулем, не забывая об любителях домашнего кино.

За время своего существования компания успела поменять имя и владельцев (как Madrigal Audio Labs она входит в состав группы Harman International), но эти перемены не изменили главного - высочайшего качества её продукции. Фирма по-прежнему считается законодателем мод в мире High End Audio, а аппаратура марки Mark Levinson стабильно признаётся эталонной, занимая самые верхние строчки в разнообразных тестах и рейтингах.

Сегодня в линейке Mark Levinson несколько десятков моделей усилителей, процессоров и проигрывателей, рассчитанных на самых взыскательных ценителей звука и изображения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ