Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Воинская служба – это обязанность любого мужчины, годного для ее прохождения и имеющего . Уклонение от армии недопустимо, так как является полноценным нарушением действующего законодательства.

В зависимости от особенностей конкретного случая уклонисты могут быть наказаны либо в соответствии с административным, либо с уголовным законодательством. Более подробно о том, что ждет граждан РФ, уклоняющихся от , поговорим в представленной ниже статье, подробно осветив соответствующие законы.

Служба в армии — гражданский долг

Согласно 59-ой статье Конституции РФ, защита Отечества – это полноценный долг и каждого гражданина нашей страны. На данный момент общеобязательна военная служба исключительно для мужчин призывного возраста (18-27 лет).

Порядок и общие принципы службы в армии определяются соответствующими Федеральными законами, в соответствии с которыми уклонение от данного долга является противоправным деянием и наказывается с учетом конкретных положений законодательства. При определении того, уклоняется ли гражданин от воинской службы, достаточно важно полностью понимать, что представляет собой данное понятие.

Исходя из положений 31-ой статьи ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» уклонением от армии признается неявка гражданина на мероприятия, связанные с призывом. При этом обязательно соблюдение двух основных условий:

  • неявка гражданина спровоцирована неуважительными обстоятельствами;
  • гражданин был оповещен о призывном мероприятии соответствующей повесткой.

Таким образом, если молодой человек уже должен , но повестка до него так и не дошла, то он не является уклонистом и, соответственно, не может быть привлечен к некоторой ответственности. В подобной ситуации единственное правомерное действие комиссариата – это передача списка тех, кому не была вручена повестка, в полицию, которая обязуется их найти и вручить бумагу. Важно понимать, что уклонением от воинской службы также признаются:

  1. скрытие призывника с места сбора;
  2. получение гражданином поддельных или незаконно оформленных документов, которые помогают получить отсрочку от армии;
  3. симуляция болезни призывником или намеренное , которые направлены на получение той же отсрочки.

Стоит отметить, что призывник также не имеет права намеренно прятаться от сотрудников комиссариата, дабы не получить повестку.

Если военкомат знает, где гражданин живет, учится и работает, но найти его не выходит, то на него может быть наложена некоторая , но с тем условием, что об изменении своих данных и призывник ранее не уведомил военкомат.

Административная ответственность

Далеко не все юноши желают служить…

Согласно положениям ранее упомянутого закона, военный комиссариат обязуется не только осуществлять призыв достигших соответствующего возраста граждан, но и вести учет военнообязанных. Постановки на него подлежать все парни, которые достигли 17-летнего возраста.

Военкомат должен своевременно организовать сбор актуальных данных о будущем призывнике, а он, в свою очередь, обязуется уведомлять сотрудников комиссариата об изменении таковых.

За нарушение порядка общеобязательного военного учета или намеренное уклонение от службы в армии на гражданина может быть наложена административная ответственность, о чем говорит статья 21.5 КоАП РФ.

В соответствии с информацией из данного пункта законодательства, административно наказываются следующие деяния призывников:

  • отсутствие явки на сбор по военному учету;
  • отсутствие явки на постановку или снятие с данного учета;
  • отсутствие явки на медицинское освидетельствование от военкомата;
  • отсутствие явки в военкомат по причине уезда за регион, край или область проживания на срок, более 3-х месяцев;
  • отсутствие явки в военкомат по причине уезда из страны на срок, более 6 месяцев;
  • отсутствие явки в военкомат и предоставления его сотрудникам информации о смене места жительства или изменении прочих личностных данных, которые могут повлиять на возможность призыва.

Важно отметить, что первые три причины из данного списка актуальны для предъявления военнообязанному административной санкции лишь с тем условием, что он был вовремя осведомлен о необходимости проведения данных мероприятий. Согласно положениям КоАП РФ, за подобные проступки предусматривается штраф размером 100-500 рублей.

Уголовная ответственность

За уклонение от армии — административная и уголовная ответственность

В уголовном праве ответственность за уклонение от воинской службы четко прописана в 328-ой статье УК РФ. Согласно ее положениям, уклонение от армии при определенных обстоятельствах, не попадающих под административные санкции аналогичного вида, наказывается одним из следующих видов ответственности:

  1. денежный штраф – до 200 000 рублей;
  2. принудительные работы – до 2 лет;
  3. арест – до 6 месяцев;
  4. ограничение свободы – до 2 лет.

Важно отметить, что в соответствии с постановлением Верховного суда РФ привлечению к уголовной ответственности за уклонение от воинской службы подлежат только мужчины, возрастом от 18 до 27 лет. Однако, при наличии у суда доказательств, что бывший призывник, который достиг отметки в 27 лет, ранее уклонялся от службы в армии, к нему может быть применена уголовная ответственность в течение 2 лет после достижения им данного возраста. То есть, исковая давность по подобным делам составляет 2 года.

Не менее важным нюансом уголовной части вопроса об уклонении от армии является и то, распространяется ли она для тех уклонистов, которые избегали армию путем неявки на медкомиссию или нет. На практике – да, распространяется. Стоит понимать, что при разовом отсутствии на призывник будет наказан согласно административному законодательству, но при повторной неявке на осмотр к нему уже применима уголовная ответственность.

В любом случае, окончательный вердикт суда определяется исходя из злостности и рецидивизма деяний уклониста. Как видите, законодательство РФ четко определяет, что ждет граждан, уклоняющихся от армии. Надеемся, сегодняшний материал дал ответы на интересующие вас вопросы.

Об уголовной ответственности за уклонение от службы в армии — в видеосюжете:


За уклонение от призыва на военную службу существует уголовная ответственность и административная.

Уголовная ответственность наступает в случае доказательства умысла гражданина на уклонение от призыва на военную службу и наказывается в соответствии с частью 1 статьи 328 УК РФ: штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Административная ответственность наступает в случае нарушения гражданином обязанностей воинского учета в соответствии со статьями 21.5 и 21.6 главы 21 Кодекса об административных правонарушениях РФ и наказывается: предупреждением или наложением административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Какая ответственность наступает в том или ином случае подробно рассмотрено ниже.

Уклонение от призыва на военную службу и призыв на военную службу условно можно разложить на составляющие компоненты:

1) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись призывнику для прохождения мероприятий связанных с призывом (на медицинское освидетельствование);

2) Явка на мероприятия связанные с призывом (на медицинское освидетельствование) по повестке военного комиссариата, врученной под роспись призывнику;

3) Проведение медицинского освидетельствования для определения категории годности призывника к военной службе (включая дополнительное обследование по направлению медкомиссии в медицинское учреждение);

4) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись, для явки в пункт сбора в назначенное время и место с последующей отправкой к месту прохождения военной службы.

Давайте рассмотрим каждый этап призыва на военную службу в отдельности и определим возможную ответственность за уклонение.

Пункт 1. Оповещение призывника повесткой.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в повестке?

Ответ: Да

Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Вопрос: Кто имеет право вручать повестку?

Ответ: Повестки вручаются гражданам:

Работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций;

Органами местного самоуправления поселений, в случае отсутствия структурных подразделений военных комиссариатов;

Сотрудниками органов внутренних дел;

Примечание. Таким образом, ни мама, ни папа не входят в список лиц, обязанных передавать призывнику повестку (даже если указанные лица расписались за ее получение).

Вопрос: Если призывнику не получается вручить повестку под подпись?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Ответ: Инициировать розыск призывника с целью вручить ему повестку.

Ссылка на закон : Согласно п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007 года, военные комиссары составляют списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке, и направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел указанные списки. Списки уточняются не реже двух раз в месяц.

Примечание. Вышеупомянутые списки носят информативный характер и не обязывают сотрудников органов внутренних дел производить какие-либо действия в отношении призывника.

Чтобы инициировать необходимые действия органов внутренних дел по отношению к призывнику, военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 (образец) к настоящей Инструкции;

Ответ: Определить местонахождение призывника и вручить ему повестку под подпись.

Ссылка на закон : Согласно п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители):

При получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

Направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

Примечание. Таким образом, при отсутствии подписанной повестки призывником, органы внутренних дел могут только определить местонахождение призывника и вручить ему повестку военного комиссариата под роспись, а отрывной корешок с подписью призывника отправить в военный комиссариат.

Важно . Органы внутренних дел в данном случае не могут осуществить доставление, задержание или привод призывника.

Пункт 2. Неявка на мероприятия связанные с призывом (медицинское освидетельствование)

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Вопрос: Какие уважительные причины для неявки по повестке?

Ответ:

Вопрос: Какая ответственность за неявку по повестке?

Ответ: При единичной неявке – административный штраф в размере до 500 рублей; в случае неоднократной неявки по повестке, либо при наличии умысла в уклонении от призыва - возможна уголовная ответственность;

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Вопрос: Что может сделать военный комиссариат?

Ответ:

  • составить протокол об административном правонарушении;
  • инициировать доставление призывника в помещение органов внутренних дел для составления протокола;
  • направить материалы в Следственный орган Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (только при неоднократной неявке по повестке)

Ссылка на закон: Согласно пп. «к» п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, военные комиссары при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

Согласно пп. «л» п.4 настоящей Инструкции, при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 (образец) к настоящей Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении. В обращении указывается должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения;

Примечание. Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении законно только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

Вопрос: Что могут сделать органы внутренних дел?

Ответ: Осуществить доставление призывника в помещение органов внутренних дел.

Согласно пп. «в» п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;

Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

Примечание. Таким образом, доставление может быть осуществлено только при наличии у сотрудника органов внутренних дел обращения военного комиссара о доставлении (в котором указывается: ФИО призывника, дата рождения, место регистрации и подпись военного комиссара) непосредственно в помещение органа внутренних дел. Доставление в отдел военного комиссариата незаконно.


Вопрос: Могут ли возбудить уголовное дело?

Ответ: При неоднократной неявке по повестке по неуважительной причине – да.

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.28 ФЗ оВОиВС, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. При единичном случае неявки по повестке на мероприятия связанные с призывом (медкомиссия) по неуважительной причине вероятность возбуждения уголовного дела стремится к нулю.

Пункт 3. Проведение дополнительного медицинского обследования.

Вопрос: Имеет ли право медкомиссия направлять на дополнительное обследование?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.4 ст.5.1 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.


Вопрос: Призывник может отказаться от дополнительного мед. обследования?

Ответ: Да. Для этого следует написать заявление на отказ (мотивированный отказ) от медицинского вмешательства.

Ссылка на закон: Согласно части 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Важно. Не следует путать официальный отказ от медицинского обследования с уклонением от медицинского обследования. Уклонение от медицинского обследования классифицируется в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.


Вопрос: Какая ответственность за уклонение от доп. медицинского обследования?

Ответ: При отсутствии умысла на уклонение от призыва – административная (штраф до 500руб), при умысле на уклонение от призыва – уголовная.

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия. В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Пункт 4. Повестка на пункт сбора для отправки к месту прохождения военной службы.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в «боевой» повестке?

Вопрос: Может ли призывник не согласиться с решением призывной комиссии?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ оВОиВС, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Важно. При несогласии с решением ПК следует расписаться во вручаемой «боевой» повестке. Она будет основанием для обжалования действий со стороны призывной комиссии.

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по «боевой» повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Примечание. Если призывник обжаловал решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ, либо в суд, то призывник может не являться по врученной ему ранее повестке.

Вопрос: Какая ответственность за уклонение от явки на пункт сбора с последующей отправкой к месту прохождения военной службы?

Ответ: Уголовная и административная

Ссылка на закон: Согласно ч.1 ст. 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.4 ст.31 ФЗ оВОиВС, в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 ФЗ оВОиВС, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (КоАП и УК РФ) Российской Федерации.

Уважительные причины неявки по повестке.

Согласно п.2 ст.7 ФЗ оВОиВС, уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

В отношении кого выносится оправдательный приговор?

По каждому делу об уклонении от призыва на военную службу судам необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

При этом следует иметь в виду, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).

Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.

Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Примечание. Таким образом, если призывник не имел умысла в уклонении от призыва на военную службу при неуважительной неявке по повестке, то его действия следует квалифицировать как неисполнение гражданина обязанностей по воинскому учету согласно статье 21.5 КоАП РФ, либо как уклонение от медицинского обследования согласно ст.21.6 КоАП РФ. В случае неоднократной неявки по неуважительной причине по повестке действия призывника могут классифицироваться как уклонение от призыва на военную службу, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Нарушение правил призыва ведет к наступлению уголовной или административной ответственности. Однако призывники зачастую путаются и не знают, какое именно наказание им грозит за то или иное правонарушение. Более того, граждане очень часто не подозревают, что они нарушили закон, забыв про полученную повестку.

Административная ответственность

Большинство правонарушений, которые совершают призывники при взаимодействии с военкоматом, регламентированы Кодексом об Административных Правонарушениях (КоАП). В список правонарушений, за которые наступает административная ответственность, попадают незначительные нарушения, связанные с несоблюдением порядка

В соответствии со статьей 21.5 КоАП РФ, административная ответственность предусмотрена за:

  • Выезд за пределы РФ на период больше 6 месяцев без снятия с воинского учета.
  • Несвоевременную постановку на воинский учет при переезде на новое место жительства или новое место пребывания на срок более 3 месяцев. Встать на учет нужно в течение 2-х недель после переезда.
  • Несвоевременное предоставление в военный комиссариат актуальной информации (изменение уровня образования, места работы и должности, семейного положения, места жительства в пределах района).
  • Неявку призывника по повестке в установленное время и срок без уважительной причины.

Эти правонарушения предусматривают административный штраф в размере от 100 до 500 рублей.

Мнение эксперта

Служба Помощи Призывникам – это федеральная юридическая компания, которая помогает призывникам получить военный билет по состоянию здоровья. Реальные истории призывников, получивших с нами освобождение от армии, читайте в разделе « »

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Существует также статья 21.6 КоАП. Она предусматривает штраф в размере от 100 до 500 рублей за:

  • Неявку без уважительной причины (уклонение) на в военкомате.
  • Неявку без уважительной причины на дополнительные обследования, назначенные призывной комиссией или комиссией по первоначальной постановке на воинский учет.

Уголовная ответственность за уклонение от армии

Для более серьезных правонарушений предусматривается уголовная ответственность. Уголовные дела об уклонении от армии заводят на тех призывников, которые умышленно и без уважительных причин избегают призыва в армию или не являются по подписанной повестке на призывные мероприятия: медицинское освидетельствование и призывную комиссию.

Уважительными причинами в данном случае считаются:

  • Болезнь призывника.
  • Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц. В военный комиссариат надо представить документы, подтверждающие заболевание или смерть близкого родственника.
  • Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина. Например, стихийное бедствие.
  • Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Неявка в военкомат по любой из этих причин не является уклонением от воинской службы. Чтобы избежать ответственности, необходимо представить документальное подтверждение причины неявки по повестке военного комиссариата.

Совет Службы Помощи Призывникам

Признать уклонистом от службы в армии могут даже из-за единичного факта неявки по повестке. Помните, если призывник подписал повестку, он обязан явиться по ней в военкомат.

Какое наказание за уклонение от армии?

  • Штраф за уклонение от армии в размере 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев.
  • Арест на срок от 3 до 6 месяцев.
  • Лишение свободы на срок до 2 лет.

Уголовное наказание за уклонение от призыва рассматривается в статье 328 Уголовного кодекса РФ. Этот вид ответственности наступает только в том случае, если призывник в судебном порядке был признан уклонистом

Запомните, не каждая неявка в военкомат является уклонением от военной службы. К примеру, если призывник забыл про медкомиссию в военкомате, но затем добровольно пришел за новой повесткой, ему выпишут административный штраф. Если же умышленно игнорировать призывные мероприятия или не прийти по повестке на отправку, то на призывника могут завести уголовное дело.

Важно:

Только суд решает, был ли у призывника умысел и можно ли его привлечь к уголовной ответственности за уклонение от военной службы.

В практике юристов Службы Помощи Призывникам был случай, когда военный комиссариат передал в Следственный Комитет документы призывника для возбуждения уголовного дела по факту уклонения. Нюанс заключался в том, что молодой человек не явился на отправку, т.к. в этот момент обжаловал решение призывной комиссии. Так как клиент не был виновен, юристы подготовили необходимые документы и добились вынесения постановления о прекращении возбуждении уголовного дела.

Как ищут уклонистов от армии?

Любопытная информация для тех, кто размышляет, как скрыться от призыва: долго избегать встречи с военкоматом не получится. Если молодой человек не явился по подписанной повестке, начинается от армии. Сначала военкомат передает сведения о гражданине в следственный комитет. После их рассмотрения сотрудники СК вызывают призывника на явку к следователю. Если повестку вручить не получается (молодой человек сменил место жительства и телефон), возбуждается личное дело по статье 328 УК РФ. Гражданина объявляют в федеральный розыск.

Найти уклониста несложно. Покупка билетов на вокзале, использование пластиковой банковской карты, получение любых документов, оформление кредита или трудоустройство позволяют обнаружить место пребывания исчезнувшего гражданина.

Чтобы не посадили за уклонение от армии

Ответственности за отказ идти в армию не избежать. Если уплата административного штрафа не такое страшное наказание, то получить срок за уклонение от службы в армии захочет не каждый призывник. К тому же уголовное дело уклониста не станет причиной для зачисления в запас, и после погашения судимости юноша все равно будет призван на службу. Поэтому единственное верное решение: не скрываться от военкомата, а добровольно явиться по подписанной повестке, пройти призывные мероприятия и освободиться от службы .

Один из самых популярных вопросов, которые призывники и их родители задают на консультациях, является вопрос «а что будет, если я не явлюсь по повестке?» или «а что будет, если я не открою дверь сотруднику военкомата, который принес повестку?», а еще «а что будет, если я скажу, что сына нет дома?».

Так вот. Особо ничего страншного не будет. Только надо понимать,что иногда такие действия могут привести к совсем печальных последствиям. Это не точный прогноз и не предсказание будущего для каждого призывника, который бегает от призыва. Но факты возбуждения уголовных дел есть.

Давайте разберемся, что же все-таки бывает за не открывание дверей и игру в прятки.

По официальным данным с 2009 по 2014 год количество уклонистов ежегодно составляет более 200 тысяч человек, однако к уголовной ответственности были привлечены единицы (потому что доказать факт уклонения очень сложно, но возможно ). Конечно, данные эти далеко не актуальные (личное мнение автора статьи ) , так как в ряды уклонистов (по опыту автора в сфере защиты прав призывников ) могут зачислить даже того призывника, который в судебном порядке отстаивает свое право, на пример, на получение отсрочки.

Я расскажу, какие действия призывника в соответствии с действующим законодательством считаются уклонением от воинской обязанности и какая ответственность за это предусмотрена .

Законодательство РФ разделяет действия по уклонению от призыва на военную службу (ч.1 ст.328 УК РФ) — это уголовная ответственность , и неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — административная ответственность (ст.ст. 21.5 и 21.6 КоАП РФ).

По общей практике, чтобы правильно квалифицировать действия (или бездействие) призывника, необходимо установить, с какой целью он не исполняет возложенные на него обязанности.

Когда наступает административная ответственность (штрафы от 100 до 500 рублей):

  • неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по повестке военкомата без ;
  • неявка в военкомат при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования (к примеру, переезд из одного района города в другой район ), место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев;
  • несообщение об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства или место пребывания, расположенное в в том же муниципальном образовании;
  • уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению.

Когда наступает уголовная ответственность?

Ст. 328 УК РФ, в которой прописана ответственность за уклонение от прохождения воинской службы, как-то очень обтекаемо говорит о том, когда можно привлечь призывника к уголовной ответственности.

Более детально об этом говорит другой нормативный документ — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3

  • ответственность наступает в случае уклонения от призыва при отсутствии законных оснований для освобождения от службы. (Судебная практика говорит, что этими случаями могут быть неявка по повесткам военкомата, неявка по истечении действия уважительной причины и т. д.).
  • Так же сюда можно добавить самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы.
  • Как уклонение от призыва расценивается судом получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов, дачи взятки и т.п.
  • Отказ призывника от получения повестки с целью уклониться таким образом от призыва
  • Сюда же можно отнести факт проживания не по месту регистрации с целью укрыться от вручения повестки и много других случаев.

В каких случаях ответственность не наступает?

При решении вопроса о виновности лица суд устанавливает наличие в его действиях умысла на уклонение от призыва, а также факт неявки по повестке, отствуие уважительных причин и надлежащего оповещения призывника о явке в военкомат, то есть вручения повестки, на мероприятия, связанные с призывом.

Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности нет.

Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами .

Если будет установлено, что по закону призывник не подлежал призыву или имел основания для освобождения от воинской обязанности или призыва на военную службу либо для отсрочки призыва, которые существовали до уклонения, суд выносит оправдательный приговор

Служба по призыву в Вооруженные Силы (ВС) РФ – это обязанность каждого гражданина России, предписанная Конституцией нашей страны (ст. 59 Конституции). Случается, что некоторые молодые люди, достигшие призывного возраста, не хотят выполнять свой конституционный долг, и различными путями стремятся избежать службы в армии. Рассмотрим, что говорит Административный Кодекс (КоАП) и УК РФ про уклонение от службы в армии.

Юридическое понятие уклонения от службы

Уклонение от службы в армии – это действия намеренного характера, направленные на то, чтобы не быть призванным в ряды ВС РФ. К таковым относятся:

  • неявка на медицинскую комиссию;
  • неявка по вызову призывной комиссии;
  • неявка на пункт отправки к месту несения службы.

Преступными указанные действия могут признаваться, согласно ч. 4 ст. 31 Федерального Закона (ФЗ) № 53-ФЗ от 28.03.1998 года, при соблюдении 2 условий:

  • отсутствие уважительных причин;
  • отсутствие извещения призывника в форме повестки.

Стоит учитывать, что в случае, если повестка не была вручена гражданину из-за того, что он скрывается и умышленно не проживает на месте регистрации, то он подлежит административному наказанию.

Уклонение как преступление

Уклонение от службы в армии, в соответствии с законодательством, является уголовным правонарушением. Разберем данное преступное деяние по составляющим.

Знаете ли Вы

Объективная сторона преступления – намеренное уклонение от службы в армии без наличия на то уважительных оснований.

Субъект преступления – гражданин РФ мужского пола от 18 до 27 лет, который подлежит призыву в ВС РФ.

Субъективная сторона преступления – наличие прямого умысла.

Срок давности по данному преступлению составляет 2 года. Например, если спустя некоторое время (но не более 2 лет) после того, как гражданину исполнилось 27 лет, выяснится, что данный призывник уклонялся от воинской повинности, то в отношении него будет возбуждено уголовное дело.

Статья УК РФ за уклонение от военной службы

Законодательство объединяет преступления по уклонению от призыва на срочную воинскую или альтернативную гражданскую службу в одну статью УК РФ — № 328 .

Административная ответственность

Все граждане мужского пола с 17 лет ставятся на воинский учет по месту проживания. Призывники, в соответствии с законодательством, обязаны сообщать военкомат об изменениях, касающихся их места проживания, и о других сведениях, которые могут повлиять на их призыв в армию.

К таковым относятся:

  • отсутствие извещения ответственных лиц в военкомате о смене места жительства на срок, больше чем 3 месяца;
  • отсутствие извещения от призывника о том, что в течение более чем 6 месяцев он будет находиться за пределами РФ;
  • неявка в военкомат на постановку на воинский учет или снятие с учета;
  • несообщение ответственных лиц в военкомате об изменении семейного положения, места работы или учебы.

Перечисленные выше действия влекут для призывника наступление административной ответственности в соответствии со статьей 21.5 КоАП РФ. Неявка на медицинскую комиссию при наличии повестки, регламентируется ст. 21.6 КоАП. Мерой наказания за указанные правонарушения является штраф от 100 до 500 рублей. Это касается только случаев, когда нарушения имели однократный характер, если же имела место злостность указанных нарушений, то призывнику может быть вменена ответственность за уклонение по УК РФ.

Обратите внимание! Выполнение мер наказания по статье УК РФ за уклонение от воинской службы не освобождает гражданина от призыва в ряды ВС РФ или, в зависимости от конкретной ситуации, от альтернативной службы. Согласно ст. 23 (п. 3б) ФЗ №53-ФЗ, гражданин подлежит призыву после погашения судимости, если на тот момент он не выйдет за пределы призывного возраста.

Примеры из судебной практики

Пример первый. Гр. Иванов, гражданин 18 лет, переехал из города Л. к родственникам в село К. О своем переезде он не сообщил в военкомат г. Л., где состоял на учете. В результате, после того, как службе военкомата стало известно о месте его нахождения, ему было предъявлено обвинение по ст. 21.5 КоАП, и применена мера наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.

Пример второй. Гр. Петров, получив повестку о призыве на срочную службу в армию, не явился на призывной пункт, не имея для этого оправдательных причин. Спустя неделю он добровольно явился в военкомат. В результате против него было возбуждено уголовное дело по ст. 328, ч. 1 . Учитывая добровольную явку гр. Петрова, суд присудил ему минимальную меру ответственности – штраф в размере 50 тыс. рублей.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ эксперта



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ