Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Праздник 23 февраля напомнил нам о том, что почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы. Поскольку исполнение гражданами воинской обязанности имеет приоритет перед их трудовой деятельностью, наниматель обязан отпустить таких работников. Кроме того, работникам, которые призваны на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации. Настоящая статья поможет бухгалтерам отразить хозяйственные операции, связанные с призывом на военные сборы, без ошибок.

Из письма в редакцию:

«Работник нашей организации призван на военные сборы с 18 января 2016 г. сроком на 40 календарных дней. Он работает по графику 5-дневной рабочей недели при сдельной форме оплаты труда. Рабочие дни в ноябре и декабре 2015 г. отработаны работником полностью. Заработная плата работника, начисленная в ноябре 2015 г., составила 7 443 500 руб., в декабре - 6 890 000 руб.

Как правильно начислить заработную плату работнику за время нахождения на военных сборах и отразить указанные хозяйственные операции в учете организации?

С уважением, бухгалтер по заработной плате
Лариса Михайловна»

Уважаемая Лариса Михайловна, большое спасибо за своевременный вопрос. Давайте сначала обсудим общие положения, касающиеся прохождения военных сборов.

Военнообязанным является гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других воинских формирований (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон № 1914-XII)).

Военнообязанные лица, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, могут быть призваны на военные сборы, которые организует и проводит военный комиссар (ст. 70 Закона № 1914-XII). Гражданам, призванным на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде Республики Беларусь (ст. 6 Закона № 1914-XII), а именно: за военнообязанными, призванными на военные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы (ст. 339 Трудового кодекса Республики Беларусь). По окончании сборов работнику выдается справка о количестве дней нахождения на сборах, которую необходимо представить в бухгалтерию организации. Справка подтверждает фактическое время нахождения на военных сборах, и на ее основании за время сборов работнику выплачивается средний заработок.

Финансирование мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и средств организаций в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (ст. 8 Закона № 1914-XII). Таким образом, компенсация расходов, понесенных организациями независимо от форм собственности (за исключением бюджетных) в связи с исполнением части шестой ст. 6 Закона № 1914-XII, производится военными комиссариатами и воинскими частями в пределах средств, выделяемых на эти цели в соответствии с законодательством Минобороны Республики Беларусь и другим государственным органам, в которых предусмотрена военная служба (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2003 № 1642 «О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности»).

Нормы указанных выше документов необходимо учитывать, рассчитывая средний заработок работника, подлежащий к выплате.

Исчисление среднего заработка, сохраняемого по месту работы, производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее - Инструкция № 47).

Средний заработок, сохраняемый за время военных сборов, исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за 2 календарных месяца работы (с 1-го по 1-е число), предшествующих месяцу его направления на сборы (п. 20 Инструкции № 47).

Общая сумма среднего заработка, причитающаяся к выплате работнику за время подготовки к военной службе, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество дней, подлежащих оплате (п. 21 Инструкции № 47). Заработная плата, сохраняемая работникам за время выполнения ими государственных, общественных, воинских обязанностей, производится за рабочие дни согласно графику работы организации (подп. 4.4 п. 4 Перечня выплат , учитываемых при исчислении среднего заработка (приложение к Инструкции № 47)).

Таким образом, выходные дни, приходящиеся согласно табелю учета рабочего времени в организации на период сборов, работнику не компенсируются, дни отдыха взамен их не предоставляются.

Среднедневной заработок определяется путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни.

Произведем расчет среднего заработка, причитающегося к выплате работнику за время нахождения на военных сборах в Вашей ситуации:

1) заработная плата за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу ухода работника на военные сборы, составила 14 333 500 руб. (7 443 500 руб. + 6 890 000 руб.);

2) количество фактически отработанных дней в 2 календарных месяцах, предшествующих месяцу ухода работника на военные сборы, - 43 рабочих дня (21 раб. день ноября + 22 раб. дня декабря);

3) среднедневной заработок составляет 333 337 руб. (14 333 500 руб. / 43 раб. дня);

4) количество рабочих дней, приходящихся на период военных сборов продолжительностью 40 календарных дней с 18 января 2016 г., - 30 рабочих дней;

5) средний заработок, сохраняемый за работником за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов, составил 10 000 110 руб. (333 337 × 30).

Обложение подоходным налогом среднего заработка, сохраняемого в рассматриваемой ситуации за работником за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов, производится в общеустановленном порядке (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень № 115), но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).

Так как Перечень № 115 не содержит норм относительно средней заработной платы, сохраняемой за работниками за время выполнения ими государственных, общественных обязанностей, обязательные страховые взносы в ФСЗН и страховые взносы в Белгосстрах в рассматриваемой ситуации следует начислять в общеустановленном порядке.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи (см. таблицу):

__________________________
* Размер страхового взноса в Белгосстрах определен условно.

** Применение предоставляемых в соответствии с законодательством налоговых вычетов не рассматривается.

Надеюсь, мне удалось разъяснить все вопросы.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу учета расходов на уплату страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, начисляемых на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, для целей налогообложения прибыли организаций сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Пунктом 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона № 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, не поименован в статье 9 Закона № 212-ФЗ, где указан перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, следовательно, указанный средний заработок подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.

Согласно пункту 4 вышеуказанных Правил выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.

Пунктом 5 вышеуказанных Правил установлено, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Согласно пункту 6 статьи 255 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда относятся в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные как с начислением среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и с уплатой страховых взносов, начисленных на вышеуказанный средний заработок, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. В случае компенсации за счет средств бюджета указанных расходов полученные средства подлежат учету во внереализационных доходах налогоплательщика.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин

Комментарий эксперта

Расходы, связанные с начислением среднего заработка, за период нахождения на военных сборах

В налоговом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие вопрос признания в расходах суммы оплаты среднего заработка работнику за время военных сборов.

Минфин России в очередной раз подтвердил, что расходы на оплату среднего заработка работникам за время военных сборов учитываются в расходах работодателя.

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" .

На время прохождения военных сборов за работником сохраняется место постоянной работы и выплачивается средний заработок (п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ).

Страховые взносы

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами установлен в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, в указанном перечне не поименован, следовательно, на средний заработок за время военных сборов следует начислить страховые взносы.

Налог на прибыль

Расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы компенсируются на основании сведений о фактических расходах. Для подтверждения расходов организации представляют копии документов, заверенные в установленном порядке, а также банковские реквизиты счетов для перечисления компенсации.

По мнению финансового министерства, сумма среднего заработка, выплачиваемого работникам за время военных сборов, и сумма начисленных страховых взносов признаются расходами в целях налогообложения прибыли согласно пункту 6 статьи 255, подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, соответственно.

Суммы компенсации рассматриваемых расходов из бюджета следует включить во внереализационные доходы.

Мнение судебных инстанций

Суды считают, что рассматриваемые выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и не являются расходами на оплату труда и не учитываются при исчислении ЕСН (см. постановления ФАС Уральского округа от 22.11.2006 № Ф09-10453/06-С2 по делу № А07-11384/06 (определением ВАС РФ от 12.02.2007 № 522/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2005 № Ф09-2472/05-С2 по делу № А47-9272/04)). Такой вывод суды объясняют тем, что средний заработок, выплачиваемый работнику на время прохождения военных сборов, производится за счет средств бюджета и потому не признается расходом работодателя согласно пункту 6 статьи 255 НК РФ. Если следовать логике судей, то оснований для начисления страховых взносов с указанных сумм отсутствуют.

Расчет среднего заработка

При расчете среднего заработка нужно руководствоваться статьей 39 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Согласно п. 5 Порядка исчисления среднего заработка из расчетного периода исключается время, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно пункту 9 Порядка средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные в расчетном периоде дни (включая премии и вознаграждения, учитываемые согласно пункту 15 Порядка) на количество фактически отработанных в этот период дней.

Если у работника отсутствует начисленная заработная плата или отработанные за расчетный период дни, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то применяется пункт 8 Порядка.

Итак, компенсация рассчитывается как средний дневной заработок, умноженный на количество рабочих дней, приходящихся на время прохождения военных сборов.

НДФЛ

Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы во время призыва на военные сборы облагаются НДФЛ.

В письме от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13 финансовое министерство разъясняет, что согласно пункту 29 статьи 217 НК РФ от НДФЛ освобождены доходы лиц, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Суммы среднего заработка, выплачиваемые по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, в указанном перечне не перечислены.

Бухгалтерский учет

Средний заработок, выплачиваемый работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, является компенсационной выплатой, установленной законодательством и подлежит возмещению организации. Таким образом, у организации есть уверенность, что после получения от военкомата компенсации у нее не будет уменьшения экономических выгод. Следовательно, не выполняется одно из основных условий признания расходов в бухгалтерском учете (подп. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Начисление компенсационной выплаты может отражаться по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и по кредиту счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Начисление страховых взносов отражается записью по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетами учета затрат.

Если организация не признает в бухгалтерском учете доходы и расходы по рассматриваемым операциям, то у организации возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянное налоговое обязательство (ПНО) и постоянный налоговый актив (ПНА) (подп. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, организация может не отражать указанные ПР, ПНО и ПНА, если они возникли в одном отчетном периоде, поскольку различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью не возникает (п. 6 ПБУ 1/2008).

Бухгалтерские проводки

Рассмотрим на конкретном примере отражение в бухгалтерском учете

Работнику начислена компенсация за время нахождения на военных сборах в сумме 5000 рублей.

Дебет 76 Кредит 73

5000 руб. - начислена компенсационная выплата работнику, призванного на военные сборы;

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 69

1700 руб. (5000 руб. х 34 %) - начислены страховые взносы на сумму компенсации;

Дебет 73 Кредит 68

450 руб. (5000 х 13%) - удержан НДФЛ с суммы выплаты;

Дебет 73 Кредит 51

4550 руб. (5000 - 450) - выплачены денежные средства работнику;

Дебет 51 Кредит 76

5000 руб. - получены денежные средства от военкомата.

Эксперт «НА» Г.Г. Джамалова.

Зачастую призыв на военные сборы является испытанием не только для призывника, но и для его работодателя. О том, какие гарантии предоставляются работнику в случае призыва, как должно оплачиваться время его пребывания на сборах, какие компенсации предусмотрены законодательством для организаций, рассказывается в статье А.В. Ярвельян, ЗАО "Си Дата".

Определение военных сборов

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 "Положения о проведении военных сборов", утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение)).

Порядок призыва и прохождения военных сборов

Призыв граждан на военные сборы осуществляется следующим образом:

1. Предварительно военные комиссариаты производят отбор граждан для призыва на учебные сборы. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования.

2. После того, как приказом военного комиссара оформлено решение о призыве гражданина на военную службу, призывнику не позднее чем за 10 дней до начала военных сборов вручается повестка.

3. Военными комиссариатами осуществляется доставка граждан, призванных на военные сборы от военного комиссариата (пункта сбора) к месту прохождения военных сборов и обратно.

4. Продолжительность и порядок проведения военных сборов регламентируются Положением.

Гарантии и компенсации работнику

Согласно статье 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.

Также работнику должна быть выплачена компенсация за время исполнения им государственных или общественных обязанностей. Компенсацию выплачивает государственный орган, привлекший работника к выполнению государственных обязанностей.

В рассматриваемом случае, государственным органом, осуществляющим компенсацию, являются военные комиссариаты (подп. "д" п. 8 "Положения о военных сборах"). Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военных сборах"), компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Продолжительность военных сборов, подтверждающие документы

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 Положения).

Как было упомянуто, вызов гражданина в комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования и призыва на военные сборы осуществляется повесткой. Форма повестки представлена в приложении № 1 к Положению. Повестка состоит из трех частей:

  • расписки о получении;
  • собственно повестка;
  • извещение руководителю организации.

В извещении указывается дата и время, с которой (на которое) работник призывается на военную службу или дата и время его нахождения в военном комиссариате.

Кроме того, согласно пункту 26 Положения, гражданину, проходившему военные сборы или медицинское освидетельствование, не позднее даты его убытия из военного комиссариата должна быть выдана справка военного комиссариата. Форма справки представлена в приложении № 2 к Положению. В ней указывается период времени, в который работник находился на военных сборах или в военном комиссариате.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы можно классифицировать следующим образом:

1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. "а" и "б" п. 24 Положения).

2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов. К таким выплатам в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктов 2-3 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военных сборах", относятся:

  1. выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части и оклада по воинскому званию;
  2. выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. При этом расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению.

3. Выплаты, осуществляемые организацией, по месту работы или учебы призывника, с последующей компенсацией военными комиссариатами. К таким выплатам, в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктами 1-2 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военной службе", относятся:

  • выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
  • возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
  • выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору. Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

Расчет и налогообложение компенсаций

Средний заработок для оплаты времени прохождения работником военных сборах и времени участия работника в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы исчисляется в порядке, определяемом статьей 139 ТК РФ.

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.

Письмом Минфина России от 16.06.2006 № 03-05-02-04/81 разъясняется, что в соответствии со статьей 236 НК РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы (в том числе за время медицинского обследования), за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, единым социальным налогом не облагаются.

Письмом Минфина России от 26.07.2006 № 03-05-01-04/227 разъясняется порядок обложения среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях, производимых военкоматами с целью обеспечения мобилизационной и вневойсковой подготовки подоходным налогом.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика. Пунктом 29 статьи 217 НК РФ освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Таким образом, суммы среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

При нахождении работника в ежегодном отпуске он может его прервать для прохождения медицинского освидетельствования или других процедур, связанных с воинской обязанностью и военными сборами. В таком случае в соответствии со статьей 124 ТК РФ, отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок.

Компенсации организациям

Порядок компенсации расходов организациям, работники которых призывались на военные сборы или проходили другие мероприятия, связанные с военной службой в рабочее время, определяется "Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила).

Компенсация указанных выше расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны РФ.

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных сведений организации предоставляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Таким образом, счета военным комиссариатам выставляются организациями после прохождения работниками военных сборов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Минобороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.

В процессе осуществления деятельности организации работодатель может столкнуться с тем, что военнообязанного работника призывают на военные сборы. На практике такая ситуация возникает не так уж часто, но коснуться она может каждого. Поэтому работодатель должен знать, что делать в этом случае, обязан ли он отпускать работника, должен ли он сохранить за ним рабочее место и оплатить время отсутствия, какие документы при этом оформить и т. д. На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Военные сборы как одна из составляющих воинской обязанности

Правовое регулирование в области воинской обязанности осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ), согласно п. 1 ст. 1 которого воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

— обязательную подготовку к военной службе;

— призыв на военную службу;

— прохождение военной службы по призыву;

— пребывание в запасе;

— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В целях подготовки граждан, пребывающих в запасе, к военной службе они могут призываться на военные сборы. Порядок призыва, порядок определения начала и окончания сборов, организации их проведения, порядок и размеры материального обеспечения граждан, права и обязанности граждан и должностных лиц организаций, связанных с проведением сборов, определяются Законом N 53-ФЗ и Положением о порядке проведения военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (далее — Положение).

Кроме этого, Президент РФ ежегодно издает указы о призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы. Так, о призыве на военные сборы в 2012 году издан Указ от 08.02.2012 N 147.

Из числа каких граждан создается запас Вооруженных Сил, говорится в ст. 52 Закона N 53-ФЗ. Он состоит из:

— уволенных с военной службы;

— успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;

— не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедших альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющих военно-учетную специальность (ст. 52 Закона N 53-ФЗ).

Граждане, пребывающие в запасе, делятся на три разряда, по которым в зависимости от воинского звания устанавливается предельный возраст пребывания в запасе. Например, женщины, пребывающие в запасе, имеющие воинские звания офицеров, пребывают в запасе до достижения возраста 50 лет, а имеющие другие звания — до 45 лет (ст. 53 Закона N 53-ФЗ).

Согласно ст. 54 Закона N 53-ФЗ военные сборы делятся на:

— учебные сборы — приписного состава, по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;

— проверочные сборы — сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

Однако не все граждане, находящиеся в запасе, призываются на сборы. Статьей 55 Закона N 53-ФЗ установлен достаточно большой перечень освобожденных от военных сборов, среди которых женщины, сотрудники ОВД, педагогические работники, граждане, имеющие трех и более детей, и др.

Порядок призыва и прохождения сборов

До того, как рассмотреть порядок призыва, отметим: ТК РФ установил, что работодатель обязан освобождать своего сотрудника от работы с сохранением за ним места работы в случаях привлечения его к исполнению государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ). Одной из государственных обязанностей как раз является призыв работника на военные сборы.

Итак, призыв граждан на сборы осуществляют военные комиссариаты. Они же прежде, чем призвать работника на учебные сборы, проводят отбор граждан (на проверочные сборы такой отбор не производится). В период отбора граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Организация медицинского освидетельствования входит в обязанности военных комиссариатов.

Обратите внимание! В силу ст. 5 Закона N 53-ФЗ мероприятия по медицинскому освидетельствованию при призыве гражданина к военной службе также относятся к государственным обязанностям, поэтому работодатель обязан соблюдать положения ст. 170 ТК РФ — освободить работника на время медицинского освидетельствования, а также других мероприятий, связанных с призывом на военные сборы.

Решение военного комиссариата о призыве гражданина оформляется приказом, после чего призывнику не позднее чем за десять дней до начала военных сборов вручается повестка по форме согласно приложению 1 к Положению. Повестка состоит из трех частей: расписка о получении, собственно повестка и извещение руководителю организации. В извещении должны быть указаны дата и время, с которой и на которое работник призывается на военную службу, или дата и время нахождения его в военном комиссариате.

Обращаем внимание, что повестка может быть направлена как непосредственно работнику, так и на адрес организации. В последнем случае руководитель (или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо (работник) организации) обязан не только оповестить работника о вызове (повестке) военного комиссариата, но и обеспечить ему возможность своевременной явки по повестке (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ). В противном случае руководитель (ответственное лицо) может быть привлечен к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ. Оповещение работника лучше осуществить путем вручения ему повестки под расписку.

Доставку граждан к месту военных сборов и обратно обеспечивает военный комиссариат.

Согласно п. 2 ст. 54 Закона N 53-ФЗ продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых данным законом предусмотрена военная служба. Продолжительность сборов не может превышать два месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. При этом пребывающие в запасе призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов (п. 3, 4 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).

Примечание. Если работник призывается для прохождения военных сборов в период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, такой отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).

В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста.

Какие дни считать началом и окончанием сборов, определено п. 5 Положения. Так, если гражданин доставляется к месту проведения сборов в день его отправки из военного комиссариата (пункт сбора), началом военных сборов считается день зачисления в списки личного состава воинской части, а если доставка к месту военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем отправки из пункта сбора, — день убытия гражданина к месту проведения сборов, указанный в его командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом.

Что касается окончания военных сборов, для гражданина, доставка которого в военный комиссариат осуществляется в день его отправки с места проведения сбора, это день исключения из списков личного состава воинской части, а для гражданина, прибытие которого в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем его отправки с места проведения сбора, — день прибытия в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении, выданном этим комиссариатом.

В соответствии с п. 26 Положения гражданину, проходившему военные сборы (медицинское освидетельствование), не позднее даты его убытия из военного комиссариата по окончании сборов выдается справка о прохождении военных сборов по форме, приведенной в приложении 2 к Положению, которая должна быть представлена по месту работы.

Гарантии и компенсации призывнику

В связи с выполнением гражданином государственной обязанности ему предоставляются следующие гарантии и компенсации:

1. Сохранение на время военных сборов (медицинского обследования и других связанных со сборами мероприятий) места работы (должности).

2. Выплаты, осуществляемые организацией по месту работы призывника, к которым относится средний его заработок, возмещение расходов на проезд к месту сборов и наем жилья, а также командировочных расходов (суточных) (п. 25, 26 Положения, ст. 6 Закона N 53-ФЗ).

Пунктом 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением его положений, является расходным обязательством государства и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее — Правила). Так, в силу пп. 5 п. 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с проездом последних к месту прохождения сборов и обратно, с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, в случае:

— прохождения медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на военные сборы;

— прохождения военных сборов;

— вызова военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с призывом на военные сборы и их прохождением.

Примечание. Порядок расчета среднего заработка работника за время нахождения на военных сборах установлен ст. 139 ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Основание для осуществления выплаты компенсации военным комиссариатом — заявление организации, выполненное на ее официальном бланке. В этом документе указываются:

— ФИО работника;

— период прохождения военных сборов;

— сведения о размере фактических расходов (сумма), в том числе среднего заработка с учетом налоговых вычетов;

Обратите внимание! Если какие-либо из расходов, по которым организацией может быть получена компенсация, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются (Письмо Минфина РФ от 27.05.2008 N 03-04-07-02/11).

— реквизиты организации, в том числе банковские реквизиты для перечисления компенсации (п. 5 Правил).

Заявление скрепляется подписью руководителя и основной печатью организации. Для подтверждения указанных в заявлении расходов к нему прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов (извещения военного комиссариата о призыве работника на военные сборы, приказа об освобождении работника от работы, выписки из табеля рабочего времени, справки о прохождении работником военных сборов).

К сожалению, Правилами не установлен срок возмещения военкоматами понесенных организацией расходов. Ранее он составлял один месяц.

Кроме того, что работодатель гарантирует сохранение места работы и среднего заработка работнику, на период военных сборов ему еще осуществляют выплаты соответствующие воинские части (федеральные бюджетные учреждения) федеральных органов исполнительной власти по месту прохождения сборов. Согласно п. 25, 26 Положения и п. 2, 3 ст. 6 Закона N 53-ФЗ это выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию, а также выплаты за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими условиями коэффициентов (в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки в размерах, установленных для граждан, проживающих и работающих в данных областях.

Также во время прохождения сборов призывники обеспечиваются продовольствием и имуществом (пп. «а» и «б» п. 24 Положения).

Оформляем документы

А теперь рассмотрим, какие документы работодатель должен оформить, если его работника призвали на военные сборы. Чтобы освободить его от работы, руководитель издает в произвольной форме приказ. Основанием для этого является извещение военного комиссариата. В приказе сообщается, что работник в соответствии со ст. 170 ТК РФ освобождается от работы для исполнения государственных обязанностей (с указанием срока) с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка. Как обычно, работника нужно ознакомить с приказом под роспись. Кроме этого, если на время отсутствия данного работника требуется его замена, в зависимости от того, каким способом она будет произведена, также следует оформить соответствующие документы. Замена может осуществляться с привлечением как другого работника организации, так и стороннего специалиста.

Работник организации может быть привлечен для замещения отсутствующего сотрудника путем совмещения профессий (должностей) в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В данном случае с согласия работника следует оформить с ним соглашение, указав в нем срок выполнения дополнительной работы, ее содержания, размер доплаты за совмещение. Можно оформить и внутреннее совместительство (ст. 60.1 ТК РФ) — тогда с работником заключается новый трудовой договор о работе по совместительству. Напомним, что если совмещение профессий (должностей) осуществляется в основное рабочее время работника, то работа по совместительству осуществляется в свободное от основной работы время и не может превышать четырех часов в день (ст. 284 ТК РФ).

Если работодатель решил взять работника со стороны, он должен заключить с ним срочный трудовой договор «на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы» (ст. 57, 59 ТК РФ). На основании такого договора издается приказ о приеме на работу.

Отсутствие работника необходимо отражать буквенным кодом «Г» (выполнение государственных обязанностей) в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, применяемом государственными (муниципальными) учреждениями, по форме 0504421, утвержденной Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н, или по форме 0301008 (Т-13).

Что касается личной карточки работника, требований о внесении в нее сведений о прохождении военных сборов нет. Но предусмотрено внесение во второй раздел сведений о воинском учете на основании военного билета или удостоверения.

И наконец, одним из наиболее важных документов, которые должны быть в организации, является справка о прохождении военных сборов, которая предоставляется работником по возращении со сборов. Поскольку данный документ нужен для возмещения затрат работодателя за период отсутствия работника, важно правильное заполнение. Приведем образец справки, утвержденный Положением.

Угловой штамп

Военного комиссариата

о прохождении военного сбора

Выдана гражданину Солдатову Ивану Борисовичу

──────────────────────────────────────────────────

(фамилия, имя, отчество)

_________________________________________________________________________

── ── ────────── ──

── ──────── ── ──────────────────────────

(наименование воинской части

606020, Нижегородская область, Дзержинский район, ПГТ Игумного, д. 12а

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

и ее юридический адрес)

Военный комиссар военного комиссариата Московского района г. Н. Новгорода

────────────────────────────────────────────────────────

(наименование военного комиссариата)

полковник Соколов П. Соколов

───────────────── ─────────────── ──────────────────────────────────

(воинское звание) (подпись) (инициал имени, фамилия

военного комиссара)

Период прохождения сборов при подсчете стажа

В заключение рассмотрим, как учитывается период прохождения военных сборов в стаже.

1. Страховой стаж для назначения пенсии. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы. Период нахождения работника на военных сборах учитывается в форме «Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж» (СЗВ-СП), утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. В данном случае вид деятельности обозначается кодом «служба».

2. Стаж для расчета пособий по временной нетрудоспособности. Согласно п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91, в этот стаж входит период работы по трудовому договору. Поскольку на время военных сборов трудовой договор не расторгается, данный период засчитывается в стаж для расчета пособий по временной нетрудоспособности.

3. Стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. В силу ст. 121 ТК РФ в такой стаж включается, в частности, время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность). Таким образом, период прохождения военных сборов включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

4. Непрерывный трудовой стаж. Напомним, что непрерывный стаж в настоящее время применяется для получения работниками отдельных категорий определенных гарантий и компенсаций. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» периоды призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не только входят в трудовой стаж, но и не прерывают его.

Работники-мужчины соответствующего возраста могут быть призваны в армию или на военные сборы. В статье рассмотрим, как отразится на работодателе обязанность исполнения сотрудниками названных видов воинской повинности.

Военная обязанность

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», далее - Закон о воинской обязанности):

  • воинский учет;
  • подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов.

Прохождение военных сборов и службы в армии - государственная обязанность

В случае вызова сотрудника на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности, на период таких мероприятий работодатель обязан освободить его от исполнения трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Если работодатель не оповестит работника о вызове по повестке военного комиссариата или не обеспечит ему возможность своевременной явки по вызову военного комиссариата, на работодателя будет наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Для работника уклонение от службы в армии и вовсе уголовно наказуемое деяние (ст. 328 УК РФ).

Ниже рассмотрим, каковы обязанности работодателя в случае призыва сотрудника на службу или на военные сборы.

Призывы на службу

Кого могут призвать. Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона о воинской обязанности).

Исключение сделано для лиц, которые освобождены от исполнения воинской обязанности либо которым предоставлена отсрочка (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности). Категорию годности работника к военной службе и наличие отсрочки можно узнать из документов воинского учета.

Сроки призыва. Призыв на военную службу осуществляется два раза в год на основании указов Президента РФ (п. 1 ст. 25 Закона о воинской обязанности):

  • с 1 апреля по 15 июля;
  • с 1 октября по 31 декабря.

Пришла повестка

Обычная служба. На все мероприятия, связанные с призывом, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 Закона о воинской обязанности).

Призыв на военную службу включает (п. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности):

  • явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явку для отправки к месту прохождения военной службы.

Альтернативная служба. Аналогичный порядок вызова призывников действует при направлении граждан на альтернативную гражданскую службу (п. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», далее - Закон об альтернативной службе).

Сохранение места работы и среднего заработка. На время участия сотрудника в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности (постановка на воинский учет, прохождение медкомиссии, явка на заседание призывной комиссии) работодатель должен освободить его от исполнения трудовых обязанностей.

Унифицированная форма табеля учета рабочего времени № Т-12или Т-13 утвержденапостановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1

За указанными работниками сохраняется место работы, им выплачивается средний заработок (ст. 170ТК РФ, п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности).

Табель учета рабочего времени. В табеле работодатель проставит буквенный код Г или цифровой код 23.

К сведению

С 2013 года индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают фиксированные страховые взносы за период, приходящийся на время прохождения военной службы (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ«О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»)

Увольнение призывника

Повестка из военкомата. Повестка о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы или предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы является для работодателя основанием для увольнения призывника (п. 16Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, и пункт 2 статьи 14 Закона об альтернативной службе).

Реквизиты одного из указанных документов будут фигурировать в графе «основание (документ, номер, дата)» приказа об увольнении по форме № Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (далее - постановление № 1).

Приказ об увольнении. На основании повестки из военкомата работодатель издает приказ о прекращении трудового договора по форме № Т-8 (или № Т-8а), с которым призывник должен быть ознакомлен под роспись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Поскольку трудовое законодательство не установило какого-то конкретного срока для увольнения в связи с призывом, дата прекращения трудового договора в данном случае может быть определена по соглашению сторон или по заявлению работника.

Фрагмент заполнения приказа приведен на с. 111 (образец 1).

Образец 1. Приказ о прекращении трудового договора с работником в связи с призывом на военную службу (форма № Т-8) (фрагмент).


Запись в трудовой книжке. На основании приказа в трудовую книжку работника работодатель вносит одну из следующих записей (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ):

  • при призыве работника на военную службу - «Трудовой договор прекращен в связи с призывом на военную службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • при направлении работника на альтернативную гражданскую службу - «Трудовой договор прекращен в связи с призывом на альтернативную гражданскую службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации».

Личная карточка. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник должен расписаться в следующих документах (п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225):

  • в личной карточке (форма № Т-2);
  • книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Выплаты в день увольнения. В день увольнения работнику выплачиваются все причитающиеся суммы: зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 140 и ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Как учитывать время службы в армии

Время прохождения работником службы в армии (по призыву):

- не включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (поскольку сотрудник был уволен из организации);

- включается в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для пенсий. Период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж, если ему предшествовали или за ними следовали периоды работы, независимо от их продолжительности (подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и п. 2.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91).

Призыв на сборы

Кого могут призвать. Призвать на военные сборы могут граждан, пребывающих в запасе (п. 1 ст. 54 Закона о воинской обязанности).

Возраст, после которого снимают с воинского учета, зависит от воинского звания и пола гражданина (п. 1и 2 ст. 53 Закона о воинской обязанности).

Прохождение военных сборов является государственной обязанностью, поэтому, как и в ситуации призыва на службу в армию, работодатель должен освободить сотрудника от работы на время сборов (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Сроки призыва. Призыв на военные сборы граждан, пребывающих в запасе, возможен не чаще одного раза в три года (лиц, находящихся в резерве, призывают чаще).

Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев, а их общая продолжительность за время пребывания гражданина в запасе не должна быть более 12 месяцев (п. 3 и 4 ст. 54 Закона о воинской обязанности).

Пришла повестка

Повестка из военкомата с извещением работодателя. Гражданину, отобранному для прохождения сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручается повестка.

Составной частью повестки является извещение руководителю организации о том, что его работник будет находиться на сборах определенное количество времени (в этот период войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время, проведенное в пути до места сбора и обратно) (приложение № 1 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, далее - Положение о военных сборах).

Извещение подшивают к личному делу сотрудника.

При необходимости в приказе можно решить вопрос о возложении обязанностей этого работника на другого сотрудника (конечно, при предварительном согласии последнего) (ст. 60.2 и 151 ТК РФ)

Приказ об освобождении от работы. На основании полученного извещения нужно издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

В приказе нужно отразить, что период нахождения на военных сборах (напомним, он указывается в справке военного комиссариата) будет оплачен работнику исходя из его среднего заработка (ст. 170ТК РФ, п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности и подп. «б» п. 25 Положения о военных сборах). Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России (ст. 170 ТК РФ). Приказ об отбытии сотрудника на военные сборы приведен на с. 114 (образец 2 ниже).

Как учитывать время прохождения военных сборов

Время прохождения работником военных сборов включается:

- в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ);

- в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для пенсий (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), если за этот период уплачивались взносы на пенсионное страхование;

- в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и подп. «а» п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91).

Образец 2. Приказ об отбытии сотрудника на военные сборы


Табель учета рабочего времени. Время нахождения работника на военных сборах отражают в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 или Т-13 буквенным кодом Г или цифровым кодом 23.

Формы № Т-12 и Т-13утверждены постановлением № 1

Запись в трудовой книжке. В трудовой книжке сотрудника запись о призыве на военные сборы делать не нужно (ст. 66 ТК РФ), поскольку на время исполнения государственных обязанностей работник освобождается от работы с сохранением за ним места работы (должности) (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Если вызов в военкомат совпал с отпуском работника

Если время явки в военкомат или нахождение на военных сборах совпали с ежегодным отпуском сотрудника, то отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок с учетом пожелания работника (абз. 3 ч. 1 ст. 124 ТК РФ). Процедура переноса отпуска следующая:

  • работник пишет заявление с просьбой о переносе отпуска;
  • работодатель издает приказ о переносе отпуска, который объявляется сотруднику под роспись;
  • в график отпусков вносятся соответствующие изменения;
  • производится перерасчет отпускных выплат.

Фрагмент приказа приведен ниже (образец 3).

Образец 3. Приказ о переносе части ежегодного оплачиваемого отпуска (фрагмент)


Компенсируемые выплаты

Какие расходы можно возместить. Возмещению подлежат следующие расходы:

  • средний заработок, выплачиваемый за время участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности (с учетом начислений в фонды);
  • расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно;
  • командировочные расходы.

Это следует из пункта 2 статьи 5 Закона о воинской обязанности и подпункта 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила компенсации расходов).

Средний заработок рассчитывают по правилам, указанным в статье 139 ТК РФ и Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. При этом учитывают время пребывания гражданина в военкомате, на медкомиссии либо на военных сборах.

Порядок возмещения расходов. Расходы, понесенные работодателем, возмещаются из средств бюджета, выделенных на эти цели Минобороны и ФСБ России (п. 3 Правил компенсации расходов).

Для выплаты компенсации в военкомат следует представить (п. 5 Правил компенсации расходов):

  • копии документов о фактически произведенных расходах;
  • письмо с указанием возмещаемого заработка и банковских реквизитов фирмы. Данное письмо оформляют на фирменном бланке организации, скрепляют подписью руководителя (заместителя) и печатью. Письмо о возмещении среднего заработка приведено на с. 117 (образец 4 ниже).

Налоги и взносы

Сумму среднего заработка, сохраняемого за работником на время исполнения воинской обязанности, организация-работодатель:

  • учитывает в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ). В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают во внереализационных доходах (письма Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170 и от 21.07.2010 № 03-03-06/1/473);
  • облагает НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 и ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование (п. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона № 212-ФЗ, письма ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/325 и от 13.04.2011 № 14-03-11/08-3338);
  • страховыми взносами на случай травматизма (ст. 20.1 и ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Образец 4. Письмо о возмещении среднего заработка, выплаченного работнику за время нахождения на военных сборах

Страховые взносы, начисленные на средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, отражают в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170).

Бухгалтерский учет

Затраты за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности возмещаются работодателем из бюджета. Поэтому при оплате среднего заработка возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Начисленные выплаты отражают по дебету счета 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»: Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете и не пребывающий в запасе



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ