За время существования договора найма жилого помещения и до его окончания могут измениться обстоятельства. Потребуется дополнение или изменение пунктов основного документа. В этом случае заключают дополнительное письменное соглашение, где указывают поменявшиеся моменты. Это возможно только по согласию обеих сторон.
Чаще всего документ оформляют по следующим причинам :
Сначала сторона инициирующая внесение поправок излагает свою позицию другому участнику. Далее стороны обсуждают возможность внесения изменений. Как только решение, удовлетворяющее обоих участников, принято, начинают письменное оформление. Соглашение должно быть в двух экземпляров для обоих участников сделки .
Инициативу по исправлению положений договора может предложить любой его участник, но внести конкретные изменения можно только по согласию обеих сторон.
Можно использовать специальный бланк или написать в простой письменной форме с обязательным содержанием следующей информации:
Доп. соглашение к договору найма жилого помещения можно написать по следующим образцу :
Измененное положение необходимо изложить сначала в старой, а затем в новой форме.
Не обязательно применять какие-то сложные юридические термины, положения документа должны быть грамотно изложены доступным способом . Главное, чтобы прочитанное понималось однозначно, не вызывало дополнительных вопросов и сомнений.
Можно установить дату начала действия документа, это может быть время подписания или момент в будущем. Без такого определения с момента подписания дополнительное соглашение вступает в силу.
Так как сделки такого характера никем не контролируются извне, возможно подписание задним числом . Тогда в документе указывают в качестве даты составления нужное число.
Если основной документ о найме квартиры зарегистрирован в Росреестре, как обременение недвижимости, и по дополнительному соглашению был изменен срок действия основного документа, то об этом уведомляют регистрационный орган. Другие перемены не требуют оповещения третьих лиц и организаций.
Пункты, которые поменялись по дополнительному соглашению, будут недействительными в договоре , все остальное остается без изменения, о чем должна быть пометка в дополнительном соглашении.
Внимание! При внесении поправок убедитесь в том, что в договоре нет пунктов, противоречащих новым. Для этого обязательно перечитайте старый вариант и дополнение.
Дополнение к основному документу по найму позволяет избежать лишних хлопот при изменении обстоятельств, и является добровольной мерой для обоих участников. Если инициатива одной стороны была отклонена, осуществить такую сделку невозможно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
– специфического документа, регламентирующего порядок временного пользования жилым помещением. Данная сделка осуществляется в том же порядке, в каком был оформлен изначальный договор, что устанавливается . Основной регулирующей нормой при регистрации такого документа является . Суть дополнительных соглашений и их причастность к изначальному договору закреплена в .
Необходимость в соглашении является естественной, поскольку смена условий на словах не является юридическим фактом, что не даёт право отстаивать свои интересы в судебных инстанциях. Дополнение к основному договору накладывает на участников сделки обязательства по её исполнению вместе с новыми положениями. Следует учитывать, что одностороннее изменение условий невозможно, поскольку этому препятствует .
Сторонами такого документа выступают арендатор и арендодатель. Собственник жилого помещения обязуется передать жильё гражданину, который оплачивает ренту за пользование имуществом. Стороной в договоре являются только физические и юридические лица (если это позволяет устав организации), а для государственных структур существуют особые формы найма.
Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:
Документ заключается только в письменной форме , что прямо устанавливается необходимостью соблюдения структуры изначального договора. Новация подписывается участниками предыдущего соглашения и не может быть передана третьим лицам.
Типовой образец дополнительного соглашения к договору аренды (посмотреть и скачать можно здесь: ) включает в себя следующие элементы:
Перечень документов для оформления аренды включает в себя:
В случае, если одним из участников сделки является организация, перечень документов расширяется на уставные документы и свидетельство о государственной регистрации . Законный статус юрлица подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Подавая документы, следует учитывать, что принимаются лишь подлинники. Само доп. соглашение к договору аренды нужно составить в трёх экземплярах , один из которых остаётся в Росреестре.
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Я снимаю квартиру у знакомой. Год назад мы заключили с ней соглашение о том, что она снизит арендную плату для меня на 20%. Сейчас она требует возместить все недополученные средства, мотивируя это тем, что дополнение не было зарегистрировано. Законно ли это?
Ответ: Добрый день, Михаил. Несмотря на то, что закон явно требует от граждан регистрации данного документа, судебная практика показывает иные результаты. Кроме того, постановления ФАС также устанавливают, что если лица не зарегистрировали документ, но исполняли его при этом де-факто, он может быть признан действительным и легализован «задним числом».
Следует учесть, что российское право не имеет прецедентов, и суд не обязан принимать решение в пользу одной из сторон. В данном случае новая арендная плата будет однозначно применена лишь к периоду, следующему за государственной регистрацией. Согласно ФЗ «О госрегистрации» , подать документы на данную процедуру может любая сторона договора найма (статья 26 ).
Гражданин сдал квартиру в аренду своему соседу. Спустя некоторое время стороны договорись, что снизят аренду, о чём немедленно было составлено соглашение . Арендодатель решил не исполнять свои обязательства, когда оценил, что существенно ущемил себя взятыми обязательствами. Поняв это, он потребовал от нанимателя платить по старой цене, на что получил отказ.
Суд первой инстанции принял во внимание, что дополнительное соглашение было заключено в той же форме и содержало лишь пункт об изменении цены. Суд установил, что регистрировать такой документ не было необходимости, поддержав требования истца на основании статьи 452 ГК РФ .
Кассация, направленная ответчиком, имела диаметрально противоположный результат. Суд трактовал аренду, как обременение, а изменение цены, как существенную смену обязательств граждан, участвующих в сделке. Таким образом, судья трактовал дополнительное соглашение как изменение обременения, что требовало регистрации в Росреестре. Изменение арендной платы было отложено до момента его надлежащего оформления.
Дополнительное соглашение к договору аренды – договорная форма взаимоотношений, направленных на расширение или изменение условий сделки между гражданами и организациями. Данный документ может включать в себя:
Договор найма жилого помещения, вы можете узнать на нашем сайте. Читайте также о том, как составить квартиры при найме.
Рассмотрим наиболее частые причины для внесения изменений в договор:
Доп. соглашения найма жилого помещения об изменении условий проживания.
Доп. соглашения найма жилого помещения о продлении срока проживания.
Доп. соглашения найма жилого помещения об оказании дополнительных улуг.
Доп. соглашения найма жилого помещения об изменении стоимости проживания.
Оформление доп. соглашения начинается с выражения намерений. Одна сторона извещает другую о том, что какие-то положения договора требуют корректировки .
После чего ведутся переговоры, затем арендатор и владелец жилья приходят к консенсусу и оформляют результат на бумаге.
Оно должно иметь определённые реквизиты :
О том, от собственника на право сдачи квартиры в аренду, вы можете узнать из нашей статьи.
Основная часть рассматриваемого документа состоит из пунктов, где будут перечислены изменения или дополнения , подлежащие внесению в договор. Обычно используют следующие речевые обороты:
Не стоит копировать стиль деловых документов, заимствовать из нормативных актов какие-либо слова, значение которых не до конца понятно жильцу или владельцу квартиры.
Описывать изменения следует кратко и чётко , чтобы не возникло разночтений в будущем.
Также в документе следует закрепить, с какого момента изменения вступают в силу. Это может быть конкретная дата в будущем, либо день подписания.
Государственные органы не контролируют дату оформления дополнительных соглашений. Поэтому стороны могут подписать этот документ «задним числом» , то есть, указать более раннюю дату, чем та, когда соглашение было фактически подписано.
В самом конце стороны или их представители ставят даты и подписи, с указанием фамилий и инициалов.
Регистрации в Росреестре подлежит обременение недвижимости.
В ситуации, когда квартира сдаётся в наем, следует уведомить государственный орган при изменении сроков аренды. В других случаях дополнительные соглашения регистрации не подлежат.
В него будут изменены только те пункты, о которых шла речь в подписанных соглашениях. Остальные положения останутся прежними .
Поэтому стоит заранее изучить текст в новой редакции и убедиться, что дополнения не сделают его нечитаемым.
Количество дополнительных соглашений нигде не фиксируется.
Если аренда длиться несколько лет, то их может накопиться с десяток .
Потому очень важно для каждой из сторон аккуратно сохранять свои экземпляры этих документов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Следовательно, если арендатор желает продлить аренду, то ему нужно примерно за месяц до окончания срока действия аренды уведомить о своем желании арендодателя и оформить соглашение о продлении договора. Образец дополнительного соглашения к договору аренды транспортного средства составляется по аналогии с основным договором. Важно! Если срок договора истек и соглашение о пролонгации не подписано, но при этом арендатор продолжает использовать транспорт, то арендодатель не сможет взыскать неустойку за отсутствие арендной платы. Как пример, типовая форма и образец допсоглашения к договору аренды автотранспорта здесь.
При смене арендодателя (собственника) Смена владельца объекта аренды может стать причиной для расторжения договора по истечении срока или на основании причин для досрочного расторжения. Но если новым собственником планируется сдача объекта в аренду, то можно просто сменить стороны сделки.
Конечно, если нового владельца устраивают положения ранее заключенного арендного договора.
Регистрация договора проводится в соответствии с ФЗ «О госрегистрации прав и сделок с недвижимостью». Сущность дополнительных соглашений и их отношение к начальному договору определены в ст.453 ГК РФ.
Законодательно необходимость допсоглашения обусловлена тем, что устное изменение условий не признается юридическим фактом. Согласно ст.310 ГК РФ одностороннее изменение условий сделки невозможно.
Узнайте из нашей статьи о том, чем отличается договор аренды от договора найма жилого помещения.
Это быстро и бесплатно! Оглавление:
Пролонгация по желанию: …наймодателя Договор найма или аренды представляет собой письменный документ, в котором изложены условия осуществления подобной сделки, а также права и обязанности сторон. В некоторых случаях, в договоре аренды указывается срок, на который составлен документ.
Как правило, он равен одному или же двум годам. По истечении этого срока договор утратит свою законную силу. Если в вашей копии документа не указана конкретная дата, когда договор перестает действовать, то в соответствии с Гражданским кодексом, а именно, статьей 683 соглашение считается автоматически заключенным на срок пять лет.
Статья 683.
Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок
При согласовании условий договора наниматель не вправе требовать увеличения числа лиц, постоянно с ним проживающих по договору найма жилого помещения. Если наймодатель отказался от продления договора в связи с решением не сдавать помещение внаем, но в течение года со дня истечения срока договора с нанимателем заключил договор найма жилого помещения с другим лицом, наниматель вправе требовать признания такого договора недействительным и (или) возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор. Образец дополнительного соглашения к договору о продлении срока найма. Зависимость от срока Непосредственная взаимозависимость возникает в соответствии с тем, что договор, действующий 1 год, продляется на такое же количество времени. Договор, действующий максимальный срок 5 лет – пролонгируется на столько же.
«Дополнительное соглашение о продлении срока договора (суб)аренды»
Имя файла документа:
На данный момент доступна возможность скачивания файла в формате Word. Загрузите его!
Для правильного оформления дополнительного соглашения к Договору найма требуется:
Стоит учитывать: Приоритет продления взаимных обязательств собственника и арендатора, срок действия которого от одного года и более, имеет действующий наниматель, если он исправно выполнял обязательства по заключенному соглашению сторон.
Это означает: если Вы являетесь арендатором жилплощади по долгосрочному договору найма, то по окончании его срока, именно у Вас будет преимущественное право на подписание нового соглашения. Если собственник, предупредив нанимателя о своем не желании в ближайший год сдавать жильё, и вопреки заявлениям, сдал его другому лицу, то прежний арендатор может оспорить в суде действие нового договора, признать его не действительным и потребовать возмещения понесенных убытков.
Практика показывает, что подробно перечисленные и указанные возможные ситуации отношений сторон, в договоре и в дополнениях к нему исключают двоякое толкование условий соглашения в суде. Арендодатель будет спокойно себя чувствовать, если будет точно знать, что за все неприятности, которые могут случиться с его недвижимостью по вине квартиросъемщика, будет отвечать виновная сторона. Арендатор, регулярно внося оплату за проживание и выполняя все прописанные условия договора, будет уверен, что оплата жилья неожиданно не вырастет, а срок соглашения случайно не прекратиться.
На видео ниже раскрываются нюансы составления договора найма.В какой форме лучше его заключить и почему не стоит делать это устно?
То есть если в договоре будут четко оговорены случаи, когда арендная плата изменяется в одностороннем порядке, то для такого изменения достаточно будет направления уведомления инициирующей стороной.
Аналогичный порядок можно прописать в договорах и для изменения других условий, помимо платы. Но так как речь здесь идет о праве на изменение в одностороннем порядке, все формулировки должны быть максимально четкими и не допускать двояких толкований .
Теперь перейдем к продлению договоров. И начнем с особенностей пролонгации договора найма.
В соответствии со ст. 684 ГК РФ , преимущественное право на заключение договора на новый срок принадлежит нанимателю.
У наймодателя есть обязанность не позднее чем за три месяца до истечения срока договора предложить нанимателю заключить договор на тех же или иных условиях либо предупредить нанимателя об отказе от продления договора в связи с решением не сдавать в течение не менее года жилое помещение внаем.
Если наймодатель не выполнил этой обязанности, а наниматель не отказался от продления договора, договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.
Напомним, что данное условие не касается краткосрочного найма , то есть договора заключенного на срок до одного года (п. 2 ст. 683 ГК РФ ) (подробнее о сроках договоров читайте в специальной статье).
К отказу в преимущественном праве продления (в случае договора найма сроком более 1 года) на основании решения “не будем сдавать квартиру в течение года” стоит отнестись серьезно. Так как если отказать нанимателю в продлении договора, аргументировав это таким решением, и при этом в течение года заключить договор с другим лицом, наниматель вправе будет требовать признания такого договора недействительным и (или) возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор.
Если отношения с нанимателем складываются хорошо, и действительно есть желания продолжить сдавать квартиру ему же, то можно не подписывать новый договор, а заключить дополнительно соглашение о продлении срока действующего договора.
При пролонгации договора аренды есть свои особенности. Как мы отметили выше, договор аренды, заключенный на срок “не менее 1 года”, подлежит государственной регистрации.
Соответственно если при продлении договора, изначально заключенного на срок менее 1года, его срок в итоге составит год и более, такой договор уже придется регистрировать.
Если же заниматься регистрацией по каким-либо причинам не хочется, то следует закончить отношения по первому договору, подписав соответствующее соглашение, а затем заключить новый договор также на срок менее 1 года.
В случае, когда первоначальный договор был зарегистрирован, его продление также должно быть зарегистрировано.
В соответствии со ст. 621 ГК РФ, арендатор также имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок. Но в соответствии с этой же статьей в договоре могут быть предусмотрены и иные условия заключения нового договора. То есть в данном случае по договору аренды свободы выбора условий у сторон больше, чем по договору найма.
Понимать условия изменения и продления договора нужно еще на этапе согласования условий самого договора. Это важно при заключении как договора аренды, так и договора найма. Если вы, например, являясь арендодателем/наймодателем, по каким-либо причинам не хотите предоставлять арендатору/нанимателю преимущественного права на заключение договора на новый срок, нужно сразу же оговаривать эти условия и прописывать их в договоре. Но в случае найма такое возможно сделать только при заключении краткосрочного договора.
Уважаемые пользователи!
На сайте проводятся технические работы, поэтому у вас могут возникать сложности с поиском и оплатой начислений.
Пожалуйста, в случае ошибки повторите попытку позже.
Приносим извинения за доставленные неудобства.
Заключение дополнительных соглашений к договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда города Москвы, социального найма жилых помещений жилищного фонда города Москвы, найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы
Гражданин Российской Федерации
В качестве заявителей выступают физические лица - граждане Российской Федерации, с которыми заключены договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда города Москвы, социального найма жилых помещений жилищного фонда города Москвы, найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования города Москвы (далее также - договор), в отношении которых ими подан запрос о предоставлении государственной услуги в случаях изменения адреса жилого помещения; технических характеристик жилого помещения (в том числе общей/жилой площади жилого помещения); состава постоянно проживающих лиц, зарегистрированных по месту жительства совместно с заявителем, лиц, имеющих право пользования данным жилым помещением на условиях договора (далее также соответственно - заявитель, лица, зарегистрированные совместно с заявителем, лица, имеющие право пользования жилым помещением). Интересы заявителей могут представлять законные представители или лица, уполномоченные заявителем в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Бесплатно
Заявление на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)
Запрос оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту.
Основной документ, удостоверяющий личность заявителя, достигшего 14-летнего возраста. (оригинал, 1 шт.)
Основной документ, удостоверяющий личность лиц, зарегистрированных совместно с заявителем, лиц, имеющих право пользования жилым помещением, достигших 14-летнего возраста (оригинал, 1 шт.)
Основной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, представителя лица, зарегистрированного совместно с заявителем, лица, имеющего право пользования жилым помещением, лица, вселяемого в качестве члена семьи заявителя (оригинал, 1 шт.)
Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, представителя лица, зарегистрированного совместно с заявителем, лица, имеющего право пользования жилым помещением, лица, вселяемого в качестве члена семьи заявителя (оригинал, 1 шт.)
Свидетельство о рождении (оригинал, 1 шт.)
Свидетельство об усыновлении (удочерении) (оригинал, 1 шт.)
Свидетельство о заключении брака (оригинал, 1 шт.)
Свидетельство о расторжении брака (оригинал, 1 шт.)
Свидетельство о перемене имени (оригинал, 1 шт.)
Свидетельство о смерти (оригинал, 1 шт.)
Вступивший в законную силу судебный акт о признании права пользования жилым помещением или о признании утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением заявителя, лиц, зарегистрированных совместно с заявителем, лиц, имеющих право пользования жилым помещением, лиц, вселяемых в качестве членов семьи заявителя (заверенная копия, 1 шт.)
Согласие уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа на заключение дополнительного соглашения (оригинал, 1 шт.)
Вступивший в законную силу судебный акт о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) (оригинал, 1 шт.)
Вступивший в законную силу приговор суда, а также документ, подтверждающий отбывание наказания гражданами, осужденными к лишению свободы или к принудительным работам (в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 8-П) (заверенная копия, 1 шт.)
Заявление о регистрации по месту жительства по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере миграции (оригинал, 1 шт.)
Копии всех предшествующих договоров, на основании которых у заявителя, лиц, зарегистрированных совместно с заявителем, лиц, имеющих право пользования жилым помещением, возникло право пользования жилым помещением, в отношении которого подан запрос (копия, 1 шт.)
Выписка из домовой книги с полной информацией о гражданах, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении на дату подачи запроса, а также зарегистрированных по месту жительства и выбывших за период со дня выдачи ордера (выписки) из решения органа исполнительной власти города Москвы о предоставлении жилого помещения на дату подачи запроса (оригинал, 1 шт.)
Один из следующих документов (оригинал или копия ордера, копия решения (распоряжения) или выписки из решения (распоряжения) о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения) (оригинал, 1 шт.)
Копия решения органа исполнительной власти о разделе или об объединении финансового лицевого счета (копия, 1 шт.)
Единый жилищный документ (оригинал, 1 шт.)
Справка об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период, предшествующий месяцу, в котором подан запрос (оригинал, 1 шт.)
Документы, подтверждающие, что вселяемое лицо является членом семьи заявителя (оригинал, 1 шт.)
Письменное согласие на заключение дополнительного соглашения к договору (оригинал, 1 шт.)
Письменное согласие на заключение дополнительного соглашения к договору (далее - дополнительное соглашение) заявителя, лица, зарегистрированного совместно с заявителем, лица, имеющего право пользования жилым помещением, лица, вселяемого в качестве члена семьи заявителя, достигшего 18-летнего возраста, и/или в случаях, определенных законодательством, его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке, либо письменный отказ от заключения дополнительного соглашения к договору заявителя, лица, зарегистрированного совместно с заявителем, лица, имеющего право пользования жилым помещением, достигшего 18-летнего возраста, и/или в случаях, определенных законодательством, его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке. Письменное согласие на заключение дополнительного соглашения либо письменный отказ от заключения дополнительного соглашения от несовершеннолетнего лица, достигшего 14-летнего возраста, представляется с согласия его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке. Указанные документы оформляются по формам, утверждаемым правовым актом Департамента, нотариально удостоверяются либо подписываются при личном обращении в МФЦ в присутствии работника МФЦ. Документы, указанные в настоящем пункте, не представляются заявителем в случае вселения несовершеннолетних детей к родителям.
30 рабочих дней
Срок приостановки: 32 рабочих дня
Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
1. Уведомление заявителя о необходимости предоставления документов, указанных в пункте 2.5.1.2.1 настоящего Регламента, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае отсутствия возможности их получения посредством доступа к сведениям Базового регистра; документов, указанных в пунктах 2.5.1.2.5-2.5.1.2.10 настоящего Регламента, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае отсутствия в составе сведений Базового регистра сведений о реквизитах (серия, номер, дата и место выдачи) указанных документов и (или) в случае поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации. Срок приостановления предоставления не превышает 30 рабочих дней, при личном вручении решения - не превышает 32 рабочих дней со дня принятия решения.
2. Обеспечение внесения сведений о жилом помещении, в отношении которого подан запрос, в Единый государственный реестр недвижимости:
2.1. Обеспечение внесения сведений (изменения сведений) о жилом помещении, в отношении которого подан запрос, в Единый государственный реестр недвижимости (в случае если в Едином государственном реестре недвижимости не отражена информация о постановке жилого помещения на кадастровый учет и праве собственности города Москвы на жилое помещение, в отношении которого подан запрос, и/или изменении данного жилого помещения в результате произведенной перепланировки и/или текущей инвентаризации). Срок приостановления предоставления не превышает 20 рабочих дней, при личном вручении решения - не превышает 22 рабочих дней со дня принятия решения.
2.2. Обеспечение постановки жилого помещения на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности города Москвы в результате разделения ранее зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости объекта недвижимости (в случае если объект недвижимости, в отношении которого подан запрос, является частью объекта недвижимости (квартиры), являющегося собственностью города Москвы). Срок приостановления предоставления не превышает 20 рабочих дней, при личном вручении решения - не превышает 22 рабочих дней со дня принятия решения.
3. Приостановление государственной регистрации права собственности города Москвы, внесения сведений (изменения сведений) в Единый государственный реестр недвижимости органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Срок приостановления предоставления не может превышать срок, установленный в решении органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о приостановлении государственной регистрации права собственности города Москвы и/или о приостановлении внесения сведений (изменения сведений) в Единый государственный реестр недвижимости.
4. Необходимость подписания заявителем дополнительного соглашения. Срок приостановления предоставления не превышает 30 рабочих дней, при личном вручении решения - не превышает 32 рабочих дней со дня принятия решения.
Через законного представителя
через МФЦ
Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц Департамента, работников МФЦ:
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", настоящим Регламентом.
3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данное положение при досудебном (внесудебном) обжаловании заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ в части первоначального отказа в предоставлении государственной услуги применяется в случае, если на МФЦ возложена функция по предоставлению соответствующих государственных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии, заключенными с органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».
5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.2. Через МФЦ.
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, органом местного самоуправления, подведомственной органу исполнительной власти и органу местного самоуправления организацией, предоставляющими государственную услугу, МФЦ в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).
11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4. Наличия:
14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного законодательством Российской Федерации срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации № 189-ФЗ. Закон от 2004-12-29
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
2. Представление документов, утративших силу (данное основание применяется в случаях истечения срока действия документа, если срок действия документа указан в документе либо определен законодательством, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы).
3. Заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 настоящего Регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем.
4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения.
5. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.
7. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
1. Истечение срока приостановления предоставления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены обстоятельства, послужившие причинами для приостановления предоставления государственной услуги.
2. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом, если указанные обстоятельства были установлены Департаментом в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.
3. Отсутствие согласия заявителя, лица, зарегистрированного совместно с заявителем, лица, имеющего право пользования жилым помещением, и/или его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке, на заключение дополнительного соглашения.
4. Обращение заявителя, лица, зарегистрированного совместно с заявителем, лица, имеющего право пользования жилым помещением, и/или его законного представителя или лица, уполномоченного в установленном порядке, об отсутствии намерений заключать дополнительное соглашение.
5. Отсутствие права собственности города Москвы на жилое помещение, в отношении которого подан запрос.
6. Изменение паспортных и/или иных персональных данных заявителя, лиц, зарегистрированных совместно с заявителем, лиц, имеющих право пользования данным жилым помещением, лиц, вселяемых в качестве членов семьи заявителя, в период предоставления государственной услуги.
7. Арест жилого помещения.
8. Изменение состава лиц, совместно проживающих с заявителем в жилом помещении, в отношении которого подан запрос, в период предоставления государственной услуги.
9. Оспаривание в судебном порядке права на жилое помещение, в отношении которого подан запрос.
10. Решение органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на жилое помещение, в отношении которого подан запрос, в случае, когда причина отказа не может быть устранена самостоятельно Департаментом.
11. Неисполнение заявителем обязанностей нанимателя жилого помещения, в отношении которого подан запрос, в том числе наличие задолженности по оплате за жилое помещение, коммунальные и иные услуги за период, предшествующий месяцу, в котором подан запрос, а также наличие обязательства по освобождению жилого помещения, в отношении которого подан запрос.
12. Вселение иностранного гражданина, лица без гражданства в качестве члена семьи заявителя.
13. Общая площадь жилого помещения на одного члена семьи с учетом вселения граждан в качестве членов семьи заявителя составляет менее учетной нормы (за исключением случаев, установленных жилищным законодательством).
14. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Департаментом в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.
Бланки заявлений для получения услуги в центрах госуслуг «Мои документы»