Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Экономия природных ресурсов в РФ

О быстром истощении природных ресурсов говорится много. Энергосбережение – одна из возможностей продлить пользование природными энергетическими ресурсами, которые так необходимы человеку для хозяйственной деятельности. Поэтому в мире сейчас повсеместно внедряются специальные программы по сохранению энергетических ресурсов. Служит этому и «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009. Основная задача этого закона – создать условия для обеспечения экономии энергетических ресурсов Российской Федерации. Не только государства, но и каждого отдельного хозяина квартиры касаются некоторые нормы законодательства, которые указывают на то, что лучший способ научиться экономить – установить счетчики воды , тепла, электроэнергии, природного газа в наши квартиры. Опишем некоторые моменты законодательных актов, которые касаются охраны природных ресурсов.

Сроки установки счетчиков

Если раньше установка счетчиков по учету тепла и воды было делом абсолютно личным и добровольным, то сейчас этот вопрос взят под контроль государством. Согласно п.6 ст.11 ФЗ 261 теперь даже не допускается введение в эксплуатацию зданий, которые были построены, реконструированы, подвергнуты капитальному ремонту, без оснащения их приборами учета энергетических ресурсов. Начиная с 2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию, должны быть оснащены индивидуальными средствами теплового учета в каждой квартире при наличии технической возможности. П.5 ст.13 указывает на обязательное оснащение с 2012 года ТСЖ, управляющими компаниями, собственниками многоквартирных домов средствами учета энергетических ресурсов коллективными и индивидуальными. Срок, в течение которого должны быть установлены водосчетчики и другие приборы индивидуального учета несколько раз менялся. В последней редакции закона установлен срок – до 01.07 2013 года. Стоит ли бояться санкций за нарушение данной нормы?

Штрафы за отсутствие счетчика

Пока санкции коснуться только управляющих компаний и ТСЖ. Их черед уже пришел отвечать за неустановленные счетчики с июля этого года. И это немалые суммы. Бездействие должностного лица обойдется ему в 5-10 тысяч рублей, а подобные санкции юридическим лицам – 20-30 тысяч рублей.

Ответственность индивидуальных потребителей наступит с 2015 года. Тогда к гражданам, не установившим счетчики, будут применены штрафы. Не стоит рисковать своими деньгами, нарушая закон. Потом вам придется оплачивать еще и судебные издержки, которые неизбежны при подаче на вас в суд за нарушение законодательства. Цена счетчика воды начинается от 300 рублей. Это не настолько высокая стоимость, чтобы отсрочить установку. Тем более, что в первые же месяцы экономия с лихвой оправдает расходы.

11 ноября 209 года Госдумой РФ был принят Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации»

В течение последующих лет в закон 261-ФЗ введено ряд поправок и дополнений. Но в целом суть осталась та же - 261-ФЗ предлагает ряд принципиальных мер по повышению энергетической эффективности экономики в различных отраслях народного хозяйства. В частности, именно этот федеральный закон потребовал повсеместной установки счетчиков воды, электричества.

Сейчас мы обратим внимание еще на одно требование - о необходимости проведения энергетического обследования, т.е. энергоаудита. В статье 15 закона 261-ФЗ говорится, что энергоаудит может проводиться в отношении продукции, технологического процесса и предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

А в статье 16 закона 261-ФЗ перечислены те лица, для которых проведение энергетического обследования обязательно. В частности, это следующие юридические лица:

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

Организации с участием государства или муниципального образования;

Организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности;

Организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

То есть большинство крупных предприятий должно провести анергоаудит. Причем в ФЗ 261 установлены и сроки, в течение которых нужно провести первый энергоаудит предприятий и, затем, последующие. Согласно закону (та же статья 16) указанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу ФЗ-261 до 31 декабря 2012 года. В последующие годы необходимо регулярное проведение энергоаудита не реже, чем один раз каждые пять лет.

Контроль за выполнением этого требования возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

На самом деле, проведение анергоаудита будет выгодным и для предприятий, которые не вошли в перечень статьи 16 закона об энергосбережении 261-ФЗ . Ведь в ходе проведения такого обследования специалисты не только выявят места, где неэкономно расходуются энергоресурсы. апример, с помощью тепловизора можно обследовать здания и обнаружить утечки тепла. Качественный анергоаудит предприятий даст полную картину того, где можно обеспечить энергсбережение, насколько снизить затраты. О главным результатом будет даже не энергопаспорт объекта, а план мероприятий, направленных на энергсбережение.

В результате затраты на энергоаудит окупятся сторицей. За счет существенного сокращения расходования энергоресурсов и, соответственно, финансов на их приобретение. А ведь затраты на тепло, воду, отопление и т.п. на многих предприятиях традиционно относятся к наиболее весомым в общей смете затрат.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", учет потребления коммунальных услуг может производится как на основании индивидуальных приборов, так и на основании коллективных (общедомовых) приборов учета воды. Прошу пояснить - является ли в настоящий момент установка индивидуальных приборов учета воды обязательной для собственника квартиры в многоквартирном доме? Если да, то какие санкции предусмотрены за невыполнение этой обязанности?

Ответ

Несмотря на тот факт, что предельный срок исполнения обязанности по установке приборов учета, предусмотренный п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истек, обязанность собственников сохраняется. Связано это с тем, что в п. 1 той же ст. 13 установлена общая обязанность по учету потребления с применением приборов учета. В дальнейших статьях указанное требование конкретизируется по срокам.

Ответственность за нарушение указанной статьи предусмотрена ст. 9.16 КоАП. Однако среди составов административных правонарушений нет состава, предусматривающего ответственность собственников помещений за не установку индивидуальных приборов учета.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)*."

Энергосбережению сейчас в нашей стране уделяется повышенное внимание, оно входит в первую пятерку самых важных направлений развития экономики. Но на данном поприще существовало немало «темных» пятен, возникала путаница, что, как, кто, когда и на каком уровне (федеральный, региональный, муниципальный) должен обследовать здания, сооружения, товары и технологические процессы на предмет энергоэффективности. То есть приоритетность энергосбережения была объявлена с самых высоких трибун, а разъяснить непонятные моменты призван специально изданный Закон об энергосбережении, который и дал ответы на многие вопросы.

Закон № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23 ноября 2009 года подвел правовую базу под различные аспекты федеральной политики в области энергоэффективности. Основная цель нового ФЗ кроется в его, собственно говоря, названии: повысить энергоэффективность и внести ряд нормативных указаний для достижения данной цели.

Но мы начнем с некоторой статистки, которая показывает, что энергосбережение само по себе далеко не всегда очень дорогой и сложный процесс. Опыт показывает, что около 10 % энергосберегающих мероприятий вообще не требуют особых финансовых затрат. Где-то 60% относятся к мало затратным, а оставшиеся 20% — 30% — это реально высоко затратные и долго окупаемые проекты, рассчитанные чаще всего на участие федерального финансирования и федерального же контроля. Закон №261 от 29 апреля 2009 года вводит ряд новшеств и понятий, которые требуют разъяснения.

Класс энергоэффективности

Теперь, с принятием нового 261 закона, изменились требования к ряду товаров, реализуемым на территории Российской Федерации, а также к продукции, что ввозится на нашу территорию через нашу федеральную границу. Список товаров имеется в ФЗ об энергосбережении. Данные товары должны нормативно теперь иметь на маркировке или упаковке информацию о Классе Энергоэффективности. Закон требует, чтобы эта информация была доступна в сопроводительной документации, в соответствующих инструкциях, на этикетках.

Правительство РФ издало 10 декабря 2010 года Постановление, которое дало отсрочку на обязательное указание информации по энергоэффективности товара на более поздний срок (с 1 декабря 2012 года). Но после этой даты все товары, внесенные в перечень данного Постановления, обязаны быть маркированы согласно критериям энергоэффективности. В Постановление федерального Правительства вошли в основном приборы домашнего пользования: микроволновые печи, кухонные плиты, телевизоры, водонагреватели и проч. Класс энергоэффективности в ФЗ — это первое новшество.

Во-вторых, 261 ФЗ и его статья 11 прямо говорит о том, что теперь здания и сооружения по-новому будут рассматриваться и строится с учетом требований по энергоэффективности. Данная статья закона напрямую касается большинства населения РФ, потому что речь идет об обязательности учета потребляемых энергетических ресурсов собственниками многоквартирных домов. Все дома в обязательном порядке должны быть оборудованы приборами учета.

Третье: нормативно вводится 261 законом так называемый класс энергоэффективности капитального строения. ФЗ гласит, что на многоквартирном доме, на фасаде здания, при сдаче его в эксплуатацию теперь обязательно должна быть указана информация о классе энергоэффективности данного объекта.

Впоследствии, если в процессе эксплуатации здания меняется его класс энергоэффективности, то уже сами собственники многоквартирного дома за свой счет должны сменить устаревшую маркировку на новую, соответствующую действительности. Как часто должна согласно ФЗ 261 происходить переоценка капитального строения на предмет выяснения его энергоэффективности? Не реже чем раз в 5 лет, говорит нам закон.

Исключения

Не все здания, согласно правовой базе ФЗ, должны быть переаттестованы с указанной периодичностью. Закон делает исключение для культовых строений, и для временных зданий. Избавлены от этой процедуры и индивидуальные дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания семьи на землях ИЖС, на знаменитых дачных 6 сотках, на дачных наделах иной площади. Нормативно указано, что и деревянные, даже капитальные строения типа деревенский сарай, гараж, теплица, туалет, также не подпадают под это требование – регулярный мониторинг класса энергоэффективности. Закон требует, чтобы данное сооружение было отдельно стоящим и имело площадь не более 50 метров кв. С годами сельский деревянный туалет вряд ли повышает свою энергоэффективность, поэтому указанные исключения вполне разумны.

Приборы учета

Рассматривая правовую базу 261 ФЗ, нас интересует статья 13, потому что она касается использования приборов учета, которые должны быть установлены в зданиях сооружениях, подключенных к центральному отоплению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению.

Федеральный Закон подчеркивает, что аварийные объекты, здания подлежащие сносу, ветхие строения и имеющие НЕ централизованного снабжения теплом, водой, электричеством приборами учета оснащены быть не обязаны. Если объект потребляет мощность менее 5 КВТ, то и тут, как говорит нам ФЗ, необязательно установление приборов учета.

Рассматриваемый закон гласит, что новые правила по установке приборов учет вступили в действие в силу для муниципальных властей с 1-го января 2011-го года, а для собственников многоквартирных и жилых домов после капитального ремонта с 1-го января 2012-го года. Пока закон обязывает устанавливать приборы учета только на воду, тепло, электричество, но с 2015-го года потребуется установка приборов учета и на газ.

Кто в ответе?

Федеральный Закон предусматривает целую шкалу наказаний ответственных должностных лиц, собственников зданий и сооружений, частных лиц, если они не установили указанные приборы учета или препятствуют их установке намеренно, не выполняют требования 261 закона. Штрафы составляют для физических лиц в среднем 12 000- 15 000 рублей, для должностных лиц примерно 25 000 в среднем, а вот для юридических лиц до 600 000 рублей за неисполнение требований данного ФЗ. Причем 261 закон и его правовая база проводит разделение ответственности согласно, так сказать, чину. Предусмотрена административная ответственность для руководителей организаций и юридических лиц, просто для «государевых людей», то есть чиновников, и для физических лиц. С последними федеральный закон мягче, ситуация лучше, штрафы намного меньше, но все это тоже «не сахар».

Кто же и как будет осуществлять контроль над воплощением норм ФЗ закона в жизнь? Проще говоря, кто окажется «крайним» в случае провала большого начинания федерального значения? Надзор за исполнением ФЗ 261 и его исполнением его нормативной базы распластан как бы на два уровня: первый – это Федеральный Центр, второй – региональные власти субъектов РФ. Соответственно, контроль будет осуществляться за счёт проведения плановых проверок, как со стороны уполномоченных региональных надзорных структур, так и федеральных.

Энергосбережение на настоящий момент крайне актуальная тема в России, без этого нам не сделать экономику конкурентоспособной. Дело это — общероссийское, и халатное к нему отношение не приветствуется. ФЗ 261 вводит как гражданскую (возмещение убытков, статья 393 ГК РФ или нанесение вреда, статья 1064 ГК РФ), так и административную (разработана целая шкала штрафов), и дисциплинарную ответственность (речь идет о замечаниях в личном деле, выговоре, вплоть до лишения должности) за ненадлежащее исполнение требований Закона об энергосбережении.

Электроаудит

Аудит бывает финансовый, бывает экологический, есть и технический. ФЗ закон 261 вводит еще одно важное понятие в плане контроля над состоянием энергоэффективности наших фондов: так называемый электроаудит. В чем здесь суть? Это регулярные энергетические обследования, причем не важно, какой формы собственности будет обследуемое предприятие. Частная, государственная, кооперативная, ведомственная…

Кто имеет право на столь ответственное действие? Нормативная база закона дает ответ: как физические, так и юридические лица, которые являются членами энергоаудиторских специализированных компаний (на местном уровне «Ростехнадзор», например). Иными словами, согласно ФЗ только специалисты в области энергоаудита могут проводить подобные проверки, по результатам которой делается так называемый энергетический паспорт, выдаваемый на имя конкретной организации или учреждения. Уже существует его конкретная форма (утверждена приказом Министерства Энергетики РФ за № 182). Общий контроль на федеральном уровне за соблюдением требований 261 закона осуществляет Министерство Энергетики РФ.

ФЗ 261 обязывает, что каждые 5 лет в обязательном порядке должны пройти энергетическое обследование различные инстанции. С кого начать? Конечно, с самих государственных учреждений и организаций. В первую очередь, это муниципальные предприятия, государственные предприятия (больницы, суды, школы, детские сады, Министерства, а также организации производящие и транспортирующие топливно-энергетические ресурсы). Федеральный закон нормативно устанавливает сумму, на которую нужно ориентироваться чтобы определить, нужно ли проходить энергетическую проверку сейчас или время ждет. Если организация тратит на топливно-энергетические ресурсы более 10 млн. рублей в год, причем включая все платежи на топливно-энергетическое потребление (налоги, различные иные траты на топливные ресурсы: бензин, газ и проч), то тогда она обязана проходить регулярный энергетический аудит.

Получаемый в итоге проверок энергетический паспорт подлежит регистрации в саморегулируемой организации, откуда каждые три месяца копия паспорта отправляется в Федеральное Министерство Энергетики РФ для каталогизации, учета, систематизации и статистических целей. Впоследствии планируется создание федеральной электронной базы энергетических паспортов.

Указанный ФЗ об энергосбережении, его правовая база разрешает весьма интересную вещь: проводить энергоаудит самого себя! Что это означает на практике? Различные организации, в том числе предприниматели без образования юридического лица, сами могут проводить энергоаудит своих фондов, которые числятся на их балансе. Хорошо это или плохо? Пока ответить трудно. Для частных предпринимателей и иных юридических лиц это хорошо, только вот когда сам себя проверяешь, то далеко не всегда относишься к своим недочетам, проблемам, достаточно критично и объективно.

Убрать путаницу

У обсуждаемого ФЗ 261 есть большой плюс: он убирает некоторый сумбур в голове руководителей юридических лиц, да и в умах собственников жилых помещений, руководителей ТСЖ, у муниципальных чиновников. Ведь сейчас многие ошибочно полагают, что энергоаудит должен проводится в отношении конкретного здания, расположенного по такому то адресу с таким-то почтовым индексом и кадастровым номером. Но это заблуждение!

Закон чётко формулирует объекты электроаудита: он проводится в отношении юридического лица, конкретного товара или целого производственного процесса. Так что сейчас пока в подавляющем большинстве случаев энергетический паспорт оформляется на различные юридические лица и их продукцию.

ФЗ № 261 от 29 апреля 2009 ввел нормативно понятные правила игры в области федеральной политики повышения энергоэффективности и в этом его основная ценность, как мне представляется.

Михаил Берсенев, Москва, 21/12/13 г.

В этом видео рассказано о том, кто должен провести энергетическое обследование и сделать энергопаспорт:



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ