Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

На вооружении морского флота есть много разновидностей военных кораблей. Они различаются своим назначением, конструкционными особенностями, мореходными качествами. Рассмотрим подробней два образца военно-морской техники, а точнее, поговорим о том, чем отличается фрегат от корвета.

Определение

Фрегат – военный корабль среднего водоизмещения, выполняющий задачи оборонительного и ударного характера. В парусном флоте он был трехмачтовым, с парусным оснащением и орудийной палубой (двумя орудийными палубами) судном. Во время военных операций фрегаты, как правило, не участвовали в линейных боевых действиях, а выступали в качестве самостоятельных боевых единиц или флагманов эскадр. По размеру фрегаты были меньше линейных кораблей.

Фрегат

Корвет также относится к военным кораблям. Он имеет свои технические характеристики, оборудование и назначение. Будучи парусником, корвет имел схожее с фрегатом парусное вооружение.


Корвет

Сравнение

Оба корабля являются надводными, многоцелевыми. У них на борту есть военное снаряжение, необходимое для борьбы с воздушным и водным противником. Главное же отличие фрегата от корвета заключается в их размерах. Корвет – сравнительно небольшой корабль, меньше фрегата, и, соответственно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на степень могущества корабельных боеприпасов, дальность их действия. Она же определяет дальность плавания судов и возлагаемые на них функции.

Так, фрегаты, обладая прекрасной мореходностью, действуют в дальней морской зоне, а также, в отличие от корветов, предназначены для выхода в океан. Используются фрегаты для эскортирования, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбометы, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. На кораблях такого типа нередко базируются боевые вертолеты. Фрегаты оборудованы мощными гидроакустическими станциями и радарами.

Корветы, как правило, несут службу вблизи, в прибрежных морях. Они оснащены небольшими противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, противолодочными бомбометами, пушками меньшей величины. Гидроакустические станции на корветах не такие крупные, радары обнаружения целей менее сильны. В число их задач входят патрулирование и обеспечение связи.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между фрегатом и корветом.

В последние годы в состав Военно-Морского Флота России вошло много новейших кораблей. В основном это фрегаты и корветы, построенные с применением стелс-технологий.

Фрегаты проекта 22350

Новейшие российские фрегаты проекта 22350 способны выполнять широкий спектр задач. Фрегаты несут мощное ударное вооружение, представленное 16 ракетами П-800 «Оникс» и «Калибр». Также корабли имеют сильную ПВО, по крайней мере для данного класса кораблей.

Фрегат проекта 22350

Корабли относится к первому рангу — высшему рангу боевых кораблей во флоте России. Корпус фрегата длиной 135 м и шириной 16 м сделан по стелс-технологии с длинным полубаком (для невидимости на чужих радарах). Осадка 4,5 м. Малая осадка позволяет кораблю действовать в мелководных заливах и устьях крупных рек. В теории, корабли проекта способны проходить по речным судоходным каналам западной части России (по судоходным стандартам минимальная глубина российских каналов и речных путей в целом, 4,5 метра).

Полное водоизмещение 4500 т. Скорость до 30 узлов, при 14-ти узлах корабль проходит 4850 миль. Автономность по продуктам питания 30 дней, рассчитанный на экипаж 180 человек и 20 морских десантников (охраны корабля от диверсантов и штурмовых групп боевых пловцов).

Главная силовая установка ДГТ 2х30 450 л.с. ГТА М7Н1: маршевая ГТУ 8 450 л.с., форсажная ГТУ 22 000 л.с. Боевой корабль имеет транцевую корму. Форштевень острый. Дно двойное.

Электронная «начинка» фрегата и вооружение

Противовоздушное вооружение

Вооружены зенитно-ракетной системой «Полимент-Редут». Система является морской версией , большинство компонентов морской системы схожи с сухопутной.

Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. Стелс-фрегаты проекта 22350 имеет восемь ячеек. В ячейке располагается один транспортно-пусковой контейнер с ракетой большой или средней дальности (9М96Е, 9М96Е2) или четыре ракеты малой дальности (9М100).
Для ракет 9М96Е, 9М96Е2 на маршевом участке траектории используется инерционно-командное наведение, на конечном участке - активное радиолокационное самонаведение. Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.

Скорость перехватываемых целей от 750 м/с до 2800 м/с, что позволяет комплексу эффективно перехватывать сверхзвуковые цели. Комплекс «Полимент-Редут» способен эффективно перехватывать стандартные американские противокорабельные ракеты «Harpoon» на всей траектории полёта.

Также фрегаты имеют зенитно-артиллерийский комплекс «Палаш». предназначен для создания эшелонированной обороны от вражеских противокорабельных ракет. Комплекс устанавливается на корабли водоизмещением более 500 тонн и предназначен для перехвата дозвуковых крылатых ракет, вертолетов, низколетящих самолетов и обстрела малоразмерных морских целей. Также «Палаш» способен вести огонь по береговым целям, поддерживая десант.

Пусковые контейнеры ЗРС «Полимент-Редут»

ЗРС «Полимент-Редут» способен обеспечивать ПВО эскадрам кораблей, портам и объектам, находящимся на побережье. Также комплекс способен выполнять задачи противоракетной обороны.

Максимальная дальность пуска зенитных ракет в 150 км позволяет держать на расстоянии тактическую авиацию противника. Также важным фактором является, что зенитно-ракетная система способна эффективно перехватывать цели на высотах до 10 метров. Такая малая высота перехвата позволяет эффективно перехватывать низколетящие цели, в том числе и ракеты (что очень важно в современной войне, так как в наше время активно используются низколетящие ракеты).

Фрегаты проекта 11356

Российские вооружены зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1». Комплекс предназначен для обороны от всех средств воздушного нападения (самолеты, крылатые ракеты и др.). Комплекс включает в себя трехкоординатную радиолокационную станцию. Радар комплекса является общим для всех систем вооружения корабля. Ракеты размещаются в пусковых установках и взлетают при помощи вертикального старта. Вертикальный старт позволяет ракетам атаковать цель на 360 градусов (круговая оборона).

Фрегат проекта 11356

Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ. Зенитная управляемая ракета 9М317МЭ является модификацией ракеты 9М317, входящую в состав зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Комплекс способен поражать цели от 2,5 км до 50 км по дальности. Минимальная высота поражения ЗРК «Штиль-1» составляет 5 метров. Такая малая высота позволяет комплексу поражать низколетящие противокорабельные ракеты, атакующие корабль или эскадру, в состав которой входит корабль.

Фрегат также способен прикрывать порты и береговые ракетные установки от атак с воздуха. Максимальная высота поражения составляет 15 км. Большинство современных многоцелевых истребителей и тактических бомбардировщиков имеют практический потолок в пределах 15-19 км. Таким образом, для ЗРК «Штиль-1» по высоте досягаемы почти все воздушные цели.

Также фрегаты имеют две шестиствольные автоматические зенитные пушки , которые предназначены для уничтожения атакующих дозвуковых противокорабельных ракет. При необходимости, АК-630М способны уничтожать низколетящие самолеты и вертолеты.

Корветы проекта 20380

Новейшие российские стелс- имеют широкий спектр вооружения: противокорабельные ракеты Х-35 «Уран», зенитно-ракетная система «Полимент-Редут», зенитно-ракетный артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик», 2 зенитные артустановки АК-630М, малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», универсальная автоматическая пушка А-190.

Корвет проекта 22380

Перечисленная номенклатура вооружения содержит много зенитных систем. Кроме «Кортика» все системы уже описаны выше. Единственное отличие ЗРС «Полимент-Редут» в том, что на данных корветах четыре ячейки, вместо восьми на фрегатах проекта 22350. Всего построено шесть и строится ещё восемь корветов данного проекта.

Вывод

Морской противовоздушной обороне уделяется большое внимание. Так, даже небольшие корабли, такие как фрегаты и корветы имеют возможность обеспечить достаточную противовоздушную оборону сопровождаемым кораблям в море или обеспечить защиту в пункте базирования. Ракетные крейсера и эсминцы (проектов 1144 «Орлан», 1164 «Атлант», проектов 956 «Сарыч») имеют гораздо большие возможности по ПВО, однако имеют значительно больший тоннаж и стоимость.

/Александр Растегин /

На вопрос Чем отличаются фрегат, тральщик, миноносец и эсминец. Кто из них крупней и кто дороже? заданный автором Просьба лучший ответ это Тральщик - это судно, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин. Обычно небольшие (водоизмещение от нескольких сот до 1000 т) , слабо вооружённые или вообще не вооружённые. Из всего перечисленного вами самые маленькие и дешёвые.
Фрегат - в настоящее время за рубежом один из основных классов боевых кораблей водоизмещением примерно 3-5 тыс. т. Предназначен для противолодочной (ПЛО) и противовоздушной (ПВО) обороны, в меньшей мере - для уничтожения кораблей противника. Однако из-за небольшого водоизмещения обычно не способен одинаково хорошо выполнять все три функции и специализируется на чём-нибудь одном (как правило, на ПЛО) .
Вообще-то термин очень многозначный. Исторически этим термином обозначали множество самых разных классов кораблей. В парусных флотах - второй по силе корабль после линейного. В годы Второй мировой войны (в Англии) - небольшой тихоходный эсминец (1000 т и менее) , предназначенный для проводки конвоев. В США с 1950-х до 1975 года так называлось большинство кораблей, оснащённых ракетным оружием (кроме переоборудованных артиллерийских крейсеров и крейсера «Лонг Бич») . Водоизмещение американского фрегата этого периода - от 3 до 11 тыс. т. В России после ухода в небытие парусных флотов фрегатов отродясь не было (точнее, не было такой классификационной единицы - фрегат) , но по размерам и функциям современным фрегатам соответствует российский сторожевой корабль.
Стоимость современного фрегата - несколько сот миллионов баксов.
Миноносец - это русский термин, обозначающий небольшой корабль конца XIX - начала XX в. , предназначенный для атаки вражеских кораблей торпедами. Со временем миноносцы стали достаточно мореходными (то есть большими) и быстроходными, чтобы действовать в составе эскадры. Такие миноносцы стали называться эскадренными миноносцами или сокращённо «эсминцами» . В настоящее время русский термин «миноносец» имеет чисто историческое значение, зато есть довольно обширный класс кораблей, называемый эсминцами. По-английски же и то и другое называется «destroyer» (разрушитель, уничтожитель) .
Эсминец - в настоящее время самый крупный (водоизмещение 7-10 тыс. т) из основных боевых кораблей, за исключением авианосцев и ещё сохранившихся кое-где (в России и США) крейсеров. Основные функции - ПВО, ПЛО, ударные (уничтожение кораблей противника) , артиллерийская поддержка десантных операций. На то, чтобы одинаково хорошо выполнять все четыре функции, опять же, не хватает водоизмещения, поэтому бывают специализированные эсминцы (ПВО, ПЛО) , а бывают эсминцы с претензией на универсальность. Например, лучший современный эсминец, американский «Бёрк» , хорошо справляется с ПВО и ПЛО, с остальным послабее. Российские эсминцы проекта 956 имеют монструозные ударные и артиллерийские возможности, хорошую ПВО, но откровенно никакую ПЛО.
Стоимость современного эсминца типа «Бёрк» - 1-2 млрд. баксов.
До 1950-х годов эсминцами называли самые хиленькие артиллерийские корабли водоизмещением 1-3 тыс. т с пушками 76-127 мм. Основные их функции - ПВО и ПЛО. Также атака противника торпедами, но после Первой мировой войны это уже не практиковалось. По мере схода с исторической арены артиллерийских кораблей эсминцы пошли в гору. В 1975 году эсминцами стали называть крупные ракетные корабли, у которых не было ПВО средней и большой дальности (а если было, то называли ракетными крейсерами) . Постепенно ракетные крейсера стали сходить с исторической арены, а их место заняли эсминцы.
Отдельная история - японские эсминцы-вертолётоносцы. Японцы, дабы не смущать пацифистски настроенную общественность и не произносить слово «авианосец» , любой свой вёртолётоносец называют эсминцем-вертолётоносцем.
Лариса Крушельницкая
Гений
(53139)
Самый первый наш БПК (проект 61, 1962 г.) имел водоизмещение 4,3 тыс. т, и НАТО классифицировала его как фрегат, что было близко к истине. В то же время, модернизация этого проекта (проект 61Э) водоизмещением 5 тыс.т. сейчас состоит на вооружении индийского флота и его там классифицируют как эсминец. Это, как мне кажется, не совсем правильно, это где-то на границе между фрегатами и эсминцами.
Дальше водоизмещение наших БПК росло. Скажем БПК проекта 1155 имеет полное водоизмещение 7,5 тыс. т. и это уже 100%-ный противолодочный эсминец. Сейчас категории «фрегат» примерно соответствует наш сторожевой корабль.
В СССР и потом в России корабли делились на две большие группы - ударные и противолодочные.
Классификация была такая: Ударные: ракетный крейсер - большой ракетный корабль - малый ракетный корабль - ракетный катер.
Противолодочные: противолодочный крейсер (это крейсер-вертолётоносец) - БПК - сторожевой корабль - малый противолодочный корабль.

Ответ от Евровидение [эксперт]
фрегат дороже


Ответ от Микаело мен [гуру]
ты сравниваешь извини жопу с пальцем... эсминец больше в 3 раза любого другого


Ответ от Кот Обормот [гуру]
Тральщиком можно назначить любую шаланду, с мотором - не жалко!..
Эсминец - это тяжёлый корабль...тяжелее только полные танкеры и авианосцы...

Для Российского Военно-Морского Флота задача обороны прибрежной морской зоны была, есть и остается одной из самых насущных задач. Это вызвано большой протяженностью морских границ государства, наличием в прибрежной морской зоне большого количества стратегически важных объектов военного и экономического назначения. Подобной стратегии придерживались еще в Советском Союзе, где функцию по охране морских рубежей выполняли сторожевики. Не изменилась картина и в наши дни. Сегодня на смену устаревшим боевым судами пришли новые и совершенные боевые суда — корабли проекта 20380.

Боевая необходимость или дань традиции

Сторожевики в российском флоте — явление не новое. С кораблями этого класса русские моряки познакомились в годы Первой Мировой войны. Эти сравнительно небольшие военные суда стали универсальными боевыми единицами, выполняющими огромный объем боевой работы. За рубежом подобные суда классифицировались как фрегаты и корветы. В Российском флоте пошли своим путем, создав отдельный класс боевых судов – сторожевые корабли.

Появление этих судов в составе флота было вызвано острой необходимостью. Функции охраны побережья и морских рейдов, охрану конвоев и противодействие малым силами флота противника могли выполнять и эсминцы, однако эти корабли были немногочисленны. Строить новые эсминцы в большом количестве было дорогостоящим занятием. Посчитали, что будет выгоднее использовать для выполнения поставленных задач однотипные суда меньшего водоизмещения. Не следует сравнивать сторожевики по боевым и мореходным качествам с эсминцами – это совершенно разные по характеру применения боевые корабли. Такие корабли должны быть универсальными и строиться в массовом порядке.

Играл огромную роль и экономический фактор. Постройка одного сторожевого корабля, фрегата или корвета обходилась казне в два, в три раза дешевле, чем постройка одного эсминца. В Советском Союзе сумели оценить эти преимущества. В 20-е и в 30-е годы, в тяжелых экономических условиях постройка сторожевиков стала для СССР единственной возможностью поднять боеспособность своего флота. В предвоенное время, в годы войны сторожевые корабли стали самыми массовыми боевыми судами советского Военно-Морского Флота. Аналогичного принципа комплектования флота придерживались в СССР и в послевоенное время. На оснащении флота появились более мощные и совершенные корабли, ввиду которых класс сторожевых кораблей получил новое развитие.

В отличие от первых судов подобного класса, советские сторожевики (СКР) стали на порядок сильнее и мощнее. В Советском Союзе строятся корабли, которые по огневой мощи и техническому оснащению не уступают эсминцам. За рубежом советские сторожевики давно причисли к классу фрегатов, считая их полноценным боевыми судами. В СССР привыкли строить много и мощно. Соответственно и сторожевики стали больше в размерах, получили мощные средства вооружения. Такая тенденция сохранялась до последних дней существования Советского Союза. Для флота планировалось построить сторожевики проект 11540 – большие военные корабли океанского класса. Говорить о том, что флоту нужны СКР для охраны и обороны прибрежной морской зоны не приходилось. Эта ниша в советском ВМФ так и осталась незаполненной.

В России, которая унаследовала от Советского Союза огромный военный флот, пришлось с нуля решать задачу создания кораблей ближней морской зоны. Первоначально решить проблему должны были корабли проекта 12441, однако с «Новиком» — головным кораблем проекта — не сложилось. Проект был отклонен. Было решено начать строительство СКР в том виде и в том варианте, в котором эти корабли должны быть изначально. В таких условиях родился проект 22380, предусматривающий постройку малого сторожевого корабля для охраны ближней морской зоны.

Первые шаги на пути постройки нового сторожевика

В трудные 90-е годы основная задача командования российского ВМФ заключалась в сохранении боеспособности корабельного состава, доставшегося в наследство от советского военного флота. Необходимость в постройке новых судов ощущалась остро, однако экономические трудности и недостаток финансирования не позволяли с размахом начать строительство новых боевых кораблей. Ввиду того, что реализовать проект 12441, было признано нецелесообразно, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными кораблестроителями задачу: создать малый сторожевой корабль, которым можно будет заменить выводящиеся из состава флота сторожевики советской постройки.

Поручили это задание традиционно ЦМКБ «Алмаз», одному из ведущих отечественных проектно-конструкторских бюро страны. В техническом задании к будущему проекту указывались основные технические параметры нового корабля. Это должен был быть, в соответствии с западной классификацией, многоцелевой корвет проекта 20380. Говоря простым языком, было необходимо создать простой и дешевый надводный корабль 2-го ранга, предназначенный для выполнения боевых задач в прибрежных морских акваториях.

Начало проектирования пришлось на 1997 год. В окончательном виде проект сформировался к 2001 году. Строительство новых судов было решено поручить Санкт-Петербургской «Северной верфи». Это судостроительное предприятие должно было обеспечить постройку судов для нужд Балтийского флота. При удачной реализации проекта со временем планировалось начать постройку новых корветов на Дальнем Востоке, которыми будет оснащаться Тихоокеанский флот.

В соответствии с проектом новый сторожевик должен был выполнять следующие боевые задачи:

  • основная зона действия корабля — прибрежные акватории и экономическая морская зона;
  • основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами флота вероятного противника;
  • патрулирование в зоне ответственности, защита прибрежных морских коммуникаций, блокада объектов береговой инфраструктуры.

В целом, ничего нового в предназначении новых боевых судов не было. Все перечисленные цели соответствовали этому классу кораблей, которые должны будут наглухо закрыть прибрежный морской фланг от посягательств.

Закладка головного корабля проекта корвета «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 судов проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа, корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, получившего название «Бойкий». К этому времени состоялся спуск на воду головного корабля. Корвету «Стерегущему» предстояло еще пройти долгий цикл заводской достройки, оснащение средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.

Строительство оставшихся судов в соответствии с Государственным заказом для Балтийского флота на «Северной верфи» продолжается и сегодня. Первые четыре корабля введены в строй и входят в состав Балтийского флота. Ввиду успешности конструкции кораблей, проект получил продолжение. В 2015 году состоялась закладка еще двух судов для балтийских моряков, корвет «Ретивый» и корабль того же класса «Строгий» планируется сдать флоту до 2020 года.

Летом 2006 года состоялась закладка первого корабля проекта 20380 на «Амурском судостроительном заводе» в г. Комсомольск на Амуре. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых судов для нужд Тихоокеанского флота. Второй корабль, строившийся на АСЗ в соответствии с программой технического переоснащения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий» предполагается передать флоту в 2018 году. Сегодня на корабле ведется доводка и отладка основных систем корабля, включая комплекс управления и электротехнического обеспечения.

На данный момент мощности судостроительного завода в Комсомольске на Амуре загружены полностью. Следом за «Громким» ведется постройка еще двух однотипных корветов: кораблей «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий», на котором начаты работы по формированию корпуса. Суда должны быть переданы Тихоокеанскому флоту в 2020-21 гг.

Особенности корветов проекта 20380

Не стоит думать о том, что корветы проекта 20380 стали чем-то новым для Российского флота. Внимательно присмотревшись к кораблям, можно увидеть внешнее сходство с другими боевыми судами, стоящими на вооружении отечественного флота. Подобная схема сегодня в разных вариантах реализована в ходе строительства других боевых кораблей. Малые ракетные корабли типа «Буян-М», хотя и обладают вдвое меньшим водоизмещением, имеют те же обводы корпуса и конфигурацию надстройки. Подобным сходством обладают и корабли проекта 22350, строившиеся для боевой службы в дальней морской зоне. Корабли разнятся только в размерах, в водоизмещении и в комплексе вооружений.

Следует отметить, что концепция развития современного российского военного флота, в корветах проекта 20380 получила максимальную реализацию. Конструкция кораблей продумана и проработана. Основные системы боевого судна автоматизированы и оснащены современными электронно-цифровыми приборами и устройствами.

Благодаря удачной конструкции, корабли имеют превосходные мореходные качества. Несмотря на то, что корветы считаются кораблями прибрежного действия, дальность плавания этих судов составляет 3500 км. На борту судна созданы комфортные условия для экипажа, который может автономно пребывать в боевом походе до 15 суток.

Все основные узлы и агрегаты корабля обладают высокой технологичностью и отличаются высокой степенью ремонтопригодности. Конструкция корабля позволяет осуществлять в дальнейшем его модернизацию. Двигательная установка корветов представлена двумя дизельными двигателями ДДА 12000 конструкции ОАО «Коломенский машиностроительный завод». В результате удачной компоновки корпуса корабля и двигателей, корабль водоизмещением 1500 тонн обладает хорошим ходом. Двухвальная двигательная установка позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 27 узлов. Особо стоить отметить низкую шумность работающих двигателей, которая обеспечивает тем самым кораблю малую заметность в гидроакустическом диапазоне. В плане невидимости новые российские корветы представляют собой образец инженерной мысли. Помимо того, что сам корабль имеет специфическую конфигурацию надстройки и обводы корпуса, в конструкции корабля массово применены композитные материалы.

Навигационное оборудование, мачты и антенны могут быть убраны внутрь надстройки. Общая концепция выдержана в рамках использования технологии «Стелс». Корветы «Бойкий» и «Стойкий» во время испытаний на морском полигоне продемонстрировали удовлетворительные параметры радиолокационной заметности. Это особенно важно в условиях плавания в акватории Балтийского мора, где присутствуют береговые и авиационные комплексы противокорабельных вооружений стран НАТО.

Вооружение кораблей проекта 20380 универсально. На первых серийных судах, которые находятся в строю действующих флотов, установлены:

  • основное ударное вооружение, противокорабельный комплекс «Уран», оснащенный 8-мю ракетами Х-35;
  • оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из артиллерийских 30-мм установок АК-630М и переносных ЗРК «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
  • артиллерийская 100-мм артустановка А-190, способная поражать все виды наземных и надводных целей на дистанции до 21 км;
  • противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.

В качестве вспомогательного противолодочного и поискового средства на корветах базируется вертолет Ка-27. Летательный аппарат размещается на открытой взлетно-посадочной площадке или в закрытом ангаре.

Навигационный комплекс корветов проекта 20380 представлен радиолокационной станцией обнаружения «Фурке-2». Для управления ракетным комплексом имеется своя РЛС целеуказания и система управления ракетным огнем «Монумент». Управление и позиционирование судном осуществляется с помощью системы спутниковой навигации СН-3101, ориентированной на ГЛОНАСС.

Для управления всеми боевыми система корабля имеется система БИУС «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Радиолокационное вооружение корвета усилено системой постановки радиоэлектронных помех, другими средствами радиоэлектронной борьбы.

В заключение

Корабли проекта 20380, корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий» сегодня составляют основу береговых сил Балтийского флота. Обладая совершенным комплексом вооружений и хорошими мореходными качествами, суда регулярно несут боевое дежурство по охране морских рубежей на Балтийском морском театре.

На Тихом океане службу по охране морских рубежей, в особенности рыбных промыслов в акватории Охотского моря, выполняет корвет «Совершенный».

Несмотря на удачную конструкцию кораблей, принято решение о модернизации проекта в рамках усиления огневых возможностей кораблей. Последующим развитием должны стать корабли проекта 20385 «Гремящий и «Проворный», строящиеся на Дальнем Востоке. Основное отличие этих двух судов – наличие на них тактического ударного вооружения, представленного УКСК Калибр.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Часто приходится слышать вопрос: Как соотносятся отечественные БПК и Сторожевые Корабли с иностранными Крейсерами и Фрегатами? Ответы бывают самые разные. Попробуем разобраться.

В конце 50-х годов американцы прекратили постройку Крейсеров и Эскадренных Миноносцев (единственным исключение стал экспериментальный «Лонг Бич»), сосредоточившись на строительстве двух новых классов кораблей: Фрегатов УРО (Управляемого Ракетного Оружия) и больших океанских Эскортных Эсминцев.

Первые предназначались, в первую очередь, для охраны авианосных ударных соединений от атак вражеской авиации и подводных лодок. В силу этого они несли мощное вооружение ПВО-ПЛО (зенитные ракетные комплексы большой и средней дальности, противолодочные ракетные комплексы «АСРОК») и практически не имели вооружения ударного, ведь задачу уничтожения надводных кораблей противника брала на себя палубная авиация. Одна одноствольная 127-мм артустановка, да и то не на всех – этим исчерпывались противокорабельные средства Фрегатов УРО типов «Кунц» (10 корпусов),

«Леги» (9),


и «Белкнап» (9).


К последним двум сериям прилагались их атомные аналоги: «Бейнбридж»

и «Тракстан».

В дальнейшем эта линия продолжилась сериями атомных Фрегатов УРО «Калифорния» (2)

И «Вирджиния» (4).

Второй класс был представлен в основном кораблями типа «Нокс» (46 штук). Эскортные эсминцы предназначались для охранения трансатлантических конвоев, и имели, как правило, только противолодочное вооружение.

Тут то и началась путаница, ведь Фрегатами во флотах европейских держав (членов НАТО, что немаловажно) именовались корабли, классифицируемые в США как эскортные эсминцы. Свои же аналоги Фрегатов УРО европейцы называли Легкими Крейсерами, как англичане свои корабли типа «Каунти»,

или Эсминцами (французские «Сюффрен» и «Турвиль»).


В СССР то ли по причине очередного витка борьбы с низкопоклонством перед Западом, то ли по какой другой, предпочли заменить термин Фрегат УРО на вновь изобретенный Сторожевой Корабль Противовоздушной-Противолодочной Обороны, что являлось простой калькой американского наименования. Сокращенно это звучало как СКР ПВО-ПЛО и приводило плавсостав, зачастую, в состояние полного лингвистического ступора. Пришлось принять более короткий и запоминающийся термин: Большой Противолодочный Корабль или БПК. При этом американцы, как бы не зная о противолодочной ориентации ракетоторпед «Метель», лукаво предпочли считать их противокорабельными, классифицируя БПК семейства 1134 («Адмирал Зозуля»), 1134А («Кронштадт») и 1134Б («Николаев») как Крейсера УРО. Правда в 1977 году руководство отечественного ВМФ передумало и перевело «Зозули» в ранг Ракетных Крейсеров. Модернизированные БПК проекта 61 и ЭМ 56-м после установки на нихпротивокорабельных ракет П-15М превратились в Большие Ракетные Корабли (БРК).


И над кораблями проекта 1135, классифицируемых, в США тех лет, как Эскортные Эсминцы, пришлось задуматься. Сначала их обозначали как БПК 2-го ранга, но в том же 1977 переклассифицировали в Сторожевые Корабли (СКР).

В итоге получилась вот такая таблица:

США

НАТО

СССР

РКР

ФР УРО

КРЛ/ЭМ

БПК

БРК

Эск.ЭМ

ФР

СКР

В начале 70-х годов, в связи с резким увеличением числа скоростных советских ПЛА, американцы решили, что скорость «Нокса» не худо бы и увеличить. Хотя вооружение увеличилось всего на одну 127-мм артустановку, водоизмещение «поплыло» и новый корабль превзошел своего прототипа (по массе) почти вдвое. Назвать такой корабль Эскортным Эсминцем язык не поворачивался, вот и решили назвать просто Эсминцем. Так родился знаменитый «Спрюенс».

После принятия в 1977 году на вооружение противокорабельной ракеты «Гарпун», американцы подумали и, одним росчерком пера, превратили свои Фрегаты УРО в Крейсера УРО («Леги», «Белкнап», «Калифорния» и «Вирджиния») и в Эсминцы УРО («Кунц»), обозначение же Фрегат было передано Эскортным Эсминцам, что сделало классификацию НАТО более однородной.

Следующие корабли, построенные в корпусе «Спрюенса», именовались уже Крейсерами УРО («Тикондерога»).

В СССР же продолжали играть по старым правилам, стараясь запутать противника как можно сильнее. В итоге проект 956, разрабатывавшийся в качестве корабля поддержки десанта, по мере усиления вооружения, и как следствие увеличения водоизмещения, стали именоваться Эсминцами, причем без приставки – Ракетный, хотя по логике вещей должны были классифицироваться как БРК.

К классу БПК был причислен советский аналог «Спрюенса» - «Удалой» (проект 1155), а так же его развитие «Адмирал Чабаненко», хотя последний, в связи с установкой на нем противокорабельных ракет «Москит», вполне может претендовать на обозначение Эсминец.

Отрадно, что эпоха оригинальной национальной классификации, наконец, закончилась и новые российские корабли получают обозначения в соответствии со стандартной международной системой.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ