Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Вторая супруга великого князя Иоанна III , сыграла немаловажную роль в истории Московского государства. Дочь Фомы, родного брата последнего византийского императора Константина. После падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по смерти своей он … Биографический словарь

Вторая супруга великого князя Иоанна III, сыграла немаловажную роль в истории Московского государства. Дочь Фомы, родного брата последнего византийского имп. Константина. После падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по смерти своей он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

У этого термина существуют и другие значения, см. София (значения). София греческое Род: жен. Этимологическое значение: «мудрость» Другие формы: Софья Производ. формы: Софьюшка, Софа, Соня, Сона, Сонюша … Википедия

- (болгарск. Средец, турецк. София) столица Болгарскогокняжества, занимает весьма выгодное положение вблизи центра Балканскогополуострова, посреди целой сети проезжих дорог, из которых вдоль главнойтеперь уже проложена жел. дорожная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (Зоя Палеолог) урожденная принцесса византийская, великая княгиня Московская, родилась около 1448 г., прибыла в Москву и вступила в брак с Иоанном III 12 ноября 1472 г., умерла 7 апреля 1503 г. Зоя Палеолог происходила от последней царственной… … Большая биографическая энциклопедия

Дочь деспота морейского, 2 я супруга в. кн. московского Иоанна III Васильевича (с 1472 г.); † 7 апреля 1503 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

София Палеолог Ζωή Παλαιολογίνα Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина, 1994 г … Википедия

- Θωμάς Παλαιολόγος … Википедия

Греч. Μανουήλ Παλαιολόγος Род деятельности: Аристократ, один из наследников византийского трона … Википедия

Книги

  • Россия и восток. Царское бракосочетание в Ватикане. Иван III и София Палеолог. , Пирлинг П.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1892 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…
  • София. Иван III и София Палеолог. Мудрость и верность. История царской любви , Пирлинг П.. У Софии, дочери византийского деспота Фомы Палеолога, было несколько претендентов на ее руку. Но когда в 1467 году скончалась супруга Ивана III, папа Павел II предложил государю всея Руси…

Софья Палеолог, которую еще называли Зоей Палеологиней, родилась в 1455 году в городе Мистра, Греция.

Детство принцессы

Будущая бабушка Ивана Грозного появилась на свет в семье деспота Морейского по имени Фома Палеолог в не очень благополучное время - в упаднические времена для Византии. Когда Константинополь пал перед Турцией и был взят султаном Мехмедом II, отец девочки Фома Палеолог с семьей бежал в Кофру.

Позже в Риме семья сменила веру на католицизм, а когда Софье было 10 лет, ее отец умер. К несчастью девочки, ее мать Екатерина Ахайская скончалась годом ранее, что и подкосило отца.

Дети Палеологи - Зоя, Мануил и Андрей, 10, 5 и 7 лет - поселились в Риме под опекой ученого из Греции Виссариона Никейского, который в то время служил кардиналом при папе римском. Византийскую принцессу Софью и ее братьев-принцев растили в католических традициях. С разрешения папы Виссарион Никейский оплачивал прислугу Палеологов, доктора, профессоров языка, а также целый штат переводчиков с иностранного и священнослужителей. Сироты получили блестящее образование.

Брак

Как только Софья подросла, венецианские подданные стали подыскивать ей знатного супруга.

  • В жены ее пророчили киприотскому королю Жаку II де Лузиньяну. Брак не состоялся во избежание ссор с империей оттоманов.
  • Через несколько месяцев кардинал Виссарион пригласил свататься за византийскую принцессу князя Караччиоло из Италии. Молодые обручились. Однако Софья бросила все усилия на то, чтобы не обручаться с иноверцем (она продолжала придерживаться православия).
  • По стечению обстоятельств в 1467-ом в Москве скончалась жена великого князя Московского Ивана Третьего. От брака остался один сын. И папа Павел II с целью насаждения католической веры на Русь, предложил вдовцу на трон княгини всея Руси посадить греческую принцессу-католичку.

Переговоры с русским князем длились три года. Иван Третий, получив одобрения матери, церковников и своих бояр, решился жениться. К слову, во время переговоров о случившимся в Риме переходе принцессы в католицизм посланники от папы римского особо не распространялись. А даже наоборот, они сообщили лукаво, что невеста государя - истинная православная христианка. Удивительно, что они и предположить не могли, что это истинная правда.

В июне 1472 года молодожены в Риме обручились заочно. Затем в сопровождении кардинала Виссариона княгиня Московская отбыла из Рима в Москву.

Портрет принцессы

Болонские летописцы красноречивыми словами характеризовали Софью Палеолог как привлекательную внешне девушку. Когда она выходила замуж, на вид ей было около 24 лет.

  • Кожа ее белая, как снег.
  • Глаза - огромные и очень выразительные, что соответствовало тогдашним канонам красоты.
  • Рост принцессы - 160 см.
  • Телосложение - сбитое, плотное.

В приданом Палеолог были не только драгоценности, но и большое количество ценных книг, среди которых трактаты Платона, Аристотеля, неизвестные труды Гомера. Эти книги стали главной достопримечательностью известной библиотеки Ивана Грозного, которая спустя время при загадочных обстоятельствах исчезла.

Кроме того, Зоя была очень целеустремленная. Она бросила максимум усилий на то, чтобы не переходить в другую веру, обручивших с христианским человеком. В финале своего маршрута из Рима в Москву, когда назад пути уже не было, она объявила своим провожатым, что в замужестве откажется от католицизма и примет православие. Так желание папы римского распространить посредством брака Ивана Третьего и Палеолог католицизм на Русь потерпело крах.

Жизнь в Москве

Влияние Софьи Палеолог на венчанного супруга было очень велико, это же стало и великим благом для России, ведь жена была очень образована и невероятно предана новой родине.

Так, именно она подсказала мужу перестать платить дань отягощавшей их Золотой Орде. Благодаря супруге великий князь решился отбросить татаро-монгольское бремя, много веков тяготевшее над Русью. При этом его советники и князья настаивали на платеже оброка, как обычно, чтобы не начать новое кровопролитие. В 1480 году Иван Третий объявил татарскому хану Ахмату о своем решении. Потом было историческое бескровное стояние на Угре, и Орда навсегда оставила Россию, никогда более не требуя с нее дани.

Вообще, Софья Палеолог сыграла очень большую роль в дальнейших исторических событиях Руси. Ее широкий кругозор и смелые новаторские решения позволили в дальнейшем стране сделать заметный рывок в развитии культуры и архитектуры. Софья Палеолог открыла Москву для европейцев. Теперь в Московию устремились греки, итальянцы, ученые умы и талантливые мастера. К примеру, Иван Третий с удовольствием взял под опеку итальянских архитекторов (таких, как Аристотель Фиораванти), которые возвели в Москве множество исторических шедевров зодчества. По велению Софьи для нее построили отдельный двор и роскошные хоромы. Они были утрачены в пожаре в 1493 году (вместе с сокровищницей Палеолог).

Личные отношения Зои с супругом Иваном Третьим тоже были благополучными. У них родилось 12 детей. Но некоторые умерли в младенчестве или от болезней. Так, в их семье до зрелого возраста дожили пять сыновей и четыре дочери.

Но жизнь византийской принцессы в Москве назвать радужной довольно сложно. Местная элита увидела то большое влияние, которое оказывала супруга на мужа, и была этим очень недовольна.

Не заладились отношения у Софьи и с приемным сыном от умершей первой жены - Иваном Молодым. Княгиня очень хотела, чтобы наследником стал именно ее первенец Василий. И есть историческая версия, что она причастна к уходу из жизни наследника, выписав ему итальянского врача с ядовитыми зельями якобы для лечения внезапно начавшейся подагры (позже он был казнен за это).

Софья приложила руку к отстранения от трона его супруги Елены Волошанки и их сына Дмитрия. Сначала Иван Третий отправил в опалу саму София за то, что она приглашала к себе колдуний для создания яда для Елены и Дмитрия. Он запретил супруге появляться во дворце. Однако позже Иван Третий приказал отправить уже внука Дмитрия, уже провозглашенного наследником трона, и его мать в темницу за придворные интриги, удачно и в выгодном свете раскрытые его супругой Софией. Внук был официально лишен великокняжеского достоинства, а наследником престола был объявлен сын Василий.

Так, княгиня Московская стала матерью наследника российского престола Василия III и бабушкой знаменитого царя Ивана Грозного. Есть данные, что известный внук имел множество общих черт как во внешности, так и характера со своей властной бабушкой из Византии.

Смерть

Как тогда говорили, «от старости» - в возрасте 48 лет Софья Палеолог скончалась 7.04.1503 г. Женщина была упокоена в саркофаге в Вознесенском соборе. Ее похоронили рядом с первой женой Ивана.

По стечению обстоятельств в 1929 году большевики снесли собор, но саркофаг Палеологини сохранился и был перенесен в Архангельский собор.

Иван Третий тяжело перенес кончину княгини. В 60 лет это сильно подкосило его здоровье, к тому же в последнее время они с супругой находились в постоянных подозрениях и ссорах. Однако он продолжал ценить ум Софии и ее любовь к России. Чувствуя приближение своего конца, он составил завещание, назначив наследником власти их общего сына Василия.

Софья была племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога . Его младший брат Фома избежал трагической судьбы Константина , погибшего, защищая Константинополь от вторжения турок. И между 1443—1449 годами у Фомы и его жены Елены родилась дочь, нареченная Зоей . Ее учителями стали афонские монахи, не любившие «франков» и осуждавшие Флорентийскую унию , по которой православный мир должен был подчиниться власти Римского папы.

Но когда турки добрались до Мореи (современный Пелопоннес), именно папа Понтифик Пий II приютил Фому и его семью. Воспитание детей было поручено кардиналу Ласкари , бывшему православному епископу, ставшему ревностным католиком. На дальнейшую судьбу византийки Зои у католической церкви были свои политические планы. Планируя выдать ее за московского князя Ивана Васильевича , Рим рассчитывал усилить свое религиозное влияние на Московию. И заручиться помощью в борьбе с турками.

Но браку активно воспротивились главы московского православия. Только в 1472 году стороны пришли к согласию. И, по традициям тех времен, помолвка проводилась в Риме. Византийскую Зою переименовали на славянский манер, назвав Софьей . И вот из Рима в Московию отправился обоз. В обозе были подарки, платья, драгоценности, великолепная коллекция книг. И, конечно, два десятка католических священников.

Достигнув Пскова, священники развернули католический крест. Узнав об этом, митрополит заявил князю:

«Буде ты позволишь в благоверной Москве нести крест перед Латинским Епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града. Чтить Веру чуждую есть унижать собственную» .

Князь был вынужден отправить гонца с приказом убрать крест.

Католики воспротивились, но вынуждены были спрятать крест.

«Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам. Папскому представителю Антонию и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери»

Она вовсе не собиралась быть послушной марионеткой Папы Римского. Возможно, сказалось воспитание афонских монахов.

Так вступила византийская принцесса на Русь. Первым делом Софья Палеолог предложила Ивану принять византийский герб, двуглавого орла. А затем принялась за укрепление его авторитета среди бояр. Отныне никто не мог являться в покои князя без доклада и глубокого поклона. Вместо прежнего, простого и «домашнего», титула «великий князь Иван Васильевич» Иван III принимает пышный титул «Иоанн , Божиею милостью Государь Всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных» . С этого момента государь отдаляется от подданных на недосягаемую высоту.

Но больше всего Софью Палеолог возмущало поведение посланцев ордынского хана. Московский князь выходил встречать их задолго до входа в город. И должен был слушать их стоя, в то время как послы сидели. Искушенная в искусстве интриг княжна повторяла Ивану , «что вышла замуж за раба татар» . И подтолкнула его разорвать ханскую грамоту-послание. Война была неминуема. Но Орда уже не имела прежней силы и централизованной власти.

Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 г. Софья смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила») .

В 1480 на Русь выступил ордынский хан Ахмед . Он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре».

И вот, когда в ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, хан Ахмат , решив, что ему уступают берег для решающей битвы, испугался и начал быстрое отступление .

Укрепив свое влияние на мужа, Софья смогла убедить его, что лучшие архитекторы — итальянцы. Вскоре в Москву прибыли итальянцы, приступившие к постройке православных храмов. А в 1485 году итальянцы во главе с Аристотелем Фьораванти начинают строить Московский кремль .

Софья пыталась влиять и на внешнюю политику, вместе с мужем принимая иностранных послов и даже заседая в Боярской думе. Что в то время было необычным не только для Руси, но даже для Европы. Впрочем, ее роль в государственной политике ограничилась закулисным влиянием на Иоанна.

Софья активно способствовала притоку иностранцев, купцов, строителей, ученых, врачей. Что вызывало недовольство местной знати. Про княгиню активно распускались слухи и даже обвинения в колдовстве.

В 1497 году доносчики обвинили княгиню в попытке отравления наследника Дмитрия , внука Иоанна . И Софье довелось испытать силу княжеского гнева. Окружение царицы разбросали по тюрьмам. А окружавших ее знахарок утопили в Москве-реке .

Но лично княгиню гонения не коснулись. Сохранив жизнь, Софья в скором времени вернула и власть. Этому способствовали дворцовые интриги на религиозной почве. Умело манипулируя супругом, Софья не только приблизилась к нему, но и ликвидировала конкурентку в лице невестки Иоанна Елены (Есфирь).

Эта интрига стала одной из последних. В 1503 году Софья умерла. За 30 лет правления на новой родине ей так и не удалось избавиться от ярлыков латинянки, колдуньи и еретички.

Смерть жены словно лишила великого князя последних сил. Оставив дела, он дни и ночи просиживал в своих покоях. А власть все больше переходила к сыну Софьи Василию. В 1505 году Иоанн ушел из жизни, а Василий III вступил на престол.

Несмотря на неоднозначную роль в истории нашего государства, которую сыграла Софья , ей, несомненно, принадлежит значительная роль в освобождении от ордынского ига. И в становлении России как державы. Софья и Иван III захоронены в Архангельском соборе Московского кремля .

Первая жена Ивана III, тверская княжна Мария Борисовна, скончалась еще 22 апреля 1467 г. После ее смерти Иван стал искать другую жену, подальше и поважнее. 11 февраля 1469 года г. в Москве появились послы из Рима, чтобы предложить великому князю жениться на жившей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Константина II Софье Палеолог. Иван III, одолев в себе религиозную брезгливость, выписал царевну из Италии и женился на ней в 1472 г. Так, в октябре того же года Москва встречала свою будущую государыню. В недостроенном ещё Успенском соборе состоялся обряд венчания. Греческая принцесса стала великой княгиней московской, владимирской и новгородской.

Эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву «очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение».Это была женщина «необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое».Так, именно ее влиянию приписывается решимость Ивана III сбросить с себя татарское иго. Однако Софья могла внушить лишь то, чем дорожила сама и что понимали и ценили в Москве. Она, с привезенными ею греками, которые видали и византийские и римские виды, могла дать ценные указания, как и по каким образцам ввести желательные перемены, как изменить старые порядки, которые так не соответствовали новому положению московского государя. Так, после совершения второго брака государя в России стали селиться многие итальянцы и греки, получило процветание наряду с собственно русским греко-итальянское художество.

Почувствовав себя в новом положении рядом с такой знатной женой,

наследницей византийских императоров, Иван сменил прежнюю некрасивую кремлевскую обстановку. Выписанные из Италии мастера построили новый Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором. Сверх того многие греки, приехавшие в Россию с царевной, стали полезными своими знаниями в языках, особенно в латинском, необходимом тогда во внешних государственных делах. Они обогатили спасенными от турецкого варварства книгами московские церковные библиотеки и «способствовали велелепию нашего двора сообщением ему пышных обрядов византийского».

Но главным значением этого брака было то, что женитьба на Софье Палеолог способствовала утверждению России преемницей Византии и

провозглашению Москвы Третьим Римом, оплотом православного

христианства. Уже при сыне Ивана III идея Третьего Рима крепко

укоренилась в Москве. После брака на Софье Иван III впервые отважился

показать европейскому политическому миру новый титул государя всея Руси

и заставил признать его. Если раньше обращение «господине» выражало

отношение феодального равенства (или, в крайнем случае, вассалитета),

то «господарь» или «государь» - подданства. Этот термин означал понятие

о властителе, не зависящем ни от какой внешней силы, никому не платящем

дани. Таким образом, Иван мог принять этот титул, только перестав быть

данником ордынского хана. Свержение ига устранило к этому препятствие,

а брак с Софьей дал на то историческое оправдание. Итак, «почувствовав

себя и по политическому могуществу, и по православному христианству,

наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских

императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей

династической связи с ними: с конца XV в. на его печатях появляется

византийский герб - двуглавый орел».

Таким образом, брак Ивана и Софьи имел в высшей степени политическое значение, которое заявляло всему свету, что «царевна, как наследница павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву как в новый Царьград, где и разделяет их со своим супругом».

Софья Фоминична Палеолог, она же Зоя Палеологиня (рожд. примерно 1455 г. - смерть 7 апреля 1503 г.) - Великая княгиня Московская. Жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происхождение — византийская императорская династия Палеологов. Отец ее, Фома Палеолог, был братом последнего императора Византии Константина XI и деспотом Мореи. Дед Софьи по материнской линии — Чентурионе II Дзаккариа, последний франкский князь Ахайи.

Выгодный брак

По преданию, Софья привезла с собой в подарок мужу «костяной трон» (сейчас известный как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остов покрывали пластины из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейскую тематику.

Привезла Софья и несколько православных икон, в том числе и, предположительно, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо».

Значение брака Ивана и Софьи

Брак Великого князя с греческой царевной имел важные последствия. Бывали и раньше случаи, что русские князья женились на греческих царевнах, но эти браки не имели такого значения, как женитьба Ивана и Софьи. Византия была теперь порабощена турками. Византийский император раньше считался главным защитником всего восточного христианства; теперь таким защитником становился московский государь; с рукой Софии он как бы наследовал и права Палеологов, даже усваивает герб Восточной Римской империи – двуглавого орла; на печатях, которые привешивались к грамотам, стали с одной стороны изображать двуглавого орла, а с другой – прежний московский герб, Георгия Победоносца, поражающего дракона.

Византийские порядки стали все сильней и сильней сказываться в Москве. Хотя последние византийские императоры вовсе не были могущественными, но держали себя в глазах всех окружающих очень высоко. Доступ к ним был очень труден; множество различных придворных чинов наполняло великолепный дворец. Пышность дворцовых обычаев, роскошная царская одежда, блистающая золотом и драгоценными камнями, необычайно богатое убранство царского дворца – все это в глазах народа очень возвышало особу государя. Пред ним все преклонялось, как пред земным божеством.

Не то было в Москве. Великий князь был уже могучим государем, а жил немногим пошире и побогаче, чем бояре. Они обходились с ним почтительно, но просто: некоторые из них были из удельных князей и свое происхождение вели тоже, как и великий князь, от . Незатейливая жизнь царя и простое обращение с ним бояр не могли понравиться Софьи, знавшей о царском величии византийских самодержцев и видевшей придворную жизнь пап в Риме. От жены и в особенности от людей, приехавших с нею, Иван III мог многое слышать о придворном обиходе византийских царей. Ему, хотевшему быть настоящим самодержцем, многие придворные византийские порядки должны были очень понравиться.

И вот мало-помалу начали появляться в Москве новые обычаи: Иван Васильевич начал держать себя величаво, в сношениях с иностранцами титуловался «царем», послов начал принимать с пышною торжественностью, установил обряд целования царской руки в знак особой милости. Потом появились придворные чины (ясельничий, конюший, постельничий). Великий князь стал жаловать в бояре за заслуги. Кроме сына боярского, в это время появляется другой низший чин – окольничий.

Бояре, бывшие ранее советниками, думцами княжими, с которыми государь, по обычаю, совещался о всяком важном деле, как с товарищами, теперь обратились в покорных слуг его. Милость государя может возвысить их, гнев – уничтожить.

Под конец своего княжения Иван III стал настоящим самодержцем. Не по душе многим боярам были эти перемены, но никто не смел высказать этого: великий князь был очень суров и наказывал жестоко.

Нововведения. Влияние Софьи

Со времени приезда Софии Палеолог в Москву завязались сношения с Западом, в особенности с Италией.

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Ивановом преемнике, наслушавшись боярских толков, замечает о Софье в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Ее влиянию приписывали даже решимость Ивана III сбросить с себя татарское иго. В боярских россказнях и суждениях о царевне нелегко отделить наблюдение от подозрения или преувеличения, руководимого недоброжелательством.

Москва того времени была очень неприглядной. Деревянные небольшие постройки, поставленные как попало, кривые, немощеные улицы, грязные площади – все это делало Москву похожей на большую деревню или, верней, на собрание множества деревенских усадеб.

После свадьбы и сам Иван Васильевич почувствовал необходимость в перестройке Кремля, в могущественную и неприступную цитадель. Все началось с катастрофы 1474 г., когда Успенский собор, возводимый псковскими мастерами, рухнул. В народе сразу поползли слухи, что беда стряслась из-за «грекини», до этого пребывавшей в «латинстве». Пока выяснились причины обрушения, Софья посоветовала супругу пригласить архитекторов из Италии, которые тогда были лучшими мастерами в Европе. Их творения могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму.

Один из лучших итальянских строителей того времени Аристотель Фиораванти согласился ехать в Москву за 10 рублей жалованья в месяц (деньги по тем временам порядочные). Он за 4 года соорудил великолепный по тогдашнему времени храм – Успенский собор, освященный в 1479 году. Это здание сохранилось до сих пор в Московском Кремле.

Потом начали строить и другие каменные церкви: в 1489 году был возведен Благовещенский собор, имевший значение домовой церкви царя, а незадолго до смерти Ивана III был снова построен Архангельский собор вместо прежней обветшавшей церкви. Задумал государь построить каменную палату для торжественных собраний и приемов иноземных послов.

Эта постройка, сооруженная итальянскими зодчими, известная под названием Грановитой палаты, сохранилась до наших дней. Кремль был обведен снова каменной стеной и украшен красивыми воротами и башнями. Для себя великий князь приказал выстроить новый каменный дворец. Вслед за великим князем начал и митрополит сооружать себе кирпичные палаты. Трое бояр также построили себе каменные дома в Кремле. Таким образом, Москва стала постепенно обстраиваться каменными зданиями; но эти постройки долго и после этого не входили в обычай.

Рождение детей. Государственные дела

Иван III и Софья Палеолог

1474 год, 18 апреля — Софья родила первую (быстро умершую) дочь Анну, потом еще одну дочь (тоже умершую так быстро, что ее не успели окрестить). Разочарования в семейной жизни компенсировались активностью в государственных делах. Великий князь советовался с ней в принятии государственных решений (в 1474 он выкупил половину Ростовского княжества, заключил дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем).

Софья Палеолог принимала деятельное участие в дипломатических приемах (венецианский посланник Кантарини отметил, что прием, который организовала она, прошел «весьма величаво и ласково»). Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 Софья смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Эта легенда представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не стала строить»).

1478 год — Русь фактически прекратила выплату дани Орде; до полного свержения ига осталось 2 года.

В 1480, опять-таки по «совету» жены, Иван Васильевич выехал с ополченцами к реке Угре (под Калугой), где стояло к войско татарского хана Ахмата. «Стояние на Угре» битвой не закончилось. Начавшиеся морозы и отсутствие продовольствия заставили хана с войском уйти. Эти события положили конец ордынскому игу.

Главное препятствие на пути усиления великокняжеской власти рухнуло и, опираясь, на свою династическую связь с «православным Римом» (Константинополем) через жену Софью, государь провозгласил себя преемником державных прав византийских императоров. Московский герб с Георгием Победоносцем был объединен с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим было подчеркнуто, что Москва – наследница Византийской империи, Иван III – «царь всего православия», Русская Церковь – преемница греческой. Под влиянием Софьи церемониал великокняжеского двора приобрел невиданную доселе пышность, схожую с византийско-римской.

Права на московский престол

Софья начала упорную борьбу за обоснование права на московский престол за своим сыном Василием. Когда тому было восемь лет, она даже попыталась организовать заговор против супруга (1497 год), но тот был раскрыт, а сама Софья подверглась осуждению по подозрению в волшебстве и связи с «бабой-колдуньей» (1498 год) и вместе с царевичем Василием подверглась опале.

Но судьба была к ней милостива (за годы своего 30-ти летнего брака Софья родила 5 сыновей и 4 дочери). Смерть старшего сына Ивана III, Ивана Молодого, заставила мужа Софьи сменить гнев на милость и возвратить сосланных в Москву.

Смерть Софьи Палеолог

Скончалась Софья 7 апреля 1503 г. Она была похоронена в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки этой обители были разобраны в 1929 г., и саркофаги с останками великих княгинь и цариц были перевезены в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня.

После смерти

Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог дали возможность экспертам воссоздать ее облик. Работа проводилась в Московском бюро судебно-медицинской экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления. Отметим лишь, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных методик.

Исследование останков Софьи Палеолог показало, что она была невысокого роста — около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались, и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в возрасте 55-60 лет. В результате исследований останков установили, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие ее усики.

Когда перед исследователями предстал облик этой женщины, лишний раз стало ясным, что в природе не бывает ничего случайного. Речь идет об удивительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука — царя Ивана IV Грозного, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М.М.Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ