Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

В один прекрасный солнечный день, во время своего путешествия по Западной Турции я переправился на бодро пыхтящем автомобильно-пассажирском паромчике через знаменитый пролив Дарданеллы и под восторженные крики чаек высадился в городке Чанаккале, центре одноимённой провинции. Хотя сам по себе это довольно старый город со своей историей, содержащий внутри себя османскую крепость XV-го века и кое-какие другие достопримечательности более поздних времён - не они были главной целью моего прибытия на материковую землю.

Место, которое давно интересовало и притягивало меня, находилось всего в 30 км к югу от Чанаккале. Я специально ничего не читал "факультативно" и не смотрел современные фотографии этого места, чтобы не зависеть от чужих мнений и составить своё собственное суждение от встречи "тет-а-тет". Ведь это была легендарная Троя, которую все мы знаем из древнегреческих мифов, воспетая Гомером в его бессмертных поэмах "Илиада" и "Одиссей"; седой город-крепость, овеянный славными подвигами античных героев и ставший ареной одной из самых знаменитых войн в мировой истории...

Долгие 27 веков и быстрые 27 километров до Трои

Как уже было упомянуто выше, от Чанаккале до поворота на Трою - примерно 27 км по отличной трассе-автобану Е-87. Если вы умеете и любите перемещаться по земле автостопом, вам не составит труда быстро проскочить столь небольшой отрезок дороги. К тому же на выезде из Чанаккале в нужную сторону есть удобная позиция для стопа, кольцевое движение автомобилей и светофор - так что скорее всего вы уедете достаточно скоро.

Дорожный знак на выезде из Чанаккале

Вот и я дошёл до позиции, и через несколько минут, скрипнув тормозами, около меня остановился новёхонький Mercedes Axor, шедший куда-то в сторону южного побережья. Я даже не успел как следует рассказать о себе и своём путешествии, а 25 километров пролетели, как одно мгновение - и вот я уже десантировался на повороте в сторону самой Трои.

До легендарного города осталось всего 5 км

До финиша оставался ещё пяток километров - и я уже хотел было неспешно попасть туда "своим ходом", но, не успел я пройти и километр, как меня догнала легковая машинка с двумя весёлыми турками, на коей за 5 минут мы и добрались до цели. Уже вечерело, солнечный диск неторопливо клонился к горизонту; через полтора часа парк закрывался, а посему посетителей почти не было - так что у меня появилась возможность остаться тет-а-тет с Историей...

Они были первыми

Ещё в 1822-м году шотландец Чарлз Макларен, редактор Британской энциклопедии, указал на холм Гиссарлык как возможное местонахождение мифической Трои. Спустя 25 лет разделявший это предположение английский археолог-любитель Фрэнк Калверт (служивший в то время британским консулом в Османской империи), решил проверить догадку Макларена в указанной тем местности. Это стало тем более возможным, что в 1847-м брат Фрэнка, Фредерик, приобрёл ферму площадью 8 км?, территория которой включала часть холма Гиссарлык.

Наряду с дипломатической работой Фрэнк Калверт в течение целого ряда лет проводил раскопки на своём участке Гиссарлыкского холма, где, по его расчётам, должна была находиться гомеровская Троя. К сожалению, сколько он ни копал, ничего существенного в подтверждение своей теории ему найти так и не удалось. Тем не менее, Калверт продолжал верить, что следы гомеровской Трои находятся совсем рядом, и после окончания Крымской войны он поделился своими соображениями с только что прибывшим коллегой, которому, по иронии судьбы, и суждено было открыть ту самую, знаменитую Трою, которую мы знаем и поныне. Кому же выпала такая удача?

Генрих Шлиман. Человек, превративший детскую мечту в грандиозное открытие

На свете было очень немного отчаянных людей, способных уже в немолодом возрасте круто повернуть свою жизнь и посвятить её остаток служению своей мечте. Ещё меньше тех, кому на этом поприще удаётся достичь успеха. Генрих Шлиман был таким редким исключением.

Ещё в раннем детстве его отец часто пересказывал сыну разные легенды, отчего в Шлимане-младшем проснулся серьёзный интерес к истории. Гибель Помпеи во время извержения вулкана, Троянская война и другие яркие события прошлого будоражили воображение ребёнка. Да и вся его последовавшая бурная жизнь могла бы стать отличным сюжетом для авантюрно-приключенческого романа.

Начав свою трудовую карьеру в 14 лет в качестве скромного приказчика в бакалейной лавке в Пруссии, он через пять лет становится представителем крупной торговой компании, обнаруживает прекрасные способности к языкам (менее чем за три года ухитрился освоить голландский, английский, французский, итальянский, португальский - а затем и русский), после чего компания принимает решение направить молодого и многообещающего сотрудника в Санкт-Петербург. В январе 1846-го года 24-летний Шлиман отбыл в Россию.

Именно здесь его поджидала госпожа Удача, которую он сумел вовремя ухватить за хвост. Уже на следующий год Шлиман основал собственную торговую компанию и быстро добился коммерческого успеха. Он хватался за любую возможность, торговал селитрой, редкой краской индиго, резиной, сахаром и многим другим... Шлиман нажил огромное состояние на продаже золотого песка во время знаменитой Золотой Лихорадки в Калифорнии, умудрился заработать миллионы и на Крымской войне в России, и на Гражданской - в Америке. Умение пользоваться такого рода ситуациями было у него в крови.

Генрих Шлиман: удачливый авантюрист-миллионер и археолог-любитель

Добившись всего и полностью удовлетворив свои коммерческие амбиции, Шлиман уже в солидном возрасте решил вернуться к своей детской мечте и без помех заняться путешествиями, историей и археологией. Для начала он в совершенстве изучил весьма трудный древнегреческий язык, придерживаясь давно выработанного и проверенного метода: много читал вслух и заучивал наизусть. Естественно, он учился по оригинальным текстам "Илиады" и "Одиссеи". Совершив двухлетнее кругосветное путешествие, в июле 1868-го Шлиман перебрался в Грецию и совершил первые шаги на археологическом поприще.

Новоиспечённый археолог

Он начал раскопки на Итаке, находящейся западнее Балканского полуострова. На этом острове происходит часть событий гомеровской "Одиссеи" - там находился дом главного героя, - и Шлиман начал искать доказательства историчности поэмы. Первый археологический опыт вчерашнего дельца длился два дня. Разумеется, ничего серьёзного он не нашёл, но успел заявить, что несколько найденных в земле артефактов имеют прямое отношение к "Одиссее". Эта скоропалительность выводов впоследствии станет всем известной чертой Шлимана, а также исходной точкой для критики в его адрес.

Один из найденных артефактов

Затем он отправился к упомянутой в "Илиаде" равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман сравнил свои открытия с описаниями "Илиады" и стал склоняться к мнению, что нужно вести раскопки холма Гиссарлык. Убедительными доводами этой версии для него послужило само название места, по-турецки означавшее «крепость», а также общение с уже упоминавшимся выше Фрэнком Калвертом, который долгое время до Шлимана раскапывал этот холм.

Мир Гомера найден?

Шлиман понял: единственный способ доказать свою правоту - собственными силами найти Трою. Он начал планировать раскопки Гиссарлыка. Более года ушло на получение разрешения турецкого правительства. Наконец, в октябре 1871 года Генрих Шлиман приступил к осуществлению задуманного.

Раскопки Трои во время Первой экспедиции

Поиски проводились с 1871 по 1873 год и, вопреки ожиданиям многих скептиков, увенчались ошеломляющим успехом. Шлиман раскопал под руинами греческого города классической эпохи остатки более древнего укрепления и несколько культурных слоёв, уводящих к бронзовому веку. Так была открыта микенская цивилизация, предшествовавшая архаической и классической эпохам.

Однако сильнейшее порицание заслужил шлимановский способ ведения раскопок. Его стремление во что бы то ни стало отыскать Трою и нежелание видеть всё остальное привело в конечном счёте к трагедии: Шлиман фактически уничтожил Трою как археологический памятник. Он копал сквозь «неинтересные» - по его мнению! - слои и бездумно уничтожал всё «негомеровское».

Новые результаты шлимановских поисков Трои вызвали шквал критики со стороны профессиональных археологов. Видный учёный Эрнст Курциус, руководитель другой немецкой группы, работавшей на территории Олимпии, крайне неодобрительно высказался о неаккуратном способе шлимановских раскопок и его желании во что бы то ни стало доказать свою теорию и объявлять всё, что он извлек из земли, - остатками гомеровского мира. Многое из того, что не относилось к предполагаемой Троянской войне, бывший предприниматель прагматично игнорировал, а кое-что даже небрежно уничтожил. Культурные слои оказались сильно им повреждены, и сегодня профессионалам приходится восстанавливать картину, изучая то, что осталось после раскопок Шлимана.

Что же можно увидеть сегодня на месте легендарного города?
Приглашаю совершить фото-экскурсию по Трое

Святилище (Sanctuary)

В греческие и римские времена Троя была важным религиозным центром, как мы знаем из древних источников и из результатов раскопок.

Святилище перед вами, возможно, было основано еще в седьмом веке до нашей эры. Эти архаические развалины, как представляется, включали в себя алтари, большие участки стен и несколько зданий, возможно, храмов.

Наружные стены святилища были почти четыре метра высотой, что позволяет предположить, что это место было связано с некоторыми тайными обрядами, для исполнения коих приносимые жертвы на алтарях были отгорожены от непосвящённых. Святилище серьезно пострадали в уничтожении Илиона римским наместником Флавием Фимбрием, в 85-м году до н.э.

Сад Pithos

Такие сосуды служили служили в первую очередь как средство для сохранения оливкового масла, вина и хлеба, но также являлись отличными контейнерами для перевозки на морских торговых кораблях более мелкой и дорогой керамики. Эти чаны-амфоры делались нередко в человеческий рост и имели очень толстые стены - обычно их врывали в землю и использовали в домашнем хозяйстве как своеобразные холодильники.

Водопроводные трубы

Ещё древнеримский автор и архитектор Витрувий в своей книге "De Architectura" утверждал, что в то время существовали три основных типа водопроводных систем: каменные каналы, свинцовые и терракотовые трубы. Он считал терракотовые трубы наилучшим выбором, поскольку они были проще и экономичнее, чем возведение каменных каналов, и менее вредными для здоровья, чем свинцовые трубы. Эти толстые терракотовые трубы, найденные в Трое, вполне соответствуют описанию Витрувия, а также другим аналогичным находкам из многочисленных мест раскопок в Римской империи.

Главный въезд (The Ramp)

Здесь можно видеть остатки укреплённых стен Трои II, и здесь же, скорее всего, располагались главные, Восточные ворота цитадели, для въезда в которые был вымощен из плоских камней специальный наклонный пандус. Именно здесь, слева от ворот, Шлиман нашёл легендарный "Клад царя Приама".

Траншея Шлимана (The Schliemann Trench)

В течение первых трех лет раскопок под руководством Шлимана по центру кургана была вырыта огромная траншея, шириной в сорок и глубиной в 17 метров. Она была задумана как тест-траншея, с её помощью Шлиман надеялся найти ответ на вопрос, на какой глубине располагалась "Цитадель Приама".

Вид с холма Гиссарлык на "траншею Шлимана", лежащую за ним равнину и Эгейское море, которое несёт свои волны в 6 км отсюда

К сожалению, в ходе этой грубой операции множество важных в историческом, архитекурном и археологическом плане более поздних слоёв и построек были им частично или полностью разрушены. Плачевный результат - перед вашими глазами. :(

Восточная стена

Теперь вы смотрите на остатки наружной стены и укреплений периода Трои VIII - IX (третье столетие до нашей эры - ок. 500 н.э.)

За стеной лежал Нижний город, который мы знаем как греческий и римский Илион. Далее на север находится пролив Дарданеллы, на запад - равнина и одноимённая река под древним названием Scamander.

Театр Одеон (Odeion)

А сейчас вы находитесь перед римским античным театром (Odeion), который, среди прочего, был предназначен для презентации музыкальных спектаклей. Сзади него находятся развалины частично раскопанных терм (бань), которые также были построены во время Римской империи.

Одеон, бани и близлежащий Bouleuterion (здание для заседаний городского совета) располагались на краю агоры, рыночной площади, где была сосредоточена общественная жизнь Трои. Одеон имеет полукруглую сцену, со специальным углублением, в котором стояла прижизненная статуя императора Адриана (117-138 н.э.), выполненная в натуральный рост.

Троянский конь

На входе в музей под открытым небом в 90-х годах установлен макет знаменитого Троянского коня, проникнуть с помощью которого внутрь Трои придумал хитроумный Одиссей, а построил его один из самых известных ахейских воинов Эпей. По разным данным, внутри него спрятались от 30 до 50 храбрейших воинов греков, во главе с Менелаем, Одиссеем, Диомедом и Неоптолемом.

Кадр из фильма "Троя" - радостные троянцы празднуют свою мнимую победу над греками. Они ещё не знают, что их ждёт следующей ночью...

В этот же, современный конёк-горбунёк:) с удовольствием залезают многочисленные туристические дети (да и взрослые тоже), кои ежедневно приезжают на экскурсии из Стамбула, Измира и всего прочего мира. Видимо, им весьма лестно хоть на несколько минут почувствовать себя античными героями и таким образом прикоснуться к седой старине. Подобная же лошадка (которая принимала участие в съёмках фильма) также установлена на одной из площадей в Чанаккале.

Троянский конь ходит буквой Г и выигрывает

Троянский слоёный пирог

Конечным результатом всех экспедиций стало обнаружение на этой территории 46 культурных слоев, подразделяемых на девять городов, существовавших здесь в разное время: от Трои-I до Трои-IX.

Историческая схема Трои: век за веком, тысячелетие за тысячелетием...

Троя-I (около 2920-2450 гг. до н.э.)
Первое поселение, предположительно относящееся к крито-микенской, догреческой культуре Средиземноморья, сохранилось плохо. Город имел 90 метров в диаметре и был окружен невысокой стеной, следовавшей по рельефу местности. В стене имелись одни ворота с бастионами.

Древнейшие артефакты

Троя-II (около 2600-2450 гг. до н.э.)
Это поселение сохранилось существенно лучше предшествующего; именно оно было ошибочно принято Шлиманом за гомеровскую Трою. Второй город имел в диаметре на 10 метров больше, чем его предшественник; площадь Трои-II составляла 8800 кв. м, а окружающая город стена местами достигала четырёхметровой толщины. В стене имелись двое ворот с тщательно вымощенными проездами - Западные (принятые Шлиманом за Секейские ворота, упоминаемые Гомером) и Восточные. Причиной гибели Трои-II был очень сильный пожар. «Горелый» слой достигает двухметровой толщины!

Троя-VI (около 1700-1250 гг. до н.э.)
Троя снова достигла утраченного величия. Это поселение состояло уже из двух городов: Цитадели и раскинувшегося за крепостными стенами Нижнего Города. Крепостные стены были сделаны из тщательно обработанных блоков и в некоторых местах достигали пятиметровой толщины. Троя-VI перестала существовать в результате мощного землетрясения.

Весьма изящный кувшинчик работы древних мастеров

Троя-VII (около 1250-1020 гг. до н.э.)
Фактически полностью отстроенный заново после землетрясения, город достиг наибольшего расцвета и могущества. Число жителей Цитадели и Нижнего Города достигало семи тысяч человек, что по тем временам было весьма солидной цифрой. Именно Троя-VII больше всего подходит на роль города из «Илиады». Причиной гибели города на этот раз, скорее всего, было военное нашествие, вызванное экономическим соперничеством между Троей и Микенами, а вовсе не желанием греков возвратить Елену Прекрасную ее законному супругу.

Реконструкция: примерно так могла выглядеть Троя в эпоху, описываемую великим Гомером

Троя-VIII, он же Илион (около 800-85 гг. до н.э.)
Часть населения пережила падение города и продолжала жить на этой территории даже после прихода сюда греков-колонистов. Длительное время Троя была неприметной греческой колонией, но в конце IV века до н.э. ситуация изменилась, в городе началось широкомасштабное строительство. Были построены Храм Афины, здание собраний и театр, рассчитанный на шесть тысяч зрителей.

Серебряная тетрадрахма из Трои, эллинистического периода (примерно 188-160 до н.э). На аверсе изображена богиня Афина Паллада, на реверсе - женская фигура и сова, символ мудрости.

После того, как Илион вошел в состав Римской империи, городу были дарованы новые земли и освобождение от налогов, что снова сделало Трою процветающим городом. Однако в 85 году до н.э., из-за противоречий с Римом, город был вновь разграблен и разрушен, на этот раз войсками римского наместника Флавия Фимбрия.

Троя-IХ, он же Илион/Илиум (около 85 г. до н.э. - 500 г. н.э.)
Вскоре после разрушения города знаменитый римский политический деятель, диктатор Сулла, приказал вновь его отстроить и заселить. Однако позже, без поддержки Рима Троя постепенно начала пустеть и погружаться в небытие. В VI веке н.э. на холме Гиссарлык опустели последние здания, и город канул в Лету...

Знаменитые посетители Трои

Слава Трои привлекала в эти места древних монархов; в 480 году до н.э. город посетил персидский царь Ксеркс , а в 334 году до н.э. - Александр Македонский . Он принёс в дар духу Приама свое оружие, умолял его не гневаться на Неоптолема (от руки этого героя пал царь Трои Приам), от которого вёл свой род великий полководец, и поклялся возродить Трою. Но преждевременная смерть помешала ему выполнить обещание.

Юлий Цезарь и Октавиан Август симпатизировали городу; при Августе в Илионе были заново восстановлены театр, здание собраний, Храм Афины.

Интерес властителей Рима к Трое, вероятно, объяснялся их верой в миф о происхождении рода Юлиев. Согласно легенде, единственными троянцами, которым удалось спастись после того, как греческие воины захватили город и устроили там резню, были Эней - сын богини Афродиты, его парализованный отец Анхиз и маленький сын Асканий. Их Эней вынес на руках из объятого пламенем города.

Федерико Бароччи, "Бегство Энея из Трои"
(Federico Barocci, Aeneas" Flight from Troy, 1598)


Асканий считается прародителем римских патрициев, а от его сына, Юла, и пошёл знаменитый род Юлиев. Другой римский император, Константин Великий , выбирая место для своей будущей столицы, тоже посетил Трою, но застал город почти полностью заброшенным и сделал выбор в пользу Византии, ставшей впоследствии центром новой империи. С падением «великой и могучей» Римской империи исчезла жизнь во многих уголках этой сверхдержавы. Опустели города и дороги, обвалились мосты и акведуки...

Клад царя Приама

31 мая 1873 года Шлиману удалось обнаружить богатейшее собрание медных и золотых украшений, которое он в подтверждение своей теории немедленно назвал "Кладом царя Приама". Позже археологи пришли к заключению, что возраст находки - примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий, что, конечно же, не умаляет её исторической ценности.

Тот самый шлимановский "Клад царя Приама"

Знаменитый "Клад Приама" (24 ожерелья, 6 браслетов, 870 колец, 4066 брошей, 2 великолепные диадемы, перстни, цепочки и множество мелких украшений), предметы из которого ошибочно были приняты Шлиманом за сокровища мифического владыки, археолог нашел только во время своей второй экспедиции. Дальнейшая история этого клада похожа на сюжет приключенческого романа.

Согласно разрешению на раскопки, полученному археологом от турецких властей, он должен был оставлять половину любых ценных находок Турции. Но Шлиман поступил иначе - он тайно, контрабандными методами, вывез найденные сокровища в Грецию. Археолог-любитель руководствовался не желанием обогатиться, продав "Клад Приама" (его состояние и так было огромным), он считал, что этот клад должен принадлежать одной из европейских стран, а не Османской империи. Шлиман предлагал сокровища в подарок греческому королю, но тот по вполне понятным причинам отказался. Лувр тоже не заинтересовался предложением принять в дар ценные экспонаты.

София Энгастроменос, вторая жена Генриха Шлимана, в ожерелье и диадеме "царицы" из "Клада Приама", найденного её мужем в Трое

Руководство Британского музея непременно желало быть уверенным, что в ходе раскопок не были нарушены законы. Затем клад был предложен Эрмитажу, но и из России Шлиман тоже получил отказ, поскольку его репутация здесь была несколько подмочена (Шлиман одно время занимался, мягко говоря, недобросовестно, снабжением российской армии, имел в России семью и жену, с которой он развёлся вопреки российским законам). В конце концов уникальная находка оказалась в Берлине, в Музее древнейшей и древней истории, где и оставалась до начала Второй мировой войны.

Сокровища "исчезли" из Берлинского музея в 1939 году, в начале Второй мировой войны. Считается, что его спрятали в подземных бункерах, чтобы он не пострадал от бомбардировок. В 1945 году, во время капитуляции Германии, директор музея Вильгельм Унферцагт, опасаясь расхищения уникальной коллекции мародёрами, лично передал представителям советского военного командования три чемодана с троянскими сокровищами. Клад был увезён в Москву (преимущественно золото и серебро) и в Ленинград (керамика и бронза). С 1949-го года троянские находки по личному приказу Сталина хранились в режиме строжайшей секретности.

В Германии и Западной Европе ничего не знали о поступке профессора Унферцагта, и "клад" сочли утерянным. И лишь спустя почти полвека - после развала СССР, в 1993-м году стало официально известно, что «Клад Приама» находится в целости и сохранности - в запасниках Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Более того, в 1996-м в Москве на выставке "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана" некогда секретные экспонаты были выставлены на обозрение широкой публике. Естественно, на Западе тут же поднялся шум: советскую (а заодно и её наследницу российскую) власть в очередной раз обвинили во всех смертных грехах вообще и расхищении чужих культурных ценностей в частности. Возник международный спор о том, какая именно страна - Россия, Германия, Греция или Турция - имеет право владеть ими. До сих пор консенсус так и не достигнут, а большая часть троянских сокровищ опять скрыта от людских глаз в музейных фондах.

Троя после Шлимана

После смерти Шлимана в 1890 году раскопки были продолжены его ассистентом Вильгельмом Дёрпфельдом . Дёрпфельд ещё при жизни своего старшего коллеги первым предположил, что слой, где нашли "клад Приама", на самом деле древнее, чем времена Троянской войны. Когда он высказал свою догадку Шлиману, тот помрачнел, ушёл к себе в палатку и молчал там четыре дня. Потом он признал, что Дёрпфельд прав. В последующие годы тот доказал, что Троя времен Приама находилась тремя слоями выше той, которую боготворил его предшественник.

Таким образом, попытка Шлимана убедить ученых, что события эпоса Гомера - не миф, а исторический факт, провалилась. Да, он сделал удивительные открытия, но они никак не связаны с тем, что он искал.

После Дёрпфельда археологические изыскания были прекращены почти на 35 лет. В Первую мировую войну в битве за Дарданеллы английский военный флот снарядами нанес холму Гиссарлык немалый урон; находки пригоршнями подбирали со дна воронок.

Вторая мировая война снова надолго прервала работу археологов; раскопки возобновились только в 70-х годах XX века и ведутся по настоящее время. Со второй половины XX века Троя стала местом паломничества туристов. Турецкая деревня в сотню домов, раскинувшаяся совсем близко от обнесённого сеткой музея-заповедника под открытым небом, и примыкающий к ней туристический центр не являются десятой или одиннадцатой Троей. Связь времён оказалась утерянной...

Троя и "Троя": Homer vs Hollywood

Новая волна интереса к истории "давно минувших дней" прокатилась по всему миру в 2004-м году, когда свет увидел одноимённый эпический фильм Вольфганга Петерсена, с целым собранием звёзд в главных ролях: Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Дайан Крюгер, Шон Бин, Роуз Бирн, Питер О"Тул и других.

Смотреть этот фильм можно и нужно, однако, разумеется, не стоит рассчитывать, что это буквальная экранизация Гомера. Как выразился товарищ Алекс Экслер в своей рецензии - "это просто очередной блокбастер на "историческую" тему, который задуман как блокбастер, снят как блокбастер и получился обычным блокбастером, не более и не менее. Снято вполне качественно - да и смотрится, в общем, достаточно эффектно".

Естественно, в экранизации не обошлось без неточностей и ляпов, перечислять которые было бы слишком долго, поэтому ограничусь только своей любимой цифрой 7:

1. Ахилл погибает, не спасая свою возлюбленную Брисеиду во время штурма внутри Трои (как это показано в фильме), а во время боя, причём за стенами города и ещё до его падения - разгневав бога Аполлона, который и направляет стрелу Париса в пятку Ахилла.
2. Жену Гектора Андромаху взял в плен сын Ахилла, Неоптолем (кстати, тоже не показанный в фильме), а её ребёнка убили. В фильме вообще не называют её имени, а сама она со своим ребёнком спасается из Трои.
3. Первым на берег Трои сошел не Ахилл, а Одиссей. (В оригинале было предание, что первый, кто сойдет на троянскую землю, будет убит, поэтому никто не спешил прыгать с кораблей, а Одиссей прыгнул на свой щит.)
4. Согласно мифу, Менелай после войны увозит обратно на родину свою жену Елену, а Парис погибает. В фильме же Гектор убивает Менелая, а Парис остаётся с Еленой (классический американский хэппи-энд, кто бы сомневался).

Орландо Блум в роли Париса и Дайан Крюгер в роли Елены Прекрасной

5. В фильме по полю лавой скачет конница. Но во времена троянской войны греки не знали верховой езды, а лошадей только запрягали в колесницы. Также показано, как Елена зашивает раны Париса после схватки с Менелаем. На самом деле накладывание швов не было известно древнегреческой медицине и вошло в практику только через тысячу лет.
6. В оригинале Ахилл сам разрешает Патроклу вступить в бой с троянцами вместо него и даёт ему свои доспехи. В фильме нет сцен боя мирмидонян с амазонками и эхейцами, где Ахилл совершил самые великие подвиги. Также в фильме нет знаменитой Кассандры - вещей сестры Париса, которая предсказала гибель Трои из-за своего непутёвого брата.
7. И, наконец, самое главное расхождение фильма с оригиналом - отсутствие древнегреческих богов, игравших в «Илиаде» заметную роль в Троянской войне. Также в фильме вообще не упоминается один из храбрейших героев - Диомед, чьи деяния играют ключевую роль в сюжете "Илиады": он единственный из греков сражался с олимпийскими богами и даже ранил Афродиту и Ареса, а описание его подвигов занимает почти всю V книгу эпоса. Совместно с Одиссеем именно Диомед, проникнув в осаждённую Трою, похитил Палладий (статую Афины), предрешив судьбу Трои. Кроме того, в оригинале война длилась десять лет и в «Илиаде» описывался последний год войны. В фильме же война длилась чуть больше двух недель.

Иоганн Георг Траутман, "Падение Трои"
(Johann Georg Trautmann (1713–1769): Blick auf das brennende Troja)


В заключение - моё ИМХО

Так что если вам, господа читатели, доведётся побывать в описанных мной местах - вы можете при желании заехать в Трою, чтобы, так сказать, "отметиться" - вот, мол, и я побывал в столь легендарном месте, вслед за древними героями и вереницей царей и императоров. :) Поскольку самые интересные артефакты и ценные сокровища давно расползлись по музеям мира, а сама Троя после "экспедиций" Шлимана ныне представляет собой, как метко выразился один из учёных, "руины руин". Вся надежда на будущие открытия археологов, которые продолжают рыть вширь и вглубь, и, как известно, частенько преподносят весьма неожиданные, а иногда даже сенсационные сюрпризы...

Техническая информация

Историко-культурный парк "Троя" открыт с 8.30 до 19 часов; вход на территорию на время моего посещения стоил 15 лир (сейчас, возможно, дороже), для особо умудрённых личностей с разными солидными ксивами - по договорённости с контролёрами, вплоть до бесплатности:)

Если вы припёрлись туда с серьёзным рюкзаком (как я, например в своё время:)), его можно оставить (по договорённости) на попечение охранников-привратников; камеры хранения я там вроде не заметил. Хотя, возможно, она и есть.

Как добраться:

1. Если вы владеете навыками автостопа, то вам будет нетрудно проехать 30 км с севера - от Чанаккале, либо подобраться к Трое, наоборот, с юга страны по трассе E-87, она же D-550/560. ;)

2. Ну, а если вы всё же предпочитаете более цивильные виды транспортировки собственного тела, то из Чанаккале ежечасно отправляются минибасы по принципу "туда-обратно". Искать их нужно на местной локальной автобусной станции, неподалёку от моста через реку.

Город Илион, или Троя, с именем которого были связаны события Троянской войны , был некогда самым знаменитым и могущественным городом Передней Азии. Согласно эллинским сказаниям, он вместе с высокотвердынной крепостью своей Пергамом стоял в плодородной, холмистой стране, между отрогами Иды и Геллеспонтом. С двух сторон Трою орошали две реки: Симоис и Скамандр; обе они протекали по широкой долине и впадали в ближайший залив моря. В незапамятно древние времена, задолго до построения Трои, по склонам Иды жил народ тевкров, которым правил царь Тевкр, сын бога реки Скамандра и нимфы Идеи. Тевкр дружелюбно приютил у себя Дардана, сына Зевса и плеяды Электры: бежав во время голода из родины своей, из Аркадии, Дардан поселился сперва на острове Самофракии, а отсюда перешел на фригийский берег Азии, в области царя Тевкра. Всё это было ещё до построения Трои.

Царь Тевкр радушно принял его, отдал ему в супружество дочь свою Батэйю и отвел ему полосу земли; на той земле Дардан построил город Дардан. Троянское племя, заселившее этот город и его окрестность, стало называться дарданами. У Дардана был сын Эрихфоний: он покорил под свою власть всю троянскую землю и почитался своими современниками как богатейший из смертных. Три тысячи шелкогривых кобылиц паслось у него на лугах. Двенадцать из них обладали такой легкостью и быстротой, что фригийцы прозвали их порождениями бурного Борея: носились они по волнующимся нивам и не сбивали копытами колосьев, носились по залитому волнами взморью и не касались волн, не мочили в их пене быстрых ног своих.

Эрихфонию наследовал сын его Трос, по имени которого народ стал называться троянцами. У Троса было три сына: Ил, Ассарак и Ганимед. Не было на земле человека, который мог бы сравниться с Ганимедом красотою; отец богов и людей, миродержец Зевс велел своему орлу похитить отрока на Олимп: здесь жил он между бессмертными богами и служил Зевсу – наполнял за трапезой его кубок. Царю же Тросу взамен похищенного сына Зевс даровал упряжь божественных коней. По смерти отца Ил и Ассарак разделили между собой его царство. Ассарак стал родоначальником дарданских царей; у него был внук Анхис – юноша такой красоты, что им пленилась сама Афродита. От брака Анхиса с богиней родился герой Эней, бывший во время Троянской войны царем над дарданами. Ил, старший сын Троса, был родоначальником царей троянских. Раз пришел Ил во Фригию и победил на состязании всех бойцов; в награду за победу фригийский царь дал ему пятьдесят юношей и пятьдесят дев, дал еще, по велению оракула, пеструю корову и заповедал: где остановится корова, там пусть он построит город. Ил пошел за ней вслед и шел до возвышения, называвшегося холмом фригийской Атэ, – здесь корова остановилась. Богиня Атэ, губительница людей, омрачительница ума, дерзнула некогда смутить разум самого Зевса, за что была низвергнута им с Олимпа; она пала на землю во Фригии, вблизи холма, названного впоследствии ее именем. На этом-то холме Ил и построил знаменитый город Трою (Илион). Приступая к построению Трои, он просил у Зевса доброго знамения и, проснувшись поутру, увидел перед своим шатром брошенный с небес на землю Зевсом палладион – деревянное изображение Афины-Паллады, в три локтя вышиною. Богиня представлена была с копьем в правой руке, а в левой с веретеном и пряжей. Изображение Афины должно было служить залогом божественной помощи, оплотом и защитой гражданам возникшего города. Радостный, приступил тогда Ил к постройке Трои и для хранения палладиона воздвиг храм. Выстроив Трою, он обнес её высокими стенами с бойницами. Нижняя же часть города Трои обнесена была стеною позже – при сыне Ила, Лаомедонте.

Раскопки древней Трои

Однажды к Лаомедонту пришли Посейдон с Аполлоном: за какую-то вину Зевс послал их на землю и велел провести год на службе у смертного. Боги, не открывая своей божественности, предложили Лаомедонту – за известное вознаграждение – обвести его город Трою стеною. Как некогда Зет и Амфион воздвигали стены Фив, так трудились над построением троянских стен и Аполлон с Посейдоном. Мощный Посейдон приложил немало сил; он из недр земли выкапывал каменные глыбы, таскал их к Трое и складывал из них стену; Аполлон же приводил в движение камни звуками струн своей лиры: сами собой складывались камни, и сама собой воздвигалась стена. Построенная богами твердыня была бы неразрушима – врагам Трои никогда не разгромить бы ее, но вместе с богами в постройке укреплений участвовал и смертный – Эак, родоначальник сильных Эакидов, к роду которых принадлежали Теламон и Аякс, Пелей и Ахилл; часть стены Трои, воздвигнутая Эаком, была разрушима.

Фантазия греческого народа широко развила цикл сказаний о Троянской войне. Их последующая популярность объяснялась тесной связью с многовековой враждой эллинов и азиатов.

Арена Троянской войны – область на северо‑западном прибрежье Малой Азии, раскинувшаяся равниной до Геллеспонта (Дарданелл), далее от моря подымающаяся грядами холмов к горе Иде, орошаемая Скамандром, Симоисом и другими речками, – упоминается уже в древних мифах о богах. Её население греки называли троянцами, дарданцами, тевкрами. Мифический сын Зевса , Дардан, основал на склоне горы Иды Дарданию. Его сын, богатый Эрихтоний, владел обширными полями, бесчисленными стадами скота и коней. После Эрихтония царем дарданским был Трос, предок троянцев, младший сын которого, красавец Ганимед, был взят на Олимп прислуживать царю богов на пирах, а старший сын, Ил (Ilos), основал Трою (Илион). Ещё одного потомка Эрихтония, красавца Анхиза, полюбила богиня Афродита, родившая от него сына, Энея, который, согласно мифам, после Троянской войны бежал на запад, в Италию. Потомство Энея было единственною отраслью Троянского царского рода, уцелевшею по взятии Трои.

Раскопки древней Трои

При сыне Ила, Лаомедонте, боги Посейдон и Аполлон построили крепость Трои, Пергам. Сыном и преемником Лаомедонта был Приам, который славился богатством по всему свету. У него было пятьдесят сыновей, из которых особенно знамениты храбрый Гектор и красавец Парис. Из числа пятидесяти, девятнадцать сыновей его были рождены второю его женою Гекубой, дочерью фригийского царя.

Причина Троянской войны – похищение Елены Парисом

Причиной Троянской войны было похищение Парисом Елены, жены спартанского царя Менелая. Когда Гекуба была беременна Парисом, она видела во сне, что родила пылающую головню и что от этой головни сгорела вся Троя. Потому Париса после рождения бросили в лесу на горе Иде. Он был найден пастухом, вырос крепким и ловким красавцем, искусным музыкантом и певцом. Он пас стада на Иде, и был любимцем её нимф. Когда три богини, спорившие из-за яблока раздора о том, которая из них прекраснее, предоставили ему решение, и каждая обещала ему награду за решение в её пользу, он выбрал не победы и славу, которые обещала ему Афина , не владычество над Азией, обещанное Герой , а любовь прекраснейшей из всех женщин, обещанную Афродитой .

Суд Париса. Картина Э. Симоне, 1904

Парис был силен и храбр, но преобладающими чертами его характера были чувственность и азиатская изнеженность. Афродита вскоре направила его путь в Спарту, чей царь Менелай был женат на прекрасной Елене. Покровительница Париса Афродита возбудила в прекрасной Елене любовь к нему. Парис увез ее ночью, прихватив с собой много сокровищ Менелая. Это было великое преступление против гостеприимства и брачного права. Беззаконник и его родные, принявшие в Трое его и Елену, навлекли на себя наказание богов. Гера, мстительница за нарушение супружеской верности, возбудила героев Греции вступиться за Менелая, начав Троянскую войну. Когда Елена стала взрослою девушкою, и множество молодых героев собралось сватать ее, отец Елены, Тиндарей взял с них клятву, что все они будут защищать супружеские права того, который будет избран. Они должны были теперь исполнить это обещание. Другие присоединились к ним по любви к военным приключениям, или по желанию отомстить за обиду, нанесенную всей Греции.

Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.

Начало Троянской войны. Греки в Авлиде

Гибель Ахилла

Поэты позднейшего времени продолжали рассказ о Троянской войне. Арктин Милетский написал поэму о подвигах, совершенных Ахиллом после победы над Гектором. Важнейшим из них был бой с Мемноном, светозарным сыном далекой Эфиопии; потому поэма Арктина называлась «Эфиопидой».

Троянцы, упавшие духом после смерти Гектора – рассказывалось в «Эфиопиде» – одушевились новыми надеждами, когда пришла из Фракии на помощь им царица амазонок, Пентесилея, с полками своих воительниц. Ахейцы были снова прогнаны в свой стан. Но Ахилл ринулся в битву и убил Пентесилею . Когда он снял шлем с упавшей на землю противницы, он был глубоко взволнован, увидев, какую красавицу убил он. Терсит язвительно упрекнул его за это; Ахилл убил обидчика ударом кулака.

Затем с далекого востока пришел с войском на помощь троянцам царь эфиопов , сын Авроры, прекраснейший из мужчин. Ахилл уклонялся от боя с ним, зная от Фетиды, что вскоре после смерти Мемнона погибнет и он сам. Но Антилох, сын Нестора, друг Ахилла, закрыв собою преследуемого Мемноном отца, умер жертвою своей сыновней любви; желание отомстить за него заглушило в Ахилле заботу о самом себе. Бой между сыновьями богинь, Ахиллом и Мемноном, был ужасен; Фемида и Аврора смотрели на него. Мемнон пал, и скорбная мать, Аврора, с плачем унесла его тело на родину. По восточному сказанию, она каждое утро вновь и вновь орошает милого сына слезами, падающими в виде росы.

Эос уносит тело своего сына Мемнона. Греческая ваза начала V века до Р. Х.

Ахилл яростно гнался за бегущими троянцами до Скейских ворот Трои и уже врывался в них, но в этот миг стрела, пущенная Парисом и направленная самим богом Аполлоном, убила его . Она поразила его в пятку, которая была единственным уязвимым местом его тела (мать Ахилла, Фетида, сделала сына неуязвимым, погрузив его младенцем в воды подземной реки Стикса, но уязвимой осталась пятка, за которую она его при этом держала). Целый день ахейцы и троянцы бились из‑за того, чтобы овладеть телом и оружием Ахилла. Наконец грекам удалось унести в стан тело величайшего героя Троянской войны и его оружие. Аякс Теламонид, могучий великан, нес тело, а Одиссей сдерживал натиск троянцев.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Семнадцать дней и ночей Фетида с музами и нереидами оплакивала сына такими трогательными песнями скорби, что и боги и люди проливали слезы. На восемнадцатый день греки зажгли великолепный костер, на котором положено было тело; мать Ахилла, Фетида, вынесла тело из пламени, и перенесла его на остров Левку (Змеиный остров, лежащий перед устьями Дуная). Там, обновленный, он живет, вечно юный, и веселится военными играми. По другим легендам, Фетида перенесла сына в подземное царство или на острова Блаженных. Есть и сказания, говорящие, что Фетида со своими сестрами собрала из пепла кости сына и положила их в золотую урну у праха Патрокла под теми искусственными холмами близ Геллеспонта, которые до сих пор считаются оставшимися после Троянской войны гробницами Ахилла и Патрокла.

Филоктет и Неоптолем

После блестящих надгробных игр в честь Ахилла предстояло решить, кто достоин получить его оружие: оно должно было быть отдано самому храброму из греков. На эту почесть предъявили права Аякс Теламонид и Одиссей. Судьями были выбраны пленные троянцы. Они решили в пользу Одиссея. Аякс нашел это несправедливым и был так раздражен, что хотел убить Одиссея и Менелая, которого тоже считал своим врагом. В темную ночь он тайком пошел из своего шатра убить их. Но Афина поразила его помрачением рассудка. Аякс перебил стада скота, находившиеся при войске, и пастухов этого скота, воображая, что убивает своих врагов. Когда помрачение прошло, и Аякс увидел, как он ошибся, им овладел такой стыд, что он бросился грудью на свой меч. Все войско было опечалено смертью Аякса , который был сильнее всех греческих героев после Ахилла.

Между тем троянский прорицатель, Гелен, попавший в плен к ахейцам, сказал им, что Трою нельзя взять без стрел Геракла. Владельцем этих стрел был раненный Филоктет , брошенный ахейцами на Лемносе. Его привезли с Лесбоса в стан под Троей. Сын бога врачевания, Асклепия, Махаон излечил рану Филоктета, и он убил Париса. Менелай подверг поруганию тело своего оскорбителя. Вторым условием, необходимым для победы греков в Троянской войне, было участие в осаде Неоптолема (Пирра), сына Ахилла и одной из дочерей Ликомеда. Он жил при матери, на Скиросе. Одиссей привез Неоптолема, отдал ему отцовское оружие, и он убил прекрасного лицом мизийского героя Эврипила, который был сын Гераклида Телефа и сестры Приама, и был прислан на помощь троянцам матерью. Ахейцы одолели теперь троянцев на поле битвы. Но Троя не могла быть взята, пока оставалась в её акрополе, Пергаме, святыня, данная прежнему троянскому царю Дардану Зевсом – палладий (изображение Афины Паллады). Чтобы высмотреть местоположение, палладия, Одиссей сходил в город, переодевшись нищим, и не был узнан в Трое никем, кроме Елены, которая не выдала его, потому что хотела вернуться на родину. Потом, Одиссей и Диомед пробрались в троянский храм и похитили палладий.

Троянский конь

Час окончательной победы греков в Троянской войне был уже близок. По легенде, известной уже Гомеру и подробно рассказанной позднейшими эпическими поэтами, мастер Эпей при помощи богини Афины сделал большого деревянного коня . Отважнейшие из ахейских героев: Диомед, Одиссей, Менелай, Неоптолем и другие спрятались в нем. Греческое войско сожгло свой стан и отплыло на Тенедос, как будто решив прекратить Троянскую войну. Вышедшие из города троянцы с удивлением смотрели на огромного деревянного коня. Герои, спрятавшиеся в нем, слышали их совещания о том, как поступить с ним. Елена обошла кругом коня, и громко звала греческих вождей, подражая голосу жены каждого. Некоторые хотели отвечать ей, но Одиссей удержал их. Некоторые троянцы говорили, что нельзя доверять врагам, и надо утопить коня в море или сжечь. Настойчивее всех говорил это жрец Лаокоон , дядя Энея. Но на глазах всего народа из моря выползли две большие змеи, обвили Лаокоона и двух его сыновей кольцами и задушили их. Троянцы сочли это наказанием Лаокоону от богов и согласились с теми, которые говорили, что надо поставить коня в акрополе, посвятить его в дар Палладе. Особенно содействовал принятию этого решения предатель Синон, которого греки оставили тут обмануть троянцев уверением, что конь предназначен греками в вознаграждение за похищенный палладий, и что когда он будет поставлен в акрополе, Троя будет непобедима. Конь был так велик, что его нельзя было протащить в ворота; троянцы сделали пролом в стене и веревками втащили коня в город. Думая, что Троянская война кончилась, они стали радостно пировать.

Взятие Трои греками

Но в полночь Синон зажег костер – сигнал дожидавшимся у Тенедоса грекам. Те поплыли к Трое, а Синон отпер дверь, сделанную в д Эос уносит тело Мемнонаеревянном коне. Настал по воле богов час гибели Трои, конец Троянской войны. Греки ринулись на беззаботно пирующих троянцев, резали, грабили и, разграбив, зажгли город . Приам искал спасения у жертвенника Зевса, но сын Ахилла Неоптолем убил его у самого жертвенника. Сын Приама Деифоб, женившийся на Елене после смерти своего брата Париса, мужественно защищался в своем доме против Одиссея и Менелая, но был убит. Менелай отвел к кораблям Елену, красота которой обезоружила его руку, поднятую поразить изменницу. Вдова Гектора, страдалица Андромаха, была отдана греками Неоптолему и нашла на чужбине рабскую судьбу, предсказанную ей мужем при последнем прощанье. Сын её Астианакс был, по совету Одиссея, сброшен Неоптолемом со стены. Прорицательница Кассандра, дочь Приама, искавшая спасения у жертвенника, была оторвана от него святотатственной рукой Аякса Малого (сына Оилея), опрокинувшего неистовым порывом статую богини. Кассандру отдали в добычу Агамемнону. Сестра её Поликсена была принесена в жертву над гробом Ахилла, тень которого потребовала её в добычу себе. Жена троянского царя Приама Гекуба , пережившая падение царского рода и царства. Она была привезена на фракийский берег и узнала там, что погиб и тот её сын (Полидор), которого Приам со многими сокровищами послал пред началом войны под охрану к фракийскому царю Полиместору. О дальнейшей судьбе Гекубы после Троянской войны легенды говорили различно; существовало предание, что она была превращена в собаку; по другому преданию, она была погребена на северном берегу Геллеспонта, где показывали её гробницу.

Судьба греческих героев после Троянской войны

Взятием Трои не кончились приключения греческих героев: на обратном пути от взятого города им пришлось испытать много бед. Боги и богини, жертвенники которых они осквернили насилиями, подвергли их тяжким судьбам. В сам день разрушения Трои, в собрании героев, разгоряченных вином, произошла, согласно «Одиссее» Гомера, большая распря. Менелай требовал немедленно плыть домой, а Агамемнон хотел до отплытия смягчить гнев Афины гекатомбами (принесением нескольких жертвоприношений, из ста волов каждое). Одни поддерживали Менелая, другие – Агамемнона. Греки совершенно перессорились, и на следующее утро войско разделилось. Менелай, Диомед, Нестор, Неоптолем и некоторые другие сели на корабли. На стоянке у Тенедоса Одиссей, который поплыл с этими вождями, поссорился с ними и возвратился к Агамемнону. Спутники же Менелая пошли к Эвбее. Оттуда благоприятно вернулись Диомед в Аргос, Нестор в Пилос, благополучно приплыли в свои города Неоптолем, Филоктет и Идоменей. Но Менелай был у скалистого Малейского мыса застигнут бурей и занесен к берегу Крита, о скалы которого разбились почти все его корабли. Сам он был унесен бурей в Египет. Царь Полиб радушно принял его в стовратных египетских Фивах, дал ему и Елене богатые подарки. Странствования Менелая после Троянской войны длились восемь лет; он был на Кипре, в Финикии, видел страны эфиопов и ливийцев. Потом боги дали ему радостный возврат и счастливую старость с вечно юной Еленой. По рассказам позднейших поэтов, Елена вовсе и не была в Трое. Стесихор говорил, что Парис похитил лишь призрак Елены; по рассказу Еврипида (трагедия «Елена »), он увез подобную Елене женщину, созданную богами для обмана его, а настоящую Елену Гермес перенес в Египет, к царю Протею, который стерег ее до конца Троянской войны. Геродот тоже полагал, что Елена не была в Трое. Греки думали, что финикийская Афродита (Астарта) – это Елена. Они видели храм Астарты в той части Мемфиса, где жили финикийцы-тиряне; вероятно из этого и возникла легенда о жизни Елены в Египте.

Агамемнон по возвращении с Троянской войны был убит собственной женой, Клитемнестрой, и её любовником, Эгисфом. Несколько лет спустя дети Агамемнона, Орест и Электра , жестоко отомстили матери и Эгисфу за отца. Эти события послужили основой для целого цикла мифов. Аякс Малый на обратном пути от Трои был убит Посейдоном за неслыханную гордость и святотатственное оскорбление жертвенника при взятии в плен Кассандры.

Больше всех приключений и невзгод при возвращении с Троянской войны претерпел Одиссей . Его судьба дала тему и сюжет для второй великой

Троя , иначе называемая Илион, Дардания и Скамандр — древнее укрепленное поселение в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Это город, воспетый в поэме «Илиада», автором которой считается Гомер. События, описанные Гомером, в нынешнем представлении историков относятся к крито-микенской эпохе. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.
История города Троя

Турция - страна с большим количеством достопримечательностей. К числу всемирно известных можно отнести Древний город Трою . Этот мифический город располагался на побережье Эгейского моря, на холме Гиссарлык недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Второе название города Троя - Илион . О возникновении древнего города Троя существует такая легенда. Фригийский царь дал Илу корову и велел основать город на том месте, где корова ляжет отдохнуть. Случилось это на холме Ата. Сам Зевс одобрил поступок Ила и низвергнул на землю статую дочери Тритона.
Город имеет вековую историю, но его точное местоположение было обнаружено чуть более ста лет назад. Археолог Генрих Шлиман вел раскопки горного селения Гиссрлык, а обнаружил руины древнего города Троя, это было в 1870 году. Его удивление было еще больше, когда он обнаружил не просто развалины одного города, а девяти, расположенных слоями один под одним. Все они датируются разными веками и условно были пронумерованы от одного до девяти.
Самый нижний слой был назван Троя I и датируется 3000 - 2600 гг. до н. э. Это было небольшое поселение диаметром не более 100 метров. Представляло из себя, крепость с массивными стенами и воротами, а также оборонительными башнями. Две, из которых были обнаружены во время раскопок. Это поселение существовало достаточно долго и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.
Троя II (2600—2300 гг. до н. э.) была воздвигнута на развалинах прежней крепости и занимала территорию 125 метров. В центре был дворец, окруженный двором, на котором были склады, жилые постройки. Именно в этом слое Шлиман нашел клад, с драгоценностями, оружием и различными безделушками.
Троя III - IV -V - это уже более крупные поселения, существовавшие с 2300—1900 гг. до н. э. В этих поселениях уже наблюдаются группы домов, разделенные маленькими улочками.
Троя VI . Поселения 1900—1300 гг. до н. э, свидетельствовали о богатстве, расцвете и могуществе. В диаметре оно составляло около 200 метров, толщина стены 5 метров, по периметру располагалось четверо ворот и три башни. Большие здания, дворцы, террасы. Есть свидетельства и о наличие лошадей. Сильнейшее землетрясение все разрушило.
Троя VII . (1300—900 гг. до н. э.) После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь, использовались оставшиеся блоки, колонны. Дома строились с меньшим размахом, нежели раньше, и плотно стоявшие друг к другу. Именно эта Троя относится к событиям, упомянутым Гомером в "Илиаде" и Троянской войне. После войны город Троя был разграблен и разрушен греками, а затем захвачен фригийцами.
Троя VIII. (900—350 гг. до н. э.) Город уже принадлежал грекам и считался довольно благоустроенным. На территории был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений. Однако он не имел никакого политического значения, и после того как часть населения покинула город, он пришел в упадок.
Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.). Именно в эту эпоху город Троя именовался Иллионом. Римские императоры из династии Юлиев - Клавдиев сделали все для широкомасштабной реконструкции города. Была выровнена вершина холма, возле храма Афины сделали священный участок, на склоне возвели театр, а на ровной местности общественные здания. Константин Великий даже хотел сделать город столицей, но эта идея потеряла свое значение с возвышением Константинополя. Город Троя был захвачен турками и разрушен. Сейчас древний город Троя является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Археология Трои

Среди современных Генриху Шлиману историков была распространена гипотеза о том, что Троя находилась на месте селения Бунарбаши. Тождество холма Гиссарлык с гомеровской Троей предположил в 1822 г. Чарлз Макларен. Сторонником его идей был Френк Калверт, который начал в Гиссарлыке раскопки за 7 лет до Шлимана. Участок холма Гиссарлык, принадлежавший Калверту, оказался в стороне от гомеровской Трои. Генрих Шлиман, который был знаком с Калвертом, начал целенаправленное исследование второй половины Гиссарлыкского холма в конце XIX века. Большинство находок Шлимана сейчас хранятся в Пушкинском музее (Москва), а также в Государственном Эрмитаже. К настоящему времени археологи обнаружили на территории раскопок в Гиссарлыке следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи. Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя IX) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Корфмана, площадь нижнего города была примерно 170 тыс. м², цитадели — 23 тыс. м².
Язык и письменность
Вопрос о языке Гектора и Приама давно занимал ученых. Некоторые древнегреческие историки предполагали, что их речь могла быть близка фригийской. Затем высказывалось мнение, что жители гомеровской Трои были предками этрусков. В середине 1980-х гг. Н. Н. Казанский опубликовал несколько обломков глиняных сосудов из Трои с непонятными знаками, напоминавшими критское письмо — он назвал эти знаки троянским письмом. Однако, по мнению других специалистов, это могли быть не надписи, а лишь подражание письменности. В 1995 г. в слоях Трои VII была обнаружена печать с лувийскими иероглифами. В сочетании с последними данными о том, что имена Приама и других троянских героев скорее всего имеют лувийское происхождение, в научном мире всё более укореняется мнение о том, что древние
троянцы говорили на лувийском наречии. В выпущенной в 2004 году Оксфордским университетом монографии Иоахим Латач приходит к выводу, что лувийский язык был официальным языком гомеровской Трои. Вопрос о повседневном языке троянцев пока остается открытым. Троя находилась под сильным эллинским влиянием, многие знатные троянцы параллельно носили местные и греческие имена. Тот факт, что греческие имена троянцев не являются выдумкой Гомера, подтверждают хеттские надписи, упоминающие имена правителей Таруисы. В настоящее время большинство востоковедов сходятся во мнении, что Троянское государство было многонациональным. В пользу этого говорит довольно пёстрый состав «народов моря», мигрировавших, как предполагается, в результате Троянской войны.
Троянская война

Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. По мнению некоторых историков, это только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы. Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.
Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев. Троянский конь попал в город благодаря уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город.

Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены. Троянский конь стал причиной падения Трои . По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.
Раскопки Трои . При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.
Поиски легендарной Трои


Среди археологов встречаются честолюбивые и преданные своим замыслам люди. И, пожалуй, богатый немецкий коммерсант, бросивший в зрелом возрасте свое процветающее дело для поисков ненайденных камней, - Генрих Шлиман - относится к разряду самых известных мастеров древней профессии. Вся жизнь этого человека, родившегося в бедной деревне в 1822 году и ставшего одним из очень богатых ученых своего времени, состоит из тайн и противоречий. Он побывал во многих странах мира, учился в Париже, в 45 лет неожиданно стал изучать греческий язык и археологию, а уже через год приступил к поискам самого загадочного, самого известного по рассказам античных авторов, города - легендарной Трои. Троянская война стала одним из центральных событий греческой мифологии. Древние источники видят ее причину в том, что верховный бог пантеона Зевс пожелал дать возможность многочисленным героям прославиться и оставить о себе след в истории. Серьезным поводом для начала войны послужила красота дочери Зевса - Елены. А толчком к сражениям, хитростям, предательству и завоеваниям стал чисто женский спор трех богинь: Геры, Афины и Афродиты о том, кто же красивейшая из них. Яблоко раздора было вручено юным пастухом Парисом богине любви Афродите за то, что она обещала ему обладание самой красивой женщиной. Красавица Елена была супругой спартанского царя Менелая, а Парис, воспользовавшийся помощью Афродиты, приплыл в Спарту на корабле и увез красавицу в Трою, чем и навлек на город-государство гнев и силу греческого войска. Война стала известной даже не столько из-за справедливого возмездия за поруганную честь царского рода, но благодаря участию в ней на стороне ахейцев Одиссея, Аяксов, Филоклета, Агамемнона, Ахилла. Лишь через 10 лет после похищения, в результате многих испытаний и приключений, флот соратников прибыл под Трою требовать справедливости у старого троянского царя Приама. Гектор во главе троянского войска подступил к кораблям спартанцев, убил одного из блестящих воинов - Патрокла, но побратим последнего, Ахилл, бросается в бой и убивает самого Гектора. Сражения были беспощадными, наполненные жестокостью и бессердечием, а наблюдавшие с Олимпа боги помогали то одной, то другой стороне. Ахилл уничтожает многих помощников троянцев - предводительницу амазонок Пенфесилию, царя эфиопов Мемнона и многих защитников города-крепости, окруженного могучими стенами, остававшимися неприступными.

Царевич Парис с помощью бога Аполлона волшебной стрелой убивает Ахилла, и война приостанавливается. Но пришедшие за прекрасной Еленой и украденными из Спарты сокровищами не могут отступить и придумывают коварную ловушку для троянцев - деревянного коня, в чреве которого прячется несколько воинов. Принятый в качестве примирительного подарка конь выпустил ночью из себя лазутчиков, открывших ворота для войска спартанцев. Троя была разгромлена и сожжена, а историки и археологи многие годы искали то ли реальный, то ли мифический город Трою на земле античной Турции. Генрих Шлиман игнорировал все местные рассказы и предложения. Местом своих раскопок он избрал возвышенность в часе хотьбы от моря, получившую название Гиссарлык. И выбор новоявленного археолога был сделан на основании изучения античных сообщений об истоках и русле реки Скамандрос, обозначенных достаточно определенно. В его воображении происходили мифические события, выступали древние воины, появлялись известные красавицы и, конечно, сокровища.
В этом богатом городе было много художественных изделий, которыми славился греческий мир, сюда, к царю Приаму, привез пастух-царевич Парис, вместе с Еленой, часть спартанских сокровищ, так и не найденных победителями во время штурма и сожжения города Трои. Шлиман выступает перед европейскими покровителями искусства с предложением вложить средства в будущие раскопки древней Трои. Никто не верил в новоявленного исследователя, и Шлиман вкладывает в организованные в 1870 году раскопки собственные капиталы.
Рабочие Шлимана углублялись в землю. Шлиман пропускал слой за слоем, совершенно не считаясь с классическими методами ведения раскопок. Лопаты дошли до скального грунта, и там открылись останки некоего города-поселения, условно названного "Троя I". Исследователь был совершенно разочарован, раскрыв убогие постройки, жалкую планировку и, главное, - почти полное отсутствие характерных для эпохи Гомера художественных изделий. Именно тогда начинающий археолог вспомнил, что вместе с рабочими он прокопал еще несколько слоев, а это значит, что другие временные периоды существования Трои могут оказаться ближе к поверхности, то есть над раскрытыми останками поселения. И все же Шлиман сомневался, что "Троя II" - город времен царя Приама, Гектора и Париса, тюрьма прекрассной Елены. И тут среди архитектурных руин стали появлятся следы гигантского пожара, разрушившего старинные постройки. Пожар, видимо, полыхал здесь не один день и уничтожил все, что оставалось неразрушенным руками и оружием нападающих спартанцев.

Гомер оставил Шлиману точные описания бедствия, следы которого сохранила земля Гиссарлыка. Три года изнурительных поисков, сопротивления слухам, зависти столичных археологов, отказов в финансировании - все искупалось сделанной находкой. Камни не обманули ученого, доказавшего всему миру свое упорство и везение. Можно было, зарисовав все найденное и описав находки для будущей книги, завершать сезон, но что-то задержало Шлимана с молодой женой-гречанкой. Это произошло 15 июня 1873 года, когда среди массивных стен и античных обломов Трои II обнаружили тайник, занявший значительное пространство близ западных ворот города-крепости. Шлиман отправил под незначительным предлогом всех рабочих с территории раскопок по домам, а сам приступил к вскрытию некоего пустого пространства. Свидетельницей находок в тайнике оказалась лишь гречанка София, которая потом и помогла археологу вывезти найденное. В обнаруженном античном кладе находились две золотые диадемы с 2271 золотым кольцом, 4066 пластинок в форме сердечка и 16 изображений богов из чистого золота. Рядом с этими беспрецедентными изделиями находились 24 золотых ожерелья, серьги, пуговицы, иголки, браслеты, золотая чаша весом в 601 грамм, много посуды из золота и серебра, электрона и меди.
В распоряжении Шлимана было всего несколько часов свободного времени до его отъезда с раскопок. Задержка намеченных планов привела бы к подозрению, а единственной мыслью археолога в тот момент была идея сокрытия от турецких властей сделанного открытия. Он был уверен, что в его руках сокровища царя Приама, спрятанные в далекие времена от посторонних глаз и военного лихолетья. Клад состоял из 8700 изделий из золота, и супругам было просто необходимо вывезти его в Германию, минуя все препятствия. Было решено, что сокровища, замаскированные капустой и овощами, в больших корзинах переправят через Геллеспонт в Афины, а уж оттуда будет проложен путь в Германию. Турецкие чиновники удивлялись, но не протестовали, когда провожали молодую и богатую европейскую капризную госпожу Шлиман, везшую с собой в Афины из Гиссарлыка овощи... А эти самые корзины и сама госпожа София с тех самых пор вошли в историю мировых открытий.
В 1873 году вышла книга Шлимана "Троянские древности" , описавшая мощные стены крепости Трои, башни, возведенные на тяжелых каменных фундаментах. Рассказы о дворцовых постройках перемежались описаниями пожара, сыгравшего страшную роль в судьбе побежденной Трои. Наиболее яркие страницы посвящались золоту царя Приама, которое своей вещественностью подтверждало подлинность находки "молодого" удачливого историка. Книга принесла Шлиману большую известность, разделила весь ученый мир на его сторонников и противников. Одни обвиняли его в дилетантизме и варварских раскопках, в откровенном воровстве ценных экспонатов. Другие признавали удачливость бывшего коммерсанта, его интуицию и, главное, - стремление осуществить замысел любыми средствами.

Александр Сальников


Великий город Троя

Существовала ли Троя?


Первое, что мы знаем о Трое, так это то, что её воспел великий Гомер в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея». Существовала ли Гомеровская Троя на самом деле? Точно на этот вопрос пока ответить невозможно. Но большинство исследователей всё-таки полагают, что она существовала. Даже сам факт того, что Троя воспета в эпических поэмах древности, скорее говорит о том, что город когда-то существовал, так как в древние времена ещё не было практики воспевания несуществующих городов и баталий. В основном сказания складывались на основе легенд или реальных событий. Сами же легенды и мифы также складывались на основе реальных событий, что, однако, не мешало приукрашивать их изрядной порцией вымысла.

К сожалению, даже находка Шлимана не даёт однозначного ответа о существовании Трои. Прав Шлиман или нет, здесь мы этот вопрос разбирать не будем, так как это уже относится к профессиональной археологии и истории. Но о том, похожа или не похожа находка Шлимана на Трою Гомера, мы всё же поговорим.

Гомер в своей поэме указывает слишком мало данных для того, чтобы точно обозначить не только местонахождение города, но и определить его величину, или узнать, сколько в нём жило людей. Но всё-таки Гомер приводит достаточно указаний, чтобы с определённой достоверностью мы могли представить этот дивный город.

Первое, что мы узнаём у Гомера о Трое, так это то, что город являлся столицей древнего обширного государства Троады и был расположен где-то недалеко от западного входа в Геллеспонт (современный пролив Дарданеллы) на северо-западном берегу Малой Азии (современная Турция). Также мы узнаём, что город имеет два равнозначных названия: Троя и Илион. Этимологию этих названий можно прочитать во многих источниках, вплоть до хеттских письменностей, поэтому останавливаться на них мы не будем. В нашем не научном, а скорее литературном исследовании мы, вслед за Шлиманом, станем предполагать, что Троя всё-таки существовала, и попробуем на основе текстов поэмы узнать, каков был сам город.

Каким был город Троя?


Прежде всего, в «Илиаде» неоднократно указывается на то, что Троя - это город с широкими улицами и площадями. В поэме мы находим много указаний на это, а также на то, что Троя была, не только широка, но и красива, то есть с красивой архитектурой. Одно из таких указаний мы видим в шестой песне:


390 Так отвечала ему. Он стремительно вышел из дома.

Прежней дорогой назад поспешил он по Трое обширной:

Светлым её площадям и по улицам дивным. К воротам

Скейским уже подходил, что вели на равнину из Трои.

Мужа увидев, к нему Андромаха в слезах подбежала,

395 Рода богатого, дочь Этиона, прекрасная видом.


Но как нам узнать, каковой именно ширины были эти улицы и площади Трои? На это вопрос можно найти некоторые подсказки в самой поэме. Например, в 18-й песне есть одно интересное место, где вождь Полидамас даёт Гектору дельный совет вернуться всем войском в Трою и переждать ночь на площади города:


«Сделайте так, как сказал! Хоть и знаю: прискорбно то сердцу.

Ночь мы на площади все проведём; ну а городу, - стены,

275 Башни высокие и крепкосбитые створы огромных,

Длинных и гладких ворот на засовах защитою будут.

Мы же с утра, на заре, стены, башни займём, ополчившись

Медным оружьем. Тогда горе тем, кто с Пелидом захочет

К нам от судов подойти и вокруг Илиона сражаться!»


Речь здесь, видимо, идёт о главной площади города. И на первый взгляд вроде бы ничего странного в этом предложении нет. Но если мы узнаем, какое количество воинов предлагает разместить на этой площади вождь Полидамас, то мы уже будем смотреть на это совершенно по-другому. Из небольшого текста в конце восьмой песни мы вполне определённо можем узнать, какой величины войско было у троянцев:


560 Так между чёрных судов и глубокопучинной рекою

Много виднелось огней войск троянских со стен Илиона.

Тысяча в поле костров там пылало. Вокруг перед каждым, -

По пятьдесят человек, освещаемых заревом ярким.

Кони их белый ячмень дружно ели и сладкую полбу,

565 Прекраснотронной Зари у своих колесниц ожидая.


Итак, в поле пылало тысяча костров, и вокруг каждого сидело по пятьдесят человек. Получается 50 тысяч воинов. Теперь задумаемся, какой же должна быть главная площадь города, чтобы на ней уместилось для ночлега 50-тысячное войско? И каким должен быть сам город?

Некоторые исследователи утверждают, что вся Троя была не более чем московский стадион «Лужники». Но «Лужники» вмещают всего лишь около 80 тысяч посадочных мест для зрителей. Это плечом к плечу. Нет, такой маленький город никак не может иметь площадь, на которой можно было бы уместить для ночлега 50 тысяч воинов, и не плечом к плечу, а свободно, с колесницами, оружием и с кострами для приготовления ужина. Пожалуй, величиной с «Лужники» мог быть лишь верхний город, акрополь Трои, который троянцы ещё называли Пергамом. Кстати, о величине акрополя Трои тоже идёт много споров.

Что находилось на акрополе Трои?


Давайте посмотрим, что же могло размещаться в акрополе Трои? Из поэмы мы знаем, что в акрополе размещались храмы богов, например храм Зевса, Аполлона, Афины. Возможно и храмы некоторых других богов, например, Геры, Посейдона, Афродиты, Ареса, всех тех богов, которые по верованиям троянцев могли влиять на повседневную жизнь людей. Вряд ли на акрополе был только один храм.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ