Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Сама психология вышла из философии – науки о душе. Но это далеко не единственная связь, сохранившаяся в настоящее время. Стоит вспомнить предмет психологии (человек) и представить, у скольких еще наук схожий предмет: социология, педагогика, медицина, биология, история и другие гуманитарные, естественные и даже точные науки. Например, математика – какая же психология без статистики и подсчета результатов эксперимента.

Современная психология по-прежнему основывается на философских принципах, методах и теориях. Уж слишком часто затрагиваются проблемы сути человеческого существования и причин внутренней дисгармонии. Теории таких известных психологов, как Фрейд, Юнг, Фромм именуются философскими.

Но несмотря на отделение психологии и философия не может существовать обособленно. Так и переплетаются эти науки, исследуя проблему социального и биологического фактора в человеке, особенности познания окружающего мира, феноменов типа веры и смерти, и усвоения ценностей.

Психология и история

История взаимосвязана с психологией ничуть не меньше, чем философия. Ценности, стереотипы, модели поведения, требования, нормы общества меняются от столетия к столетию, от года к году. Но влияние истории как условий проживания человека – одна сторона. Другая сторона – учет исторического опыта и исторической наследственности, которая влияет на с рождения (что давно подтверждено в психологии).

Кроме того, интересно и другое:

  • с одной стороны исторические события и перипетии влияют на психику человека;
  • но с другой стороны сам человек влияет на историю (нельзя сказать, что абсолютно все люди ее вершат – этим занимаются (как положительные, так и отрицательные), но их немало).

Да что там говорить, любой психологический феномен невозможно всесторонне изучить, не углубляясь в историю. И самый главный наш элемент (психика) тому подтверждение. Откуда стало известно, что человек развивается, что наша психика так похожа на психику животных, но все-таки отличается? Из истории. Как можно определить начало какого-то феномена? Проанализировав историю. И условия развития чего-либо, благоприятные и неблагоприятные факторы подскажет история.

Человек не может жить без общества, а история позволяет проследить развитие общественного сознания. Существует даже специальное научное направление – историческая психология, которая изучает особенности развития психики и усвоения социального опыта в разные эпохи. Психология и история еще и некоторыми методами исследований обменялись. Например, метод периодизации, типологии, сравнения.

Психология и социология

Еще одна тесная связь. Тут и распинаться особо не нужно, достаточно сказать базисное утверждение психологии: человек – это социально-биологическое существо.

  • До сих пор не поставлена точка в спорах о том, что в человеке первично: влияние генов или влияние социума.
  • Но с тем, что оба фактора влияют очень сильно, уже давно согласны все исследователи. Что бы ни заложила в нас природа, без общества мы не научимся жизни именно в этом конкретном социуме.

И опять же в психологии есть специальное направление – социальная психология, которая изучает функционирование социума как единого организма и особенности поведения человека в рамках каких-либо групп. И так же, как и с историей, психология и социология обменялись методами исследований. Например, опросы и анкеты пришли из социологии. Сама теория социального научения пришла из социологии. А вот и группы пришла в социологию из психологии.

Психология и педагогика

Все, что касается развития детей, обучения и воспитания, перевоспитания (уже не только детей) тесно связано с педагогикой. Воспитание детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик. Саму программу обучения нужно подбирать с учетом и индивидуально-личностных особенностей человека, учитывая его возможности (зона развития).

И, конечно, существует особое направление – педагогическая психология.

  • Как помочь ребенку ?
  • Как создать условия, соответствующие его особенностям?
  • Как соотнести сензитивные периоды развития и программу обучения?
  • Как привить ценности и нормы общества?

На все ответит педагогическая психология.

Психология и биология

Биология раскрывает нашу вторую сторону – врожденные особенности. Кроме того, на стыке биологии и психологии возникла зоопсихология и нейропсихология, психогенетика. Биология позволяет выяснить органические нарушения, а психология скажет, как они влияют на психику и поведение человека, его социализацию.

Также биология подскажет, какие внешние природные факторы влияют на личность в каждом конкретном случае, почему дети иногда рождаются с патологиями и как это связано с психикой. Само устройство психики и строение мозга, функционирование центральной нервной системы расшифрует нейропсихология.

Психология и медицина

На стыке этих наук образовалась медицинская психология, или клиническая психология. Она позволяет в единстве рассматривать болезни и их причины, в том числе психологические. С другой стороны, она раскрывает восприятие человеком своего .

Если психология – наука о душе, которая при необходимости скорее корректирует и реабилитирует, то клиническая психология – наука о взаимосвязи болезней и психических изменений, занимается лечением.

Психология и юриспруденция, право

Стоит ли говорить о тесном сотрудничестве следователей и психологов? По-моему, очевидно, что невозможно «расколоть» человека или предугадать действия преступника, если не знать его психологический портрет, не владеть методами воздействия и не уметь противостоять .

Психологов приглашают дополнить или изучить . Многие проблемы, например, девиации, асоциальный образ жизни, дезадаптация, заставляют вместе работать сотрудников органов и психологов. Предотвращать, реабилитировать, корректировать, информировать – задача юридической психологии.

Психология и менеджмент

Разве может сфера услуг существовать без знания человеческой психологии? Нет, совершенно не может. Как заинтересовать клиента, как ему угодить, как решить – на все ответит психология менеджмента.

Послесловие

Таким образом, можно сказать, что психология занимает центральное место в системе всего научного знания. Она соединяет все сферы жизни человека. Психологию все чаще включают в разные обучающие программы как специальную или прикладную дисциплину.

Кроме описанных в статье наук психология связана еще и с политологией, экономикой, строительством. В общем, всем, где идет речь о жизни человека. Еще Платон назвал психологию королевой всех наук. Хотя как отдельную науку признавать ее стали позже (середина XIX века – начало XX века). До сих пор остается актуальной классификация А. Кедрова, в которой он поставил психологию в центре, а к ней сделал примыкающими философские, технические и общественные науки.

Современная психология имеет множество отраслей и их названия говорят сами за себя (относительно связи психологии с другими науками):

  • общая психология;
  • социальная психология;
  • возрастная психология;
  • клиническая психология;
  • педагогическая психология;
  • инженерная психология;
  • дифференциальная психология;
  • гендерная психология;
  • сравнительная психология;
  • зоопсихология;
  • авиационная психология;
  • космическая психология;
  • психофизиология;
  • психология рекламы;
  • военная психология;
  • парапсихология;
  • психология управления;
  • экологическая психология;
  • юридическая психология.

Отрасли психологи расширяются так же быстро, как появляются новые профессии, например, психолог-эргономист. В его обязанности входит информировать конструкторов техники о том, как лучше для человеческой психики конструировать машины, роботы, автоматы (уровень света, звука, расположение рычагов, дисплея); как и при каких именно условиях, обстоятельствах должны соблюдаться те или иные стандарты.

В современной науке просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей и дисциплин. Анализируя интегративность науки, Ж.Пиаже (1966), Б.Г.Ананьев (1967, 1977), Б.М.Кедров (1981) отмечали, что в центре научного знания находится психология – как наука о человеке. Интерпретация представленной Б.М.Кедровым схемы научного знания, вершиной которого являются естественные науки, углы основания – философия и гуманитарные науки, а в центре соединенная с этими науками психология, соотносится с утверждением Ж.Пиаже, высказанным им в работе «Психология, междисциплинарные связи и система наук» (1966), о том, что «…психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».

Академиком Б.М.Кедровым была предложена следующая схема современного научного знания:

Естественные науки

В соответствии с этой схемой психология лежит в центре современного научного знания, т.к. человек является субъектом постижения знаний об окружающем мире. Он накапливает научные знания, их систематизирует. Через человека, как через призму. Проходит весь поток информации о мире.

Схема Б.М. Кедрова в сегодняшних публикациях встречается в несколько измененном виде

,

Согласно последней схеме технические науки приобретают особую важность, как создающие орудия для изучения естественных объектов. Однако положение психологи не изменяется, что свидетельствует о прочной и важной позиции психологии в системе научного знания.

Психология как наука, находящаяся в центре наукознания, имеет связи с различными научными отраслями, прежде всего с

1. Философией,

2. Биологией,

3. Медициной,

4. Точными науками,

5. Историей,

6. Социологией,

7. Педагогикой,

8. Техническими науками

9. Филологией.

Психология и философия . Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы. В древности психология, как и многие другие науки, была частью философии. Постепенно из философии выделились точные, естественные, общественные, гуманитарные науки. В настоящем философия выступает уже не как «царица наук», а как одна из множества равноправных дисциплин.

Психология сохранила самые тесные связи с философией, что объясняется следующими обстоятельствами:

а) проблемы души человека интересуют также и философов.

К этим проблемам, прежде всего, относятся вопросы познания человеком себя и окружающего мира, природы человеческого сознания и мышления, личности человека, проблемы счастья и одиночества;

б) наличие в психологии проблем, требующих для своего разрешения глубоких философских знаний;

в) для решения большинства психологических тем важно адекватное использование методов исследования и решение методологических проблем.

Методология науки – это область философии, изучающая научное знание и научную деятельность. Методология науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта, предмета анализа, задач исследования, формирует представление о правомерности применения методов исследования, возможности получения с помощью этих методов достоверного знания. Все обозначенные проблемы вопрос, нуждаются в философском анализе. Без их решения невозможно доказать истинность или ложность научного знания.

Психология и биология . Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

Биология сделала возможным превращение психологии из философской науки в опытную, близкую к естественной. На заре своего возникновения в качестве полноправной, научной, экспериментальной дисциплины психология строилась по модели биологической науки. Психическая деятельность тесно связана с работой мозга и функционированием ЦНС. Профессиональные психологи должны знать: как устроена и работает ЦНС, каким образом процессы, происходящие в НС, отражаются на реализации психических явлений.

Фундаментальные познания в области физиологии, анатомии и физиологии ЦНС получают психофизиологии, ученые, работающие в науке, возникшей на стыке биологии и психологии. Налицо взаимное обогащение и дополнение этих наук.

Особое значение для психологии имеет такая биологическая наука, как генетика. Открытия, сделанные в области изучения генома человека, позволяют решать не умозрительным путем вопросы того, что в психике человека является врожденным, а что приобретенным. Строгие научные исследования, направленные на разрешение означенных проблем, проводятся в психогенетике.

Психология и медицина . Медицину считают одним из важнейших источников психологического знания. Первые психологические сведения накапливались в медицинских трактатах. Более того, многие первые научные теории, объясняющие психологические явления, предложены врачами. Например, Гиппократ обосновал связь душевных и телесных явлений. Римский врач Гален создал учение о зависимости человеческого темперамента от преобладания тех или иных видов жидкостей в теле человека. Напомним, что именно медики внесли немалый вклад в развитие материалистических направлений психологии, и даже стали основателями некоторых из них, например, З Фрёйд, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Райх и др.

В современном мире медицина продолжает играть существенную роль в разработке психологических знаний, в развитии и поддержании психологической науки. Так, врачи, ставя диагноз различных заболеваний, разрабатывая и используя различные методы лечения, наблюдая в клинике за поведением больных, подробно описывают психологические состояния и поведение больных, показывая их связь с работой организма. Все это вносит ощутимый вклад в разработку современных психологических знаний.

Наиболее важные сведения для психологии поставляют такие области медицины, как: психиатрия, неврология, психотерапия. Неврологи, изучая НС человека, фиксируют и анализируют психологические реакции человека, связанные с активностью нервной системы и отдельных ее частей. Тем самым они обогащают научные знания о связях психических процессов с работой ЦНС. Психиатры и психотерапевты фиксируют и описывают особенности, состояния больных, используют эти данные, как при постановке диагноза, так и в оценке успешности лечения соответствующих заболеваний. Научные труды и практическая деятельность медиков способствуют обогащению психологической науки разнообразными сведениями о динамике психических явлений и об их проявления у человека в зависимости от его физического состояния. Полученные данные полезны не только для понимания патологии, но и нормы.

Между современной психологией и медициной наличествуют плодотворные связи и тесное сотрудничество. Немало наук, возникло на стыке психологии и медицины. К ним можно отнести клиническую и медицинскую психологии, патопсихологию, нейропсихологию, ряд отраслей специальной психологии, которая занимается вопросами обучения и коррекции людей с нарушениями в развитии, обусловленными органическими дефектами ЦНС и органов чувств, а также психофармакологию и др. Клинические психологи вместе с врачами работают в современных учреждениях. Помогая им в уточнении диагноза, лечении заболеваний и реабилитации больных.

Психология и точные науки . Среди точных наук важнейшее место занимает математика. Именно математика и кибернетика предоставляют и разрабатывают математический аппарат для обработки полученной в экспериментальных исследованиях информации. Не последнюю роль играет математическое моделирование психических явлений. Важную роль в интерпретации данных играет математическая логика, без которой сегодняшнее состояние психологии не мыслится.

После того, как психология превратилась в экспериментальную науку, появилась необходимость в математической обработке полученных данных и точном построении психологического эксперимента. Психологи стремились к тому, чтобы стать похожими на математиков и физиков. У физиков также имелся интерес к психологии. Физик Э.Вебер обнаружил зависимость, существующую между физическими стимулами и ощущениями человека. Открытая зависимость была превращена его коллегой по университету Э.Вебером в психофизический закон формула, которого связала психологию с математикой и физикой. Возникла новая наука – психофизика. Физика стала вообще полезной наукой для психологов. В ряде отраслей психологии появилось немало терминов, напрямую заимствованных из физики, таких как: «стимул», «поле», «пространство».

Союз психологии и математики оформился в конце XIX в. Это произошло благодаря трудам английского ученого Ф.Гальтона и привлеченным им к сотрудничеству математиков Р.Фишера, Ч.Спирмена. Ф.Гальтон поставил перед собой задачу измерить способности человека, его интеллект и доказать факт наследования способностей. Для решения поставленной задачи Ф.Гальтону потребовался математический аппарат, позволявший сравнить способности одного человека с другим. Такой аппарат был разработан Ч.Спирменом (статистический метод корреляций) и Р.Фишером (методы дисперсионного и факторного анализа).

Процедура точной количественной оценки и математического представления зависимостей, существующих между психологическими явлениями, начиная с того времени, становится обязательным атрибутом для научной экспериментальной психологии. Возникает новая психологическая отрасль, соединяющая математику и психологию – математическая психология. Математическая психология ставит и решает психологические вопросы, связанные с разработкой и функционированием математического знания, вопросы, касающиеся применения математики в различных областях современной психологии.

Психология и история. Без знаний исторических фактов трудно понять поступки и размышлений человека. Очевидно, этим объясняется тот факт, что одним из ярких направлений психологии стала историческая психология. Историки, размышляя над причинами и ходом исторических событий, пришли к выводу, что исторические события в немалой степени зависят от психологических особенностей людей, живущих в ту или иную эпоху. Сотрудничество историков и психологов имеет разные формы, т.к. каждая из наук время от времени обращается к другой с целью использования имеющихся в ней данных. Обе науки обогащают друг друга и методами исследования. Например, историк может использовать психологические приемы и методы, изучая личность исторического деятеля. Психолог, со своей стороны, может применить методы исторического анализа для понимания поведения и состояний людей прошлых поколений или живущих в настоящем. Примером является применение метода исторического анализа. Суть его состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления, рассматриваемого в том виде, в каком оно существует в настоящее время, прослеживается его развитие в истории человечества от элементарных, древнейших до наиболее сложных форм. Используя данный метод, Л.С.Выготский проследил возникновение и развитие у людей речи и мышления в филогенезе. То же самое в свое время сделал П.П. Блонский применительно к развитию логической памяти человека. Он доказал, логическая память возникла у человека относительно недавно. На протяжении всей истории человека и его культуры последовательно появляются и сменяют друг друга двигательная, эмоциональная и образная виды памяти.

Плодотворной идеей объединяющей историков и психологов есть идея о том, что современный человек есть продукт истории развития общества. Показано, что особенности психики людей тесно связаны с социально-историческими и социально-экономическими особенностями того общества, в котором они живут.

Культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским, свидетельствует, что культурные достижения человечества: изобретение языков, культурных знаков, орудий – стали мощным фактором продвижения вперед психологического развития человечества. Д. Макклелланд обнаружил зависимость социально-экономических условий страны и силы мотива достижения успеха у людей, ее населяющих.

Психология и социология . И социология, и психология возникли во второй половине XIX в. Социология изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения. С момента своего возникновения эти науки оказались тесно связанными общим научным объектом (социальные психические явления). Интерес социологов к этим явлениям обусловлен стремлением глубже понять процессы, происходящие в обществе, а внимание психологов массовые психологические явления привлекли как яркие проявления душевной жизни людей.

Сотрудничество социологии и психологии вначале развивалось в рамках социальной психологии – пограничной науки, к которой в равной степени относятся обе науки. В настоящее время обе науки находят общие точки соприкосновения в разработке проблем, связанных с взаимодействием личности и общества, функционирования и развития больших и малых групп, социализация индивида, социальные установки. Социология нередко заимствует из психологии методы исследования (например, социометрия), психология часто использует социологические методы (например, опросы).

Психология и педагогика . Психология и педагогика имеют давнюю историю сотрудничества. Многие известные педагоги прошлого: Г.Песталоцци, А.Дистервег, П.Ф.Каптерев – признавали необходимость широкого применения психологических знаний в педагогике. Связи психологии и педагогики значительно упрочились, когда психология превратилась в экспериментальную науку. В конце XIX – начале XX веков на стыке названных дисциплин возникает пограничная отрасль знания – педагогическая психология. Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания индивида; механизмы освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом основные изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека в рамках деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

В начале XX в. оформилась и получила признание в ряде стран наука, представляющая синтез педагогических, физиологических, психологических, социальных, медицинских, генетических знаний о ребёнке – педология. Педология, просуществовав почти сорок лет, внесла существенный вклад в сотрудничество психологов и педагогов.

Психология и технические науки . Техника стала частью нашей повседневной жизни. Возникла область психологической науки, изучающая информационного взаимодействия человека и технических устройств, инженерная психология. Возникновение инженерной психологии обусловлено техническим прогрессом и связным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании и эксплуатации техники. Применение психологических знаний к проектированию и эксплуатации системы «человек-машина» повышает эффективность и надежность работы системы, оптимизирует труд человека, позволяет рационально распределять функции между человеком и машиной.

Технические науки оказали плодотворное влияние на психологические знания. Ряд исследований психических функций невозможно произвести без технических средств. Влияние технических приборов на психическое состояние, возможности выявления особенностей психики с помощью технических средств важное условие дальнейшего совершенствования технического прогресса.

Психология и филология . Филологией называется совокупность наук, изучающая культуру народа, выраженную в языке и народном творчестве. Если рассматривать язык как систему знаков, то наиболее тесные связи у психологии с семиотикой, наукой о сущности и общих законах функционирования знаковых систем. Язык науки, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято считать как систему знаков. Важность знаков заключается не только в том, что они выступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных данных восприятия. Под знаком в современной семиотике понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающее в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета, явления, действия и используемое для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Все психические процессы опосредованы, облечены в знаковую форму. «Оголенных» психических процессов не существует, любые психические явления опосредованы.

По поводу знаков и знаковых моделей о реализации высших психических функций, каковых большинство среди психических функций человека Л.С.Выготский писал: «…В высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. Подобно тому, как применение того или иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь основной процесс» (Выготский Л.С., 1960, с. 160).

Знание правил функционирования знаков, их интерпретации важны для психологической науки, что позволяет говорить о тесной связи филологической и психологической наук.

Таким образом, говоря о связи психологии с другими науками, можно сделать следующие выводы:

·область применения психологических знаний широка;

·психология востребована в точных, естественных, гуманитарных и общественных науках.

Поскольку психологическая наука востребована различными научными дисциплинами, постольку она должна обладать широкой структурой.

Отрасли психологии

II. По субъекту выполняемой деятельности: патопсихология, зоопсихология, детская, этнопсихология, психология личности и т.д.

III. По соединению научных и практических проблем: психофизиология, инженерная, нейропсихология, лингвопсихология и т.д.

Остановим свое внимание на тех отраслях психологии, которые значимы для медицины.

По основание «содержание деятельности» выделяется Медицинская психология, или отрасль психологической науки, изучающая психологические аспекты гигиены профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.

По основанию «субъект выполняемой деятельности» для медицины важна такая отрасль как Патопсихология , под которой понимается раздел медицинской психологии, изучающей закономерности функционирования и распада психической деятельности и свойств личности при душевных заболеваниях. Патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Прикладное значение Патопсихологии в практике медицины выражается в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установлении степени выраженности психического дефекта, оценке эффективности проводимого лечения.

По основанию «связь с практикой» значимой для медицинской науки и практики является Нейропсихология , т.е. отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функции.

Ученые-психологи

Следующее условие признания той или иной области человеческой жизнедеятельности наукой - наличие людей, обладающих определенными знаниями, умениями и, конечно, особыми личностными характеристиками. Именно такие люди способны создавать новое знание. Как упоминалось выше научное знание личностно. Личность ученого – важнейшее условие создания, функционирования и развития научной школы.

Понятно, чтобы быть научным работником, недостаточно получить сведения из той или иной области наукознания, отработать определенные умения. В житейской психологии распространено мнение о талантливости и уме ученых. Научные исследования личности научных работников свидетельствуют скорее об особой мотивации этих людей, чем о слишком высоком уровне их интеллектуальных способностей. Применительно к занятиям наукой в отношении тех ученых, энергию которых поглощают ими самими выношенные идеи, говорят о внутренней мотивации научного творчества. Лишь эту мотивацию следует рассматривать как истинно научную.

Рамон-и-Кахаль утверждал, что именно мотивация является решающим фактором научного творчества: «Не особые интеллектуальные способности отличают исследователя от других людей, а его мотивация, которая объединяет две страсти: любовь к истине и жажду славы; именно они, придают обычному рассудку то высокое напряжение, которое ведет к открытию».

Основной составляющей личности ученого является мотивированность на познание и признание своих успехов, а не интеллектуальная одаренность. Мотивация должна быть внутренней, а не внешней, т.е. совокупность побуждений учёного создается объективной, независимой от исследователя логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы.

Познание никому прежде неведомого оказывается для ученого высшей ценностью и наградой, дающей наибольшее удовлетворение. Как-то в руки молодого А.А.Ухтомского попала книга о молодом враче, решившем для пользы науки произвести над собой последний опыт – сделать себе харакири и детально описать свои ощущения. В книге рассказывалось, что когда соседи, заподозрив неладное, выломали дверь и ворвались в комнату, врач, указывая на свои записки, попросил передать их в научное учреждение. «Яркое художественное описание страданий сочеталось со светлым осознанием того, что своими страданиями можно приоткрыть завесу над тайной смерти. Все это ошеломило меня», - вспоминал А.А.Ухтомский.

Для ученого значимо, чтобы о достигнутом им результате был оповещен социальный мир, признан его авторитет в сфере интеллекта, духовных ценностей. Одним из мотивов творчества человека науки является признание на личное бессмертие, достигнутое вкладом в мир нетленных идей.

Случай с Фалесом ярко подтверждает эту мысль. 34 В благодарность за предсказание солнечного затмения царь предложил Фалесу назвать награду. Фалес попросил: «Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал (обращение к царю – В.С.) приписывать себе, когда станешь передавать другим, то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой». Признание того, что научная истина была открыта его собственным умом и что память об авторстве должна дойти до других, Фалес поставил выше любых материальных благ. В этом эпизоде проявилась одна из ярких особенностей психологии человека науки.

Стремление к утверждению собственного имени среди имен, внесших вклад в общечеловеческую культуру, иными словами наличие стремления к самоутверждению – одна из важнейших характеристик учёного. Указанный фактор может служить объяснением того, почему И.М.Сеченов почти всю свою энергию отдал не нервным центрам, а химизму дыхания; почему И.П.Павлов и В.М.Бехтерев, оба исходившие из принципа рефлекторной регуляции поведения, не признавали достижений друг друга и враждовали между собой; почему нет такой научной теории, которая не вызывала бы противодействия со стороны учёных, обладающих не меньшей приверженностью научным идеалам и не меньшей силой логического мышления, чем автор иной научной идеи.

Внутренняя мотивация научных открытий – познание научной истины. Внутренняя мотивация определяется логикой познания. Она зарождается во взаимодействии запросов логики самой науки и готовностью субъекта их реализовать. Познавательные интересы учёного могут не совпадать с интересами иных научных деятелей. Несовпадение создает конфликтную ситуацию. История подтверждает правоту высказывания У.Джемса о судьбе некоторых научных идеей, указавшего этапы принятия научных идей.

Место психологии среди гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Наличие элементов, роднящих с гуманитарными и естественными дисциплинами. Психологическая наука изучает сложные и разнообразные явления. Спектр психологических явлений столь широк, что затрудняет отнесение психологии к наукам гуманитарным или естественнонаучным. Являясь центром наукознания, психология вобрала в себя специфические признаки и гуманитарных, и естественных наук. Интересно, что в «Большом толковом словаре русских существительных» от 2005 г. психологию поместили в разделе «Существительные, обозначающие естественные науки».

Рассмотрим отличия естественных и гуманитарных наук :

1. Гуманитарные и естественные науки различаются объектами изучения.

Гуманитарные науки изучают артефакты: культуру, историю народов, общественные явления. Естественные же науки изучают процессы и явления природы, их связи и закономерности.

2. Гуманитарные и естественные науки различаются сферами использования и применения знаний.

Естественные науки представляют собой «духовную потенцию производства» (К.Маркс), выступают как непосредственная производительная сила. Гуманитарные науки составляют потенциальные силы для развития и совершенствования общественных отношений.

3. Гуманитарные и естественные науки различаются методами и способами получения научных знаний.

Гуманитарные науки используют теоретические и в меньшей степени эмпирические методы изучения. Для них характерны феноменологические методы, описывающие единичные явления. В гуманитарных науках практически не используются экспериментальные методы, характерные для естественнонаучных дисциплин.

4. Гуманитарные и естественные науки различаются мерой влияния экспериментатора на реакции и состояние изучаемого объекта.

В естественных науках исследователь выступает как носитель научных процедур, а в гуманитарных – исследователь активно влияет на изучаемый феномен.

Однако обе ветви наукознания вышли из философии и своей теоретической частью (понятиями, категориями, законами, гипотезами), а также разработкой приемами и методами научного исследования примыкают к философии. Обе ветви наукознания влияют на развитие философии и закономерно обуславливают смену научных теорий и методов.

Психологическая наука долгое время существовала как гуманитарная наука. Со времен Аристотеля и практически до XVII в. её предметом была душа. Начиная с XVII в., предметом психологии становятся факты сознания. Сознание – одна из тем философии, и до второй половины XIX в. оно изучалось методами и в рамках гуманитарных наук. С середины позапрошлого века ученые попытались распространить на сознание естественно научные методы для объективного изучения его и тщательного анализа.

Естественно-научный подход в познании практически был реализован в работах Галилея. Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания, а лишь такие, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов, но с другой – это описание предполагает проецирование на объекты природы научной теории. Галилей первым применил эксперимент.

Начиная с известной школы В.Вундта, психология пыталась построить себя как точная, естественная наука, как наука опытная, экспериментальная. Но естественнонаучная парадигма изучения применима к природным явлениям. В.Вундт и его сотрудники не рассматривали сознание как природное явление. Ими не была сформулирована четкая научная психологическая теория, что не позволило выделить основной и дополнительные процессы; соблюсти принцип объективности, т.е. контроль за тем, чтобы факт самого изучения не влиял на поведение объекта. Более того, интроспекционисты были уверены, что, чем исследователь опытнее и лучше осознает свои ощущения, тем более верно он изучает психику. Соединение в одном лице экспериментатора и исследуемого объекта противоречит принципу объективности. Исследователь не только влияет на изучаемый объект, но и целенаправленно его формирует. Метод интроспекции не подходил для решения поставленных задач, ибо представлял собою не естественно научное и экспериментальное изучение психики, а психотехническую процедуру по формированию психики.

Кризис психологической науки конца XIX века заставил усомниться в правильности определения предмета психологии. К началу XX века у психологической науки появляются новые объекты изучения: поведение и психика. Оба указанных объекта имеют признаки естественных природных явлений: психика – свойство высокоорганизованной материи мозга, а поведение рассматривалось как извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, система последовательно выполняемых моторных действий, как исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. При подобном понимании предмета психологии естественно научные парадигмы применимы к самой психологической науке.

Однако не все психологические направления принимают в качестве предмета психологии поведение или психику. Ряд школ и направлений в качестве предмета своей науки выбрали личность или неосознаваемые процессы. Под неосознаваемыми явлениями подразумеваются психические процессы, механизмы, образования, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчет. Представление о несознаваемых явлениях была начата З. Фрёйдом, обратившим внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек осознать не способен. Неосознаваемые явления функционируют по иным законам, нежели осознаваемые, что затрудняет создание точной, последовательной, строго логичной теории. По этим же обстоятельствам практически невозможно разработать экспериментальные процедуры. Наиболее приемлемые методы изучения – наблюдение и описание.

Гуманистическая психология выбрала предметом своего изучения личность, понимаемую как открытую саморазвивающуюся, совершенствующуюся структуру. Её внимание обращено, прежде всего, на специфические человеческие проявления: самоактуализацию, высшие ценности и смыслы, творчество, свободу, ответственность, межличностное общение и т.п. На сегодняшний день гуманистическая психология представляет собой конгломерат различных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители гуманистической психологии стремятся построить новую методологию познания человека. Как мы видим, основными вопросами изучения не являются проблемы естественно научного характера. В гуманистической психологии одним из важнейших методов изучения является феноменологический метод, метод изучения отдельных случаев.

Иными словами, два последних направления в большей степени обладают признаками гуманитарных наук, нежели естественных.

Вопрос о разграничении наук о человеке весьма сложный. Психология выступает объединяющим началом наук о человек, интегрирует в себе признаки и гуманитарных, и естественных наук. В зависимости от школы, отрасли, направления психологической науки в ней преобладают характеристики той или иной научной парадигмы.

Вопросы для контроля материала по теме «Психология как наука».

1. Дайте характеристику психологии как науки.

2. Раскройте научное понимание психики человека.

3. Проанализируйте основные функции психики. Проиллюстрируйте их примерами.

4. Какие особенности имеет психика человека?

5. Признаки психического отражения и психики?

6. Что современные отечественные психологи относят к психическим явлениям?

7. Каковы основные функции и проявления психики?

8. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.

9. Охарактеризуйте основные отрасли психологии.

10. Дайте краткую характеристику естественно-научных основ психологии.

11. Основные подходы к классификации психологических феноменов?

12. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы организмов в процессе эволюции?

13. Методы исследования в психологии.

14. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

15. Дайте общую характеристику принципов психологии.

16. Как соотносятся законы психологии и других наук?

17. Обоснуйте необходимость психологического образования для успешной деятельности современного врача.

1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М., Владос-Пресс, 2003, стр. 5 -54; 69 -81..

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12 -43.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо – Юрайт, 2002, стр.9 -99.

4. Государев Н.А., /Психология и педагогика, / М., Ось-89, 2006.

5. Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии, / М., Академия, 2002.

6. Лурия А.Р. / Лекции по общей психологии, / СПб, Питер, 2004, стр. 14 -62.

7. Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008.

8. Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12 -48; 80 -115.

9. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Психология, / М., Академия, 2001, стр. 3- 22.

10. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Теоретическая психология, / М., Академия, 2003.

11. Розин В.М. / Психология (наука и практика), / М., Омега – Л, 2005.

12. Психология и педагогика,/ под ред А.А. Бодалева, / М., Изд-во института Психотерапии, 2002, стр.15 – 33.

13. Тертель А.Л., / Психология (курс лекций) / М., Проспект, 2007.

14. Творогова Н.Д. / Психология (лекции для студентов медицинских вузов), / М., ВУНМЦ МЗ РСФСР, 1998.

15. Хомская Е.Д. / Нейропсихология, / М., УМК Психология, 2002.

16. Шкуренко Д.А. / Общая и медицинская психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, стр. 5 -50.


Гиппенрейтор Ю.Б. / Введение в общую психологию – М., 2002

Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. –М., 1986.

Леонтьев А.Н. / Философия психологии. – М., 1994.

Гальперин П.Я. / Введение в психологию – М., 2008.

Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009.

Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008.

Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004.

Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002.

Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии - М., 2002.

Немов Р.С. / Психология – М., 2205.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Теоретическая психология - М., 2003

Психология и педагогика / под ред. Бодалева А.А., Жукова В..И., Сластенинат В.А. – М., 2002.

Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка – М., 1988.

Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

Однако такое линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные кажется сейчас несколько устаревшим. В разработанной Б.М. Кедровым нелинейной классификации наук психология помещена внутри треугольника, вершины которого - естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.

Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологи-ческих проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогическая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

Еще по теме Связи психологии с другими науками:

  1. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками

Кафедра «Социальные технологии»

РЕФЕРАТ

«Психология и её связь с другими науками»

Тольятти 2008г.

Введение

1 Связь психологии с философией

2 Связь психологии с медициной

3 Связь психологии с правом

4 Связь психологии с менеджментом

5 Связь психологии с педагогикой

6 Связь психологии с финансами и кредитом

Введение

Психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность строго объективного подхода - подхода к человеку как к "явлению природы".

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы.

Связь психологии с науками естественными вполне очевидна - особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование неких общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики.

Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют "психологические школы" в рамках истории, социологии и языкознания.

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.

1. Связь психологии с философией

Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.

«Философия – искусство понимания», - писал Н.А. Бердяев. Действительно, философия, не будучи прикладной наукой, сама по себе воспитывает мыслью и словом и является в человеческих отношениях зеркалом социального устройства жизни, а также служит основой для других наук, в частности, психологии и педагогики. Образно говоря, она сама является психологией и педагогикой – их средством и методом понимания и воспитания человека.

Философская задача психологии и педагогики в том, чтобы лечить исковерканные души и утверждать целостные. Образование имеет корень «образ», который должен соответствовать человеческому образу.

Философия, в отличие от других наук, образовывает душу в целом. Еще Платон мечтал о таком идеальном государстве, в котором будут править философы, так как сознавал великую воспитательную силу философии, которая одна только и способна научить людей самостоятельно, свободно, т.е. творчески мыслить.

Философия есть воспитание, педагогика, так как она формирует мышление человека, тем самым воспитывая его личность в творческой свободе. Об этой главной, характерообразующей, психолого-педагогической функции философии, о ее педагогико-практическом назначении сказал еще Эпикур: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Еще четче эту мысль выразил Протагор: «Главная задача философии – воспитывать людей». В этих словах выражена идея, в которой заключается главная практическая ценность философии: она формирует посредством мышления личность нового человека. В этом проявляется ее тесная взаимосвязь с психологией и педагогикой.

В психологии все теории и конкретные вопросы возводятся, как отмечали С. Гессен и Л. Выготский, к философским проблемам. Философия составляет основу всех древних и современных психологических и педагогических теорий и исследований. Фразу Д. Локка «В разуме нет ничего, чего не было бы сначала в чувстве» можно перефразировать так: «В психологии и педагогике нет ничего, чего не было бы сначала в философии». В психологии, как и в педагогике, проявляется философское воззрение человека на окружающий мир. Понять и переосмыслить связь философии с психологией и педагогикой необходимо не только для решения психологических и педагогических проблем, как считал Л. Выготский, но и для самой философии.

Роль любых философских теорий сугубо практическая: преобразовывать мир – в этом проявляется ее психолого-педагогический характер. Психолого-педагогическая задача философии – сформировать самостоятельное мышление, раскрыть философско-психологические закономерности воздействия социального опыта на человека, которое носит педагогический, воспитывающий характер.

Философия и психология имеют общую основу: опыт человека. Но есть и разница: если в психологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социального опыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то к философии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философского опыта, не имея своего. Ибо философствование – не пустое теоретизирование, а такое осмысление своего опыта с помощью чужого философского опыта, выраженного в философских понятиях, когда пережитые человеком страдания приобретают особое значение, словно открывая ему мир заново. Через этот душевный опыт, который Д. Локк называл внутренним, и формируется личность, способная думать самостоятельно.

Философствование, будучи занятием глубоко личным, тем не менее, не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже в самом личном переживании подспудно содержится глобальный, всеобщий мировой опыт, связующий человека с другими людьми.

2. Связь психологии с медициной

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

Изучение влияния тех или иных болезней на психику;

Изучение различных проявлений психики в их динамике;

Изучение нарушений развития психики;

Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

Рассмотрим положение психологии в системе наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

Такое линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные является устаревшим. В нелинейной классификации наук , разработанной Б. М. Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, общественные и философские науки (рис. 2.1). Остальные науки находятся на стыке этих основных .

Рис. 2.1.

Тонкие квадратные пунктирные скобки, стоящие справа в каждой из двух частей схемы, означают, что в данном случае речь идет об охвате всех трех основных областей предметного мира или соответственно трех основных разделов науки. Характеризуя последние, можно сказать, что каждый из них представляет собой целую группу или комплекс отдельных наук. Такие группы, или комплексы, в схеме выделены крупным жирным шрифтом.

Технические и математические науки помещены Кедровым на стыке естественных наук с социальными, с одной стороны, и с философскими - с другой. Первые изучают практическое использование человеком законов неорганической природы в общественном производстве (сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, которые используют в практических целях законы органической природы). Вся эта группа практических наук поставлена в схеме между естествознанием и социальными науками, ближе к последним.

Между естественными и философскими науками в той же схеме поставлены математические науки. Они изучают определенные формы и стороны реальных процессов и предметов, их закономерностей, отражая эти формы и стороны, связи и отношения в абстрактном виде, т.е. имеют дело непосредственно лишь с отвлеченными понятиями (величина, число, множество, функция и т.д.). Абстрактный характер предмета математики, большое значение в ней логического метода исследования, обработки и доказательства истинности знаний сближают математику с логикой как частью философии.

В качестве частной промежуточной науки, дающей связи третьего порядка, выступает математическая логика, стоящая между логикой (частью философии) и математикой, ближе к последней, поскольку она является но преимуществу математической дисциплиной.

Особое место между всеми тремя основными разделами наук занимает психология. Она изучает психическую деятельность человека с естественно-исторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук). Психологию нельзя целиком отнести ни к социальным, ни к естественным, ни к философским наукам. Она связана теснейшим образом и с теми, и с другими, и с третьими, но теснее всего - с наукой о законах мышления - философией. Поэтому она и поставлена Кедровым в схеме не в центре треугольника, а ближе к философии. Швейцарский психолог Жан Пиаже критиковал теорию Кедрова за то, что в ней психология поставлена не во главу угла всей классификации наук, а где-то в промежутке между тремя основными группами .

Современная психология, как считал Пиаже, развивается во взаимодействии со всеми другими науками. В 1966 г. на Международном психологическом конгрессе в Москве он выступил с лекцией о месте психологии в системе паук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Эти предсказания Пиаже со всей очевидностью проявляются и подтверждаются в современной психологии. Знания психологии нужны во всех сферах современного общества, в науке и практике, изучающей человека. Изучение психологии в высших учебных заведениях становиться все популярнее среди студентов разных специальностей.

Психология характеризуется тесными связями с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой. Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX в. научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология часто рассматривалась как часть философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмет и методология психологического исследования; происхождение человеческого сознания; изучение высших форм мышления; место и роль человека в социальных отношениях; смысл жизни, совесть и ответственность; духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем является плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы решаются при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгруиповые отношения; происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно строго разграничить социально-психологические и социологические исследования. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. Так появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла историческая психология. Психологи изучают роль выдающихся личностей в истории, психологию поведения людей в разных культурах. Альфред Адлер, например, изучал роль психологических комплексов на примере Наполеона. Современные ученые изучают психологию авторитарной личности в историческом контексте, психологический портрет Гитлера, психическое здоровье Сталина.

Традиционные связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний. Для успешного обучения и воспитания детей учителя должны понимать познавательные процессы учащихся, а также их эмоциональный мир, уметь разбираться в индивидуальных особенностях темперамента, характера, способностей.

Глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. Этим занимается педагогическая психология.

Пересечение интересов и связей в современной науке и практике очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз (ПР). Становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

  • См.: Кедров Б. М. Классификация наук. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. С. 469.
  • См.: Кедров Б. Л/. Классификация наук. Ч. 2. С. 483.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ