Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Любая женщина может начать, сама о том не подозревая, выстраивать отношения с крайне агрессивным мужчиной, который является склонным к рукоприкладству и даже насилию. Дело в том, что истинный характер мужчины становится понятным женщине лишь после длительного периода встреч, а во многих случаях только после того, как с ним завязались серьезные отношения. Однако в любом из случаев всегда лучше заранее предугадать возможное поведение своего избранника, пока отношения не перешли определенную грань. Существует ряд признаков, по которым можно на ранних стадиях знакомства или отношений с мужчиной распознать в его личности агрессивные черты и склонность к насилию.

Женщины должны изучить такие признаки как можно более тщательней, чтобы иметь возможность уберечь себя, а также свою семью.

Первым тревожным "звоночком", свидетельствующим о возможной склонности мужчины к насилию, являются его увлекательные рассказы о многочисленных драках с его непосредственным участием. Мужчина может говорить вам о том, как часто в детстве ему приходилось ходить битым. Возможно, он поведает вам о том, что родители нередко наказывали его ремнем, либо он сам часто становился активным инициатором драк и прочих разборок. По статистике, около тридцати процентов детей, к которым их родители применяли в основном физические виды наказаний, в последующем во взрослой жизни превращаются в заядлых драчунов. При этом им не свойственно за собой ощущать чувство вины.

Многие из таких людей вообще перекладывают всю вину и ответственность на тех, к которым они применяют физическое насилие. Есть, конечно малый процент мужчин, которые осознали необходимость исправления своего поведения. Однако исправиться в этом отношении самостоятельно бывает крайне сложно. Без помощи специалиста здесь вряд ли можно обойтись. В большинстве случаев склонность к физическому насилию является неизлечимой. Поэтому лучше не начинать отношения с таким человеком вовсе, чем тратить время на попытки его исправления.

Вторым признаком склонности к агрессии выступает такой момент в поведении мужчины, когда он начинает швырять и разбивать имеющиеся поблизости предметы. Если мужчина, пребывая в состоянии гнева либо аффекта, начинает разбрасывать, кидать, швырять или бить окружающие предметы, то это означает, что у него отсутствует способность к самоконтролю. Такой человек не может держать при себе чувства и негативные эмоции. Это чревато тем, что в один момент в порыве ярости он вместо предметов и вещей перекинется и на людей. При этом ему не важно будет, кто именно из людей будет находиться у него под рукой. Признаком агрессии в мужчине могут служить явные угрозы о возможности применить насилие. Если кто-то из людей начал вам открыто угрожать, то никогда не следует спускать это на самотек.

Обязательно нужно хорошенько задуматься. Ведь подобным образом агрессивные личности начинают шантажировать людей, которые выступают для них в качестве жертвы. Лишив жертву самоуважения, агрессивный человек начинает контролировать ситуацию и диктовать свои условия. При этом ожидать прекращения угроз по доброй воле агрессивного мужчины не стоит. В большинстве случаев угрозы лишь предвещают непосредственное физическое насилие. Признаком склонности к последнему может служить постоянный контроль и изоляция. Если мужчина постоянно старается проконтролировать связи, поведение и вообще жизнь женщины, то это верный признак наличия в мужчине агрессивных качеств. Контроль может выражаться в том, что мужчина не позволяет женщине общаться с ее друзьями, не отпускает ее одну на улицу и всячески стремится отгородить ее от остального общества. Как правило, в начале отношений с женщиной агрессивный мужчина старается уделить ей максимум времени. Постепенно он разными доводами старается уговорить ее бросить работу или прекратить учебу, чтобы женщина всегда могла сидеть с ним дома. Позже мужчина обязательно возьмет под контроль все разходы женщины. При этом он часто будет задавать вопросы, на что именно женщина потратила деньги. Все это нередко сопровождается проверкой сообщений и звонков на телефоне женщины или в электронной почте. Многие женщины такой контроль объясняют чувством ревности, сидящим в мужчине.

Однако под ревностью скрываются более глубокие корни, ничего общего с ней не имеющие. И как раз эти корни служат проявлением возможного по началу и фактического в дальнейшем насилия. Конечно, если мужчина просто ревнует любимую женщину, то это не может во всех случаях означать его склонность к рукоприкладству. Основательно задуматься нужно тогда, если мужчина начинает демонстрировать ревность без причины. Это может выражаться в постоянном интересе мужчины, где и с кем находится женщина.

При этом приступы ярости в таком мужчине могут возникать даже тогда, когда женщина просто поздоровалась с кем-то из знакомых мужчин. Уже за ревностью и прочими недобрыми проявлениями, как правило, агрессивный мужчина переходит на оскорбления. Грубость, резкие замечания и явные оскорбления также относятся к признакам склонности к насилию. Даже тогда, когда мужчина произносит свои замечания или упреки в шутку, необходимо хорошенько задуматься и насторожиться. По своей сути, оскорбления предвещают или даже непосредственно начинают скрытую форму агрессии. Мужчина при этом может стараться как-то унизить семью женщины, ее друзей, а также ее чувства, эмоции или интересы. Все это способно очень подорвать уверенность женщины в себе.

Как раз этого то и добивается агрессивный мужчина, чтобы заполучить женщину в свою полнейшую власть. Следующим признаком агрессивного мужчины может служить применение физической силы и грубости во время его спора с женщиной. Если во время разговора или спора с вами, вашему мужчине что-то явно начинает не нравится, и при этом он начинает хватать вас за плечи, руки, шею, трясти, толкать, закрывать перед вами двери или не давать вам проходу, значит он этим не станет ограничиваться. В недалеком будущем это все может перерасти и в очень жестокие по отношению к вам действия. Агрессивного мужчину можно узнать и по тому, что он в собственных неудачах старается обвинить других людей. Агрессивные от природы люди очень любят выискивать причину собственных промахов в ком-то другом, но при этом собственные недостатки они не принимают во внимание. Также агрессивные люди не склонны брать ответственность за произносимые слова или совершение действий. Если же прямо сказать такому мужчине, что он очень агрессивен, то в ответ можно услышать, что это вы стали причиной его агрессивного поведения и тем самым вывели его из себя. При расставании с таким мужчиной будьте уверены, что он будет отзываться о вас отнюдь не лестно, себя же при этом он постарается выставить исключительно в выгодном свете.

Агрессия мужчины может быть проявлена к животным, а также к детям. Если мужчина применяет физическое насилие к созданиям, изначально не способным дать отпор, то это прямо свидетельствует о зачатках жестокости в нем. Агрессивные мужчины по природе не способны питать истинную любовь ни к животным, ни к детям. И если мужчина уже начал применять рукоприкладство либо насилие к женщине, то почти со стопроцентной вероятностью он сделает это и по отношению к ее детям. Нередко агрессию в мужчине провоцирует чрезмерное употребление препаратов или средств, относящихся к разряду психотропных. Алкоголь и наркотики становятся верными спутниками агрессивных и склонных к насилию личностей. Однако в результате употребления таких веществ человек перестает в определенные моменты мыслить адекватно, а также объективно воспринимать ситуацию. Поэтому общение с такими личностями должно быть очень умеренным и крайне осторожным. Ожидать от них можно абсолютно всего. Нередко признаком возможной агрессии в поведении становится спешка. Склонные к насилию и жестокости люди не в состоянии долго и терпеливо ждать осуществления собственных целей.

Такие мужчины не любят подолгу ухаживать за понравившейся женщиной. Они предпочитают, чтобы события развивались стремительно. Поэтому нередко от такого мужчины можно услышать скоропостижное предложение о замужестве или о скорейшем рождении детей. Таким образом мужчина надеется как можно более полно подчинить женщину себе. При этом он не оставляет женщине время на раздумья или сомнения. Предпосылкой к агрессивному поведению может стать и постоянная обидчивость мужчины. Те люди, которые склонны обижаться на замечания в свой адрес, находятся в постоянной готовности к борьбе. Из-за собственной низкой самооценки такие мужчины во всех бедах будут обязательно винить женщину. Если мужчина по своей природе является агрессивным, то подобные признаки в поведении он будет демонстрировать уже с первых моментов знакомства.

Однако поначалу такие мужчины стараются дать объяснение своему контролю, выдавая его за любовь или заботу. Но плачевные последствия дадут о себе знать уже очень скоро. Обычно это происходит тогда, когда женщина оказывается уже не в состоянии самостоятельно предпринять без мужчины какие-либо действия. Если ситуация дошла до такой точки, то это уже крайняя степень. Если в поведении мужчины, с которым вы встречаетесь, проявляется более трех из описанных ранее признаков, то можно смело утверждать, что он является потенциальным преступником. Женщинам порой бывает крайне сложно разорвать отношения с таким мужчиной, в особенности, если она очень любит. Но дальнейшая связь с подобным человеком может стать опасной для самой женщины, поэтому к разрыву отношений нужно подготовиться обязательно.

Статьи по теме: Он и Она

OlgaS 23.06 14:40

Со многим в статье согласна. Агрессивные к женщине, детям, животным мужчины, как правило, большие неудачники по жизни, не отличаются большой мускулатурой, имеют склонность к алкоголю или другим видам снятия стресса. В жизни приходилось с такими сталкиваться. Привычка разбрасывать предметы или бросаться телефоном в стену выдает их полностью. Жаль женщин, которые продолжают терпеть издевательское отношение, рожают от них детей и, замазывая тональным кремом синяки, со всех сил стараются сохранить семью, приговаривая глупейшую фразу "ребенку нужен отец". Знаю точно, по себе, даже ударившего 1 раз прощать не имеет смысла, как бы на коленях он не стоял и не умолял, простить его - это совершить преступление против себя и своих детей, потому что история обязательно повторится. Для него факт избиения как способ доказательства своей правоты, получается, приемлем, на каком-то подсознательном уровне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «АГРЕССИЯ В СЕМЬЕ»

Санкт-Петербург 2007

Введение

1.2 Агрессия как поведение

1.3 Агрессия и намерение

Введение

АГРЕССИЯ - англ. aggression; нем. Aggression.

1. Действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т. д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту.

2. В политической социологии - насильственное вторжение в границы другого государства.

3. В международном праве - любое незаконное применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или полит, независимости другого государства. Включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение к.-л. государством вооруженной силы первым). 4. В психологии - А. трактуется либо как результат внутренне присущей человеку агрессивности (психологизм), либо как результат фрустрации (гипотеза фрустрации - агрессии), либо как продукт процесса обучения, либо как следствие недостаточной или неудачной социализации.

Как вчера сообщили «Ъ» в Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта (МСМС), в ведомстве разработан проект государственной программы поддержки семьи в 2006-2010 годах . В рамках программы предусмотрен ряд нововведений, касающихся предупреждения насилия в семье. В числе прочего проектом предусматривается введение альтернативного штрафным санкциям наказания по отношению к членам семьи, совершившим насилие, а также внедрение системы "раннего предупреждения насилия". На данный момент за насилие над членами своей семьи на виновного может быть наложен штраф (минимальный размер 17 гривен) или возбуждено уголовное дело. Как альтернативу штрафам МСМС совместно с Министерством внутренних дел внесли в проект прохождение нарушителями принудительных психо-коррекционных программ. В рамках таких программ психологи и социальные работники будут проводить специальные тренинги. "Штрафы и другие санкции по отношению к агрессорам являются наказанием не для обидчика, а для всей семьи",- говорит заместитель директора департамента по вопросам семьи Алла Таран.

В проекте госпрограммы также предусмотрено введение механизма "раннего предупреждения насилия в семье". Такой механизм предполагает информирование со стороны всех ведомств и организаций социальных центров для семьи, детей и молодежи. К примеру, согласно предложенной схеме, учитель в школе, увидев следы побоев на ученике, должен передать сведения об этом в социальный центр, после чего там будет решаться вопрос о необходимости предоставления семье социального сопровождения. Выносить решение о прохождении членами семьи психо-коррекции и обеспечении социального сопровождения будут постоянные комиссии по вопросам предупреждения насилия в семье. Проект программы, согласно принятой 11 мая Концепции госпрограммы поддержки семьи на 2006-2010 годы, должен быть утвержден до конца лета, после чего будет начата работа по внедрению предложенных нововведений.

Целью курсовой работы является изучение агрессивности на примере семьи. агрессия семья оскорбление ущерб

Методом исследования является изучение доступных литературных источников.

1. Агрессия: определение и основные теории

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.

· Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов.

· От трех до пяти тысяч детей в США умирают ежегодно в результате жестокого обращения с ними их родителей.

· Ежегодно 4% пожилых американцев становятся жертвами насилия со стороны членов своих семей.

· 16% детей сообщают, что их избивают братья или сестры.

· Ежегодно в США совершается свыше миллиона преступлений с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств.

· Убийство занимает одиннадцатое место среди основных причин смерти в Соединенных Штатах.

· Главной причиной смерти чернокожих американцев в возрасте от 15 до 34 лет является насильственная смерть.

Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено, что под впечатлением приведенных выше статистических данных у кого-то возникнет мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества "темная сторона" человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего.

· При взятии Трои в 1184 году греки-триумфаторы казнили всех лиц мужского пола старше десяти лет, а оставшиеся в живых, то есть женщины и дети, были проданы в рабство.

· В годы наивысшего подъема испанской инквизиции (1420-1498) многие тысячи мужчин, женщин и детей были сожжены заживо на кострах за ересь и другие "преступления" против церкви и государства.

· У бушменов племени Кунг, живущих на юге Африки, процент убийств в несколько раз превышает таковой же в США и, судя по сообщениям, часто жертвами убийств становятся ни в чем не повинные люди.

· Более 45% смертей среди представителей народности уарони, живущей на востоке Эквадора, составляют летальные исходы в результате копьевых ранений, полученных в ходе внутриплеменных стычек.

· У народности джебьюси в Папуа-Новой Гвинее на убийства приходится более 30% смертей среди взрослого населения.

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел, духовых ружей и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний.

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Хотя очевидно, что признание этого факта самый первый и, в некотором отношении, самый простой шаг из тех, что нам предстоит сделать в дальнейшем. Мы должны также задаться вопросом: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад.

К сожалению, количество данных об агрессии так велико, что было бы неблагоразумно, если вообще возможно, рассмотреть здесь весь имеющийся материал, поэтому, обсуждая данную тему, мы обратимся к двум важным направлениям.

Во-первых, мы сосредоточимся прежде всего на проблеме человеческой агрессии, ибо она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обусловливающих поведение (например, мстительность, расовые или этнические предрассудки). Сходное с агрессией поведение представителей других видов будет иметь для нас второстепенный интерес.

Во-вторых, обсуждение агрессии будет производиться прежде всего с социальной позиции. Мы будем рассматривать агрессию как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов. Для этого есть две причины. Как покажут следующие главы, природу наиболее важных детерминантов агрессии нужно искать в словах, действиях, присутствии или даже появлении других людей. Глубокое понимание такого поведения требует также знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Конечно, это не означает, что другие факторы не причастны к ее появлению. Наоборот, многие дополнительные параметры внесоциального плана (например, гормональная перестройка), видимо, оказывают существенное влияние на агрессию. Тем не менее человеческое агрессивное поведение, по определению, осуществляется в контексте социального взаимодействия. В связи с этим представляется уместным и полезным рассмотреть агрессию прежде всего в этом ракурсе, который, с точки зрения современных авторов, наиболее плодотворен и информативен по сравнению с другими подходами, поскольку облегчает понимание "обычной агрессии". Несмотря на то что исследователи клинической или психиатрической ориентации предоставили большой объем информации об агрессии у людей с серьезными психическими нарушениями, они все же мало сообщили о тех условиях, в которых внешне "нормальные" индивиды могут подвергать других опасным нападкам.

То, что мы рассматриваем человеческую агрессию как форму социального поведения, отнюдь не ограничивает рамки наших исследований, а скорее помогает наиболее четко наметить сопутствующие темы при рассмотрении наиболее интригующих и принципиальных вопросов, к которым мы обратимся в следующих главах:

· Как влияет на агрессию сексуальное возбуждение?

· Действительно ли наказание является эффективным средством ослабления агрессивного поведения или контроля над ним?

· Как влияют на агрессию наркотики?

· В самом ли деле высокая температура воздуха связана с забастовками и нарушениями общественного порядка?

· Действительно ли демонстрация насилия по телевидению ведет к тому, что сами зрители начинают действовать агрессивно?

Как ни заманчиво сразу же приступить к обсуждению этих и других весьма интересных тем, для нас все же важно остановиться прежде на двух вопросах. Во-первых, нам необходимо четко сформулировать рабочее определение агрессии. Только таким образом мы сможем избежать возможных ловушек при обсуждении феноменов, точное значение которых пока не выяснено. Во-вторых, мы рассмотрим некоторые теоретические направления, с позиции которых изучаются природа и происхождение агрессивных действий. Это потому важно, что многие идеи, содержащиеся в данных теориях, стали настолько общеупотребительными, что все - от ученых до широкой общественности - считают их "общеизвестными" и используют без всяких оговорок. Между тем многие из подобных соображений, благодаря последним эмпирическим исследованиям, вызывают серьезные сомнения, и мы полагаем, что их следует прояснить.

1.1 Агрессия: рабочее определение

Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий.

Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.

Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Рассмотрим следующие случаи:

1. Ревнивый муж, застав жену в постели с любовником, хватает пистолет и убивает обоих.

2. На вечеринке одна молодая женщина выпускает в другую целую обойму язвительных реплик и настолько выводит ее из себя, что та в конце концов выбегает из комнаты в слезах.

3. Женщина-водитель, перебравшая в придорожном ресторане, вылетает на встречную полосу и врезается в первый же автомобиль, в результате чего водитель и пассажир погибают. Впоследствии она испытывает сильные угрызения совести по поводу этой трагедии.

4. Во время боя солдат стреляет из орудия по приближающемуся противнику. Однако у него сбит прицел, и снаряды пролетают поверх голов, не причиняя людям никакого вреда.

5. Несмотря на то что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро вырывает его.

6. Эксперт говорит новому сотруднику, что надо действовать более профессионально, и указывает конкретные направления желательных изменений.

В каком из вышеперечисленных случаев представлена агрессия? С точки зрения здравого смысла, под эту категорию точно подпадает первая и, возможно, вторая ситуация. Но как в отношении третьей? Является ли и она примером агрессивного поведения? Здесь общепринятое толкование не совсем подходит. Подвыпившая автомобилистка стала причиной смерти двух ни в чем не повинных людей. Но, принимая во внимание ее искренние угрызения совести, стоит ли характеризовать ее действия как изначально агрессивные? А что можно сказать по поводу четвертого случая, когда никто не пострадал, или пятого, где действия врача, вероятно, принесли пользу пациенту? И агрессивен ли эксперт, конструктивно оценивающий действия сотрудника?

Конечно, ответы на эти вопросы зависят от выбора определения агрессии, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следуя этому определению, можно сказать, что все вышеперечисленные случаи, за исключением четвертого, можно квалифицировать как агрессию.

Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. В этом случае первую, вторую и четвертую ситуации в нашем списке можно оценить как агрессию, поскольку все они содержат попытки, удавшиеся или неудавшиеся, оскорбить или причинить вред другим. Третья же ситуация не может быть отнесена к агрессии, так как в ней описывается вред, причиненный непреднамеренно. Две последние ситуации определенно не могут быть расценены как агрессия, поскольку в обоих случаях человек пытается сделать скорее что-то полезное, чем угрожающее.

И наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Согласно этому определению, только первая и четвертая ситуации могут рассматриваться как агрессивные по своей сути. Вторую ситуацию, ввиду того, что она включает в себя скорее психологическую, нежели физическую боль, нельзя отнести к агрессии.

Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.

1.2 Агрессия как поведение

Наше определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения , а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Как мы скоро увидим, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов, которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли "безопасными людьми", могут быть этому примером.

В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения и рассмотрим другие факторы отдельно.

1.3 Агрессия и намерение

В нашем определении термин агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки.

Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения - это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы. О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение данного намерения.

Однако иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто - агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений. Представим себе, например, следующую сцену. В баре некий человек осыпает другого бранью, и в конечном счете у последнего лопается терпение, и он бьет своего обидчика пустой пивной бутылкой по голове. В данном случае нет достаточных оснований сомневаться в том, что обидчик намеревался оскорбить или причинить вред пострадавшему и что его действия должны расцениваться как агрессивные.

Однако встречаются ситуации, когда наличие или отсутствие агрессивного намерения установить гораздо труднее. Рассмотрим, например, такой инцидент. Женщина, приводя в порядок свой пистолет, случайно стреляет и убивает оказавшегося рядом человека. Если она глубоко сожалеет и утверждает, что это результат несчастного случая, то на первый взгляд может показаться, что здесь не было намерения причинить вред и что ее поведение, несмотря на исключительную неосторожность, не является примером межличностной агрессии. Если же при дальнейшем расследовании обнаружилось бы, что жертва получила чрезвычайно выгодное деловое предложение, в котором была весьма заинтересована стрелявшая женщина, а "несчастный случай" произошел сразу после бурного обсуждения планов с будущей жертвой, мы могли бы заподозрить, что в этом случае все же могло иметь место намерение причинить вред.

Тем не менее несмотря на трудности, связанные с установлением наличия или отсутствия агрессивного намерения, есть несколько серьезных причин, которые позволяют оставить данный критерий в нашем определении агрессии. Во-первых, если бы в определении не упоминалось намеренное причинение вреда, необходимо было бы каждое случайное оскорбление или нанесение повреждения классифицировать как агрессию. Ввиду того, что люди время от времени оскорбляют чувства других, прищемляют кому-нибудь пальцы дверью и даже калечат друг друга в дорожно-транспортных происшествиях, представляется важным отличать подобные действия от агрессии.

Во-вторых, если исключить обязательное наличие намерения из нашего определения агрессии, было бы необходимо характеризовать действия хирургов, стоматологов и даже родителей, применяющих дисциплинарные меры воздействия на детей, как агрессивные. Конечно, в некоторых случаях агрессоры могут скрывать свое стремление причинить боль или страдания другим: без сомнения, существуют стоматологи, испытывающие некоторое удовольствие от того, что пациенту больно, а иные родители шлепают своих детей, чтобы те ощутили дискомфорт. Однако нет особого смысла квалифицировать эти действия как агрессию: в конце концов, они осуществляются ради какой бы то ни было пользы.

Наконец, если бы критерий намерения был исключен из нашего определения, то примеры, в которых попытки причинить вред предпринимаются, но оказываются безуспешными, нельзя было бы оценить как агрессию, даже несмотря на то что, будь у агрессора чуть более мощное оружие, более точный прицел или более высокое мастерство, жертва получила бы более серьезные увечья.

Подобные примеры случайного непричинения вреда необходимо рассматривать как агрессию, даже если жертве, вопреки ожиданиям, не был нанесен ущерб. Поэтому, учитывая все вышеприведенные соображения, весьма важно определять агрессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий.

1.4 Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления

Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная ,активная - пассивная и прямая - непрямая . Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в таблице.

Тип агрессии

Примеры

Физическая-активная-прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая-активная-непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая-пассивная-прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая-пассивная-непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Вербальная-активная-прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная-активная-непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная-пассивная-прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

Вербальная-пассивная-непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

1.5 Агрессия затрагивает живые существа

Согласно нашему определению, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам , могут рассматриваться как агрессивные по своей природе.

При всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам, подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Если вы тяжелым молотком изуродовали автомобиль, такое поведение не будет считаться агрессивным, при условии, что вы заплатили пятьдесят центов за участие в этом аттракционе на ярмарке. С другой стороны, в соответствии с нашим определением, идентичное поведение можно было бы считать агрессивным, если бы этот автомобиль представлял собой раритет, принадлежащий вашему врагу. Хотя такие действия действительно могут иметь большое сходство с агрессивным поведением, все же лучше всего расценивать их как явно эмоциональные или экспрессивные по природе и поэтому не являющиеся примерами агрессии.

1.6 Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения

Наконец, из нашего определения видно, что мы можем говорить об агрессии только тогда, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. В большинстве случаев объекты физического насилия, сопровождающегося телесными повреждениями или оскорбительными вербальными нападками, хотят избежать подобного неприятного опыта. Однако иногда жертвы оскорбления или болезненных действий не стремятся избежать неприятных для себя последствий. Возможно, наиболее отчетливо это проявляется при определенных формах любовной игры, носящей садомазохистский характер. Здесь партнеры явно наслаждаются получаемыми страданиями или, по крайней мере, не предпринимают усилий, чтобы избежать или уклониться от специфических действий. В соответствии с нашим определением, такое взаимодействие не содержит агрессии, поскольку здесь нет видимой мотивации со стороны "жертвы" избежать боли.

То же самое относится и к самоубийству. Здесь агрессор выступает в роли собственной жертвы. Поэтому подобные действия не могут быть классифицированы как агрессия. Даже если целью суицида является не смерть, а отчаянный призыв о помощи, самоубийца все-таки стремится причинить вред себе. Таким образом, подобные действия не являются примерами агрессии.

2. Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии

Как мы отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Завершая обсуждение этой темы, рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную.

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия , наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем". Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закрепляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться "несгибаемым" и "сильным" в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает.

Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам. Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.

Хотя многие психологи признают существование различных типов агрессии, везде это пол.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение понятия "насилие в семье". Причины появления и развития склонности к насилию и агрессии у человека. Насилие в семье как объект социальной политики государства. Меры, принимаемые в области профилактики насилия в семье в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Определение теоретико-методологической основы социологического исследования насилия в семье. Изучение форм проявления насилия в семье. Анализ степени распространения насилия в семье как социальной проблемы на примере молодых семей Саратовской области.

    дипломная работа , добавлен 31.05.2012

    Преступность несовершеннолетних и молодежи. Агрессия как социальное явление. Анализ психологических теорий агрессии и ее влияния на осуществление преступления. Предрасположенность к преступным деяниям. Фрустрация, вербальное и физическое нападение.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2010

    Основные теории изучения агрессивного поведения человека. Исследование невротического, агрессивного и мазохистского типов личности в работах К. Хорни. Причины и проявления ревности, зависти, жадности, ненависти. Влияние агрессии на современное общество.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2012

    Насилие как беспричинная, импульсивная, иррациональная, неумеренная агрессия. Нелегальные и легальные формы насилия. Российская специфика насилия, современные черты насильственных конфликтов. Особенности применения насилия в международных конфликтах.

    реферат , добавлен 12.03.2010

    Основные социальные объективные и субъективные факторы, влияющие на усиление насилия над женщиной в современной российской семье. Распространенность и масштабы проявления насилия. Рост насильственного давления по отношению к женщинам в семье в мире.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Роль оказания помощи жертвам насилия. Социальная проблематизация насилия в семье. Насилие над детьми, его формы. Разработка рекомендаций по организации помощи семье. Профилактика насилия над детьми. Последствия побоев, проявляющихся со временем на детях.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2012

    Сущность насилия в семье. Его виды (физическое, сексуальное, психологическое и экономическое), причины и особенности проявления, признаки и механизм возникновения. Фазы процесса взаимодействия агрессора и его жертвы. Способы решения данной проблемы.

    реферат , добавлен 02.11.2016

    Понятие насилия в семье. Насилие как форма и метод власти. Ребенок и женщина как объект насилия в семье. Физическое и сексуальное насилие. Причины конфликтов в семье. Воздействие насилия на личность жертвы. Социальная работа с жертвами семейного насилия.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Проблема агрессивности личности в современной психологии. Социально-психологические особенности подростков, склонных к агрессии. Опыт организации социальной работы с подростками, склонными к агрессии в МВСОУ "Центр образования" г. Петрозаводска.

Агрессия представляет собой нападение физического или психологического характера, основным мотивом которого является деструктивная форма поведения, нарушающая возможность сосуществования людей и причиняющая всем близким субъекта вред.

Агрессия может быть средством защиты психики человека от травмирующих его ситуаций, но когда она превращается в метод эмоциональной разрядки и утверждения над окружающими, возникает вопрос о том, как избавиться от агрессии.

Причины возникновения агрессии

Причины возникновения агрессии могут быть самыми разнообразными. К ним, чаще всего, причисляют злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, что отрицательно влияет на нервную систему и провоцирует агрессивную, неадекватную реакцию на незначительные раздражители.

Также не стоит забывать о внутренних психологических причинах: неудовлетворенность в личной жизни, проблемы интимного характера, чувство одиночества, депрессия.

Помимо этого, агрессия может быть проявлением различных психических заболеваний и расстройств ( , шизофрения), является следствием пережитых органических (менингит, энцефалит) или эмоциональных травм. Очень часто причинами агрессии также бывают сугубо субъективные факторы. Различные обычаи, жажда мести, религиозный или идеологический фанатизм, образ сильного человека – все это может спровоцировать на деструктивное поведение.

Виды агрессии

Существуют различные виды агрессии и методы их классификации. Необходимо понимать, что агрессия обладает разной направленностью. Так называемая гетероагрессия нацелена на окружающих – именно ее следствием являются оскорбление, нанесение побоев, изнасилования и даже убийства. Аутоагрессия человека направлена исключительно на самого себя и выражается в саморазрушающих действиях, итогом которых может стать суицид.

Агрессия может быть реактивной или спонтанной. В первом случае она является ответом на сложившуюся раздражительную ситуацию, примером которой может служить домашняя ссора, конфликт на работе. Спонтанная агрессия проявляется без видимых на то причин под влиянием внутренних импульсов. Именно этот вариант агрессии чаще всего является признаком психических расстройств или заболеваний.

Формы агрессии

Психологи также различают формы агрессии. Среди них важно отметить игровую и злокачественную. Под «игровой агрессией» понимают демонстрацию человеком своих умений, ловкости и навыков, но не в разрушительных целях, которые и желанием причинить вред. Такое поведение носит сугубо показательный характер и часто называется «псевдоагрессией».

Злокачественная, она же «компенсаторная» агрессия выявляется в деструктивной модели поведения, склонности к жестокости, насилию. Эти действия нередко служат своеобразной заменой личной продуктивной жизни для человека.

Варианты проявления агрессии

Проявление агрессии — это внешняя демонстрация человеком неудовлетворенности чем-либо. Довольно часто сам субъект может не осознавать о своем чувстве неудовлетворенности или не знать о его причинах, и не отдавать себе отчет в своем агрессивном поведении.

Агрессия у мужчин и женщин несколько различная между собой. Мужчины более склонны к ее физическим проявлением и их в целом выглядит как удар кулаком об стол. Женщины проявляют ее более эмоционально в виде частых несвязных жалоб, упреков, умозаключений, которые не поддаются логическим обоснованиям.

Агрессия имеет свойство накапливаться в индивидууме и проявлять себя в случае столкновения с провоцирующим фактором, который может вовсе не иметь отношения к настоящим причинам агрессии. Поэтому очень важно не пытаться удерживать ее в себе, а при борьбе с агрессией уделить особое внимание выявлению основной причины ее возникновения.

Агрессия среди подростков

Подростковая агрессия встречается не менее часто. Обычно она обнаруживается в период взросления, когда перед недавним ребенком встают новые серьезные проблемы, в том числе в общении со сверстниками, и в его сознании возникают различные противоречия. Подростки становятся гиперактивными, принимают бунтарскую позицию в отношении своей семьи и близких, а иногда, наоборот, замыкаются в себе, становятся эмоционально бесчувственными и жестокими.

Для профилактики агрессии у ребенка необходимо стремиться наладить с ним контакт, по возможности принять и понять его позицию, выслушать и помочь без острой критики в его адрес. Важно устранить агрессию в семье с детьми, где она является своеобразной нормой среди взрослых. У родителей-скандалистов дети, как правило, перенимают эти повадки на подсознательном уровне даже если небыли частыми свидетелями ссор и конфликтов между матерью и отцом.

Профилактика и лечение агрессии у подростков состоит из формирования определенного круга интересов и их поддержки. Родителям следует не только привлечь своего ребенка к полезным и интересным занятиям, но и учитывать его личные увлечения. Не следует пытаться изменить ребенка, применяя грубую силу. Отсутствие упреков и критики, а также умение прислушаться к чувствам подростка очень важно для них в период взросления.

Семейная агрессия

Агрессия в семье зачастую становится самой обсуждаемой темой в кабинетах семейных психологов. Но, прежде чем к ним обращаться, имеет смысл попробовать самостоятельно разобраться в ситуации с целью избавиться от агрессии. Существует множество причин и поводов для семейной агрессии и некоторые из них встречаются чаще, чем остальные:

  • Неудовлетворенность одного или обоих из супругов в их сексуальной жизни.
  • Ощущение неуважительного отношения к собственному «Я». Постоянные насмешки, упреки, замечания и критика, пренебрежительное отношение к интересам и увлечениям.
  • Психологическое отчуждение среди супругов. Отсутствие заботы, внимания, ласки, понимания.
  • Различные «нездоровые» пристрастия. Злоупотребление алкоголем, табакокурение, прочие вредные привычки. Сюда же относятся и зависимости, приводящие к неразумным денежным тратам.
  • Финансовые разногласия. Неспособность составить общий семейный бюджет.
  • Неудовлетворенность одного из супругов во взаимопомощи, распределению труда, кооперации в сложных ситуациях, которые могут быть связаны с воспитанием детей или ведением домашнего хозяйства.

Как уже говорилось, причин может быть много. Однако любая семейная пара способна самостоятельно выявить свои «болевые точки» и, путем обсуждения проблемы, найти вероятную причину конфликтов.

Если вы ощущаете на себе агрессию со стороны кого-то из своих родных и близких, не стоит мириться с этим и терпеть нападки. Такая позиция не только причинит ущерб вам и вашей самооценке, но и усугубит ситуацию в дальнейшем. Но как же выйти с агрессии?

Для самого агрессора важно понять факт того, что его поведение неприемлемо, вредит отношениям, так как при такой форме поведения он может не осознавать этого. Следует донести до него мысль о том, что агрессия с его стороны является серьезной психологической проблемой, возможно даже психическим отклонением, которое не проходит бесследно.

Следующий шаг – наладить контакт и адекватное общение, в ходе которого нужно постараться понять агрессора и его точку зрения, донести до него свою, и общими усилиями найти решение проблемы, возможный компромисс. Если этого недостаточно, то стоит договориться о посещении семейного психотерапевта, который поможет разобраться и даст все необходимые рекомендации.

Если же избавиться данного психического расстройства в семье не удается никоим образом, то лучшим решением для такой супружеской пары будет развод, так как постоянные конфликты наносят непоправимый ущерб как мужской, так и женской психике, а в худшем случае — могут закончиться серьезным физическим ущербом.

Насилие в семье имеет разнообразные причины и мотивы. Одна из его движущих сил – желание утвердить свою власть над остальными членами семьи. В семье, как социальной группе, идет соперничество за влияние. Существуют нормы, регулирующие отношения в семье, кто должен быть главой семьи и как он может реализовывать свою власть. В частности, при сохранении в семье патриархальных отношений свою главенствующую роль мужчины нередко сохраняют и осуществляют с помощью психологического и даже физического насилия. К такому выводу пришли также американские психологи Эмерсон Ральф Уолдо, Рассел Добагин и ряд других исследователей.

Многие специалисты считают, что, хотя внутрисемейная агрессия во многом несет общие черты человеческой агрессии и является ее разновидностью, тем не менее, она имеет свои специфические черты, обусловленные следующими обстоятельствами:

    внутрисемейная агрессия возникает на фоне первичных отношений членов семьи;

    она возникает на фоне ролевого взаимодействия членов семьи, у которых роли устойчивые и сопряженные.

Можно предположить, что указанные обстоятельства и вообще структурированность семьи оказывают существенное влияние на характер, содержание и формы внутрисемейной агрессии. Причем, поскольку ролевые взаимоотношения супругов, родителей и их детей имеют фундаментальные различия, то существенно отличается и агрессия.

Возьмем такой признак, как легитимность – с учетом различия формальной и психологической ее составляющих. Исследователям удалось обнаружить, что в патриархальных семьях насилие мужчины по отношению к женщине считается более легитимным, чем насилие женщины по отношению к мужчине. Разность статусов подвергающих друг друга насилию членов семьи играет существенную роль, поскольку каждый статус связан с определенной долей власти и авторитета.

Что касается насилия друг против друга членов семьи с равными статусами, то оно вообще считается нелегитимным. Так, брат стремится доминировать над сестрой примерно своего возраста, но та дает отпор, заявляя: «Ты кто, что мне приказываешь?!» и т. п. Вопросом «кто?» как раз и указывают на статус индивида в семье. Когда в ней есть отец, а старший брат стремится играть доминирующую роль, это может восприниматься как незаконные претензии на более высокий статус.

Если обобщить эту концепцию, можно сказать, что агрессия в организованных социальных группах и агрессия во время случайных встреч людей – в социально-психологическом отношении существенно отличные явления, хотя и имеют общие черты, во всяком случае, главную черту этой формы поведения – стремления причинить вред другому человеку. Ролевой подход может быть очень плодотворным. Психологи предлагают выделить специфический вид ролевой агрессии или, иначе, сцепленной с ролью агрессии, которая является комплексной, то есть инструментально-враждебной формой, но с обязательным преобладанием инструментальной агрессии. В структурированных устойчивых группах агрессия используется с тремя основными функциями:

    для доминирования;

    для социализации;

    с целью психологической и физической самозащиты.

Ролевая агрессия чаще всего является одним из выражений ролевого конфликта. В семье, например, возникают все разновидности ролевых конфликтов: внутриролевые, межролевые и типа «роль-личность». Можно считать, что дальнейшее развитие предложенной концепции ролевой агрессии возможно именно в этом направлении: при условии ее рассмотрения в связи с ролевыми конфликтами. Например, когда муж превышает уровень агрессивности, который связан с его ролью в сцеплении ролевого взаимодействия муж-жена, его агрессия воспринимается женой как нежелательная. Что касается того, какой уровень агрессии считается законным и приемлемым, это зависит как от этнокультурных традиций, так и от специфики данной пары, их индивидуальности и установленных между ними статус-ролевых отношений.

В чем преимущество такого статус-ролевого подхода к внутрисемейным отношениям вообще и к семейной агрессии в частности? Скорее всего, оно заключается в следующем: идея ролевой агрессии позволяет структурировать огромное количество факторов, вызывающих агрессию, и форм выражения агрессивности. То, что, казалось бы, является случайным в поведении членов семьи, теперь уже выступает как аспект реализации роли в том ее понимании, какое имеется у данного члена семьи. При дальнейшем рассмотрении внутрисемейной агрессии, при ролевом подходе, следует использовать такие понятия теории ролей, как принятие роли, идентификация с ролью, взаимные экспектации и другие. Это позволит в области человеческой агрессивности, в еще одном участке исследований, перейти от описательного уровня на уровень причинных объяснений.

Описательный уровень исследования семейной агрессии хорошо представлен в целом ряде трудов А. Бандуры, Р. Бэрона, Л. Берковица и других авторов. Данные, приведенные в трудах этих психологов, можно переосмыслить и использовать для развития предложенной здесь концепции ролевой агрессии.

Сопряженность ролей и параллельное развитие личностей в семье

Приведенный ниже подход, позволит охватить более широкий круг внутрисемейных феноменов, чем только проявления агрессии. Ведь исследователи считают, что в ходе исполнения сопряженных ролей происходит развитие сопряженных черт и комплексов характеров исполнителей этих ролей.

Так, у мужа с доминантным и агрессивным характером качества личности жены могут развиваться в двух вариантах.

    Она может, идя навстречу ролевым ожиданиям супруга, изменяться в сторону традиционного типа патриархальных отношений и стать уступчивой, мягкой, преданной женой.

    Второй вариант представляет собой тип, формирующийся на основе стратегии сопротивления ожиданиям авторитарного и агрессивного мужа. Это тип женщины, формирующейся на основе постоянной защитной позиции. Можно считать, что данный вариант развития выбирают те женщины, у которых до выхода замуж уже был доминантный характер.

Правда, зная о существовании явления авторитарного подчинения, можно ожидать возможности формирования и других типов или подтипов жен. Но во всех случаях в какой-то мере процессом формирования характеров управляет закон сопряжения в двух вариантах:

    при положительном сопряжении со временем усиливаются сходные черты характера мужа и жены;

    при отрицательном, или обратном, сопряжении у них появляются контрастные черты характера и противоположные установки.

Стоит полагать, что первый из описанных выше типов жен формируется преимущественно на основе закона отрицательного сопряжения, а второй – главным образом на основе закона положительного сопряжения. Хотя в процессе взаимодействия мужа и жены одновременно работают оба типа сопряжения, один из них преобладает.

Такой же подход может быть плодотворным при исследовании ролевых взаимодействий других членов семьи и развития их характеров. Так, во взаимоотношениях отец – сын действуют оба варианта закона сопряженного развития, но можно, расширив предложенную выше концепцию, предположить, что преобладание того или иного варианта закона сопряжения зависит от того, какой вариант идентификации имеет место между взаимодействующими индивидами:

    при положительной идентификации работает главным образом закон положительного сопряжения: сын стремится быть как можно больше похожим на отца, и действительно их сходство с годами возрастает. Это путь конвергентного развития характеров;

    при отрицательной идентификации происходит дивергенция путей развития личностей отца и сына. Сын может выбрать других референтных лиц в качестве объектов положительной идентификации.

Сходные процессы, имеют место и в ролевых взаимоотношениях матери и дочери. Что же касается ролевых взаимоотношений брат-брат, брат-сестра и сестра-сестра, то в них закон сопряжения действует более сложными путями и во взаимодействии с другими факторами, поэтому на настоящем этапе пока стоит воздержаться от определенных высказываний об этих отношениях. Специального рассмотрения требуют также ролевые взаимоотношения мать-сын и отец-дочь.

Имея в виду представленную выше концепцию ролевой агрессии, уже легче понять ошибки некоторых иных подходов к проблеме агрессии, в том числе внутрисемейной. Например, такой крупный исследователь, как Л. Берковиц, фактически не видит различия между агрессией мужа по отношению к жене и агрессией родителей по отношению к детям, считая, что в их основе лежат одни и те же условия. Но как могут быть одинаковыми условия возникновения этих двух случаев агрессии, когда:

    различны их объекты;

    они возникают в совершенно различных ролевых взаимоотношениях?

А ведь именно эти социально-психологические отличия и различные варианты закона сопряжения ролей и идентификации являются решающими факторами, обусловливающими порождающие агрессию конфликты, другие фрустрации и стрессы.

Насилие всегда есть насилие, но встречаются его различные типы и варианты, по-разному мотивированные, возникшие и возникающие на различной социально-психологической основе. Унитарный подход не может способствовать углублению теории агрессии. Агрессия главы семьи, направленная на жену, не может быть такой же, как его агрессия к сыну, в котором он может видеть своего двойника и носителя своих ценностей.

Материнский авторитаризм и агрессивность детей

В исследованиях Р. Сирса и его коллег, а также А. Бандуры и Р. Уолтерса получен интересный эмпирический факт, свидетельствующий о том, что одной из причин формирования агрессивных детей является авторитаризм матерей.

«Матери агрессивных мальчиков в среднем значительно сильнее наказывали сыновей, чем матери из контрольной группы, и хотя отцы различались меньше в этом отношении, тем не менее, полученные различия также достигли уровня значимости.

В отношении матерей полученные выводы в целом совпали с выводами Сирса и его коллег; матери агрессивных мальчиков терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают за агрессию против других взрослых, чем матери относительно уравновешенных мальчиков из контрольной группы».

Что означает данный эмпирический факт? Почему матери терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают ребенка за агрессию против других взрослых? Является ли это выражением авторитаризма, признаком того, что такие родители не терпят выступлений против авторитетов вообще?

Гипотезы

Чтобы ответить на данный вопрос, следует организовать беседы с родителями агрессивных подростков, спрашивая их, чем они объясняют свое поведение. Можно предположить следующее:

    когда сын ведет себя агрессивно против других взрослых, он тем самым выдает семейную тайну, что он агрессивен и в своей семье.

Это уже прямой удар по «Я-концепции» родителя и по «Мы-концепции» всей семьи, по ее престижу, а также сильнейшая фрустрация для всей семьи, но лишь в том случае, если семья хотела бы выставлять себя перед остальным обществом в качестве мирной и благополучной группы. Стоит полагать, что эти гипотезы указывают на путь дальнейшего исследования причин агрессивных внутрисемейных взаимоотношений и условий развития агрессивных детей, подростков и юношей.

Отцы поощряют агрессию

Мы видели, что матери агрессивных мальчиков строго наказывают их, если они совершили агрессивные действия вне дома, против других взрослых людей. Но как же ведут себя их отцы в таких ситуациях? Оказывается, хотя отцы агрессивных мальчиков не терпят агрессию своих сыновей против себя, они, наоборот, поощряют их агрессию вне дома, особенно если она направлена против сверстников сына. Такое поощрение агрессивности они обосновывают тем, что мальчики должны уметь постоять за себя. Однако известно, что подобное поощрение агрессивного поведения детей – один из механизмов формирования агрессивной личности. В то время как отцы неагрессивных детей стремились, чтобы их дети самоутверждались социально приемлемыми способами, «о некоторые отцы агрессивных мальчиков поощряли своих сыновей на агрессию против взрослых, как и против других детей...».

Они говорили, что дети должны уметь защищать свои права перед взрослыми. Встав на сторону своих мальчиков против преподавателей, они критиковали школу, «...провоцируя, таким образом, сыновей проявлять агрессию против школьной администрации». Многие отцы признавались, что поощряли агрессию своих сыновей против других людей вне семьи, в том числе против взрослых.

Следует иметь в виду, что эти данные получены в американском обществе, которое характеризуется специалистами в качестве в высокой степени индивидуалистического, хотя и в нем есть немало людей с выраженными коллективистическими тенденциями.

Поведение отцов с демократическим характером

Отцы неагрессивных мальчиков как личности существенно отличаются от описанных выше авторитарных отцов агрессивных мальчиков. Вот как обобщают итоги своих исследований этого вопроса А. Бандура и Р. Уолтерс.

«Отцы из контрольной группы всегда препятствовали любой враждебной агрессии против взрослых. Некоторые настаивали, чтобы сыновья никогда не проявляли неучтивости со взрослыми, а просто сообщали своим родителям, если, по их мнению, взрослые относились к ним несправедливо. Если проблемы возникали в школе, большинство отцов из контрольной группы объясняли сыновьям, с какими трудностями приходится сталкиваться преподавателям, и просто советовали им работать лучше».

Описанное – поведение человека с демократическим характером: принятие и понимание роли другого человека, сопереживание и совет своему чаду – правильно играть ту свою роль, которая связана с ролью преподавателя. Применив здесь теорию о сопряженных ролях, можно сказать, что отец-демократ направляет процесс ролевой социализации своего сына таким образом, чтобы тот сумел полноценно и достойно исполнять свою роль, сопряженную с ролью преподавателя. Такие взрослые понимают также, что подростки могут неверно интерпретировать принцип справедливости. Такие отцы склонны спокойно разбирать любое столкновение своих детей с преподавателями и другими внесемейными агентами социализации с целью выяснить, действительно ли был нарушен принцип справедливости.

У неагрессивных мальчиков матери, как и отцы, не поощряют агрессивность своих детей и учат их понимать психическое состояние другого, констатировали А. Бандура и Р. Уолтерс. Это есть не что иное, как обучение эмпатии, причем в ответах некоторых родителей демократического чувствуется влияние христианского учения, призывающего обращаться с другими так, как человек хотел бы, чтобы обращались с ним самим. Эту мудрость можно использовать в различных вариантах, сохраняя ее логику взаимности.

Толерантность к несправедливости и смягчение агрессивности

Какой ценой достигается неагрессивность многих индивидов? Конечно, главное – обучение неагрессивным формам справедливости и стратегиям решения проблем и адаптации. Но некоторые эмпирические факты, полученные еще в середине 1950-х годов, показывают, что смягчение агрессии нередко достигается в результате отказа от важных принципов и ценностей или смирения с их нарушениями.

Известно, что одним из сильнейших фрустраторов для многих является нарушение кем-либо принципа справедливости. Личность, по отношению к которой поступили несправедливо, фрустрируется и оскорбляется, так сказать, по всей глубине своего «Я». Такая фрустрация делает человека злым, вызывает его гнев и желание отомстить.

Но каким образом можно смягчить эту форму агрессии? Один из отцов, сына которого, неагрессивного мальчика, исследовали Бандура и Уолтерс, признался, что учит сына следующей мудрости: «...в жизни он встретит множество людей, которые будут к нему несправедливыми, и ему придется как-то к этому приспосабливаться».

Перед нами фактическое обучение определенной адаптивной стратегии, в которой был представлен смягченный вариант принципа справедливости. Если человеку удается «снизить свою планку» требовательности к соблюдению принципа справедливости, он реже и менее остро будет фрустрироваться в тех случаях, когда другие обращаются с ним несправедливо. Нарушения принципа справедливости станут для него обычными событиями, он будет считать их «в порядке вещей».

К этому вопросу можно подойти исходя из современных представлений об уровнях притязаний личности, а также с применением развиваемой в социальной психологии теории справедливости. Можно сказать, что у людей имеются разные уровни притязаний в области основных социальных норм, в том числе относительно нормы справедливости. Снижение этого уровня делает человека более толерантным к нарушениям принципа справедливости. Надо отметить также, что понимание справедливости меняется в процессе возрастного развития личности.

Однако следует иметь в виду, что субъективное «чувство» нарушения принципа справедливости не всегда правильно отражает реальное положение вещей. Человек может вообразить, что с ним обходились несправедливо, тогда как тщательный анализ ситуации показывает, что это не так. Когда у индивида появляется такое чувство, то оно, в первую очередь, означает, что он спонтанно делает соответствующие атрибуции другому человеку, группе или даже обществу в целом.

«Чувство» нарушения принципа справедливости у человека может переживаться и на основе неверного понимания этого принципа. Например, эгоцентрический человек может подумать, что люди к нему несправедливы каждый раз, когда препятствуют удовлетворению его эгоистических потребностей. Такой инфантильный эгоцентризм свойствен также определенным этносам, не говоря уже о многих индивидах, каких немало в каждом этническом или полиэтническом обществе.

В этнологии известен следующий достаточно типичный случай: европейский христианский миссионер отправляется в Южную Африку с целью распространения своего вероучения. Он долго обучает группу добровольцев-аборигенов, и наконец наступает пора их принятия в христианскую общину. В качестве последнего экзаменационного вопроса он задает одному из них такой: «Скажи мне, брат Тутси-Мутей, что такое справедливость и что такое несправедливость?» – «Я это хорошо понимаю, пастор, – отвечает человек. – Справедливо, когда я ворую коров соседнего племени, и несправедливо, когда они воруют моих коров». Читатель понимает, что вопрос принятия Тутси-Мутси в христианскую общину был отложен на неопределенное время. Стал ли он христианином, нам неизвестно: из Южной Африки пока ничего не сообщают об этом.

Ясно, что при таком эгоизме и эгоцентризме, при таком понимании справедливости всякого можно подозревать в совершении несправедливых действий по отношению к себе. А подозревать – означает делать атрибуции.

Неуспешное лидерство в семье и отрицательная установка к авторитетам

Многочисленные исследования показали, что агрессивность и антисоциальные установки детей впервые возникают в семье, после чего переносятся и на внесемейные объекты. Исследования Д. Фаррингтона и особенно Дж. Паттерсона показали следующее: «Если мальчик становится агрессивным в результате интеракций с другими членами семьи, у него развивается тенденция к социально неадекватным действиям и в других, внесемейных ситуациях». В результате этого он переживает неудобства, как в школе, так и в группе сверстников и, наконец, находит себе место в делинквентных группах. Иначе говоря, антисоциальная установка, возникшая в семье, переносится в другие социальные ситуации и обобщается. Но почему? Ответ, по-видимому, надо искать в следующем: у ребенка возникает отрицательная установка к авторитетным лицам в образе родителей, после чего она обобщается и выражается в виде пренебрежительного отношения к авторитетам вообще.

Истинность нашего предположения становится более очевидной, когда мы знакомимся с результатами исследования «плохого семейного менеджера».

Он заключил, что, как сжато передает его мысль Л. Берковиц, «...родители антисоциальных подростков недостаточно успешно справляются с выполнением четырех важных функций “менеджмента”:

    они недостаточно контролируют активность своих отпрысков, как в домашних ситуациях, так и вне дома;

    они не умеют адекватно дисциплинировать их антисоциальное поведение;

    они не вознаграждают в должной мере просоциальное поведение детей;

    они недостаточно успешны в решении проблем».

Очень интересно следующее наблюдение: есть родители, у которых все эти недостатки и ошибки выражаются вместе, в комплексе. Создается впечатление, что существует качественно своеобразное явление «плохого менеджера». Родитель, который плохо контролирует ребенка, одновременно не способен дисциплинировать его, плохо применяет имеющиеся в своем распоряжении средства поощрения и наказания.

Данное чрезвычайно интересное для психологии и педагогики явление можно исследовать и с другой точки зрения, что позволит раскрыть его новые аспекты. Имеется в виду то, что данную проблему можно рассматривать как неправильное применение родителями своей власти и всего того, что находится в их распоряжении в качестве базы для их контроля над детьми. Это плохое лидерство. Но вопрос в том, работа каких типов лидеров отличается этими недостатками? В этой области следует шире применять теорию К. Левина, Г. Адорно и его группы, а также измененный вариант типологии лидеров, предложенный Д. Бомринд. Все остальные особенности плохого семейного лидерства и его последствия подлежат тщательному исследованию.

Для нормальной, просоциальной социализации детей нужно четко понять и осознать различие между их просоциальным и антисоциальным поведением и, соответственно, вознаграждать за первое и наказывать за второе. Оказывается, для «плохих семейных менеджеров» это нелегкое дело.

Они сами плохо понимают различие между этими двумя формами поведения и, следовательно, не могут правильно реагировать на поведение своих детей.

Подобный дефект семейных агентов социализации связан, по-видимому, с тем, что сами они плохо социализированы и плохо знают социальные нормы поведения, а именно: что разрешено и прилично, что запрещено и т. п. Данное обстоятельство также было открыто в результате исследований Дж. Паттерсона.

Вот как об этом пишет Л. Берковиц: «В сравнении с “нормальными” матерями и отцами они менее склонны замечать различия между просоциальным и антисоциальным поведением. Они часто вознаграждают детей за поведение, направленное на то, чтобы принудить других пойти на уступки, например, уделяя им внимание, а порой даже прямо одобряя, когда те стремятся во что бы то ни стало настоять на своем, и в то же время такие родители нередко игнорируют, не замечают и не вознаграждают их дружественные, конструктивные действия. Даже наказывая за агрессивность, они не всегда ясно дают детям понять, что наказания, которым их подвергают, вызваны их плохим поведением».

К этому добавляется агрессивное обращение таких родителей со своими детьми, что вызывает их обратную агрессивную реакцию. Ясно, что это тоже способствует развитию агрессивности у детей. Если агрессивные действия таких детей подкрепляются, то развитие их агрессивности как характерологического комплекса идет почти беспрепятственно.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ