Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Афанасий Афанасьевич Фет

Федор Иванович Тютчев .


Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).


Тема природы - сквозная у Фета. О чем бы он ни писал - о любви к женщине или о тоске по родине, о назначении поэта или смысле человеческого бытия, природа присутствует в его произведениях. Она не фон, на котором разворачивается лирический сюжет, она смысл и содержание текста. Исследователи давно заметили, что Фет чаще всего пытается передать моменты, мгновения перехода природы из одного состояния в другое. Из его стихотворений можно составить композицию, рассказывающую о всех временах года, о всех временах суток, о звуках и запахах, которые живут в окружающем его мире...


  • Многие произведения Фета рисуют картины ночного пейзажа, точнее, передают чувства, мысли, пробуждаемые им в душе поэта. Сам он признается в своих стихах: «Ночью как-то вольнее дышать мне, как-то просторней». Или: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый образ пугливо-немой дольше трепещет во мгле». А в одном из стихотворений поэт признается в любви ночи:

Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь! Опять и опять я люблю тебя, Тихая, теплая, Серебром окаймленная !

  • Такие особенности лирики Фета, как сложность, многозначность, глубина чувства, которое трудно определить словом, а можно только, по выражению Б. Я. Бухштаба, «навеять на душу читателя», яркое выражение нашли в так называемой «ночной» поэзии.


Тема любви

Певцом русской женщины называл себя Фет. Тема любви в его творчестве - одна из главных. Долгое время говорили о единственной возлюбленной поэта - Марии Лазич. Действительно, эта женщина стала трагической героиней его поэзии на долгие годы. История их отношений имеет печальный конец, который романтическим ореолом овеял события реальной жизни. Однако у поэзии Фета есть и другие адресаты. Поэт утверждал, что это чувство любви «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить». Любовь - это тот волшебный кристалл, сквозь который поэт смотрит на мир. Этот божественный дар любить дан ему свыше, он делает его поэтом. Что такое любовь? Какой она может быть? Если вообще существуют ответы на эти вопросы, то Фет в своем творчестве ближе к истине, чем кто-либо другой.


Федор Иванович Тютчев

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу. Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...


  • Любовь в лирике Тютчева - это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл» Тютчева, который посвящен Е. А. Денисьевой, многолетней возлюбленной поэта, умершей от чахотки. Помимо этой потери, Тютчева подстерегало в жизни еще очень много утрат и потрясений. Поиски нравственной опоры в конце концов привели Тютчева к осмыслению жизни с христианской точки зрения.


Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт-философ благодаря космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна, Космос и Хаос. Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определенными состояниями человеческой души. Для Тютчева поэзия была прежде всего средством самовыражения, общение с читателем имело гораздо меньшее значение. У Тютчева поэзия выражает собой поиск истины в самых разных ее проявлениях.


  • Тютчева можно назвать «ночным поэтом», потому что именно ночью у поэта открывается внутреннее зрение, и он прозревает стихию хаоса, наполненного катастрофами. Голос ночного хаоса не совсем понятен человеку, но тем не менее глубоко родствен его смятенной душе .

  • Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы . Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
  • Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
  • Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)

Тютчев

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки


Домашнее задание

Сопоставительный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…»

Задания для сопоставительного анализа

  • Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
  • О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
  • Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
  • Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

Особенности поэтического мира Тютчев Фет. Бытие воспринимает как катастрофу Поэт-философ, поэт-психолог Последний русский романтик Природа – живой, одухотворённый, многоликий мир Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы Для стихов характерна богатая метафоричность В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту. Поэт «чистого искусства» В историю поэзии вошёл как пейзажист Природа – прекрасное живое существо Человек – частица природы, существо, равноправное ей Любил изображать «переходные состояния» природы Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом Фет – мастер композиции, использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.

Слайд 10 из презентации «Тютчев и Фет» . Размер архива с презентацией 92 КБ.

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Акмулла» - Страшней медведя – шатуна незнанье- Усилим, братья, к знанию влеченье. В одну из 12 волостей племени мин, а именно в Кульиль-Минскую входила деревня Туксанбаево, где родился Акмулла. И не только башкирскую. «Башкиры мои, надо учиться!» Башкиры, всем нам нужно просвещенье! Псевдоним, настоящее фамилия, имя, отчество Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович. Макет подставки для книг, сделанная Акмуллой.

«Толстой Юность» - Меняется ли на протяжении повести Дмитрий Нехлюдов? В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Вопрос: 5. Объясните, как вы понимаете значение слов «самопознание» и «самовоспитание?». Почему Николай Иртеньев называет семью Нехлюдова «логической семьёй»? Из биографии писателя. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Юность». Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

«Пушкин и свобода» - Промчись поверх невольных вод. «Кто, волны, вас остановил». Что значит выражение «минута вольности святой»? «К Чаадаеву». Ода «Вольность» Сказки («Ура! Что значит выражение «звезда пленительного счастья»? 4 строфа. Почему 2 часть начинается с противительного союза? 2. Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот! Как меняется интонация? Какие обращения использует?

«Евгений Онегин роман» - Ужель Евгений? Евгений Онегин – никакой не «лишний», а просто человек. Таблица 2 Таблица 3. Ход исследования. Результаты работы Таблица. Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя. Результаты работы. Основной принцип в изображении меняющегося героя – принцип «противоречия». Выводы.

«Лицейская жизнь Пушкина» - Табель Пушкина Александра. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Рука в руку! Пущин Иван. Горчаков Александр Прозвище Франт. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. И вас багрила кровь и пламень пожирал! Сын директора лицея. Жилая комната. Редактор лицейских журналов, музыкант. Малиновский Иван Прозвище Казак. А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный… Пушкин Александр Прозвища Француз, Егоза. Учебный класс. Образовалась товарищеская семья.

«Сочинение по портретам Пушкина» - Какими синонимами можно заменить слово художник? Сравнивать необходимо параллельно. Слева темнеют (зеленые) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Виртуальная экскурсия. Прежде всего поражают грачи, которые деловито обсели верхушки деревьев. Каким поэта представляет О. Кипренский, а каким В. Тропинин? От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени. А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Слева темнеют (…) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Обществознание. О. Кипренский В. Тропинин.

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство поэта в создании фонетических

И живописных образов, сочетание звукописи

С неожиданной палитрой красок, цветных образов

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа

Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

Стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

6. В 1867-1877 годах. Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные

Записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма « »;

Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

Лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

1.Биография А.А.Фета

Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Насыщенная конкретными приметами лирика природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: "Вечерние огни". Многие стихи положены на музыку.

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать - Каролина Шарлотта Фет, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. "Благословение" на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: "Это несомненное дарование". Первый сборник стихотворений Фета "Лирический пантеон" вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях.

С 1842 Фет начал систематически помещать стихи в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». Талант его был замечен и оценен Белинским.

С 1845 -1853, Фет, находился на военной службе в Кирасирском орденском полку, жил в маленьких городках и деревнях Херсонской губернии, в которой был расквартирован полк. Оторванность от культурных центров, бедность, падение интереса к поэзии в журналах того времени почти лишили Фета возможности печататься. Сборник стихов, разрешенный цензурой в 1847, Фету удалось издать лишь в 1850.

В 1853 Афанасий Афанасьевич был переведен в гвардейский лейб-уланский полк, расквартированный близ Петербурга. Он близко сходится с Тургеневым, входит в круг сотрудников журнала «Современник».

С 1854 он начинает постоянно печататься в этом журнале, а затем и в других поэт испытывает большой творческий подъем.

В 1856 выходит собрание его стихотворений, встреченное сочувственными статьями. Улучшается материальное положение Фета, чему способствует и женитьба на сестре критика В.П. Боткина.

В 1857, Афанасий Афанасьевич пытается стать профессиональным литератором. Это ему не удается. Новая эпоха все настойчивее требует от писателя ясного определения его позиций, эстетических и общественно-политических. Фет, всегда тяготевший к идеям «чистого искусства», активно примкнул к этому направлению; прежде аполитичный, он теперь сомкнулся с лагерем политической реакции. Участие не только в демократических, но и в либеральных изданиях стало невозможным, реакционеров же поэзия Фета отталкивала новаторством, нетрадиционностью.

В 1858 Фет, вышедший в отставку.

В 1860 покупает землю в Мценском уезде Орловской губернии, переселяется в деревню, становится помещиком, уходит из литературной жизни, почти перестает печататься и мало пишет. После итогового собрания стихотворений (1863) Афанасий Афанасьевич двадцать лет не выпускает никаких книг.

Возрождение в 80-е гг. среди части интеллигенции интереса к «чистому искусству» вновь привлекает внимание к поэзии Фета.

В 1883 он издает новый сборник стихотворений «Вечерние огни» , а затем, с промежутками в два-три года, выпускает еще три сборника под тем же заглавием. Достигнув материальной обеспеченности, он перестает заниматься хозяйством, переезжает в Москву, интенсивно занимается переводами, главным образом римских поэтов, пишет мемуары.

В наследии Фета А.А. небольшие поэмы, рассказы, очерки и статьи не имеют существенного значения. Талант его чисто лирический. Большой художественной силой обладают его стихи о природе. Они и в наши дни вызывают восхищение «свежестью, непосредственностью и остротой восприятия природы» (С. Я. Маршак).

Пейзажи поэта отличаются точностью, четкостью, детальностью и богатством наблюдений. В этом сказалось общее движение русской литературы к реализму; пейзажи Фета близки тургеневским. Афанасий Афанасьевич любит описывать приметы сезонов, переходных периодов в жизни природы, точно определимых времен суток, той или иной погоды и т. п. В то же время он изображает внешний мир в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания природы оно, прежде всего, служит средством выражения лирического чувства. Природа у поэта очеловечена, как ни у одного из его предшественников. Фет как бы превращает мир в одно целое, объединенное настроением поэта. Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, «где воздух, степь и думы заодно», где «в воздухе за песнью соловьиной разносится тревога и любовь».

Если природа в его стихах рисуется выразительными деталями, а цельность картине придает общее настроение стихотворения, то в изображении чувства Фет увлекает фиксация деталей, тонких оттенков переживаний, неясных, неопределенных эмоций. Чувство у поэта обычно раскрывается не в обобщенном виде, не как результат более или менее длительных переживаний, единство и смысл которых осознаны; Фет фиксирует сами эти отдельные переживания, отдельные нюансы, отдельные моменты психического процесса - не прочные чувства, не чувства в их развитии, а беглые настроения.

Современников поражала манера Афанасия Афанасьевича говорить не о чувствах, «созревших до совершенной полноты и ясности», но «подмечать задатки зарождающихся чувств, тревоги получувств» (Ап. Григорьев). Зыбкость этих «получувств» подчеркивается характерной, с ранних стихов идущей противоречивостью («Улыбка томительной скуки», «Ты втайне поняла души смешную муку» и т. п.).

В лирике Фета А.А. мы не находим психологических портретов, индивидуальных характеристик, образа любимой женщины, наконец, образа самого поэта, «лирического героя» стихотворений. Фет тонко раскрывает переживания людей, но не характеры людей. И переживания эти как бы абстрагированы от тех конкретных жизненных, социальных условий, в которых они протекают, и от которых они зависят. Однако самое «уменье ловить неуловимое, давать образ и названье тому, что до него было не чем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (Дружинин), чрезвычайно обогатило русскую лирику новыми возможностями познания и изображения чувства. Изображение неясных и противоречивых чувств, несомненно, перекликалось с психологическими достижениями русской реалистической прозы. Но эстетика Фета А.А. в своей основе романтическая. По воззрениям Фета, поэзии наиболее близки такие душевные состояния, которые наиболее далеки от рассудочной стороны человеческой души, которые невыразимы точным, прозаическим словом, но могут быть «навеяны на душу» поэтическим словом - метафорическим, широко использующим ассоциации и эмоциональные ореолы слова, говорящим душе самими звуками речи: «что не выскажешь словами - звуком на душу навей».

Роль звука у Фета исключительно велика. Для его поэзии характерны особая ощутимость подбора звуков, определенность и богатство мелодии стиха, редкая гармония стиховых и синтаксических членений, разнообразие соотношений ритма и синтаксиса, развитие темы стихотворения как музыкальной темы - посредством разнообразных словесных повторов, сложных переплетений повторяющихся мотивов, необычайного разнообразия ритмики и строфики. Фет как будто хочет для каждого нового стихотворения найти свой индивидуальный ритмический рисунок, свой особый музыкальный лад. Он создает новые строфы, новые ритмы, пробует различные формы «свободного стиха».

В области ритмики Фет вместе с Тютчевым - самый смелый экспериментатор в русской поэзии XIX в., прокладывающий путь достижениям XX в.

В истории русской поэзии Фет Афанасий Афанасьевич - ярчайший представитель «мелодической линии», ведущей от Жуковского к Блоку.

Фет- поэт редкой эмоциональности, силы чувства, при этом чувства преимущественно жизнерадостного. Основное настроение поэзии Фета- настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами - вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Поздние стихи его окрашены философской мыслью, носят на себе следы влияния идеалистической философии Шопенгауэра, которую поэт считал «откровением, возможным человеческим ответом на те умственные вопросы, которые сами собою возникают в душе каждого».

В стихах 60-90-х гг. нашли выражение мысли о стихийной, органической мудрости природы, о ее «бессознательной силе», о грустной пошлости обыденной жизни и выходе из нее в мир красоты, об умиротворяющей власти прекрасного, о его несвязанности с житейскими стремлениями, о бедности человеческого познания и обычного, «прозаического», слова, о богатстве искусства, превращающего мгновенное в вечное, и о бедности искусства в сравнении с естественной красотой мира.

Природа в поздних стихах поэта уже не столько отвечает настроению лирика, сколько предстает «всемогущей» и «бессознательною силой», перед которой человек со своими горестями и счастьем ничтожен, но которая целительна для измученной человеческой души.

Поэзия Фета тяготеет к субъективности. Его определения часто характеризуют не столько предметы, сколько те ассоциации, которые вызываются этими предметами в сознании поэта. Современников, постоянно упрекавших поэта в «непонятности», поражали такие его эпитеты, как звонкий сад, тающая скрипка, румяная скромность, мертвые грезы, благовонные речи... При таком словоупотреблении стушевывается основное значение слова, а на первый план выступает его эмоциональная окраска. Эпитет уже не столько характеризует предмет, сколько выражает настроение поэта. Стирается грань между внешним миром и душевной жизнью, теряется граница между прямым и переносным значением слова. Так, скажем, в стихотворении «Прости! во мгле воспоминанья...» тепло камина нераздельно с душевным теплом воспоминания о вечере у этого камина. Душевное тепло вызывает контрастные образы метелей и вьюги. Но хотя эта вьюга в душе, она студит и заносит снегом: «Застывший, вьюгой убеленный, стучусь у сердца твоего». Подобные стихотворения ясно показывают, насколько связана с поэзией Фета. блоковская поэзия.

Навсегда вошли в золотой фонд русской поэзии многие стихотворения А.А.Фета, поражающие эмоциональностью, светлым тоном, своеобразной передачей душевной жизни, тонким чувством русской природы, красотой ритмов, звучаний и мелодий.

Умер А. Фет 21 ноября (3 декабря н.с.) 1892 в Москве.

2.Биография Ф.И.Тютчева

Тютчев Фёдор Иванович - русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Отец - Иван Николаевич Тютчев служил смотрителем в «экспедиции Кремлёвского строения». Мать - Екатерина Львовна Толстая. Детство поэта прошло в Овстуге, юношеские годы в Москве. Воспитанием и обучением Тютчева занимался молодой поэт-переводчик С. E. Раич. Он обучал Федора Ивановича латыни и древнеримской поэзии, поощрял первый стихотворный опыт Тютчева.

В ноябре 1814 года написал стих «Любезному папеньке!». Это первое из дошедших до нас стихотворений поэта.

С 1817 года Ф.И. Тютчев начал посещать лекции, в качестве вольнослушателя, на Словесном отделении в Московском университете. А в 1819 году был зачислен в студенты этого университета. В 1821 году окончил университет со степенью кандидата словесных наук.

В начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне. Тютчев женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей.С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

Признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, после публикации его стихотворений в пушкинском "Современнике".

В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине.

27 августа 1838 года скончалась жена Тютчева. Её смерть стала большой утратой для поэта.

17 июля 1839 году Ф.И. Тютчев вступил в брак с Эрнестиной Дёрнберг, урожденной баронессой Пфеффель. Из-за самовольного отъезда в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг, Тютчев был исключен из числа чиновников Министерства. Он подал в отставку и поселился в Мюнхене.

В 1844 году переехал с семьей в Россию, а через полгода Федор Иванович Тютчев вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел. В мае 1847 года у Тютчевых рождается сын Иван.

В 1848 - 1849 годах под впечатлениями от событий политической жизни, Тютчев создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др. В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой, его любовнице и ровеснице его дочери.

17 апреля 1858 года Федор Иванович Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В этот период поэзия Тютчева была подчинена государственным интересам. Он создает много "публицистических статей в стихах": "Гус на костре", "Славянам", "Современное", "Ватиканская годовщина".

В 1860 году Тютчев вместе с Денисьевой много путешествуют по Европе. У них рождается сын Федор.

В 1861 году в свет выходит сборник стихотворений на немецком языке.

С 1864 года Тютчев теряет близких ему людей: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

30 августа 1865 года Ф.И. Тютчев был произведен в тайные советники. Таким образом он достиг третьей, а фактически даже второй степени в государственной иерархии.

В марте 1868 года печатается второе издание стихотворений Тютчева. Последние годы жизни поэта были также омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе скончался Федор Иванович Тютчев.

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева – это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.

Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы…». Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног
Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест…

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение. Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.

Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное». Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры…» сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины…

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:

Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами,
Как над этим дольным чадом,
В горнем выспреннем пределе
Звезды чистые горели,
Отвечая смертным взглядам
Непорочными лучами…

Одна из основных тем лирики природы Тютчева – тема ночи. Многие стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла из мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами
Вот отчего нам ночь страшна!

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь его струи
По листьям весело звучали…

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

3.Сравнительная характеристика поэтов

Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается.

Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет - совсем другой.

Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, - истина эта разная. У Фета ночь сияет:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается:

Лишь жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи...

Истина Фета - с крыльями, у нее есть свет... А вот у Тютчева день - это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь -момент соединения человека с миром: "сердце цветет" ночью. Ночь и день для Фета едины.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит...

В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его- как "свет звезды". Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. "А счастье где? Не здесь...", и все-таки- "за ним, за ним". В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье.

У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно - ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении "Тени сизые смесились":

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан). Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами. Например, в стихотворении "Фонтан" поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения.

Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении "бегут и будят сонный брег", "гласят во все концы", а зима "злится", "хлопочет", "ворчит".

Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря...

Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения "милого лица" и изменения в природе - такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания:

Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей печаль....

При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета - при всей дерзости его метафор - перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе.


Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттенков и переливов. Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но в то же время можно отметить и различие в подходе к изображению мира, Вселенной, человека.

4. Список использованной литературы

Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву. Ф.И.Тютчев – лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта – антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля – блистающему грозой небу, свет – тени. Тютчев не ограничивал себя в описании природы. В его стихотворениях мы видим и утро в горах, и ночное море, и летний вечер. Тютчев старается запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое. К примеру, в стихотворении «Тени сизые смесились…» мы можем увидеть, как наступает ночь, поэт постепенно описывает нам сначала то, как сгущаются сумерки, а после – наступление ночи. Изобилие глаголов и бессоюзных конструкций помогают Ф.И.Тютчеву сделать стихотворения динамичными. Поэт относится к природе, как к живому существу, поэтому в своих стихотворениях одухотворяет ее: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык….». Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской ли¬тературы. И это не удивительно — Афанасий Афанасьевич Фет был нова¬тором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, «фетовский почерк»; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не зако¬вывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очелове¬чена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Этих великий поэтов Золотого века объединяет, прежде всего, патриотизм и огромная любовь к России. Их поэзия – это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, волновавших их. Тютчева и Фета объединяют вечные темы: природа, любовь, красота. Наиболее ярко в творчестве Тютчева изображена природа. С самого детства живут в памяти сказочные строки: «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит… Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…» Фет - один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю “невестою-царицей”. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда: «Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…» Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь - радость, восторг, “весна в груди”. В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано ки самим. Наиболее трогательным является “Денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева - “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич — девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику. В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души - любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ