Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

После развала некогда могучего Советского Союза почему-то забыты те, кто помогал тогдашнему Правительству в восстановлении Конституционного порядка на территориях бывших союзных республик в 1987- 1991 г.г., где был введен режим Чрезвычайного положения и комендантский час. В частности, военнослужащие внутренних войск МВД СССР. Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Абхазия - для них не просто географические точки на карте. Всю боль от воочию увиденных последствий межнациональных конфликтов они пронесли сквозь долгие годы, так и не получив признания за свой ратный труд. Став барьером между конфликтующими сторонами, военные приняли весь огонь на себя. И среди военнослужащих были жертвы, потому как это была настоящая необъявленная война.

Тогда нашему Правительству во главе с М. С. Горбачевым проще было объяснить народу направление военнослужащих ВВ МВД на территорию Закавказья и Средней Азии не участием в боевых действиях, коими по сути и были описываемые события, а для наведения Конституционного порядка.

....Горбачев. Виктор Михайлович, все-таки, когда люди не нарушают общественный порядок, надо работать с ними политически, а не разгонять их войсками.

Чебриков. Не разгонять, а сделать там небольшое дежурное оцепление.

Горбачев. Если люди ведут себя спокойно, надо работать до конца политически. Что же мы будем вводить войска.

Яковлев. А вот в Сумгаит войска ввести надо. Там нужно показать "руку власти".

... Горбачев.

Виктор Михайлович мне позвонил и сообщил, что митинги сняли, что все кончилось. Но что получилось наделе? С митинга действительно разошлись, но объединились в небольшие группы по 10-15-20 человек, максимум 50-100, и пошли творить настоящий разгул, насиловать, совершать поджоги, выбрасывать мебель из домов армянских семей. Какие последние данные?

Власов. 14 убитых, в том числе 3 женщины, 3 азербайджанца, 6 армян, остальные устанавливаются, пострадал от телесных повреждений 71 человек, в том числе 48 армян. Сожжено 6 автомобилей, в 13 домах совершено 19 поджогов, пострадали Дом политического просвещения, автовокзал. Имели место 4 факта насилия. Пострадало 54 работника милиции, задержано 47 человек, в том числе 5 мародеров.

Горбачев. Из числа задержанных двое признались в том, что один убил

пять, а другой трех человек. У мародеров изъяли золото, драгоценности.Дмитрий Тимофеевич распорядился, и в Сумгаит быстро ввели курсантов военного училища и других военных. Он также помог перебросить туда самолетами 3 тысячи милицейских сил....

....Горбачев. Значит, пусть Разумовский остается в Баку, а Демичев выедет туда, займется вот этим прежде всего. Но, товарищи, если народ себя ведет выдержанно и спокойно, то не нужно начинать мять их военными. Это не годится. Давайте мы за правило это возьмем. В Армении, когда обозначили войска и когда увидели это они, это их остепенило. Они понимают, что власть есть власть. Но вместе с тем то, что никто их пальцем не тронул, они тоже оценили.

Язов. Имеют место попытки распространять листовки среди солдат.

Горбачев. Если начнется то, что было в Сумгаите, действовать надо решительно и до конца.

Лигачев. Михаил Сергеевич, ведь там же каждый пятый судимый, значит, там есть сотня, две или три сотни отпетых людей, их немедленно надо выселить из Сумгаита...

Горбачев. Правильно. Задержать. Расскажи, Дмитрий Тимофеевич, как убивают.

Язов. Двум женщинам груди вырезали, одной голову отрезали, а с девочки кожу сняли. Вот такая дикость. Некоторые курсанты в обморок падали после того, как увидели это...

Чебриков. Мебель всю пережгли в армянских квартирах.

Полный протокол заседания Политбюро ЦК КПСС от 29 февраля 1988 г. http://www.sumgait.info/sumgait/politburo-meeting-...

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО НАВЕДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКАВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР И АРМЯНСКОЙ ССР http://www.kaznachey.com/doc/a6KDEMFA1JZ/

А вот и материалы по Сумгаитской трагедии http://www.sumgait.info/sumgait/sumgait-1988.htm

Думается, нет нужды представлять последнего Героя Советского Союза лейтенанта ВВ МВД Олега Бабака, геройски погибшего на территории Нагорного Карабаха, также, курсанта ВПУ ВВ МВД СССР Владимира Акопова, кавалера Ордена Красной Звезды (посмертно) , погибшего в схватке с бандитами в Абхазии. Всех не перечислишь. Курсанты училищ внутренних войск МВД, побывавшие в этих "горячих точках", из четырех лет положенного обучения в стенах "альма-матер", в общей сложности год-полтора провели в боевых условиях на территории союзных республик. Новый Федеральный закон о ветеранах боевых действий с изменениями на 2016 год определяет статус ветеранов Отечественной войны и труда, а также и военнослужащих – участников конфликтов на территории других государств. Да, пусть тогда все эти территории входили в состав единого государства СССР, но, по сути, это были уже другие страны, Опять же, из Федерального закона "К ветеранам боевых действий относятся:... лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел... направленные в другие государства органами государственной власти СССР, и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах". В Федеральном законе о ветеранах, проект которого был изначально принят в 1994-м году, почему-то не нашлось места для военнослужащих внутренних войск, которые рисковали жизнями в зонах межнациональных конфликтов.

К слову. Служба в Нагорном Карабахе в 1988-89 г.г. уже давно приравнена к "боевым действиям в горячей точке": - приказ МВД СССР № 0169 от 25.11.1989 года "Об откомандировании личного состава и несении службы в условиях чрезвычайного положения"; - приказы МВД СССР от 18 октября 1989 г. N 0169 и от 9 апреля 1990 г. N 022 (отменены).

Непосредственно, какие части и подразделения командировались в НКАО определялось другими (секретными) приказам. Официально солдаты и милиционеры числились совсем в других частях, в других, весьма далеких от НКАО населенных пунктах. В военных билетах никаких записей не делалось, удостоверений никаких нет. Доказать участие в боевых действиях реально проще только тем, кто был ранен и/или награжден. А остальным это будет сделать очень сложно.

Есть еще. - Приказ МВД РФ от 22 февраля 1993 года N 73 "О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК, СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ" . Почему и туда не вошли военнослужащие, прошедшие Закавказье и Среднюю Азию?

Просим разобраться в несправедливом отношении к тем, кто принимал участие в наведении Конституционного порядка на территории Закавказья и Средней Азии в 1987- 1991 г.г. и дать статус Ветеранов боевых действий участникам тех далеких событий. Поверьте, они это заслужили!

В 90-х годах Югославия продемонстрировала всему миру, к чему при несколько ином стечении политических обстоятельств мог привести распад бывшего Советского Союза: на территории составных частей бывшей Югославии разгорелись затяжные и кровопролитные гражданские войны при распаде вертикали государственной власти, острой проблеме беженцев и вынужденном вмешательстве мирового сообщества.


На различных территориях и землях (Босния и Герцеговина, Хорватия, Восточная Славония, Союзная Республика Югославия, Македония, Албания, примыкающая акватория Адриатики и др.) с 1992 г. развернулся целый комплекс операций, в которых приняли участие ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, ЗЕС, а также целый ряд стран в качестве участников коалиций по проведению отдельных операций.

При этом ряд операций носил характер принудительных действий (морская и воздушная блокада части территории бывшей Югославии, отдельные компоненты операции в Албании, воздушная операция давления на СРЮ и др.). Другая часть операций носила характер предупредительного развертывания (Македония). Были и операции и их отдельные компоненты, которые соответствуют классическому пониманию миротворчества (например, пост-дейтонская организация выборов в Боснии под международным контролем и др.). Не все из этих операций проводились собственно ООН (см. главу 1 о роли ОБСЕ, НАТО и ЗЕС в отдельных операциях), а некоторые (воздушная операция оказания давления на власти СРЮ) и вовсе не имели мандата ООН. В целом комплекс операций в бывшей Югославии и Албании внес немало новшеств и изменений в практику миротворчества ООН.

Масштаб и сила российского контингента, принявшего участие в операциях в этом регионе (менявшиеся с 900 военнослужащих в 1992 г. до максимального числа в 1500 чел. в 1994 г. и несколько превышающие 1000 чел. в настоящее время) являются хотя и значительными, скажем, в сравнении с операциями в Молдове и Южной Осетии (в 2000 г. там дислоцированы 460 и 462 российских миротворца соответственно), однако далеко не решающими. Для сопоставления достаточно упомянуть, что только наземный компонент сил операции СФОР составлял 33400 военнослужащих разных стран, не считая гражданских лиц.

Однако во многих отношениях участие России в операциях в бывшей Югославии было и остается уникальным.

Во-первых, это нетипичная ситуация, в которой российские военные и не только западные военные «наблюдатели», но и боевые части НАТО, десятилетиями тренировавшиеся для «большой войны», действовали совместно в решении задач, поставленных ООН.

Во-вторых, степень применения военной силы в данных операциях в целом оказалась чрезвычайно высокой, в среднем гораздо выше, чем в большинстве всех других операций прежних десятилетий, за исключением «Бури в пустыне». В результате работали повышенные требования к военному профессионализму и способности реального боевого взаимодействия российских военных с военными других стран, причем не только тех, которые ранее были союзниками по Варшавскому договору.

В-третьих, в условиях этнической и исторической близости или взаимосвязи отдельных стран с теми или иными враждующими силами особую трудность составляло сохранение непредвзятого равноудаленного отношения миротворцев к сторонам конфликтов. Хотя неофициальная «про-сербская» ориентация российских миротворцев только уравновешивала неофициальную «про-хорватскую», «про-мусульманскую» или «анти-сербскую» ориентацию некоторых западных стран-участников коалиций, в целом Россия не разыгрывает в этом комплексе конфликтов националистическую «карту» и занимает позицию относительно непредвзятого посредника.

В-четвертых, на сотрудничество России с другими странами и организациями в проведении операций в бывшей Югославии наложили существенный отпечаток противоречия по линии Россия-НАТО в связи с расширением НАТО и действиями НАТО без мандата ООН в СРЮ в 1999 г. Если говорить шире, миротворческое сотрудничество в Югославии было и остается под влиянием пересечения и столкновения интересов великих держав на Балканах и в Европе в целом.

Части и соединения российских десантных войск были впервые задействованы в миротворческой миссии ООН в Югославии уже в 1992 году. В то время в России не существовало никаких специально обученных миротворческих контингентов (за исключением небольшой группы военных наблюдателей из прежних операций ООН, которая имела опыт лишь небоевых действий «под знаменами» ООН). Особый российский мотострелковый батальон для десантирования в Югославии был сформирован из соединений ВДВ на основании Указа президента «О направлении российского контингента в Югославию для участия в миротворческих операциях ООН» и приказа Командующего Объединенными вооруженными силами СНГ[i]. Размер контингента был определен в 900 человек, вооруженных легким стрелковым вооружением, и снабженных 150 автомобилями и 15 бронетранспортерами. Батальон был сформирован и прошел сокращенное обучение и инструктаж за 6 недель.

Как простая структура контингента (штаб, штабная рота, пять мотострелковых рот), так и легкое вооружение и отсутствие подразделений связи, разведки, усиления указывали на то, что Россия не располагала адекватным опытом участия в силовых миротворческих операциях и готовилась к «классическому» миротворчеству, в котором используется только для «демонстрации силы». Но реальная обстановка гражданской войны в Югославии заставила еще в ходе операции СПРООН/UNPROFOR, еще до перехода к СФОР/SFOR, изменить правила боевого соприкосновения и усилить боевую мощь контингента. Батальон запросил и получил из России еще 54 современных БТР-80, 82-миллиметровые артиллерийские орудия, мобильные ракетные пусковые установки для борьбы с танками и портативные противовоздушные комплексы. «Разнимание» воюющих сторон требовало действий по правилам серьезной войны.

В 1994 году 554-й Отдельный мотострелковый батальон был усилен 629-м Отдельным мотострелковым батальоном, и общее количество российских военных в Югославии достигло 1500 чел. на 95 боевых бронированных машинах.

Когда 15 декабря 1995 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1031 по бывшей Югославии, российский контингент получил новый статус, изменил свою структуру (бригада) и масштаб. Прежде всего, в связи с принятием в РФ в том же году нового закона об участии российских контингентов в миротворческих операциях, вопрос об участии российских миротворцев в операции ООН был вынесен на обсуждение российского парламента. Федеральное собрание РФ подтвердило решение об участии России в операции, а в середине февраля 1996г. Президент РФ увеличил своим указом разрешенную численность контингента до 1600 человек.

Российская бригада получила в Югославии район ответственности в 1750 квадратных километров, включавший линию разъединения враждующих сторон длиной в 275 километров. В непосредственном соседстве с российскими миротворцами несли службу американская бригада, турецкая бригада, а также объединенная бригада «Север», состоявшая из миротворческих контингентов Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Польши.

Выполняемые в Боснии российским контингентом задачи включали также контроль на пяти блок-постах, патрулирование многочисленных дорог и территорий, разведку, обыск и проверку объектов. На протяжении участия в операциях SFOR/IFOR в 1997-1999 гг., в которых по согласованию с ООН лидирующую роль играли силы НАТО, российская бригада не была вовлечена в массовые бои. Потери 4-х человек убитыми и 11 ранеными произошли в основном в результате подрыва на минах.

Вопросом политического значения было выстраивание цепочки командования. По «идеологическим» соображениям было сочтено неправильным согласиться на прямое подчинение российского контингента командованию из структур НАТО, хотя именно натовское командование в соответствии с мандатом ООН осуществляло общую координацию операций. По дипломатическим каналам было согласовано военно-политическое особое условие: командир российской бригады генерал Л.Шевцов получал статус заместителя Командующего всей операцией в бывшей Югославии и подчинялся непосредственно Главнокомандующему наземными силами НАТО в Центральной Европе.
Российская командная группа в Верховном штабе НАТО в Европе (SHAPE) решала задачи не только военного, но и политико-дипломатического характера. Среди них, в частности, координация вопросов выполнения Дейтонских мирных соглашений с боснийским военно-политическим руководством, а также организация и проведение заседаний совместных комиссий по примирению, в которых участвовали представители боснийских политических сил и военное руководство операции СФОР.

К марту 1999 г., когда начавшаяся без санкции СБ ООН военно-воздушная операция НАТО в СРЮ привела к замораживанию отношений Россия-НАТО и формальному выведению российских миротворцев из операции под командованием НАТО в Боснии, общий итог сотрудничества между российскими миротворцами и военными стран коалиции был в целом положительным. Кризис не был вызван внутренними факторами развития самой операции в Боснии, а стал проекцией в сферу миротворчества «макрополитической» напряженности в отношениях Россия-НАТО.

Политические претензии к действиям НАТО в СРЮ можно суммировать следующим образом:
Альянс нарушил Устав ООН, начав операцию принудительного характера на территории суверенного государства вопреки воле законно избранного правительства страны и без мандата СБ ООН;
Операция производилась вне зоны непосредственной ответственности НАТО, ограниченной, в соответствии с Вашингтонским договором 1949 г., территорией стран-членов;
Операция представляла собой превышение пределов необходимого применения силы, поскольку не все каналы политического воздействия были исчерпаны;
Операция нарушает прерогативы региональных организаций, поскольку, во-первых, ОБСЕ как ведущая региональная организация коллективной безопасности была оттеснена НАТО и мандат ОБСЕ также отсутствовал, во-вторых, собственно НАТО никогда не признавала себя (и не признавалась ООН) региональной организацией безопасности и, в-третьих, операции с элементами принудительных действий (бомбардировки и блокада) относятся к исключительной юрисдикции СБ ООН, а не региональных организаций и соглашений;
Операция спорна с точки зрения подведения под категорию «гуманитарно мотивированного вмешательства», поскольку факт геноцида албанского населения Косово (который мог бы быть основанием для такого вмешательства) не был зафиксирован и подтвержден ООН или ОБСЕ, а потоки беженцев из Косово после начала вмешательства (бомбардировок) заметно превысили потоки беженцев до операции;
Наконец, НАТО и западные державы создали опасный прецедент, открыто проигнорировав протесты России и позицию таких держав, как Китай и Индия, которые, среди других, высказались в ООН против силового вмешательства.

При этом очевидно, что Россия реагировала не только и не столько на события в самой бывшей Югославии (хотя противодействие бомбардировкам было последовательным и поддерживалось общественным мнением внутри России), сколько на вытеснение России из процесса принятия кардинальных решений по проблемам общеевропейской безопасности (к которым, несомненно, относилось решение о бомбардировках югославской территории).

Следует реалистично осознавать, что российское руководство не отстранялось от применения военной силы в Югославском конфликте вообще, и признания необходимости принудительных действий, в том числе в отношении правительства С.Милошевича, в частности. Политическая проблема состояла прежде всего в нарушении Североатлантическим альянсом (и руководством ряда западных держав) правил и процедур принятия решений по вопросам применения силы в международном сообществе. Как только через 11 недель после начала бомбардировок Совет Безопасности ООН все-таки сумел принять согласованную резолюцию относительно международной операции в Косово и СРЮ, российское военно-политическое руководство настойчиво вернуло российский контингент в состав международных сил вмешательства (знаменитый рейд десантников под руководством генерала Заварзина из Боснии в аэропорт Приштины в Косово). Сотрудничество России и НАТО по линии миротворчества было немедленно разморожено. При этом, хотя бомбардировки как тип воздействия на правительство С.Милошевича были прекращены, иные принудительные элементы в операции (например, строго контролируемое эмбарго на поставку сторонам конфликта оружия) сохранились.

Выделение российскому контингенту в Косово зоны ответственности в преимущественно албанском секторе привело к затрудненному выполнению миротворческих функций, частичному блокированию элементов контингента местным населением. Тем не менее, Россия вернулась в число стран, активно участвующих в миротворческом процессе в бывшей Югославии.

Некоторые уроки комплекса операций в бывшей Югославии могут быть суммированы следующим образом:
Наметилась определенная «специализация» различных международных организаций в проведении операций в конфликтных регионах. ООН не справляется в современных условиях с организацией силовых операций по установлению мира (принуждению к миру), если конфликт имеет масштаб реальной гражданской войны. Для этого нужна «сработавшаяся» интегрированная военная организация. Привлечение НАТО оценивается в кругах ООН в целом как эффективное и, видимо, будет практиковаться и дальше при наличии консенсуса в рядах самого НАТО. ЗЕС не смог эффективно зарекомендовать себя даже в «тепличных» условиях проведения элементов операций «под крылом» НАТО. ОБСЕ квалифицированно проводит мероприятия по восстановлению политической инфраструктуры и проведению свободных выборов в конфликтных регионах. ООН же обеспечивает общее политическое согласование интересов держав по поводу конфликта и вмешательства в него, причем эта функция (согласование интересов крупных держав по поводу конфликта) приобретает все большее значение.

Югославия продемонстрировала как этапы разлаживания взаимодействия между организациями международного сообщества (ООН. ОБСЕ) и великими державами (первое такое разлаживание произошло в период заключения Дейтонских соглашений по Боснии вне ООН И ОБСЕ, второе – в период разворачивания действий НАТО в СРЮ вопреки позиции ряда великих держав), так и этапы их слаженного взаимодействия. Опыт показывает, что по-прежнему в международном сообществе позитивное вовлечение ООН, ОБСЕ, других многосторонних механизмов в процесс миротворчества не может быть заменено волей и силой отдельных держав. Международное сообщество по-прежнему считает нормой совместное действие «великих держав» и «великих организаций», а не их противопоставление своих усилий друг другу.
Вместе с тем, как относительно новая формула взаимодействия развивается (и, видимо, будет расширяться в дальнейшем) практика передачи Объединенными нациями операций создаваемым ad hoc коалициям держав. России целесообразно развивать практику участия в подобных коалициях, и применять ее для развития коалиционного участия в миротворчестве в СНГ.

Операции в бывшей Югославии показали необходимость (и возможность) тесного политического взаимодействия широких групп держав в режиме реального времени разворачивающегося конфликта (речь идет не только об относительно успешном поддержании консенсуса в неоднозначных условиях странами НАТО, но и о практике согласования решений в ad hoc коалициях стран, производивших операции в Боснии, Албании, Косово). Это важный пример для России, которой необходимо задействовать механизмы политических консультаций и поддержания консенсуса среди стран ОДКБ.

[i] Приказ от 26 февраля 1992 г. Строго говоря, в силу известных надежд на сохранение единой военной инфраструктуры СНГ контингент поначалу не был «российским», он представлял весь бывший Советский Союз, все страны СНГ, и лишь впоследствии в Югославии стали говорить об отдельном российском и отдельном украинском контингентах.
Решение СФ ФС РФ от 5 января 1996 г.
Уже через год «потолок» был опущен до 1400 чел., а реальная численность в конце 90-х гг. не превышала 1340 человек.

  • Статус ветерана боевых действий
  • Государственные льготы участникам военных конфликтов
  • Региональные привилегии ветеранов

Разговоры о том, что отменили льготы ветеранам боевых действий, не соответствуют действительности. Еще живут те, кто видел ужасы Великой Отечественной войны и принимал непосредственное участие в сражениях. Лишение небольших социальных гарантий таких людей было бы верхом неблагодарности погибшим. Защитники Родины честно выполняли свой долг, и не их вина, что система ценностей в обществе сегодня совершенно другая.

Статус ветерана боевых действий

Обычно под званием «ветеран» подразумевается убеленный сединой человек пенсионного возраста. Но с начала 80-х годов прошлого века ветеранами боевых действий стали совсем молодые люди, прошедшие войну в Афганистане. Сегодня к ним причислены участники военных столкновений в Югославии, Чечне и Сирии. Российская Федерация стала преемником Советского Союза в сфере обеспечения льготами людей, участвовавших в конфликтах, где СССР официально признавал себя одной из сторон. Сложнее стоит вопрос с теми, кто принимал участие в качестве военных советников в Корее, Вьетнаме, Камбодже, Анголе и других горячих точках.

В 1995 году российское законодательство окончательно определилось с категорией ветеранов боевых действий. К ним относятся участники:

  • вооруженных столкновений;
  • специальных и антитеррористических операций;
  • разминирования как на территории России, так и за ее пределами;
  • доставки различных грузов в зону боевых столкновений;
  • обслуживания военнослужащих на территории другой страны, где проходит вооруженный конфликт;
  • летных экипажей, выполняющих боевые полеты над горячей точкой.

Для оформления статуса ветерана боевых действий (ВБД) следует обратиться в военный комиссариат с заявлением, а затем в отделение Пенсионного фонда по месту жительства. После определенной процедуры человеку выдается удостоверение. Оно является основанием для оформления льгот, выплат, компенсаций и других видов социального обеспечения.

Слухи, которые сейчас упорно распространяются через различные информационные источники, заставляют ветеранов спрашивать в социальных службах, когда отменена льгота ветеранам боевых действий. Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство в 2016 году не только не сократило количество привилегий, но и решило даже пополнить их список. То есть отношение к льготникам осталось неизменным. Существует некоторая корреляция предоставления тех или иных услуг в транспорте, зубном протезировании на региональном уровне. Это зависит от решения местных органов власти. Но кардинальная замена налоговых послаблений ветеранам боевых действий на иные формы социальной защиты не предвидится.

Вернуться к оглавлению

Государственные льготы участникам военных конфликтов

Социальные привилегии бывших служащих, находящихся на пенсии, имеют двухуровневую структуру и подразделяются на федеральные и региональные. Первая категория касается всех без исключения ветеранов и включает в себя следующие преференции:

  • оплата коммунально-бытовых услуг;
  • предоставление жилой площади ветерану и членам его семьи:
  • бесплатное медицинское лечение с возможностью покупки лекарств по сниженной стоимости;
  • повышенное финансовое обеспечение с обязательной индексацией;
  • ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение с проездом в обе стороны;
  • выделение участка земли для постройки дома;
  • ежегодный отпуск на срок до 35 дней, 15 из которых оплачиваются.

С участников БД (боевых действий) не снимается имущественный налог, госпошлина при обращении в судебные и другие государственные инстанции. Земельный сбор существенно снижен. Отменили льготы ветеранам боевых действий при установке стационарного телефонного аппарата. Это связано с коммерческими интересами частных телекоммуникационных компаний. Но в Удмуртии, Дагестане и Кабардино-Балкарии данная привилегия для ветеранов БД продолжает существовать.

После трехмесячного и полугодового пребывания в зоне конфликта военнослужащим предоставляется 20-дневной отпуск для реабилитации. Родственники погибших во время проведения боевых действий или умерших в результате ранений уже в мирное время имеют право на те же льготы, что и сам ветеран.

Его детям положена скидка в размере 5% для отдыха в санаториях и лагерях. Стоимость обучения в высших учебных заведениях компенсируется частично. Ежемесячная минимальная выплата семье погибшего служащего составляет 1700 рублей.

Вернуться к оглавлению

Региональные привилегии ветеранов

Второй уровень социальных гарантий для ветеранов БД находится в подчинении региональных бюджетных возможностей. Отличие в льготном обеспечении касается, например, проезда в транспорте. В одном регионе ветеран может бесплатно следовать только в общественно-коммунальном транспорте, кроме частных маршруток и такси.

В другой местности финансируется проезд в тех же маршрутках, электричках и поездах ближнего следования. Такие же скидки предусмотрены в Липецкой, Воронежской, Мурманской и Тульской областях. Ветеранам чеченской войны власти Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Краснодарского края обеспечивают льготный проезд на своей территории.

Большая часть органов регионального самоуправления положительно решила вопрос о 50%-ной скидке на налог при ремонте жилья для ветеранов БД, а в случае смерти военного получить такое преимущество может его вдова. Теперь в области образования защитникам Родины предоставляются льготы при поступлении в виде внеочередного зачисления на конкурсные места. После принятия в учебное заведение ветераны-студенты имеют право и на повышенную стипендию. Предусматривается также бесплатное обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки.

К сожалению, сегодня социальные льготы не в полной мере компенсируют личные потери ветерана. Все привилегии незначительны в денежном эквиваленте, а многие положенные налоговые послабления подвергаются замалчиванию, особенно на местном уровне.

Поэтому бывшим участникам вооруженных конфликтов иногда приходится с «боем» добиваться выполнения административными органами положенных им прав.

Сегодня действующие скидки представляют собой больше декларацию о намерениях, чем реальное социальное обеспечение. Однако о замене льгот ветеранам боевых действий могут сообщить только из официальных источников. Другие уведомления необходимо подвергать сомнениям.

Уважаемый Владимир Владимирович!Обращаемся в Ваш адрес по поручению более 10 тыс. ветеранов боевых действий и участников локальных конфликтов, происходивших как на территории России (СССР), так и за пределами.Вооруженные конфликты не утихают, и ветеранское движение множится из года в год.Афганистан, Чечня – это то, что имеет наибольшую известность в обществе, но были и иные локальные конфликты, в которых наши ребята принимали участие, в том числе в составе миротворческих сил. Кто-то заявляет, что «они зарабатывали деньги», но… считаем, не верно ставить таким образом вопрос. Всем нам платили определенную сумму «боевых».Сегодня, очень остро стоит вопрос льготного и финансового обеспечения ветеранов боевых действий. Ведь имеющееся законодательство настолько осложнено чиновничьими инструкциями, что разобраться в причитающихся льготах и выплатах, простому «бойцу», практически не возможно. А, сами выплаты и льготы, настолько ничтожны, что, чаще, не компенсируют тот моральный урон, который нанесен в период боевых мероприятий, а «выбивание» самих льгот доходит до абсурда.Участники миротворческих миссий вообще не включены в категорию «ветераны» (со слов самих участников), что, как нам кажется, также не совсем верно и ущемляет их права.В период боевых действий, мы не обсуждали приказы и «не загружались инструкциями» – выполняли поставленную боевую задачу, исходя из собственного опыта, знаний, умений и навыков, с соблюдением норм действующего законодательства.Поступающие обращения, свидетельствуют о постоянных трудностях ветеранов, в разрешении спорных моментов, относительно полагающихся льгот, а причитающиеся денежные выплаты, по мнению большинства, ничтожно малы.Известно, что, в Совете Федерации, уже рассматривается вопрос состояния и проблем правового регулирования социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и членов их семей.От лица ветеранов боевых действий и участников локальных конфликтов, просим Вас дать поручение сотрудникам Администрации Президента РФ, Правительству РФ:1. Создать комиссию по разработке и внесению изменений в нормы федерального законодательства, затрагивающие социальную защищенность ветеранов.2. Включить в состав комиссии непосредственных участников военных конфликтов, авторов данного обращения.3. Приравнять, в случае отсутствия, к ветеранам боевых действий, участников миротворческих миссий и локальных военных конфликтов. Обеспечить равные права на льготы и финансовые выплаты, для всех участников боевых действий.4. Систематизировать и сделать реально доступными (прозрачными) льготы для ветеранов боевых действий.5. Рассмотреть вопрос реабилитации, предоставления льгот и дополнительных выплат лицам, получившим увечья и ранения, которыми причинен вред их здоровью.6. Увеличить ежемесячную выплату ветеранам боевых действий.7. Рассмотреть вопрос обеспеченности ветеранов боевых действий и членов их семей.8. Рассмотреть иные вопросы социальной защиты ветеранов.С уважением,подполковник запаса, кандидат технических наук, депутат А.П. НагайцевP.S. Сбор подписей продолжается.

Прошу привлечь к проблеме СМИ: Рен-ТВ, НТВ, 1, КоммерсантЪ, Эхо Москвы.

Собрано более 10 тыс подписей. Проблема уже обсуждается в Совете Федераций. Просим включить в состав комиссии авторов данного обращения!

Для СМИ: Рен-ТВ, НТВ, 1, Коммерсантъ, Эхо МосквыСегодня довольно остро стоит проблема социальной защищенности ветеранов боевых действий и участников локальных военных конфликтов. Болезненно воспринимается исключение из категории ветеранов тех, кто принимал участие в боевых действиях в составе миротворческих сил на территориях не означенных в федеральном законодательстве, как территории военных конфликтов. Финансовые выплаты ничтожно малы - порядка 2000 рублей, а получить полагающиеся льготы - это пройти семь кругов ада - особенно в регионах. Само федеральное законодательство настолько "не прозрачно", что многие вынуждены нанимать специалистов, чтобы понять КОМУ И ЧТО ПОЛОЖЕНО.Совет Федераций уже начал предварительное рассмотрение проблем ветеранов.Обращаясь к руководству страны, мы предлагаем: Создать комиссию по разработке и внесению изменений в нормы федерального законодательства, затрагивающие социальную защищенность ветеранов. Включить в состав комиссии непосредственных участников военных конфликтов, авторов данного обращения. Приравнять, в случае отсутствия, к ветеранам боевых действий, участников миротворческих миссий и локальных военных конфликтов. Обеспечить равные права на льготы и финансовые выплаты, для всех участников боевых действий. Систематизировать и сделать реально доступными (прозрачными) льготы для ветеранов боевых действий. Рассмотреть вопрос реабилитации, предоставления льгот и дополнительных выплат лицам, получившим увечья и ранения, которыми причинен вред их здоровью. Увеличить ежемесячную выплату ветеранам боевых действий. Это лишь часть наших пожеланий. Более глубоко, необходимо прорабатывать непосредственно в законодательстве. Сегодня собрано порядка 11 тыс. подписей, среди них 8 тыс. - виртуальная поддержка (по средствам Интернета) и около 3 тыс. реальных.География поддержавших - Россия.Просим осветить проблему в СМИ, как наиболее животрепещущую...Дополнительная информация +7-913-215-9003

  • Участник боевых действий в Чечне
  • Льготы участникам боевых действий
  • Участник боевых действий афганистан
  • Пенсия участникам боевых действий
  • 1. Проходил службу в составе российского батальона миротворческих сил ООН на территории бывшей Югославии с ноября 1994 по август 1995. Являюсь ли я участником боевых действий?

    Адвокат Панфилов А.Ф., 50037 ответов, 24594 отзывa, на сайте с 20.09.2013
    1.1. Если служба в этот период в указанном месте отнесена законом к месту, где служба считается, как участнику БД, то да.
    ФЗ "О Ветеранах"

    2. Был участником миротворческой операции ООН в Югославии в 1995 в Сараево, приравнивается ли к участнику боевых действий? Имею льготы?

    Адвокат Королев Ю. В., 11121 ответ, 6951 отзыв, на сайте с 14.01.2018
    2.1. Уважаемый Дмитрий, льготы, в данном случае устанавливаются федеральным законом: Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
    (ред. от 29.07.2018) "О ветеранах" в котором данная операция не указана.
    Необходимо направить адвокатский запрос в Минобороны.
    Раздел I

    Гражданская война: с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года
    Советско-польская война: март - октябрь 1920 года
    Боевые действия в Испании: 1936 - 1939 годы
    Война с Финляндией: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года
    Великая Отечественная война: с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года
    Война с Японией: с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года
    Боевые операции по ликвидации басмачества:
    с октября 1922 года по июнь 1931 года
    Боевые действия в районе озера Хасан:
    с 29 июля по 11 августа 1938 года
    Боевые действия на реке Халхин-Гол:
    с 11 мая по 16 сентября 1939 года
    Боевые действия при воссоединении СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии: с 17 по 28 сентября 1939 года
    Боевые действия в Китае:
    с августа 1924 года по июль 1927 года;
    октябрь - ноябрь 1929 года;
    с июля 1937 года по сентябрь 1944 года;
    июль - сентябрь 1945 года;
    с марта 1946 года по апрель 1949 года;
    март - май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО);
    с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая)
    Боевые действия в Венгрии: 1956 год
    Боевые действия в районе острова Даманский: март 1969 года
    Боевые действия в районе озера Жаланашколь: август 1969 года

    Раздел II

    Оборона города Одессы: с 10 августа по 16 октября 1941 года
    Оборона города Ленинграда: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года
    Оборона города Севастополя: с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года
    (в ред. Федерального закона от 16.10.2017 N 294-ФЗ)
    Оборона города Сталинграда: с 12 июля по 19 ноября 1942 года

    На лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

    Раздел III

    Боевые действия в Алжире: 1962 - 1964 годы
    Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика):
    с октября 1962 года по март 1963 года;
    июнь 1967 года;
    1968 год;
    с марта 1969 года по июль 1972 года;
    с октября 1973 года по март 1974 года;
    с июня 1974 года по февраль 1975 года (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала)
    Боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с октября 1962 года по март 1963 года;
    с ноября 1967 года по декабрь 1969 года
    Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 года по декабрь 1974 года, в том числе для личного состава разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море
    Боевые действия в Сирии: июнь 1967 года;
    март - июль 1970 года;
    сентябрь - ноябрь 1972 года;
    октябрь 1973 года
    Боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года

    Боевые действия в Мозамбике: 1967 - 1969 годы;
    с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года;
    с марта 1984 года по август 1988 года
    (в ред. Федерального закона от 02.10.2008 N 166-ФЗ)
    Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года;
    с мая 2000 года по декабрь 2000 года
    (в ред. Федерального закона от 02.10.2008 N 166-ФЗ)
    Боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года
    Боевые действия в Камбодже: апрель - декабрь 1970 года
    Боевые действия в Бангладеш: 1972 - 1973 годы (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР)
    Боевые действия в Лаосе: с января 1960 года по декабрь 1963 года;
    с августа 1964 года по ноябрь 1968 года;
    с ноября 1969 года по декабрь 1970 года
    Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года
    Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан:
    сентябрь - ноябрь 1992 года;
    с февраля 1993 года по декабрь 1997 года
    (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 351-ФЗ)
    Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года

    Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года
    (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ)
    Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года
    (абзац введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 311-ФЗ)
    Выполнение специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики: с 30 сентября 2015 года
    (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 256-ФЗ)

    На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

    3. Участник боевых действий в Югославии. Был поставлен на учет в льготную очередь в 1996 г. В начале 2016 г. был в очереди 26-м, в конце 2016 г. стал 1600-м! Правомерно ли это? Куда следует обращаться для восстановления справедливости?

    Юрист Зекрина А.А., 119467 ответов, 42229 отзывов, на сайте с 03.10.2013
    3.1. В начале 2016 г. был в очереди 26-м, в конце 2016 г. стал 1600-м! Правомерно ли это? Куда следует обращаться для восстановления справедливости?в прокуратуру напишите жалобу.

    4. Мой муж участник боевых действий в Югославии. Какие у него льготы на вычет ндфл по зарплате?

    Юрист Костенко О.В., 47227 ответов, 20247 отзывов, на сайте с 17.05.2014
    4.1. никаких льгот нет

    5. Мой муж участник боевых действий в Югославии. Какие полагаются льготы? Живем в АРКрым.


    5.1. Льготы ВБД указаны в п. 1 ст. 16 фз "О ветеранах", читайте.

    6. Я проходил военную службу по контракту 1997-1998 г в Югославии, являюсь ли я участником боевых действий.

    Юрист Тельпов А.В., 18539 ответов, 4022 отзывa, на сайте с 03.01.2014
    6.1. Не являетесь.

    7. Какие льготы и выплаты полагаются участнику боевых действий в Югославии в Крыму? Спасибо.

    Юрист Тельпов А.В., 18539 ответов, 4022 отзывa, на сайте с 03.01.2014
    7.1. См. фз "О ветеранах", там все льготы и выплаты. Надеюсь, удостоверение есть?

    Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ