Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вопрос о целях и задачах государственной службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановочный характер. Дело в том, что методология целеполагания в управлении вообще и в государственном управлении в частности менее всего разработана. Цели государственной службы можно рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем.

В настоящее время Россия не имеет четко выстроенного "древа целей". Теоретических наработок на этот счет немного, к тому же они нередко противоречат друг другу. Так, Ю. II. Старилов считает, что главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ .

В свою очередь, А.Ф. Ноздрачев выделяет следующие цели государственной службы:

  • – упорядочение работы государственного аппарата;
  • – установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;
  • – определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих;
  • – регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективности функционирования государственного аппарата;
  • – формирования условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы .

Нетрудно заметить, что в последнем подходе к определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают на втором плане.

Цели государственной службы можно классифицировать:

  • 1) по степени общественной важности:
    • – стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием;
    • – тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
  • 2) по результатам:
    • – конечные;
    • – промежуточные;
  • 3) по времени:
    • – долгосрочные;
    • – среднесрочные;
    • – краткосрочные;
  • 4) по сферам общественной жизни:
    • – экономические;
    • – политические;
    • – социальные;
    • – духовные.

Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти, в предоставлении государственных услуг. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

  • – обеспечение конституционного строя;
  • – выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
  • – подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
  • – создание организационных структур государственной власти;
  • – принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
  • – защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
  • – создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

По мнению, В. Д. Граждана, в системе государственного управления государственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны; во-вторых, изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы .

Таким образом, каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Понятие "функции государственной службы" и их виды в нормативных правовых актах пока не определены, что отражает один из пробелов правового регулирования данного института. В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимущественно постановочный характер. Одни авторы под функциями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служебных действий. Другие – рассматривают функции государственной службы как организацию практической реализации правовых норм.

Функции государственной службы – основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства .

Можно также утверждать, что функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления. Последнее утверждение основано на том, что государственная служба согласно законодательству Российской Федерации призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти.

Выполняемые государственными служащими функции подразделяются на социально-политические (общие) и специально-юридические.

К общим функциям государственной службы можно отнести:

  • – управление общественными делами (в этой связи государственную службу можно рассматривать как организационный институт);
  • – целеполагание – функция, предназначение которой состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования государства и общества в целом, модель его будущего развития, алгоритм государственного управления;
  • – прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов (в основе данной функции лежит анализ тенденций общественного развития, она связана с предвидением изменений в обществе и органах государственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями);
  • – планирование – это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать в государственных органах (в ходе планирования производится определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в обществе и государственных органах);
  • – организацию – создание и упорядочивание структуры государственной службы и государственных органов, их штатов, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государственных органов (предназначение государственной службы состоит в организации жизни граждан и, как известно, государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека);
  • – контроль – установление соответствия или несоответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами;
  • – учет – фиксирование в количественных показателях процессов, протекающих в обществе и на государственной службе;
  • – координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
  • – информационное обеспечение деятельности государственных органов и жизни общества, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.

В последние годы государственная служба все чаще рассматривается как производитель государственных социальных услуг. Речь идет об образовании, здравоохранении, безопасности и т.д. Поэтому можно говорить о такой функции государственной службы, как производство государственных услуг.

Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она играет важную роль в формировании в общественном сознании уважительного отношения к человеческой личности, институтам государства и права.

Для динамичного развития общества большое значение имеет регулятивная функция государственной службы. Государственные служащие играют активную роль в регулировании отношений между социальными группами в экономической, политической, социальной и идеологической сферах жизни общества. В этих целях устанавливаются правила, нормативы, задается направленность действий граждан и государственных служащих. Это проявляется при разработке различных программ, законопроектов, принятии политических решений.

К специально-юридическим функциям государственной службы относятся:

  • правотворческая (государственные служащие принимают активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, их экспертизе, аналитической и справочной работе правотворческого процесса);
  • правоприменительная (государственные служащие претворяют в жизнь нормы конституций, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ).
  • правоохранительная (государственные служащие защищают установленные нормы права от нарушений субъектами правоотношений, в этих целях используются органы контроля и надзора, методы принуждения).

Конкретные функции структур государственной службы и государственных служащих устанавливаются положениями о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти и должностными инструкциями.

Функции государственной службы осуществляются с помощью правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов.

  • См.: Старилов Д. Н. Курс общего административного права: в 2 т. М.: Порма-ИНФРА, 2002. Т. 2. С. 42.
  • См.: Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. С. 73.
  • См.: Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учеб, пособие. М.: Юркнига, 2005. С. 48.
  • См.: Там же. С. 50.

В соответствии с законодательством РФ федеральные государственные службы классифицируются на следующие виды, составляющие единую систему государственной службы См.: Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Монография. - Екатеринбург. Издательский дом Ур ПОА, 2005.- С. 69.:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

В соответствии с действующим законодательством о государственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной службы: федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

В соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т.е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»). Осуществление правового регулирования государственной федеральной службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной государственной федеральной службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.

Государственная гражданская служба Российской Федерации -- это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной федеральной службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Государственная гражданская служба -- это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач. Их работа связана с реализацией действий и принятием решений обеспечительного характера. В правовом статусе государственных гражданских служащих не устанавливаются ярко выраженные задачи по осуществлению функций правоохраны, военной деятельности и военного управления.

Можно считать, что осуществление служебной деятельности гражданами России в рамках государственной федеральной службы исключает, во-первых, их деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а во-вторых, служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина.

Перечислим особенности системы федеральной гражданской службы. Во-первых, она имеет не субординационный, а координационный характер. Гражданские службы всех трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенционализма.

Располагаясь по федеральной горизонтали, они согласовывают свои действия друг с другом при подготовке законов и общих нормативных актов, при решении совместных служебных задач.

Во-вторых, данная система регулируется нормативными правовыми актами. Основной и определяющей формой координации в системе федеральной гражданской службы является управление с помощью различных государственных норм - законов, указов, совместных постановлений, общих процедур и т.д. Именно эти согласованные между ветвями власти законы, указы, постановления, процедуры регламентируют их права и обязанности, обеспечивают необходимые сдержки и противовесы во взаимоотношениях друг с другом. Выработка и принятие таких нормативных актов - одна из актуальнейших задач всех ветвей федеральной государственной власти.

С организационной стороны федеральная гражданская служба выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей федеральной государственной власти. В ее состав входят гражданские службы двух палат Федерального Собрания, президента, правительства, министерств и ведомств, а также трех федеральных судов и Генеральной прокуратуры. Кроме того, в нее еще включается гражданская служба иных органов федеральной власти, куда входят аппараты Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты и государственных финансовых органов. В совокупности эти гражданские службы образуют федеральную административную власть, которая является (вместе с политической властью) необходимой составляющей федеральной государственной власти.

Кроме того, федеральная гражданская служба обнаруживает два уровня подсистем: центрально-федеральный и федерально-региональный. Первичный (или центрально-федеральный) уровень образуют государственные службы трех ветвей федеральной государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Он возникает под влиянием дифференциации этих трех структур на определенные федеральные органы. В результате государственная служба федеральной законодательной власти представлена двумя государственными службами Совета Федерации и Государственной Думы. В свою очередь, государственная служба федеральной исполнительной власти включает несколько десятков государственных служб президента, правительства, федеральных министерств и ведомств (служб и агентств). Наконец, государственная служба федеральной судебной власти состоит из четырех государственных служб: Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной прокуратуры.

Поскольку гражданская служба обычно направлена на обеспечение исполнения полномочий тех государственных органов, в составе которых осуществляется, то в каждом из них имеет свою специфику, что позволяет говорить о гражданских службах этих органов, уровней и ветвей власти как составных частях единой гражданской службы страны.

Таким образом, государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о государственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной службы: федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Согласно статье 6 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»:

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Военная государственная служба является важным видом, обеспечивающим суверенитет, свободу, внешнюю и внутреннюю безопасность государства и общества. Военная служба имеет сложную структуру, распадается на подвиды, но назначение ее везде одно и то же: правомочие и обязанность применять государственное принуждение вплоть до вооруженной силы для защиты национальных интересов, конституционного строя и проведения в жизнь государственной политики. В силу своей значимости и ресурсоемкости военная государственная служба должна отличаться оптимальным объемом и организацией, быть четко урегулированной в правовом отношении, надежно контролироваться органами представительной, исполнительной и судебной власти, а также самим обществом.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Это вид у В.Г. Игнатова См.: Игнатова В.Г. История государственного управления в России: учебник. - М.: «Юрист», 2005. - С. 112.

имеет наименование специальной государственной службы, связанной с поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности. Значимость такого вида государственной службы в современный период и на перспективу обусловлена многими объективными и субъективными обстоятельствами. В становлении такой службы проявляется и осуществляется одна из сторон сущности государства как формы общества, обеспечивающей сохранение и историческое воспроизводство соответствующего общественного потенциала.

В одном и том же федеральном государственном органе могут быть учреждены должности федеральной государственной службы различных видов. Это, например, уже сейчас имеет место в системе Министерства обороны РФ (где наряду с воинскими должностями имеют место должности федеральной государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь есть и должности правоохранительной службы, и федеральной государственной гражданской службы, и воинские должности во внутренних войсках), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.

Наряду с нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной службы, установленной Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», в научных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовых признаков используются и иные классификации.

Так, в качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Отсюда вытекает подразделение государственной службы на службу в органах законодательной (например, в аппарате палат Федерального Собрания), исполнительной (в аппарате Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти) и судебной власти (в аппаратах федеральных судов).

На основании критерия, связанного с организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти, федеральная государственная служба может классифицироваться на следующие подвиды: служба в федеральном министерстве и его территориальных органах, федеральной службе, федеральном агентстве и иных федеральных органах исполнительной власти, образуемых в соответствии с утверждаемой главой государства по представлению председателя правительства структурой федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, государственная служба имеет свое место в обществе, и необходимо стремиться к тому, чтобы оно было адекватным и эффективным, системно связанным с другими явлениями. Нельзя ни недооценивать, ни переоценивать государственную службу. С ее помощью нельзя решить все проблемы, поскольку это всего лишь один из социально-правовых институтов. Вместе с тем, это значимый фактор укрепления государства и усиления его влияния на общество. Для того чтобы государственная служба Российской Федерации достигла своих целей, она должна ориентироваться на следующие предъявляемые к ней требования:

Демократический и федеративный характер построения и функционирования;

Целостность государственной службы на всей территории и ориентация всех ее элементов на государственное единство Российской Федерации;

Согласованность концептуальных подходов в правовом регулировании и организации многообразных проявлений государственной службы в различных ее уровнях и видах;

Целенаправленность всех элементов и взаимосвязей государственной службы на обеспечение рациональности и эффективности процессов взаимоотношений в обществе и государственного управления;

Придание государственной службе Российской Федерации общественного авторитета, обеспечение доверия граждан, способности привлекать к себе лучшие интеллектуальные и нравственные силы страны.

1. Системно-структурный анализ государственной службы.

2. Типология государственных должностей.

3. Структура и функции федеральной государственной службы.

4. Эффективность государственной службы.

Системно-структурный анализ государственной службы

Государственная служба – специализированная деятельность государственных служащих, которая представляет собой механизм реализации политической воли государства.

Государственная служба рассматривается как социальный институт, организационный институт и информационно-коммуникативная система. По содержанию цели государственной службы могут быть: социальные, экономические, политические, организационные и правовые.

Социальные цели государственной службы :

1. обеспечение и исполнение полномочий государства в области социальной защиты населения;

2. создание условий для связи государственного аппарата с обществом;

3. решение общегосударственных задач управления;

4. обеспечение определённого жизненного уровня населения.

Экономические цели связаны с повышением эффективности государственного регулирования, поддержка предпринимательства, снижение затрат на содержание аппарата управления.

Политические цели направлены на укрепление правового государства, на создание условий для связи государственного аппарата с населением.

Организационные цели характеризуют ожидаемые результаты исполнения и обеспечения полномочий соответствующих государственных органов, характеризуют профессионализм государственной власти, ориентированный на совершенствование норм, правил в государственной службе, на совершенствование организационной структуры государственного аппарата.

Правовые цели отражают намеченные результаты по реализации государственными служащими соответствующего законодательства.

Функции государственной службы:

1. как правового института:

– реализация законов;

– разработка законов, нормативно-правовых актов;

– соблюдение законодательства о государственной службе;

– регулирование правового статуса государственного служащего.

2. как социального института:

– производство государственных социальных услуг;

– реализация интересов, прав и свобод граждан;

– разрешение социальных конфликтов;

– эффективное решение социальных задач государства.

3. в отношении публично-правовых отношений государства и служащих:

– правовая и социальная защита государственных служащих; создание условий для профессионального роста;

– определение правовых норм прохождение государственной службы.

4. организация государственной службы, как профессиональной деятельности:

– осуществление государственного управления;



– организация аппарата на выполнение полномочий государственных органов;

– обеспечение ответственности и дисциплины государственных служащих.

Как социальный институт государственная служба представляет собой исторически сложившуюся устойчивую форму организации совместной деятельности, лиц находящихся на службе государства.

Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей:

1. государственная служба представляет собой сферу профессиональной деятельности;

2. государственная служба выступает как связное звено между государством и гражданином;

3. имеет социальную ориентацию;

4. является не только правовой, но и этической системой.

Социальный характер функционирования государственной службы проявляется через её функции:

1. функция социальной организации (государственная служба является образцом организации, оказывает упорядываючиещее действие на все институты общества, при этом принцип рациональности достигается за счёт профессионализма, компетентности, согласованности всех звеньев государственной службы);

2. функция социальной коммуникации (через канал государственной службы изучается общественной мнение, отношение гражданина к различным государственным актам, программам, проектам реализации политики государства, а также учитываются местные и региональные особенности при её проведении);

3. функция социальной информации (именно государственная служба является носителем информации, поэтому в системе государственной службы возникают отношения по поводу обладания информацией и её использования).

Реализация двух вышеперечисленных функций позволяет сделать вывод о том, что государственная служба выступает как информационно-коммуникативная система.

4. функция регулирования (от имени государства государственная служба регулирует отношения на рынке труда, жилья и т.д.);

5. воспитательная функция.

Государственная служба как организационный институт – это автономная специализированная группа людей, совокупность организационных норм, способов, правил и стандартов, а также средства объединения и регламентации деятельности государственных служащих.

Государственная служба – это совокупность процессов или действий, приводящих к образованию совершенствованию взаимосвязи между частями системы (с точки зрения процессного подхода).

Государственная служба – это внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей данной системы (с точки зрения системного подхода).

Государственная служба – это объединение людей, совместно реализующих некоторые программы и действующих на основании определённых правил и процедур (с точки зрения определения организации).

Организационные принципы государственной службы:

1. основополагающие или исходные принципы:

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечение их прев;

– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

– единство системы государственной власти;

– разграничение ведения между федерацией и её субъектами.

2. принцип профессионального характера:

– равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

– принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;

– принцип стабильности кадров государственных служащих и ранжирование должностей и званий.

3. организационные принципы:

– единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

– принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными организациями в соответствии с законодательством РФ;

– принцип гласности (контроль за деятельностью государственной службы);

– ответственность государственных служащих за подготовку и принимаемые ими решения;

– внепартийность государственной власти;

– отделение религиозных учреждений от государственной власти.

Основные аспекты государственной службы как организационного института:

1. упорядоченность государственной службы;

2. согласованность государственной службы;

В задачи государственной службы как организационного института входят:

1. создание условий для профессионального роста;

2. реализация решения проблем стимулирования труда.

Разделение управленческого труда - это обособление определённых видов работ и закрепление их за отдельными работниками.

Формы разделения труда:

· функциональная (характерно разделение управленческого труда по содержанию, роли и месту в иерархии и выполнению управленческих функций);

· иерархическая;

· технологическая (предполагает разделение процесса управления на отдельные стадии);

· профессиональная (представлена содержанием профессиональных требований, которыми характеризуется каждая должность, некая специализация должностей).

Должность - это есть установленная социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и учреждениях.

Выделяют два основных уровня должностей:

1) стратегический (уровень руководства). Сюда относятся должности высшей формы управленческой деятельности.

2) собственно управленческие или тактический уровень , т.е. это должности низшего уровня управления.

При проектировании должности необходимо учитывать её основания:

1) деятельностное основание . Оно составляет содержании е основных задач, функций или направлений деятельности.

2) правовое основание , включает совокупность полномочий и ответственности, которыми наделяется эта должность.

3) информационно-коммуникативное основание , которое раскрывает должность в системе информационных, коммуникативных связей как внутри организации, так и за её пределами.

4) Материальное , характеризует весь объём материальных затрат, связанных с этой должностью. Сюда включаются денежное содержание государственного служащего; все расходы по социальным льготам и гарантиям; расходы, связанные с пенсионным и медицинским обслуживанием (страхованием); расходы на оборудование рабочего места государственного служащего и обеспечение его деятельности по данной конкретной должности.

Первых три основания составляют функциональную должность.

Любую должность можно охарактеризовать с точки зрения требований:

1) профессионально-квалификационные требования (к стажу: общему, по специальности, знание законов, нормативных документов);

2) личностные качества и способности:

а) социально-психологические;

б) медико-физиологические.

Документы , регламентирующие должность:

1) описание должности (определяется, что должен делать государственный служащий, способ реализации не прописан);

2) должностная инструкция (содержит правила, предписания того, что сделать и как сделать, более регламентированный, более жёсткий чёткий документ);

3) описание рабочего места .

Типология государственных должностей:

При типологии государственных должностей определяется их соотношение с полномочиями органов государственной власти как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации. По этому основанию государственные должности подразделяются на категории.

При новом подходе :

Согласно ФЗ №79 от 27.07.04 «О государственной гражданской службе РФ» и указа Президента от 31.12.05 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» государственные должности гражданской службы классифицируются следующим образом:

1) Руководители (это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений; должности руководителей и их заместителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, руководителей и их заместителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочий);

Требования:

а) профессиональные знания (Конституции РФ, ФКЗ, Указов Президента, Постановлений Правительства и др., знание основ управления и организации труда, форм и методов АСУ, служебного распорядка, правил охраны труда, пожарной безопасности);

б) профессиональные навыки (Это профессиональные навыки руководящей работы, ведения деловых переговоров, публичных выступлений, взаимодействия с другими органами, контроля, анализа, прогнозированияпринимаемых решений , требовательность, конструктивная критика , пользование современной оргтехникой, программными продуктами, методы подбора кадров , представление документов в «хорошем стилистическом» виде и т.д.)

Эти требования распространяются и на три другие категории.

2) Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, а также руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определённый срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Требования (устанавливаются Приказом Министерства юстиции):

а) профессиональные знания (теже);

б) профессиональные навыки (обеспечение решений поставленных руководителем задач, оперативное их решение, планирование работ, систематическое повышение профессиональных знаний, работа с документами).

3) Специалисты –это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления государственными органами своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Требования:

а) профессиональные знания (теже);

б) профессиональные навыки (работа в сфере, соответствующей направлению деятельности данного структурного подразделения, осуществления экспертизы проектов нормативно-правовых актов, эффективного планирования служебного времени, анализа и прогнозирования, использования передового опыта, подготовка деловой корреспонденции).

4) Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Это работники, обеспечивающие деятельность руководителей и специалистов.

Требования:

а) профессиональные знания (служебного распорядка, порядка работы со служебной информацией и др.);

б) профессиональные навыки (обеспечение выполнения задач и функций по организационному, информационному, финансово-хозяйственному и иному обеспечению исполнения деятельности, исполнительская дисциплина, ведение делопроизводства, умение работать с современными программными продуктами).

Все должности гражданской службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Руководителям соответствуют 1-2 группа, помощникам 1-3 группа, специалистам 1-4 группа, обеспечивающим специалистам 2-5 группа.

Согласно закону «Об основах государственной службы в РФ» устанавливаются следующие квалификационные разряды:

Действительный государственный советник;

Государственный советник;

Советник РФ;

Советник государственной службы;

Референт государственной службы.

Каждый из разрядов подразделяется на три класса: высшая пятая группа соответствует действительному государственному советнику, четвёртая группа- государственному советнику, третья –советнику и т.д. (младшая- референту государственной службы).

При проектировании аппаратов государственных органов власти рекомендуется определённое соотношение должностей: количество ведущих- не более 10%, старших –не более 40%.

По численности:

Департамент 35 ед. и более;

Управление 20 ед. и более;

Отдел 10 ед. и более;

Отдел внутри департамента или управления не менее 5 ед.

В структуре департамента должно быть не менее трёх структурных подразделений (отделов).

Дополнительные сведения : В 2004 г. в РФ на 1000 человек населения приходилось 9 работников органов государственной власти, в Читинской области-12. За последние 10 лет в РФ численность ОМСУ увеличилась на 300 тыс. чел. В РФ численность работников органов власти увеличилась на 10%, в Читинской области- на 35%.

Структура и функции Федеральной государственной службы

Федеральная государственная служба представляет собой административную деятельность по обеспеченью полномочий федеральных государственных органов. С организационной стороны она выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей власти.

В ее состав входят:

Государственная служба палат федерального собрания

Государственная служба правительства

Государственная служба министерств и ведомств

Государственная служба центральной избирательной комиссии

Государственная служба счетной палаты

Трех федеральных судов и прокуратуры

Федеральная государственная служба включает в себя два уровня подсистем:

Первичный уровень образует государственную службу трех ветвей власти

Вторичные уровень образуется под воздействием дифференциации трех подсистем первичного уровня.

Государственная служба федеральной законодательной власти представлены двумя подсистемами вторичного уровня (государственная служба Совета Федерации и государственная служба Государственной Думы)

Государственная служба федеральной исполнительной власти включает несколько десятков подсистем вторичного уровня (государственная служба Президента РФ, государственная служба правительства, государственная служба министерств и ведомств)

Государственная служба федеральной судебной власти состоит из четырех подсистем вторичного уровня (Государственная служба, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры)

Особенности:

I. Функции государственной службы носит координационный характер:

1) информационно-аналитическая

2) организационно-техническая

3) документального обеспечения

4) правового обеспечения

5) финансово - хозяйственного обеспечения

6) кадрового обеспечения

7) экспертная

8) подготовка процедур принятия и реализации управленческого решения.

II. Государственная служба трех ветвей власти не соподчинены друг другу, и взаимодействуют на принципах конфедерализма.

III. Государственная служба носит нормативный характер.

IV. Государственная служба не претендует на какое-либо преимущество между различными ветвями власти.

Особенности государственной службы федеральной законодательной власти:

Обычно выделяют четыре типа управления парламентским аппаратом:

Централизованный

Частично централизованный

Частично децентрализованный

Децентрализованный

С организационной стороны государственная служба верхней палаты Парламента (Совет Федерации) может быть разделена на четыре группы аппаратов:

1) руководство аппарата управления Совет Федерации

2) секретариаты

3) центральный аппарат

4) аппараты комитетов

Все они действуют на основе принципов двойного подчинения.

Государственная служба нижней палаты (Государственная Дума) делится на пять групп аппаратов:

1. аппараты фракций и депутатских групп;

2. аппараты комитетов и комиссий;

3. секретариаты;

4. центральный аппарат;

5. управления делами.

Структура государственной службы федеральной исполнительной власти:

Высший уровень государственной службы исполнительной власти представляет государственную службу Президента РФ, слабо подчинена ей государственная служба Правительства

Низший уровень - государственная служба Министерств и ведомств, которые непосредственно подчиняется государственной службе Правительства, а через нее государственная служба Президента.

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования. Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г. не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, - это государственной гражданской службы. Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества. При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия.

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной. Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы.

Понятие федеральной государственной службы

В статье 4 указанного закона установлено, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 ФЗ федеральная государственная служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ, направленная на обеспечение исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания.

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу.

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой.

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы.

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений.

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством:

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Термин «государственная служба» сформировалось в России в 90-е годы. Тогда впервые стали приниматься документы, в которых упоминался данный термин. До этого, данный термин характеризовал всех служащих, которые работают в учреждениях и организациях государства. В некоторых странах такое понимание осталось и до сих пор.

Современное определение формировалось из года в год, претерпевало различные изменения, пока не пришло в сегодняшнюю форму. За эти годы было создано масса нормативным документов, основных из которых было Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы» Именно после принятия данных документов, стали развиваться отношения в области работы органов государственной службы.

Согласно законам, государственная служба – это деятельность граждан России по обеспечения полномочий:

Государства Российская Федерация в целом;

Органов власти;

Субъектов России;

Лиц, которые заменяют должности, установленные в правовом порядке Конституцией.

Обеспечение полномочий, в данном определении обозначает непосредственный смысл самой органиации и включает в себя организацию, управление, планирование и контроль всех мероприятий.

Итак, исходя из всего вышесказанного, государственная служба подразумевает:

Значимую для государства деятельность;

Это лишь сектор государственной деятельности, которая обеспечивает выполнений нормативных полномочий;

К субъектам этой деятельности предъявляют специфические требования, характеризующие государственную политику.

Когда говорится о государственной службе, то необходимо понимать, что это служба государству и конкретным его интересам. Выполняются государственные задачи, осуществляются функции людьми, которые являются штатными единицами в государственных органах. За исключением обслуживающего персонала.

Виды и принципы государственной службы

Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые находятся в ведении России.

Федеральная государственная служба – деятельность служащих, которые реализовывают государственный и правовой статус, имеют определённые полномочия и их компетенция распространяется в пределах Конституции РФ. Осуществляется в системе органов судебной и исполнительной власти. К этим органам относят: Аппарат Правительства, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата, и другие.

Государственная служба субъектов подконтрольна законам, которые принимаются органами законодательной власти каждого из субъектов. Поэтому, чтобы понять суть государственной службы каждого субъекта, необходимо изучать каждый субъект в отдельности.

Есть и другие классификации видов. Также государственная служба может быть гражданской и милитаризованной.

Гражданская бывает общей и специальной. Общая осуществляет общие функции, которые не отличаются специальными факторами. В свою очередь, специальная гражданская служба реализует конкретные установленные цели, имеющие отраслевую принадлежность.

Милитаризованная государственная служба – служба в вооружённых силах, в органах внутренних дел, отделах правительственной связи, налоговой полиции, и прочих силовых ведомствах. Она отличается от гражданской государственной службы следующими аспектами:

У неё есть особые уставы, различные дисциплинарные положения;

Служащие этих служб должны соответствовать специализированным условиям.

Принципы государственной службы – это смысловой комплекс, который устанавливает различные правила и законы, задачи и функции, полномочия для субъектов, деятельность которых связана с государственной службой. Принципы определяют сущность взаимоотношений в обасти государственной службы.

Современные аспекты государственной службы отслеживаются в различных документах и реализуются служащими, путём выполнения повседневной профессиональной деятельности. Их можно разделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы отражаются в нормативных актах, документах, постановлениях. К ним относятся такие принципы:

Принцип главенства Конституции, как основного документа государства;

Принцип первенства и значимости прав и свобод граждан;

Принцип комплексности и системности государственной службы;

Принцип разграничения трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Принцип равноправия граждан при принятии на работу в органы государственной службы.

Организационные принципы включают в себя способы создания и функционирования государственной службы, обеспечивают её эффективность и направленность. К ним относятся следующие принципы:

Принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы, перед другими работниками, которые находятся выше по должностной иерархии;

Принцип общности основных правил и требований, присущих государственной службе;

Принцип высокой квалификации и профессионализма работников государственной службы;

Политика гласности, осуществляемая государственной службой;

Принцип постоянства кадров, которыми располагает государственная служба.

Функции государственной службы и ее регулирование

Когда речь идёт о функциях государственной службы, то подразумевается непосредственная деятельность государственных служащих. Данная деятельность включает в себя следующие функции:

Правомерная функция - заключается в осуществлении полномочий регулирующего и распределительного смысла, исполнение государственных полномочий от лица государства, либо органа государственного правления;

Правообразующая функция -состоит в создании и развитии нормативно-правовых актов, создание и использование законов и прочих важных документов;

Регулятивная функция - основана на развитии и выполнении политики государства во всех сферах жизни, реализация юридических полномочий, использование системы государственного принуждения к лицам и обеспечения их интересов;

Организационная функция – включает в себя реализацию компетенции и правомерности государственных органов, выполнение организационных мер и технических операций, которые способствуют организационным процессам;

Правовая функция – состоит из осуществления мероприятий, которые способствуют обеспечению прав граждан, выполнение обязательств перед государством.

Можно сказать, что государственная служба состоит из деятельности государственных служащих, которая заключается в реализации всех ветвей государственной власти в различных сферах общества, с целью осуществления принципов, задач и функций государства.

Основами правовой политики и функциональности государственной службы выступают , законы, указы, постановления, распоряжения и прочие нормативно-правовые акты. Конституция в своём виде не может вобрать в себя все аспекты, которые позволят регулировать деятельность государственной службы, поэтому существует масса других документов, позволяющих усовершенствовать этот процесс.

Теперь рассмотрим, что же означает определение должность государственной службы. Согласно документам, должность государственной службы определяется и утверждается законами или иными актами.

Должности в государственной службе делят на такие:

Должности гражданской федеральной структуры;

Должности гражданской службы субъекта РФ;

Военные должности;

Правоохранительные должности.

Список должностей государственной службы;

Перечень существующих военных должностей;

Типовые перечни должностей правоохранительных органов.

Должности государственной службы выделены по следующим аспектам:

По виду деятельности – управленческие, контролирующие, планирующие и прочее;

По масштабам распространения – типовые и индивидуальные.

По наличию рабочих мест – занятые и вакантные;

По соотношению между государственными служащими и занимаемыми ими должностями, делятся на группы 5-я группа (высшие должности), 4-я группа (главные должности), 3-я группа (ведущие должности), 2-я группа (старшие должности), 1-я группа (низшие должности).

Как поступить на государственную службу

Согласно Конституции РФ существует одинаковый доступ граждан страны на поступление на государственную службу. При этом, главными факторами выбора кандидатов является профессионализм, стрессоустойчивость, порядочность и высокая производительность труда.

Не может быть принят гражданин на государственную службу, если:

Признаётся недееспособным по решению уда или имеет ограниченную дееспособность;

Лишается права работать в органах государственной власти по распоряжению суда;

Если имеются заболевания, подтвержденные медицинским заключением, которые не позволяют выполнять должностные обязанности;

Нежелание проходить специальную процедуру допуска к сведениям государственной службы;

Гражданство иного государства, при исключении особых случаев;

Близкого родства с государственными служащими, кроме отдельных случаев;

Нежелание предоставлять необходимые данные для поступления на государственную службу.

На государственную службу, возможно, поступить посредством назначения, зачисления, выбора либо конкурса. Каждый способ прописан в специальных законах и тщательно контролируется.

Зачисление происходит, когда замещают должности дополнительного персонала. Оформляется специальными актами, заключается трудовой договор или .

Назначение на должность характеризуется теми же юридическими моментами, отличается только специфическим административным актом Лица, которые занимают должность по назначению, ограничены руководящими должностями.

Выборы на должность являются довольно распространённым способом. Выбирают из тех, кто избирается, акт оформлять не нужно, а трудовой договор по итогам избирательного процесса.

Суть конкурса состоит в том, что замещение должности происходит путём проведения соревнований между кандидатами. Специфика соревнований установлена на законодательном уровне. На данный момент конкурсная основа является распространённым способом замещения кадров.

Государственная служба РФ является правовой структура, которая не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Трансформируется, обновляется новыми инструментами, изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Это говорит о том, что данную сферу необходимо развивать и подвергать реформам.

Реформирование является следствием множественных факторов:

Необходимость создания и закрепления новой современной государственности в России;

Разграничение государственной власти на три направления: законодательное, исполнительное и судебное;

Способствование проведению правовых изменений;

Улучшение экономического климата;

Закрепление высших органов государственной власти и местного самоуправления;

Образование аппарата государственной и муниципальной власти;

Разработка принципов и методов новой кадровой государственной политики;

Проведение мероприятий, позволяющих укрепить государственные органы власти.

Правовому регулированию необходимо уделять больше времени, отстаёт от процессов экономического и политического развития. Потому что государственная служба не менее важна, как общественный институт, она призвана обеспечить стабильное и правомерное управление государством. Также она способна выполнять решающую роль в осуществлении стабильных процессов в социальной, политической и экономической жизни государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ