Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Анализ пьесы Вадима Леванова «Выглядки» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Героем рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» является мальчик «с ручкой», т.е. просящий милостыню, «очень маленький, лет шести или даже менее».

Подвал сырой и очень холодный. Мальчик одет в какой-то халатик. Спал на нарах, «где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его». «Какой-то один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко.» Жутко было ребёнку находиться в подвале, кругом царила темнота.

В рассказе сравниваются два города: город, откуда он с мамой приехал, и город, где волей судьбы мальчику пришлось оказаться и погибнуть.

Первый город, оставшийся в памяти ребёнка, - это город, где «по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется - никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать…»

Второй город резко противопоставлен первому: «… а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, … и мороз, мороз!» Кругом царит жестокость и страшное равнодушие: «Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их… и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь… Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.» Ребёнок видит улицу – «ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно…» Несмотря на обилие цвета, блеска, рождественской мишуры, этот город несёт смерть.

Смерть мальчика изображена в конце рассказа, когда он прибежал в подворотню, на чужой двор, присел в укромном темной месте, за дровами, чтобы скрыться от жестокого, черствого, равнодушного, убивающего мира. В предложении «… он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка!..» многоточие между союзами И указывает на переход мальчиком границы между жизнью и смертью.

Матери, которые присутствуют у Христа на елке, называются «грешными». А как может безгрешная, настоящая мать допустить, чтобы у её ребенка, не успевшего познать радости жизни, так чудовищно трагически оборвалась маленькая безгрешная жизнь? К тому же всё происходит в канун Рождества. Как можно забыть о душе, добре, любви к ближнему?

В конце события разворачиваются в каком-то фантастическом времени, т.е. сообщение о смерти мальчика не является финальным. Фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой - воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Последний абзац, в котором повествователь как бы сомневается в необходимости таких сюжетов в литературе, умело наводит нас на мысль, что такие события могут происходить и в действительности. И каждый должен извлечь из этого рассказа нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости – всего, чего так порой нам не хватает в этой непростой жизни.

Героями пьесы В.Леванова «Выглядки» являются два мальчика: Никита 5-и с половиной лет и Денис 4-х с половиной лет. Мальчики живут мне непонятно где. Нет конкретного описания жилища. Какая-то квартира. Дети одни на протяжении всего последнего в их жизни диалога. Всё время они ждут, что придет ОНА. Лишь в конце пьесы мы узнаём, кто это ОНА: «ОНА придет скоро... Скоро... МАМА!.. МА...»

Квартира – это какая-то пустота, ужас, какой прижизненный гроб. Внешний мир страшен, хотя именно он доставляет массу приятных предсмертных детских воспоминаний: где-то на улице вкусный снег, кто-то угощает мороженым, кто-то принёс картошки, она должна принести белое и черное: белое – это хлеб, черное – это ржаной…

С внешнего мира они с теплотой вспоминают лишь «дяденьку, который был с бородой. И он меня катал на КАРУСЕЛИ!.. И он меня к себе на коленки сажал, и мы с ним кружились так!.. Он мне еще покупал... знаешь чего? МОРОЖЕНОЕ! Оно такое было холодное, БЕЛОЕ, как снег, вкусное! сладкое! он - мой папка. Вот.» Возможно, он для них герой. Господи, как мало надо ребенку, чтобы быть счастливым!

Смерть братьев изображена в конце пьесы. Мальчики практически одновременно умирают. После многочисленных пауз в диалоге, обозначенных многоточием, и молчаний, мы слышим, как старший мальчик говорит о какой-то бороде, которая колется и щекотит, т.е. доставляет радость. Здесь звучит тот же мотив, что и у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке»: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя".

Пьеса заканчивается словами, которые явно принадлежат Иисусу Христу:

ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ,

ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ.

Эти слова опять заставляют нас извлечь из этого произведения нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости.

Оба произведения близки в своей идейной направленности. В них звучит один и тот же мотив: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя". Отличие в том, что повествование у Достоевского ведётся от третьего лица, но художественные средства передают душевное состояние мальчика, заставляют читателя ощутить боль и страдания героя, а у Леванова говорят сами герои, но боль их ощутима не менее. Восклицательные предложения пронизывают тексты, они передают то восхищение и радость героев, то их боль и страх. В вопросительных предложениях голоса автора и мальчиков сливаются. Эффект «присутствия» у Достоевского усиливают однородные члены предложений, а у Леванова, конечно же, диалог. Всё это делает описание более детальным, заставляет обратить внимание на скорбные подробности жизни маленьких мальчиков.

Леванов в пьесе «Выглядки» отсылает читателя к рассказу Ф.М. Достоевского. Героям произведений плохо от человеческой бессердечности, душевной мёртвости. «Живые куколки» у Достоевского противопоставлены мёртвым душой людям, а у Леванова - одно из самых страшных зол, когда мать бросает своё дитя. Всегда и у всех людей ребёнок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Среди «униженных и оскорблённых» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила Ф.М.Достоевского в XIX век, как и современного нам писателя В. Леванова.

Маленький рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» написал Ф. И. Достоевский. Он очень сильно перекликается с рассказом великого датского сказочника Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Если в них вдумываешься, то сразу вспоминаются страшные судьбы детей, повинных только в том, что они нищие, а потому лишены всех радостей, которое им положены. Их удел - несбывшиеся мечты и страдания. Ниже будет изложено краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» - шедевра русского гения.

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

Вступление

Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.

Ребенок, просящий милостыню, сам себя называл «мальчик с ручкой». Принесенные деньги родители тут же пропивают. Иногда, чтобы посмеяться над ребенком, ему насильно вливают в рот водку, и он от этой отравы, задыхаясь, бессильно падает на пол. Когда мальчики подрастают, их отправляют работать на фабрику, деньги у них отбирают и снова пропивают. Чтобы выжить, дети пускаются воровать и быстро привыкают к жульничеству, даже не понимая, что совершают преступление.

Завязка сюжета

Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».

Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.

За окнами он видит большое дерево, игрушечную лошадку, веселых детишек, которые бегают и играют. Этот богатый и красивый мир, которого он никогда прежде не видел, вызывает у мальчика восхищение. Тем временем он совсем замерз: у него покраснели и престали сгибаться пальчики на ручках и на ножках. Он заплакал и побежал дальше. Вдруг через стекло он увидел стол, уставленный пирогами, за которым сидели барыни и угощали всех, кто к ним заходил. Дальше краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» становится еще печальнее. Мальчуган пробрался в дом, но его быстро выпроводили, сунув в окоченевшие пальчики копеечку, которую он не смог удержать ими, и она укатилась. Побежал мальчуган неизвестно куда. Ему и страшно, и тоскливо. Но вдруг он увидел в витрине куколок, разодетых в красивые разноцветные платьица, и рядом с ними - скрипача-старичка. Вдруг весело стало нашему малышу. Только недолгой была его радость. Об этом сообщает краткое содержание «Мальчика у Христа на елке». На него налетел злобный большой мальчик и сорвал с головы картузик, пнул ногой. Упал и покатился малыш. Он ужасно испугался и забежал в какой-то двор и спрятался за дровами. Вдруг ему стало тепло-тепло и захотелось заснуть.

Окончание

Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.

Кто-то над ним нагнулся, поднял его, и тут произошло чудо: все засияло, появилась нарядная елка, и вокруг забегали девочки и мальчики, стали его целовать и летать вместе с ним. А мама-то стоит в сторонке и улыбается. Мальчишечке хочется всем рассказать про увиденных куколок и узнать, где он сейчас. «Девочки и мальчики, вы кто?» - спрашивает он своих новых друзей и узнает от них, что они все умерли и стали ангелами, и для них Христос всегда устраивает в этот день елку. Они здесь все счастливы, как и счастливы их матери.

Финал

Утром дворники за поленницей нашли замерзший трупик маленького мальчика. Они также нашли его мертвую мать. Автору все кажется, что это все могло произойти в действительности, а о событиях на небесах он и не знает, что сказать. Ведь не случайно он писатель, мог все и придумать - такая профессия.

Персонажи рассказа

Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему - легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

«Мальчик у Христа на елке»: анализ

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.

Кроме того, он видел, что есть кукольный красивый мирок, в котором куколки противопоставлены живым черствым бездушным людям. Малыш, который замерзает на улицах большого города, ни единому человеку не интересен и не нужен. Это полная горькая правда, которую раскрывает Ф. М. Достоевский. Он подчеркивает в конце рассказа, что на елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия.

Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

«Мальчик у Христа на елке»: отзывы

Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа.

обучающие:

Познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;

Ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;

Продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;

развивающие - продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;

воспитательные:

Дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;

Формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Технология: личностно-ориентированная.

Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом (<Приложение 1 >)

Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)

2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)

Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.

Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество.

(Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса.

И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых дел.

А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)

В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все - от государя до простых смертных.

Рождество - праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.

Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют горе, нужда и одиночество.

Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского - одного из самых “трудных”, взрослых писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет _________________________________

(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” - так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой - дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений).

Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого жанра нас познакомит ____________________________

(Святочный или рождественский рассказ - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).

Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5). Запись в тетрадь.

В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий. (СЛАЙД 6)

3. Анализ рассказа.

(Знакомство с главным героем рассказа)

С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте.

Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда - “какой-то халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительно-ласкательные суффиксы), а главное это безликое существо “хотело кушать”. Имя?

Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте.

Что вас больше всего поражает?

Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)

На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какой-нибудь”, “копеечку”)

Завязка.

Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург Достоевского”).

Что видит мальчик?

Что слышит мальчик?

Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3-его лица?

Обобщение учителя:

а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх;

Прочитаем следующий отрывок - от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.

Иллюстрация.

(Слайд 9) + музыка

А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике.

Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым душой людям).

Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.)

Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой.

А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11).

А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был по-настоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка творческой работы. 1 вариант)

Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ - 1 часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале.

Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10)

И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”.

Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2 вариант). (СЛАЙД 12)

4. Подведение итогов урока.

Святочный (рождественский) рассказ - это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - счастливый.

Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические средства выразительности - система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.

Вера, милосердие, сострадание - вечные непреходящие человеческие ценности.

5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя.

Рождество - светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)

Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке».

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика - напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия - Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода - преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик» и т. д.

Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.

Затем опять контраст - елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ