Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

(евр. - светильник) - один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос. Кроме того, менора идентифицируется с храмом Соломона. После разрушения Второго храма императором Титом в 70 менора стала символом выживания и преемственности традиций еврейской нации. В настоящее время она является эмблемой Израиля, изображаемой на печатях и монетах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием кнессета в Иерусалиме, символизируя возрождение еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений. Менору часто сравнивают с перевернутым деревом жизни, укоренившимся на небесах. Так, каббалисты считают ее символом дерева Сефирот - совокупности десяти божественных эманаций мира, - где семь рожков представляют семь нижних сефирот, ствол - Сефиру Тиферет (еврейск. «красота»), а масло - неистощимый источник благодати (Айн Соф), вечно изливающейся в нижние миры. В практической Каббале менора служит орудием против демонов. Если ветви меноры изогнуть, сверху она будет выглядеть как звезда Давида. Хасиды сравнивают менору с шестикрылым серафимом, чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ серафима и повелел воссоздать его земными средствами. Правила изготовления и применения меноры подробно описаны в 29-й главе Исхода. Легендарная менора, дарованная Богом Моисею в годы странствий в пустыне, имела треножное основание, но Талмуд запрещает ее копировать во всех подробностях. После разрушения Иерусалимского храма она исчезла, и с тех пор в ритуале используются ее приблизительные копии, стоящие на круглых или шестиугольных подставках. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория», которое произрастает в Израиле и в пустыне Синай и, высушенное на плоской поверхности, напоминает менору. Как утверждает более поздняя традиция, в храме Соломона изначальную менору зажигал первосвященник, а десять остальных стояли рядом, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый храм, все золотые меноры были сломаны. Однако, по легенде, первоначальную менору спрятали и сохранили в изгнании. После разрушения Второго храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме мира. Позднее она была увезена в Константинополь или в Иерусалим, где и исчезла при невыясненных обстоятельствах. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В Средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства: ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Ханукальная менора с девятью рожками внешне напоминает храмовую, но имеет другое происхождение. Восемь рожков подсвечника символизируют чудо, произошедшее во времена Иуды Маккавея, когда дневного запаса священного масла, найденного в оскверненном храме, хватило на восемь дней непрерывного горения. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда же такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. В Средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную лампу в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор. Сохранилось строго соблюдаемое требование, чтобы восемь боковых рожков находились на одной линии, но их огни не сливались. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Другие новости по теме.

Менора - один из древнейших еврейских символов. Этот семилучевой светильник ещё в Библии описывается! Кто Библию не читал, рассказываю коротенько. Один из главных героев этой книжки - пророк Моисей. По сюжету он постоянно приходил на гору Синай и общался там с Богом. Времена далёкие, и теперь уже фиг его знает, чи на горе конопля особо забористая росла, чи парень сказочником классным был, а может и в правду всё было как там рассказывается, не суть.

В очередное посещение священной горы, Моисей получил заказ. Нужно было сделать золотой светильник. Техзадание было расписано с редкими подробностями. Чистое золото, семь ветвей ювелирной работы, - светильник вплоть до последней чашечки, до последнего завиточка, во всех подробностях расписывался. И даже описание щипчиков и совочков прилагалось, во!

Народ в те времена доверчивый был. Скоренько собрали тридцать шесть килограммов золота и стали сооружать светильник. Правда производственные возможности подкачали и Богу вроде как даже помогать втихушку пришлось. Редкой красоты вещь получилась! Интересно что в девайсе отчётливо растительные прослеживались (так и в техзадании прописано было). Со стороны менора жуть как один из видов шалфея, и поныне растущего в Израиле, напоминала. Можно даже сказать, с него срисована была. Чашечки же, в которых зажигался огонь, являлись копиями цветов белой лилии, а сверху напоминали Звезду Давида (про неё я в другой раз подробно расскажу).

Первоначально менора, в числе других реликвий, хранилась в храме Соломона и использовалась в религиозных обрядах. Края там всю дорогу неспокойные были. Вечные войны, храмы постоянно разрушали. В череде столь событий та первая менора затерялась. Кто говорит, что её еврейские священники припрятали, да так что по сей день никто найти не может. Кто-то утверждает, что светильник попал в качестве трофея к римлянам, потом не раз переходил из рук в руки и то ли утонул вместе с одним из военных кораблей перевозивших трофеи, то ли угодил в загребущие лапки католиков и, по сей день, хранится в секретных подвалах Ватикана.

По религиозным представлениям иудаистов точную копию меноры делать никоим образом нельзя, поэтому многочисленные меноры, которые теперь используются в религиозных обрядах евреев, от первоначальной отличаются. Главным образом в сторону упрощения художественности завитушек. Хотя иногда варьируется число светильников. Так один из потомков меноры - ханукальный светильник (ханукия) имеет не семь, а девять чашечек (лучей). Его во время праздника Хануки принято зажигать, причём не сразу, а в течении восьми дней праздника, каждый день, по одной новой чашечке зажигают. Но это я отвлёкся. Если сейчас начать все подробности культа излагать никакого времени нам тут не хватит, точно вам говорю!

Библия говорит о меноре, или светильнике, на трех уровнях: в Торе, в Пророках и в Новом Завете. Моисей повелел построить золотой семисвечник и разместить его в Святом Скинии (Исход 25:31-40).

Священникам было необходимо заботиться о светильнике, но мы не видим конкретных учений о духовном значении меноры. И когда чему-то в Торе нет ясного объяснения — как Празднику Труб, например — часто так происходит по той причине, что это может быть понято лишь в свете Нового Завета.

В ханукальной истории евреи, руководимые Иегудой Маккаби и его небольшой армией, побеждают царя Сирии, Антиоха Епифана. Это действительно было чудо, что такая крохотная армия евреев смогла победить преобладающие сирийские войска.

Антиох Епифан, разграбивший Иерусалим в 168 г. до н.э., осквернил Храм, принеся в жертву свинью на алтаре, воздвиг алтарь богу Юпитеру, запретил Храмовое поклонение (жертвы), запретил обрезание под страхом смерти, продал тысячи евреев в рабство, уничтожил все копии Писаний, которые смог найти, убил всех, кто осмелился прятать у себя свитки Писаний, и прибегал ко всем мыслимым и немыслимым пыткам, чтобы заставить евреев отречься от своей веры.

Менора

После победы евреев, Храм, в том числе менора, был восстановлен маккавеями, празднующими новый праздник Ханука (что в переводе — «освящение»). Светильник для праздника Ханука называется на иврите Ханукия. У него девять свечей, что напоминают о восьми днях, которые менора в Храме продолжала гореть, несмотря на то, что масла хватало лишь на один день (согласно преданию), и одной дополнительной свече, названной шамаш, которая используется для зажигания остальных. Несмотря на то, что большинство американских евреев называют это «менора» — это не точная копия меноры в Скинии. Тем не менее, такой светильник должен ясно представлять храмовую менору в религиозной иудейской традиции, в память о чуде, произошедшем с семисвечной менорой во время освящения Храма.

Знак восстановления

На втором уровне, пророк Захария получил видение таинственной меноры с двумя оливковыми деревьями — каждое по свою сторону. Это символизировало, что Господь восстанавливает Сион и Храм силой Его милости и Духа (Захария 4:1-10). Это видение стало основой для официального символа и печати современного государства Израиль.

Тело Мессии

Третий уровень находится в книге Откровения, в которой Иоанн описывает сверхъестественное видение Иешуа в славе, стоящего посреди семи зажженных светильников. Вероятнее всего, если мы собираемся соответствовать Писанию, что менора, увиденная Иоанном, была семисвечной, или же это были семь менор с 49 свечами в целом. Слово, обозначающее «светильник» в Еврейских Писаниях — это почти всегда «менора», семисвечный светильник. В греческом переводе Ветхого Завета, то же самое греческое слово применяется для «меноры», что и для «светильника», в книге Откровения у Иоанна. В Еврейском Новом Завете, «светильник» переведен как «менора». Кроме того, менора (или меноры) в Откровении также сделаны из золота, соответственно тому, что говорил Всевышний Моисею (Исход 25 глава).

Каждая ветвь меноры (или каждая менора) представляет собой семь церквей или общин Малой Азии (Откровение 1:12, 20), которые символизируют все виды и направления, составляющие мировую Экклезию, или тело верующих. И давайте не забывать — все что было в Храме, было лишь тенью небесной реальности (Евреям 8:5). Менора представляет собой всемирное сообщество верующих.

Так же, как Моисеев светильник находит выражение в иудейской религиозной традиции, пророческое видение Захарии выражается в современном Сионизме, и видение Иоанна отображает людей из всех народов, языков и наций, прославляемых силой Божьей.


Единство приносит Божий огонь

Мы знаем, что менора в Храме должна была быть построена согласно инструкциям, данным Богом Моисею. («Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.» (Книга Исход 25:40) . Так что, если семисвечная менора из видения Иоанна представляет собой объединенное тело верующих, тогда и огонь также должен иметь значение.

Без меноры не будет огня, уж точно не получится собранного, направленного и сфокусированного огня. Как только менора была построена, ее можно зажечь. Точно так, когда верующие собрались в Шавуот (Пятидесятницу) в единстве — с одной целью и задачей, ожидая Святого Духа — они стали этой духовной менорой, которую можно было зажечь, и Дух сошел в языках пламенных. В самом деле, образ 120-ти с языками пламенными над ними — это образ одной меноры со многими ветвями. Каждая ветвь зажжена, исполняя Божью волю.

Когда менора была на своем месте — как и говорил Иешуа («вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. «(Евангелие от Луки 24:49) — огонь Святого Духа смог не только сойти на нее, но и действовать через каждого верующего. Плодом стало то, что три тысячи мужчин, не считая женщин и детей, родились свыше в тот самый день.

Урок в том, что так же как и менора, Тело Мессии должно быть построено согласно небесному плану. Иешуа говорит нам в Евангелии от Иоанна 17 главе, о Своем глубоком желании единства среди верующих. Только когда тело в единстве, Дух может двигаться так, как Он хочет (Деяния 2 глава). Сплетни, злословие, разногласия, ревность — подобное может помешать подлинному огню Божьему.

Только слуга может зажечь свечи

Интересно, что согласно еврейской традиции есть одна особая свеча, шамаш, которая оставляет Свое особенное место выше прочих свечей, спускается и делится светом с еще пока не зажженными. Шамаш переводится как «слуга». И лишь когда шамаш поделится светом с другими свечами, Он возвращается на Свое место, тем самым, опять таки, находясь выше других свечей. Необъяснимо для большинства религиозных иудеев, но становится очень понятным после прочтения Послания Филиппийцам:

6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (слуги, шамаша!), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…

(Послание к Филиппийцам 2:6-10)

Свети своим светом!

Еще одно. Согласно еврейской традиции, мы берем зажженную Ханукию и ставим ее на окно, провозглашая Ханукальное чудо для всех, кто ее видит. Имел ли Иешуа это в виду (хотя традиция и появилась позже), когда Он говорил: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Св. Евангелие от Матфея 5:14-16)?

Или: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Св. Евангелие от Иоанна 8:12)?

Подписывайтесь:

Возможно, вы также найдете интересным тот факт, что сам Иешуа праздновал Хануку. В Евангелии от Иоанна 10:22 говорится о том, что Он был в Иерусалиме на Празднике Обновления (Ханука). Каков же урок?

1. Стремиться к единству (Филиппийцам 1:7)
2. Ожидать Духа Святого (Деяния 2:1-4)
3. Давать светить своему свету (Матфея 5:14-16)

Мено́ра (ивр. מְנוֹרָה‎ - менора́, букв. «светильник») - золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.

Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.

Описание Меноры
Согласно Библии, предписание об изготовлении Меноры (как и всей священной утвари в Скинии), а также её описание были даны Богом Моисею на горе Синай (Исх.25:9).

«И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.»

(Исх 25:31-40)

По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Всевышнему пришлось самому сотворить светильник.

Менора была выкована цельной из таланта (33-36 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей - по три справа и слева. Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гвиим), состоявшими из скульптурных изображений завязи (кафтор) миндалевидного плода и цветка (перах), а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съёмными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот).

Лампады каждой ветви имели направление к центру. Мудрецы Талмуда считали, что основание Меноры было в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте Меноры в 18 ладоней (1,33 - 1,73 м.). Вероятно, ножек было три. Ветви Меноры расходились на 9 ладоней, такова же была ширина треножника. Наверх вели три ступени, по которым священник должен был подняться, чтобы зажечь фитили. На второй ступени помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные принадлежности. В Скинии эта лестница была из акации, но Соломон заменил её мраморной.

Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). Маймонид описывает «бокальчики» широкими у отверстия и узкими у дна (вероятно, в стиле цветочных ваз), «завязь» была слегка угловата с заострёнными верхушками. Цветок же представлял собою чашечку с отвёрнутыми краями.

Семирожковая лампа, некогда стоявшая в Иерусалимском Храме; один из наиболее стойких символов в иудаизме. Менора служила принадлежностью иудейского алтаря еще во время странствий в пустыне; и по сей день она демонстрирует преемственность традиций еврейского народа от Моисея до наших дней. В Торе Господь подробнейшим образом объясняет, как делать менору и как ее зажигать. Согласно мидрашам, объяснения показались Моисею слишком сложными, и тогда Господь сам сотворил для него менору. Менора имеет семь ответвлений, украшенных золотыми цветами миндаля. Огонь меноры - это огонь чистейшего оливкового масла. В храме Соломона (как утверждает более поздняя традиция) изначальную менору ежедневно зажигал первосвященник, а десять других менор стояли рядом с ней, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании. Во время мятежа Маккавеев Антиох изъял менору из Храма, но Иуда Маккавей сделал новую. Подставка этой меноры напоминала основание храма Аполлона. После разрушения Второго Храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме Мира. Существуют рассказы о том, что далее менора была увезена в Константинополь или возвращена в Иерусалим; но ее окончательная судьба неизвестна. В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп. И по сей день иудеи избегают проходить под этой аркой, символизирующей изгнание, трагедию и поражение.

После разрушения храма менора стала основной эмблемой выживания евреев и стойкости их традиций. Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием Кнессета в Иерусалиме. Она является символом возрождения еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория» (salvia palaestinae), которое произрастает в Израиле и пустыне Синай. Высушенное на плоской поверхности, оно поразительно напоминает менору, также имеющую шесть ветвей и центральный ствол.

История Меноры

Период Первого Храма
В Храме, построенном Соломоном (X век до н. э.), справа и слева от Меноры Моисея (вдоль северной и южной стен зала) располагались ещё по пять золотых светильников, которые отлил Хирам для Храма Соломона. Были также и серебряные, но их описание отсутствует.

Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима. Тем не менее, судя по некоторым источникам, в тот период менорой назывался любой светильник, и лишь позднее это слово снова стало обозначать именно храмовый семисвечник.

Когда Навуходоносор разрушил Храм Соломона в 586 году до н. э., сказано, что «изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала Храма Господня Соломон, царь Израильский» (4Цар.24:13). Вероятно при этом были уничтожены и золотые меноры. Позднее меноры не упоминаются в перечне предметов из Храма, возвращённых в Иерусалим при Кире. Легенда, впрочем, гласит, что подлинные меноры были спрятаны в потайном месте и возвращены во Второй Храм вернувшимися из изгнания евреями.

Период Второго Храма

Эта золотая менора была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. и отправлена в Сирию. Во время восстания Маккавеев в 164-163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь и возобновил зажигание меноры. С этим связана история еврейского праздника Ханука, который ежегодно празднуется в память об этих событиях.

По мнению мудрецов Талмуда, первоначально новая утварь была железной, а «когда же они [жители Иерусалима] стали богаче - из золота», хотя Иосиф Флавий утверждает, что новая менора была золотой. Эта менора была затем и в Храме Ирода. Известно также, что в кладовых Храма находились и другие подобные светильники.

По свидетельству Талмуда, во время осады Иерусалима римлянами в 70 году н. э., Менора, в числе других предметов храмовой утвари, была спрятана священниками «в земле». После ожесточённых боёв возле и внутри Храма спрятанные реликвии должны были к тому же оказаться погребёнными под его развалинами. Римлянам, вероятно, удалось впоследствии обнаружить часть храмовой утвари, в том числе были обнаружены и два светильника «совершенно схожих с стоявшими в храме». Однако, многое должно было остаться необнаруженным.
(продолжение см. в Википедии)

Существует множество толкований мистического смысла меноры, особенно ее семи ветвей. В древности считалось, что небеса состоят из семи планет и семи сфер. Эллинистический иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, которые являются наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют божественный свет, или Логос. Кроме того, считалось, что семь ветвей меноры отображают семь дней Творения. Менора сравнивается и с Древом Жизни, поскольку напоминает дерево. Некоторые видят в меноре перевернутое дерево, укорененное в небесах. Если ветви меноры изогнуть, то сверху она будет выглядеть как Звезда Давида. Каббалисты считали менору главным символом Древа Сефирот (божественных эманации). Центральный ствол символизирует Тиферет - Великолепие, Центральную Линию, Источник Изобилия, перетекающего в шесть остальных сефирот. Масло символизирует внутреннюю душу Сефирот, которая проистекает от Эйн Соф - Вечного Источника. Мистики XV столетия назвали 67-ой Псалом «Псалмом меноры». По преданию, он был выгравирован в форме меноры на щите Давида, и часто воспроизводится в таком виде на амулетах и в молитвенниках евреев Средиземноморья. В практической Каббале менора служит оружием против демонов. Хасидская традиция утверждает, что форма меноры имитирует шестикрылого ангела, «серафима», чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ Горнего Серафима и повелел воссоздать его земными средствами.
Ханукальная менора, имеющая девять рожков, напоминает Храмовую, но имеет совсем иное происхождение и чаще всего служит не лампой, а подсвечником. Восемь рожков символизируют чудо, происшедшее во времена Иуды Маккавея, когда однодневного запаса освященного масла, найденного в оскверненном Храме, хватило на восемь дней непрерывного горения меноры. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. На протяжении многих столетий ханукальная менора представляла собой прямой ряд масляных рожков или подсвечников, укрепленный на пластине, которая позволяла вешать ее на стену или на дверь. В средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную менору в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор, зажигаемых в день Хануки. Кроме чуда, свершившегося в старину, на ханукальных менорах часто изображаются другие сюжеты и персонажи. Это Лев Иудеи; еврейский народ и Иуда Маккавей; Юдифь, чья история имеет параллели с чудом Хануки; орлы, олени и прочие животные; и многие другие мотивы из Библии, истории и декоративно-прикладного искусства. Единственное обязательное требование, предъявляемое ритуалом, заключается в том, что восемь боковых рожков должны находиться на одной линии, но при этом огни не должны сливаться в один.

(Исх. 25:9). Согласно Библии (Исх. 25:31–40; 37:17–24), менора была выкована цельной из таланта (вероятно, около 30 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием (согласно Талмуду , Мен. 28б, - в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте меноры в 18 ладоней, то есть около 1,5 м; Раши в комментарии к Исх. 25:31 утверждает, что ножек было три) и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гви‘им ), состоявшими из скульптурных изображений завязи миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съемными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот ). В скинии менора помещалась в святилище перед южным краем завесы (парохет ), скрывавшей от глаз Святая Святых (см. Храм. Архитектура Первого храма), симметрично столу предложения (шулхан х а-паним ; Чис. 4:7), стоявшему перед северным краем завесы (Исх. 26:35; 40:24). Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее горелки утром (Исх. 30:7–8), она горела всю ночь (ср. Сам. 3:3), и в книге Исход (27:20; также Лев. 24:2–4) ее пламя названо нер тамид (буквально `постоянный светильник`).

Семисвечники обнаружены и при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом - в слоях, относящихся к периодам средней и поздней бронзы, то есть к 18–15 вв. до н. э.; в лежащих выше слоях такие находки редки). Но это лишь глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо плошки с семью чашечками. Изредка эти светильники имеют ножки.

Древнейшие изображения меноры имеются на очень малых по размеру монетах хасмонейского царя Антигона II (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки (20×12,5 см), обнаруженном при раскопках в Иерусалиме так называемого Верхнего города времен Ирода I (37–4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало 1 в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30–31 гг. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70–130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.). Изображения разнятся в деталях, однако все они четко фиксируют три основные части меноры - ствол, шесть ветвей и основание. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги римско-византийского периода (3–6 вв.) в Эйн-Геди .

Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль - вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии . Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. Причем, как и в декоре синагог, на предметах, изготовленных в Эрец-Исраэль, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры - лулав и этрог . На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних - ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

Наряду с семисвечником встречаются изображения меноры с четырьмя, шестью, девятью ветвями, что объясняется запретом Талмуда (например, Рх Ш. 24а) точно воспроизводить храмовую менору. Этот запрет, однако, не соблюдался строго. Порой форму девятиствольной меноры придают хануккие - светильнику для Ханукки .

В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) - наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана , подаренная парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнесета ; она украшена литыми рельефами, изображающими сцены из еврейской истории. Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнесета, выполненной



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ